Что изображено на рисунке исход суд соломона покорение иерихона предание о самсоне

Обновлено: 26.04.2024

“Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной
старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” - “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

Тема урока: Библейские сказания. Царство Давида и Соломона. (2 урока)

1 урок – заочное путешествие.

2 урок - с элементами лабораторно-практической работы.

  • познакомить учащихся с историей создания Библии и основными библейскими сказаниями;
  • формировать умение пользоваться текстом Библии;
  • учить анализировать тексты документов и выделять логические части в прочитанном тексте;
  • формирование навыков работы с контурной картой;
  • развивать речь, расширяя словарный запас новыми терминами, чтением текста вслух.

Термины и понятия: Библия, завет, Ханаан, исход, Иерихонская труба, филистимляне, иудаизм, монотеизм, скрижали, скиния, Ковчег Завета.

1) карта “Передняя Азия в древности”;

2) контурная карта “ Передняя Азия в древности”, цветные карандаши;

3) Библия и другие библейские тексты;

4) картины художников на библейские сюжеты.

  1. Библия – священная книга миллионов людей.
  2. История Иосифа.
  3. Моисей. Исход израильтян из Египта. Десять заповедей.
  4. Богослужение древних евреев. Пророки.
  5. Завоевания земли Ханаанской. Самсон и Далила.
  6. Цари ( Саул, Давид, Соломон). Давид и Голиаф. Суд Соломона.
  7. Закрепление и проверка знаний.

1. Объяснение нового материала.

Вводное слово учителя – рассказ учителя о структуре Библии (рисунок 1).

Библия (ХII в. до н.э. - II в.н.э.) – собрание книг, которые считаются священными в христианстве и иудаизме. Состоит из 66 книг, делится на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Состав Библии: произведения различных жанров:

Ветхий Завет (39 книг) Новый Завет (27 книг)
Пятикнижие Моисеево – Закон Тора Евангелие
Исторические книги Деяния апостолов
Книги Премудрости Послания апостолов
Пророческие книги Откровение Иоанна (Апокалипсис)

Ветхий Завет – самая древняя часть Библии. В нем описывается в основном реальная история, с реальными противоречиями, войнами, именами правителей, он написан в оригинале на древнееврейском языке. Позже книги были переведены на греческий язык, затем с греческого на латинский, древнеславянский и современные национальные языки.

Ветхий Завет начинается книгой Моисея Бытие и заканчивается книгой пророка Малахии.

Новый Завет - это жизнь и учения Иисуса Христа и его учеников. Начинается книгой Евангелие от Матфея и заканчивается Откровением Иоанна Богослова, которое содержит христианское представление о конце мира.

Библия в переводе с греческого означает “Книги”, то есть целая библиотека.

2. Учитель: В глубокой древности еврейские племена кочевали в Северной Аравии, занимались скотоводством. Происхождение еврейского народа Библия ведет от Авраама, уроженца города Ур в Междуречье. Согласно Библии, Аврааму было видение: к нему явился Бог и приказал ему следовать в Ханаан, пророчествуя, что от Авраама начнется новый народ. Старец вместе со своей женой Сарой долго скитался, пока не остановился в одном из мест в Палестине, где позже вырос великий город Иерусалим. Его сын Исаак и внук Иаков (второе имя Израиль – “божий воин”) считаются родоначальниками еврейского народа. От сыновей Иакова пошли 12 ветвей еврейского племени. Иаков больше всех любил Иосифа. Иосиф стал участником захватывающих событий. Но об этом он расскажет нам сам.

Иосиф рассказывает от первого лица историю того, как он попал в Египет и как там жил (на основе еврейских преданий). Учащимся предлагается по ходу рассказа подготовить вопросы, которые они потом смогут задать рассказчику. Учитель также может предложить свои вопросы классу.

Ученику предлагается следующий текст:

Завидовали братья Иосифу и сговорились погубить его. Они продали юношу в рабство купцу, шедшему с караваном в Египет, а отцу сказали, что брата растерзали дикие звери. В Египте Иосиф стал рабом вельможи. Умен и удачлив был новый раб, и вскоре он оказался при дворе самого фараона. Здесь Иосиф прославился тем, что сумел объяснить загадочные сновидения фараона и предсказать наступление великих неурожаев и голода. Он дал фараону совет - запасти зерно и избавить землю египетскую от бедствия. После этого стал Иосиф влиятельным вельможей.

Тем временем в соседних странах свирепствовал голод. Услышали братья Иосифа, что египетский фараон дает зерно голодающим, и пришли просить его о помощи. Не узнали они своего брата в египетской одежде. А Иосиф решил устроить им испытание и сделал вид, будто хочет казнить самого младшего из братьев. Дружно заступились братья за мальчика. Увидел это Иосиф и простил им старую обиду. Вместе со всеми бесчисленными родичами поселились дети Иакова в Египте. Их потомки жили там почти 400 лет.

3.Учитель: Но при фараоне Рамсесе II евреев стали притеснять, заставляя работать на строительстве грандиозных сооружений. Работа была очень тяжелой. А затем фараон и вовсе приказал убить всех еврейских младенцев мужского пола.

Моисей рассказывает историю своего рождения и исхода евреев из Египта.

Ученику предлагается следующий текст.

Мать Моисея положила новорожденного в корзинку и спрятала ее в зарослях на берегу Нила. Египетская царевна во время купания увидела малыша и пожалела его. Этому поспособствовала сестра Моисея Мариам. Когда Мариам увидела, что дочь фараона обратила внимание на младенца в корзинке, она смело подошла к царевне. Девочка спросила царевну, не хочет ли она найти няньку для малыша. Получив согласие, Мариам привела свою мать, и та стала воспитательницей родного сына.

Став взрослым, Моисей однажды увидел, как надсмотрщик избивает еврея. Моисей убил обидчика и вынужден был бежать. Моисей пас овец в пустынной местности. Вдруг куст перед ним запылал несгораемым огнем. Из пылающего куста раздался громкий голос. Это сам Бог обращался к Моисею: “Я – Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и услышал плач бедных евреев и повелеваю тебе вывести их из Египта!”.

В страхе и трепете Моисей закрыл ладонями лицо, боясь увидеть Бога. “Что сказать мне сынам Израилевым, когда я приду к ним, как назвать мне Бога отцов их?” - спросил Моисей. И сказал Бог Моисею: “Я есмь Сущий (Бог Яхве). Так скажи сынам Израилевым: “Сущий послал меня к вам”. Так впервые явился Бог Моисею.

Моисей обратился к фараону с просьбой отпустить его соплеменников. Но фараон лишь усилил притеснения евреев. Тогда евреи решили бежать из Египта. Начался великий исход.

Учитель: Евреи добрались до Красного моря, но тут колесницы фараоновых воинов почти настигли их. Евреи кинулись в море, и воды его, как повествуется в Библии, расступились перед ними. Беглецы прошли по дну моря. За ними ринулись воины фараона. Но морские волны сомкнулись над ними и поглотили преследователей.

Евреи оказались на Синайском полуострове. Они могли быстро добраться до своей родины. Однако Моисей 40 лет водил их по пустыне, чтобы забыли они свой плен и рабскую участь, чтобы души их стали свободными. Библия рассказывает, что Бог спас евреев от голода, послав им манну небесную. Евреи расположились у горы Синай. Моисей взошел на гору, которая дымилась и содрогалась в раскатах грома. На горе Синай Моисей получил от Бога каменные плиты – скрижали. На скрижалях были начертаны 10 заповедей Бога. Вот эти заповеди.

(Учитель по учебнику с учениками разбирает каждую из 10 заповедей).

Вопрос: Почему люди по сей день следуют этим заповедям?

4. Учитель: В Библии рассказывается, что единое место для поклонения Яхве устроил Моисей. Это был переносной шатер из дорогих тканей, привешенных к столбам – скиния.

В нем было 3 части – двор, святилище и святая святых. Во двор, где приносились жертвы, могли входить все. В святилище входили только священники. Там стояли семисвечник и алтарь, на котором жгли благовония. Самой главной частью было святая святых. В него мог входить только главный священник – первосвященник – и только один раз в год. Там стоял “ковчег” - ящик, в котором находились скрижали с 10 заповедями. Позже в Иерусалиме был возведен огромный каменный храм, куда перенесли ковчег.

Важную роль в жизни иудейского общества играли пророки. Пророки – люди, предсказывающие будущее, были у многих древних народов. Но только у евреев они стали не просто предсказателями будущего, но, в первую очередь, проповедниками, которые обличали грехи народа, были пламенными приверженцами одного Бога – Яхве. Нередко пророки в трудную минуту помогали царям советом. Одним из самых известных из них был Илия.

5. Завоевание земли Ханаанской (комментированное чтение отрывка текста из параграфа).

  1. Почему евреям пришлось вновь отвоевывать свои земли?
  2. Какой город явился главным препятствием для евреев?
  3. Почему стены Иерихона рухнули?
  4. Что означает выражение “Иерихонская труба”?

Задание: чтение документа – Самсон и Далила.

6. Учитель: После ряда набегов израильтян на Палестину жившим там ханаанеям был нанесен сокрушительный удар. Иудеям удалось расселиться в Палестине. Общей власти у них еще не было. Перед лицом какой-либо опасности племена подчинялись выбранному вождю – судье. Считалось, что такому вождю помогает Бог. Евреи считают, что есть только один истинный Бог – Яхве, который сотворил мир и человека. Это была первая монотеистическая религия. А религия евреев – иудаизм.

В конце XI века до нашей эры предводители колен впервые выбрали Саула из колена Вениамина царем.

Ученики – комментированное чтение текста учебника “Цари”.

  1. Назовите царей Изральско-Иудейского царства.
  2. Что принесло Давиду славу и признание народа? ( Чтение документа “Давид и Голиаф”).
  3. Какой царь славился необычайной мудростью? ( Чтение документа “Суд Соломона”).
  4. Что способствовало процветанию Израиля во время правления Соломона?

5. На какие две части распались Израильское царство и почему?

7. Закрепление и проверка знаний.

1. В течение урока учащиеся вместе с учителем делают в тетради краткие записи, в результате чего должна получиться следующая схема:


Древние еврейские царства (рисунок 2)

2. Вопросы к текстам.

  1. За что братья возненавидели Иосифа? Как вы считаете справедлив ли был их гнев?
  2. Каким образом Иосифу удалось из раба превратиться в управителя в Египте? Какие личные качества ему в этом помогли?
  3. Как вы думаете, прав ли был Иосиф, простив своих братьев?
  1. Почему Египетский фараон приказал уничтожить всех младенцев еврейского народа?
  2. Как удалось спастись Моисею?
  3. Какое задание дал Бог Моисею?
  4. Как удалось Моисею спасти свой народ?

3. Индивидуальные задания

а) Используя данные слова, составьте рассказ “По страницам Библии”: Авраам, Ханаан, Палестина, Иаков, Иосиф, Моисей, Завет, Яхве, скрижали, исход, плен, филистимляне, Иерихон, Самсон, Давид, Соломон, Израиль, Иудея.

б) Заполнить контурную карту (прилагается)

в) Составить рассказы по рисункам (прилагаются)

  1. На какие две части делится Библия и по скольку книг?
  2. Дайте краткую характеристику Старого Завета и Нового Завета.
  3. От кого ведется происхождение еврейского народа?
  4. Откуда произошло слово “Израиль”?
  5. Почему евреи попали в Египет?
  6. Почему Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет?
  7. Как называется у евреев место для поклонения Богу?
  8. Где хранились скрижали?
  9. Какую роль для еврейского народа играли пророки?
  10. Что вы знаете о филистимлянах?
  11. В чем особенность древнееврейской религии по сравнению с египетской и вавилонской?

Домашнее задание: Составьте по выбору кроссворд или тесты с использованием новых терминов, параграф 18.


Список вопросов теста

Вопрос 1
Вопрос 2

Этот город был столицей Израильского царства.

  • Иерусалим
  • Вавилон
  • Мемфис
  • Аккад
  • Фивы
Вопрос 3

Укажите истинность или ложность утверждений.

  • Иерусалим является одним из самых древних непрерывно заселённых городов мира.
  • На кольце Соломона было написано: "Всё пройдёт".
  • Удобное положение страны позволяло израильтянам заниматься посреднической торговлей.
  • На внутренней стороне кольца Соломона была надпись: "Ничего не будет".
Вопрос 4

Этот народ на долгие годы стал главным противником древних евреев.

Составьте слово из букв: ИЛЕСТМИНЛИФЯ

Вопрос 5

Как звали возлюбленную богатыря Самсона?


  • Далила
  • Ева
  • Афина
  • царица Савская
Вопрос 6

Что изображено на рисунке?


  • Исход
  • Суд Соломона
  • Покорение Иерихона
  • Предание о Самсоне
Вопрос 7

Каким было значение Иерусалимского храма?

  • Главная святыня еврейского народа
  • Символ примирения древних евреев с их врагами
  • Единственное место поклонения Яхве
  • Олицетворение единства Израильского царства
Вопрос 8

Какие ветхозаветные герои изображены на этом рисунке?


  • Голиаф
  • Самсон
  • Гектор
  • Моисей
  • Давид
Вопрос 9

Так назывался ларец, где лежали каменные доски с десятью заповедями данные Богом Моисею.

  • Чаша бытия
  • Ветхий Завет
  • Скрижали
  • Ковчег завета
  • Ноев ковчег
Вопрос 10

Расположи древнеизраильских царей согласно дате их правления, начиная с самого раннего.

5. 21. Тема урока: Царство Давида и Соломона.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся с библейскими сказаниями о героях, показать их положительные качества.

2. Продолжить формирование умений составлять расс­каз на основе текста учебника и исторических доку­ментов.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Египет и передняя Азия», репродукции, иллюстрации учебника, план-памятка для оценки устного ответа на уроках ис­тории в 5 классе

Словарь урока:

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

I . Организационный момент

II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: « Библейские сказания»

1. Подготовка устного ответа у доски по карточке № 17

КАРТОЧКА №17

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие мифы вошли в древнюю часть Библии Ветхий Завет?» Для этого вспомни:

* Где жили еврейские племена в 2000 г. до н.э.?

* В какую книгу вошли предания этого народа?

* Что называется Ветхим Заветом?

* Что обозначает понятие «единобожие»?

* Что рассказывается в мифе о сотворении мира?

* Как появились первые люди по библейским сказаниям?

* За что Бог наказал людей, устроив потоп на земле?

Сделай вывод, почему мы сегодня изучаем мифы, которые вошли в Библию?

Примерный ответ учащегося: В 2000 г . до н.э. еврейские племена жили в степных районах между Египтом, Вавилонией и Финикией предания этого народа вошли в Библию. Первая часть этой книги называется Ветхий Завет. Когда-то евреи, как и египтяне, пришли к единобожию, то есть вере в одного Бога — Яхве. Они верили, что он дал людям заповеди, правила, по которым людям надо жить. Евреи верили, что мир и первых людей создал этот Бог. Он же и наказал людей за непослушание, устроив потоп. Мифы мы изучаем по­тому, что они отражают представления людей о мире, о добре и зле, то есть являются своеобразным источником жизни.

2. Индивидуальная работа по карточкам (письменно).

Карточка 1. Замените одним словом следующие выражения:

* Знак на теле раба —_____ (клеймо).

* Древняя часть Библии —____________ (Ветхий Завет).

* Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи — ___ (заповеди).

* Враги израильтян —__ (филистимляне).

* Каменные доски, на которых были написаны заповеди — _________ (скрижали).

Карточка 2. Составьте рассказ по рисунку.

В Ветхом Завете сказано: «И простер он руку свою, и расступились воды».

О чем идет речь? Что предшествовало изображенному на рисунке? Что было дальше? Опишите рисунок.

Первый алфавит придумали финикийцы. В нем были только согласные буквы. Это создавало трудности при чте­нии. Представьте себе, что кто-то написал подобно финикий­цам, без гласных заповеди, данные Богом Моисею.

н бвт члвк_______________________

пчтт тц мт_______________________

Какие заповеди здесь написаны?

Карточка 4. Ответьте на вопрос.

Ученые полагают, что авторы, создавшие Ветхий Завет, хорошо знали древнеегипетскую литературу и испытали на себе ее влияние. Почему ученые считают, что подтвержде­нием этой мысли может служить древнеегипетская сказка о потерянной рыбке? Вот эта сказка:

Однажды фараон, владыка Египта, грустил. Позвал он главного жреца и спросил, как ему избавиться от тоски. Тот ответил: «Да проследует твое величество к озеру у двор­ца фараона, да будет он жив, невредим и здрав! Да посадит он в ладью свою разных красавиц из дворца своего. Сердце твоего величества усладится, когда ты увидишь, как гребут они взад и вперед. Посмотришь ты на прекрасные заросли озера твоего, увидишь поля у берегов его, и сердце твое возрадуется». И сказал царь: «Воистину устрою себе ката­ние. Пусть достанут весла черного дерева, украшенные золотом, и приведут самых красивых девушек дворца».

И было сделано все, как повелел его величество. И краса­вицы гребли взад и вперед. И сердце его величества услаж­далось, глядя на них. Но вот у одной из девушек растрепа­лись волосы и упала в воду украшавшая прическу ее бирю­зовая рыбка. И умолкла девушка, и перестала грести, а за ней и все остальные. Сказал его величество девушкам: «Почему же вы не гребете?» И ответили они: «Наша старшая замолкла и не гребет». Тогда сказал его величество старшей над девушками: «Греби, я дам тебе другую бирюзовую рыбку». И ответила она: «Мне не надо другой, я хочу свою рыбку».

Позвал царь главного жреца и рассказал ему обо всем. Тогда жрец промолвил что-то волшебное и разделил воды озера пополам. И положил одну половину вод на другую. Обнажилось дно озера, и нашел жрец на его дне бирюзовую рыбку — лежала та рыбка на камне. Он поднял ее и отдал девушке. Затем жрец снова промолвил что-то волшебное и привел озеро в первоначальное состояние. Его величество, да будет он жив, невредим и здрав! — провел прекрасный день.

Что могли заимствовать авторы Ветхого Завета из древ­неегипетской сказки?

Карточка 5. Объясните, какое отличие веры в бога Яхве от религии древних египтян заключено в слове «единобожие»

Карточка 6. Объясните на примере жизни древних еврейских скотоводов и древнеегипетских земледельцев, в чем отличие жизни кочевников от оседлого образа жизни

Карточка 7. Сравните миф о потопе из Древнего Двуречья и миф о всемирном потопе. Найдите общее в объяснении причины наступления потопа

Карточка 8. Перечислите заповеди, которые дал бог Яхве еврейскому народу

Карточка 9. Выполните тестовые задания.

Вариант 1

1. Выберите правильный и полный ответ.

Наиболее древняя часть Библии — Ветхий Завет — содержит:

а) еврейские предания и мифы б) еврейские предания, мифы, рассказы о старине

в) еврейские предания, мифы, рассказы о ста­рине, размышления мудрецов, древние зако­ны, предписания, обычаи

2. Приведите в соответствие:

а) древнееврейский законодатель, выведший евреев из египетского плена 1) Саул
б) могучий богатырь, чья сила, согласно преданию, заключалась в его волосах 2)Самсон
в) первый правитель Израильского царства 3) Моисей

3. Продолжите перечень.

Древнейшие предания Ветхого Завета:

а) о сотворении мира б) о первых людях — Адаме и Еве в) г) д)

4. Назовите принцип, объединяющий эти слова. Моисей, заповеди, скрижали, завет:

а) Моисей дал людям заповеди (правила), запи­сал их на скрижалях (каменные доски) и на­звал их заветом

б) Бог вручил Моисею скрижали, где были запи­саны заповеди, а люди заключили с Яхве завет (договор), обещая выполнять данные им заповеди

в) люди заключили с Моисеем завет (договор) о выполнении записанных на скрижалях запо­ведей

5. Восстановите последовательность событий:

а) Соломон строит храм в Иерусалиме б) евреи уходят из египетского плена

в) Давид побеждает Голиафа г) Иосиф становится влиятельным вельможей в Египте

Вариант 2

1. Выберите правильный и полный ответ. Древние евреи:

а) подобно египтянам и вавилонянам поклоня­лись многим богам

б) в отличие от египтян и вавилонян поклоня­лись одному богу

в) подобно египтянам и вавилонянам поклоня­лись многим богам, но постепенно пришли к единобожию

2. Приведите в соответствие:

а) победитель Голиафа, царь, при котором столицей Израильского царства стал Иерусалим 1) Иерихон

б) царь Израиля, великий законодатель и мудрец 2) Соломон

в) крепость, рухнувшая от звуков труб и криков воинов 3) Давид

3. Продолжите перечень.

Заповеди, врученные Богом Моисею:

а) поклоняться одному богу Яхве б) почитать отца и мать в) г) д)

4. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Соломон, Иерусалимский храм, завет, скрижа­ли, заповеди:

а) Соломон заключил с подданными завет (дого­вор), записав на скрижалях (каменных плитах) заповеди и поместив их в Иерусалимский храм

б) Соломон повелел построить Иерусалимский храм и поместил в него скрижали с заповедя­ми, о соблюдении которых люди заключили за­вет (договор)с Богом

в) Соломон приказал выбить на скрижалях за­поведи и поместить их в Иерусалимский храм, заключив об этом завет (договор) с Богом

5. Восстановите последовательность событий:

а) Давид становится царским военачальником

б) Моисей выводит евреев из египетского плена

в) первым правителем Израильского царства становится Саул

г) египетский фараон повелевает отдавать па­лачам всех новорожденных мальчиков

Ключ к тесту: 1 — в; 2: а — 3, б — 2, в — 1; 3 — об изгнании из рая, о великом потопе, о расселении народов по земле (вариант 1), не красть, не лгать, не убивать (вариант 2); 4 — б; 5 — г, б, в, а.

2. Беседа с классом по содержанию Библейских заповедей.

— Какие заповеди содержит Библия? (Веруйте в Бога, не делайте себе кумира, не произноси напрасно имя Божие, почитай отца своего и мать, не убивай, не кради, не лги. )

— Как вы думаете, можно ли нам сегодня жить по этим заповедям?

3. Заслушивание устного ответа по карточке № 17. Отзыв учащихся по плану-памятке.

III . Переход к изучению новой темы

Итак, мы продолжаем знакомство с Библией. Сегодня мы познако­мимся с библейскими преданиями о героях.

Задача для учащихся: Какие качества ценили древние евреи в своих героях?

IV . Изучение новой темы

1) Библейские предания о героях.

2) Правления царя Давида и Соломона.

На доске записаны тема урока, новое слово праща.

1. Комментированное чтение по абзацам п. 1 §17 с. 79 учебника.

2. Работа по карте (с. 80 учебника).

— В долине какой реки поселились евреи в XIII в. до н.э.? (В долине реки Иордан.)

— Где берет свое начало река? (В Ливанских горах.)

— Каким цветом обозначены на карте границы Израильского царст­ва? (Зеленой полоской.)

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

— Прочитать п. 2, 3 § 17 с. 80 учебника.

4. Объяснение значений новых слов.

Праща - древнее ручное боевое оружие для метания камней.

5. Беседа по прочитанному.

— Кто был первым правителем Израильского царства? (Саул).

— Кого поразил в смертельной схватке пастух Давид? (филистимлянского воина Голиафа).

— Какой город в X в. до н.э. стал столицей Израильского царства? (го­род Иерусалим).

6. Работа с историческим документом.

Легенда о суде Соломона (с. 82 учебника)

Вариант 2. Творческое задание

Учитель предлагает написать сочинение «Чем религия древних евреев отличалась от религии Древнего Египта?» (Предполагается, что ученики акцентируют внимание на монотеизме у евреев.) (Работа рассчитана на 25 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

V .Закрепление изученного на уроке

Беседа по главному вопросу урока.

— Какие качества ценили древние евреи в своих героях? (Древние евреи ценили силу как у Самсона и Давида, мудрость и справедливость, забо­ту о людях, как у Соломона).

— Как вы думаете, нужны ли эти качества людям сегодня?

VI . Итоги урока.

VII . Домашнее задание: 1. Прочитать § 17 учебника.

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Какие качества ценили древние евреи в своих героях?»

3. Выясним и выпишем в тетрадь, что обозначает выра­жение «труба иерихонская», используйте для этого лингвистический словарь.


Список вопросов теста

Вопрос 1
Вопрос 2

Этот город был столицей Израильского царства.

  • Иерусалим
  • Вавилон
  • Мемфис
  • Аккад
  • Фивы
Вопрос 3

Укажите истинность или ложность утверждений.

  • Иерусалим является одним из самых древних непрерывно заселённых городов мира.
  • На кольце Соломона было написано: "Всё пройдёт".
  • Удобное положение страны позволяло израильтянам заниматься посреднической торговлей.
  • На внутренней стороне кольца Соломона была надпись: "Ничего не будет".
Вопрос 4

Этот народ на долгие годы стал главным противником древних евреев.

Составьте слово из букв: ИЛЕСТМИНЛИФЯ

Вопрос 5

Как звали возлюбленную богатыря Самсона?


  • Далила
  • Ева
  • Афина
  • царица Савская
Вопрос 6

Что изображено на рисунке?


  • Исход
  • Суд Соломона
  • Покорение Иерихона
  • Предание о Самсоне
Вопрос 7

Каким было значение Иерусалимского храма?

  • Главная святыня еврейского народа
  • Символ примирения древних евреев с их врагами
  • Единственное место поклонения Яхве
  • Олицетворение единства Израильского царства
Вопрос 8

Какие ветхозаветные герои изображены на этом рисунке?


  • Голиаф
  • Самсон
  • Гектор
  • Моисей
  • Давид
Вопрос 9

Так назывался ларец, где лежали каменные доски с десятью заповедями данные Богом Моисею.

  • Чаша бытия
  • Ветхий Завет
  • Скрижали
  • Ковчег завета
  • Ноев ковчег
Вопрос 10

Расположи древнеизраильских царей согласно дате их правления, начиная с самого раннего.

Самсон и Далила: Библейская легенда Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет. Господь, увидев это, послал своему народу […]

Самсон и Далила: Библейская легенда Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет. Господь, увидев это, послал своему народу […]


Самсон и Далила: Библейская легенда

Так случилось, что израильтян, сильнее всех других народов, притесняли филистимляне. Филистимляне были воинственными и крепкими, жили в укрепленных городах у моря и представляли собой настоящую опасность. Они устраивали набеги на израильтян, забирали себе их имущество, уничтожали целые селения, продолжалось все это целых сорок лет.

Господь, увидев это, послал своему народу силача Самсона. У матери Самсона долго не было детей, но в один прекрасный день некто сообщил ей, что она родит сына. До рождения ребенка ей надо было вести особенно благочестивый образ жизни, не пить вина и не есть свинины. После рождения ребенка ему не дозволялось стричь волосы, нож не должен был касаться его головы, ведь ребенок будет посвящен Богу.

Самсон и Далила: в чем сила Самсона?

Мать Самсона удивилась и рассказала об этом явлении своему мужу, муж попросил сообщившего эту новость гостя войти в дом, но тот отказался, а отцу Самсона велел принести Господу в жертву козленка. Пламя над жертвенником унесло в небо таинственного посланца… Это был Ангел Господень.

Самсон действительно рос невероятно сильным и однажды голыми руками победил напавшего на него льва. Он защитил израильтян от набегов филистимлян, но сам полюбил молодую филистимлянку Далилу и женился на ней. На свадьбе Самсон загадал присутствующим загадку, которую Филистимляне разгадать не смогли и подослали к нему жену с просьбой сказать ответ. После того, как жена узнала отгадку, она сразу же сказала ее своим соотечественникам. Самсон разозлился и покарал 30 филистимлян. Так началось их 20-летнее противостояние. Филистимляне, мечтающие одолеть Самсона, пришли к Далиле и обещали ей много серебряных монет, если она узнает тайну необычайной силы Самсона.

Далила, никогда не знавшая такого богатства, предала своего возлюбленного и спросила, как его победить. Самсон сказал Далиле, что если связать его новыми сырыми веревками, он не вырвется. Далила так и сделала, когда Самсон заснул и разбудила его, воскликнув «Самсон! Филистимляне идут на тебя». Самсон встал и разорвал веревки. Далила поняла, что была обманута и вновь попросила открыть секрет. Тогда Самсон сказал, что стоит только вплести его волосы в ткань и прибить ее гвоздем к колоде, он потеряет силу. Далила так и сделала, когда Самсон опять уснул. Самсон же снова смог освободиться.

Разозлившись Далила пригрозила Самсону, что оставит его, если он не скажет правду и Самсон вынужден был признаться, что сила заключается в его волосах.

— Как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твоё не со мною? Вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чём великая сила твоя.

И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти. И он открыл ей всё сердце своё, и сказал ей:

— Бритва не касалась, головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди.

Далида, видя, что он открыл ей всё сердце своё, послала и звала владельцев Филистимских, сказав им:

— Идите теперь; он открыл мне всё сердце своё.

Тогда Далила напоила Самсона вином и позвала филистимлян, которые остригли с головы Самсона семь кос. Далила получила обещанную плату, а Самсона пленили, пытали, выколов ему глаза и бросили в темницу, где он вынужден был крутить жернова, которые мололи зерно.

Однажды филистимляне собрались на праздник в честь языческого бога Дагона. Развеселившись они попросили привести незрячего силача, чтобы издеваться над ним. Но у Самсона к тому времени уже выросли волосы. Тихонько помолившись о том, чтобы к нему вернулась сила, Самсон, воскликнув «умри, душа моя, с филистимлянами» обрушил кровлю дома. Под завалами погиб он сам вместе с филистимлянами, пытавшими его.

Предание о Самсоне и Далиле: толкование

История о Самсоне и Далиле учит нас многому, и она не только о:

  • Предательстве;
  • Разочаровании;
  • Боли;

Самсон начал противостоять филистимлянам не только, чтобы защитить израильтян, личные обиды двигали им и его физическая слепота стала символом духовного ослепления и потери ориентиров. Силу, которую Господь дал ему для защиты от врагов, Самсон использовал не по назначению. История Самсона и Далилы — это история вечной борьбы, которая идет между добром и злом за душу человека.

Л. Джордано

Л. Джордано «Самсон и Далила»

Исторические факты

Известно, что филистимляне в те времена действительно совершали набеги на израильтян.

Сюжет о Самсоне и Далиле получил свое отражение в искусстве и литературе. Сцены из этого сюжета изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века подвиги Самсона часто изображали на книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники:

  • А. Мантенья;
  • Тинторетто;
  • Л. Кранах;
  • Рембрандт;
  • Ван Дейк;
  • Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии.

Почему Далила предала Самсона?

У предательства Далилы нет оправданий, но есть определенные предпосылки. Самсон не был однозначно положительным персонажем и самым благочестивым человеком в Библии. Господь избрал его и дал ему силу, но Самсон часто распоряжался этим даром в своих интересов, был жесток с первой женой, хвастался своими победами и успехами, кроме того филистимляне оставались соотечественниками Далилы, а многих из них Самсон погубил своими руками. Ей, как и Самсоном, двигало разрушительное чувство мести.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: