Действия судебного пристава при возникновении конфликтных ситуаций

Обновлено: 01.05.2024

от 30 ноября 2011 года N 03-19

Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по взаимодействию судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения процессуальных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях повышения уровня организации деятельности структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Взаимодействие судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями и дознавателями Федеральной службы судебных приставов (далее - дознаватели) должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством соответствующих структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Одной из главных задач судебных приставов по ОУПДС является обеспечение безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей Федеральной службы судебных приставов в ходе совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения и осуществления иных процессуальных действий (далее - проведение исполнительных или процессуальных действий).

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, осуществляющих служебную деятельность, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов, окончания дознания по уголовным делам.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебных приставов-исполнителей и дознавателей при совершении исполнительных или процессуальных действий состоит в осуществлении мер по предупреждению и пресечению посягательств на их жизнь и здоровье и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения указанных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств и имущества.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель, дознаватель подает заявку старшему судебному приставу на обеспечение их безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных или процессуальных действий не позднее 48 часов до их начала (кроме случаев, не терпящих отлагательства). Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) при рассмотрении заявки знакомится с исполнительным производством, уголовным делом и, исходя из материалов, решает вопрос о необходимости привлечения судебных приставов по ОУПДС для обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя и поддержания общественного порядка на месте проведения исполнительных или процессуальных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя, дознавателя при совершении исполнительных или процессуальных действий (далее - заявка) указываются:

Ф.И.О. должностного лица, совершающего исполнительные или процессуальные действия;

планируемое время начала и окончания исполнительных или процессуальных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. лица, в отношении которого проводятся исполнительные или процессуальные действия;

номер исполнительного производства или уголовного дела;

дата совершения исполнительных или процессуальных действий, а также место их проведения;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимое для обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий.

2.3. Заявка заверяется подписью старшего судебного пристава (лица, его замещающего) и печатью структурного подразделения.

2.4. Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) исходя из материалов, находящихся в исполнительном производстве или уголовном деле, определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для обеспечения безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий, назначает старшего группы, а также решает вопросы их экипировки, вооружения, технического оснащения и т.д.

2.5. Заявка регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. После утверждения старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж группы судебных приставов по ОУПДС, судебных приставов-исполнителей и дознавателей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме устного распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого подготовительного этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении нештатных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных или процессуальных действиях;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных или процессуальных действий старший судебный пристав (лицо, его замещающее) или его заместитель, курирующий вопросы ОУПДС, проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС и проводит дополнительный инструктаж, включающий уточнение порядка взаимодействия и маршрутов движения, а также проверку уяснения задачи каждым судебным приставом по ОУПДС.

2.7. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

проверить наличие и исправность специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты и связи;

быть готовыми к действиям в условиях нештатной ситуации.

3. Особенности проведения подготовительных мероприятий при осуществлении особо сложных исполнительных или процессуальных действий

3.1. При планировании обеспечения безопасности особо сложных исполнительных или процессуальных действий в заявке необходимо дополнительно указывать краткую информацию об объекте и его окружении, их возможной реакции на планируемое мероприятие, сведения о наличии у лица, в отношении которого проводятся указанные действия, судимости, огнестрельного оружия, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

Старший судебный пристав (лицо, его замещающее) дополнительно поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС. В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам-исполнителям, дознавателям. По окончании мероприятия составляется служебная записка, которая прикладывается к заявке.

3.2. По результатам анализа полученной информации заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп судебных приставов по ОУПДС;

перечень подлежащего использованию автотранспорта;

порядок взаимодействия судебных приставов по ОУПДС с судебными приставами-исполнителями или дознавателями, а в случае необходимости - с правоохранительными органами;

порядок входа на территории, в помещения совместно с судебными приставами-исполнителями, дознавателями при совершении исполнительных или процессуальных действий;

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории, в помещении при проведении исполнительных или процессуальных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов или дознавателей;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

порядок оказания первой медицинской помощи (при возникновении нештатной ситуации).

В случае отсутствия замечаний старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств.

3.3. После получения распоряжения на обеспечение особо сложных исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС необходимо:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных или процессуальных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, обувь, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действий по ним.

3.4. При совершении исполнительных или процессуальных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных или процессуальных действий без указания названия и адреса объекта.

4. Порядок обеспечения безопасности исполнительных или процессуальных действий

4.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные старшим судебным приставом, выезжают на место совершения исполнительных или процессуальных действий совместно с судебным приставом-исполнителем или дознавателем.

4.2. О прибытии к месту совершения исполнительных или процессуальных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает старшему судебному приставу по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

4.3. При совершении исполнительных или процессуальных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя или дознавателя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения процессуальных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

4.4. При обеспечении безопасности исполнительных или процессуальных действий судебным приставам по ОУПДС запрещается:

самостоятельно совершать исполнительные или процессуальные действия; вскрывать помещения и хранилища;

самовольно покидать место совершения исполнительных или процессуальных действий и иным образом отвлекаться от выполнения служебных обязанностей.

4.5. При возникновении нештатной ситуации судебный пристав-исполнитель или дознаватель:

прекращает совершение исполнительных или процессуальных действий; согласовывает свои дальнейшие действия с судебным приставом по ОУПДС.

4.6. При выявлении в ходе совершения исполнительных или процессуальных действий признаков преступления судебный пристав по ОУПДС составляет на имя старшего судебного пристава рапорт, в котором указывает дату, время, место, обстоятельства происшествия, фамилии, имена, отчества и место проживания лиц, имеющих к нему отношение.

4.7. При возникновении нештатной ситуации судебному приставу по ОУПДС рекомендуется:

сообщить о случившемся по средствам связи старшему судебному приставу, дежурному по территориальному отделу внутренних дел;

задержать правонарушителя и передать его сотрудникам органов внутренних дел;

при наличии пострадавших организовать оказание им первой медицинской помощи и вызов спасательной службы;

обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу, в случае причинения смерти или ранения, кроме того, уведомить прокурора, а в устной форме - незамедлительно.

4.8. По окончании исполнительных или процессуальных действий судебный пристав по ОУПДС (старший группы судебных приставов):

составляет отчет об обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или дознавателей при совершении исполнительных, процессуальных действий (далее - отчет);

представляет старшему судебному приставу отчет, завизированный судебным приставом-исполнителем или дознавателем, для утверждения;

делает отметку об исполнении в "Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов".

5. Осуществление судебными приставами по ОУПДС приводов лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю

5.1. Привод лица, уклоняющегося от явки к судебному приставу-исполнителю или дознавателю, осуществляется судебными приставами по ОУПДС по месту фактического местонахождения лица, подлежащего приводу (месту жительства, месту работы, учебы и т. д.) на основании постановления о приводе.

1.1. Настоящие рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

1.3. Основанием для привлечения судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы), в определенное время, к обеспечению безопасности исполнительных действий служит заявка (Заявка на привлечение судебных приставов по ОУПДС для совершения исполнительных действий - приложение N 4 к Приказу Минюста России от 03.08.1999 N 226 (в ред. Приказа Минюста России от 12.01.2004 N 3) судебного пристава-исполнителя (далее - заявка), утвержденная начальником отдела - старшим судебным приставом (далее - старший судебный пристав).

II. Подготовка к обеспечению безопасности

2.1. Заявка подается судебным приставом-исполнителем старшему судебному приставу для утверждения в порядке внутреннего документооборота структурного подразделения не позднее чем за трое суток до даты проведения исполнительных действий.

При необходимости немедленного привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательств, заявка может быть подана непосредственно в день проведения исполнительных действий по согласованию со старшим судебным приставом.

2.2. Заявка рассматривается старшим судебным приставом (в течение одного рабочего дня), который знакомится с исполнительным производством и, исходя из материалов, а также другой информации, решает вопрос о необходимости участия судебных приставов в обеспечении безопасности исполнительных действий.

В случаях, не терпящих отлагательств, заявка рассматривается старшим судебным приставом незамедлительно.

2.3. После утверждения заявки старшим судебным приставом она передается работнику, ответственному за ведение документации, по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - ОУПДС) для регистрации в журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов - приложение N 7 к Приказу (далее - журнал).

Указанный работник регистрирует заявку в журнале и передает судебному приставу (старшему группы судебных приставов), назначенному старшим судебным приставом, для обеспечения исполнительных действий под роспись.

2.4. При подготовке к исполнению заявки старший судебный пристав:

- изучает материалы исполнительного производства;

- определяет количество судебных приставов, направляемых для обеспечения безопасности исполнительных действий (назначает старшего группы);

- определяет экипировку и вооружение;

- проводит инструктаж судебных приставов;

- при необходимости выезжает с судебными приставами и судебными приставами-исполнителями к месту совершения исполнительных действий.

Судебный пристав-исполнитель сообщает судебному приставу (старшему группы) адрес места совершения исполнительных действий, информацию о расположении объекта (тип строения, описание прилегающей территории, количество занимаемых этажей и др.).

2.5. Инструктаж судебных приставов, привлекаемых к обеспечению безопасности исполнительных действий, как правило, проводит старший судебный пристав за день до совершения исполнительных действий.

В ходе инструктажа старший судебный пристав проверяет:

- знание судебными приставами своих прав и должностных обязанностей;

- исправность оружия, специальных средств и средств связи (внешним осмотром);

- наличие предметов форменной одежды.

2.6. В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

- недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий;

- проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;

- неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

2.4. Старший судебный пристав, исходя из материалов исполнительного производства и другой информации, может обращаться к руководителю территориального органа ФССП России - главному приставу субъекта Российской Федерации (далее - Руководитель) по вопросу привлечения судебных приставов группы быстрого реагирования Специализированного отдела по организации оперативного дежурства (далее - судебные приставы ГБР) к обеспечению безопасности исполнительных действий.

Для решения указанного вопроса старший судебный пристав направляет служебную записку (с приложением заявки) на имя руководителя, в которой обосновывается необходимость привлечения судебных приставов ГБР к обеспечению безопасности исполнительных действий.

Служебная записка с приложением заявки, утвержденной старшим судебным приставом, направляется нарочным или факсимильной связью (с последующим направлением по почте) в аппарат территориального органа ФССП России.

2.5. Руководитель рассматривает заявку.

В случае положительного решения вопроса об участии судебных приставов ГБР в исполнительных действиях дает указание о направлении заявки начальнику Специализированного отдела по организации оперативного дежурства для исполнения.

2.6. Начальник Специализированного отдела по организации оперативного дежурства:

- регистрирует заявку в журнале;

- уточняет по телефону у старшего судебного пристава, утвердившего заявку, дату и время проведения инструктажа и сообщает фамилии, имена и отчества судебных приставов, назначенных для обеспечения исполнительных действий;

- поручает указанным судебным приставам прибыть в соответствующее подразделение территориального органа ФССП России для инструктажа и об обеспечении безопасности исполнительных действий.

2.7. При привлечении судебных приставов ГБР для обеспечения исполнительных действий заявка регистрируется только в Специализированном отделе по организации оперативного дежурства.

III. Исполнение судебными приставами заявок

на обеспечение безопасности исполнительных действий

3.1. На время осуществления безопасности исполнительных действий судебные приставы обеспечиваются служебным автотранспортом и средствами связи.

Судебные приставы выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебными приставами-исполнителями.

3.2. По прибытии к месту совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы):

- докладывает старшему судебному приставу о прибытии на место совершения исполнительных действий и начале их совершения;

- оценивает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций при осуществлении принудительного исполнения;

- указывает судебным приставам с учетом рекомендаций судебного пристава-исполнителя места их расположения, позволяющие наиболее эффективно обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя, выбирая расположение таким образом, чтобы оно позволяло вести постоянное наблюдение за ходом исполнительных действий.

3.3. В ходе совершения исполнительных действий:

3.3.1. Судебные приставы:

- не допускают вмешательства посторонних лиц в процесс совершения исполнительных действий;

- находятся в месте, определенном старшим группы;

- ведут постоянное наблюдение за должником и другими лицами, участвующими в исполнительных действиях;

- обеспечивают безопасность судебного пристава-исполнителя, соблюдают правила личной безопасности.

3.3.2. Старший группы:

- контролирует действия судебных приставов;

- при необходимости, по радиосвязи или телефону, запрашивает у старшего судебного пристава усиление.

3.4. В случае воспрепятствования проведению исполнительных действий судебный пристав:

- в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП;

- задерживает лиц, совершивших административные правонарушения, с последующей передачей их сотрудникам милиции;

- при необходимости обращается за помощью к сотрудникам милиции и других правоохранительных органов.

3.6. Судебным приставам при обеспечении безопасности исполнительных действий запрещается:

- совершать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;

- принимать участие в исполнительских действиях в качестве понятого или специалиста;

- отвлекаться от несения службы;

- вступать с участниками исполнительных действий в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания, относящиеся к обеспечению безопасности исполнительных действий;

- разглашать маршрут движения и порядок действий группы судебных приставов.

IV. Оформление отчетных документов по результатам

обеспечения исполнительных действий

4.1. По окончании исполнительных действий судебный пристав (старший группы) представляет старшему судебному приставу отчет (Отчет об участии судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в исполнительных действиях - приложение N 8 к Приказу), завизированный судебным приставом-исполнителем.

4.2. О случаях противоправных действий в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы) информирует старшего судебного пристава, а после окончания исполнительных действий составляет соответствующий акт, в котором указываются все обстоятельства происшествия и фамилии свидетелей.

4.3. В случае совершения противоправных действий в отношении судебных приставов и возникновения чрезвычайных происшествий в ходе обеспечения безопасности исполнительных действий старший судебный пристав представляет специальные донесения в дежурную часть территориального органа ФССП России в соответствии с установленным порядком.

4.4. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме докладывают начальнику отдела - старшему судебному приставу, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, направляют прокурору письменный рапорт.

2. Тактика действий судебного пристава в ходе подготовки судебного заседания.


В процессе подготовки к рассмотрению дела в суде возникает целый ряд задач, решением которых, по роду своих функциональных обязанностей, занимается судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Он, в частности, планирует, организует и проводит обследование судебных помещений на предмет нахождения в них нежелательных предметов, например, взрывных устройств, подслушивающей аппаратуры, а также не установленных лиц, проникших в судебное помещение до начала официального доступа в него участников судебного процесса.

Очень ответственным направлением работы судебного пристава при подготовке к судебному заседанию является сбор информации и оценка вероятности конфликтов, инцидентов и криминальных ситуаций в ходе суда. Данная работа заключается в консультациях с судьей, в производстве которого находится дело, изучении материалов обвинительного заключения или искового производства с целью выяснения ключевых доказательств и главных свидетелей по делу, которых, возможно, придется охранять.

В ходе анализа и оценки вероятности нежелательных ситуаций в ходе суда, судебному приставу имеет смысл встретиться со следователем и оперативным работником с целью выяснения, имели ли место факты противодействия расследованию, а если имели, то с чьей стороны. Связи заинтересованных лиц при подготовке к суду могут быть взяты под пристальный контроль в рамках взаимодействия Службы судебных приставов и милиции. То же самое возможно сделать и в том случае, если по подследственности дело рассматривалось налоговой полицией или сотрудниками таможни.

Важным комплексом действий судебного пристава при подготовке к суду является доставка к месту судебного заседания уголовных дел и вещественных доказательств. С учетом возможности выездного заседания суда у судебного пристава может возникнуть задача доставки указанных материалов на значительные расстояния.

Незадолго до начала судебного заседания и в день суда решаются задачи в рамках взаимодействия с подразделениями по конвоированию арестованных подсудимых, в зависимости от обстоятельства дела возникают вопросы необходимости обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, истцов или ответчиков, решаются задачи проверки и пропуска в судебные заседания различных лиц, а также обеспечивается привод в суд тех лиц, которые уклоняются от явки в судебное заседание.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных направлений деятельности судебного пристава при подготовке к судебному заседанию.

Проверка готовности судебных помещений.


До начала судебного заседания судебный пристав должен лично осмотреть судебные помещения, которые будут использоваться в ходе процесса. К числу таких помещений относятся зал судебного заседания, комнаты свидетелей, совещательные комнаты (кабинет судьи), помещения, где будут располагаться конвой с арестованными до начала суда и в перерывах.

Судебный пристав обязан:

а) осмотреть печати и пломбы на входных дверях помещения, например в случае, если ранее помещение подвергалось зачистке, и было опечатано;

б) проверить целостность дверей, окон, замков и решеток в осматриваемом помещении, а также исправность сигнализации и средств связи;

в) непосредственно осмотреть само помещение.

В ходе осмотра должны быть обследованы не только указанные помещения, но и иные, например, подсобные помещения, прилегающие к залу суда и комнатам свидетелей, а также туалеты, которыми будут пользоваться участники данного процесса.

В процессе обследования помещений должно быть обращено внимание на наличие посторонних предметов и вещей, а также неустановленных лиц. В случае обнаружения взрывоопасных и пожароопасных предметов, неисправности средств связи и сигнализации при отсутствии средств пожаротушения, неудовлетворительном состоянии путей эвакуации и выявлении иных недостатков судебный пристав немедленно извещает об этом старшего судебного пристава и председателя суда.

В процессе обследования судебных помещений осматриваются входные двери, пол, стены, потолок и окна, подробно изучается мебель и вся вещная обстановка. Исследуются все предметы, имеющие внутренние полости, осматриваются ниши в стенах. Углубления в полу, пространства под подоконниками и за батареями отопления, обращается внимание на урны для мусора, в особенности, если они имеют закрытую форму. В ходе зачистки помещения выясняется, не приходили ли в последние дни в судебное помещение электрики, сантехники, слесаря по ремонту газового оборудования, инспектора пожарной охраны, проверяется работа электрооборудования, сантехники и вентиляции.

Прежде, чем приступить к осмотру, судебному приставу следует убедиться, что у него под рукой весь комплект необходимого инструмента и приспособлений. Указанный комплект должен включать в себя небольшие фонарики, переносные лестницы, переносные лампы и зеркала для осмотра углублений и ниш. Необходимо также иметь все необходимое для быстрого снятия, передвижения и постановки на место мебели и ее конструктивных узлов - отвертки, ключи, плоскогубцы, клещи, молоток, небольшую монтировку. Все инструменты должны быть заизолированы и немагнитные.

После входа в обследуемое помещение следует остановиться, осмотреться, прислушаться, принюхаться. После это помещение делится на сегменты по высоте: от пола до бедра, от бедра до подбородка, от подбородка до потолка. Затем проводится последовательное обследование помещения от одной выбранной точки до другой (по кругу вдоль стен, от центра помещения на периферию) или по извилистой траектории с учетом количества мебели в помещении и наиболее значимых объектов.

Доставка к месту заседания судебных дел и вещественных доказательств.


Судебный пристав по поручению председателя суда, его заместителя, судьи, а также на основании указания старшего судебного пристава обеспечивает доставку и сохранность судебных дел и вещественных доказательств из канцелярии суда к месту проведения судебного заседания или в кабинет судьи.

При необходимости доставки к месту проведения процесса уголовного дела судебный пристав должен в канцелярии суда под роспись принять дело по количеству томов, проверить наличие и целостность приобщенных к делу вещественных доказательств. Передаваемые приставу вещественные доказательства должны быть упакованы и опечатаны печатью органа расследования или суда.

Другим путем реализации задачи доставки дела и доказательств является выполнение этой функции секретарем суда под охраной судебного пристава.

Получив распоряжение об обеспечении доставки в судебное заседание уголовного дела и вещественных доказательств, судебный пристав прибывает в канцелярию суда вместе с секретарем судебного заседания. После получения секретарем уголовного дела и вещественных доказательств судебный пристав сопровождает его к месту проведения судебного заседания.

Вещественные доказательства, получаемые из камеры хранения вещественных доказательств суда, принимаются согласно описи поштучно. Судебные дела в канцелярии - по количеству томов. При получении материалов судебному приставу необходимо проверить наличие описи в каждом томе, целостность прошивки и наличие печати в месте выведения концов нити (если тома дела опечатаны).

Доставка судебных дел и вещественных доказательств должна производиться служебным транспортом Службы судебных приставов или суда. Использование в этих целях попутного, общественного транспорта или такси запрещается. В практике допустимым является использование в служебных целях личного транспорта самих судебных приставов с компенсацией их затрат на бензин и амортизацию автомобиля.

Доставку судебных дел и вещественных доказательств следует производить в чемоданах, твердых портфелях, сумках из прочной ткани, имеющих надежные запорные устройства. Полагаем, что на этапе становления службы имеет смысл в каждом территориальном подразделении Службы судебных приставов заказать сумки большого размера из прочной ткани, конструкция запорного устройства которых была бы аналогична инкассаторским сумкам.

Взаимодействие судебных приставов с сотрудниками подразделений по конвоированию подсудимых, находящихся под стражей.


Необходимость взаимодействия судебных приставов с сотрудниками конвойных подразделений возникает при рассмотрении дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, в особенности совершенных организованной группой или преступным сообществом. В ходе рассмотрения подобных дел велик риск нарушения порядка в судебном заседании, захвата заложников, убийства подсудимого или его побега. Поэтому за два-три дня до начала процесса судья информирует старшего судебного пристава о необходимости усиления конвойного подразделения и оказания ему помощи в ходе процесса. Инициатива в данном вопросе может исходить и от сотрудников конвойной службы.

Старшим судебным приставом совместно с руководством конвойного подразделения разрабатывается специальный план, предусматривающий усиленный вариант несения службы. В плане особенно тщательно разрабатываются маршруты конвоирования в здание суда и разграничиваются обязанности по охране как во время заседания суда, так и в перерывах. В плане взаимодействия должен быть предусмотрен вариант размещения судебных приставов и сотрудников милиции (возможно, и других силовых структур) в штатской одежде среди лиц, находящихся в зале судебного заседания. Указанный план должен быть согласован с председательствующим в судебном заседании.

В случае проведения выездного заседания суда совместно с сотрудниками конвойного подразделения осматривается временное судебное помещение с отработкой каждой из взаимодействующих сторон своих вопросов, совместно уточняются детали, имеющие значение для обеих служб. Это необходимо, например, в том случае, когда устранить выявление недостатков невозможно и требуется своевременное решение вопроса о подыскании другого помещения для судебного процесса.

Таким образом, к числу форм взаимодействия судебных приставов с сотрудниками конвойных подразделений относятся:

a) совместное планирование охранных мероприятий, разработка основных и дополнительных маршрутов конвоирования арестованного, проработка схемы действий в чрезвычайной ситуации;

б) совместная рекогносцировка (осмотр и изучение) места проведения выездного заседания суда, совместная зачистка помещения и его опечатывание;

в) совместное доставление арестованных подсудимых от автомобиля в зал судебного заседания, совместная охрана и конвоирование в перерывах и после судебного заседания;

г) эскортирование служебной автомашиной судебных приставов автозака с конвоем от следственного изолятора в суд и обратно;

д) совместная охрана подсудимых в зале суда и в комнате конвоя в перерывах;

е) совместные действия по отражению нападения, предупреждению захвата заложников в ходе суда.

Тактика действия судебного пристава по проверке лиц, прибывающих в здание суда и зал судебного заседания.


В день суда, в рамках которого планируются мероприятия по усилению режима безопасности, проводится целый комплекс мероприятий, в числе которых важнейшее место занимает контроль прибывающих лиц. В этот день часть судебных приставов может работать, особенно на прилегающей территории, в гражданской одежде. С целью контроля состояния прилегающей территории, порядка парковки автомобилей должны использоваться работники милиции, в том числе оперативный состав, для выявления подозрительных лиц, криминальных элементов, т.е. тех, от кого, возможно ожидать неприятностей в суде.

Наблюдатели на прилегающей территории, из числа судебных приставов или оперативных работников, могут выявить связи подсудимых, находящиеся в розыске. Не исключена вероятность стать очевидцем разговора, свидетельствующего о криминальных намерениях его участников. Важной задачей наблюдателей является опережающее выявление тех, кого не следует пускать в суд, о чем наблюдатель сообщает на входной контрольно-пропускной пост с использованием радиосвязи.

Работа судебных приставов на входе строится с учетом требований пропускного режима. Одна из важных особенностей этой работы состоит в установлении определенного режима допуска в суд. Возможны несколько вариантов:

1. В помещение суда установлен ограниченный доступ лиц. По решению суда приставы пропускают свидетелей, потерпевших, близких родственников подсудимых, сослуживцев и близких друзей (возможно, даже по отдельному списку, который может быть согласован с подсудимыми через адвокатов).

2. В здание суда допускают всех желающих, но отдельное крыло или этаж судебного помещения перекрыты в режиме допуска, указанного в п.1.

3. В здание суда и зал судебного заседания пропускают всех желающих, но на входе осуществляется сплошной досмотр прибывших, в том числе с использованием специальной поисковой аппаратуры и собак.

4. В судебное помещение пускают только тех, у кого есть при себе удостоверение личности.

Фильтрование лиц на входе в зал суда может иметь документальный, выборочный или сплошной характер. Если на входе в суд осуществляется усиленный контроль с использованием поисковой аппаратуры, то на входе в зал производится только визуальный контроль прибывших. Если же входной контроль не такой плотный, то на входе в зал может использоваться поисковая аппаратура и иные средства контроля доступа.

В процессе контроля лиц, прибывших в суд, необходимо определять их принадлежность к той или иной стороне в суде и рекомендовать прибывающим лицам занимать определенный сектор в зале суда. Подобная работа позволяет взять под пристальный контроль тех, кто заинтересован в конфликтном развитии событий, а также продемонстрировать присутствующим, что к возможным инцидентам в суде приставы вполне подготовлены. Работа по разделению сторон в зале судебного заседания является эффективной мерой безопасности, которая апробирована и зарубежной судебной практикой.

Тактика обеспечения безопасности участников процесса
в ходе подготовки к суду.


После передачи в суд уголовного дела Служба судебных приставов принимает на себя ответственность за обеспечение безопасности свидетелей обвинения и потерпевших. В течение определенного времени до суда судебные приставы обеспечивают физическую безопасность указанных лиц. В особо критических ситуациях, когда угроза жизни и здоровью охраняемого лица чрезвычайно высока, возможно временное переселение охраняемого в другой адрес или в иной населенный пункт, либо размещение охраняемого в служебных помещениях Службы судебных приставов, которые в перспективе должны у нее иметься. В современных условиях, когда подобные жилые помещения просто отсутствуют, следует использовать возможности, имеющиеся у охраняемого лица. В случае временного переезда охраняемого лица в другой населенный пункт, его безопасность в месте временного поселения обеспечивают судебные приставы по территориальности.

Расчет времени прибытия охраняемого лица в суд должен строиться с учетом двух правил безопасности свидетелей или потерпевших.

Первое правило гласит, что привоз потерпевших и свидетелей обвинения в суд должен осуществляться минимум за час до начала судебного заседания. Охраняемых лиц размещают в служебных помещениях судебных приставов или ином специально приспособленном для свидетелей изолированном помещении. Потерпевших и свидетелей обвинения до начала суда следует изолировать друг от друга для предупреждения обвинений со стороны адвокатов подсудимых в намеренном сговоре указанных лиц перед судом.

Другое правило подразумевает привоз в суд указанной категории граждан непосредственно к моменту их выступления в суде. Для реализации этой задачи судебный пристав, охраняющий этих лиц, находится на связи с судьей, который незадолго до начала допроса лица дает команду о необходимости его доставки в суд.

Перед проводом свидетеля или потерпевшего в зал судебного заседания приставу следует предупредить возможность столкновения указанного лица с теми, кто, возможно, заинтересован в отказе свидетеля от своих показаний или их существенном видоизменении. С этой целью перед приводом свидетеля в зал суда следует очистить от посторонних лиц маршрут следования, особенно перед входом в зал суда. В отдельных случаях по тактическим соображениям проход указанных лиц в зал заседания может быть осуществлен через кабинет судьи, например, когда он является смежным помещением с залом суда.

При наличии в зале лиц, присутствие которых может существенно видоизменить показания свидетеля, например, несовершеннолетнего, перед приводом свидетеля в зал этих лиц следует удалить, распоряжение об этом публично должен отдать председательствующий в суде. В противном случае между приставом и удаляемым из зала может возникнуть конфликт. В некоторых случаях, в зависимости от обстоятельств дела, степени родства данного лица с подсудимым, его социального статуса, наличия судимости, для предупреждения самой возможности возникновения конфликта в суде по причине удаления лица из зала, следует не пускать его в суд, аргументируя данную меру решением судьи.


Тактика осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю.


Привод является принудительной мерой, предусмотренной процессуальным законом, которая может быть применена к подсудимым, свидетелям, потерпевшим или экспертам в случае уклонения их от явки в суд, а равно к судебному приставу-исполнителю.

В случае отказа от добровольной явки, на основании определения суда или постановления судьи, лицо, подлежащее приводу принудительно, путем сопровождения доставляется в суд судебным приставом или группой судебных приставов. Привод исполняется судебными приставами по месту фактического проживания или обнаружения лица, уклоняющегося от явки.

Поступившее постановление или определение о приводе рассматривается старшим судебным приставом, который обеспечивает его безотлагательное выполнение. Судьям и приставам-исполнителям следует направлять постановления и определения о приводе заблаговременно, чтобы в распоряжении судебных приставов имелось минимум 3-5 дней для выполнения решения о приводе.

Старший судебный пристав визирует поступившее постановление или определение о приводе и организует его точное и своевременное исполнение. Определения и постановления о приводе регистрируются в специальном журнале и выдаются судебному приставу для исполнения под подпись.

Судебный пристав, выделенный для исполнения привода, должен проанализировать объем сведений о лице, подлежащем приводу, которые имеются в определении или постановлении. Судебный пристав должен достоверно установить лицо, подлежащее приводу. Если в решении о приводе отсутствуют данные, которые позволяют установить лицо или место его пребывания, а также если восполнить эти данные не представляется возможным, Служба судебных приставов незамедлительно извещает об этом инициатора задания.

После установления лица, подлежащего приводу, судебный пристав или группа судебных приставов в день привода выезжают к месту нахождения лица. После обнаружения подлежащего приводу по документам уточняется его личность и под расписку, объявляется постановление или определение о приводе. Затем лицу предлагают проследовать в суд и разъясняют последствия отказа от выполнения требований судебного пристава.

Если лицо отказывается от подписи в решении о приводе, то пристав с указанием мотивов отмечает это в постановлении или определении и заверяет это своей подписью.

После доставления лица к месту вызова оно, под расписку в служебном реестре или служебной книжке судебного пристава, передается судье или судебному приставу-исполнителю.

от 17 июня 2011 года N 12/03-14263-ТИ

Алгоритм взаимодействия судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ходе совершения исполнительных действий, осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, а также обеспечения безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей

1. Общие положения

1.1. Алгоритм взаимодействия судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ходе совершения исполнительных действий, осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, а также обеспечения безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей (далее - Алгоритм) разработан в целях повышения эффективности и качества реализации полномочий по принудительному исполнению судебных решений и актов других органов.

Алгоритм определяет сроки и последовательность действий при осуществлении данных полномочий, а также основания, задачи и способы осуществления судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю.

Главная задача судебных приставов по ОУПДС заключается в обеспечении безопасности судебных приставов-исполнителей или должностных лиц (дознавателей) Федеральной службы судебных приставов при совершении исполнительных действий.

Взаимодействие приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей является одним из важнейших условий достижения целей в ходе проведения исполнительных действий и осуществления привода лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, и заключается в согласованности действий должностных лиц.

Взаимодействие должно быть непрерывным на протяжении всего мероприятия, поддерживаться и контролироваться руководством структурных подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов.

Под обеспечением безопасности понимается совокупность мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье лиц, связанных со служебной деятельностью, целью применения которых является создание надлежащих условий для своевременного исполнения требований исполнительных документов.

Применение мер безопасности осуществляется при наличии достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемых лиц. В случаях совершения непосредственных действий, посягающих на жизнь и здоровье указанных лиц, их применение является необходимым.

1.2. Место совершения исполнительных действий.

1.2.1. В случае если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества.

1.2.2. В случае если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.

1.2.3. Исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий.

1.3. Время совершения исполнительных действий.

1.3.1. Исполнительные действия, как правило, совершаются в рабочие дни с 6.00 до 22.00 по местному времени.

1.3.2. Совершение исполнительных действий в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22.00 до 6.00 допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

а) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;

б) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

в) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

г) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.

1.3.3. Для совершения исполнительных действий вне установленных законом временных границ в вышеуказанных исключительных случаях судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава, который, в свою очередь, должен незамедлительно уведомить об этом соответствующего главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

1.4. Участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий состоит в осуществлении судебными приставами по ОУПДС мер по предупреждению и пресечению посягательств на жизнь и здоровье судебных приставов-исполнителей и содействии в обеспечении общественного порядка в месте проведения исполнительных действий, обеспечении сохранности служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей.

2. Порядок проведения подготовительных мероприятий

2.1. Судебный пристав-исполнитель подает заявку на обеспечение безопасности судебными приставами по ОУПДС при совершении исполнительных действий в подразделение судебных приставов не позднее 48 часов до начала исполнительных действий (кроме случаев, указанных в п.1.3.2) в связи с тем, что судебным приставам по ОУПДС необходимо дополнительное изучение места предстоящих исполнительных действий. В целях обеспечения безопасности судебного пристава-исполнителя и порядка на месте проведения исполнительных действий начальник отдела - старший судебный пристав (лицо, его замещающее) принимает решение об участии судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий.

2.2. В заявке на обеспечение судебными приставами по ОУПДС безопасности судебного пристава-исполнителя при совершении исполнительных действий указываются:

планируемое время начала и окончания исполнительных действий, в том числе с учетом необходимости работы по нескольким адресам;

Ф.И.О. (наименования организаций) должников;

номера исполнительных производств;

краткое описание планируемого мероприятия;

адреса проведения исполнительных действий;

описание места расположения объекта. Местом совершения исполнительных действий в отношении физического лица является место его жительства или место работы, место нахождения его имущества. Исполнительные действия в отношении юридического лица проводятся по юридическому адресу организации, месту фактического нахождения юридического лица или его имущества, в том числе помещения и территории, которые стали известны после начала исполнительных действий;

краткая информация об объекте и его окружении, связях, их возможной реакции на планируемые мероприятия;

основной вид деятельности должника, наличие на объекте охраны, тип строения, в котором расположен объект, количество занимаемых этажей и т.д.;

количество судебных приставов по ОУПДС, необходимых для обеспечения безопасности исполнительных действий.

Дополнительно (при наличии информации) необходимо указывать сведения о наличии у должника судимости, огнестрельного оружия, охранной сигнализации, собаки, службы безопасности (ведомственной или вневедомственной охраны), нахождении на учете в психоневрологическом диспансере и т.п.

2.3. Заявка на участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий заверяется подписью начальника отдела - старшего судебного пристава и печатью структурного подразделения.

2.4. Начальник отдела - старший судебный пристав при рассмотрении заявки знакомится с материалами, находящимися в исполнительном производстве, и решает вопрос о количестве судебных приставов по ОУПДС для участия в совершении исполнительных действий и их экипировке.

2.5. Заявка на участие судебных приставов по ОУПДС в совершении исполнительных действий регистрируется в Журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов других органов и выдается судебным приставам по ОУПДС под подпись.

2.6. Перед совершением исполнительных действий начальник отдела - старший судебный пристав совместно с заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава, курирующего вопросы ОУПДС:

определяет состав группы судебных приставов по ОУПДС, направляемых для участия в исполнительных действиях;

назначает старшего группы судебных приставов по ОУПДС;

поручает изучение объекта одному или нескольким судебным приставам по ОУПДС.

В ходе изучения объекта вносятся коррективы в предварительно составленный план входа на объект, его блокирования, а также оценивается вероятность и способы возможного противодействия судебным приставам. По результатам проведенного мероприятия составляется рапорт или справка, которые прикладываются к заявке.

2.7. По результатам анализа полученной информации заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава, курирующий вопросы ОУПДС (или лицо, его замещающее), составляет и докладывает начальнику отдела - старшему судебному приставу расчет сил и средств, который включает в себя:

точное время начала мероприятия;

состав основной и резервной групп с указанием вооруженности, экипировки специальными средствами, средствами индивидуальной бронезащиты и связи, а также радиопозывных судебных приставов;

обоснование состава основной и резервной групп, перечень используемого автотранспорта;

порядок взаимодействия с задействованными должностными лицами, а в случае необходимости - с правоохранительными органами;

порядок взаимодействия при входе на территорию (объект) проводимых исполнительных действий и при выходе с этой территории (объекта);

определение постов судебных приставов по ОУПДС на территории (объекте) проведения исполнительных действий;

порядок радиообмена, позывные судебных приставов по ОУПДС;

сигналы управления, команды и порядок действия по ним;

место расположения и порядок оказания медицинской помощи (при возникновении чрезвычайной ситуации).

В случае отсутствия замечаний начальник отдела - старший судебный пристав утверждает представленный расчет сил и средств и издает распоряжение о привлечении судебных приставов по ОУПДС к участию в исполнительных действиях.

2.8. После утверждения начальником отдела - старшим судебным приставом расчета сил и средств и издания им распоряжения проводится инструктаж задействованных в обеспечении исполнительных действий судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей, на котором руководством ставится задача подчиненным. Постановка задачи производится в форме распоряжения. При организации взаимодействия с правоохранительными органами доводится порядок действий, определенный для этого этапа. Кроме того, на инструктаже обязательно доводится порядок действий судебных приставов по ОУПДС при возникновении чрезвычайных ситуаций. Результаты проведения инструктажа с судебными приставами по ОУПДС регистрируются в Журнале инструктажа судебных приставов по ОУПДС.

В ходе инструктажа особое внимание обращается на:

недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительных действиях;

проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;

возможность применения оружия, специальных средств и физической силы исключительно в случаях, предусмотренных законом;

неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.

Непосредственно перед выездом к месту проведения исполнительных действий начальник отдела - старший судебный пристав или его заместитель по линии ОУПДС проверяет экипировку судебных приставов по ОУПДС, доводит до них порядок взаимодействия и маршруты движения.

2.9. После получения распоряжения на обеспечение исполнительных действий судебные приставы по ОУПДС должны:

изучить по схеме (карте) район проведения исполнительных действий и маршруты движения;

подготовить одежду, снаряжение и другой инвентарь, необходимые для проведения мероприятия;

уточнить позывные, сигналы, команды и порядок действия по ним;

проверить исправность средств связи;

быть готовыми к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.

2.10. При совершении исполнительных действий на объектах, оборудованных охранной сигнализацией, выведенной на пульт централизованной охраны (ПЦО), старший судебный пристав (начальник дежурной смены) обязан сообщить дежурному по отделу вневедомственной охраны (дежурному по ПЦО) фамилию, имя, отчество и номер служебного удостоверения старшего группы судебных приставов по ОУПДС, район проведения исполнительных действий без указания названия и адреса объекта.

3. Порядок обеспечения безопасности исполнительных действий

3.1. Судебные приставы по ОУПДС, назначенные начальником отдела - старшим судебным приставом для участия в исполнительных действиях, выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебным приставом-исполнителем.

3.2. О прибытии к месту совершения исполнительных действий старший группы судебных приставов по ОУПДС докладывает начальнику дежурной смены подразделения (начальнику отдела - старшему судебному приставу) по радиостанции или по телефону, после чего осуществляет расстановку судебных приставов по ОУПДС по постам.

3.3. При совершении исполнительных действий судебные приставы по ОУПДС обязаны:

обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя;

предотвращать попытки унижения чести и достоинства судебного пристава-исполнителя;

следить за соблюдением общественного порядка;

не допускать нахождения посторонних лиц в месте совершения исполнительных действий;

обеспечивать сохранность служебной документации и бланков, специальных и технических средств, инвентаря, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей;

незамедлительно принимать меры по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений, выявлять нарушителей, а в случае необходимости задерживать их с последующей передачей сотрудникам органов внутренних дел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: