Договор об учреждении этого государства объявлявшегося вечно нейтральным был подписан в лондоне

Обновлено: 25.04.2024

20 января 1831 года в ходе Лондонской конференции пяти держав, куда входили Россия, Великобритания, Франция, Австрия и Пруссия, был провозглашен постоянный или «вечный» нейтралитет Бельгии, которая только что получила независимость.

Королевство Бельгия — небольшая страна в самом центре Европы. Ее географическое положение — настоящий подарок судьбы. Все торговые пути Европы пересекаются в портах Бельгии. На быстрое развитие страны влиял мягкий климат, удобный рельеф, выход к морю. Понятно, что этот благословенный регион всегда интересовал захватчиков — по этой причине Бельгию не обошла стороной ни одна из войн Европы.

Постоянный или «вечный» нейтралитет Бельгии был установлен 20 января 1831 года в ходе Лондонской конференции пяти держав (1830−1831). Нейтралитет стал результатом компромисса, достигнутого участниками конференции. Дело в том, что Франция, недовольная постановлением Венского конгресса 1814—15 о создании на её северо-восточной границе сильного государства — Нидерландского королевства, выступала на конференции за выход из него Бельгии.

Австрия, Пруссия и Россия этому противились и настаивали на возвращении Бельгии под власть нидерландского короля. Великобритания поддержала Францию, стремясь добиться ухудшения франко-русских отношений и утвердить своё влияние в бельгийских провинциях. В ходе Лондонской конференции 1830—1831 Франции и Великобритании удалось добиться признания участниками конференции независимости Бельгии. Австрия, Пруссия и Россия согласились на это, но при условии, что новое королевство будет сохранять тот самый «вечный» нейтралитет, что и было зафиксировано в договоре.

Благодаря нейтралитету в XIX веке очень интенсивно развивалась экономика страны. Бельгия стала первой страной континентальной Европы, где в 1835 году была построена железная дорога Мехелен-Брюссель. Бельгия до сих пор остаётся единственной страной континентальной Европы, где на железных дорогах принято левостороннее движение.

Вплоть до 1914 г. при поддержке великих держав Бельгия сохраняла статус постоянно нейтрального государства, выполняя тем самым историческую миссию, которая была определена великими державами — защищая свои собственные границы, стоять на страже мирного равновесия в Европе. Однако Первая мировая война этот порядок нарушила.

Бельгия очень сильно пострадала в той войне. Большая часть страны была оккупирована немцами, бельгийские и английские войска удерживали лишь небольшую ее часть. В 1936 году Бельгия возобновляет политику нейтралитета. Однако в мае 1940 года в течение 18 дней страну снова оккупируют немецкие войска. Освобождение начинается 3 сентября 1944 года с вступления в Брюссель британских войск, а 11 февраля 1945 года образуется правительство во главе с правым социалистом ван Аккером.

Сегодня Бельгия не является нейтральной страной, так как входит в НАТО, имея военные обязательства перед союзниками по военному блоку. В ее столице Брюсселе находится штаб-квартира НАТО. С образованием Евросоюза Брюссель из географического центра Европы стал еще и политическим — здесь расположены все руководящие структуры ЕС.

Анта́нта (фр. entente — согласие) — военно-политический блок России, Великобритании и Франции, создан в качестве противовеса «Тройственному союзу» (A-Entente — Германии, Австро-Венгрии и Италии); сложился в основном в 1904—1907 годах и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны. Термин возник в 1904 году первоначально для обозначения англо-французского союза,

Основные даты * 1891 год — оформлено соглашение между Российской империей и Французской республикой о создании Франко-русского союза. * 5 (17) августа 1892 года — подписание секретной военной конвенции между Россией и Францией. * 1893 год — заключение оборонительного союза России с Францией. * 1904 год — подписание англо-французского соглашения. * 1907 год — подписание русско-английского соглашения.

30. Даты договоров об образовании Тройственного союза. Тройственный союз – военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879-1882 годах и положивший начало разделу Европы на враждующие группировки и подготовке Первой мировой войны.

Заключив в 1879 году союз с Австро-Венгрией, Германия в целях изоляции Франции энергично искала нового союзника в лице Италии. Австро-Венгрия, желая обеспечить свой тыл на случай войны с Россией, также была заинтересована в укреплении сотрудничества с Италией. В результате переговоров 20 мая 1882 года в Вене был заключен союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией.

20 февраля 1887 года в Берлине был подписан второй союзный договор держав Тройственного союза. Он подтвердил все положения договора 1882 года и установил срок его действия до 30 мая 1892 года. Одновременно в Берлине были подписаны отдельные итало-австрийский и итало-германский договоры, дополнявшие обязательства договора 1882 года.

6 мая 1891 года в Берлине договор Тройственного союза был подписан в третий раз. Его текст включал все положения договора 1882 года и итало-австрийского и итало-германского договоров 1887 года. Кроме того, Германия и Италия обязывались приложить усилия к сохранению территориального статус-кво в Киренаике, Триполитании и Тунисе в Северной Африке, а если бы это стало невозможным, то Германия обязывалась поддержать Италию в любом выступлении, предпринятом "в интересах равновесия и получения законной компенсации".

С конца XIX века Италия, напуганная растущей англо-германской враждой и терпя урон от таможенной войны, которую повела против нее Франция, начала менять курс своей политики. В 1896 году она признала французский протекторат над Тунисом, в 1898 году заключила с Францией торговый договор. В 1900 году согласилась на захват Францией Марокко в обмен за признание итальянских "прав" на Триполи. В 1902 году заключила с Францией соглашение, обязавшись соблюдать нейтралитет в случае франко-германской войны, вызванной Германией. Но формально Италия оставалась членом Тройственного союза и участвовала в новом его возобновлении в 1902 году, тайно информируя об этом Францию.

28 июня 1902 года в Берлине был подписан и заключен на шестилетний срок с условиями продления, оговоренным в предыдущем договоре, четвертый союзный договор между Австро-Венгрией, Германией и Италией. В секретной декларации, сообщенной итальянскому правительству 30 июня, австро-венгерское правительство извещало, что оно стремится к сохранению территориального статус-кво на Востоке, но не предпримет ничего такого, что могло бы помешать действиям Италии, продиктованным ее интересами в Триполитании и Киренаике.

5 декабря 1912 года в Вене был подписан пятый договор Тройственного союза. Его содержание было идентично договорам 1891 и 1902 годов.

В 1915 году с вступлением Италии в Первую мировую войну (1914-1918) на стороне Антанты Тройственный союз распался. Однако, после выхода Италии из союза, Болгария и Османская империя присоединились к Германии и Австро-Венгрии, образовав четверной союз.

31. Изменение состава Антанты и Тройственного союза в ходе Первой мировой войны.

(про тройственный союз см вопрос 30)

После начала Первой мировой войны, в сентябре 1914 года в Лондоне между Великобританией, Францией и Россией было подписано соглашение о незаключении сепаратного мира, заменявшее собой союзный военный договор. В октябре 1915 года к этому соглашению присоединилась Япония, которая в августе 1914 года объявила войну Германии.

В ходе войны к Антанте постепенно присоединялись новые государства. К концу войны в состав государств антигерманской коалиции (не считая России, вышедшей после Октябрьской революции 1917 года из войны) входили Великобритания, Франция, Бельгия, Боливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Италия, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Доминго, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай, Черногория, Хиджаз, Эквадор, Япония.

Основные участники Антанты – Великобритания, Франция и Россия, с первых дней войны вступили в секретные переговоры о целях войны. Британо-франко-русское соглашение (1915) предусматривало переход Черноморских проливов к России, Лондонский договор (1915) между Антантой и Италией определил территориальные приобретения Италии за счет Австро-Венгрии, Турции и Албании. Договор Сайкс-Пико (1916) разделял азиатские владения Турции между Великобританией, Францией и Россией.

В течение первых трех лет войны Россия оттягивала на себя значительные силы противника, приходя быстро на помощь союзникам, как только Германия предпринимала серьезные наступления на Западе.

После Октябрьской революции 1917 года выход России из войны не срывал победы Антанты над германским блоком, ибо Россия выполнила полностью союзнические обязательства, в отличие от Англии и Франции, не раз срывавших свои обещания помощи. Россия дала возможность Англии и Франции мобилизовать все свои ресурсы. Борьба русской армии позволила США развернуть свою производственную мощь, создать армию и заменить вышедшую из войны Россию – США официально объявили войну Германии в апреле 1917 года.

После Октябрьской революции 1917 года Антанта организовала вооруженную интервенцию против Советской России — 23 декабря 1917 года Великобритания и Франция подписали соответствующее соглашение. В марте 1918 года интервенция Антанты началась, однако походы против Советской России завершились провалом. Цели, которые Антанта ставила перед собой, были достигнуты после поражения Германии в Первой мировой войне, однако стратегический союз между ведущими странами Антанты Великобританией и Францией сохранился и в последующие десятилетия.

32. Название выступления президента США Вильсона перед Конгрессом 8 января 1918 г. Четырнадцать пунктов Вильсона (англ. The Fourteen Points) — проект мирного договора, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года. Включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций). Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному В.И.Лениным Декрету о мире, который был куда менее приемлемым для западных держав.

1. Открытые мирные договоры, открыто обсуждённые, после которых не будет никаких тайных международных соглашений какого-либо рода, а дипломатия всегда будет действовать откровенно и на виду у всех.

2. Абсолютная свобода судоходства на морях вне территориальных вод как в мирное, так и военное время, кроме случаев, когда некоторые моря будут частью или полностью закрыты в международном порядке для исполнения международных договоров.

3. Устранение, насколько это возможно, всех экономических барьеров и установление равенства условий для торговли всех наций, стоящих за мир и объединяющих свои усилия к поддержанию такового.

4. Справедливые гарантии того, что национальные вооружения будут сокращены до предельного минимума, совместимого с государственной безопасностью.

5. Свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

6. Освобождение всех русских территорий и такое разрешение всех затрагивающих Россию вопросов, которое гарантирует ей самое полное и свободное содействие со стороны других наций в деле получения полной и беспрепятственной возможности принять независимое решение относительно её собственного политического развития и её национальной политики и обеспечение ей радушного приема в сообществе свободных наций при том образе правления, который она сама для себя изберёт. И более, чем прием, также и всяческую поддержку во всем, в чем она нуждается и чего она сама себе желает. Отношение к России со стороны наций, её сестер, в грядущие месяцы будет пробным камнем их добрых чувств, понимания ими её нужд и умения отделить их от своих собственных интересов, а также показателем их мудрости и бескорыстия их симпатий.

7. Бельгия, — весь мир согласится, — должна быть освобождена и восстановлена, без попытки ограничить суверенитет, которым она пользуется наравне со всеми другими свободными нациями. Никакое другое действие не может более, чем это, послужить к восстановлению между народами доверия к тем законам, которые они сами установили и определяли в качестве руководства для своих взаимных сношений. Без этого целительного акта все построение и все действие международного права будет навсегда поражено.

8. Вся французская территория должна быть освобождена и оккупированные части возвращены, а зло, нанесенное Франции Пруссией в 1871 году в отношении Эльзас-Лотарингии, которое нарушало всеобщий мир почти что 50 лет, должно быть исправлено, чтобы мирные отношения могли снова быть установлены в интересах всех. 9. Исправление границ Италии должно быть произведено на основе ясно различимых национальных границ. 10. Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге Наций мы хотим видеть огражденным и обеспеченным, должны получить широчайшую возможность автономного развития. 11. Румыния, Сербия и Черногория должны быть освобождены. Занятые территории должны быть возвращены. Сербии должен быть предоставлен свободный и надежный доступ к морю. Взаимоотношения различных балканских государств должны быть определены дружественным путём в соответствии с исторически установленными принципами принадлежности и национальности. Должны быть установлены международные гарантии политической и экономической независимости и территориальной целости различных балканских государств. 12. Турецкие части Османской империи, в современном её составе, должны получить обеспеченный и прочный суверенитет, но другие национальности, ныне находящиеся под властью турок, должны получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития. Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями.

13. Должно быть создано независимое Польское государство, которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.

14. Должно быть образовано общее объединение наций на основе особых статусов в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств.

95. Понятие нейтрализованного государства.Нейтрализованное государство это государство, независимость и неприкосновенность которого на все будущее время гарантирована международным соглашением держав при условии, что такое государство само обязуется никогда не поднимать оружие против какого-либо другого государства, за исключением случаев обороны от нападения, и никогда не вступать в такие международные обязательства, которые косвенно могли бы вовлечь его в войну. Причина, по которой государство ходатайствует или соглашается стать нейтрализованным, та, что оно является государством слабым и не хочет принимать активного участия в международной политике, посвящая себя исключительно мирному развитию своего благосостояния. Причины, по которым державы нейтрализуют слабое государство, могут быть различны в отдельных случаях. Главными причинами до сих пор были политика равновесия сил в Европе и заинтересованность в поддержке слабого государства в качестве так называемого буферного государства между территориями великих держав.

Не следует смешивать [См. т. I, полутом 2, 207 и т. II, 72] с нейтрализацией государств, во-первых, нейтрализацию отдельных частей государства, рек, каналов и т. п., имеющую своим последствием то, что война здесь не может ни вестись, ни подготовляться; во-вторых,

специальную, по особым соглашениям, защиту определенных учреждений на время войны и, в-третьих, одностороннее заявление государства, что оно навсегда остается нейтральным [См. Robertson в А. J., 1917, pp. 607616; Graham, op, cit., pp. 87, 88 и, Strupp, Neutralisation, Befriedung, Entmilitarisierung, 1933, S. 179186].

96. Акт о нейтрализации и ее условия. Каждое государство может, не становясь тем самым нейтрализованным, заключить договор с другим государством, по которому оно примет на себя обязательство оставаться нейтральным, если это другое государство вступит в войну. Актом, посредством которого государство становится навсегда нейтральным, является международный договор держав между собой и данным государством; по этому международному договору державы коллективно гарантируют независимость и целостность этого государства. Если не все великие державы участвуют в этом договоре, то державы, не участвующие в нем, должны, по крайней мере, дать свое молчаливое согласие, заняв такую позицию, которая показывала бы, чтоони согласны на нейтрализацию, хотя ее и не гарантируют [См. Roxburgh, International Conventions and Third States, 1917, 39]. Договаривающиеся державы, гарантируя постоянный нейтралитет государства, вступают в обязательство не нарушать со своей стороны независимости нейтрального государства и не допускать нарушения ее другим государством. Но нейтральное государство, если не считать отношений по гарантии, ни в коей мере не становится зависимым от гарантов, а последние не приобретают какого бы то ни было влияния на нейтральное государство в вопросах, не имеющих отношения к гарантии.

Условием нейтрализации является обязанность нейтрализованного государства воздерживаться от каких бы то ни было враждебных действийи, далее, от принятия на себя какого бы то ни было международного обязательства, которое могло бы косвенно вовлечь его в военные действия против какого-либо другого государства. Из нейтрализации вытекает также, что, кроме случаев урегулирования пограничных вопросов, нейтрализованное государство не может ни уступить части своей территории, ни приобрести новую территорию без согласия держав [См. Piccioni, op. cit., р. 82; Descamps, La neutralite de la Belgique, 1902, pp. 508527].

97. Международное положение нейтрализованных государств. Поскольку нейтрализованное государство несет обязательство не вести войны против какого бы то ни было другого государства, за исключением случаев, когда на него будет произведено нападение, и не заключать договоров о союзе, гарантии [Поэтому для Бельгии, которая в одно и то же время была нейтрализованным государством и стороной в договоре, нейтрализовавшем в 1867 г. Люксембург, невозможно было участвовать в гарантии этой последней нейтрализации. См. ст. 2 Лондонского договора от 11 мая 1867 г] и т. п., то часто утверждают, что нейтрализованные государства являются лишь частично суверенными и не являются международными лицами, занимающими то же положение что и другие государства. Однако, если принять во внимание факты и условия нейтрализации государств, следует признать что мнение это лишено всякого основания. Если суверенитет есть не что иное, как верховная власть, то нейтрализованное государство так же вполне суверенно, как и любое не нейтрализованное государство. Оно совершенно независимо как в пределах своих границ, так и вне их, так как независимость вовсе не означает неограниченной свободы действий [См. 126]. Условия нейтрализации воздерживаться от войны, от заключения договоров о союзе и т. п. составляют такие ограничения, которые никоим образом не уничтожают полного суверенитета нейтрализованного государства. Эти условия имеют своим последствием лишь то, что нейтрализованное государство, в случае если оно совершает враждебные действия против другого государства, заключает договор о союзе и т. п., подвергает себя интервенции по праву и теряет гарантированную защиту. Нейтрализованное государство не только может заключать всякого рода международные договоры, за исключением договоров о союзе, гарантии и т. п., но может также иметь армию и военно-морской флот [Положение Люксембурга, который стал нейтрализованным под условием не держать вооруженных сил, кроме полиции, являлось аномалией], строить крепости, поскольку это делается только для подготовки обороны. Нейтрализация не оказывает даже влияния на ранг государства; Швейцария государство, пользующееся королевскими почестями и занимающее место не ниже Великобритании или любого другого из гарантов ее нейтрализации.

98. Швейцария. Швейцарская конфедерация [См. Schweizer, Die Geschichtf der schweizerischen Neutralitдt, 2Bдnde, 1895 и Sherman в A.J., 12, 1918, pp. 241250, 462, 474, 780795], признанная по Вестфальскому миру 1648 г., преследовала с этого времени традиционную политику нейтралитета. Однако во время французской революции и наполеоновских войн ей не удалось сохранить свой нейтралитет. Французская интервенция принесла с собой в 1798 г. новую конституцию, согласно которой отдельные кантоны перестали быть независимыми государствами и Швейцария из конфедерации государств превратилась в единое государство Гельветическую республику, которая, кроме того, была соединена с Францией договором о союзе. Лишь в 1814 г. Швейцария вновь стала конфедерацией государств, и только в 1815 г. ей удалось стать постоянно нейтрализованной. 20 марта 1815 г. на Венском конгрессе Великобритания, Австрия, Франция, Португалия, Пруссия, Испания, Швеция и Россия подписали декларацию, в которой был признан и коллективно гарантирован постоянный нейтралитет Швейцарии; 27 мая 1815 г. Швейцария присоединилась к этой декларации. Ст. 84 акта Венского конгресса подтвердила эту декларацию, а датированный 20 ноября 1815 г. акт держав, собравшихся в Париже после окончательного поражения Наполеона, снова ее признал [См. Martens, N. R., II, pp. 157, 173, 419, 740]. С этого времени Швейцарии неизменно удавалось сохранять свой нейтралитет. В этих целях она построила крепости и организовала сильную армию, а в январе 1871 г., во время франко-прусской войны, разоружила французскую армию численностью более чем в восемьдесят тысяч человек, которая искала убежища на ее территории, и держала эту армию под наблюдением до окончания войны [См. Mowat в В. Y., 19231924, pp. 9094; Rappard, L'Entree de la Suisse dans la Societe des Nations, 1924, и Guggenheim в Z. ц. R., 7, 1928, S. 266273. См. также Bonjour, Geschichte der schweizerischen Neutralitдt, 1946]. Уникальное положение Швейцарии было признано Советом Лиги наций, когда после длительных переговоров и проведенного в стране референдума она была принята в Лигу наций на правах первоначального члена, с условием, что она не будет обязана принимать участие в военных действиях или разрешать проход через ее территорию иностранных войск либо подготовку в ее пределах военных мероприятий [См. т. II, 292ж. Schindler в R. I., 3-me ser., 19, 1938, S.433472].

99. Бельгия. Бельгия [См. Descamps, La Neutrality de la Belgique, 1902, и L'Etat neutre a titre permanent, 1912] стала нейтрализованной с момента признания ее в 1831 г. независимым государством. Лондонский договор, подписанный 15 ноября 1831 г. Великобританией, Австрией, Бельгией, Францией, Пруссией и Россией, установил в ст. 7 одновременно и независимость Бельгии и ее постоянный нейтралитет, а в ст. 25 содержал гарантию пяти великих держав, подписавших договор [См. Martens, N. R., XI, pp. 394404]. Гарантия эта была возобновлена ст. 2 Лондонского договора от 19 апреля 1839 г. [См. Martens. N. R., XVI, р. 770], в котором сторонами являлись Великобритания, Австрия, Франция, Пруссия, Россия и Голландия и который представлял собой окончательный договор об отделении Бельгии от Нидерландов [К нему приложен договор от того же числа между Бельгией и Голландией].

Нейтралитет Бельгии был нарушен в 1914 г., когда Германия напала на нее с целью вторжения во Францию через бельгийскую территорию [Сhar1еs de Visscher, Belgium's Case, 1916; Strupp, Die Neutralisation und die Neutralitдt Belgiens, 1917, и op. cit., S. 5989]. По этой причине на конференции по окончании мировой войны Бельгия возбудила вопрос о прекращении ее нейтрализации, и державы согласились с ее ходатайством. Считается, что единственными мерами, которые в форме договоров были предприняты для осуществления этой политики, являются следующие: 1. По ст. 31 Версальского договора, ст. 83 Сен-Жерменского договора и ст. 67 Трианонского договора, Германия (как преемница Пруссии), Австрия и Венгрия соглашаются на отмену договоров от 19 апреля 1839 г. и обязуются отныне признавать и соблюдать все соглашения, которые могут заключить главные Союзные и Объединившиеся державы или некоторые из них с правительствами Бельгии или Нидерландов с целью замены названных договоров 1839 г. 2. В силу Локарнского договора от 1 декабря 1925 г. [См. т. I, полутом 2, 577а и т. 2, 112(г)], Великобритания, Франция, Германия, Италия и Бельгия приняли к сведению отмену договоров о нейтрализации Бельгии. 3. 22 мая 1926 г. по договору, подписанному в Париже Великобританией, Францией, Голландией и Бельгией, соответствующие части лондонских договоров 1839 г. были отменены и было условлено, что Германия, Австрия, Венгрия и СССР будут при-глашены присоединиться к этому договору. Договор этот, однако, ещене ратифицирован, и ввиду этого упомянутые державы еще не были приглашены присоединиться к нему [Текст договора см. у Hudson, Legislation, III, p. 1896]. Таким образом Бельгия к концу первой мировой войны de facto перестала быть нейтрализованным государством [Так, например, не было сочтено необходимым заключить с Бельгией особое соглашение по образцу заключенного с Швейцарией (см. 98, прим.), когда Бельгия стала первоначальным членом Лиги], хотя известные юридические формальности, требующиеся для официального освобождения ее от прежнего статуса, еще полностью не выполнены. В марте 1936 г., ввиду изменений политического положения в Европе после 1919 г. и денонсирования Германией Локарнского договора [См. т. I, полутом 2, 547, прим.], Бельгия, преследуя политику неучастия в войне, потребовала освобождения ее от обязательств по Локарнскому договору и предъявила свое несколько ограниченное толкование обязательств, предусмотренных в ст. 16 устава Лиги [14 октября 1936 г. король бельгийцев в речи, обращенной к своему совету министров, сделал заявление о будущей политике Бельгии, которое было широко истолковано как возврат к статусу нейтралитета]. Это требование было удовлетворено Великобританией и Францией под условием соблюдения обязательств устава Лиги [Первый шаг в этом направлении, имеющий международное значение, был сделан 24 апреля 1937 г., когда Великобритания и Франция в совместном заявлении, адресованном Бельгии, освободили ее от гарантии по отношению к обеим этим державам, вытекающей из Локарнского договора и из Лондонского соглашения от 19 марта 1936 г.]. Однако, когда Бельгия стала членом Организации Объединенных Наций, она не выдвинула требования о признании ее специального статуса как нейтрализованного государства. Ее статус постоянно нейтрального государства должен считаться ныне поглощенным теми преимуществами и обязанностями системы коллективной безопасности, которая установлена уставом Объединенных Наций.

100. Люксембург. Великое герцогство Люксембургское [См. Servais, Le Grand-Duche de Luxembourg et le traite de Londres, 1879] с 1815 по 1890 г. состояло в личной унии с Нидерландами, но в то же время являлось членом германской конфедерации, и Пруссия после 1856 г. имела право держать войска в крепости Люксембург. В 1866 г. германская конфедерация прекратила свое существование, а Наполеон III прилагал усилия к приобретению Люксембурга путем покупки его у голландского короля, который был одновременно и великим герцогом Люксембургским. Ввиду возражений против этого Пруссии державы нашли целесообразным нейтрализовать Люксембург. В Лондоне была созвана конференция, на которой были представлены Великобритания, Австрия, Бельгия, Франция, Голландия с Люксембургом, Италия, Пруссия и Россия, и 11 мая 1867 г. был подписан договор о нейтрализации Люксембурга; эта нейтрализация установлена и коллективно гарантирована всеми подписавшими договор державами, за исключением Бельгии как государства, которое само является нейтрализованным (ст. 2 договора) [См. Martens, N. R. G., XVIII, p. 448].

Однако эта нейтрализация была проведена под тем ненормальным условием, что Люксембургу не разрешено было держать никаких вооруженных сил, за исключением полиции для поддержания порядка и безопасности, или владеть какими бы то ни было крепостями. В 1914 г. Германия нарушила нейтралитет Люксембурга [Neutralite du Grand-Duche de Luxembourg pendant la guerre 19141918 (официальное издание), Luxemburg, 1919; Garner, 453459] в целях вторжения во Францию, и нейтрализация его, подобно нейтрализации Бельгии, очевидно, прекратилась в результате первой мировой войны. Согласно ст. 40 Версальского договора и ст. 84 Сен-Жерменского договора, соответственно Германия и Австрия в 1919 г. присоединились к отмене режима нейтрализации и договорились признать соглашение, которое может быть заключено в отношении Люксембурга Союзными и Объединившимися державами. До сих пор, однако, не достигнуто никакой договоренности об отмене договорным путем нейтрализации Люксембурга [Нотой от 28 апреля 1923 г., адресованной Лиге наций, правительство Люксембурга заявило, что договор от 11 мая 1867 г. остается в силе и что Люксембург является вечно нейтральным государством: Off. J., 1923, р. 722]. Как и в отношении Бельгии, постоянная нейтрализация Люксембурга должна быть в сильной степени затронута его безоговорочным вхождением в Организацию Объединенных Наций. По договору от 25 июля 1921 г. [L. N. Т. S., 9, 1922, p. 224] Люксембург образовал экономический союз с Бельгией [Crockaert в R. I., 3-me ser., 3, 1922, pp. 203221 и 89, прим]. Этот союз в свою очередь вошел 5 сентября 1944 г. в состав таможенного союза с Голландией.

101. Бывшее Свободное государство Конго[О бывшем Свободном государстве Конго см. Moynier, La fondation de l'Etat independant du Congo, 1887].


5 апреля 1795 года в Базеле (Швейцария) был подписан мирный договор между королевством Пруссия и Французской республикой. Этот сепаратный мир знаменовал собой начало распада первой антифранцузской коалиции.

Секретные переговоры о сепаратном мире стороны начали в июле 1794 года по инициативе Пруссии. Прежде всего этому способствовали военные успехи революционной Франции. Но в немалой степени Пруссию подтолкнули к этому разногласия с Россией и Австрией из-за раздела Польши.

В качестве условий для заключения мира Франция потребовала провести границу по левому берегу Рейна и сдать осажденный Майнц. При этом Конвент добивался не просто мира с Пруссией, а намеревался заключить с ней союз против Австрии и России.

Пруссаки были не против этого, однако их не устраивало установление границы по Рейну, и уж тем более они не собирались сдавать Майнц. Наоборот — Берлин требовал от Франции снятия осады и нейтрализации города.

В январе 1795 года переговоры были прерваны, чем немедленно воспользовалась Великобритания. В Берлин прибыл лорд Спенсер с чрезвычайной миссией — убедить колеблющегося прусского короля продолжать войну.

Узнав об этом, французский министр Бартелеми также усилил дипломатический нажим на своих прусских контрагентов. Весной 1795 года чаша весов окончательно склонилась в сторону Франции — этому способствовали военные победы Конвента и настойчивость Бартелеми.

Все это заставило пруссаков принять в марте основные статьи договора, a в начале апреля и его текст. 5 апреля 1795 года сепаратный мир был заключен. От Пруссии договор подписал князь Карл Август фон Гарденберг, от Франции — её дипломатический представитель в Швейцарии полномочный министр Франсуа Бартелеми.

Базельский мирный договор состоял из 11 основных статей и 6 частных и секретных соглашений. В договоре обусловливались: эвакуация французских войск с правого берега Рейна и временная оккупация французскими войсками левого берега вплоть до установления окончательных мирных отношений между Францией и Германской империей.

Секретные статьи и соглашения предусматривали отказ Пруссии от враждебных действий против Голландии и государств, оккупированных французской армией.

Король Пруссии гарантировал нейтралитет северогерманских государств, таким образом, получая над ними протекторат.

Базельский мирный договор значительно укрепил позиции Франции. Вслед за Пруссией из войны вышла Испания, что значительно сократило театр военных действий и позволило Конвенту сосредоточиться на войне с Австрией, которую поддерживала Россия.


6 декабря 1921 года в Лондоне представителями правительства Великобритании во главе с Дэвидом Ллойд Джорджем и посланниками самопровозглашенной Ирландской Республики под руководством министра иностранных дел Артура Гриффита был подписан договор, завершивший Ирландскую войну за независимость.

Этот документ, который официально назывался «Статьи соглашения по договору между Великобританией и Ирландией», провозглашал создание автономного доминиона — Ирландского Свободного государства в составе Британской империи. При этом оговаривалось, что Северная Ирландия, созданная Четвёртым актом о Гомруле 1920 года, может при желании выйти из ее состава.

В начале XIX века англичане окончательно присоединили Ирландию к Британской империи, после чего ирландцы совершили ряд попыток обрести независимость. Все они были неудачны, и каждый раз Ирландия вновь попадала под английское влияние. После восстания 1916 года, подавленного английскими войсками, обстановка в Ирландии еще сильнее накалилась, особенно после того, как парламент Великобритании не сдержал своего обещания предоставить стране более широкую автономию.

21 января 1919 года 73 депутата английского парламента, объявившие себя полномочным парламентом Ирландии, приняли декларацию о суверенитете Ирландии, провозгласив Ирландскую Республику, и потребовали немедленного вывода английских войск с территории самопровозглашенного государства. Было сформировано временное ирландское республиканское правительство. Президентом республики был избран лидер ирландской националистической партии Имон-де Валера.

После провозглашения независимости боевики «Ирландской республиканской армии» (ИРА) провели ряд терактов по отношению к представителям английских властей в Ирландии и начали активные боевые действия. Английская полиция при поддержке армейских частей приступила к физическому уничтожению членов ИРА. Однако эти действия вызвали обратный эффект — 26 ноября вспыхнуло антианглийское вооружённое восстание в Дублине. Началась партизанская война.

Все эти события привели к расколу Ирландии. Пока на юге и в центре Ирландии шла партизанская война, совет ольстерских националистов провёл в марте 1920 года голосование в Белфасте, по которому страна разделялась на два суверенных государства с собственными парламентами — на Северную и Южную Ирландию.

21 июля того же года между сторонниками партии «Шинн Фейн» (выступавшими за единую Ирландию) и ольстерскими националистами произошли вооружённые столкновения в Белфасте. Англичане вмешались в конфликт и 12 декабря ввели в городе Корк военное положение. Однако британское государство, истощенное Первой мировой войной, было более не в состоянии продолжать еще и войну гражданскую.

Общественное мнение в самой Англии жаждало мира и восстановления экономики, а не новых военных затрат. В стране начались массовые забастовки рабочих и шахтеров. На этом фоне британцы уже не стали вмешиваться в выборы в парламент Южной Ирландии, которые состоялись 24 мая 1921 года даже без предварительной агитации. Абсолютное большинство (124 кресла из 128) получила партия «Шинн Фейн».

А 7 июня начал работу парламент Северной Ирландии, премьер-министром в котором стал Джеймс Крейг, 1-й виконт Крейгавон, что окончательно раскололо Ирландию. 10 июня Ирландская Республика подписала перемирие с Великобританией. На следующий день, 11 июня, бойцы ИРА прекратили боевые действия.

6 декабря 1921 года Великобритания заключила с Ирландией компромиссный англо-ирландский договор, в котором признала Ирландию как английский доминион под названием Ирландское Свободное государство. Северная Ирландия вошла в состав Великобритании. Однако 16 декабря того же года, в день ратификации договора Северной Ирландии и Великобритании, лидер ирландцев Имон-де Валера, бывший сторонник договора, неожиданно выступил категорически против воссоединения с Великобританией.

Это привело к ирландской гражданской войне 1922—1923 годов, в которой погибли руководители ирландской делегации на переговорах и главные сторонники договора Артур Гриффит и Майкл Коллинз. Гриффит умер после кровоизлияния в мозг, вызванного переутомлением, а Коллинз через несколько дней погиб в перестрелке. Все же в итоге победу в войне одержали сторонники договора, и через год после его подписания (6 декабря 1922 года) было провозглашено создание Ирландского Свободного государства.

Несмотря на вековую давность этих событий, их актуальность сохраняется и сегодня. Именно они инициировали продолжение нескончаемого конфликта, который выражался теперь в политическом и идеологическом противостоянии. Он продолжается по сей день в шести районах Северной Ирландии, входящих в состав Великобритании.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: