Что появилось раньше государство или право

Обновлено: 01.05.2024

Как уже указывалось, понятия «государство» и «право» тесно взаимосвязаны между собой. В основе взаимосвязи государства и права лежит институциональный характер бытия права. Характер и содержание соотношения государства и права раскрывают принципы первичности и верховенства права.

Принцип первичности права по отношению к государству можно раскрыть через два взаимосвязанных аспекта. Первый аспект исторический. Первичность права обусловлена его природой. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не даруется и никем не может быть отчуждено.

Право возникает одновременно с возникновением социального взаимодействия, т.е. с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Как справедливо заметил еще Цицерон, право возникло раньше, чем какое-либо государство вообще было основано. Следовательно, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.

Второй аспект — функциональный. Вторичность государства проявляется также и в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование.

Отношение первичности права по отношению к государству в историческом и функциональном плане одновременно указывает.

и на верховенство права по отношению к государству, а следовательно, на зависимость государства от права. В действительности же часто имеет место нарушение данного принципа. Государство вопреки его объективному предназначению наделяют функцией творца права. В данном случае право и государство как бы меняются местами: государство выступает источником права, а право предстает как вторичный, порожденный государством инструмент для обслуживания его интересов.

Отсюда возникает неверное, хотя и основанное на реальной действительности мнение, что предоставляемые гражданам, социальным группам и нациям права и свободы есть своего рода «дар» государства народу. А раз так, то государство может осуществлять дозировку права или вообще лишить дарованного, что на практике неоднократно и успешно осуществлялось.

В чем же сущность принципа верховенства права?

Верховенство права означает его примат над государством, необходимость подчинения государства праву. Из этого вытекает следующее. Во-первых, каждое должностное лицо, любой государственный орган не должны осуществлять действия, не предусмотренные правом, т.е. государство не может быть свободным, независимым от права.

Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать действий, которые возложены на него правом. Сегодня многие законы в России не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Недопустимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению нарушенных прав граждан.

Таким образом, соблюдение принципов первичности и верховенства права направлено на недопустимость отделения государства от народа, а следовательно, произвола по отношению к народу.

Ибо, если государство действует в рамках права, то это означает, что оно:

  1. не имеет каких-либо собственных интересов, отличных от интересов народа, и не использует власть в своих целях;
  2. объективно выполняет волю народа и находится на его службе;
  3. подчинено народу и несет перед ним ответственность.

Соотношение власти и права. Проблема соотношения власти и права является одной из ключевых в философии права и одной из самых сложных в общественной практике. Для иссле- дования данной проблемы воспользуемся подходом одного из видных российских философов права С. Алексеева. По его мнению, соотношение права и власти достаточно парадоксально. С одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов посредством своих правоохранительных учреждений и институтов.

С другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, — как подчеркивает С. Алексеев, — особенно - власть политическая, государственная, которая и делает «право правом», в то же время — явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде противоборствующего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора».

Истоки этой враждебности власти праву кроются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время обладает такими имманентными качествами, которые в процессе утверждения и упрочения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта властная сила способна ущемлять право, превращать ее в «служанку» власти, фактически создавая тем самым «неправовую» реальность.

С целью пресечения неоправданно большой концентрации власти и превращения ее в самодовлеющую силу, общество должно создавать определенные политико-правовые институты: разделения властей, федерализма, разъединения государственной и муниципальной власти, институт проведения открытых, демократических выборов и т.д. Однако путь к гармоничному соотношению власти и права не короток и не прост.

Право на принуждение и его оправдание. Одной из важнейших внутренних функций политической власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений.

Для реализации этой функции власть может использовать как средства убеждения, так и принуждения. Если не приносят должного эффекта средства убеждения, то государство для наведения общественного порядка применяет средства правового принуждения.

Принуждение может принимать различные формы. Основными среди них являются психическое и физическое принуждение. Первое из них несет в себе угрозу применения силы и исполнения наказания и имеет по существу предупредительный характер. Второе — действует уже как непосредственное применение физической силы, налагающее на человека те или иные ограничения в волеизъявлении, передвижении, свободе выбора местонахождения и т.д.

Физическое принуждение опирается на такие специфические орудия и средства власти, как судебное, административное, политическое преследование, а также вооруженную организацию государства (вооруженные силы, полицию, внутренние войска, национальную гвардию, тюремные и исправительные учреждения и т.д.).

С этой точки зрения политическая власть — это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Политичность власти означает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как специфические средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, которые в совокупности составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к возможным антисоциальным действиям граждан, таким образом, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность.

Можно много проводить примеров и спорить до бесконечности, что появилось первым право или государство. По закону государства не может быть без права, но в тоже время государство и защищает право. Но все таки исторически можно считать, что первым появилось право. Каждый член древних общин обладал определенным правом. Хотя бы правом на жизнь. Никто из общины или рода без причины не мог убить сородича. Так что первым появилось право.

Первым, конечно же, появилось право. По видимому, это было право сильного. Кто сильнее, тот и прав - скорее господствовало еще в первобытном обществе. Ну а уже после, с расцветом цивилизации и разума неандертальца, последние решили утвердить свои права (опять же в первую очередь право более сильного, что уже не обязательно подтверждалось силой чисто физической) и изобрели государство.

Спор о том, что появилось раньше - государство ил право, сродни спору, где у палки начало, а где конец (вспомнилась сказка). Без одного не может быть другого. Но вот все же право могло появиться раньше и это право присваивал себе сам человек, как право рождения или право сильного. А государство обеспечивает права и свободы граждан их совместное проживание и т. д.

Однозначного ответа нет. Есть разные точки зрения. Право это система норм установленных государством, значит государство появилось первым, но с другой стороны право это ведь еще традиции и обычаи, они были и в до государственную эпоху, родоплеменной строй.

Чтобы однозначно ответить на данный вопрос, нужно понимать, что государство и право соединены между собой неразрывной связью, и посему их происхождение - это скорее всего единый обусловленный процесс, так как любой государство, формирует, принимает и реализует соответствующие законодательные акты, а право, в свою очередь, закрепляет обязательные действия органов данного государства, регламентирует нормы поведения должностных лиц. Но если брать во внимание, те далекие времена, когда на Земле царил первобытно - общинный строй, то можно сказать, что государства как такового не было, но были некие регулируемые отношения между людьми, подкрепляемые какими то нормами жизни, возможно так зарождалось право.

По моему, этот вопрос сродни вопросу - quot;Что появилось раньше, яйцо или курица? quot;. Полагаю, что первым всё же появилось право. Ведь каким то образом споры разрешались и в древних племенах, пусть даже и по праву сильного. Вероятно государство и появилось для того, чтобы обеспечить соблюдение прав граждан.

Без Государства нет права, а без права- нет Государства. Ну я всё- таки больше склоняюсь, что первым появилось право. А хотя может они вместе появились.

Очень трудно определить этап в доисторическом развитии человечества, к которому можно было бы отнести возникновение первичных элементов социальной регуляции. В первобытном обществе господствовала норма, несовершенно отражающая реальный мир. Природный характер коллективизма, с которого человек начинал свое развитие, подразумевал равенство всех членов коллектива (равенство "уровня жизни").

Понадобились фундаментальные изменения в общественной жизни, прежде чем человек научился видеть в норме поведения внешние требования к своему поступку.

Различие между тем, что человек должен делать, что можно, а что нельзя, появилось в первобытном стаде. Столь же древние, если и не понятия, то проявления: добра и зла, долга и ответственности, справедливости и несправедливости.

Мораль и право возникают в результате процесса распада и дифференциации единой системы норм первобытного общества.

Считается, что мораль - первый исторический способ социальной регуляции.

Все виды нормативных требований в древности принимали форму обычая, традиционного поведенческого стереотипа, передаваемого от старших к младшим.

Обычай - единственный и универсальный источник древнего права, морали, системы религиозных норм.

Табу, т. е. магическая норма, - это форма обычая. Жрецы могли объявить табу, наложить знак запрета на дерево в роще, чтобы сделать его плоды своими, недоступными для профанов. Такой способ регуляции посредством табу и характер злоупотреблений им напоминают современные правовые институты дискреционной власти чиновников, позволяющей одним - разрешать, другим - запрещать.

Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения, обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем Законом. Вместе с Законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, - публичная власть и государство". Общее мнение древних римских юристов - всякое право либо "сотворено соглашением", либо "закреплено обычаем".

В данной дилемме ставится вопрос: что появилось в нашем мире раньше – государственная или правовая система? Вопрос этот – риторический, и однозначный ответ на него найти очень сложно. Ведь определить тот самый этап в развитии общества, к которому можно отнести возникновение самых первых элементов социального регулирования, проблематично.

По моему мнению, раньше появилось всё-таки государство. Ведь именно оно устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы. Если понимать право как регулирующий механизм в обществе, то оно просто не могло оформиться вне государства. В до государственную эпоху существовало лишь неформальное же право – в виде общих интуитивных понятий, которых придерживались члены родо-племенного общества. И, конечно же, господствующим было право силы – «кто сильнее, тот и прав»; « победителей не судят, а до побеждённых никому нет дела». Но это не есть право в современном понимании этого слова.

Обратимся к теоретическому смыслу понятий, о которых мы рассуждаем. Право – это регулятор общественных отношений; система общеобязательных, закреплённых законами и гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения. Право устанавливает модели поведения участников этих отношений, а также защищает интересы людей, устанавливая юридическую ответственность за нарушения закона. Государство – это форма самоорганизации общества, которая располагает механизмами управления и принуждения, обладает суверенитетом и устанавливает свой правовой порядок на определенной территории.

«Русская правда»

В качестве примера из истории, хочется упомянуть самый первый известный свод законов Древней Руси – «Русскую Правду» Ярослава Мудрого. Он был принят намного позже того времени, когда у восточных славян сформировалось государство. И в этом документе ещё содержатся многочисленные упоминания о не изжитых ещё до конца пережитках до государственной эпохи. Таких, как кровная месть, например. Таким образом, «Русская Правда» может послужить косвенным подтверждением того, что государство возникло раньше права.

Как пример из классической литературы, я хотел бы вспомнить одно из лучших произведений о до государственном родо-племенном обществе – роман Жозефа Рони-старшего «Борьба за огонь». Это произведение является удачной попыткой реконструкции быта и нравов различных племён, стоящих на разных стадиях развития. Его сюжет в основном базируется на научных данных своего времени. Из книги нетрудно понять, что никаких признаков права в до государственном обществе не было. Господствовало лишь примитивное «право сильного».

Книга Жозефа Рони

Подводя общую черту под своими рассуждениями, я хотел бы сделать следующие выводы. Право находится в тесном взаимодействии с государством. Им оно и устанавливается, – в интересах как самого государства, так и его граждан. А это значит, что государство всё-таки появилось на свете раньше права.

Очень трудно определить этап в доисторическом развитии человечества, к которому можно было бы отнести возникновение первичных элементов социальной регуляции. В первобытном обществе господствовала норма, несовершенно отражающая реальный мир. Природный характер коллективизма, с которого человек начинал свое развитие, подразумевал равенство всех членов коллектива (равенство "уровня жизни").

Понадобились фундаментальные изменения в общественной жизни, прежде чем человек научился видеть в норме поведения внешние требования к своему поступку.

Различие между тем, что человек должен делать, что можно, а что нельзя, появилось в первобытном стаде. Столь же древние, если и не понятия, то проявления: добра и зла, долга и ответственности, справедливости и несправедливости.

Мораль и право возникают в результате процесса распада и дифференциации единой системы норм первобытного общества.

Считается, что мораль - первый исторический способ социальной регуляции.

Все виды нормативных требований в древности принимали форму обычая, традиционного поведенческого стереотипа, передаваемого от старших к младшим.

Обычай - единственный и универсальный источник древнего права, морали, системы религиозных норм.

Табу, т. е. магическая норма, - это форма обычая. Жрецы могли объявить табу, наложить знак запрета на дерево в роще, чтобы сделать его плоды своими, недоступными для профанов. Такой способ регуляции посредством табу и характер злоупотреблений им напоминают современные правовые институты дискреционной власти чиновников, позволяющей одним - разрешать, другим - запрещать.

Ф. Энгельс писал: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения, обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем Законом. Вместе с Законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение, - публичная власть и государство". Общее мнение древних римских юристов - всякое право либо "сотворено соглашением", либо "закреплено обычаем".

Если под правом понимать законы и обычаи общества, то право! Государства более поздние общественные образования.

Сначала появилась стая! И самый сильный устанавливал свои права! И в тоже время сильный мог бытьвеликодушным или безжалостным! И всё зависило от того кому БОГ даст силы!
Выходит во всём виноват БОГ - А он наперёд знает что ждёт того или иного правителя народа!
Все народы молются - чтобы он неспослал им справедливого правителя! Так где-же он?
Или 10 Монахов всё равно по весу перетянут 10 прихожан на вскидку взвешеных в ПРИХОДЕ!
О каком праве может идти речь? Прав тот кто сильнее и у кого больше денег!

Конечно государство! Первые государства скорее всего вообще не знали права! А руководствовались тупым насилием и может моралью!

В данном высказывании ставится вопрос о том, явилось миру раньше государство или же право.

На этот вопрос весьма сложно ответить, ибо определить этап в развитии человеческого общества, к которому можно было бы отнести возникновение наиранних и легчайших элементов социальной регуляции довольно проблематично.

Известо, что существование государства невозможно без права поскольку именно посредством права организуется политическая власть , в правовой форме принимаются государственные решения, так и права без государства поскольку государство устанавливает , применяет и гарантирует правовые нормы.

Если мы понимаем право как регулирующий механизм в обществе,то оно не могло оформиться вне государства. Неформальное же право в виде общих интиутивных правил, традиций ,обычаев, обыкновений могло и скорее всего существовало задолго до государства в родо-племенных созах например.Уже в средневековье стали появляться государства основанные на монаршем правлении,но они тоже не особо отличались правами для обычных смердов и обычно весьма часто и активно ущемляли не голубокровых граждан,оплотами права можно считать Древний Рим и Древнюю ГРецию.Впервые скорее всего права стали закрепляться для самих монархов в их же выгоду.Право на безграничную власть,право наследовать престол.Из этого следует логичный вывод,что само право появилось,когда пришло осознание того что некоторые правила нужно закрпелять на бумаге и защищать.

Так примером раннего закрепления прав в Древней Руси может служить свод законов “Правда Ярославичей”.Например,в одной из редакций было запрещено обращать обычных людей,а конкретно должников – в рабство и обязывало отвечать за убийство человека посредство штрафа,причем за приближенных князя приходилось отвечать гораздо крепче чем за рядовых смердов.Поскольку правители хотели поиметь выгоду и остановить череду кровных войн,ибо раньше можно было в прямом смысле слова отомстить за убийство родственника,они уничтожили право на месть и пополнили казну благодаря новому своеобразному закону.

Ярчайшим примером права может послужить Древний Рим.Будучи плебеем и желая стать патрицеем и возвысится– служи,отслужил – имеешь более широкие права.Если ты раб – то твоих прав не существует.Все как удобно государству.

Таким образом я убедился в своих словах и утвердился в мыслях о том,что право находится в тесном взаимодействии с государством и права закрепляются как в интересах государства так и в интересах граждан

29.1 Раскрытие смысла высказывания - (1 балл)

Отлично раскрыт смысл высказывания (Автор рассуждает о том, что появилось первым, государство или право, даёт логическое объяснение возникновения данного вопроса)

29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения - (1 балл)

Теоретическая связь раскрыта слабо. Не даны понятия ключевых слов, "право" и "государство" . Право - понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений, государство - механизм организации публичной власти, имеющий за собой закрепленные территории, суверенитет, обладающий исключительным правом применения силы и взимания налогов.

Необходимо это добавить. 1 балл.

29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения - (1 балл)

Все рассуждения хорошо связаны между собой, наблюдается связь, четкая структура, вывод.

29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров - (1 балл)

Приведено 2 примера ( Оба примера из истории! Древний Рим и Древняя Русь). Примеры соотносятся с темой высказывания и качественно раскрыты. Чтобы избежать проблемы, что примеры взяти из одной области (т.е. из истории) можно было ко второму примеру добавить, что Вы прочитали информацию из интернета или газеты. Тогда 2 пример трактовался бы, как будто вы привели его из СМИ. 1 балл

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: