Что представляет собой форма государства право 10

Обновлено: 02.05.2024

Такие термины как «территория», «население», «власть» являются содержательными характеристиками государства, отражающими то общее, что свойственно для всех стран. Но государства значительно различаются между собой, если рассматривать их внутреннюю организацию, выражающуюся в «форме государства».

Форма государства – это способ организации политической власти, которая охватывает форму правления, форму гос. устройства, а также политический режим.

Если понятие «сущность государства» отвечает на вопрос, в чем состоит основополагающее, закономерное, определяющее в стране, тогда термин «форма государства» объясняет вопросы о том, кто и каким образом правит в обществе, как организованы и функционируют государственные властные структуры, каким способом объединено население на территории страны, как народ связан через разные территориально-политические образования с государством в общем, как реализуется политическая власть, при помощи каких способов и приемов.

Форма государства во многом влияет на политическую жизнь общества, стабильность государственных институтов.

Под формой государства понимается его строение, которое зависит от социально-экономических факторов, а также природных и климатических условий, национально-исторических и религиозных особенностей, культурного уровня развития общества и др.

В качестве элементов формы государства выступает форма правления, форма гос. устройства, политический/государственный режим.

Формы правления

Форма правления представляет собой организацию высших государственных органов, порядок организации и взаимоотношения, степень участия подданных в их образовании.

В зависимости от формы правления государства бывают:

В монархии функции главы государства выполняет монарх, царь, король, император, шах, султан и т.д., они приобретаются по наследству и исполняются единолично и на протяжении всей жизни.

В первых (неограниченных) монархиях единственный носитель суверенитета страны – это монарх. Неограниченными выступали деспотические монархии рабовладельческих стран Древнего Востока, а еще абсолютные (или самодержавные) монархии, характерные для последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных же монархиях совместно с монархом носители суверенности страны – это также и иные высшие гос. органы, которые ограничивают власть главы государства. К ограниченным можно отнести сословно-представительные монархии, существовавшие в эпоху феодализма. Сегодня таковыми конституционными монархиями выступает Англия, Бельгия, Швеция, Япония и др.

Республика представляет собой такую форму правления, при которой глава страны – это избранный на установленный период времени единоличный либо коллективный орган.

Глава государства в республике становится ответственным перед избравшим его органом либо населением.

По своему типу республики могут быть:

Однако эти названия условные. На самом деле в первой и во второй форме существует как парламент, так и президент. Но реальные функции в данных формах неодинаковые. В парламентских республиках (к примеру, в Германии, Италии и пр.) президент, как правило, исполняет символические функции. В парламентских республиках исполнительную власть выполняет не президент, а правительство во главе с премьер-министром (канцлер, председатель совета министров и т.д.). Состав правительства формируется на основании парламентского большинства. Исполнительная власть осуществляется кабинетом, ответственным перед парламентом. Парламент, в свою очередь, вправе принять вотум недоверия правительству (это означает, что оно уходит в отставку). При данной форме правления функция президента во многом схожа с положением монарха в парламентской монархии (король царствует, но не управляет страной).

Другое дело президентская республика, при которой, наоборот, президент выступает одновременно главой государства и правительства (Соединенные Штаты Америки).

Различают также промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республиками (так называемая полупрезидентская республика), к примеру, во Франции. Совместно с правительством, который возглавляет премьер и отвечает перед парламентом, во Франции существует также президент с некоторыми прерогативами, которые отличают его от президента в обыкновенной парламентской республике.

Формы государственного устройства

Под формой государственного устройства подразумевается внутренняя структура государства, его территориально-политическое деление, обусловливающее конкретные взаимоотношения органов всей страны с органами составных частей.

По форме гос. устройства государства бывают:

  1. унитарными;
  2. федеративными;
  3. конфедеративными.

Унитарное государство является простым цельным, единым государством, части которого – это административно-территориальные единицы, не обладающие признаками государственного суверенитета.

Для унитарного государства характерна единая система высших органов, а также единая система законодательства. В настоящий момент унитарными государствами является Англия, Франция, Бельгия, Швеция и другие страны.

Под федеративным государством понимается сложное союзное государство, чьи части выступают отдельным государством либо гос. образованиями, обладающими в какой-то степени гос. суверенитетом, признаками государственности.

В федеративном государстве совместно с высшими органами федерации и федеральным законодательством функционируют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации.

Современными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Российская Федерация, Индия и другие страны.

Конфедерация представляет собой союз государств, который образуется для конкретных (обычно временных политических, военных) целей.

Конфедерация выступает объединением 2-х либо более государств, при котором союзные органы только координируют деятельность стран-членов конфедерации и исключительно по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Главной ее особенностью является отсутствие единого для объединившихся стран центрального гос. аппарата, который бы направлял по единому пути все законодательство и управление стран, а также в том, что каждая страна (участник конфедерации) сохраняет за собой возможность заключать дипломатические, торговые и военные соглашения с зарубежными странами.

Государственно-правовой режим

Под государственно-правовым режимом подразумевается совокупность средств и способов реализации политической власти, через которые выражается ее содержание и характер.

Примерами государственно-правовых режимов является деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно правовые режимы в той или иной вариации распадается на 2 крупные группы: демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим выступает важнейшим элементом формы государства. Любые изменения, которые происходят в сущности страны данного типа, в первую очередь, отражаются на его режиме, а он оказывает влияние на формы правления и гос. устройства.

Под демократическим государственно-правовым режимом подразумевается гос. власть, базирующаяся на принципе подчинения меньшинства большинству, при которой решения принимает большинство с одновременным уважением прав меньшинства.

Под авторитарным государственно-правовым режимом подразумевается осуществление гос. власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, осуществление правителем власти по собственному произволу, при этом мнение большинства не учитывается.

Форма государства - это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением.

Демократия - способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014. – С. 232 – 237.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Форма государства - это совокупность характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного (территориального) устройства и форму (тип) политического режима.

Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. Различают две формы правления: монархию и республику.

Монархия - форма правления, при которой власть принадлежит монарху и передается по наследству. В абсолютной монархии власть правителя (монарха) никем и ничем не ограничена. В конституционной (парламентарной) монархии власть монарха ограничена парламентом. Правительство формируется из парламентского большинства и подотчетно ему. Лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром. Законодательные акты принимаются парламентом.

Республика – форма правления, при которой государственная власть формируется народом через выборы. Республики бывают парламентские, президентские и смешанные. В парламентской республике правительство формируется парламентом и, следовательно, подотчетно парламенту. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Президент избирается парламентом.

В президентской республике правительство назначается президентом и, следовательно, подотчетно ему. Президент избирается народом и является главой исполнительной власти. Он обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В смешанной республике президент избирается всенародным голосованием, правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство имеет двойную ответственность – перед парламентом и частично перед президентом. Президент имеет право роспуска парламента.

Форма государственного (территориального) устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным или федеративным. В унитарном государстве существует единая для всей страны система органов государственных органов, одна конституция, единая система законодательства, единая денежная и налоговая система. Государство может состоять из административных единиц (краев, провинций и т.п.), которые не имеют никакой политической самостоятельности.

Федеративное государство состоит из субъектов федерации (это могут быть штаты, области, республики и т.п.), которые имеют некоторую политическую самостоятельность. В таком государстве двухуровневая система власти (это значит, что существуют как федеральные органы власти, полномочия которых распространяются на всю территорию государства, так и органы власти субъектов федерации); двухпалатный парламент (в котором одна из палат как раз и представляет субъекты федерации); двухуровневая система налогов. Субъекты могут иметь свои конституции, конечно же, не противоречащие конституции страны.

Конфедерация – это объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств. Единая территория, единая правовая и судебная система отсутствуют. Государства-участники осуществляют международную деятельность в полном объеме.

Политическим режимом называется совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Различают следующие типы политических режимов:

Главным критерием различия государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. По этому критерию государства можно разделить на демократические и антидемократические или недемократические. Недемократическими являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Тоталитарный режим означает полный контроль государства как над обществом в целом, так и над каждым отдельно взятым человеком. Основными чертами тоталитарного режима являются:

-монополия на власть единственной партии;

- культ личности вождя;

-тотальный полицейский контроль над обществом, массовые репрессии;

- централизованная, командная экономика;

- права и свободы граждан декларируются, но не соблюдаются;

Авторитаризм - это политический режим, при котором власть принадлежит одному человеку или группе лиц (например, военной хунте).

Основными чертами авторитарного режима являются:

- монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом;

- оппозиция может существовать, но под жестким контролем власти;

-мощный государственный сектор может сочетаться с рыночной экономикой;

- опора на армию, церковь, бюрократию.

Демократия - способ организации общества, основанный на участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, принятии политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

Признаками демократии являются:

- гарантия и защита прав и свобод человека;

- реальное осуществление принципа разделения властей;

- регулярное проведение выборов на конкурентной основе;

- гласность, отсутствие цензуры в СМИ;

- политический плюрализм, предполагающий многообразие политических идей, взглядов, программ, партий;

- подотчетность органов власти избирателям;

- демократический контроль общества над армией и правоохранительными органами.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Вставьте верные термины в предложение:

«Различают следующие _____ государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного __________».

Правильный вариант ответа:

«Различают следующие формы государства: форму правления, форму (тип) политического режима и форму государственного устройства».

2. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

Форма государственного устройства

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма политического режима

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Правильный вариант:

состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением

Форма государственного устройства

административно-территориальная организация государства, характер взаимодействия его составных частей, центральных и местных органов власти.

Форма политического режима

совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Формы государства

Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования.

Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, в первую очередь, по способу замещения поста главы государства.

• Монархия (в переводе с греческого – «единовластие») – это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (монарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В некоторых странах (в основном в арабских государствах Аравийского полуострова) предусмотрена возможность выбора монарха, но избирается он из представителей одной семьи или весьма ограниченного круга семей, принадлежащих к определенному роду, то есть наследственный принцип замещения должности главы государства сохраняется, хотя и в модифицированном виде.

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархии бывают абсолютные и конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномочий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман). Несмотря на дарование (октроирование) монархами некоторых абсолютных монархий конституций (например, Конституция Катара 1974 г.), такие конституции не ограничивают реально власть главы государства.

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно ограничение полномочий монарха и распределение государственно-властных полномочий между несколькими центральными органами.

По степени ограничения конституционные монархии подразделяются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях помимо монарха существует парламент, который издает законы и утверждает бюджет. В отдельных дуалистических монархиях существует даже институт парламентской ответственности правительства. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитических функций и т. д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах (в Японии по Конституции 1947 г., в Швеции – после 1974 г.) функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства. В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими только в результате инициативы правительства или какого-либо другого органа, либо вообще ими не пользуется, и эти полномочия носят резервный («спящий») характер на случай политического кризиса. Правительство в парламентарных монархиях формируется партиями, получившими, как правило, большинство мест в парламенте, и несет политическую ответственность перед парламентом. Практически все акты, издаваемые монархом в области государственного управления, вступают в силу только после контрассигнации (подписи) их премьер-министром, что означает ответственность последнего за принятие этого акта. Право налагать вето на законодательные акты, принятые парламентом (в тех странах, где оно формально имеется у монарха), на практике обычно не используется.

• Республика (от лат. respublica – «общее дело») – это такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется представительными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

– выборностью органов государственной власти на определенный срок;

– производным от народного суверенитета характером государственной власти;

– юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: парламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республику, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государственной власти является парламент и в качестве самостоятельных органов власти существуют независимые суды. Правительство формируется на основе соотношения партийных сил в парламенте и несет перед ним ответственность. Однако в силу того, что правительство опирается на парламентское большинство, его значение также велико, и реально оно превращается в важнейший центр принятия решений, добивающийся одобрения своих решений парламентом.

Роль главы государства (президента) в парламентарной республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осуществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства в парламентарных республиках, как правило, парламентским путем, то есть либо членами парламента, либо коллегией выборщиков, в состав которой входит не менее половины депутатов парламента. Однако могут быть исключения. Например, в Австрии и в Украине президенты избираются всеобщим голосованием граждан. К парламентарным республикам относятся Италия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существует три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Избирается президент внепарламентским путем, то есть либо всеобщим голосованием, либо коллегией выборщиков, избранных всеобщим голосованием граждан. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогательного органа. С другой стороны, законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. При этом парламенту принадлежат также бюджетные и контрольные полномочия. Толкование законов и вопросы их правильного применения находятся в ведении судебных органов.

Для функционирования властного механизма как единого целого принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). В частности, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; парламент может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента); назначения, сделанные президентом на некоторые должности, подлежат утверждению парламентом; суды в своей деятельности должны руководствоваться актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т. д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (именуемые также полупрезидентскими) обладают отдельными чертами парламентарной и президентской республик, но совокупность этих черт создает новое качество. Роль президента в такой республике велика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и должно опираться на парламентское большинство, несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Таким образом, при смешанной форме республиканского правления глава государства становится ключевой фигурой в государственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россию также относят к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933–1945 гг.) и пр. Роль представительных и судебных органов в этих странах невелика, а практически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Отдельные страны возглавляются пожизненным президентом, фюрером или другим руководителем, в других президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии, а в некоторых странах лидер партии может даже не занимать официально никаких государственных постов. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределено заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находятся под контролем государства, а реально – под контролем правящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него; значительная часть избирателей в силу господства определенного типа политической культуры воспринимают выборы как некий ритуал, где все роли заранее расписаны, и т. д.

Форма государственного устройства – это политико-территориальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных частей государства, характер их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Помимо них некоторые ученые выделяют также регионалистское государство, унию и конфедерацию – особое политико-территориальное образование, промежуточное между федеративным государством и международной организацией.[2]

• Федерация (от лат. foedus – «союз») – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполнительные и судебные). Государственные образования внутри федерации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они лишены права одностороннего выхода из состава федерации, не обладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ).

Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации (например, Индия, Канада), части которой имеют различный правовой статус.

• Под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнительно новое явление в мировой политике. Они начали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия, после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию, постепенно эволюционирует в федерацию.

• В отличие от регионалистского государства уния – сложносоставное государство, образовавшееся в результате присоединения одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса – это старое и хорошо известное явление. Раньше унии были более распространенной формой государственного устройства, чем в настоящее время. В качестве примеров можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., приведшую к созданию единого государства, Люблинскую унию 1569 г. Польши и Литвы, приведшую к созданию Речи Посполитой, просуществовавшей более 200 лет, унию Австрии и Венгрии (1867–1918).

Обычно унии подразделяются на личные и реальные. При личных униях у двух (или более) государств имеется только один общий монарх. Например, уния Португалии и Испании (1580–1640), уния Нидерландов и Люксембурга (1815–1890). Такие объединения весьма неустойчивы и, по сути, представляют собой конфедерации. Реальные унии предусматривают создание общих органов для всего государства (обычно ими становятся органы одного из государств при предоставлении представителям присоединяющегося государства гарантий участия в работе этих органов), передачу ряда вопросов на рассмотрение этих органов. Например, уже упоминавшиеся Англо-Шотландская (1707), Польско-Литовская (1569) и Австро-Венгерская (1867) унии являлись реальными.

Союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода, образует конфедерацию. Государство, являющееся членом конфедерации, полностью сохраняет свой суверенитет и продолжает выступать самостоятельным субъектом во внешней и внутренней политике. Органы власти конфедерации образуются из представителей входящих в него суверенных государств и не имеют императивной власти по отношению к государствам – членам конфедерации. Решения конфедерации становятся обязательными для ее членов только после утверждения их органами власти государств – участников конфедерации. Исторически конфедерациями были США в 1776–1864 гг. и Германский союз в 1815–1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превращающейся в федеративное государство, является Европейский союз.

Политический режим – это совокупность способов и приемов осуществления государственной власти, определяющих конкретное выражение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

• Демократический политический режим характеризуется свободой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффективного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой характер государства), многообразием политических взглядов и убеждений.

• Для авторитарного политического режима как одной из разновидностей недемократических режимов характерна монополия правящей власти на политическую деятельность, концентрация законодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, социальную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

• Тоталитарный политический режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной моноидеологией, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Политический режим как элемент формы государства занимает ключевую роль в теории государства, обусловливая остальные характеристики государственного устройства.


Кратко охарактеризуем основные подходы к определению роли государства в обществе и перейдём к основной части урока. Вспомним, что формы государства представляют собой различные варианты сочетания трёх составляющих: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Опираясь на схемы и иной иллюстративный материал, подробно разберём каждую из них.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Формы государства"

Роль государства в обществе может видеться по-разному.


Так, консерваторы считают, что главная задача государства – охранять существующие устои и ликвидировать все угрозы сложившемуся общественному строю.

Либералы уверены, что главной общественной ценностью является свобода личности. Государство должно обеспечить защиту прав своих граждан от посягательств извне. И само посягать на их права и законные интересы не должно.

Социал-демократы говорят не только о равных возможностях, но и о социальном равенстве и социальной справедливости. Задача государства – создать достойные условия существования для всех членов общества, контролируя уровень доходов граждан.

Коммунисты уверены, что в будущем государство отомрёт. Управлять обществом можно будет, не опираясь на аппарат принуждения, жёсткие законы и тому подобные вещи. Оно само будет собой управлять. Но до этого светлого будущего нужно ещё дожить. Государство должно провести необходимые социальные преобразования и убрать с дороги всё, что препятствует движению к цели.

Государство, безусловно, оказывает огромное влияние на жизнь общества и отдельных людей. Оно может создать благоприятные или абсолютно невыносимые условия для их развития. Но посмотрим на эту проблему с другой стороны.

Государство – это часть общества, один из его институтов. Если не принимать во внимание крайние случаи – системы управления, установленные завоевателями, – то мы можем согласиться с философом и политиком Жозефом де Местром: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает».


В том смысле, что установившаяся в той или иной стране форма государства в значительной степени соответствует уровню развития общества, доминирующей форме общественного сознания. Изменение общественных отношений неизбежно рано или поздно приведёт к преобразованию политической сферы. Пожалуй, ни одно из существующих ныне государств не появилось в его теперешней форме. Изменение государственного строя зачастую дорого обходится обществу, но это тема совсем другого разговора и, пожалуй, совсем другого предмета.

Формы государства многообразны, поскольку представляют собой различные варианты сочетания трёх составляющих: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Форма правления отражает организацию государственной власти. Определяя её, мы обращаем внимание на то, какие высшие органы власти есть в государстве, каким образом они формируются, какие функции выполняют. Две базовые формы правления, имеющие большое количество разновидностей, – монархия и республика.

В греческом языке μοναρχία – «единовластие». То есть при этой форме правления властные полномочия принадлежат одному человеку. Другой вопрос, что власть его может быть реальной или номинальной. В истории есть примеры выборных монархий.


Скажем, в Речи Посполитой короля избирал сейм. Причём уже в первые годы существования этого государства было ликвидировано одно препятствие для полной свободы выбора – принадлежность кандидата на занятие трона к династии Ягеллонов. Со смертью короля Сигизмунда II Августа польская ветвь этой династии пресеклась. Но всё же чаще короли, цари, императоры, султаны передают свою власть по наследству.

В первых крупных государствах Древнего Востока монархия развивалась в форме деспотии. Деспотией (от греческого δεσπότης – «глава семьи», «владыка») называют такую форму правления, когда монарх, опираясь на некую, достаточно узкую группу людей, не только сосредотачивает в своих руках всю полноту власти в государстве, но волен распоряжаться судьбами своих подданных. Деспотической была власть фараона в Древнем Египте, царя – в Древнем Вавилоне, императора – в Древнем Китае.

Ещё одна древняя форма монархии – теократия. Θεος переводится как «бог». Монарх воспринимался как живой Бог или как наместник Бога на земле. Те же фараоны в Древнем Египте или римские императоры, начиная с Августа. К теократическим относят и те государства, в которых правитель одновременно является главой господствующей религии. Среди современных государств есть теократические монархии: Султанат Бруней, Королевство Саудовская Аравия, Святой Престол.


Последний термин является официальным названием папы римского и Римской курии. Власть их над католическим миром имеет, в первую очередь, духовную природу. А территориально Святой Престол представлен городом-государством Ватиканом.

Попробуйте разрешить одну политико-правовую загадку. Можно ли считать Великобританию теократическим государством, если её монарх является (по крайней мере, в начале 2018 года ещё пока являлся) главой англиканской церкви?

В Средние века и начале Нового времени в Европе сложились ещё две формы монархии: сословно-представительная (когда власть монарха опиралась на собрание представителей сословий) и абсолютная.

Латинское слово absolutus переводится как «безусловный», «совершенный», «неограниченный». Абсолютный монарх сосредотачивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. При этом считалось, что он лучше, чем кто-либо, способен разбираться во всех вопросах государственного управления. Классический пример и образец абсолютного монарха – «король-солнце» Людовик XIV.


В современном мире абсолютных монархий немного: кроме уже названных теократий, Оман, Катар, Объединённые Арабские Эмираты.

Продолжением абсолютной монархии в XVIII веке стала идея просвещённого абсолютизма. Монарх представлялся как наиболее образованный представитель своей страны, который, усвоив передовые общественные теории, станет проводить разумные реформы. Всё это приведёт к процветанию государства и подданных. И в то же время позволит избежать всех тех ужасов, которые сопровождают революционное переустройство общества.

В отличие от абсолютной монархии, в конституционной существует разделение властей. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.


Если монархия является парламентской, то монарх – лишь номинальный глава государства. Правительство формируется парламентским большинством и несёт ответственность перед законодательным органом. Некоторые властные полномочия у монарха могут оставаться. Скажем, право вето или так называемая резервная власть – возможность принимать третейские решения в случае неразрешимых противоречий между ветвями власти. Парламентских монархий в современном мире достаточно много.

Некоторые конституционные монархии являются дуалистическими (от латинского dualis – «двойственный»). Монарх в них обладает не только представительскими функциями, но и реальными властными полномочиями. Он может возглавлять правительство или обладает правом назначать и смещать кабинет министров. У него может быть также как отлагательное, так и абсолютное право вето. Сейчас такая форма правления характерна для Иордании, Марокко, Свазиленда. Такими государствами были Германская империя и Россия после Октябрьского манифеста 1905 года и до Февральской революции.


С формами республики дело обстоит несколько проще – их не так много. Сам термин «res publica» переводится с латыни как «дело народа». Основные органы государственной власти при такой форме правления избираются на определённый срок. Разница между двумя её основными формами – парламентской и президентской – заключается в том, кто формирует правительство.


В президентской республике президент совмещает должности главы государства и главы правительства. Парламент не может влиять на состав правительства, выразить ему вотум недоверия. Но и у президента нет права досрочно распустить парламент. Это не означает, что в президентской республике отсутствует система сдержек и противовесов – возможность ветвей власти контролировать друг друга. Президент обладает правом отлагательного вето при принятии законов. Правительство действует исключительно в рамках законов. И если парламент не одобрит, например, выделение средств на осуществление какого-либо правительственного проекта, то он не будет осуществлён. К тому же существует процедура импичмента президента (досрочного освобождения его от должности). Впрочем, эта возможность существует в республиках всех форм. США – классическая президентская республика.

Франция, Австрия и, по оценкам многих политологов, Россия – смешанные республики (их ещё называют полупрезидентскими). Главой исполнительной власти президент не является, но обладает достаточно большими полномочиями в этой сфере. Определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует правительство. Однако при этом он вынужден учитывать мнение парламентского большинства. Поскольку должен получить от парламента согласие на назначение премьер-министра или вотум доверия правительству в целом. У президента сохраняется право роспуска парламента, в том числе и в случае выражения вотума недоверия кабинету министров.


Мы назвали много разных форм правления. Какая из них является лучшей? Это не совсем корректный вопрос. Всё зависит от тех обстоятельств, в которых развивается данное общество, от сложившихся в нём традиций, особенностей культуры…

Это замечание относится и к формам государственного устройства. Государственное устройство – это внутренняя территориальная организация государственной власти. Оно определяет, на какие части делится территория государства, каково их правовое положение. В частности, имеют ли эти части политическую самостоятельность и каковы её объёмы. В настоящее время выделяют три формы государственного устройства.


Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – единое и неделимое. В нём выделяются отдельные части, но исключительно в административном порядке, для удобства управления. Статуса государственных образований они не имеют. В таком государстве существует единая система законодательства, исполнительных и судебных органов власти.

Федерация предполагает разграничение полномочий между общегосударственными органами власти и отдельными субъектами. В том числе в сфере законодательства. Территория субъектов не может быть изменена без их согласия. Они могут самостоятельно осуществлять экономические и культурные связи с другими государствами. Но права выйти из состава федерации не имеют.

Конфедерация – объединение субъектов, в значительной степени сохранивших свой суверенитет. У каждого из них собственная система государственных органов, армия, законодательство, гражданство. Цель объединения – координация действий в отдельных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют право свободного выхода из её состава.


Примеры унитарных государств – Великобритания, Франция, Польша, Казахстан. Федеративных – Россия, США, Германия, Индия, Объединённые Арабские Эмираты. А вот конфедеративных государств в настоящее время не существует. Подумайте, какие проблемы могут возникнуть у такого государства, если оно появится. Признаки конфедеративного устройства находят в межгосударственных объединениях. Например, в Европейском союзе.

Последняя составляющая формы государства, в какой-то степени определяющая, – политический режим. Это совокупность тех средств и методов, с помощью которых государство осуществляет управление обществом.


Политические режимы бывают демократическими, основанными на признании суверенитета народа и защите прав и свобод граждан. И недемократическими – авторитарными или тоталитарными. Тоталитарные режимы основаны на полном контроле над всеми сферами общественной жизни. На уроках истории вы знакомились с ними на примере фашистских государств и советского строя в конце 1920-х – начале 1950-х годов. В условиях авторитаризма возможна свободная деятельность граждан и их объединений в тех сферах общественной жизни, которые не связаны напрямую с политикой, государственной властью.

Попробуем связать воедино всё то, о чём мы говорили. И поможет нам в этом логическая схема.

Урок по праву.

Форма государства – это совокупность основных способов организации, устройства
и осуществления государственной власти, выражающих его сущность;
- это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.
Государство – это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Форма правления: - это организация высших органов власти в.

- это организация высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования;

- это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением;

Форма территориально - государственного устройства: это способ национальн.

Форма территориально - государственного устройства:

это способ национального и административно – территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти;

это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами;

Государственный (политический) режим : это форма государства, характеризующа.

Государственный (политический) режим :

это форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти;

- это совокупность политико – правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер;

Формы правлениямонархияреспубликанеограниченная (абсолютная)ограниченная (кон.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве по.

Монархия – это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха – и передаётся им по наследству.

Признаки монархии
существование единоличного главы государства, пользующегося бессрочной пожизненной властью
наследственный порядок преемственности верховной власти
независимость от населения

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха юриди.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Бруней, Оман).
Признаки абсолютной монархии


принадлежность законодательной власти монарху
осуществление монархом исполнительной власти
монарх – единственный носитель суверенитета государства
указ монарха имеет силу закона

Ограниченная (конституционная) монархия – это форма правления, при которой.

Ограниченная (конституционная) монархия

– это форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

Виды конституционных монархий

дуалистическая (неразвитая, переходная)
парламентская

Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии, при которой власть.

Дуалистическая монархия – это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области (Иордания, Таиланд, Непал).

Признаки
формально – юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом
парламент фактически подчинён монарху
монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента

Парламентская монархия - это форма правления, при которой власть монарха огра.

Парламентская монархия - это форма правления, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством («монарх царствует, но не управляет») - (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и т.д.).
Признаки

монарх не имеет реальной власти и не вмешивается в политику
монарх выступает символом единства народа и страны, арбитром в разрешении политических споров
принадлежность законодательной власти парламенту
ответственность правительства перед парламентом
у монарха есть право роспуска парламента по рекомендации правительства

Нетипичные формы монархии: выборнаяколлективнаяпатриархальная.

Нетипичные формы монархии:

выборная
коллективная
патриархальная
выборная монархия в Малайзии (король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов девяти штатов)
коллективная монархия в Объединённых Арабских Эмиратах (полномочия монарха принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов)
патриархальная монархия в Свазиленде (где король, по существу, вождь племени)

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

источником власти признаётся народ
коллективное правление
все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом
органы государственной власти избираются на определённый срок, по истечении которого слагают свои полномочия
высшая власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий
должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия

Республика основана на принципах выб.

Республика основана на принципах

Президентская республика- это такая форма правления, при которой во главе гос.

Президентская республика- это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, страны Латинской Америки).

Признаки:
президент избирается всенародным голосованием, формирует правительство при определённом парламентском контроле;
ответственность правительства перед президентом;
право роспуска парламента у президента отсутствует;
нет поста премьер – министра;
президент глава государства и глава исполнительной власти;

Парламентская республика – это такая форма правления, при которой во главе го.

Парламентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.д.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства (Италия, ФРГ, Финляндия).

Признаки:
президент избирается на заседании парламента;
правительство формируется парламентом из лидеров победившей на выборах партии;
ответственность правительства перед парламентом;
парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства;
существует пост премьер – министра;
президентские полномочия номинальны;

Смешанная республика- это форма правления, в рамках которой сочетаются и сос.

Смешанная республика- это форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик (Франция и по формальным признакам Россия).
Признаки:

президент избирается всенародным голосованием;
правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламентом;
двойная ответственность правительства перед парламентом и президентом;
существует пост премьер – министра;
президент- глава государства;
полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством;

Формы территориально -государственного устройстваунитарное государствофедер.

Формы территориально -государственного устройства
унитарное
государство
федерация
конфедерация
Форма межгосударственного устройства

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своём с.

Унитарное государство – это простое, единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью (Гватемала, Греция и т.д.).
Признаки
территория делится на административно – территориальные единицы , не обладающие признаками суверенитета
административно – территориальные единицы подчиняются центральным органам власти
действует одна конституция , одна система высших органов власти
единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы

Федерация –это сложное союзное государство, возникшее в.

Федерация
–это сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью;
это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей(субъектов).
Федерации различают

1.симметричные
2.асимметричные
по правовому статусу
по принципам построения
1.национально- государственные
2.административно - территориальные

Признаки федерациисубъекты федерации имеют собственное администр.

Признаки федерации
субъекты федерации имеют собственное административное деление, собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы власти, своё гражданство
единое социально – экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, единые для всех субъектов федерации органы государственной власти (федеральной), федеральная конституция и законы
двухканальная система налогов : наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют налоги субъектов федерации
суверенитет принадлежит единому федеративному государству
принцип верховенства федеральной конституции и федеральных законов

Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для дост.

Конфедерация
– это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких- либо общих целей;
это форма межгосударственного устройства.

Признаки
отсутствие единой территории, единого гражданства
субъекты – суверенные государства, обладающие правом свободного выхода из её состава
создание специальных объединённых органов для координации действий в определённых целях
отсутствие единой судебной и налоговой систем

Формы государственного (политического) режимадемократическийавторитарныйтотал.

Формы государственного (политического) режима
демократический
авторитарный
тоталитарный

Демократический режим –это политико – правовой режим, основанный на признании.

Демократический режим –это политико – правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Признаки

народовластие, выборность и сменяемость государственных органов и должностных лиц, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную
равенство перед законом, верховенство права, независимость правосудия
социальный, политический, идеологический плюрализм, гласность, демократическая политическая культура
признание и защита государством естественных и неотчуждаемых прав человека
многопартийность, парламентаризм, альтернативные выборы
широкие возможности личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений

Авторитарный режим – это политический режим, сохраняющий монополию на власть.

Авторитарный режим – это политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.
Признаки
носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчуждён от власти
централизация власти и её неподконтрольность гражданам, возвышение государственной власти над обществом
запрещение политической оппозиции, формальный характер выборов, частичная цензура СМИ
потенциальная опора на силу, роль парламента и других органов незначительна
отказ от тотального контроля над обществом

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль.

Тоталитарный режим - это политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки
всесторонний контроль над жизнью общества, монополия власти на информацию, подавление оппозиции, репрессии
отсутствие реальных прав и свобод , демократических организаций, человек отчуждён от власти и политики
милитаризация жизни общества, внешнеполитическая агрессивность
господство единой общеобязательной идеологии и единственной массовой партии
отсутствует реальное разделение властей, господство бюрократии, возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: