Что написать адвокату о себе

Обновлено: 25.04.2024

Меньше узкопрофессиональных терминов

Юристам трудно не использовать при описании своего опыта профессиональную терминологию. Но резюме первым смотрит не коллега-юрист, а рекрутер. Хорошо, если он и сам когда-то перешел из юридической сферы или очень давно специализируется именно на подборе юристов, а если нет? По этой причине описание своего опыта стоит составлять так, чтобы оно было понятным и человеку без глубоких знаний в юриспруденции. Лучше отказаться от профессиональных аббревиатур и сложных терминов, рекомендует Лейсэн Шаяхметова, юридический хедхантер и автор проекта по развитию карьеры Career Booster.

«Стоит расшифровывать все аббревиатуры, которые не являются общеупотребимыми. Например, «Инкотермс» как термин допустимо оставить. А IP Law — лучше не надо, не каждый рекрутер поймет, что это право интеллектуальной собственности, — объясняет Лейсэн. — Лучше не употреблять аббревиатуры, которые используются только внутри компании, — их могут не знать за периметром вашей команды».

Язык юридического документа полезен при оформлении сделки или во время судебного процесса. Но в резюме лучше отказаться от привычных оборотов и длинных предложений.

«Основная проблема юристов — по работе они пишут длинные тексты с деепричастными оборотами. Их сложно читать. Ту же ошибку они допускают, когда составляют резюме: такими же сложными оборотами формулируют свои обязанности. Например, один из моих учеников написал 18 существительных подряд в одном пункте с описанием обязанностей. Это абсолютно нечитабельно», — говорит Лейсэн Шаяхметова.

Назвать специализацию и зону ответственности

Укажите специализацию, если она есть, рекомендует эксперт сервиса «Готовое резюме» Людмила Авдонина. Лучше писать ее в наименовании должности, чтобы работодатель сразу получил полную информацию о вашем профиле работы. Например, так: «Юрист (претензионно-исковая работа)», «Корпоративный юрист» или «Налоговый юрист».

Называйте должность в резюме так, чтобы был понятен функционал. Даже если в компании, где вы сейчас работаете, она звучит иначе — используйте более простые и точные формулировки.

«Если у кандидата были проекты по слиянию, поглощению компаний, то об этом тоже стоит упомянуть. Защита интеллектуальной собственности, проекты по выходу на IPO, проекты государственно-частного партнерства, государственные закупочные процедуры, сопровождение процедур банкротства — об этих вещах надо писать в резюме», — рекомендует Людмила Авдонина.

Обозначьте масштаб компании и свою зону ответственности. Эта информация позволит нанимателю сориентироваться, с каким набором задач вы могли работать. Сфера деятельности организации, количество юрлиц, численность персонала — об этом тоже стоит написать. Напишите, в подчинении кому вы работали и какой командой руководили, если есть такой опыт. Расскажите, за какой периметр задач вы отвечаете, какие регионы и направления работы находятся в вашем ведении. Старайтесь дать более полную и точную информацию о своем опыте работы.

Без подробностей, непонятноВсе точно и понятно
Представление интересов организации в судахПредставлял интересы компании в суде по арбитражным спорам, в том числе по спорам о взыскании задолженности, с налоговыми органами (включая споры по регулярным платежам при пользовании недрами), а также в делах о несостоятельности (банкротстве) и процедурах добровольной ликвидации.

Юристов могут ограничивать условия конфиденциальности — мало какие подробности выполненных проектов можно раскрыть публично.

«Хорошее решение — указывать только масштаб компании и общее направление работы, не раскрывая сумму и участников, говорит Лейсэн Шаяхметова. Например, специалисты из сферы консалтинга по конфиденциальным проектам не пишут название компании-клиента, а обозначают масштаб: «Сопровождение выхода на IPO для крупного промышленного холдинга на такую-то биржу». Понятен масштаб проекта, видна работа, которая проделана, но конфиденциальность при этом соблюдена».

Уточнить обязанности

Типы задач, которые решают юристы в разных компаниях, похожи. Специфика — вот преимущество одного кандидата перед другими, когда компания ищет специалиста с конкретным опытом. Описывайте обязанности точнее, чтобы обозначить особенности вашей работы и ключевые навыки.

Резюме юриста: как рассказать про свои успехи понятным языком

Рассказать о достижениях без «воды»

Чтобы сформулировать достижения, можно задавать себе вопрос: что изменилось с вашим приходом в компанию, какие процессы удалось оптимизировать и за счет чего? «Оптимизацию можно выражать в деньгах, времени, человеческом ресурсе, — говорит HR и бизнес-консультант Лейсэн Шаяхметова. — Описав достижения, задайте себе вопрос: к чему это привело для бизнеса? Например, кандидат пишет: «Создал и внедрил типовые договоры; внедрил системы электронного документооборота». Можно переформулировать достижения с точки зрения пользы для бизнеса: «Внедрил систему типовых договоров и электронный документооборот, что позволило бизнесу сэкономить пять рабочих дней пяти юристов в месяц».

Или другой кандидат пишет, что выиграл 99% судебных процессов. Это нельзя оценить как достижение для компании. Достижение для компании — сколько денег она сэкономила благодаря победе в этих процессах».

ДостижениеПольза
Сопровождал пересмотр условий договоров. что привело к экономии (% или рубли).Сэкономил средства компании.
Привлекал инвестиционные активы на проекты. в размере. .Инвестиции, развитие потенциала компании.
Сопровождал процесс санации предприятия.Помог вывести компанию из состояния банкротства.

Писать о важном простым языком

Хорошие резюме похожи, а неудачные — бесконечно отличаются друг от друга, считает руководитель агентства юридического рекрутмента Norton Caine, юрист Дмитрий Прокофьев. Типичная ошибка — слишком подробное описание всех мест работы и профессиональных этапов. Это перегружает резюме.

«Главная цель резюме — эффективно презентовать себя и рассказать о сильных сторонах. Максимальный объем хорошего резюме — это две печатные страницы. Поэтому мой совет — сокращать и оптимизировать. Важно продвигать себя как кандидата через сильные стороны, а не создавать сто первое «просто хорошее резюме», как и другие такие же», — говорит Дмитрий Прокофьев.

Если юристу интересна определенная индустрия, лучше не упоминать нерелевантный опыт. Акцентируйте внимание работодателя на том, что максимально соответствует требованиям вакансии.

«Ключевые правила: сформулировать обязанности и достижения языком, понятным человеку, который не разбирается в юриспруденции, и добавлять динамики за счет использования глаголов вместо существительных и сложных оборотов. Такое резюме выглядит убедительно и его удобнее читать», — рекомендует Лейсэн Шаяхметова.

Без глаголовС глаголами
Внедрение электронного документооборота.Внедрил электронный документооборот.
Разработка типовых форм для совершения однородных сделок.Разработала типовые формы для совершения однородных сделок.

Не уверены, как сформулировать лучше?

HeadHunter

Сервисы для соискателей

Молодым специалистам

Сегодня на сайте 900625 вакансии , 60117559 резюме , 1807854 компании и за неделю 2739575 приглашения

Работа в сфере юриспруденции всегда была довольно престижной. Однако если ранее в данной профессии не было такого ажиотажа, то сегодня практически каждый второй ВУЗ страны выпускает специалистов, обладающих знаниями в области законодательства. Поэтому конкуренция у юристов при поиске работы растет в геометрической прогрессии.

В связи с такой ситуацией правильно составленное резюме адвоката стало играть важную роль при отборе кандидатов на собеседование. О том, как создать уникальную анкету, чтобы она выгодно выделялась среди стандартных шаблонов других соискателей, и пойдет речь далее.

Пример резюме адвоката

резюме адвоката образец

в среднем 4,41 (17 голосов)

Примеры резюме в смежных специализациях:

Общие правила оформления резюме

В безупречной самопрезентации «служителя закона» все должно быть продумано до мелочей. В первую очередь сведения о контактных данных. Работодателей интересуют только действующие номера телефонов, адрес электронной почты и социальные страницы. Не стоит пренебрегать и упоминанием своего возраста. Ведь одни компании ищут молодых специалистов со свежим мышлением, другие отдают предпочтение опыту.

Кроме того, общепринятая структура резюме включает в себя следующие обязательные пункты:

  1. Опыт работы – перечисление наименований мест, где приобретался актуальный стаж, указание конкретных временных рамок, обязанностей, достижений.
  2. Образование – полное название учебных заведений, год их окончания, факультет и приобретенная специализация. В данном разделе может быть представлена информация и о дополнительных курсах, тренингах, семинарах.
  3. Профессиональные навыки – перечисление качеств, которые подчеркивают не только профессионализм, но и раскрывают для работодателя информацию о том, насколько вы будете ему полезны.
  4. Дополнительная информация – раздел «О себе» ставит финальную точку в автопортрете соискателя. В нем рационально указать сведения, которые будут нести весомую смысловую нагрузку для потенциального начальства.

Отсутствие фото в анкете может вызвать у работодателя ряд вопросов, что отрицательно скажется на вероятности приглашения вас на собеседование. Особенно, это касается юрисконсультов или адвокатов, выступающих в суде, где презентабельный внешний вид играет немаловажную роль. Соответственно, следует приложить к резюме фото в деловом стиле.

Грамотность и продуманность каждой детали – главные аспекты заполнения резюме на должность адвоката. Ведь он должен быть экспертом в области документации.

Опыт работы и достижения адвоката

Наличие трудового стажа является значительным преимуществом анкет соискателей всех профессий. Но это вовсе не означает, что студент без опыта работы не может стать сотрудником одной из престижных компаний.

Среди рекомендаций по заполнению данного блока наиболее актуальными являются:

  • Наличие конкретики – указание широкого диапазона возможностей не ценится работодателями. Юристу следует заявлять об одной отрасли права, в которой он чувствует себя наиболее уверенно. Стоит выделить наиболее актуальную для желаемой должности специализацию, если вы действительно в ней сильны.
  • Акцент на должностных обязанностях – при указании данных сведений уделите больше внимания тем умениям, которые желал бы в вас видеть потенциальный руководитель. Однако указанная информация должна быть правдивой.
  • Хронологическая последовательность – историю трудового стажа следует начинать с последнего места работы. Не стоит указывать более 2-3 актуальных отрезков профессиональной деятельности.

При заполнении раздела сделайте акцент и на трудовых достижениях. При этом, как правило, работодателей интересуют не просто почетные грамоты и другие награды, а конкретные показатели вашего профессионализма.

К примеру, в качестве образца достижений для резюме профессионального адвоката могут быть приведены факты о наиболее громком выигранном судебном деле, успешном оформлении сложной правовой сделки. В этот раздел также можно включить различные цифровые значения: количество выигранных дел, процент досудебных разбирательств, результативность работы с проблемными задолженностями.

Как грамотно заполнить достижения в резюме — читайте в нашей статье.

Я, Кусаев Алексей Николаевич, в настоящее время работаю адвокатом в Коллегии адвокатов г. Москвы «Ваша Защита». Являюсь членом Адвокатской палаты г. Москвы, регистрационный № 77/11184 в реестре Министерства юстиции РФ.

Практический опыт по юридической линии составляет 18 лет. Профессиональную деятельность начал с 2003 года. Так, с 2003 года по 2007 год работал следователем Следственного отдела при МВД РФ по расследованию преступлений общеуголовной направленности, а именно: кражи, грабежи, разбои, мошенничество, присвоение или растрата, вымогательство, повреждение имущества, хулиганство, причинение телесных повреждений (лёгкой, средней тяжести, тяжкого), угоны и т.д.

Так, за время работы мною было расследовано более 1500 уголовных дел по преступлениям совершённых в условиях неочевидности. Из них раскрыто и направлено в суд более 200 уголовных дел. Многие уголовные дела имели резонансный характер. Раскрывая преступления, я получал многочисленные благодарности от пострадавшей стороны по возврату похищенного, повреждённого имущества, а также получивших телесные повреждения разной тяжести.

В период с 2007 по 2010 год работал ведущим специалистом-экспертом(дознавателем) Федеральной службы судебных приставов РФ по расследованию уголовных дел подследственных службе судебных приставов, а именно: злостное уклонение от уплаты алиментов (ст. 157 УК РФ), незаконные действия в отношении арестованного имущества (ст. 312 УК РФ), неисполнение решения, приговора суда (ст. 315 УК РФ) и т.д. За период работы в ФССП мною было возбуждено и направлено в суд более 150 уголовных дел. Работая в службе судебных приставов дослужился до юриста 1 класса. Служба в ФССП позволила получить огромный теоретический и практический опыт в сфере судебных приставов.

Практический опыт по расследованию уголовных дел позволил изучить все тонкости и нюансы по закреплению доказательств каждого преступления в отдельности. В настоящее время при защите законных прав доверителя эти навыки позволяют находить «слабые места» в уголовном деле и успешно их использовать для достижения положительного результата.

Что же касается защиты доверителей в рамках проверочного материала, следует заметить, что ВСЕГДА легче решить проблему на начальной стадии её развития. С практической точки зрения – это приносит успех в 80 % случаях.

В период 2010 по 2011 год до получения статуса адвоката предоставлял юридические услуги в сфере гражданского делооборота по обслуживанию организаций и сопровождению бизнеса. Участие и представительство в суде по разрешению гражданских споров позволило изучить действующую практику по разным отраслям гражданского права, что несомненно помогло достигать результатов при осуществлении адвокатской деятельности. За период работы по гражданской линии было успешно завершено более 400 дел. У многих благодарных доверителей в настоящее время являюсь «личным адвокатом», что несомненно является результатом моих трудов.

Могу охарактеризовать себя как харизматичного, целеустремлённого, ответственного, честного и порядочного человека. При оказании юридической помощи гарантирую сохранение индивидуальной информации и полную конфиденциальность.

P.S.: Хотелось бы обратить Ваше внимание, что главным приоритетом в работе для меня является оказание защиты по уголовным делам. Однако при необходимости помощи в решении вопросов в рамках гражданского производства, в нашей команде имеются высококвалифицированные адвокаты с огромным практическим опытом работы по каждой специализации. Проще говоря, мы подберём Вам специалиста, который специализируется по решению вопросов к категории которой относится Ваш спор.

Должность помощника юриста подразумевает определенную степень ответственности, поэтому при составлении своей самопрезентации все сведения должны быть хорошо структурированы и достоверны. Работодатель при ознакомлении с резюме должен понять круг должностных обязанностей, которые соискатель выполнял на прошлом месте работы и на основании полученной информации сделать свои выводы о компетенции кандидатуры.

Пример резюме помощника юриста

резюме помощника юриста образец

в среднем 4,53 (17 голосов)

Примеры резюме в смежных специализациях:

Общие рекомендации по составлению резюме

Цель документа – убедить читателя в том, что соискателю по плечу должностные обязанности. Помощник должен хорошо ориентироваться в области юриспруденции, на которой специализируется работодатель.

Помощнику юриста не обойтись без хорошего знания норм процессуального права. Ему также необходимо уметь разбираться в статьях Гражданского, Трудового, Земельного и Семейного кодекса. Кроме того, сотруднику юридического отдела или конторы придется соблюдать конфиденциальность при работе с важными документами.

Из-за высоких требований и определенной доли ответственности к таким специалистам основной акцент при трудоустройстве делается на опыте и образовании претендента. Дополнительным преимуществом кандидата считаются профессиональные навыки и достижения, хорошие отзывы и награды.

Кроме информации об образовании и способностях в документе размещают следующие сведения:

  • место проживания;
  • возраст;
  • ФИО;
  • контакты для связи.

Чтобы работодатель лучше запомнил претендента, необходимо сделать четкую деловую фотографию и приложить её к документу. Безликие анкеты рассматриваются реже, поэтому, отправляя нанимателю резюме без фото, вы автоматически снижаете свои шансы на успех.

Опыт работы в резюме юриста

В разделе описываются места трудоустройства и должностные обязанности соискателя на прежней работе. Преимущества претендента, о которых стоит упомянуть на полях раздела:

Супер-юрист, о котором никто не знает, вряд ли сможет достичь заслуженных карьерных высот и получить самые интересные дела. Причина неуспеха может крыться как в природной стеснительности, так и в незнании инструментов продвижения. «Сфера» вместе с опытными юристами и маркетологами изучила феномен скромности российских юристов и самые удобные способы саморекламы.


«Будь как все, не выделяйся»

Специалисты приходят к выводу, что неумение, а иногда и нежелание рекламировать свои услуги связано с несколькими факторами. И дело здесь не только в личных качествах конкретного специалиста, но и в самом рынке. Как отмечает генеральный директор рекламно-консалтингового агентства ANYLEX Владимир Блохин, рынок юридических услуг появился в России сравнительно недавно. Начало карьеры многих работающих сегодня опытных специалистов пришлось на 1980-е, когда продаж как таковых еще не существовало. Однако ценностная шкала за 40 лет претерпела серьезные изменения, за которыми уже трудно успеть.

По мнению управляющего партнера компании «Лаборатория Юридического Маркетинга» Дмитрия Засухина, проблему можно разделить на две составляющие – трудности юридического бизнеса и адвокатуры. «Если говорить о юридическом бизнесе и сообществе, то здесь проблема связана с многими параметрами. Например, с образованием, которое не подразумевает изучения темы юридического маркетинга или продаж услуг. Более того, в вузах порицается продвижение себя как юриста. Если говорить об адвокатском сообществе, то эта проблематика усугубляется законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодексом профессиональной этики адвоката. Мы на практике сталкиваемся со случаями, когда, например, защитник делает себе сайт, а в адвокатской палате региона его откровенно критикуют за это. Заставляют всех придерживаться правил: не давай комментарии по делу, не хвали себя, суждений не высказывай, будь как все, не выделяйся», – отмечает Дмитрий Засухин.

При этом, подчеркивает эксперт, эти ограничения порой надуманы. Например, Кодекс профессиональной этики не содержит прямого запрета на рекламу, а продвижение и рассказ о кейсах, вопреки опасениям профессионального сообщества, не означает разглашения адвокатской тайны.

Трудности юристам создают и сами платформы для продвижения, особенно если речь идет о социальных сетях. Самостоятельно вести их загруженным специалистам будет сложно. «Проблема подобной самопрезентации связана с существующими ограничениями. Так, объем текста в большинстве социальных сетей составляет 40-2000 знаков. Вторая проблема самопрезентации через социальные сети – это необходимость постоянного и оперативного опубликования постов, что бывает затруднительно при дедлайнах рабочих процессов», – поясняет руководитель проектов, адвокат МКА «Яковлев и Партнеры» Денис Крауялис.

Российский рынок, по мнению Владимира Блохина, не отстает от зарубежного: отечественные юристы тоже ведут блоги, создают познавательный контент и составляют рейтинги. Однако отличия все же есть: например, в США рынок юридического маркетинга куда более агрессивный – зарубежные коллеги не постесняются выложить видео о том, почему не стоит идти к конкурентам.

Галстук и новые подходы

Первый вопрос в продвижении или самопрезентации заключается в их целевой аудитории. Ее можно условно разделить на три вида – клиенты, профессиональное сообщество и инвесторы. Хотя с последним применительно к юридическому бизнесу, как отмечают специалисты по маркетингу, им сталкиваться не приходилось. Однако эксперты уверены, что потенциальные инвесторы при прочих равных (компетенции, репутация) скорее отдадут предпочтение именно публичной компании.

Подходы B2C. Успешная самопрезентация на этом рынке услуг, по мнению специалистов, неразрывно связана с ключевым и самым эффективным подходом – юрист делится своими профессиональными знаниями в понятной для потребителя манере. Идти по такому пути можно, как отмечает Дмитрий Засухин, если эксперты рассказывают об интересных физическим лицам темах – семейные, гражданские споры, ЖКХ и так далее. При этом существует два варианта: рассказать о проблеме или о своих кейсах и компетенциях.

Несмотря на разнообразие инструментов и форматов (блоги, социальные сети, сайт, платформы) даже в общении с физическими лицами юристы пока не могут снять галстук. «Образ ортодоксального юриста, человека в костюме, со знаниями, мужчины (хотя на рынке работает много женщин) средних лет – это уже шаблон. Было бы здорово, чтобы образ слегка ломался и менялся, но сегодня с этим стереотипом приходится жить. Единственно, что можно добавить в этот образ – это современные технологии. Например, есть успешные юристы, которые ведут TikTok, но даже там они в галстуке. От классического образа можно отходить только в том случае, если вы имеете устойчивую аудиторию. Наверное, здесь дело в потребителе: ответственность юриста предполагает серьезное отношение к делу, что как бы подразумевает деловой внешний вид», – поясняет Владимир Блохин.

Однако правило «дежурного галстука» можно все-таки обойти, отмечает эксперт: чем больше клиент знает о делах, о компетенциях, об отзывах, тем меньше его волнует внешний вид специалиста. Что касается компаний, то их образ часто формируется через личности основателей. Клиент в этом случае склонен доверять лидеру, чье имя видит в названии, и ему же высказывать претензии в случае возникновения проблем.

Персонификация и поиск своей ниши – те подходы, которые должны набирать обороты. Специализация в последние годы все более заметна, тогда как универсальных специалистов становится меньше, отмечает Владимир Блохин. Помогают в таком профильном продвижении публикации в узкоспециализированных блогах и изданиях.

Закрепить или удержать географическую территорию позволяет такой инструмент, как день открытых дверей с бесплатными консультациями, пусть он и рассчитан, в первую очередь, на клиентов с небольшим доходом.

Подходы B2B. Продвижение юридических услуг в сфере бизнеса работает так же, как и в B2C. Его особенность заключается в том, что сосредоточиться следует на юридических аспектах защиты бизнеса, отмечает Дмитрий Засухин.

«Глобально различий между B2B и B2С нет, так или иначе решение принимают люди. Многие компании, которые хотят выйти на B2B-рынок, часто не понимают целевую аудиторию, и это характерно не только для юристов. Они делают рекламу и думают, что им надо показываться на директоров, а это далеко не всегда так. Например, руководитель может дать задание найти подрядчиков помощнику, который собирает коммерческие предложения и на их основании делает выбор. То есть с точки зрения принятия решения есть промежуточное звено – помощники, секретари и исполнители», – поясняет Владимир Блохин.

Решения часто принимаются быстро, при этом и на таком уровне работает классический подход B2С, когда анализируются отзывы, видеокейсы, рейтинг. Один из способов самопрезентации в таком случае – это подготовка коммерческого предложения и его размещение на своем сайте. При этом публикация контента и работа в социальных сетях требует более специализированного, профессионального подхода. Таким образом можно привлечь внимание и коллег-юристов, которые ищут решение проблемного вопроса или готовы передать свои судебные дела компании-подрядчику.

Компании, которые специализируются на сопровождении и защите бизнеса также активно пользуются социальными сетями. Однако работают с ними не так прямолинейно, как с B2С. «Разнообразие социальных сетей создает предпосылки для формирования клиентской базы, заинтересованной и потенциально готовой к взаимодействию. Различные социальные сети располагают определенной аудиторией. Проанализировав ее потенциал, компания может сделать выбор в пользу той или иной площадки. МКА представлена в Facebook, Instagram. При этом данные социальные сети используются не для привлечения клиентов, а в качестве площадок для размещения новостей, событий с участием адвокатов и юристов МКА. Это обусловлено уровнем клиентов, с которыми традиционно работает адвокатская коллегия», – рассказывает Денис Крауялис.

Выход в онлайн – не единственный подход к привлечению клиентов и продвижению в профессиональном сообществе. Бизнес-завтраки, мероприятия компании с приглашением сторонних спикеров, пресс-конференции – эти форматы позволяют как обсудить профильные темы, так и найти потенциальных клиентов, объясняет Владимир Блохин.

Инструменты самопрезентации

Высокая степень конкуренции среди юридических фирм, адвокатов и юристов-практиков диктует свои правила. Объективная информация о практиках, наличие сайта, живые социальные сети – если не must have, то конкурентное преимущество. Информация позволяет клиенту сформировать представление о квалификации сотрудников, работающих в фирме, и об уровне предоставляемых ею услуг в конкретной отрасли.

Сайт как лицо. Специалисты по юридическому маркетингу отмечают интересный тренд последних лет: к ним обращаются компании с заказом сделать сайт, но не для привлечения клиентов, а чтобы существующие клиенты не задавали вопроса – почему не могут найти их фирму в интернете. При этом даже клиенты, пришедшие на сайт по рекомендации, не упускают возможности посмотреть материалы, кейсы, видеообращения, поэтому делать просто вывеску с контактами – ошибка.

Публикация прейскуранта – наиболее спорный элемент наполнения сайта. Чаще всего, рассказывает Дмитрий Засухин, компании не выкладывают стоимость своих услуг, чтобы избежать сравнения с McDonald’sв глазах клиента. «Полагаем, что публикация прейскуранта наиболее важна для начинающих компаний, поскольку отсутствие данной информации может отпугнуть потенциального клиента. Когда компания известна, предполагается, что клиент знаком с ее ценовой политикой, имеет интерес к предоставляемым услугам. Каждое дело индивидуально, и стоимость юридической помощи определяется в каждом конкретном случае», – делится мнением Денис Крауялис.

Одним из инструментов и элементов наполнения сайтов являются комментарии для СМИ. Владимир Блохин отмечает, что не видит прямой монетизации с помощью этого инструмента, хотя публикации увеличивают частотность запроса по бренду или конкретному юристу. Однако работа со СМИ является, по словам эксперта, крайне энергоемкой: подготовка пресс-релизов, сотрудничество с различными изданиями, поддержание связей. Данным направлением должны заниматься отдельные сотрудники или целые отделы, что могут позволить себе только средние или крупные компании.

Форумы и рейтинги как подтверждение компетенций. Значимую роль в продвижении компаний среди профессионального сообщества играют различные форумы и семинары. «Помимо получения новых знаний, наши сотрудники обмениваются опытом, заявляют о себе путем выступлений, обсуждений важнейших изменений законодательства и прецедентов. Кроме того, присутствие на конференции в качестве участника или же спикера способствует привлечению новых клиентов, созданию дружественных отношений с коллегами», – отмечает Денис Крауялис.

«Если вы являетесь лидером своего региона по арбитражным делам в Сибири, например, то в арбитражный суд будут обращаться сторонние компании. Таким образом у вас будет основание повышать чек. Участие в региональных рейтингах хороший инструмент, и имеет огромное значение и для B2B», – подчеркивает эксперт.

Социальные сети как рупор. Сегодня клиентов юристы могут найти не только в Facebook, но также Instagram и TikTok. С течением времени эти платформы меняются, и если раньше в профессиональной среде считали Вконтакте социальной сетью для молодежи, то спустя годы там сформировалась хорошая бизнес-аудитория.

«Аудитория социальных сетей намного выше, чем аудитория телевидения. Соответственно, кто этим вниманием владеет, тот и получает доступ к аудитории. Социальные сети позволяют значительно расширить известность бренда. Яркий пример – адвокат Сергей Жорин, руководитель АК «Жорин и Партнеры», который очень активен в социальных сетях, и в том числе поэтому о нем знают клиенты и профессиональное сообщество. Однако юристы в большинстве своем очень осторожно относятся к продвижению в социальных сетях, и мало специалистов, которые видят в этом направлении стратегическое преимущество. Объясняется это врожденным консерватизмом, недоверием к новым инструментам. Социальные сети к тому же заставляют юристов проявлять себя с несколько необычной стороны. Например, аудитория TikTok ждет от них юмора и креатива», – рассказывает Дмитрий Засухин.

Основное отличие контента для социальных сетей в том, что там публикуется информация для массового сегмента. Персональный сайт же нацелен, по словам эксперта, на тех, кто уже занимается непосредственно выбором, рассматривает компанию как потенциального подрядчика и изучает все более детально.

Если компания выбрала для себя классическую модель, которая подразумевает работу с людьми 30-50 лет, специалисты советуют выбрать Facebook. Однако в случае, когда юристы делают ставку на долгосрочную работу с поколением Z, лучший выбор – TikTok, позволяющий говорить с аудиторией на одном языке. Впрочем, замыкаться на той или иной социальной сети, по мнению Владимира Блохина, не стоит. При таком подходе можно оказаться в ситуации, когда дальнейшие вложения в рекламу не привлекут больше клиентов. Освоение же новых платформ и сервисов – это всегда путь к увеличению охвата.

Больше полезных материалов по рекламе для юристов:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: