Что такое выборность суда

Обновлено: 26.04.2024

один из конституционных принципов судебной системы в ряде стран (в РФ закреплялся Конституцией 1978 г., исключен с принятием Конституции 1993 г.). Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться или непосредственно населением, или определенным представительным органом. В настоящее время в демократических государствах встречается редко (напр., существует в некоторых штатах США и ряде кантонов Швейцарии).

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "выборность судей" в других словарях:

ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ — один из конституционных принципов судебной системы в ряде стран (в РФ закреплялся Конституцией 1978 г., исключен с принятием Конституции 1993 г.). Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться или… … Юридический словарь

ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ — – организация советского суда, при которой все судьи и народные заседатели избираются в порядке, установленном Конституцией СССР и Законом о судоустройстве (ст.ст. 105–109 Конституции СССР и ст.ст. 22–25, 30, 38, 46, 54, 55, 63 Закона о… … Советский юридический словарь

Выборность судей — принцип социалистического правосудия, сущность которого заключается в том, что судьи всех звеньев судебной системы и заседатели избираются. Программа КПСС рассматривает В. с. как одну из демократических основ правосудия. Принцип В. с.… … Большая советская энциклопедия

ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ — один из конституционных принципов судебной системы в ряде зарубежных стран (в РФ закреплялся Конституцией 1978 г., исключен с принятием Конституции 1993 г). Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться… … Энциклопедический словарь экономики и права

СУДЕЙ ВЫБОРНОСТЬ — ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ … Юридическая энциклопедия

СУДЕЙ ВЫБОРНОСТЬ — (см. ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ВЫБОРНОСТЬ — ВЫБОРНОСТЬ, и, жен. Замещение должностей путём выборов, а не назначения. Принцип выборности. В. судей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Выборность — (англ. electivity) в праве принцип замещения должностей путем выборов, а не назначения; применяется при формировании судебной системы (напр., В. судей и заседателей), выборах главы, государства, глав муниципальных … Энциклопедия права

ВЫБОРНОСТЬ — один из способов образования и конституирования (внутренней самоорганизации) государственных органов и органов местного самоуправления, заключающийся в избрании депутатов населением, и соответствующих должностных лиц населением или… … Энциклопедический словарь конституционного права

Выборность — (англ. electivity) в праве принцип замещения должностей путем выборов, а не назначения; применяется при формировании судебной системы (напр., В. судей и заседателей), выборах главы, государства, глав муниципальных органов, депутатов всех уровней … Большой юридический словарь

Что общего у дипломата, судьи и тренера? В этих профессиях существует две модели найма: карьерная и политическая (по заслугам). Можно десятилетиями двигаться по лестнице рангов от атташе до чрезвычайного и полномочного посла (или даже посланника). Или же стать послом, получив политическое назначение. Не все тренеры были спортсменами, и не все успешные спортсмены работают тренерами. В европейских странах судьи, как правило, следуют по карьерному пути, получая назначение после обучения в профессиональной школе судей и практики в аппаратах судов. Напротив, в некоторых штатах США судьями становятся именитые юристы, профессиональные достижения которых признаны сообществом.

Дуализм вышеназванных профессий справедлив для большинства государств. Но если наем дипломатов почти никогда не вызывает вопросов, то назначения судей достойны пристального внимания, ведь представители этой профессии напрямую влияют на развитие общества своими решениями. Консенсус общества и судебной власти по процедурам найма обеспечивает доверие к судебной системе и укрепление ее авторитета.

Часто приходится слышать от комментаторов, что введение выборности судей – это универсальное решение всех проблем, которые есть в российской судебной системе. Сторонники этого подхода считают, что радикальная прозрачность критериев найма – судьями становятся выигравшие местные выборы – заставит кандидатов внимательнее прислушиваться к мнению общества и учитывать местный контекст. Оппоненты идеи выборности говорят, что это очень дорогая система, а судья становится зависим от мнения общества, теряя свою беспристрастность. Появляется риск, что судья «попадет в плен» к местному сообществу.

Как не надо отстранять судей

Мы получаем дилемму: независимость или ответственность за свои решения. Можно ли разрешить этот спор о выборности объективным образом и нащупать баланс между двумя крайностями?

Идею выборности судей высказывают так часто, что создается впечатление, что это широко применяемая процедура. На самом деле использование этого института де-факто ограничено в США, где 90% судей выбираются. В других развитых странах такого практически нет. Поэтому в современном мире выборность судей скорее исключение, чем правило.

Попадает ли выборный судья в зависимость от мнения общества? В эмпирико-правовых исследованиях уже больше 10 лет ведется поиск так называемых электоральных выборных циклов. Идея проста: если выборность и оказывает какое-то влияние на беспристрастность судей, то разумно предположить, что такой эффект сильнее всего проявится с приближением даты (пере)выборов. Поэтому исследователи сравнивают жесткость наказаний, назначаемых судьями, в зависимости от того, сколько дней остается до переизбрания. Если связи не обнаруживается, то можно заключить, что Фемида слепа.

Как приближение выборов может влиять на принятие решений судьей? Дэвид Абрамс с соавторами в недавнем исследовании выделяют три механизма: желание показаться более жестким/гуманным перед своими избирателями, контекст принятого решения (например, большее внимание прессы к судье – кандидату на переизбрание) или человеческая обеспокоенность, связанная с риском потерять работу в случае проигрыша. Только первый из механизмов говорит нам что-то о пристрастности.

Чтобы отделить три эффекта друг от друга, исследователи изучили данные по всем судебным решениям по тяжким уголовным делам в Северной Каролине за 1998–2011 гг. В этом штате выборность судей совмещается с их обязательной ротацией: каждый январь и июль судья меняет район своей работы. Это позволяет сравнивать поведение судей, у которых скоро выборы, работающих в своем и чужом районе. При прочих равных судьи испытывают одинаковый стресс из-за риска проиграть и имеют одинаковый контекст принятого решения. Поэтому разница в жесткости назначаемых ими наказаний расскажет именно о пристрастности Фемиды перед лицом избирателей. Исследователи нашли, что судья назначает примерно на 10% более суровые наказания в преддверии выборов, но только если сейчас он или она работает в своем «домашнем» районе. В иных случаях усиления жесткости перед выборами не наблюдается.

Получается, что судьи в Северной Каролине действительно попадают в плен местного сообщества. Стоит ли ввиду такого вывода однозначно отказаться от идеи выборов – ведь они порождают пристрастность? Кристиан Диппель и Майкл Пойкер в своем исследовании электоральных циклов не ограничились одним штатом, а посмотрели на 10. Они с надежностью установили электоральные циклы только в одном штате – как раз в Северной Каролине. Оказалось, что сила пристрастности судьи в преддверии выборов зависит от конкурентности таких выборов. Если у судьи нет соперников на перевыборах, он или она не будет менять свое поведение, стараясь угодить избирателям. Именно в Северной Каролине выборы судей самые конкурентные, поэтому там и наблюдаются электоральные циклы.

Россия на первый взгляд далека от Северной Каролины: федеральные судьи назначаются президентом, а конкурентные выборы скорее исключение, чем правило. Но в СССР де-юре судьи избирались народом. Обеспечивало ли это независимость судебной власти? Скорее нет. Советский опыт показал, что формальные правила и процедуры, сколь угодно сложные, не могут гарантировать справедливых решений. Поэтому к идее выборности судей следует относиться скептически: это действительно дорогая процедура, которая в лучшем случае не поменяет положение дел, а в худшем сделает судей более пристрастными.

Автор — ассоциированный профессор ПАО «МТС» по эмпирико-правовым исследованиям Европейского университета в Санкт-Петербурге

Сегодня в России отбор судей происходит в несколько этапов. Основная нагрузка по оценке кандидатур ложится на квалификационные коллегии судей, созданные при судах субъектов Федерации / Андрей Гордеев / Ведомости

Как выстроить такую систему отбора судей, которая будет обеспечивать высокое качество правосудия? В каждой стране этот вопрос решается по-своему. Есть юрисдикции, где решение о выборе судей в буквальном смысле передано общественности. Так, в некоторых штатах США и отдельных кантонах Швейцарии судей выбирают прямым голосованием граждан, в других странах, например в Бельгии и Австралии, судей апелляционных судов выбирают законодательные органы, в третьих судейский корпус формируется представителями судейского сообщества, которые принимают решение, кто достоин судейского кресла, а чьи профессиональные и личные качества не соответствуют званию судьи.

На волне реформ начала 1990-х гг. российское судейское сообщество получило беспрецедентную по сравнению с другими пореформенными странами свободу самому формировать судейский корпус. Из всех стран Восточной Европы только в России и Венгрии исполнительные органы были полностью исключены из процесса отбора судей. Отбор будущих судей осуществлялся квалификационными коллегиями, которые формировались исключительно из действующих судей. Президенту была передана более-менее формальная функция подписания указов о назначении судьей.

Сегодня в России отбор судей происходит в несколько этапов. Основная нагрузка по оценке кандидатур ложится на квалификационные коллегии судей (ККС), созданные при судах субъектов Федерации. Коллегиям необходимо организовать квалификационный экзамен и оценить знания кандидата, провести проверку его добропорядочности и разослать запросы в различные правоохранительные органы, оценить характеристики с прежнего места работы и, наконец, провести собеседование с кандидатом. Процесс отбора судей достаточно конкурентный. В 2015 г. на должности судей всех уровней претендовали 6600 человек, а рекомендации ККС получили только 4885 человек (74%).

В 2002 г. произошло несколько важных реформ в системе назначения судей. В частности, в состав ККС были включены представители общественности. Формально включение представителей общественности должно было сбалансировать влияние действующих судей в оценке кандидатов на должности и в вынесении дисциплинарных взысканий, повысить открытость судебной системы.

Как обеспечить независимость судей

Хотя пул кандидатов довольно велик, на деле возможности представителей общественности повлиять на отбор судей минимальны и нет никаких гарантий, что кандидаты с лучшими профессиональными характеристиками могут обойти тех, кого патронирует председатель суда. Наш анализ показывает, что при отборе судей на вакантные должности решающая роль отводится председателям судов и лишь в исключительных случаях квалификационные коллегии принимают решения, противоречащие мнению председателя того суда, где открылась вакантная должность. Если судить по проанализированным Институтом проблем правоприменения заключениям ККС, из 960 кандидатов на должность судей около 95% из тех, чье заявление было поддержано председателем суда, получили рекомендации коллегий. Из тех же, кто подавал заявку на рассмотрение коллегий и не имел поддержки председателя, рекомендации ККС получили только 37%.

Основным направлением трансформации системы отбора судей могло бы стать усиление института представителей общественности и существенное снижение роли председателя. Сейчас в состав ККС входят 13 судей, семь представителей общественности и представитель президента. Выбирают и назначают представителей общественности в ККС региональные парламенты. Обычно представители общественности избираются на четыре года. Они должны быть старше 35 лет и иметь высшее юридическое образование. В 2016–2017 гг. во многих регионах прошли новые циклы формирования ККС, и мы проанализировали, из кого были рекрутированы представители общественности.

Чаще всего это преподаватели вузов – в целом они составляют до половины представителей общественности в квалификационных коллегиях. В 73 регионах в коллегии присутствует хотя бы один представитель системы юридического образования, причем в шести регионах общественная часть коллегий сформирована исключительно из преподавателей вузов. И такое формирование коллегий понятно: преподаватели вузов могут взять на себя часть нагрузки по работе в экзаменационных комиссиях, у них хорошо развиты навыки контроля и оценки знаний. Кроме того, они относительно безопасны в смысле наличия нежелательных связей.

Вторым по частоте ресурсом для квалификационных коллегий являются представители бизнеса: в 57 регионах в работу коллегий включены юрисконсульты местных предприятий. Примечательно, что представители бизнеса доминируют в богатых федеральных городах – Москве и Санкт-Петербурге, а также в ресурсодобывающих регионах – например, в Вологодской области в работе квалификационной коллегии судей участвуют представители «Северстали», в Якутии – «Алросы», а в Ямало-Ненецком автономном округе – «Газпром нефти».

Как учить хороших судей

Социолог Вадим Волков о том, как качество образования определяет место и роль судейского корпуса в обществе

Кроме того, к работе в ККС в качестве представителей общественности привлекаются отставные судьи и прокуроры и ветераны правоохранительных органов, но ни в одном регионе они не составляют большинства. В члены квалификационных коллегий также регулярно рекрутируются юристы государственных НКО – организаций, которые хотя формально представляют гражданское общество, но на деле им не являются – например, областных профсоюзных организаций и советов ветеранов. Наконец, хотя формально членами ККС чиновники не могут быть, юристы, аффилированные с законодательной и исполнительной властью, также регулярно избираются в ККС в качестве представителей общественности.

Помимо чиновников в ККС не могут быть назначены адвокаты и нотариусы. Не совсем понятно, чем руководствовался законодатель, накладывая ограничения на участие в работе квалифколлегий представителей этих юридических профессий. В самом деле, предположение, что участие адвокатов в отборе судей может повлиять на выносимые судьями решения, а участие юрисконсульта крупного градообразующего предприятия вроде «Северстали» или «Русала» может гарантировать полную непредвзятость, вряд ли обоснованно. Мировой опыт также не исключает адвокатов из процесса отбора судей. Например, в Австрии в экзаменационную комиссию из пяти человек обязательно входят два действующих судьи и один адвокат. В Германии, где существует двухступенчатый отбор, на первом этапе, где проверяются формальные знания кандидатов, большую роль играют преподаватели права, на втором, где происходит окончательный отбор, главную роль в оценке кандидатов играют судьи и адвокаты.

Кроме этого вызывает сомнение целесообразность обязательного присутствия в ККС представителя президента. Это дублирует президентский контроль – ведь после ККС кандидатуры поступают на рассмотрение Комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте, которая, по сути, является президентским фильтром, отсеивающим в последние годы до четверти кандидатов, ранее получивших рекомендации региональных квалифколлегий.

Таким образом, усиление общественного контроля над отбором судей наряду с уменьшением роли председателя будет способствовать более объективному отбору – например, препятствовать попаданию на судейскую скамью кандидатов, сдавших все экзамены на тройки, но поддержанных председателями.

Автор — научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ – организация советского суда, при которой все судьи и народные заседатели избираются в порядке, установленном Конституцией СССР и Законом о судоустройстве (ст.ст. 105–109 Конституции СССР и ст.ст. 22–25, 30, 38, 46, 54, 55, 63 Закона о судоустройстве).

В. с. является принципом комплектования судебного аппарата с первых дней Советской власти. Декрет о суде № 1, опубликованный 24 ноября 1917 г. (СУ РСФСР 1917 г. № 4, ст. 50), установил, что «местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами Раб., Солд. и Кр. депутатов». В. И. Ленин, определяя задачи государственного строительства в своём докладе на VII съезде партии в 1918 г., указывал: «Нам надо судить самим. Граждане должны участвовать поголовно в суде и в управлении страны» (Соч., т. 27, стр. 111). Принцип выборности судей, неуклонно осуществляемый в СССР, определяет весь строй и деятельность советской судебной системы.

Народные судьи и народные заседатели избираются гражданами района на основе всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года. Выборы происходят по избирательным округам, охватывающим всё население, проживающее на территории деятельности данного народного суда. Право выставления кандидатов в народные судьи и народные заседатели обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся, а также за общими собраниями рабочих и служащих – по предприятиям и учреждениям; военнослужащих – по воинским частям; крестьян – по колхозам и сёлам; рабочих и служащих совхозов – по совхозам. Порядок и сроки выборов народных судей и народных заседателей определяются Положениями о выборах народных судов, утверждаемыми Верховными Советами союзных республик. Члены краевых, областных, окружных судов и судов автономных областей, а также народные заседатели, призываемые для участия в рассмотрении дел в этих судах, избираются соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет. Члены Верховных судов союзных и автономных республик и народные заседатели этих судов избираются Верховными Советами соответствующих республик сроком на 5 лет. Члены и народные заседатели Верховного Суда СССР и члены специальных судов избираются Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Народные заседатели для участия в рассмотрении дел в специальных судах избираются краевыми и областными Советами депутатов трудящихся и Верховными Советами союзных и автономных республик. Выборы народных судов 1948–49 гт. и 1951 г. явились демонстрацией торжества советской социалистической демократии. В состав народных судов единодушно были избраны кандидаты нерушимого блока коммунистов и беспартийных.

Принцип В. с. действует в большинстве стран народной демократии. Так, в Народной Республике Болгарии, согласно Конституции 1947 г. и Закону о судоустройстве от 1 ноября 1952 г., судьи народных судов избираются гражданами; судьи окружных судов – народными советами округов, а судьи Верховного суда – Народным собранием.

В США и ряде других империалистических государств судьи, как правило, назначаются, а не избираются. В тех же странах, где судьи избираются, сама система выборов такова, что судьями, как и при назначении, оказываются ставленники капиталистов, которые оплачивают дорогостоящую избирательную кампанию (см. Суд буржуазный). Эти ставленники капиталистов защищают интересы своих хозяев. «Право выбирать «своих» народных судей, присяжных и т. д. так же в большинстве случаев при капитализме неосуществимо именно в силу экономической задавленности рабочих и крестьян», – писал В. И. Ленин (Соч., т. 23, стр. 61).

В некоторых районах царской России существовал выборный мировой суд. Выборы мировых судей (см.) в сельских местностях происходили на уездных земских собраниях, состоявших из представителей местных помещиков и буржуазии. В городах выборы мировых судей производились городскими управами, состоявшими из фабрикантов, торговцев и крупных домовладельцев. При таких условиях трудящиеся лишены были возможности быть избранными в число судей.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

Полезное

Смотреть что такое "ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ" в других словарях:

ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ — один из конституционных принципов судебной системы в ряде стран (в РФ закреплялся Конституцией 1978 г., исключен с принятием Конституции 1993 г.). Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться или… … Юридический словарь

Выборность судей — принцип социалистического правосудия, сущность которого заключается в том, что судьи всех звеньев судебной системы и заседатели избираются. Программа КПСС рассматривает В. с. как одну из демократических основ правосудия. Принцип В. с.… … Большая советская энциклопедия

ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ — один из конституционных принципов судебной системы в ряде зарубежных стран (в РФ закреплялся Конституцией 1978 г., исключен с принятием Конституции 1993 г). Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться… … Энциклопедический словарь экономики и права

выборность судей — один из конституционных принципов судебной системы в ряде стран (в РФ закреплялся Конституцией 1978 г., исключен с принятием Конституции 1993 г.). Принцип B.C. означает, что все или основная часть судей в государстве должны избираться или… … Большой юридический словарь

СУДЕЙ ВЫБОРНОСТЬ — ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ … Юридическая энциклопедия

СУДЕЙ ВЫБОРНОСТЬ — (см. ВЫБОРНОСТЬ СУДЕЙ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ВЫБОРНОСТЬ — ВЫБОРНОСТЬ, и, жен. Замещение должностей путём выборов, а не назначения. Принцип выборности. В. судей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Выборность — (англ. electivity) в праве принцип замещения должностей путем выборов, а не назначения; применяется при формировании судебной системы (напр., В. судей и заседателей), выборах главы, государства, глав муниципальных … Энциклопедия права

ВЫБОРНОСТЬ — один из способов образования и конституирования (внутренней самоорганизации) государственных органов и органов местного самоуправления, заключающийся в избрании депутатов населением, и соответствующих должностных лиц населением или… … Энциклопедический словарь конституционного права

Выборность — (англ. electivity) в праве принцип замещения должностей путем выборов, а не назначения; применяется при формировании судебной системы (напр., В. судей и заседателей), выборах главы, государства, глав муниципальных органов, депутатов всех уровней … Большой юридический словарь

принцип социалистического правосудия, сущность которого заключается в том, что судьи всех звеньев судебной системы и заседатели избираются. Программа КПСС рассматривает В. с. как одну из демократических основ правосудия. Принцип В. с. законодательно закреплён в Конституции СССР, в конституциях союзных и автономных республик, в Основах законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958. В СССР принцип В. с. осуществлён полностью: судьи и народные заседатели всех судов (от народного суда до Верховного суда СССР) избираются населением или соответствующими Советами депутатов трудящихся.

Судьи основного звена советской судебной системы — районного (городского) народного суда — избираются гражданами данного района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, народные заседатели — на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, военнослужащих — по воинским частям сроком на 2 года. Областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и национальных округов избираются соответствующими Советами депутатов трудящихся на 5 лет. Верховный суд СССР, верховные суды союзных и автономных республик избираются соответственно Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик на 5 лет. Председатели, заместители председателей и члены военных трибуналов избираются Президиумом Верховного Совета СССР на 5 лет. Народные заседатели военных трибуналов избираются открытым голосованием на общих собраниях военнослужащих воинской части (учреждения) на 2 года.

Советское законодательство не знает никаких ограничительных цензов для избрания судей или народных заседателей, кроме возрастного: судьёй и народным заседателем может быть избран каждый гражданин СССР, достигший ко дню выборов 25 лет. Народным заседателем военных трибуналов может быть избран любой совершеннолетний гражданин, состоящий на действительной военной службе.

В большинстве буржуазных государств (во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании и др.) судьи назначаются, как правило, главой государства. В США выбираются члены судебных органов части штатов (в некоторых штатах судьи назначаются губернатором). Члены высших федеральных судебных органов назначаются президентом. Обычно в этих государствах действует антидемократический принцип несменяемости судей (См. Несменяемость судей), т. е. они назначаются пожизненно.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: