Докажите что выборы неотъемлемый элемент демократического правового государства

Обновлено: 02.05.2024

Вы здесь: Главная Аналитический раздел Настоящее Политическая аналитика Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как инструмент демократии и непременный атрибут любого цивилизованного государства имеют длинную историю, однако формат данной статьи не позволяет обратиться к её рассмотрению. Поэтому сразу начнем анализ самой сути выборов, основываясь на результатах исследований, представленных в работах некоторых авторов.

Итак, считается, что существование любого современного демократического государства без периодического проведения свободных выборов попросту невозможно, поскольку именно выборы являются неотъемлемым институтом такого государства. Выборы являются наиболее цивилизованным способом борьбы за власть и смены руководства страны. Именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом [Кинзерская, И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства [Текст] / И.Л. Кинзерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №8. С. 219].

В отношении мнения И.Л. Кинзерской стоит отметить, что далеко не только выборы являются инструментом, обеспечивающим легитимизацию власти. Так, во многих странах до сих легитимизация власти обеспечивается посредством передачи её по наследству, и если при этом соблюдены все законы этого государства, то такая власть несомненно считается легитимной. Конечно, это касается в основном стран Востока, но и в западном мире до сих пор существуют монархии, хотя властные полномочия самих монархов довольно сильно ограничены. Мало того, для Запада, гордящегося своими демократическими традициями, во многих государствах высшая власть до сих пор избирается не на основании прямого волеизъявления народа. Достаточно вспомнить избирательную систему США, где выбор президента осуществляет не американский народ напрямую, а специальные выборщики, назначаемые от каждого штата. Канцлером ФРГ и Австрии становится лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такая система, кстати, очень распространена в Европе. И при этом никому не придет в голову оспаривать легитимность главы государства на том основании, что он был избран не на прямых выборах. Существует еще множество разных систем, при которых прямые выборы главы государства отнюдь не являются обязательным условием легитимности его власти.

Таким образом, постулат, что именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом, может быть признан состоятельным лишь отчасти в отношении некоторых государств, одним из которых является Российская Федерация, где «высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» [Новиков, М.С. Понятие выборов, их значение в механизме народовластия [Текст] / М.С. Новиков // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2009. - №1. С. 33].

В соответствии с положениями Конституции России, единственным носителем власти в стране является народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодатель не конкретизировал всё многообразие форм прямого народовластия. Однако указал, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014). Ч. 2 – 3 ст. 3].

Тем самым Конституция РФ допускает применение разных форм непосредственной демократии, из которых референдум очень редкое явление, имевшее место в современной России только однажды – собственно при принятии отечественной Конституции 1993 года. В то же время вторая форма непосредственной демократии - всеобщие выборы – получила в нашей стране повсеместное распространение. Так, сегодня посредством прямых свободных выборов избираются Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, депутаты Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) – это федеральный уровень, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти данных субъектов федерации – это региональный уровень, главы муниципальных образований (не везде) и представительные органы местного самоуправления – это муниципальный уровень (уровень местного самоуправления).

Для уяснения самой сути выборов следует отметить, что они представляют собой избирательную кампанию, растянутую во времени и включающую совокупность этапов определенных избирательных действий и процедур, которые регламентированы нормативно-правовыми актами. При этом принципиальным отличием выборов от простого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо административного принуждения и давления на избирателей со стороны государства, т.е. выборы должны обязательно быть свободными. Только такие выборы могу считаться демократическими. И только на таких выборах могут быть полностью реализованы гарантии избирательных прав граждан, являющиеся разновидностью гарантий прав человека и гражданина. Как отмечает, А.П. Уханова, это сложный институт избирательного права Российской Федерации, имеющий нормативную структуру, которая включает в себя не только гарантии реализации избирательных прав, но и гарантии их защиты, основания и порядок привлечения нарушителей к конституционной ответственности [Уханова, А.П. Информационное обеспечение выборов как гарантия реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации [Текст]. Дис. . канд. юрид. наук / А.П. Уханова. - Петрозаводск, 2015. С. 36].

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества, основными среди которых являются следующие:

1) Представительство общественных интересов. Так, в ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их важнейшие запросы, ожидания и чаяния;

2) Легитимизация власти, которая, будучи избрана народом в процессе осуществления демократически организованных выборов, становится легитимной. Доверие к такой власти больше, и подчинение ей осуществляется охотнее;

3) Функция социального барометра политической жизни. Так, итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу;

4) Рекрутирование политической элиты. Выборы – важнейший механизм обновления и формирования политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществлять властные полномочия;

5) Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

Однако выборы как институт демократического государства будут эффективными только в том случае, если соблюдены определенные условия. Назовем некоторые из них.

Итак, первым таким условием является существование уже сложившегося и достаточно сильного гражданского общества, развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, независимые от государства средства массовой информации, устоявшуюся законодательную базу и независимую и эффективную судебную систему.

В качестве второго условия эффективности выборов можно назвать наличие демократических принципов избирательного права. Так, соответствовать своему социальному назначению и быть эффективными выборы могут только в том случае, когда они основаны на определенных принципах, которые можно сгруппировать в две основные категории: во-первых, это принципы избирательного права, которые определяют статус и положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов, которые определяют основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

Кроме того, важным условием эффективности выборов являются развитые отношения собственности, поскольку обладающему собственностью человеку есть, что терять и что защищать, а значит он будет очень ответственно относиться к своему выбору, касающемуся власти.

Таким образом, выборы являются важнейшим компонентом современной политики и представляют собой способ формирования органов управления и власти посредством выражения политической воли граждан (голосования), осуществленного по определенным правилам. Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов властными полномочиями.


Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собойспособ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных общест­вах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях не­равноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в по­литических системах, базирующихся на прямых формах демокра­тии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства силь­но ограничены, что снижает и политическую значимость самих вы­боров. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления боль­шинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некото­рых странах и для большинства граждан они являются единствен­ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе­ред народом, изменять политический курс и т.д.

Выборы — достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, пред­ставительные, а часто и исполнительные органы субъектов феде­рации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верх­ней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генераль­ные прокуроры и другие должностные лица, на местном уров­не — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, кон­стебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных доброволь­ных ассоциациях. Многообразие электоральных форм откры­вает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государ­ственные и общественные дела.


Влияние выборов на жизнь современ­ного общества разнообразно и прояв­ляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные возможности для осознания гражданами своих инте­ресов и включения их в избирательные программы партий и от­дельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массо­вую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампа­нии СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям на­селения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах инте­ресы артикулируются, получают четкую формулировку и агреги­руются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобрета­ют непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководству­ясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората;

— контроль за институтами власти. В результате выборов со­здается важнейший институт контроля за правительством — пар­ламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно сле­дящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский кон­троль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь пора­жения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представ­ляют собой важнейший институт контроля, поскольку они по­зволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о прави­тельстве и оппозиции, изменять состав органов власти, коррек­тировать политический курс;

— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разруши­тельным конфликтам, он нуждается в государственном регулирова­нии, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность;

— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, прави­тельства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должност­ным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депу­татов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем са­мым кризис конкретного правительства и его политики не при­водит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стрем­ление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохра­нительному клапану, выпускающему накопившийся пар народно­го недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;

— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных плат­формы. Выборы — важнейший канал обратных связей между граж­данами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населе­нием, возникновение доверия или недоверия, политического учас­тия или отчуждения, поддержки или борьбы;

— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позво­ляют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную под­держку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью ав­торитета общественного мнения и государственных институтов убе­дить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требова­ний и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, по­иску приемлемых для большинства решений;

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные програм­мы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки опре­деленных политических ценностей и целей, указывая пути их реа­лизации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия;

— политическая социализация населения, развитие его полити­ческого сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образователь­ная работа, концентрируется внимание людей на актуальных поли­тических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депу­татов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность;

— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лиде­ров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппози­ционной элит, изменяется политический вес партий и их предста­вителей;

— генерирование обновления общества посредством конкурент­ной борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают воз­можность различным политическим силам представить собствен­ное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических цен­ностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жиз­неспособных идей и политических платформ;

— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и кон­троля за правительством, а также способность к выработке альтер­нативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а не­редко и возглавляя правительства в субъектах федерации, оппози­ция подготавливается к ответственному и компетентному руко­водству государством после прихода к власти.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том слу­чае, если сами они организованы демократически. Выборы изна­чально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Ихглавное социальное назна­чение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах влас­ти, а также сформировать эффективное правительство.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.

В условиях современных демократий выборы — это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций.

Избирательное право — совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов. Избирательное право обычно регламентируется Конституцией и специальными законами о выборах. Оно определяет порядок выдвижения кандидатов, нормы представительства, порядок определения результатов голосования. Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). В государствах, придерживающихся традиционной французской правовой системы, принимают законодательство о выборах регулируется избирательным кодексом — специальным законодательным актом, содержащим в систематизированном виде основные нормы избирательного права. Во Франции консолидированный Избирательный кодекс содержит 365 статей.

Принципы избирательного права - это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.

Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права (или хотя бы активное избирательное право) признается за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Это максимум возможного и разумного, который практически нигде не достигается. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть невозможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения

Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определенное сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.

Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность. Этот принцип действует в подавляющем большинстве случаев на выборах нижних палат парламентов, иногда верхних палат - в США, Италии, Польше, президентов - в Мексике, Австрии, Болгарии, практически повсеместно при выборах органов местного самоуправления.

Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Такой коллегией может быть государственный или самоуправленческий орган, нижестоящий, по отношению к выбираемому. Косвенные выборы могут иметь две ступени и более. Двухступенчатыми выборами избираются, например, президент США, Совет штатов Индии, трехступенчатыми - подавляющая часть Всекитайского собрания народных представителей.

Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Он представляет собой следствие и одно из важнейших проявлений конституционно гарантируемого равноправия граждан. Равенство избирательного права обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов. В зависимости от избирательной системы' у каждого избирателя число голосов может быть больше, чем один. Поэтому важно, чтобы у всех избирателей их было поровну. Например, на парламентских выборах в Германии каждый избиратель имеет по два голоса, а на выборах представительных органов местного самоуправления в Баварии - по три. Кроме того, необходимо, чтобы все голоса имели равный вес, т. е. равное влияние на результат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей (иногда избирателей).

Принципу равного избирательного права противоречит плюральный вотум (буквально - множественное голосование). Согласно этому принципу одни избиратели могут иметь в зависимости от обстоятельств больше голосов, чем другие.

Принципу равного избирательного права также противоречат куриальные выборы, которые заранее делят избирателей на группы - курии (например, по национальному, религиозному, сословно-кастовому и другим признакам) с заранее установленным числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп. Например, в Китае особую курию представляют собой военнослужащие НОАК, которые имеют особое представительство в собраниях народных представителей, в Ботсване, Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые избирательные курии для родоплеменных вождей.

В некоторых странах допускаются отклонения от принципа равного избирательного права, имеющие целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе могут его не получить. Такое специальное представительство имели 25 из 150 стран, сообщивших соответствующие данные Межпарламентскому союзу.

Тайное голосование. Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Смысл его в гарантии полной свободы этого волеизъявления.

Свободное участие в выборах и обязательный вотум. Принципы свободного участия в выборах и обязательный вотум связаны с активным избирательным правом.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, а если участвовать, то в какой мере. Отсюда вытекает, что при определении результатов выборов не следует принимать во внимание, какой процент избирателей проголосовал: если хотя бы один проголосовал, то выборы состоялись. Этот принцип характерен для многих стран с англоязычной правовой системой. Он обычно сочетается с добровольной регистрацией избирателей. Неучастие избирателей в выборах называют абсентеизмом. На его уровень влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит либо к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может вести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах.

В ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т. е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.

АБСЕНТЕИ́ЗМ (от лат. absentia — отсутствие), в конституционном праве неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборахпредставительных органов, главы государства. Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.


Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собойспособ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных общест­вах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях не­равноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в по­литических системах, базирующихся на прямых формах демокра­тии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства силь­но ограничены, что снижает и политическую значимость самих вы­боров. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления боль­шинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некото­рых странах и для большинства граждан они являются единствен­ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе­ред народом, изменять политический курс и т.д.

Выборы — достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, пред­ставительные, а часто и исполнительные органы субъектов феде­рации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верх­ней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генераль­ные прокуроры и другие должностные лица, на местном уров­не — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, кон­стебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных доброволь­ных ассоциациях. Многообразие электоральных форм откры­вает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государ­ственные и общественные дела.


Влияние выборов на жизнь современ­ного общества разнообразно и прояв­ляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются следующие функции выборов:

— артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов населения. В период выборов создаются наиболее бла­гоприятные возможности для осознания гражданами своих инте­ресов и включения их в избирательные программы партий и от­дельных депутатов. Во время выборов, стремясь получить массо­вую поддержку, депутаты и участвующие в избирательной кампа­нии СМИ особенно восприимчивы к запросам и пожеланиям на­селения. Это активизирует процесс осознания и представления гражданами своих интересов. В избирательных платформах инте­ресы артикулируются, получают четкую формулировку и агреги­руются, освобождаются от крайностей и усредняются, приобрета­ют непротиворечивую, пригодную для реализации форму. И хотя после победы на выборах многие депутаты забывают о своих обещаниях, депутатский корпус в целом, не только руководству­ясь нравственными мотивами, но и заботясь о престиже партии и поддержке избирателями на будущих выборах, ориентируется на свои обязательства и запросы электората;

— контроль за институтами власти. В результате выборов со­здается важнейший институт контроля за правительством — пар­ламент, а также оформляется оппозиция, обычно ревностно сле­дящая за соблюдением конституции и закона. Парламентский кон­троль опирается как на собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на мнение избирателей. Опасаясь пора­жения на ближайших выборах, правительство обычно вынуждено прислушиваться к критике. Кроме того, сами выборы представ­ляют собой важнейший институт контроля, поскольку они по­зволяют избирателям регулярно выносить свой вердикт о прави­тельстве и оппозиции, изменять состав органов власти, коррек­тировать политический курс;

— интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не привести к анархии, хаосу и острым разруши­тельным конфликтам, он нуждается в государственном регулирова­нии, отражающем общие ценности и интересы граждан: С помо­щью выборов обеспечивается объединение большинства граждан вокруг определенной политической платформы и представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве политичес­кая воля. Выражение этой воли обеспечивает правительству автори­тет и поддержку, что повышает его дееспособность;

— легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, прави­тельства, президента и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими данного типа политической системы, политического режима, правил формирования органов власти, независимо от отношения населения к конкретным должност­ным лицам, правительству и правящим партиям. Выборы дают гражданам шанс переизбрать неугодное правительство или депу­татов, заменить их людьми, пользующимися доверием. Тем са­мым кризис конкретного правительства и его политики не при­водит к отторжению гражданами всего политического строя и дестабилизации политической системы, не перерастает в стрем­ление разрушить существующий политический порядок путем революции. Неслучайно выборы нередко уподобляют предохра­нительному клапану, выпускающему накопившийся пар народно­го недовольства и предохраняющему весь политический «котел» от перегрева и взрыва. С помощью выборов легитимируется не только политическая система в целом, но и конкретный состав парламента, правительства и некоторых других структур власти, признается их право руководить государством;

— расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса кандидаты регулярно встречаются с гражданами, выслушивают их мнения и просьбы, вносят коррективы в свои избирательных плат­формы. Выборы — важнейший канал обратных связей между граж­данами и властью. От их действенности очень во многом зависит характер отношений между руководителями государства и населе­нием, возникновение доверия или недоверия, политического учас­тия или отчуждения, поддержки или борьбы;

— канализация, перевод политических конфликтов в русло их институциализированного мирного урегулирования. Выборы позво­ляют открыто и публично представить противоречивые интересы, ценности, идеи на суд народного мнения, определить реальную под­держку позиций той или иной стороны конфликта, с помощью ав­торитета общественного мнения и государственных институтов убе­дить конфликтующих отказаться от наиболее радикальных требова­ний и незаконных форм борьбы. Уже сама ориентация участников конфликта на его электоральное разрешение как правило побуждает их к отказу от крайностей, смягчению позиций, компромиссам, по­иску приемлемых для большинства решений;

— мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. Разъясняя гражданам собственные програм­мы, убеждая людей в необходимости принятия и поддержки опре­деленных политических ценностей и целей, указывая пути их реа­лизации, партии и отдельные депутаты тем самым мобилизуют широкие слои населения и общественное мнение на важные для страны политические действия;

— политическая социализация населения, развитие его полити­ческого сознания и политического участия. В ходе избирательного процесса граждане особенно интенсивно усваивают политические ценности и нормы, приобретают политические навыки и опыт. В это время резко расширяется поток политической информации и пропаганды, активизируется разнообразная политико-образователь­ная работа, концентрируется внимание людей на актуальных поли­тических проблемах и альтернативных путях их решения. Широкие слои активистов непосредственно включаются в пропагандистско-агитационную и организационную работу партий и отдельных депу­татов. Делая выбор, избиратели в большей или меньшей степени отождествляют себя с определенными политическими силами. Все это повышает их политическую ангажированность и активность;

— рекрутирование политической элиты. Выборы — важнейший канал вхождения граждан в состав политической элиты, делания политической карьеры, утверждения и заката политических лиде­ров. В результате выборов обновляется состав правящей и оппози­ционной элит, изменяется политический вес партий и их предста­вителей;

— генерирование обновления общества посредством конкурент­ной борьбы альтернативных политических программ. Выборы — это своеобразное окно, открытое для упорядоченных, институциализированных влияний на государство и общество. Они дают воз­можность различным политическим силам представить собствен­ное видение общественных проблем и выдвинуть программы их решения. Тем самым стимулируется поиск оптимальных путей развития, обеспечивается конкурентный отбор политических цен­ностей и альтернатив, создаются благоприятные возможности для преодоления неэффективной политики и утверждения новых, жиз­неспособных идей и политических платформ;

— конституирование эффективной оппозиции и ее подготовка к выполнению функций политического руководства. Эффективность оппозиции предполагает выполнение ею функций критики и кон­троля за правительством, а также способность к выработке альтер­нативной политики. Выборы, побуждая различные политические силы к открытому сопоставлению своих программ, компромиссам и коалициям, способствуют консолидации оппозиции. Кроме того, будучи представленной в результате выборов в парламенте, а не­редко и возглавляя правительства в субъектах федерации, оппози­ция подготавливается к ответственному и компетентному руко­водству государством после прихода к власти.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том слу­чае, если сами они организованы демократически. Выборы изна­чально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Ихглавное социальное назна­чение — адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах влас­ти, а также сформировать эффективное правительство.

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: