Досудебный порядок рассмотрения налоговых споров презентация

Обновлено: 25.04.2024

В процессе использования законодательных положений о сборах и обязательных бюджетных платежах (налогах) между ФНС и плательщиками нередки конфликтные ситуации, которые разрешаются в результате направления искового заявления в суд или с помощью метода досудебного регулирования.

Как бороться с фейком в налоговых спорах и возможен ли пересмотр судебных актов при обнаружении лжи?

Определение категорий и понятий

Понятие для определения разногласий или споров по налогам законодательно не предусмотрено. Под этим термином понимают несогласия, относящиеся к пониманию или трактовке прав и обязанностей сторонами налоговых взаимоотношений, а также споры по законности актов, применяемых при взимании обязательных выплат (ст. 2 НК РФ).

Субъекты разделяются на

  • публичные (структуры ФНС или таможенные)
  • и частные, под которыми понимаются выплачивающие сборы, налоги лица и агенты (налоговые).

Содержание конфликтов или споров связано с источником их возникновения: правовыми взаимоотношениями по сборам и обязательным платежам (взиманию, определению), исполнению контроля, обжалованию полученных в ходе налоговых проверок заключений, действий уполномоченных (должностных) лиц с возможностью их привлечения к ответственности при нарушениях в налоговой сфере (ФЗ № 146, 31.07.1998).

К участникам (субъектам) налоговых взаимоотношений отнесены (ст. 9 НК РФ):

  • граждане и предприятия, на законодательной основе признанные плательщиками сборов или обязательных бюджетных выплат, налогов;
  • предприятия и граждане, признанные по закону агентами;
  • структуры ФНС;
  • таможенные структуры.

Данные субъекты выступают во взаимоотношениях как участники или как инициаторы конфликтов, связанных с обязательными бюджетными платежами.

Предметом для спора чаще бывают несогласия с рассмотрением обязанностей и прав участников взаимоотношений (граждан, организаций), касающиеся решений публичных органов/уполномоченных лиц при их несоответствии (предполагаемом) закону (ст. 46, ст. 198 АПК РФ).

Права и обязанности для сторон-плательщиков, часто служащие предметом спора, отражены в НК РФ (ст. 21, ст. 23, ст. 24).

Важно! Возникновение разногласий между сторонами правоотношений имеет место не только в отношении соблюдения и корректности их обязанностей или прав. Причинами служат претензии по законности актов о бюджетных платежах и сборах и иных положений, их соотношению с документами (нормативными), обладающими большей юридической значимостью.

Критерии и классификация налоговых разногласий

В зависимости от того, кто из участников начал оспаривание определенного вопроса во взаимоотношениях сторон, конфликты налогового характера разделяются на возникшие по инициативе:

  • оплачивающих обязательные бюджетные платежи или сборы, агентов;
  • структур таможни или ФНС.

По основанию (предмету) выделяют типы споров:

  • об обязанностях, правах сторон, участвующих в налоговых взаимоотношениях (спорных);
  • о законности использования нормативного документа, касающегося налогов (сборов), бездействия или неправомерных действий уполномоченных лиц.

По взимаемым суммам конфликты разделяют на связанные с:

  • удержаниями прямого типа, их расчетом и выплатами;
  • косвенными выплатами, их расчетом и перечислением.

Предметом требований может служить заявление о:

  • признании несоответствующими закону действий контролирующей структуры;
  • несогласии с отказом контролирующего органа по возврату сумм, перечисленных в излишнем размере;
  • обеспечении мер;
  • признании (по итогам проверки) незаконными действий ФНС;
  • начислении процентов за задержку перечисления средств из бюджета.

По способу разрешения ситуации делят на:

  • подлежащие судебному расследованию (в суде общей юрисдикции, арбитражном, конституционном);
  • решаемые административным (досудебным) порядком.

Судебное рассмотрение конфликтов

Форма и содержание иска определены АПК (ст. 199), при этом заявитель может изменять претензию (основание, размер требований) путем направления дополнительного ходатайства, а подача самого заявления производится по месту расположения отделения ФНС.

Судебное разбирательство начинается после того, как уполномоченным органом принимается заявление.

  • выплате штрафов, имеющих отношение к правонарушениям административного типа;
  • удержании дохода, полученного при действиях противозаконного характера;
  • закрытии организации;
  • установлении недействительности в отношении сделки.

Важно! Ответчик может признавать полученные претензии в полном объеме или только в его части. Возможна подача встречного искового требования со стороны налоговой структуры (ст. 132 АПК).

Досудебный способ урегулирования

С начала 2009 года законодательно (ст. 148 АПК РФ) действует досудебный вариант урегулирования разногласий между участниками налоговых отношений (плательщиком, налоговым органом, агентом). Без предварительного исполнения указанной обязательной процедуры не допускается обращение с иском в судебные органы (ст. 101 НК РФ).

Административный способ рассмотрения претензий законодательно предусмотрен при несогласии с актами, получаемыми по результатам проверок органов ФНС. Принимаемые решения касаются правонарушений налогового характера, ответственности по ним.

Выводы проверяющих структур ненормативного характера (к примеру, о запрете транзакций по счетам, об отказе возмещения НДС) могут быть оспорены в суде при отсутствии предварительного административного рассмотрения. Допускается вариант направления жалобы в вышестоящий орган и в суд одновременно.

Без досудебного порядка допускается подача иска в суд по следующим актам, выданным налоговыми органами:

  • отказам (в использовании вычетов; в перечислении/зачете выплаченной (взысканной) суммы в излишнем размере);
  • решениям (об аресте имущества, находящегося в собственности организации; о запрете проведения проводок (операций) по счетам в банках).

Изменения не коснулись порядка предъявления претензий, связанных с обжалованием ряда действий или бездействия со стороны должностных лиц структур ФНС (ст. 101 НК РФ).

Особенности досудебного обжалования

Общие положения, касающиеся процедуры по предъявлению претензий в отношении правовых (ненормативных) актов, действий уполномоченных лиц налоговых структур, определены в НК РФ (ст. 101, ст. 139-141).

В результате изучения полученных данных спорное решение может быть:

  • оставлено без изменения, это значит, что жалоба не удовлетворяется;
  • в части или в полном объеме изменено или отменено;
  • отменено, но принято новое решение;
  • отменено, а производство по делу прекращается.

Если в отведенный законодательно период выводы проверки не обжаловались в порядке апелляции, допускается перенаправление претензии в вышестоящий налоговый орган. Срок отправки составляет 12 месяцев после вынесения спорного решения (ст. 101, ст. 139 НК РФ). Решение готовится в течение 30 дней после получения заявления, при необходимости срок продлевается (на 15 дней). Результат доводится до плательщика в письменном виде.

Для подачи жалобы законодательно установленная форма не предусмотрена, но следует соблюсти некоторые требования, в том числе:

  • претензии должны быть обоснованными и четко сформулированы;
  • в виде доказательств допускается приложение документов по спорному вопросу, прецедентов из арбитражной практики, пояснений МФ РФ, подтверждающих обоснованность жалобы;
  • целесообразно указание подробных контактных данных заявителя (адрес почтовый и электронный, телефонные номера);
  • жалоба от организации должна подписываться руководителем компании или сотрудником, уполномоченным на выполнение определенных действий, нотариально оформленная доверенность на представительство прикладывается к жалобе.

Преимущества возможности досудебного обжалования актов проверяющих органов

Порядок разрешения споров административным методом отличается оперативностью и простотой исполнения, не содержит регламентирующих норм или процедур.

Нет необходимости оплачивать государственную пошлину за рассмотрение проблемной ситуации.

При отказе по претензии налогоплательщик получает четкое изложение позиции вышестоящей структуры по своей жалобе. Подобная информация позволит истцу более качественно подготовиться к судебному процессу (в случае направления искового заявления в суд).

Использование апелляционного метода не только разгружает работу арбитражных судов, но и повышает эффективность и качество взаимоотношений налоговых структур и плательщиков.

Важно! Заявитель имеет возможность отозвать поданную жалобу, пока решение по ней еще не принято (ст. 140 НК РФ). Повторная подача претензии по тому же основанию не предусмотрена законодательно (ст. 139 НК РФ).

Презентация на тему: " Досудебные способы урегулирования спора Претензионный порядок урегулирования спора." — Транскрипт:

1 Досудебные способы урегулирования спора Претензионный порядок урегулирования спора

2 Досудебный порядок урегулирования спора - - предшествующая судебному разбирательству процедура урегулирования конфликта между сторонами, осуществляемая преимущественно самими сторонами. Цель: урегулировать конфликт самостоятельно во избежание затратной для сторон и длительной судебной процедуры

3 Виды досудебного порядка урегулирования спора: Переговоры Претензионный порядок (п. 2 ст. 148 АПК РФ)

4 Претензионный порядок Добровольный (факультативный) Обязательный В силу законаВ силу договора

5 Добровольный (факультативный) претензионный порядок: В случаях, когда обязательность соблюдения претензионного порядка для сторон не предусмотрена ни законом, ни договором; Применяется на усмотрение сторон, желающих избежать судебной процедуры Порядок соблюдения – аналогичен обязательному претензионному порядку Его несоблюдение не препятствует обращению в суд, а соблюдение может не подтверждаться истцом при обращении в суд

6 Обязательный претензионный порядок: - обязателен для сторон в силу специального указания на то в федеральном законе и (или) в договоре А) В случае прямого указания в ФЗ: - норма ФЗ должна быть сформулирована четко и определенно:

7 ч. 2 ст. 452 ГК РФ «Порядок изменения и расторжения договора»: «Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок».

8 ст. 797 ГК «Претензии и иски по перевозкам грузов»: 1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. 2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

9 ст. 104 НК РФ «Исковое заявление о взыскании налоговой санкции»: «До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если лицо … отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.»

10 ст ФЗ от N 126-ФЗ «О связи» (с изм. и доп.): «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.»

11 Б) В силу указания в договоре: - заключенный между сторонами договор должен содержать четко определенную запись об установлении такого порядка Например: «Все споры, возникающие из настоящего договора, разрешаются сторонами в претензионном порядке, а при недостижении соглашения – в арбитражном суде»

12 Порядок соблюдения претензионного порядка: - соблюдается путем направления другой стороне(ам) конфликта ПРЕТЕНЗИИ Законодательные требования к форме и содержанию претензии – отсутствуют. Из сложившейся практики: всегда ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА

13 СОДЕРЖАНИЕ ПРЕТЕНЗИИ: Стороны конфликта, их место нахождения либо жительства; Суть конфликта: из какого договора он возник, какое право нарушено, какая обязанность неисполнена; Какие суммы/имущество истребуются; На основании чего истребуются (ссылка на закон, договор);

14 Содержание претензии: Срок, в течение которого должен быть дан ответ; Указание на то, что в случае неполучения ответа и неисполнения требования, сторона «будет вынуждена обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав с последующим возложением на ответчика судебных расходов»

15 При подаче искового заявления: На соблюдение претензионного порядка истец указывает в исковом заявлении и прилагает документы, подтверждающие такое соблюдение: - копию претензии и почтовую квитанцию о направлении претензии ответчику либо почтовое уведомление о вручении; - копию претензии с отметкой о ее получении ответчиком

16 Последствия несоблюдения обязательного претензионного порядка: Является основанием для оставления искового заявления без движения (ч. 2 ст. 148 АПК РФ), а при неустранении недостатков – для возвращения искового заявления (ст. 129 АПК) ( ст. 135 ГПК РФ – это основание для возвращения искового заявления)

17 Исключение: «3-и лица, заявляющие самостоятельные требования, не несут обязанности соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено ФЗ или договором» (ст. 50 АПК РФ)

18 Значение досудебного порядка урегулирования спора: дает сторонам возможность самостоятельно, без длительной и затратной судебной процедуры урегулировать возникший конфликт, сохранить партнерские деловые отношения

19 Досудебный порядок примирительные процедуры Досудебный порядок – используется сторонами ДО обращения в суд Примирительные процедуры – всегда при уже возбужденном процессе, их результаты, как правило, подлежат утверждению судом

Презентация на тему: " ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ. ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ." — Транскрипт:

1 ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ О НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ДЕЙСТВИЯ ПОСТАВЩИКОВ. ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ

2 Черник Ирина Дмитриевна старший партнер, кандидат юридических наук государственный советник РФ 2 класса, Член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам заместитель Генерального директора – Руководитель Правового департамента * 2165

3 ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО СПОРА Правовые основы досудебного урегулирования налогового спора Налоговый кодекс Российской Федерации – статьи 100, 100.1, 101, 101.2, 101.4, 137 – 141

4 ВИДЫ РЕШЕНИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНА ДОСУДЕБНАЯ ПРОЦЕДУРА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРА – решение о привлечения к налоговой ответственности; - решения об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которые выносятся по результатам проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

5 НОРМЫ НК РФ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ ДОСУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО СПОРА Эта обязанность налогоплательщика предусмотрена пунктом 1 статьи Налогового кодекса РФ, и включена в НК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года 137-ФЗ. Досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящие налоговые органы было установлено НК РФ и ранее (статьи 139 – 141), но прибегали к этой процедуре не часто, предпочитая сразу обжаловать решение в судебном порядке.

6 ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ У налогоплательщика есть 15 рабочих дней со дня получения акта на подготовку письменных возражений. Этот срок закреплен в пункте 6 статьи 100 НК РФ. Обращаем внимание, что речь идет именно о 15 рабочих днях. Порядок определения сроков установлен статьей 6.1 НК РФ, пункт 6 которой говорит о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7 ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ДАТЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ Поскольку НК РФ не делает специальной оговорки про календарные дни, следовательно, на подготовку возражений отводится именно 15 рабочих дней. Иногда налоговые органы сокращают этот срок, указав в акте дату рассмотрения разногласий. В этом случае стоит обратиться с письмом в налоговый орган с просьбой предоставить установленное законом время для подготовки возражений.

8 ДЕЙСТВИЯ ПРИ НАРУШЕНИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ СРОКА ПРИ НАЗНАЧЕНИЯ ДАТЫ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) Имеющаяся практика показывает, что налоговые инспекции идут навстречу налогоплательщикам. Например, организация получила в январе акт выездной налоговой проверки, на последнем листе которого уже была указана дата рассмотрения разногласий. При этом срок для подготовки возражений был сокращен на несколько дней. Письменное заявление организации в налоговый орган привело к изменению срока рассмотрения возражений в нужную сторону, то есть была назначена новая дата рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

9 СРОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ РУКОВОДИТЕЛЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ И ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО НИМ Срок рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля – в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений - пункт 1 статьи 101 НК РФ. Срок на вынесение решения после рассмотрения материалов налоговой проверки – в течение 10 дней со дня истечения срока на подачу письменных возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц. – пункт 1 статьи 101 НК РФ..

10 НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА Типичная ошибка - либо возражения на акт не пишутся вообще, либо они готовятся чисто формально, только чтобы соблюсти процедуру. Вместе с тем, умелая подготовка возражений позволяет решить проблемы и уменьшить размер налоговых претензий еще на этой стадии досудебного урегулирования. Как показала практика, по результатам рассмотрения возражений можно снять от 10 до 80% от доначисленных сумм.

11 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ На подготовку апелляционной жалобы отводится 10 рабочих дней по сравнению с 15 днями на подготовку письменных возражений. Подача апелляционной жалобы приостанавливает действие решения, соответственно, налоговый орган не имеет права выставить требование об уплате налогов, пеней, штрафов

12 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) Решение вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. – абзац первый пункта 9 статьи 101 НК РФ.

13 ЗНАЧЕНИЕ ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ НАЛОГОВОГО СПОРА ПОСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕРКИ (продолжение) В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части. – абзац второй пункта 9 статьи 101 НК РФ

15 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ И ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ВВОДУ В ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС "РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ" ДАННЫХ ИЗ ДОКУМЕНТОВ, СЛУЖАЩИХ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ, АДМИНИСТРИРУЕМЫХ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, А ТАКЖЕ ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ К УКАЗАННЫМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

16 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 При отсутствии в налоговом органе информации об обжаловании налогоплательщиком (плательщиком сборов) решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа направляется не позднее 10 дней после истечения 10 дней со дня вручения соответствующего решения. В случае подачи налогоплательщиком в установленные сроки апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения жалобы уведомляет о данном факте отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога.

17 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ ПРИКАЗ от 8 мая 2008 г. N 223 При получении от вышестоящего налогового органа решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отдел налогового аудита не позднее следующего дня за днем получения указанного решения передает его копии в отдел урегулирования задолженности и отдел, осуществляющий исчисление налогов с физических лиц. Отдел урегулирования задолженности направляет требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа (с учетом внесенных изменений в решение нижестоящего налогового органа - при их наличии) не позднее 10 дней с даты принятия соответствующего решения. Пункт Регламента

18 Статья 140 НК РФ – решения, принимаемые вышестоящим органом по апелляционной жалобе По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: 1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

19 Пункт 3 статьи 140 НК РФ – срок принятия решения вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

20 ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ – ПРИЗНАНИЕ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ПИСЬМЕННЫХ ВОЗРАЖЕНИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА – ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ

21 Консультационные услуги Общество необоснованно включало в расходы затраты по договорам о представлении консультационных услуг, поскольку в актах сдачи- приемки услуг отсутствуют расшифровки подписей заказчика и исполнителя работ (услуг) и нет расшифровок видов работ и услуг, а отдельные отчеты по выполненным работам, прилагаемые к актам выполненных работ, составлены на английском языке и отсутствуют даты составления, расшифровки подписей исполнителя.

22 ПРИОБРЕТЕНИЕ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ОФИС Обществом необоснованно завышены расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2007 году, на основании договора с ЗАО «Королевская вода» на приобретение воды и установки для воды во временное пользование, в связи с тем, что: такие расходы не поименованы в ст. 163 и ст. 223 ТК РФ как затраты по обеспечению нормальных условий труда, организацией не представлены сведения о том, что водопроводная вода непригодна для пищевого потребления, условия о том, что организацией осуществляется обеспечение работников питьевой водой, в трудовых договорах не предусмотрено.

23 СУВЕНИРНАЯ ПРОДУКЦИЯ Обществом в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, неправомерно включены расходы на приобретение сувенирной продукции (календарей, брелоков, магнитов, футболок, сумок с логотипом фирмы), переданной посетителям офиса в рамках предновогодней рекламной акции. Указанная сувенирная продукция не является рекламой, поскольку распространялась среди посетителей офиса, а не среди неопределенного круга лиц, как того требует Федеральный закон «О рекламе».

24 КОМАНДИРОВОЧНЫЕ Обществом в налоговую базу в целях исчисления НДФЛ не включаются суточные в пределах норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от в размере 100 руб. со дня пересечения государственной границы при въезде в Российскую Федерацию, в день нахождения в Российской Федерации, т.е. в день прилета. Суммы, превышающие указанные нормы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке. В результате выявленных нарушений Обществом допущено занижение налогооблагаемой базы по НДФЛ

25 ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Организацией в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, неправомерно учтены расходы по договору с ЗАО Z, поскольку указанные расходы являются предварительными и относятся к будущим отчетным периодам, так как в 2007 году внедрение Автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью организации не было завершено.

26 КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ПРОВЕДЕННЫЕ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В нарушение п. 3 ст. 264 НК РФ организацией в состав расходов включены затраты на курсы повышения квалификации сотрудников, проведенные иностранной компанией X (Германия), не имеющей соответствующего статуса.

27 ОБОСНОВАННОСТЬ РАЗМЕРА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ обособленное подразделение Предприятия при определении дохода, полученного от сдачи в аренду помещений, в ряде случаев применяло разную стоимость услуг за идентичные сдаваемые помещения. В этой связи, проверяющими произведено доначисление выручки от реализации указанных услуг исходя из цены услуг по договорам, являющейся наивысшей.

28 КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ Обществом в состав текущих расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль за 2007 год, неправомерно включена оплата работ, произведенных ООО Y, которые являются реконструкцией помещений в виде их перепланировки

29 КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В нарушение ст. 252 НК РФ Общество занизило налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 год на сумму документально неподтвержденных и экономически необоснованных расходов в виде стоимости консультационных услуг, понесенных по договору с ООО V, ввиду непредставления экспертного заключения о качестве документации в Обществе, форм опросных листов, заполненных опросных листов сотрудников организации.

30 ИЗМЕНЕНИЯ В ПЕРВОЙ ЧАСТИ НК РФ ИЗМЕНЕНИЕ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ФЗ

31 Изменения в налоговом администрировании Статья 141 – введена обязанность вышестоящего налогового органа информировать налогоплательщика о принятом решении приостановить обжалуемый акт. Срок – 3 рабочих дня.

32 Изменения в порядке проведения налоговой проверки Статья 89 дополнена – в случае представления в период выездной проверки уточненной декларации, проверяется период, за которые представлена уточненная декларация. Можно предположить, исходя из формулировки, что трехлетний ограничительный срок в этом случае не действует.

33 Дополнительные возможности налогоплательщика при проверке Статья 93 – истребуемые документы могут быть переданы посредством телекоммуникационных каналов связи Статья 100 – новый пункт 3.1. – к акту должны быть приложены документы, подтверждающие факты нарушений

34 Статья 101 – новое право налогоплательщика Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.

35 Статья 101 Пункт 9, абзац первый В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

36 Статья 101 Пункт 13 – копии решений о принятии обеспечительных мер и об их отмене должны быть направлены налогоплательщику в течение 5 рабочих дней со дня их принятия. В аналогичный срок – извещение об аресте имущества – статья 77

37 Статья 69 – изменение срока уплаты налога по требованию Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Ранее – 10 календарных дней.

38 Спасибо за внимание!

39 Черник Ирина Дмитриевна старший партнер, кандидат юридических наук государственный советник Российской Федерации 2 класса, Член Комитета по профессиональным вопросам Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE) член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам заместитель Генерального директора – Руководитель Правового департамента * 2165

Презентация на тему: " Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 1 Предотвращение и урегулирование налоговых споров Докладчик: др. Херберт Бехерер, налоговый консультант Вице-президент." — Транскрипт:

1 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 1 Предотвращение и урегулирование налоговых споров Докладчик: др. Херберт Бехерер, налоговый консультант Вице-президент Федеральной палаты налоговых консультантов, Германия Вице-президент CFE Saint-Petersburg International Legal Forum 18. мая 2012, Санкт Петербург

2 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 2 Предотвращение и урегулирование налоговых споров 1.Принципы процесса налогообложения Правомерность и равномерность налогообложения Налоговый орган в принципе исследует обстоятельства дела в служебном порядке (Принцип исследования по фактам) Налогоплательщик обязан к содействию (Принцип кооперирования) Запрет чрезмерной нагрузки Право быть услышанным Принципы защиты доверия и добросовестности

3 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 3 2.Односторонние обязательства налогового органа по отношению к налогоплательщику Обязательная справка о налогово-правовой оценке и трактовке планируемой сделки (§ 89 AO) Уведомление о согласии касательно будущей налогово- правовой оценки и трактовки определенных сделок, выявляемых в ходе выездной проверки (§§ 204 ff. AO) Обязательная справка о налогово-правовой оценке и трактовке обстоятельств в связи с удержанием налога с заработной платы (§ 42e EStG) AO – Положение (закон) о налогах и сборах; EStG – Закон о подоходном налоге Предотвращение и урегулирование налоговых споров

4 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 4 3.Мирное соглашение Привязывает налоговый орган и налогоплательщика, а при этом отличается следующими признаками: Не применимо для решения правовых вопросов Применимо только в случаях затрудненного выяснения фактического положения дела Случаи несмещенной оценки, стоимостной оценки, прогнозирования Непризнание явно несоответствующих результатов Необходимость присутствия компетентного должностного лица Предотвращение и урегулирование налоговых споров

5 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 5 4.Досудебное обжалование Возражение Цель и правовая природа Правовая защита жалобщика Самоконтроль налоговой администрации Уменьшение нагрузки на финансовые суды Предотвращение и урегулирование налоговых споров

6 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 6 4. Досудебное обжалование Условия для допустимости возражения Допустимость административного урегулирования Приемлемость возражения Уполномоченное лицо Сроки Форма Заинтересованность в правовой защите Предотвращение и урегулирование налоговых споров

7 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 7 4. Досудебное обжалование Возражение является недеволютивным (§ 367 I AO) Возражение имеет только ограниченный суспензивный характер (§ 361 I AO) Возможно отдельное ходатайство о приостановлении исполнения оспариваемого акта (§ 361 II AO) и/или о временном приостановлении производства по делу (§ 363 AO) Предотвращение и урегулирование налоговых споров

8 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 8 4. Досудебное обжалование Возможные решения (акты) по возражению a)Налоговый орган отклоняет возражение по причине его недопустимости b)Налоговый орган опровергает возражение по причине его необоснованности Необходимость в письменной форме и обоснованности возражения Возможность изменение обжалованного акта в неблагоприятном для жалобщика направление с правом налогоплательщика на отзыв возражения Предотвращение и урегулирование налоговых споров

9 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 9 4. Досудебное обжалование Возможные решения (акты) по возражению c)Возражение допустимое и полностью обоснованное : Налоговый орган удовлетворяет возражение в полном объеме согласно ходатайству жалобщика путем отзыва обжалованного акта, его изменения или отмены. d)Возражение допустимое и частично обоснованное : Налоговый орган частично удовлетворяет возражение согласно ходатайству жалобщика путем частичной корректировки обжалованного акта или его частичной отмены. Предотвращение и урегулирование налоговых споров

10 Referent: Dr. Herbert Becherer Seite 10 5.Судебное обжалование Письменное решение по опровержению возражения (см. пункт 4 a, b, d) может быть обжалован в финансовом суде Два уровня финансового (налогового) правосудия: Финансовый суд (FG) Федеральный финансовый суд (BFH) Предотвращение и урегулирование налоговых споров

В процессе ведения хозяйственной деятельности у каждого, кто занимается бизнесом, могут возникнуть разногласия с налоговыми органами. Грамотно использовать имеющиеся механизмы и отстоять позицию налогоплательщика в споре вам всегда готовы помочь налоговые юристы «Правовест Аудит». Многолетний опыт правоприменительной, в т.ч. судебной практики, глубокое знание законодательства о налогах и сборах — основа успешного ведения споров налоговыми специалистами.

Ниже мы рассмотрим понятие, особенности налоговых споров, способы их урегулирования.

Понятие налогового спора

Налоговые споры между инспекцией и налогоплательщиком выделяют в отдельную особую категорию. Отметим основные квалифицирующие характерные черты налогового спора:

предметом разбирательства всегда выступают права или обязанности налогоплательщика, возникающие в связи с исчислением и уплатой им налогов, сборов;

участниками выступают налоговый орган (или в отдельных случаях таможенный орган) и налогоплательщик (юр. лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо);

налоговые споры рассматриваются с соблюдением строго определенных законом требований (как на досудебной, так и на судебной стадии). Это правило обусловлено неравным положением участников спора (частное лицо выступает против государственного органа).

С учетом вышеизложенного, налоговый спор — это столкновение противоречащих друг другу точек зрения налогового органа (таможенного органа) и налогоплательщика на исчисление и уплату налогов и сборов в конкретной ситуации, рассматриваемое строго в соответствии требованиями закона.

Теоретики налогового права классифицируют налоговые споры следующим образом:

по субъектному составу споры делят на те, которые инициировал налогоплательщик и которые возникли по инициативе налогового органа. Налогоплательщик инициирует спор, если нарушены его права при реализации налоговых правоотношений или ему вменены излишние обязанности. Налоговый орган начинает спор, чтобы побудить налогоплательщика выполнить свои налоговые обязательства, тем самым защищая интересы бюджета;

по основаниям возникновения выделяют споры, направленные на признание неправомерными ненормативных правовых актов (решений) налогового органа, или признание незаконными действий налогового органа (как правило, преследующих цель взыскать налог или штрафные санкции), или оспаривание бездействия инспекции (например, невозмещение налога, невынесение решения в установленный срок). Инспекция инициирует спор в большинстве случаев тогда, когда выявлено невыполнение налогоплательщиком надлежащим образом и в срок своих обязательств по уплате налога в бюджет;

исходя из стадии рассмотрения, выделяют досудебные споры и судебные споры.

В современном мире от налогового спора не застрахован ни один бизнес. При этом официальная статистика показывает, что в 80% судебных споров побеждают налоговые органы. Причиной этого является как «пробюджетный» настрой судебной системы, так и улучшение качества проводимых налоговиками контрольных мероприятий, изменение подхода к функционированию механизма досудебного урегулирования споров в сторону более внимательного рассмотрения поступивших жалоб.

Кроме того, в настоящее время фискальные органы стремятся к сокращению количества выездных проверок и одновременно к повышению их эффективности с точки зрения поступлений в бюджет. Также значительное внимание уделяется досудебной стадии урегулирования спора с целью снижения количества дел, переходящих на стадию судебного разбирательства.

Как отметила ФНС России, за 1-ое полугодие 2018 года на 6,9% по сравнению с 2017 годом сократилось количество решений, принятых судами по искам налогоплательщиков, по тем спорам, которые прошли через досудебное урегулирование.

Налогоплательщику также следует учитывать указанные тенденции в своей деятельности. Во-первых, внимательно анализировать каждую хозяйственную операцию с позиции потенциальных налоговых рисков. Во-вторых, при проведении контрольных мероприятий грамотно взаимодействовать с инспекцией, помогая ей установить добросовестность вашего бизнеса и корректность налогового учета. В-третьих, если налоговый спор всё же возник, грамотно отстаивать свои интересы на досудебной стадии урегулирования спора.

На каждой стадии предотвратить налоговый спор, снизить риск предъявления претензий, построить эффективную стратегию преодоления разногласий помогут налоговые юристы «Правовест Аудит». Ниже рассмотрим порядок рассмотрения споров, предусмотренный законодательством.

Досудебное урегулирование налоговых споров

Под досудебным урегулированием споров понимается установленный законом порядок обжалования налогоплательщиком решений, действий, бездействия инспекции в вышестоящий налоговый орган и последующее принятие и рассмотрение поступивших жалоб.

В настоящее время прохождение этапа досудебного урегулирования споров является обязательным условием для дальнейшего отстаивания своих прав в судебном порядке (п. 2 ст. 138 НК РФ).

Досудебное урегулирование споров регламентируется главой 19 НК РФ. Осуществляется оно посредством подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган. Основанием для подачи жалобы выступают решения, действия, бездействие налогового органа, которые нарушают права налогоплательщика.

Налоговый кодекс устанавливает два формата обжалования, исходя из факта вступления решения инспекции в силу и предмета оспаривания:

апелляционная жалоба подается на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Апелляционное обжалование может быть произведено до того момента, как обжалуемое решение вступит в силу, т.е. в месячный срок со дня получения его налогоплательщиком;

просто жалоба подается при оспаривании остальных решений, действий и бездействия инспекции, в том числе решений о привлечении к ответственности/отказе в привлечении к ответственности, вступивших в законную силу. Жалоба может быть подана в течение одного года со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. Как правило, этот момент определяется датой получения налогоплательщиком неправомерного решения или датой совершения инспекцией действия, нарушающего налоговое законодательство, или с даты наступления срока для выполнения инспекцией предусмотренных законом обязанностей (при обжаловании бездействия);

Для жалобы/апелляционной жалобы предусмотрена обязательная письменная форма.

Налогоплательщик может подписать её сам или передать эти полномочия представителю. Основные требования к жалобе определены ст. 139.2 НК РФ. Вместе с жалобой налогоплательщик также может представить дополнительные документы. Жалоба предназначена для рассмотрения вышестоящим налоговым органом (чаще всего это Управление ФНС России по региону).

НК РФ определяет право вышестоящего налогового органа вынести одно из следующих решений по итогам рассмотрения жалобы:

отказать в удовлетворении требований жалобы;

удовлетворить требования налогоплательщика и отменить решение налогового органа (полностью или частично); признать незаконными действия, бездействие инспекции.

Вышестоящий орган также вправе самостоятельно вынести решение по существу спора.

Не следует преуменьшать важность досудебного урегулирования споров при отстаивании налогоплательщиком своих прав. Эта стадия является обязательным этапом защиты прав налогоплательщика, без которого невозможно дальнейшее обращение в суд. Кроме того, досудебное урегулирование споров — далеко не формальная процедура.

ФНС России стремится уменьшить количество споров, доходящих до суда, а также снизить процент отмены решений налоговых органов на стадии судебного обжалования. Поэтому вышестоящий налоговый орган ответственно и скрупулезно подходит к изучению жалоб, и если налогоплательщик сможет представить убедительные доводы в пользу своей позиции, может признать неправомерным действие или бездействие инспекции. Налоговые юристы «Правовест Аудит» применяют все возможности механизма досудебного урегулирования спора, отстаивая интересы своих клиентов.

Разрешение спора на досудебной стадии привлекательно своей оперативностью. Налоговым кодексом установлен месячный срок, в течение которого должна быть рассмотрена жалоба на решение о привлечении к ответственности. Срок отсчитывается с даты получения жалобы вышестоящим органом. Указанный срок может быть увеличен, но не более чем на один месяц (иными словами, максимальный срок, в который должно быть вынесено решение по жалобе не может быть больше, чем два месяца).

Жалобы по остальным категориям споров должны быть рассмотрены в течение 15 дней (этот срок вышестоящий налоговый орган также может увеличить не более чем на 15 дней).

Кроме того, чтобы обратиться с жалобой/апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик не должен платить государственную пошлину или же повторно собирать комплект документов, уже имеющихся у инспекции.

Отметим, что иногда сам факт подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган приводит к самостоятельному устранению инспекцией допущенных нарушений (наиболее актуально это для ситуаций, когда обжалуется бездействие налогового органа).

Помочь грамотно подготовить жалобу, тем самым увеличив шансы на положительное разрешение спора без суда, вам помогут юристы. Обратившись к юристам «Правовест Аудит», вы передадите урегулирование своего спора в надёжные руки.

Судебные налоговые споры

Судебный налоговый спор представляет собой процесс обращения налогоплательщика, чьи права нарушены, в суд с заявлением о признании незаконным решения, действия или бездействия налогового органа, и последующее рассмотрение этого обращения.

Право налогоплательщика на обращение в суд обусловлено обязательным соблюдением досудебного порядка обжалования.

Статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ закреплен трехмесячный срок для обращения в суд. Срок исчисляется со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права. Для налоговых споров эта дата в большинстве случаев определяется днем получения решения вышестоящего налогового органа, вынесенного в порядке досудебного обжалования. Требования к форме и содержанию заявления в суд и прилагаемым документам закреплены в статье 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Перед тем как обратиться в суд, налогоплательщик должен оплатить государственную пошлину, представить мотивированную позицию и полный комплект документов в подтверждение своих доводов. Налоговые юристы «Правовест Аудит» прошли многолетнюю судебную практику и в своей работе учитывают все нюансы и подводные камни рассмотрения споров в судах.

Как правило, налоговые споры проходят три стадии рассмотрения в суде:

А) рассмотрение дела в суде первой инстанции.

Рассмотрев поступившее заявление, суд может удовлетворить требование налогоплательщика полностью или частично или же отказать в удовлетворении требования (также полностью или в части). Эта стадия очень важна, поскольку именно здесь формируется «каркас» дела. Именно в первую инстанцию заявитель должен представить полный комплект доказательств, подтверждающих его позицию. На следующих стадиях рассмотрения судебных споров передать в дело дополнительные документы будет затруднительно.

Если решение суда первой инстанции не обжалуется проигравшей стороной (что на практике случается очень редко), то оно вступает в силу через месяц;

Б) рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции на основании апелляционной жалобы.

С апелляционной жалобой обращается сторона, которая недовольна решением суда первой инстанции (такой стороной может быть как налогоплательщик, так и инспекция).

Для подачи апелляционной жалобы Арбитражным процессуальным кодексом РФ предполагается месячный срок, который исчисляется с даты изготовления в полном объеме решения суда первой инстанции.

Рассмотрев жалобу, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт в виде постановления, которым либо оставляет решение суда первой инстанции без изменения, либо отменяет его полностью или частично. Важно отметить, что вынесение постановления судом апелляционной инстанции определяет момент вступления решения по делу в законную силу;

В) рассмотрение дела в суде кассационной инстанции на основании кассационной жалобы.

Кассационная жалоба подается стороной, недовольной решением суда первой инстанции и/или постановлением суда апелляционной инстанции, в течение двух месяцев с даты вступления спорного решения/постановления в законную силу.

Суд кассационной инстанции выносит постановление, которым либо оставляет решение/постановление без изменения, либо отменяет его полностью или частично. Суд кассационной инстанции также вправе вернуть дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения, если придет к пониманию, что обстоятельства, необходимые для вынесения обоснованного решения по существу спора, были исследованы недостаточно.

Судебное рассмотрение споров — финальная и ответственная стадия, где налогоплательщик может защитить свои права. В отличие от налогового органа, суд беспристрастен и независим, благодаря чему объективно оценивает доводы сторон. Однако, чтобы выиграть спор, налогоплательщик должен максимально полно и убедительно разъяснить суду свою позицию, представив доказательства в подтверждение своих доводов. При этом судебный спор может продлиться достаточно долго, он требует значительно больших затрат ресурсов и времени, чем досудебное урегулирование спора.

Всё это время остается открытым вопрос, по которому у налогоплательщика и инспекции возникли разногласия (за налогоплательщиком числится задолженность и пр.). Все эти обстоятельства обуславливают преимущества разрешения спора на досудебной стадии.

Обращение к налоговым юристам «Правовест Аудит» увеличит ваши шансы на положительное разрешение налогового спора. При этом чем раньше вы привлечете налогового юриста, тем полнее вы обезопасите себя от негативных последствий возникшего спора. Наши налоговые юристы помогут вам во взаимодействии с инспекцией, полностью возьмут на себя досудебное и судебное урегулирование спора.

Высокая квалификация налоговых юристов «Правовест Аудит» и их обширная судебная практика — залог того, что ваши законные интересы окажутся в надежных руках.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: