Что обеспечивает црт при формировании расписания движения воздушных судов

Обновлено: 25.04.2024

Центр расписания и тарифов (ЦРТ) является структурным подразделением ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» и в соответствии с решением специального уполномоченного органа в области гражданской авиации выполняет следующие функции:

обеспечение в установленном порядке координации деятельности авиапредприятий по формированию, сопровождению и корректировке расписания движения воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях;

технологический контроль выполнения условий и параметров лицензий на эксплуатацию международных, межрегиональных и внутрирегиональных воздушных линий;

обеспечение в установленном порядке регистрации и ведения кодификаторов авиаперевозчиков, населенных пунктов, аэропортов и других технологических кодификаторов;

обеспечение в установленном порядке регистрации тарифной информации на пассажирские перевозки по международным, межрегиональным и внутрирегиональным воздушным линиям;

организация в установленном порядке работы по регистрации ставок аэропортовых и аэронавигационных сборов, тарифов (цен) на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ;

обеспечение формирования тарифной информации на грузовые перевозки по внутренним воздушным линиям;

ведение единого банка данных отрасли по тарифной информации на пассажирские и грузовые перевозки; внутреннему и международному расписанию движения воздушных судов российских авиапредприятий; аэропортовым и аэронавигационным сборам; тарифам (ценам) за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ; кодификаторам и опубликование этой информации; подготовка статистических анализов по данным вопросам.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ЦРТ:

2. Положение о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями. Введено приказом Минтранса России от 11.02.2005 №10.

3. Порядок регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской федерации в аэропортах Российской федерации. Утвержден Первым заместителем Министра транспорта РФ 13.04.2001 №НА 1.15.

6. Регламент формирования и применения трансферных связей (стыковок) по рейсам авиакомпаний – участников соглашения М1. Введен приказом ЗАО ТКП от 02.08.2005 №31.

Расписание движения воздушных судов

В соответствии с выданными лицензирующим органом лицензиями ЦРТ поддерживает в актуальном состоянии Центральный банк расписания и слотов (ЦБРС). Банк включает слоты рейсов, проходящих через аэропорты РФ, и параметры рейсов, обеспечивающих выполнение обязательств авиаперевозчиков по договорам воздушной перевозки пассажиров, договорам воздушной перевозки грузов (почты). Также, по желанию авиакомпаний других стран СНГ, информация о параметрах рейсов их расписаний включается в ЦБРС.

При формировании расписания движения воздушных судов ЦРТ обеспечивает:

контроль параметров лицензий на право выполнения регулярных рейсов;

контроль параметров согласованных слотов по аэропортам маршрута рейса;

контроль соблюдения рейсами режимов работы аэропортов и нормативов пропускной способности служб аэропорта;

координацию рейсов различных авиаперевозчиков, исходя из потребных ресурсов для их выполнения и удовлетворения коммерческих условий выполнения рейсов;

расчет материальных ресурсов, необходимых для выполнения планируемых рейсов.

Используя имеющийся банк данных по расписанию движения воздушных судов, ЦРТ обеспечивает выполнение дополнительных функций по решению уполномоченного органа в области ГА, НСАВ, ТКП и авиаперевозчиков:

2. По рейсам авиаперевозчиков – участников соглашения М1 ТКП формирует маршруты перевозки пассажиров с пересадками в пунктах трансфера. Обменный файл ежедневно направляется в ЗАО «Сирена-Трэвел» для организации продажи перевозок.

3. По поручению авиаперевозчиков данные о расписаниях в формате 7 главы Руководства по составлению расписаний ИАТА (SSIM) передаются ЦРТ в такие компании по сбору и распространению всемирного расписания как OAG, INNOVATA и Golden Ware. Это позволяет через Глобальные Распределительные Системы, мировые информационные печатные и электронные издания по расписанию представлять рейсы внутреннего расписания на международном рынке.

Контактные данные отдела расписания ЦРТ:

Ведение кодификаторов

В целях использования единой системы кодов в информационных системах, для бронирования и продажи авиаперевозок, опубликования расписания и тарифов, оформления билетов, взаиморасчетов и для иных коммерческих целей, связанных с авиаперевозками, ЦРТ ведет единый банк кодификаторов.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2019 г. N 955
"Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования"

С изменениями и дополнениями от:

30 апреля 2021 г.

В соответствии с пунктом 8 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 14 мая 2021 г. - Постановление Правительства России от 30 апреля 2021 г. N 685

2. Настоящее постановление вступает в силу с 30 октября 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2019 г. N 955

Требования
к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования

С изменениями и дополнениями от:

30 апреля 2021 г.

1. Настоящий документ в части определения требований к автоматизированным информационным системам оформления воздушных перевозок (далее - автоматизированные системы) и их операторам разработан с учетом положений, установленных Приложением 9 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. и Федеральным законом "О персональных данных".

2. Автоматизированные системы как комплекс самостоятельных взаимодействующих между собой систем (компонентов) должны обеспечивать:

суверенитет Российской Федерации над информационными потоками при выполнении внутренних воздушных перевозок на основе эксплуатации на территории Российской Федерации отечественных компонентов автоматизированных систем организациями - резидентами Российской Федерации;

конфиденциальность персональных данных пассажиров;

реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;

хранение и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;

бронирование и продажу (оформление) внутренних воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров с последующим хранением записей о пассажирах;

регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.

3. В состав автоматизированных систем должны входить в том числе:

справочные информационные системы;

инвенторные системы бронирования;

системы регистрации пассажиров и багажа;

автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы;

4. Справочные информационные системы должны обеспечивать накопление и хранение данных о тарифах, сборах и расписании движения воздушных судов и предоставление указанных сведений операторам систем бронирования воздушных перевозок и федеральным органам исполнительной власти.

5. Инвенторные системы бронирования должны обеспечивать:

ввод и корректировку информации о расписании движения воздушных судов, тарифах и сборах, условиях применения тарифов и сборов, компоновке воздушных судов и другой информации, касающейся условий воздушной перевозки;

размещение, хранение, обработку информации о наличии мест на рейсах перевозчиков по классам бронирования, компоновке воздушного судна;

предоставление информации о наличии мест на рейсы перевозчиков по запросам, поступающим из автоматизированных распределительных (дистрибутивных) систем и других систем, с целью бронирования, продажи (оформления) воздушных перевозок и дополнительных услуг для пассажиров;

хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах в базе данных записей о пассажирах, а также архива бронирования с возможностью получения информации в виде стандартных файлов для использования в других системах;

оформление и хранение записей электронных билетов и ордеров разных сборов в базе данных электронных билетов, являющейся составной частью инвенторной системы бронирования.

6. Системы регистрации пассажиров и багажа, использующие базы данных записей о пассажирах инвенторных систем бронирования, должны обеспечивать обслуживание пассажиров на рейсах перевозчиков, включая:

процедуру регистрации пассажиров и багажа;

процедуру сквозной (трансферной) регистрации пассажиров на рейсы перевозчиков, выполняющих совместную перевозку пассажиров в соответствии с заключенными между ними договорами;

процедуру контроля посадки;

процедуру центровки воздушного судна;

подготовку документации для экипажа воздушного судна.

7. Автоматизированные распределительные (дистрибутивные) системы должны обеспечивать:

предоставление информации о расписании, тарифах и сборах, правилах их применения и другой информации, связанной с оформлением воздушных перевозок;

взаимодействие с инвенторными системами бронирования для получения информации о наличии мест на рейсы и последующего бронирования воздушных перевозок;

хранение информации о бронировании в виде записей о пассажирах, а также архива бронирования.

8. Системы взаиморасчетов должны обеспечивать:

выпуск перевозочных документов и присвоение им уникальных идентификационных номеров;

предоставление перевозчикам и другим участникам перевозочного процесса доступа к данным о проданных (оформленных) воздушных перевозках в целях оформления отчетности и осуществления взаиморасчетов;

проведение взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса за проданные (оформленные) воздушные перевозки, хранение данных о пассажирах и реквизитах перевозочных документов.

9. Базы данных и обрабатывающие вычислительные комплексы (серверы), базы данных систем, обеспечивающих оформление внутренних воздушных перевозок пассажиров, должны располагаться на территории Российской Федерации.

При оформлении внутренних воздушных перевозок пассажиров, выполняемых российскими перевозчиками в рамках соглашений о совместной эксплуатации рейсов, базы данных и обрабатывающие их вычислительные комплексы (серверы) систем взаиморасчетов могут располагаться за пределами территории Российской Федерации при условии исключения обработки в них персональных данных пассажиров при оформлении внутренних воздушных перевозок.

11. Организация операторами и пользователями автоматизированных систем обработки персональных данных пассажиров и контроль трансграничного перемещения этих данных должны осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в порядке, установленном договорами между операторами и пользователями автоматизированных систем.

12. Операторы автоматизированных систем должны обеспечивать:

осуществление процедуры регистрации и авторизации пользователей с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации);

идентификацию пассажиров с использованием единой системы идентификации и аутентификации;

получение из единой системы нормативно-справочной информации Евразийского экономического союза, а также из баз данных федеральных органов исполнительной власти, дипломатических представительств либо консульских учреждений иностранных государств, международных организаций или их представительств в Российской Федерации информации о требованиях и условиях, выполнение которых необходимо для пересечения пассажиром государственных границ, передачи указанной информации в систему регистрации пассажиров и багажа;

соответствие автоматизированных систем рекомендациям Международной ассоциации воздушного транспорта, касающимся протоколов передачи и форматов данных;

передачу в автоматизированные централизованные базы персональных данных пассажиров и персонала (экипажа) транспортных средств;

исключение передачи персональных данных пассажиров за пределы Российской Федерации при оформлении российскими перевозчиками внутренних воздушных перевозок без привлечения агентов;

поддержание символов кириллического и латинского алфавитов при оформлении перевозочных документов.

13. Меры по защите информации, содержащейся в автоматизированных системах, реализуются операторами автоматизированных систем посредством обеспечения конфиденциальности и целостности информации, передаваемой через общедоступные каналы связи, с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

14. Функционирование автоматизированных систем осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Правительство РФ установило требования к автоматизированным информационным системам оформления воздушных перевозок. Предусмотрена эксплуатация на территории России отечественных компонентов АИС организациями - резидентами России.

Такие системы должна обеспечивать:

- отображение информации о расписании рейсов, наличии мест, тарифах и сборах на рейсах перевозчиков;

- бронирование и продажу билетов, регистрацию пассажиров и багажа при выполнении внутренних воздушных перевозок.

- к базам данных, входящих в состав АИС;

- к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу АИС;

- к оператору АИС;

- к защите информации, содержащейся в АИС;

- к порядку функционирования АИС.

Постановление вступает в силу с 31 октября 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 24 июля 2019 г. N 955 "Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования"

Расписание движения самолетов –основной программный документ, регламентирующий деятельность всех служб авиакомпании. Регистрируется расписание в ЦРТ (центр расписания и тарифов) в ТКП.

Виды расписания:

1. Межгосударственное (международное)

2. Межрегиональное (внутреннее)

3. Внутрирегиональное (местное)

Внутреннее расписание – это регулярные рейсы авиаперевозчиков, планируемые к выполнению на основании лицензий, выдаваемых федеральной службой по надзору на воздушном транспорте ( или региональными управлениями федеральной службы по надзору на воздушном транспорте ).

Термины и определения.

Время отправления – время начала движения воздушного судна с места стоянки.

Время прибытия – время остановки воздушного судна на месте стоянки после заруливания и буксировки.

Временной интервал (СЛОТ) – время, выделенное в аэропорту рейсу для выполнения операций прибытий или отправлений в определенную дату или период.

Частота движения – число полетов, выполняемых в течении недели.

Навигация рейса – календарный период в течении которого выполняется полет без изменения элементов характеристики рейса.

Сроки действия расписания:

Расписание разрабатывается на 2 сезона:

1. «лето» - с последнего воскресенья марта по последнюю субботу октября.

2. «зима» - с последнего воскресенья октября по последнюю субботу марта.

Эти сроки устанавливаются IATA.

Оформляется расписание в виде сборника таблиц, в каждую таблицу включены:

— рейсы по авиалиниям в прямом и обратном направлении,

— типы воздушных судов,

Этапы формирования расписания.

План движения самолетов (ПДС) является основой для составления расписания. ПДС фиксирует сеть авиалиний в виде перечня авиарейсов с указанием: маршрута, частоты рейсов, периода навигации, типа воздушного судна, аэропорта базирования, принадлежности воздушного судна, времени полета по кратчайшему маршруту, видов расписания, видов движения (пассажирский, грузовой, почтовый), категории рейса.

согласование слотов с аэропортами промежуточной посадки и обратного вылета.

получение лицензии на выполнение рейса.

назначение маршрута органами воздушного движения.

расчет времени движения воздушного судна по расписанию.

Осуществляет контроль за:

— соблюдением пропускной способности элементов воздушного пространства;

— соблюдением пропускной способности аэропортов;

— соответствием параметров рейса с параметрами лицензии.

Расчет времени движения самолетов по расписанию.

Время движения по расписанию – время от отправления (закрытие дверей и руление самолета по перрону) до прибытия самолета (остановка самолета после руления или буксировки на место стоянки).

t расп. = t лет. + t

t расп. – время движения самолета по расписанию,

t лет. - летное время самолета от взлета до посадки,

t– время руления самолета на перроне (от отправления до взлета и от посадки до полной останови самолета).

Летное время рассчитывается:

— от дальности полета,

— от средней скорости воздушного судна,

t лет. = L / Vср. ± W, где

L – дальность расстояния,

Vср. – средняя скорость,

W – эквивалент ветра – приводится в нормативных материалах.

Техническая скорость – средняя скорость самолета от взлета до посадки в штиль.

t = tотпр. + tприб. – время руления самолета в районе аэродромов отправления и назначения.

Время руления зависит от типа воздушного судна:

ИЛ-62 tотпр. = 25 мин, tприб. = 10 мин.

ИЛ-86 tотпр. = 20 мин, tприб. = 15 мин.

Все остальные типы tотпр. = 10 мин, tприб. = 5 мин.

Для составления расписания рейса необходимо знать время стоянок самолета в аэропортах промежуточных посадок и обратного вылета. Нормативы продолжительности стоянок рассчитаны для каждого воздушного судна отдельно в зависимости от дальности полета, времени технического обслуживания и коммерческой загрузки.

Требования к расписанию.

К расписанию предъявляются требования, обеспечивающие наивысший эффект эксплуатации воздушных судов с минимальными затратами, с высокой культурой обслуживания пассажиров, соблюдение режима работы аэропорта.

При расчете расписания рейса необходимо учитывать летное и рабочее время экипажа.

Летное время экипажа = 8 часов

Рабочее время экипажа = 12 часов

Санитарная норма времени может быть увеличена на 1 час в случае задержки рейса по метеоусловиям.

Задание №2

Расчет времени движения по расписанию:

1540 км 1930км

Маршрут: Новосибирск (ОВБ) – Иркутск (ИКТ) – Якутск (ЯКТ)

Тип самолета: Ту -154, Стоянка: 1час 30 минут.

Vтех. (ОВБ – ИКТ) = 795 км/ч ,

Vтех. (ИКТ – ЯКТ) = 783 км/ч,

L (ОВБ – ИКТ) = 1540 км ,

L (ИКТ – ЯКТ) = 1930 км,

W (ОВБ – ИКТ) = ± 20 км/ч,

W (ИКТ – ЯКТ) = ± 15 км/ч.

Решение:

t расп. = t лет. + t

t лет. = L / Vтех. ± W

t 1 (ОВБ – ИКТ) = 1540/795 + 20 = 1,9 = 1ч 55 м + 15м = 2ч 10м;

t 2 (ИКТ – ЯКТ) = 1930/ 783 + 15 = 2,4 = 2ч 25 м + 15м = 2ч 40м;

t 3 (ИКТ – ЯКТ) = 1930/783 – 15 = 2,5 = 2ч 30м + 15м = 2ч 45м;

t 4 (ОВБ – ИКТ) = 1540/795 - 20 = 2часа +15м = 2ч 15м.

В осуществлении деятельности аэропорта принимают участие все его
структурные подразделения, количество которых в зависимости от
масштабов аэропорта может доходить до нескольких десятков, многие из которых функционируют в контролируемых зонах аэропорта. В этих же зонах функционирует персонал сторонних авиационных и коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта.

Для соответствия качества предоставляемых услуг стандартам авиакомпа-нии, аэропорт при наземном обеспечении полётов руководствуется требованиям «Стандартное соглашение ИАТА о наземном обслуживании» (IATA Standard Ground Handling Agreement) и руководящим документам Министерства транспорта РФ о наземном и техническом обслуживании в аэропортах Российской Федерации.

По условиям договора на администрацию аэропорта и на его службы возлагаются следующие обязанности:

- Иметь в наличии действующие лицензии, сертификаты на выполнение работ и услуг по настоящему договору;

-Выполнять комплекс работ (услуг) по обслуживанию рейсов «Перевозчика» в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации и технологией обслуживания ВС, пассажиров, грузов в соответствии перечня обязательных и дополнительных работ (услуг).

- Проводить согласование, в касающейся его части, времени движения через аэропорт ВС «Перевозчика» для включения в расписание движения регулярных, а также чартерных и дополнительных рейсов. Обеспечивать необходимые согласования с заинтересованными организациями и ведомствами, участвующими при коммерческом и техническом обеспечении рейса «Перевозчика».

- Своевременно (до вылета ВС) информировать «Перевозчика» о причинах отказа в приёме ВС, а также о возможных задержках приёма или выпуска ВС.

- Передавать «Перевозчику» для учёта и контроля выручки, ведения взаиморасчётов полётные купоны авиабилетов, квитанции платного багажа, ордера разных сборов, почтово – грузовые накладные, и другие экземпляры перевозочной и подотчётной рейсовой документации.

- В чрезвычайных случаях обстоятельствах (инциденты с ВС, аварии, акты незаконного вмешательства) «Аэропорт» безотлагательно, не ожидая инструкций «Перевозчика», должен выполнить все возможное по спасению ВС, пассажиров, экипажа; предотвратить возможную утрату, хищение багажа, почты и груза; предъявить «Перевозчику» документально подтвержденные расходы для оплаты.

Помимо обязанностей на администрацию «Аэропорта» возлагается следующие права:

- Прекратить обслуживание рейсов «Перевозчика» при нарушении им некоторых статей договора, как правило, не авансирование или не своевременное (не полной) оплаты услуг и выполняемых работ «Аэропорта».

В случаях нарушений «Перевозчиком» норм и правил по организации воздушных перевозок, о чём должен известить «Перевозчика» за срок, равный глубине продажи авиабилетов.

- Изменять цены за предоставляемое обслуживание, согласно утверждённым в ЦРТ ставок сборов, цен и тарифов.

Необходимо отметь, что в процессе обслуживания рейсов «Перевозчика», администрация Аэропорта взаимодействует, как правило, через их представительство в данном городе (аэропорту) или через его генерального агента.

Генеральным агентом может являться, как авиакомпания, так и специа-лизированная транспортная компания. Например, в аэропорту «Пулково» таковыми являются компании как «ТРАНСЭЙР СЕРВИС», «ВИРТРАНС», «ДЖЕТ ПОРТ» и др.

Срок действия заключённого договора устанавливается с даты его подписания и до момента его окончания. Договор считается пролонгированным на следующий период, если стороны за 30 дней до окончания срока действия договора придут к соглашению о его пролонгации, оформленного в письменном виде.

ФЗ «Об аэропортах, аэродромах и аэропортовой деятельности в ГА РФ».

Право удержания воздушных судов на территории гражданского аэродрома и аэропорта и их реализации

Главный оператор вправе, в случае неисполнения эксплуатантом (собственником, владельцем) воздушного судна своих обязательств по оплате предоставленных в установленном порядке услуг перед главным оператором или операторами аэропорта, соответственно удерживать воздушные суда, им принадлежащие, вплоть до полного исполнения соответствующего обязательства. Издержки образовавшиеся в результате удержания воздушного судна возлагаются на эксплуатанта (собственника, владельца).




В отношении воздушного судна находящегося непрерывно в течение шести месяцев на аэродроме, за стоянку которого в течение указанного срока не осуществлена оплата места стоянки, главный оператор аэропорта вправе по истечении месячного срока после извещения эксплуатанта (собственника, владельца) указанного воздушного судна по последнему известному главному оператору адресу, принять решение о продаже этого воздушного судна в порядке, предусмотренном для продажи хранителем невостребо-ванных поклажедателем вещей.

Сумма, вырученная от продажи такого ВС, направляется эксплуатанту (собственнику,владельцу) за вычетом сумм, причитающихся главному оператору аэропорта, в том числе для оплаты места стоянки такого воздушного судна.

Взаимодействие диспетчеров служб аэропорта и авиакомпаний при подготовке ВС к отправлению

Взаимодействием называется процесс оперативной связи структурных подразделений аэропорта и авиакомпаний при подготовке ВС к отправле-нию и обслуживание их по прибытии в аэропорт.

Процесс оперативной связи между службами и отделами аэропорта и авиакомпаний осуществляется с помощью имеющихся средств связи (ГГС, прямой телефон, телевизионные устройства, радиоканалы, через автомати-зированную систему управления и контроля, и др.).

Для обеспечения четкого взаимодействия служб аэропорта и авиакомпаний в процессе обслуживания воздушного судна необходимо строго выполнять требования Табеля внутриаэропортовой информации (ТВИ), которая разрабатывается и утверждается руководителем аэропорта (авиакомпаний).

Табель содержит обязательную информацию, необходимую для должност-ных лиц и служб, участвующих в подготовке ВС к выполнению полетов (рейсов) и обслуживания их после прибытия.

Обязательная информация сгруппирована по диспетчерским пунктам и службам аэропорта, независимо от принадлежности этих диспетчерских пунктов и служб юридическим лицам на аэродроме.

Передача обязательной информации между диспетчерскими пунктами и службами аэропорта осуществляется в соответствии с технологиями работы соответствующих специалистов служб аэропорта.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБЩЕЙ ДЛЯ СЛУЖБ АЭРОПОРТА

п/п№ Наименование обязательной информации Срок подачи Кто сообщает Кому сообщается

В процессе взаимодействия участвуют: ПДСП, АТБ, ССТ, СГСМ, ЛС, АДП (штурманская «Брифинг») УВД (ОВД), АС, ЭСТОП, ЭРТОС, АМСГ, ПАСОП, САБ, Кетринг и др.

Основное направление деятельности:

Производственно-диспетчерская служба предприятия (ПДСП) аэропорта:

- координирует работу служб аэропорта и авиакомпаний при техническом и коммерческом обслуживании ВС на перроне;

- разрабатывает и согласовывает со всеми заинтересованными службами аэропорта и авиакомпаний технологические графики (ТГ) обслуживания ВС;

- составляет суточный план полетов (СПП), согласовывают изменения и уточнения в плане, передают план в соответствующие заинтересованные службы, отделы и группы аэропорта и авиакомпаний;

- осуществляют контроль за движением ВС на всю глубину полета; получает и передает информацию о взлете и посадке ВС внутри страны, на территории СНГ и за рубежом, а также согласовывает при необходимости, использо-вание запасных аэродромов;

- осуществляют взаимодействие со справочно-информационной службой аэропорта и авиакомпаний; обеспечивают постоянную обработку и передачу заинтересованным отделам и службам авиакомпаний и аэропортов информации о движении ВС, сроках закрытия и открытия аэропортов по метеоусловиям, задержках, отменах, совмещении рейсов или замене типа самолета.

- принимают меры по предупреждению задержек отправления ВС, устанавливают их причины и виновных служб;

- оформляет акты на задержку отправления ВС и готовит документы на применение штрафных санкций к соответствующим службам аэропорта и авиакомпаний;

- ведет учет и анализ регулярности полетов и нарушения технологических графиков, разрабатывает рекомендации по ее повышению;

- при скоплении ВС в аэропорту вследствие «сбойной ситуации» (по метеоусловиям, по техническим причинам) разрабатывают почасовой график приема и выпуска ВС, осуществляют контроль за его выполнением;

Указания ПДСП по выполнению суточного плана полетов (СПП) и подготовки ВС к вылету обязательно для всех служб, обеспечивающих полеты.

Служба спецтранспорта (ССТ):

- выделяют исправные спецмашины с водителями в соответствии с «Табелем выделения машин на подготовку ВС и содержания аэродрома», производят замену неисправной техники;

- обеспечивают своевременную подачу к ВС и работу спецмашин согласно технологическим графикам обслуживания ВС.

Служба горюче-смазочных материалов (С ГСМ):

Организации, осуществляющие авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и лаборатории авиа-ГСМ должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.

Основное направление деятельности:

- прием, хранение, подготовка к заправке и выдача кондиционных авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ);

- заправку ВС топливом, авиационными ГСМ и спе­циальными жидкостями с использованием топливозаправщиков; ремонт, техническое обслуживание связанного с ними оборудования, объектов и систем;

- контроль за качеством авиационным ГСМ на всех этапах технологической цепочки – от приема авиаГСМ до заправки ВС;

- заправка автотранспортных средств на служебной территории аэропорта.

Служба управления воздушным движением (С УВД):

Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения - комп­лекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному, диспет­черскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварий­ному оповещению.

Воздушное движение- движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома.

Каждое воздушное судно с момента запуска двигателей и до момента их выключения в конечном пункте установленного маршрута находится в системе УВД (под наблюдением и постоянной связью).

Общая схема взаимодействия диспетчеров служб аэропорта и авиакомпаний при подготовке ВС к отправлению

Диспетчер СГСМ (ТЗК) «Лукойл» и др.
Диспетчер АТБ авиакомпаний
Диспетчер ССТ

Руководитель аэропорта (авиакомпаний)
Диспетчер САБ
Сменный заместитель генерального директора аэропорта (СЗГДА)
Диспетчер СОПГП
Диспетчер УВД тн СЗДА жба авиакомпаний
s qHg5nWC2f8fI6fsTBhGhBk21fesU2VEYu7cxTesSuKZGH3n6TdRw16qBKZPKMZ2XpziEymDXl3lZ TPIJZ8I2OK4yAmfg4zcTW9I7Ff8FyWcJHtBJgaPAJHlSed8tcbfeUVsVc5Ir9cDaq3vsAgxIUuOr gUbr4YGzASew4uHnRoDmzL53qZPKeZI9Hjtw7KyPHeEkQlU8IjkyV3E/5pseTNNipIKoOZ+6uzYx 9dBTVqODU0bExhchjfGxT6ee3q3lLwAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAhALEQYQ/cAAAABgEAAA8A AABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj8FOwzAQRO9I/IO1SFxQ6zQISEM2FULlDgUkuLnJNg6N11HsNoGv Z3uC486MZt4Wq8l16khDaD0jLOYJKOLK1y03CG+vT7MMVIiGa9N5JoRvCrAqz88Kk9d+5Bc6bmKj pIRDbhBsjH2udagsORPmvicWb+cHZ6KcQ6PrwYxS7jqdJsmtdqZlWbCmp0dL1X5zcAjP7usj0lrb Hz1e7ZLP5X5J72vEy4vp4R5UpCn+heGEL+hQCtPWH7gOqkOQRyLCbHENStz0JhVhi5Bld6DLQv/H L38BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtD b250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAA AAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAQSv083ACAAD/BAAADgAAAAAAAAAAAAAA AAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAsRBhD9wAAAAGAQAADwAAAAAAAAAA AAAAAADKBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAANMFAAAAAA== " strokeweight="2pt">
Диспетчер СОПП
Служба организации бортового питания (cetering)
Диспетчер по центровке и Диспетчер по подготовке ВС к вылету на перроне
6 Nta8PEnZ/h0jp+9PGESEGjTV9rVTZEdh7M7GNK1L4JoafeLp11HDXadGpkwqx8lpeYxDqAx2fZmX xSxHnYVtcVxlBM7Ax68mdqR3Kv4zkk8S3KOTAgeBSfKk8q5b4na1pbYqqnnilnpg5dU9dgEGJKnx 1UCj8/CTsxEnsObhx1qA5sy+damTytMkezx04NBZHTrCSYSqeURyZF7F3ZivBzBth5EKouZ86u7G xNRDj1lNDk4ZEZtehDTGhz6deny3lr8AAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQDMqdy33AAAAAkBAAAP AAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI/BTsMwEETvSPyDtUhcELUDbUVCnAqhcocCEtzceBuHxusodpvA 17M9wfFpVrNvytXkO3HEIbaBNGQzBQKpDralRsPb69P1HYiYDFnTBUIN3xhhVZ2flaawYaQXPG5S I7iEYmE0uJT6QspYO/QmzkKPxNkuDN4kxqGRdjAjl/tO3ii1lN60xB+c6fHRYb3fHLyGZ//1kXAt 3Y8cr3bqM9/n+L7W+vJiergHkXBKf8dw0md1qNhpGw5ko+g03Kolb0kcZCA4X+Rz5i3zfJGBrEr5 f0H1CwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABb Q29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAA AAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKc5yaxxAgAA/wQAAA4AAAAAAAAAAAAA AAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAMyp3LfcAAAACQEAAA8AAAAAAAAA AAAAAAAAywQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADUBQAAAAA= " strokeweight="2pt">
Диспетчер ПДСП аэропорта Ground handling ЦУП авиакомпаний
s qHg5OcNs/46R0/cnDCJCDZpq+8YpsqMwdm9jmtYlcE2NPvL066jhvlUDUyaVY3JenuIQKoNdX+Zl cZafcSZsg+MqI3AGPn41sSW9U/GfkXyS4AGdFDgKTJInlffdErerLbVV8dhBK6922AUYkKTGVwON 1sNPzgacwIqHH2sBmjP7zqVOKs+T7PHYgWNndewIJxGq4hHJkbmM+zFf92CaFiMVRM351N21iQ9t us9q7FmcMiI2vghpjI99OvX4bi1+AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA14wp1tsAAAAHAQAADwAA AGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXBB1SFXUhjgVQuUOBSS4beNtHBqvo9htAl/P coLj7Ixm3pbryXfqRENsAxu4mWWgiOtgW24MvL48Xi9BxYRssQtMBr4owro6PyuxsGHkZzptU6Ok hGOBBlxKfaF1rB15jLPQE4u3D4PHJHJotB1wlHLf6TzLbrXHlmXBYU8PjurD9ugNPPnP90Qb7b71 eLXPPlaHFb1tjLm8mO7vQCWa0l8YfvEFHSph2oUj26g6A/JIMpAvhF/cfJHLYSex+XwJuir1f/7q BwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29u dGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAA LwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPeiYldvAgAA/wQAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAA LgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANeMKdbbAAAABwEAAA8AAAAAAAAAAAAA AAAAyQQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADRBQAAAAA= " strokeweight="2pt">
Диспетчер аэродромной службы
Диспетчер АДП Летная служба

Аэродромная служба (АС):

Аэродромное обеспечение - комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Работа АС ведется по двум направлениям:

А) текущая подготовка аэродрома к полетам;

Б) текущий ремонт покрытий и сооружений.

Текущая подготовка аэродрома к полетам включает:

- текущую аэродромную очистку от снега, гололеда,

посторонних предметов, пыли и грязи;

- грейдеровку грунтовых ВПП, рулежных дорожек, внутриаэропортовых дорог;

- окашивание травы, маркировка покрытий;

Текущий ремонт покрытий и сооружений состоит из:

- заливки швов и трещин на ИВПП;

- заливки и ремонта асфальтобетонных покрытий;

- прочистки дренажной системы и ремонта ливневой канализации;

- ремонта и установки заземлителей и якорей для швартовки самолетов;

Требования и порядок эксплуатации гражданских аэродромов и аэропортов.

1.На землях, прилегающих к территории аэродромов, на расстоянии 15 км запрещается размещение мест концентрированных выбросов пищевых отходов, свалок, звероводческих, животноводческих ферм, скотобоен, способствующих массовому скоплению птиц.

2.Ни одно из мероприятий или действий на летном поле не должно идти в ущерб безопасности полетов.

3.Требования к проведению работ при реконструкции и ремонте элементов летных полей в условиях действующего аэропорта являются обязательными для всех служб аэропорта, обеспечивающих полеты, а также для сторонних строительно-монтажных и ремонтных организаций, осуществляющих работы на летном поле действующего аэропорта.

4.До начала проведения каких-либо работ на летном поле главный оператор аэропорта, собственник или владелец аэродрома должен заблаговременно определить необходимость введения ограничений в выполнении полетов и в установленном порядке дать соответствующее предупреждение и информацию.

5.Во время проведения указанных работ главный оператор, собственник или владелец аэродрома осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности полетов воздушных судов на аэродроме и несет за это ответственность.

Аэродромно-диспетчерский пункт (АДП):

АДП - орган обслуживания воздушного движения, осуществляющий планирование и обеспечение движения воздушных судов, выпуск и прием воздушных судов, контроль за подготовкой к вылету.

Командир ВС докладывает диспетчеру АДП о начале предполетной подготовки экипажа и получает необходимую информацию о предстоящем полете. В случае изменения навигационной обстановки или метеоусловий, определяется необходимое количество топлива для выполнения рейса и докладывают диспетчеру АДП о необходимости изменения коммерческой загрузки.

Диспетчер АДП выдает экипажу диспетчерское разрешение на вылет, на основании заданий на полет и принятого КВС решения на вылет.

Задание на полет - документ установленной формы, содержащий необходимые сведения об экипаже, воздушного судна и определяющий цель полета (полетов).

Нотам - извещение, содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении в аэронавигационном оборудовании, обслуживании, процедурах или об опасности, своевременное знание которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов.

Штурманское обеспечение - комплекс мероприятий, осуществляемых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий безопасной, точной и экономичной аэронавигации




Центр расписания и тарифов (ЦРТ) является структурным подразделением ЗАО «Транспортная Клиринговая Палата» и в соответствии с решением специального уполномоченного органа в области гражданской авиации выполняет следующие функции:

обеспечение в установленном порядке координации деятельности авиапредприятий по формированию, сопровождению и корректировке расписания движения воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях;

технологический контроль выполнения условий и параметров лицензий на эксплуатацию международных, межрегиональных и внутрирегиональных воздушных линий;

обеспечение в установленном порядке регистрации и ведения кодификаторов авиаперевозчиков, населенных пунктов, аэропортов и других технологических кодификаторов;

обеспечение в установленном порядке регистрации тарифной информации на пассажирские перевозки по международным, межрегиональным и внутрирегиональным воздушным линиям;

организация в установленном порядке работы по регистрации ставок аэропортовых и аэронавигационных сборов, тарифов (цен) на наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ;

обеспечение формирования тарифной информации на грузовые перевозки по внутренним воздушным линиям;

ведение единого банка данных отрасли по тарифной информации на пассажирские и грузовые перевозки; внутреннему и международному расписанию движения воздушных судов российских авиапредприятий; аэропортовым и аэронавигационным сборам; тарифам (ценам) за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ; кодификаторам и опубликование этой информации; подготовка статистических анализов по данным вопросам.

Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ЦРТ:

2. Положение о порядке регистрации и опубликования тарифной информации на регулярные пассажирские воздушные перевозки, выполняемые российскими авиационными предприятиями. Введено приказом Минтранса России от 11.02.2005 №10.

3. Порядок регистрации и опубликования аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской федерации и цен на материально-технические ресурсы, предоставляемые эксплуатантам Российской федерации в аэропортах Российской федерации. Утвержден Первым заместителем Министра транспорта РФ 13.04.2001 №НА 1.15.

6. Регламент формирования и применения трансферных связей (стыковок) по рейсам авиакомпаний – участников соглашения М1. Введен приказом ЗАО ТКП от 02.08.2005 №31.

Расписание движения воздушных судов

В соответствии с выданными лицензирующим органом лицензиями ЦРТ поддерживает в актуальном состоянии Центральный банк расписания и слотов (ЦБРС). Банк включает слоты рейсов, проходящих через аэропорты РФ, и параметры рейсов, обеспечивающих выполнение обязательств авиаперевозчиков по договорам воздушной перевозки пассажиров, договорам воздушной перевозки грузов (почты). Также, по желанию авиакомпаний других стран СНГ, информация о параметрах рейсов их расписаний включается в ЦБРС.

При формировании расписания движения воздушных судов ЦРТ обеспечивает:

контроль параметров лицензий на право выполнения регулярных рейсов;

контроль параметров согласованных слотов по аэропортам маршрута рейса;

контроль соблюдения рейсами режимов работы аэропортов и нормативов пропускной способности служб аэропорта;

координацию рейсов различных авиаперевозчиков, исходя из потребных ресурсов для их выполнения и удовлетворения коммерческих условий выполнения рейсов;

расчет материальных ресурсов, необходимых для выполнения планируемых рейсов.

Используя имеющийся банк данных по расписанию движения воздушных судов, ЦРТ обеспечивает выполнение дополнительных функций по решению уполномоченного органа в области ГА, НСАВ, ТКП и авиаперевозчиков:

2. По рейсам авиаперевозчиков – участников соглашения М1 ТКП формирует маршруты перевозки пассажиров с пересадками в пунктах трансфера. Обменный файл ежедневно направляется в ЗАО «Сирена-Трэвел» для организации продажи перевозок.

3. По поручению авиаперевозчиков данные о расписаниях в формате 7 главы Руководства по составлению расписаний ИАТА (SSIM) передаются ЦРТ в такие компании по сбору и распространению всемирного расписания как OAG, INNOVATA и Golden Ware. Это позволяет через Глобальные Распределительные Системы, мировые информационные печатные и электронные издания по расписанию представлять рейсы внутреннего расписания на международном рынке.

Контактные данные отдела расписания ЦРТ:

Ведение кодификаторов

В целях использования единой системы кодов в информационных системах, для бронирования и продажи авиаперевозок, опубликования расписания и тарифов, оформления билетов, взаиморасчетов и для иных коммерческих целей, связанных с авиаперевозками, ЦРТ ведет единый банк кодификаторов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: