Почему суда не выходят в понедельник

Обновлено: 24.04.2024

В первый понедельник октября 1829 года из Сиднея вышла Шхуна Mermaid груженая шерстью. Начало было благополучное, но между мысом Йорк и южным берегом Новой Гвинеи наступил полный штиль. Течение подхватило судно и понесло на рифы. Несмотря на отданные якоря и чудеса ловкости рыжего рулевого, шхуна села на коралловый риф. Когда начался отлив, корпус судна развалился пополам, и экипаж, состоявший из 12 человек, перебрался в маленькой шлюпке на ближайший атолл, где было пять кокосовых пальм. Три дня моряки провели на пустынном острове, питаясь экологически чистыми крабами и кокосами. На четвертое утро потерпевших подобрал на борт барк Swiftsure, шедший на остров Целебес. Спасенных моряков накормили и разместили на отдых. Но с наступлением темноты судно неожиданно полным ходом налетело на мель. Через пробоину барк был залит водой и затонул. Моряки обоих судов с трудом выбрались на голых крохотный островок.

К счастью для них, к утру на горизонте показались паруса. Это была бригантина Soveron Ready, которая везла груз копры из залива Папуа на запад. С борта заметили неудачливых мореплавателей и взяли всех на борт. Поскольку их надо было накормить и обогреть, кок на борту судна развел бурную деятельность. В результате от искр из печки воспламенился груз копры в трюме. Буквально в несколько минут судно было охвачено пламенем и затонуло. 56 человек еле успели спастись на шлюпках. С наступлением ночи положение моряков оказалось критическим — без воды и еды, в открытом море на переполненных шлюпках.

Кто-то высказался, что всему виной один из матросов шхуны Mermaid, на котором висит проклятие. И пока от него не избавятся, беда будет преследовать их всех. Начали выяснять, кто же это мог быть. К утру все склонились к тому, что «Иона» - это как раз рулевой с Mermaid. Во-первых, он рыжий, а, во-вторых, единственный из всех, кто не пьет рома. Когда страсти уже накалились до предела, к величайшему счастью для рулевого на горизонте показались паруса. Капитан небольшого парусного судна, шедшего из Индонезии в Мельбурн, заинтересовался скоплением шлюпок в открытом море и поспешил на помощь. Вскоре все горизонтальные поверхности были заполнены спасенными, которые от груза пережитых событий засыпали буквально на ходу. Занимаясь спасением попавших в беду, команда парусника не заметила приближающийся шквал. Первый же порыв ветра разодрал паруса, а второй опрокинул перегруженное судно на бок, в результате чего оно затонуло. Несчастные моряки поплыли к коралловой гряде, которая виднелась невдалеке над волнами. Добравшись до нее, моряки в первую очередь стали разыскивать рыжего рулевого, который первый добрался до островка и в отчаянном порыве спастись от расправы обезумевшей толпы, забрался на одиноко торчащую небольшую скалу. Он прыгал и показывал руками в открытое море, где проходил очередной корабль.

Капитан трехмачтового брига City of Leeds шел на один из островов Индонезии с грузом перламутровых раковин. В подзорную трубу он увидел странное явление — какой-то темный клубок, шевелившийся прямо на поверхности воды. Чтобы получше разглядеть это чудо природы, он изменил курс и подошел поближе. Вскоре капитан увидел коралловую гряду и цепляющихся за нее людей. С отмели сняли 123 человека, среди которых было 4 капитана. Бриг без приключений прибыл в пункт своего назначения в последний понедельник октября. Самое интересное в этой истории то, что в этой цепи злоключений не погиб ни один человек.

Наверное, самые суеверные люди на свете — моряки. И это легко объяснить. Ведь когда-то им приходилось на хлипких, по сегодняшним меркам, судёнышках отправляться неведомо куда и неизвестно — надолго ли? На кого или на что можно было положиться моряку в неведомых морских далях? Только на собственные силы и соблюдение разного рода примет и обычаев. Итак, какие же приметы были и до сих пор есть в морской среде?

Жертвы понедельника

Морские волки терпеть не могут понедельников. Этот день недели вообще мало кому нравится. Но, скажем, офисный работник, у которого голова после «отдыха» раскалывается, может как-то себя заставить работать в понедельник или его начальство заставит. А вот моряк в понедельник такие серьёзные дела, как постройка судна или выход в море, постарается не начинать. Мало того, его руководство всячески его в таком «не начинании» поддержит.

Эта примета появилась в Англии лет 200 назад. Существует легенда о некоем капитане по фамилии Мандей («Понедельник»), который всячески пытался бороться с этим предрассудком. Борьбу свою он повёл следующим образом: нанялся на службу в понедельник, в понедельник же набрал команду, и даже специально отыскал себе судно, которое было спущено на воду в этот «роковой» день недели. После чего вышел в море. Когда? Разумеется, в понедельник.

На этом моменте британские морские волки, излагающие легенду, замолкают и неторопливо раскуривают свои британские трубки, а салаги ёрзают на месте от нетерпения, желая узнать, что же дальше случилось с капитаном Мандеем.

А дальше — всё просто! В ближайший же понедельник судно Мандея попало в шторм, напоролось на скалы и затонуло. Никто не выжил. Теперь всем понятно, что такое понедельник?

Забавно, что британские морские офицеры, очевидно, для того чтобы молодые матросы на всю жизнь вбили в себе в голову, что понедельник — худший день недели, проводили по понедельникам экзекуции, то есть наказывали провинившихся за прошедшую неделю моряков.

О международном положении

Из британского флота нелюбовь к понедельникам перекочевала в своё время и в российский флот. Более того, традиция всячески избегать серьёзных начинаний в этот «чёрный» день недели сохранялась даже в советское время, хотя тогда-то с суевериями боролись, как могли. Правда, попытка искоренить данное суеверие чаще всего предпринималась сухопутными властями. Те же, кто по праву носил морскую форму, на словах всячески выступали против «мракобесия» и «тяжёлого наследия царского режима». А на деле…

В конце концов, установился некий паритет: по понедельникам на советском флоте стали проводить политические занятия. Вроде, как и моряки заняты полезным делом, и традиции все соблюдены — никаких выходов в море, учебных стрельб и других серьёзных начинаний.

Таблица Тихо Браге

Помимо понедельника у моряков существовали и другие «нехорошие» дни недели, в том числе и привязанные к датам.

Например, среди христиан второй понедельник (опять понедельник!) августа считается проклятым, так как в этот день погибли города Содом и Гоморра. Туда же относится и 31 декабря — в этот день повесился Иуда. Ни один добропорядочный христианин не выйдет в море в пятницу — в день, когда распяли Иисуса Христа. Американские рыбаки даже объявили в своё время пятницу «рыбацким воскресеньем» и с чистой совестью отдыхали в этот день. Понятно, что пятница, 13-е только усугубляет примету, и в этот день лучше вообще не подходить к пирсу. Хуже неё может быть только понедельник 1 апреля.

В плане соблюдения примет и традиций нелегко приходилось мусульманским морякам. У них несчастливыми днями считаются вторник, четверг и суббота. Считай — половина недели пропадает зря!

Разумеется, встречаются и исключения. Например, португальские и испанские мореходы ничего не имеют против пятницы. Ведь именно в этот день Колумб отправился на поиски нового пути в Индию и в результате открыл Америку. Так что в пятницу можно смело отправляться в море под португальским или испанским флагом. Главное, чтобы это было не 13-е число.

Вино и крестовые булочки

Помимо понедельников и пятниц в морской среде имеются и другие традиции, чьё появление уже давно никто не сможет объяснить. Например, в том же британском (а затем и в русском) флоте было запрещено разливать алкоголь, передавая бутылку по ходу солнца. Позже в советском флоте эту странную примету искоренили, но в британском она сохранилась, хотя, повторяем, никто не знает, откуда эта традиция пошла и что она означает.

В британских морских семьях до сих пор пользуются популярностью булочки, на которых изображён крест. Считается, что такая выпечка с крестом спасает корабль от бури. Матери и жёны выпекают их и тщательно хранят все время, пока их сыновья и мужья находятся в море. По возвращении булочка не съедается (к тому моменту она уже превращается в сухарь), а хранится дальше. А после ухода моряка в очередное плавание выпекается новая булочка.

Известно, что на кораблях с трудом терпят присутствие женщин. Помимо женщин, моряки также не особо приветствуют в своей среде и священников. Почему-то всегда считалось, что священник на судне — к несчастью, равно как юрист и моряк с разноцветными глазами. Читать Библию тоже считалось не самым полезным занятием для морского волка, а вот обмахивать её страницами лицо заболевшего моряка очень даже полезно — скорее выздоровеет.

Хлипкие судёнышки постепенно сменились гигантскими мощными линкорами и сухогрузами, а многие приметы до сих пор сохранились. И кто знает, может быть, не напрасно. Во всяком случае, соблюдающим их морякам ходить в рейсы спокойнее, а это — главное.

Военнослужащий на набережной в Севастополе
Военнослужащий на набережной в Севастополе

День работников морского и речного флота традиционно отмечается в первое воскресенье июля, в этом году — 4 июля.

Традиция празднования Дня работников морского и речного флота зародилась в СССР в 1980 году, и отмечают его все, кто связан с водным транспортом.

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ И ШАМПАНСКОЕ О БОРТ

Споттинг в аэропорту

Научно-технический прогресс и образование берут свое: расхожих мифов среди моряков уже и не осталось, но есть приметы и суеверия, например, перед спуском на воду нового судна в борт бросают бутылку шампанского.

Первый рейс с туристами в рамках чартерной программы прилетел на Сахалин

"Если разбилась — к удаче, нет — плохая примета. Осколок горлышка бутылки остается на судне, вывешивается на переборке (стенке – ред.) в "красном уголке". Еще одну бутылку разбивают в случае перестройки или реконструкции судна. Так, в транспортной группе Fesco есть теплоход "Уссури", о борт которого разбивали две бутылки: первую — при постройке судна, вторую — при модернизации", — рассказал Варгузин.

Еще одной известной традицией является имянаречение судна, и экипаж уверен, что в экстремальных случаях имя поможет уберечь судно. Зачастую название пишут на английском и родном языках. Первоначально названия имели только военные корабли, поскольку это помогало во время боевых действий отслеживать его перемещение, узнать затоплен ли он или выиграл сражение. Тем не менее, в середине 19-го века давать имена стало возможным и для гражданского флота. У моряков существует поверье, что смена имени судна сулит беды и неудачи.

ВИДНО В ПОНЕДЕЛЬНИК ИХ МАМА РОДИЛА

"В советское время у моряков было дурной приметой начинать рейс в понедельник, тем более, если понедельник выпадал на тринадцатое число месяца. В этом случае капитан мог отложить отход суда, чтобы "несчастливое число" не могло повлиять на судьбу рейса. Сейчас, конечно же, такого нет", — рассказал собеседник агентства.

Предположительно, такая примета зародилась еще 200 лет назад в Англии по легенде о капитане по фамилии Monday, что означает "понедельник". Моряк боролся с этим предрассудком, поэтому однажды в первый же день недели нанялся на службу, набрал команду, сумел отыскать судно, спущенное на воду именно в понедельник, и после этого вышел в море. Согласно поверью, в первый же понедельник судно попало в шторм и затонуло, унеся жизни всех членов экипажа.

МОСКВА, 7 июл — ПРАЙМ. Современное судно — настоящий космический корабль на воде, изобилующий автоматикой и инновационными системами. Однако члены экипажей продолжают чтить вековые традиции и порой не чужды суеверий.

МОРЕ ЛЮБИТ ТИШИНУ

Посвистывая, пройтись по палубе, как в кино, может лишь круизный турист, не знакомый с морскими приметами — моряки твердо убеждены, что свист накликает усиление ветра вплоть до шторма.

На флоте принято ступать на палубу правой ногой, а плюнуть на ней считается святотатством. Нельзя сидеть на кнехтах (тумба для швартовки судна, на которую крепятся тросы) — поскольку символически это все равно, что сесть на голову боцману, рассказывает капитан танкера "Проспект Гагарина" Евгений Мордухович.

Моряки с давних времен верят – чтобы задобрить духов моря, нужно заложить "дары" — любые ценные предметы — в переборки и настил ходовой рубки.

Кулинарные обычаи — одни из наиболее чтимых на флоте. Традиционный завтрак моряка в понедельник: отварная картошка с селедкой.

"Во время рейса моряки работают без выходных, поэтому порой можно забыть, какой сегодня день недели. И тут на помощь приходят работники камбуза. По сложившейся издавна традиции в понедельник на завтрак подается картофель в "мундире" и соленая селедка, которую, к сожалению, не всегда получается закупить в иностранных портах", — делится капитан "СКФ Плимут" Юрий Абрамов.

А на судах Fesco традицией также считается лепить пельмени. Этим в субботу занимаются свободные от вахты и работ члены экипажа, а первым блюдом в этот день повар готовит молочный суп. В выходные же работников флота на всех судах балуют сладостями — мороженым, конфетами и кофе.

Кстати, поскольку на торговом флоте действует "сухой закон", единственная бутылка шампанского, которую видит судно — это та, что разбивают о его нос, а точнее — форштевень во время церемонии имянаречения, или, в ряде компаний, перед спуском со стапелей на воду.

"Дурной знак, если не разобьется. Горлышко от разбитой бутылки всю жизнь судна хранится на борту, обычно его размещают на переборке в кают-компании вместе с фотографией "крестной матери"", — рассказывает Николай Чвертко.

Кстати, перед самим крещением судна часто проводят тренировки по разбиванию, уточняют в технической дирекции Северо-Западного пароходства. Бутылка всегда привязывается на веревку, иначе в нос судна трудно попасть.

"Если какие-то технические системы на судне начали вести себя капризно, то ответственному лицу, в чьём ведении они находятся, нужно пойти к фотографии крестной парохода и попросить у нее прощения", — улыбается капитан "СКФ Нева" Денис Пугач.

ФЛАЖКИ НА ЭКВАТОРЕ И ГРАМОТА ОТ НЕПТУНА

Для тех, кто впервые проходит экватор, на флоте есть обряды посвящения, причем их вариации зависят лишь от изобретательности экипажа. Называют день прохода Днем Нептуна. "Новичков пропускают через "чистилище", в котором "черти" из бывалых вымазывают их мазутом с головы до ног. После этого "Нептун" выдает "Грамоту"", — рассказывает Чвертко из Fesco.

"Неотъемлемая часть посвящения в моряки — это выпить морскую воду. Помню, как бывалые моряки заблаговременно до пересечения экватора инструктировали тех, кто впервые на флоте, чтобы внимательно смотрели за линией горизонта и искали линию экватора, огражденную множеством флажков. И как только обнаружат, должны были доложить на мостик. Конечно же, никаких флажков, вех и буев на экваторе нет", — смеется Евгений Мордухович из "Совкомфлота".

При проходе траверза южного Гогландского маяка российские моряки бросают Нептуну мелкую монету как дань за благополучное дальнейшее плавание, в особенности, если судно идет в дальний рейс.

ВЕДЬМА, КОШКА И ДРАКОН

Традиционные приметы, например, в отношении черных котов, моряки не признают — наоборот, считают их животными, приносящими счастье.

А вот плохим знаком считают смену названия судна, внесение в бортовой журнал названия порта прибытия, когда до него еще не дошли, и преждевременное упаковывание чемодана.

"Не принято упаковывать вещи в чемодан до того, как стало точно известно, что твой сменщик едет на судно. Не стоит покупать и путевки или билеты в отпуск, пока находишься на судне", — рассказывает негласные правила капитан танкера "Приморский проспект" Алексей Козлов.

Еще у моряков существует свой особый язык, в котором обычные для береговых людей слова приобретают особый смысл.

Так, "драконом" на судне называют боцмана, "ведьмой" — палубную швабру, "дедом" — старшего механика, капитана — "мастером", речной якорь зовут "кошкой", получасовой промежуток времени называют "склянка", а слово "компас" обязательно произносят с ударением на второй слог.

Черный лебедь
Черный лебедь

Банкноты, использованные в интерьере кафе

МОСКВА, 11 июл — ПРАЙМ, Елена Гуринович. Большинство участников рынка и наблюдателей уверены — страшные полгода, когда обвал следовал за взлетом, котировки покоряли многолетние рекорды, а ценность любых прогнозов равнялась нулю позади. Дальше наступит долгожданная стабилизация. Но все чаще раздаются мнения о том, что настоящий "черный лебедь" еще не прилетел, а лишь расправил крылья. Коллапс в криптоиндустрии, тотальный энергокризис, распродажа на рынке облигаций, обвал бумаг IT-гигантов и призрак мировой рецессии, уже обретающий реальное воплощение — все это лишь начало пути. К концу года все будет выглядеть значительно хуже.

Сила в слабости. Кто и зачем толкает рубль вниз

"Похоже, мировой финансовый рынок только в начале пути, конечной точкой которого станет рецессия. Сегодня многие эксперты говорят о середине следующего года, но для той же Европы высока вероятность, что она наступит уже зимой, если ситуация с поставками российского газа не изменится", — уверена доцент кафедры мировые финансовые рынки и финтех РЭУ им. Г.В. Плеханова Татьяна Белянчикова.

Сейчас на европейском рынке царит определенное оживление в сезонных отраслях, поднявших голову после преодоления пика пандемии, прежде всего, в туризме. К зиме ситуация изменится, а ужесточение денежно-кредитной политики этому поспособствует. Помним и о том, что нынешний кризис на финансовом рынке касается нескольких отраслей сразу — падение происходит и на крипторынке, и в сегменте облигаций, и в акциях IT-компаний. Такая неоднородность не позволяет делать прогнозы, где и когда "рванет" в следующий раз и кого утянет в общую воронку.

БОЙТЕСЬ ИНФЛЯЦИИ

Главный фактор, о котором предупреждают эксперты — инфляция. В США и Западной Европе она уже превысила 40-летние максимумы, но простор для роста цен еще весьма значителен. Как видно, повлиять на это путем роста ставок не получается — инфляция лишь выходит на новый виток. Если поставки энергоносителей из России продолжат сокращаться, инфляционный маховик раскрутится еще сильнее, подгребая под себя бизнесы, домохозяйства и даже секторы экономики.

Центральные банки по всему миру слишком долго придерживались сверхмягкой денежно-кредитной политики, надеясь, что инфляция будет временной. Сейчас Федеральная резервная система США и Европейский центральный банк входят в число тех, кто стремится снизить рекордную инфляцию путем повышения ставок. В противном случае последствия для экономики будут намного хуже.

США уже имеют успешный опыт борьбы с инфляцией — в 80-е годы прошлого века им помогло повышение учетной ставки до 20%. Но сейчас этот рецепт не сработает — при текущем уровне госдолга проценты по выплатам вырастут настолько, что американскому правительству придется объявлять дефолт. То же касается Европы — резкое повышение ставок приведет к дефолту периферийных экономик региона.

Домохозяйства только начинают ощущать рост ставок, а это значит, что в ближайшие месяцы мы увидим последствия во всей красе. Падение спроса, например, на ипотечные кредиты и через это — на покупку жилых домов и другой некоммерческой недвижимости в значительной степени найдет отражение на общем деловом фоне.
ОБЛИГАЦИИ ПОДКАЧАЛИ

В первом полугодии рынки столкнулись с самой масштабной за последние десятилетия распродажей на рынке облигаций. По ряду оценок, только в Китае за февраль и март с этого рынка утекло 30,4 млрд долларов. То же коснулось других рынков: опасаясь ужесточения денежно-кредитной политики регуляторов, инвесторы бросились прочь из рисковых активов.

Но самое неприятное — не распродажа, а инверсия, разъясняет старший персональный брокер "БКС Мир инвестиций" Тимур Баянов. Профессионалы рынка следят за спредом на кривой доходности казначейских облигаций или разницей между доходностью казначейских облигаций с более длительной дюрацией и доходностью с более короткой дюрацией.

Продажа бытовой техники в магазинах Москвы

"Обычно доходность с более длинной дюрацией, например, доходность 10-летних облигаций, выше, чем доходность с более короткой дюрацией, например, доходность по 2-летним облигациям. Но доходность 2-летних облигаций теперь превысила доходность 10-летних. Эта так называемая инверсия является предупреждающим признаком того, что экономика может ослабнуть и возможна рецессия", — указал он.

Нам доллар не указ. Когда подешевеет электроника

Сейчас мировой финансовый рынок с опасением смотрит в сторону Японии. Если там будет "отпущена" доходность по облигациям — местные и иностранные инвесторы неминуемо инвестируют в этот инструмент, что приведет к росту курса японской иены и в целом перераспределению средств на рынке. Впрочем, для японского бюджета такое положение вещей вряд ли будет радостным, полагает Белянчикова.

Повышение ставок отрицательно влияет на стоимость облигаций, поскольку они отрицательно связаны между собой, согласен директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики "Сколково-РЭШ" Олег Шибанов. "До конца года ставки во многих странах продолжат расти, поэтому и облигации будут снижаться в цене", — прогнозирует он.

РЕЦЕССИЯ — НЕ СОН, А ЯВЬ

Фондовые рынки завершили одно из худших полугодий за последние десятилетия и перспективы на вторую половину года весьма туманны.

Акции из технологичного сектора были менее ценными в первом квартале, конфликт в Украине усугубил проблемы с поставками, возникшие во время пандемии. Повышение ставок Федрезерва ухудшило ситуацию.

В результате акции Amazon упали почти на 35% во втором квартале, что стало самым большим падением с третьего квартала 2001 года. Прибыль компании в первом квартале не оправдала оценок аналитиков в апреле, поскольку рост выручки замедлился.

Акции Microsoft упали примерно на 17%, что стало самым резким падением со второго квартала 2010 года.

Акции компании Alphabet в конце квартала упали почти на 22%, что стало худшим результатом с четвертого квартала 2008 года.

В перспективе, по словам Шибанова, акции технологических гигантов, вероятно, продолжат дешеветь на ожиданиях рецессии 2023 года, но мнение инвесторов может поменяться мгновенно.

В целом ожидания рецессии и дальнейшего обвала весьма оправданы. Причем совершенно непонятно, особенно в нынешних геополитических реалиях, откуда могут прилетать "черные лебеди" — но ведь они никогда не поддаются прогнозам. Например, шаги по газовому и сельскохозяйственному эмбарго для России и Белоруссии могли бы стать крайне негативными факторами для международных рынков, полагает Шибанов.

НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ


Основанием для коррекции на фондовом рынке могут стать акции компаний продовольственного сектора, которые уже получили существенную поддержку от роста цен. Однако они не смогут преодолеть снижения рынка, если оно окажется масштабным.

Европа и Азия начали "великую газовую войну"

Конечно, сегодняшние показатели падения того же S&P 500 или биткоина — не самые драматичные за всю историю, тем не менее, есть все основания полагать, что дно по большинству финансовых инструментов еще не протестировано. А значит, большинству стран надо надеяться на лучшее, но готовиться к худшему, резюмирует Белянчикова.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: