Для снабжения войск продовольствием в государствах на территории казахстана налог взимаемый

Обновлено: 25.04.2024

§ 28. ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЛОЙ ОРДЫ, МОГУ ЛИСТАНА, ХАНСТВА АБУЛХАИРА, НОГАЙСКОЙ ОРДЫ

Социальная структура. Социальная структура Белой Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира и других госу дарств была основана на феодальных отношениях. Господствую­щая верховная власть состояла из потомков Чингисхана - чинги­зидов, а на второй ступени власти находились вожди родов и пле­мен. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, отданы. Они опирались на вождей родов и племен - эмиров, бе­ гов, биев и баев.

Во главе государства стоял великий хан. Ханская власть на­следственно передавалась от отца к сыну. Государственные дела решались на ханском совете. В состав ханского совета входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись его везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созы­вался раз в год в летнее время. На нем рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения государства.

Если в Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предво­дителей тюркских племен именовали эмирами, то в Ногайской Орде - мурзами. В управленческом аппарате ханской власти ши­роко употреблялся титул «бек». Он присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Вместе с тем распространен был титул бия, кото­рый в основном присваивался народным судьям. Монгольский ти­тул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Про­стонародье называли «карача» (чернь, простолюдины).

В Монгольской империи использовался свод законов «Ясы». Однако по той причине, что эти законы были созданы примени­тельно к кочевому скотоводству, то, естественно, они были непри­годны для завоеванных монголами народов, живших в условиях оседлого и полуоседлого образа жизни и поэтому в этих районах постепенно вышли из употребления.

О праве собственности на землю. После монгольского наше­ствия земли Казахстана вошли в состав Монгольской империи.

Завоеванные земли Чингисхан разделил между своими сыно­вьями. Эти земли назывались «инджу », что означало «приданое». Земли в качестве инджу передавались со всем населением, живу­щим на них. А налоги, собранные у населения на землях инджу, поступали в ханскую казну или в распоряжение потомков хана.

Земли, выделявшиеся как инджу, были плодородными и богаты­ми разнотравьем. Например, земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье, Чагатайского государства - в плодородных долинах рек Чу и Талас.

Впоследствии в связи с расширением управленческого аппа­рата и необходимостью его укрепления был начат передел земель инджу. Как сообщают письменные источники, существовало че­тыре вида собственности на землю: 1) государственные земли (зем­ли, принадлежавшие непосредственно ханам); 2) земли, получен­ные потомками Чингисхана в качестве инджу; 3) вакуфные земли (мусульманских религиозных учреждений, а также земли самих служителей религии); 4) земли, передававшиеся ханами в наслед­ственную собственность. В основном они находились в земледель­ческих регионах.

В полукочевых и полуоседлых районах простые скотоводы ко­чевали вместе с представителями знати. Конечно, и здесь богатые пастбища находились в руках богачей.

Виды собственности на землю

учреждений и служителей

Передававшиеся ханами в наследственную собственность

в наследственную собственность

Существовали и другие виды собственности на землю, такие как «икта» и «союргаль». Их раздавали честно и преданно служив- in им хану военным и государственным служащим. Такие земли не передавались По наследству. В случае предательства или смерти нос начальника или государственного служащего эти земли изы­мались. Например, в 1377-1378 годах, когда один из полководцев У рус хана сбежал вместе с Тохтамышем в Самарканд к эмиру Ти­муру, землю, переданную ему как союргаль, изъяли и отдали вое- нанача льнику Тойши. Таким образом, раздел земель и ихшередача другим производились лично самим ханом.

Налоги и повинности. Содержание государственных органов канской власти в Белой Орде, Могулистане, в ханстве Абулхаира и Н огайской Орде осуществлялось за счет налогов, собираемых с населения. Трудовое население работало как на знать, так и на государство. Научные исследования показывают, что налоги и тру­ппные повинности иногда заменяли другим видом налогов - тагаром, который взимался для снабжения войск продовольствием. В период правления Улугбека этот вид налогов взимали в Сауране, ('а ираме, Отраре и других городах, где были расположены его вой- пса, а могульские ханы тоже собирали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. В зависимости от величины площади земельного наде­ли собирали налог калан. Кочевники были обязаны платить и «зя- кст» - налог со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земле- дсл ьческое и городское население обязано было платить такие виды налогов, как харадж, баж и другие. Эти виды налогов появились после нашествия монголов. Поэтому они в XIII - XIV веках рас­пространились на все завоеванные монголами государства. Налог капшуыр, например, в Золотой Орде и Чагатайском улусе взимал­ся с кочевых скотоводов в размере одного процента поголовья скота.

По свидетельству письменных источников, в прошении от на­селения Кашгарии на имя хана Могулистана Тоглук-Тимура го­ворилось о непосильном увеличении размера налога калан, что выз­вало резкий массовый протест людей. Вероятно, такое сильное уве­личение размера налога было вызвано необходимостью осуществ­ления завоевательной политики хана и связанным с ним содержа­нием многочисленного войска. В этих целях на юге Казахстана облагались налогом зякет городские ремесленники и торговцы. А земледельцы и городские жители Туркестана платили налоги харадж и баж.

Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначи­тельное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на убой), к тому же они выполняли различные рабочие повинности. Наряду с этим простолюдины обязаны были нести воинскую повинность у вождей племен со своими конями, оружием. Такая служба нано­сила ущерб их хозяйству, так как они вынужденно отстранялись от своих основных дел в скотоводческом хозяйстве. Таким обра­зом, в связи с развитием феодальных отношений росло социаль­ное и имущественное неравенство, усилился гнет рядовых земле­дельцев и скотоводов.

Государственно-административное устройство. С образовани­ем Монгольской империи дети Чингисхана на полученных удель­ных землях создали улусы, носящие их имена. Например, улус Жошы, Чагатайский улус и другие. Понятие «улус» приобрело значение «государство». Внутри этих улусов появились также и другие более мелкие личные владения. Эти владения со временем сами превращались в отдельные улусы. Среди них: улус Вату, улус Берке, улус Узбека (Узбекский улус), улус Урус хана и др. Факти­чески они также становились малыми государствами. Синонима­ми слова «улус» со временем стали понятия «страна», «народ».

Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, господствовавшего в улусе.

Структура административной власти на территории Казахстана почти во всех ханствах была одинаковой. В Ногайской Орде власть находилась в руках биев, а во всех остальных государствах хан­ская власть передавалась по наследству. Однако знать, беки и эми­ры имели право избрать ханом любого члена из его династии. На­пример, на трон Могульского ханства улусбек Худайдат из племе­ни дулат шесть раз подряд возводил угодных себе людей из потом­ков хана. Поэтому осуществление ханом своей ханской власти за­частую зависело от воли представителей знати родов и племен. Это показывает, что хан зависел от представителей знати не только политически, но и экономически. В государственных делах важ­нейшую роль играли улусбеки. Они оказывали активное влияние на решение таких вопросов, как возведение на ханский трон, ко­мандование армией, установление дипломатических отношений с соседними государствами и др. К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи. Атабеки являлись воспитате­лями наследников, то есть сыновей хана. Кокилташи тоже выпол­няли подобные воспитательные функции.

В Могульском ханстве наибы являлись высокими должность ими лицами. Они в случае несовершеннолетия избранных ханов были их советниками. Значительная роль принадлежала и жасаулам (дружинникам), которые следили за порядком и исполнени­ем обычаев и традиций на тоях, свадьбах и празднествах. Они конт­ролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место и соответствии с общественным положением. Руководитель двор­цовой службы носил титул ишик ага басы, а ханские советники - титул инак. Лица, организующие ханскую охоту, назывались мир- шшеарами. Важными административными лицами были даруги - правители, ханские наместники в городе, местности. В их функ­ции: входили сбор налогов и контроль за порядком.

Как видим, вся государственно-административная система хан­ской власти была направлена на защиту интересов правящей вер­хушки.

В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).

Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.

Зимнее кочевье.

Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.

Летнее кочевье.

Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».

Осеннее кочевье.

На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.

Земледельческое хозяйство.

Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.

Налоги и повинности.

Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.

Состояние городов.

Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн меж­ду Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.

Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столи­цу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жи­тели города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледе­лием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом па­ломничества мусульман.

За овладение Саураном между Узбекским и Казах­ским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.

В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в об­щественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казах­стана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в вой­нах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, пос­ле внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превра­щен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Одна­ко в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что при­вело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.

Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был из­вестен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также на­зывали Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на тор­говом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродил­ся и просуществовал до XVII века. При прав­лении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара располо­жен мавзолей Арыстан-баба, духовного на­ставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.

Во главе государства стоял хан – верховный распорядитель всех земель, ханская власть передавалась по наследству от отца к сыну. Ханами избирались только потомки Чингисхана – султаны-чингизиды (огланы). На второй ступени власти находились вожди родов и племен: эмиры, беки, бии, баи. Государственные дела решались на ханском совете, в который входили улусбеки, эмиры, беки, бии. У хана были советники-везиры. Верховным органом власти был курултай, созывавшийся раз в год, в летнее время. На курултае рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения ханства.

В Ногайской Орде предводителей тюркских племен называли мурзами, в Ак-Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане – эмирами. В аппарате ханской власти широко употреблялся титул бек, который присваивали военачальникам и высшим чиновникам: улусбек, туменбек, мынбек. Титул бий в основном носили народные судьи. Монгольский титул нойон получали представители богатой знати. Видные военачальники могли носить титул бахадур или батыр. Простых кочевников-скотоводов называли карача (чернь).

Виды собственности на землю.

Завоеванные земли Чингисхан разделил между сыновьями. Они назывались инджу (приданое) и передавались с живущим на них населением. Налоги с инджу поступали в ханскую казну или в распоряжение его владельцев. Инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье. Инджу правителей Чагатайского государства – в плодородных долинах рек Чу и Талас.

Согласно письменным источникам, существовало четыре вида собственности на землю:

  1. государственные земли;
  2. земли, полученные в качестве инджу;
  3. вакуфные земли (земли мусульманских религиозных учреждений и служителей религии;
  4. земли, переданные в наследственную собственность (мульк).

Условной земельной собственностью были икта и союргаль – земли, данные ханом за преданную службу. Они не передавались по наследству. В случае предательства или смерти военачальника или государственного чиновника они изымались и передавались другому лицу по указанию хана.

Налоги и повинности.

Органы государственной власти содержались за счет налогов, которые платило население. Налоги и повинности иногда заменяли тагаром – налогом для снабжения войск продовольствием. Во время правления Улугбека, внука эмира Тимура, тагар собирали в городах Сауран, Сайрам, Отрар, где были расположены его войска. Правители Могулистана взимали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. Земледельцы в зависимости от величины земельного надела платили налог калан. Скотоводы-кочевники в пользу ханов и султанов платили налоги зякет, согым, сыбага. Оседлое и городское население должно было платить налоги харадж и бадж. Эти виды налогов появились после монгольского завоевания и в ХII–ХIV веках распространились на все подчиненные монголам земли. В Золотой Орде и Чагатайском улусе с кочевников-скотоводов взимался налог капшуыр в размере одного процента поголовья скота. В Могулистане при Тоглук-Тимуре увеличился размер налога калан, что вызвало недовольство населения. Вероятно, это было связано с завоевательной политикой хана и необходимостью содержать войска. С этой же целью налогом зякет облагались городские торговцы и ремесленники на юге Казахстана. Скотоводы полукочевых районов, у которых было мало скота, платили согым (скот на убой) и выполняли различные трудовые и воинскую повинность. Военная служба наносила ущерб их хозяйству.

Государственно-административное устройство.

Постепенно понятие «улус» стало использоваться в значении «государство», а также «страна», «народ» или для обозначения господствовавшего в улусе племени. Административная структура власти почти во всех ханствах этого времени на территории Казахстана была одинаковой. Во всех государствах ханская власть передавалась по наследству, только в Ногайской Орде власть находилась в руках биев. Очень часто в политическом и экономическом отношениях хан зависел от воли родовой и племенной знати. Важную роль в государственных делах играли улусбеки: активно участвовали в возведении ханов на трон, командовали армией, устанавливали дипломатические отношения с другими государствами.

К высшим должностным лицам относились атабеки и кокилташи – воспитатели ханских наследников. Высокими должностными лицами в Могулистане были наибы: они были советниками при несовершеннолетних ханах. За порядком, исполнением обычаев и традиций на тоях, свадьбах и праздниках следили жасаулы. Они также контролировали, чтобы каждый в ханском дворце соблюдал свое место в соответствии с общественным положением. Ханские советники носили титул инак, руководитель ханской дворцовой службы – ишик ага басы. Лица, занимавшиеся организацией ханской охоты, назывались миршикарами. Правители, ханские наместники в городе или местности, следившие за сбором налогов и порядком, именовались даругами.

История Казахстана в школе/Қазақстан тарихы запись закреплена

ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА.

ВВЕДЕНИЕ
Средневековые государства Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, Ногайская Орда в исторических источниках по традиции называются улусами. Улусы считались удельными владениями членов правящей династии в рамках Монгольской империи. Но наряду с таким значением понятие «улус» приобрело значение «государства». Самостоятельными государствами стали улусы Джучи, Чагатая. Владения Джучидов в Дешт-и Кыпчаке именовались «Улусом Бату», «Улусом Берке», «Улусом Узбека». Ак-Орда называлась во второй половине XIV века тоже по имени хана - «улусом Урус-хана». Улусом называлось государство Могулистан, также в сочетании с именем правящего хана: «Улус Тоглук-Тимур-хана», «Улус Хизр-Ходжа-хана». Понятие «улус» использовалось для обозначения государства, страны, населения государства, но чаще для обозначения племени, как «главного подразделения кочевых народов».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УТРОЙСТВО
Ак-Орда, Могулистан, государство Абулхаира, Ногайская Орда имели во многом одинаковое государственное и административно-политическое устройство. Главой государства являлся хан, власть которого считалась наследственной. Но по традиции соблюдался акт провозглашения, избрания хана родоплеменной знатью – беками, эмирами – и от их воли зависело, будет ли «поднят ханом» прямой наследник, старший в роде или какой-либо иной претендент. Правление и реальная власть хана также почти всегда зависели от воли аристократии – многочисленных Чингизидов и родоплеменной верхушки. Источники постоянно упоминают о совещаниях ханов «со своей знатью и приближенными» по поводу различных государственных дел. Правители улусов, племенных объединений находились в вассальном подчинении по отношению к хану, как к главе государства. Управляя от имени хана племенем или несколькими племенами, они должны были выставлять в случае войны определенное число воинов в виде ополчения, отдавать хану часть взимавшихся с подвластного населения налогов. Имея значительные военные силы в виде ополчения, знать нередко не подчинялась хану, а крупнейшие ее представители сами стремились к захвату государственной власти, выдвигали из своей среды претендентов на ханский трон и поддерживали их.
Ханский совет состоял из приближенных и знати. В Могулистане он назывался маджлисом. Есть упоминание о существовании в Могулистане и ханстве Абулхаира дивана, как главной государственной канцелярии и дафтаров – финансовых ведомств, налоговых управлений, канцелярий. Важнейшую роль в делах государства играл улусбек. Он активно влиял на решение вопросов о престолонаследии, командования армией, дипломатических отношений с соседними государствами. Имелись и другие высшие должностные лица. Например, атабек – воспитатель наследника ханского трона, кукельдаш – «молочный брат» ханских сыновей выполнял обязанности атабека. В высшей служебной иерархии Могулистана можно отметить должность наиба. По «Тарих-и Рашиди», наиб выполнял роль регента при малолетнем Исан-Буга-хане. Значительную роль играли ясавулы – должностные лица, обеспечивавшие соблюдение порядка и церемоний на собраниях, празднествах. В государствах источники называют должность руководителя дворцовой службы - ички или ишик-ага-баши, ханских советников – инаков, начальника охоты – миршикара. Важным административным лицом был даруга - правитель, ханский наместник в городе, области, управляющий. В его обязанности входили сбор дани и налогов, присмотр за порядком. Государственная документация скреплялась печатями. Периодически проводилась перепись войск. Хан имел личную дружину из нукеров. Но основная часть войск комплектовалась на базе ополчения вассалов хана.
Совмещение в руках правящего сословия административных функций и военно-политической власти является характерным для кочевых и ряда оседлых стран средневекового Востока. Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхаира, Ногайская Орда представляли собой достаточно устойчивые политические структуры. Их государственно-административная система была направлена на защиту интересов правящей верхушки. Сложившаяся система обеспечивала возможность эксплуатации рядовых скотоводов и зависимых оседлых крестьян.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АК ОРДЫ, МОГУЛИСТАНА, НОГАЙСКОЙ ОРДЫ, ХАНСТВА АБУЛХАИРА
Социальная структура Ак Орды, Могулистана, Ногайской Орды, ханства Абулхаира была основана на феодальных отношениях. Представителями верховной власти являлись ханы, султаны, огланы. Они опирались на вождей родов и племен - эмиров, бе­ков, биев и баев. Государственные дела решались на ханском совете. В состав ханского совета входили улусбеки, эмиры, беки, бии. Советниками хана являлись его везиры. Верховным органом ханской власти был курултай. Он созы­вался раз в год в летнее время. На нем рассматривались вопросы внутреннего и внешнего положения государства. Если в Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могулистане предво­дителей тюркских племен именовали эмирами, то в Ногайской Орде - мурзами. В управленческом аппарате ханской власти ши­роко употреблялся титул «бек». Он присваивался военачальникам и высшим государственным чиновникам. Например: улусбек, туменбек, мынбек. Вместе с тем распространен был титул бия, кото­рый в основном присваивался народным судьям. Монгольский ти­тул «нойон» присваивался представителям богатой знати. Титулы «бахадур» или «батыр» также носили видные военачальники. Масса оседлого и кочевого населения обозначалась термином «карачу» - чернь, простолюдины.

ФОРМЫ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ
Политическая власть знати базировалась на экономической мощи, основой которой являлось традиционное право распоряжения, фактическое владение пастбищными территориями и обрабатываемыми участками, а также владение громадными стадами скота. В целом формы землевладения в этих государствах были аналогичны формам, существовавшим в улусах и государствах Джучидов и Чагатаидов. Как сообщают письменные источники, существовало че­тыре вида собственности на землю: 1) Государственные земли - зем­ли, принадлежавшие непосредственно ханам. 2) Земли, получен­ные потомками Чингисхана в качестве инджу. Термином «инджу» - «приданое» обозначались «удельные владения царевичей», членов рода Чингизидов. 3) Вакуфные земли – земли мусульманских религиозных учреждений, а также самих служителей религии. 4) Земли, передававшиеся ханами в наслед­ственную собственность. В основном они находились в земледельческих регионах.
Существовали и другие виды собственности на землю, такие как «икта» и «сойургал». Их раздавали честно и преданно служив­шим хану военным и государственным служащим. Владелец икта - иктадар имел право на землю, воду, людей пожалованной территории. Владение икта не передавалось по наследству. Сойургал стал формой господства кочевой аристократии над скотоводами и оседло-земледельческим населением. Владелец сойургала обладал не только налоговым, но и судебно-административным иммунитетом. В условное владение в качестве сойургала за военную службу отдавалась земля, как с кочевым, так и с оседлым населением. В сойургал жаловались и должности правителей улусов. В вассальных отношениях ханов с феодалами довольно широко практиковалась система тарханных пожалований. Получивший такое пожалование феодал освобождался от налогов в пользу государства, имел право на свободный доступ к хану, не делился ни с кем военной добычей, освобождался от наказаний до девяти раз. О «праве на девять преступлений» имеются подробные сведения в труде Мухаммада Хайдара: «Из поколения в поколение любого из потомков эмира Пуладчи пусть не наказывают до тех пор, пока не совершит девять преступлений. Когда же он совершит десятое преступление, пусть его привозят в место суда на белом коне-двухлетке, под ноги коня пусть бросят девять белых кошм для возвеличения всадника. …Когда будет произведен допрос и его преступление окажется заслуживающим смертной казни, то после подтверждения девяти преступлений пусть сделают кровопускание из вен…» Условные земельные пожалования, дававшиеся за военную или административную службу, имели тенденции к превращению сначала в условные наследственные земельные владения, а затем и в безусловные. Феодальные отношения в Казахстане не существовали в чистом виде. Застойный характер экономики скотоводческого хозяйства приводил к сохранению родоплеменной структуры кочевников. Племенное устройство фактически маскировало феодальный строй. Роды и племена внешне выступали владельцами пастбищной земли, пахотных участков. Но фактически право собственности на все земли было в руках правящей элиты в лице хана, баев, эмиров, беков.

ВИДЫ ПОВИННОСТЕЙ ТРУДОВОГО НАСЕЛЕНИЯ
Трудовое население несло многочисленные повинности и уплачивало налоги в пользу знати и государства. Налоги и тру­довые повинности иногда заменяли другим видом налогов - тагаром, который взимался для снабжения войск продовольствием. В период правления Улугбека этот вид налогов взимали в Сауране, Сайраме, Отраре и других городах, где были расположены его вой­ска, а могульские ханы тоже собирали тагар в городах Жетысу и Кашгарии. В зависимости от величины площади земельного наде­ла собирали налог калан. Кочевники были обязаны платить и «зякет» - налог со скота в пользу хана и султанов. А оседло-земледельческое и городское население обязано было платить такие виды налогов, как харадж, баж и другие. Эти виды налогов появились после нашествия монголов. Поэтому они в XIII-XIV веках распространились на все завоеванные монголами государства. Налог капшуыр, например, в Золотой Орде и Чагатайском улусе взимал­ся с кочевых скотоводов в размере одного процента поголовья скота. По свидетельству письменных источников, в прошении от на­селения Кашгарии на имя хана Могулистана Тоглук-Тимура го­ворилось о непосильном увеличении размера налога калан, что выз­вало резкий массовый протест людей. Вероятно, такое сильное увеличение размера налога было вызвано необходимостью осуществ­ления завоевательной политики хана и связанным с ним содержа­нием многочисленного войска. Рядовые скотоводы полукочевых районов, имеющие незначи­тельное поголовье скота, платили дань в виде согыма (мясо на убой), к тому же они выполняли различные рабочие повинности. Наряду с этим простолюдины обязаны были нести воинскую повинность у вождей племен со своими конями, оружием. Такая служба нано­сила ущерб их хозяйству, так как они вынужденно отстранялись от своих основных дел в скотоводческом хозяйстве. Таким обра­зом, в связи с развитием феодальных отношений росло социаль­ное и имущественное неравенство, усилился гнет рядовых земле­дельцев и скотоводов.

ХОЗЯЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В XIV – XV ВВ.
Для хозяйственной деятельности населения государств на территории Казахстана в XIV – XV веках был характерен рост производительных сил, торговых отношений, культурных и хозяйственных взаимосвязей с соседними регионами. Главной отраслью хозяйственной деятельности населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в XIV – XV веках, как и в предшествующие столетия, оставалось скотоводство. В основном развивались три типа скотоводства: оседлое, полукочевое и кочевое. Если в Юж­ном Казахстане наряду с оседлым отгонным скотоводством разви­валось и земледелие, то на юго-востоке, на западе и се­вере Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство. У подножий Каратау, куда стекали многочисленные горные реки, пасли скот на жайляу, а у впадения этих рек в Сырдарью распола­гались зимовки скотоводов. Возле зимовок или в пригородах ско­товодство сочеталось с земледелием. В ходе археологических рас­копок на южных склонах Каратау были обнаружены остатки по­стоянных стоянок для содержания скота. Рядом с ними находи­лись и площади, занятые посевами пшеницы, ячменя, огородных и бахчевых культур. Полуоседлое скотоводство было основным видом и в Жетысу. Протяженность маршрутов кочевок составляла 100-150 километ­ров. У местных жителей на берегах рек Или, Чу, Талас и озера Балхаш, а также в местах постоянных зимовок в горных ущельях имелись угодья, использовавшиеся для земледелия. На зимовках строились постоянные жилища. Такой вид хозяйства на­зывали полуоседлым скотоводством. Третьим видом являлось кочевое скотоводство. Оно было связа­но с маршрутами кочевок населения Восточного Дешт-и-Кыпчака (Центральный и Северный Казахстан) и Западного Казахстана. Насе­ление этих регионов в летнее время кочевало на север, а зимовки про­водило на юге - на берегах Сырдарьи, Сарысу и на побережье Аральского моря. Маршруты кочевок доходили до 800-1000 километров. На зимовках жили не более 3-4 месяцев. О скотоводстве, как основном занятии населения Казахстана в XIV – XV веках, говорят косвенные данные источников, повествующих о походах Тимура и Тимуридов в Дешт-и Кыпчак и Жетысу. В перечне захваченных тимуридскими войсками добычи называются овцы, лошади, мулы, верблюды. Военная добыча была одной из основных целей набегов соседей на территорию Казахстана. Главными отраслями скотоводства были овцеводство и коневодство. Крупный рогатый скот разводился лишь в местах постоянной оседлости на юге и юге-востоке Казахстана.

РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА
С глубокой древности в жизни населения Южного и Юго-Восточного Казахстана важную роль играло земледелие. Со второй половины XIII века близ присырдарьинских городов Туркестан, Сауран, Отрар, Сайрам, Сузак, а так­же столицы Белой Орды Сыгнака стало возрождаться земледель­ческое хозяйство. Прорытые от Сырдарьи и Арыси каналы явля­ются свидетельством высокой культуры земледелия. По данным письменных источников, наличие под Сыгнаком таких ороситель­ных систем, как Тумен-арык и Бузгил-Узак говорит о развитии здесь поливного земледелия. Оба этих арыка подходя к окрестностям города, разветвлялись на многочисленные мелкие арыки, орошавшие возделанные участки земли. Город Ясы был центром еще одного большого земледельческого округа, обеспечивавшего зерном и другим продовольствием не только собственные нужды, но и поставляющего его на рынки Туркестана. О на­личии арыков, с помощью которых орошались поля, говорится в вакфной грамоте Тимура, пожалованной им мавзолею Ходжа Ахмеда Ясави на рубеже XIV – XV веков. На поливных землях выращивались зерновые культуры, в частности, пшеница, ячмень, огородные и бахчевые, разводились сады. О прекрасном климате Сауранского оазиса, благоприятном для основанного на орошении земледелия, писал Рузбихан. Для орошения полей и снабжения водой Саурана использовались речки и ручьи, стекавшие со склонов Каратау. Центром богатого земледельческого оазиса был город Сайрам. Значительная площадь возделанных земель внутри огороженного двумя линиями стен пространства была занята садами и другими древесными насаждениями. За линией стен располагались обширные поля, занятые посевами зерновых. Вся возделанная в Сайрамском районе площадь орошалась при помощи арыков, отведенных из многочисленных речек, стекающих с южных отрогов Каратау и Таласского Ала-Тау.

ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА НА ТЕРРИТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА
Вместе с земледелием на юго-западе Жетысу сохранилась в некоторой степени и городская жизнь. Археологические рас­копки показали, что если в конце XIII и в начале XIV веков городская культура в долине реки Или совершенно исчезла, то в неко­торых городах на берегах рек Талас и Чу она вновь начала воз­рождаться. К развитию городской культуры среди потомков Чингисхана было неоднозначное отношение. Одни потомки великого хана были против ее развития. Другие - понимали, что препятствуя развитию города и выступая против оседлого образа жизни, невозможно создать сильную государственную власть. В 1269 году на берегах реки Талас состоялся курултай, на котором было принято решение, запрещающее собирать налоги с оседлого го­родского населения свыше установленной нормы. Видимо, в свя­зи с принятием этого решения в таких городах Южного Казахста­на, как Туркестан, Отрар, Сузак и Сыгнак возобновилась и оживи­лась городская жизнь. Археологические раскопки также показали, что наряду с вы­шеназванными городами стали возрождаться города Сауран, Сюткент, Аккорган, Узгенд и другие. Особое развитие города получили в период правления ханов Ак Орды Сасы-Буги, Ерзена, Мубарака. Значитель­ную роль в оживлении городской жизни Ак Орды сыграла ее столица - город Сыгнак. Он фактически стал важным торговым центром, куда съезжались торговцы и полукочевые скотоводы из городов Средней Азии. В самом Сыгнаке и в других городах было построено много мечетей, м

Упоминается тагар — натуральный сбор с раийатов (подданных) для снабжения войск продовольствием. Его взимал Улугбек со своих владений, в том числе и с Саурана, Сайрама, Отрара и Йанги-Тараза, т. е. с тех областей Южного Казахстана и Семиречья, откуда были сняты находившиеся в них временно войска Улугбека. Очевидно, тагар взимали со своих подданных в Семиречье и Кашгарии и могулистанские ханы.

Сохранилось в уйгурских документах, собранных В. В. Радловым, упоминание налога калан, о котором И П. Петрушевский пишет, что «характер этого сбора остается неясным» и что, возможно, он был синонимом хараджа и означал поземельную подать в отличие от подушной подати (купчур).

Термином калан обозначалась также вообще дань, подать, т. е. аа ним можно видеть целую группу дифференцированных налогов и податей.

О калане говорится в жалобе хану Могулистана Тоглук-Тимуру, поданной ему жителями оседло-земледельческой части Кашгарии : «При всех прежних ханах, начиная с домонгольской эпохи, при распределении калана с жалобщиков-садовников или садовладельцев сидящих на землях инджу — калана не взимали, а теперь, в тяжелые для них времена требуют от них уплаты двойной дани».

Это конкретное известие источника, привлеченное В. В. Бартольдом для характеристики налогов монгольского времени вообще, касается самого раннего периода существования Могулистана как самостоятельного государства и относится к входящим в него оседлым областям. Тем не менее оно весьма ценно и для данной проблемы, так как говорит об усилении налогового гнета (и это, конечно, касалось не только оседло-земледельческих областей, но и кочевых и полукочевых районов Семиречья), особенно в связи с осуществлением Тоглук-Тимуром завоевательных планов, требовавших больших расходов на содержание войска, и с дальнейшим развитием феодальных отношений. Кроме того, оно подтверждает высказанное выше предположение о существовании в Могулистане примерно тех же налогов и повинностей, какие несли трудовые массы в подчиненных монголам странах. В XIII— XI вв. купчур был распространен во всех монгольских государствах, в том числе в Золотой Орде и в Чагатайском улусе.

Обозначал термин купчур в сущности два прямых налога, взимавшихся и с кочевников-скотоводов (в размере 1% от поголовья скота), и с оседло- земледельческого населения городов и селений в виде подушной или поголовной подати; он предназначался на содержание войск, почты, чиновничьего аппарата. В Казахстане, в том числе в Семиречье, купчур взимался с кочевого населения и в XV—XVI вв. Трудовая масса кочевников и полукочевников Могулистана обязана была нести воинскую повинность — службу в войсках племенного предводителя, который должен был являться к хану с военным отрядом (эмир тысячи — амир-ихазара — должен был являться с воинским отрядом в тысячу человек и т. д.). Эта повинность ложилась тяжелым бременем на рядовых членов племени, так как была связана с большими расходами, а главное — отрывала рядовых тружеников от производительного труда.

С развитием феодальных отношений росло социальное неравенство, росла эксплуатация крестьян- земледельцев и рядовых кочевников-скотоводов, носившая феодальный характер: эксплуатируемые массы выплачивали все более возраставшие налоги и подати, несли повинности и отработки в пользу феодального класса (главы племени, владельца удела или хана), которому фактически принадлежала вся земля.

Однако для более подробной характеристики налоговой системы в конкретных условиях Семиречья XIV—XV вв. мы не располагаем достаточным материалом.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: