Что доставляют суда жителям севера

Обновлено: 26.04.2024

Жизнь крутанула меня так, что в 20лет я познакомилась с парнем через интернет и спустя 3 года я оказалась с ним на ЯМАЛЕ.

У меня была работа, вся семья в этом городе, я училась в ВУЗе. Но так получилось, что я полюбила и сломя голову поехала "на край света" за своим возлюбленным, бросив ВСЁ И ВСЕХ.

Я приехала в ЯНАО. Я в г. Надым. Ямало-Ненецкий АО. Первое впечатление было ужасающее. Везде снег, холодина.Люди в ТАКИХ пуховиках огромных! ВСЕ женщины в шубах и даже дети.

И да это место нефтяников и газовиков.

и так подробнее о том, что было во круг меня

Вот вам сразу таблица, чтобы вы понимали точнее когда сменяются времена года))

КЛИМАТ ЗИМЫ АККЛИМАТИЗАЦИЯ

О климате Крайнего севера можно петь долго, это что то невероятное) Во первых хочу отметить, что акклиматизация проходила у меня легко, "страдал" только нос. Он просто перестал дышать. Я полгода сидела на каплях, и местные, как сказали " Это нормальное явление" у других выпадают волосы ещё.

Тк я приехала в зиму, она мне казалась невероятно долгой! Снега там столько, что по весне хоть лодку пускай. Говорят что Солнце ☀не бывает зимой, оно есть! Но не продолжительное время. В 3 часа дня уже темно как в 7 вечера в регионах средней полосы. , солнце выходит и оно очень яркое, такое, что вынуждает надевать солнцезащитные очки. Вот так. В шубе и в очках. Красота. =)

Морозы доходят до - 45 в черте города и до - 60 в тундре, где трудятся газовики. В - 40 на улице не возможно дышать, тк лёгкие обжигает как иголками.

А так же имеются резкие перепады температуры. С - 8до 35 за одну ночь.

Зимой искрится снег как жемчуг, он невозможно белый и чистый. Воздух свежий и морозный. Небо цветное и розоватое.

Когда я приехала в ноябре, уже снег лежал, но на следующий год у меня не было обуви межсезонной. Мне пришлось идти на рынок и за ботинками. Продавцы хихикали и сказали, девочка, бери валенки сразу, сегодня осень, а завтра проснёшься уже снега будет до самой крыши. Я не поверила и купила ботинки на тонкой шпильке. Надела их два раза в кабак передвигаясь на такси. Все. Продавцы были правы=)

Снег выпадает внезапно, резко и сразу много. В сентябре.

Таять начинает.. Хм. Незнаю что и сказать. В основном в мае. Но бывают случаи, когда снег лежал в июне ещё.

А вот в каком то году,( не помню к сожалению год) снег выпадал в июле. Все фоткали снег и выставляли в соц сети. Г. Надым показывали даже по ПЕРВОМУ каналу.

Зимой там тяжело. Психологически все давит, темно, кислород разряженный, его не хватает, хочется все время я спать. Я ходила как муха, в депрессии и усталости от ничегонеделания

С зимой пока все.)

КЛИМАТ ОСЕНЬ

ОХ. это самое прекрасное что мне доводилось видеть. Увидев такую ЗОЛОТУЮ осень, на другие вы будете РАВНОДУШНЫ. Осенью я ездила в лес, собирала грибы. Делала шикарные фотографии. Вот одни из них.

Ягель. Автор Екатерина Чайка. Я всегда думала что ягель мягкий. Но он жёсткий и очень сухой. Его едят Олени.

Ягель. Автор Екатерина Чайка. Я всегда думала что ягель мягкий. Но он жёсткий и очень сухой. Его едят Олени.

Осень начинается с августа. Воздух прохладный и такой же свежий. Небо часто затянутое. Все короче становится день и близятся ПОЛЯРНЫЕ НОЧИ. Осенью уже одевают тёплые пуховики.

КЛИМАТ ВЕСНА

Весна. Север не может похвастаться такой весной, как Юг России. Весна начинается с апреля, и как правило, после зимы, снега настолько много, что размеры сугробов от снегоуборочной техники ВПЕЧАТЛЯЮТ. Воды реально море. Но почему то она быстро куда то исчезает.

Вот в других регионах, весна - это время чего то волшебного, нового, воздушного, тёплого, атмосфера скорейшего наступления тепла, это начало чего то нового. Да ? А вот на севере нет такого ощущения . Потому что понимаешь что холода ещё долго будут и лета может и не быть. Чувство угнетения и безысходности. Многие и очень многие именно весной улетают "на землю" к родственникам, друзьям, или просто на моря.

КЛИМАТ ЛЕТО

Первая ассоциация с летом СЕВЕРА-КОМАРЫ! Они толстые, прям крупные и нереально больно кусают. А ещё полно МОШКАРЫ, она там тоже дико кусачая, голодная и злая.)

Купаться там-негде. Было одно озеро, и по моему рукотворное.оно было красное от глины. И люди, те, кто оставался летом на севере, купались там.. Ну как купались.. Зашёл и вышел=) загарать там так же НЕРЕАЛЬНО-СЛЕПНИ! Я в жизни своей СТОЛЬКО их не видела

Помню как то мы с компанией выехали немного за город, там были пески. И машина застряла в этих песках. Парни вышли толкать машину. А я с дикими криками сидела в машине закрыла все окна, так как слепни как сумасшедшие стаей летели на меня. Всё смеялись надо мной, местные привыкли. А для меня это было страшно!

Даже поход в магазин сопровождался бесконечными отмахиваниями ветками деревьев. Ужас..

Температура летом разная. Бывает +10 а бывает и +30. Сегодня ты оденешь межсезонную куртку или пальто, а завтра уже можешь одеть просто джинсы и футболку.

Кстати забыла сказать, летом короткие шорты, юбки никто не носит из за комаров. Никто не хочет быть сьеденными крокодилами с крыльями) поэтому летом ты всегда в паранже образно говоря))

Летом конечно же на севере БЕЛЫЕ НОЧИ. романтика романтикой.. Но спать невозможно, когда в 3 часа ночи солнце сверлит тебе глаз через штору.

Солнце НЕ САДИТСЯ ВООБЩЕ. оно только ДОХОДИТ ДО ГОРИЗОНТА. В 11вечера доходит до горизонта, и в 3 часа ночи начинает уже красный шар подниматься вверх. И в 4 часа уже светло.

Я первое время путала время, и спала днем, а "гуляла" ночью. Иногда с непривычки просыпаешься и не понимаешь день это или ночь

Граждане, прожившие в районах Крайнего Севера более двадцати лет, могут получить право на бесплатный участок земли.

Причем не только непосредственно в месте проживания, но и в любом другом регионе страны. Такой законопроект Госдума обсудит уже в рамках осенней сессии. Кто же способен заинтересоваться участком на берегу Северного Ледовитого океана?

Многие, уверена исполнительный директор Союза городов Заполярья и Крайнего Севера Светлана Демихова. Но есть один, очень немаловажный в этой ситуации нюанс.

"Мы достаточно давно проводили опрос населения и выяснили, что интерес к получению земельных участков есть - около 15 процентов опрошенных с удовольствием переехали на Большую землю и занимались собственным небольшим огородом. Однако сейчас ситуация изменилась. Людям мало получить участок, на этом месте надо строить дом, а это сегодня очень дорого", - говорит эксперт.

Исходя из данных по ассоциации, в которую входит 50 городов, продолжает Светлана Демихова, мы видим, что численность их населения уменьшается, причем не только за счет естественной убыли. "Народ уезжает. Однако уезжает трудоспособное население, так как сегодня нет тех условий, гарантий и компенсаций, которые были раньше", - объясняет она.

Человек, который прожил на Севере всю свою трудовую жизнь, резюмирует она, имеет право на жилье по сертификату в рамках программы "Жилище". "Однако в 2016 году выделено всего 2 916 жилищных сертификатов на сумму 5,649 миллиарда рублей. И это всего процент от общего количества семей, стоящих в очереди на получение жилья при переселении на Крайнем Севере, в Заполярье и приравненных к ним территориях", - говорит эксперт.

Законопроект, внесенный в Госдуму, предлагает однократное предоставление участка для жилищного строительства. Чтобы зафиксировать свое желание, необходимо подготовить заявление, в котором надо будет указать страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, кадастровый номер земельного участка (если известно, какой хочется иметь), его площадь. И, соответственно, координаты для обратной связи.

Сегодня в соответствии с действующим законодательством тем пенсионерам, которые проживают на Крайнем Севере и желают переехать в более климатически комфортные для них регионы, компенсируются только расходы, связанные с переездом к новому месту жительства на территории России.

В то же время "многие граждане, посвятившие всю свою трудовую жизнь Северу, хотят остаться по окончании своей трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

Учитывая низкую плотность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях, такое желание необходимо поддерживать и стимулировать", - считают законодатели. Тем более что у северян действительно будет выбор - уехать и получить участок на Большой земле или остаться и получить землю дома.

"Предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства будет способствовать развитию северных территорий и повышать их привлекательность для населения", - говорится в пояснительной записке к документу. А в результате, уверены законодатели, это позволит привлечь в село трудоспособное, активное и экономически стабильное население, что будет способствовать возрождению села.

Люди, живущие на Российском Севере, на берегах Белого моря, называют себя поморами. Землепашество здесь было развито, но прокормиться выросшими за короткое северное лето дарами скудной местной почвы было невозможно. Основой благополучия и процветания поморов в XVI–XIX вв. был морской промысел. Поморы объединялись в артели и выходили в море на поиски рыбы и на охоту за моржами, тюленями и нерпами. Основой поморского рациона была треска, пикша, зубатка, палтус. Солёную северную рыбу, ворвань, моржовый клык и шкуры морского зверя поморы везли в Европу и на юг, продавали в центральных губерниях России.

Основными типами судов поморов были гукор, лодья и коч. Гукор, большое двух-трёхмачтовое грузовое судно с объёмными трюмами, предназначался в основном для торговли. Поморские гукоры ходили в Скандинавию, Англию и другие страны Северной Европы. Лодья, а в Центральной России её называли ладья, – наиболее древний тип поморского судна, ведущий свою родословную от Киевской Руси.

Гукор

Ладья

Первые лодьи представляли собой огромный чёлн-долблёнку, сделанный из толстенного могучего ствола старого дерева. Позднее борта лодей стали надстраивать досками. Такие лодьи, ходившие по северным рекам и морям, назывались надставными. Наконец лодьи стали строить по обычной схеме: с килем, шпангоутами и обшивкой из досок встык – последующий венец досок не накрывал предыдущий, как у драккара, а крепился кромка к кромке. В результате поверхность корпуса получалась гладкой, что имело огромное значение при плавании во льдах. Интересно, что лодьями поморы называли все корабли, не употребляя слова «корабль» как такового.

Коч

Самым маленьким и самым интересным поморским корабликом был коч. Небольшое одномачтовое судно длиной менее 20 м предназначалось для дальних экспедиций с зимовками во льду. Форма корпуса коча была овальной, ложковидной. Благодаря этому коч при вмерзании в лёд не рисковал быть раздавленным: его выдавливало вверх, на поверхность ледового поля. Хотя артельщики этого и не допускали: если вокруг коча смыкались льды, грозя затереть судёнышко, артельщики дружно вытаскивали его на кромку льда, где он становился горизонтально благодаря плоскому днищу. Кочи подходили для плавания по могучим сибирским рекам, поэтому их строительство наладили и в Сибири. Великий норвежский полярный исследователь Ф. Нансен избрал форму корпуса поморского коча при строительстве своего корабля «Фрам». Корабль Нансена выдержал все испытания ледовой стихией и сейчас сохраняется в музее столицы Норвегии в г. Осло.

Поморы совершали морские путешествия на Шпицберген, Новую Землю, Северную Землю. Они не боялись зимовать вдали от родных мест. Когда Пётр I начал создавать флот, первых корабелов он послал учиться к берегам Белого моря.

Оборудование: физическая карта, учебники, раздаточный материал:кроссворды, физические карты (1 на двоих), стираемый маркер.

1. Организационный момент:

Учитель входит в класс, здоровается с учениками и просит двух учеников помочь повесить карту на доску. Параллельно задаем вопрос: какое сегодня число? Просим одного из учащихся записать на доске число и слова : «Классная работа».

Спрашиваем у учащихся какие моря Северного Ледовитого океана они знают? (опора на карту на доске и учебник: карта на обложке) Вызываем учащихся по очереди к карте, чтобы они указали на названные моря на карте.

Какой пролив соединяет Северный Ледовитый и Тихий океаны?

Как по другому называется район Северного Ледовитого океана? Какой там климат?

3. Объяснение нового материала:

Посмотрите на карту в учебнике и проложите два маршрута: первый — из Мурманска и Архангельска во Владивосток по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов, а второй — вдоль берегов Европы, Африки и Азии. Подумайте и объясните какой путь будет короче? Раздаем учащимся физические карты и просим в них так же проложить маршруты.

Далее просим учащихся прочитать сначала про себя,а затем вслух отрывок из учебника. Задаем вопрос: «Почему русские моряки долго не могли проложить кротчайший морской путь в Тихий океан вдоль берегов Северного Ледовитого океана?»

Прочтите следующий абзац и ответьте на вопрос: «Благодаря чему осуществилась мечта моряков?» «Как вы понимаете слова: «прошел путь за одну навигацию»? Откройте словарь в учебнике на странице 172 и прочтите значение слова,запишите в тетрадях и на доске.

«С опорой на абзац учебника назовите и запишите крупные порты Северного Ледовитого океана»Просим учащихся найти на карте на обложке учебника крупные порты,проверяем.

Прочтите первый абзац на странице 48 и назовите реку,на которой находятся еще 2 крупных морских порта. Найдите на карте : вызываем одного учащегося к доске и просим показать как течет эта река и назвать ее. Следующего учащегося просим показать и назвать на карте в учебнике порты.

Прочтите последний абзац и ответьте : «Для чего нам нужен Северный морской путь? Что кроме грузов и продовольствия перевозят по этому пути? Какова протяженность Северного морского пути?»

Отметьте и напишите названия на картах : крупных портов в Северном Ледовитом океане и портов,находящихся на реке Енисей.

5.Инструкция по выполнению домашнего задания:

Раздаем учащимся кроссворды. Читаем все вопросы и опираясь на карту отвечаем на них.

О каком пути мы сегодня говорили?

Через моря какого океана он проходит?

Назовите эти моря.

Как назывался первый ледокол?

Что доставляют суда жителям Севера?

Отмечаем несколько самых активных участников урока.

Приветствуют учителя и помогают повесить карту.

Отвечают на вопрос о числе и записывают все в тетрадь.

Моря: Белое море, Баренцево, Карское, Лаптевых,Восточно-Сибирское, Чукотское. Выходят к доске по очереди.

Берингов пролив. Один из учащихся выходит к доске, остальные ищут объект на карте в учебниках.

Зона Арктических пустынь.

Пользуясь учебником (стр. 40) отвечают: Климат очень суровый, зима долгая и холодная, часто бывают метели и сильный ветер., повсюду снег и лед. Температура опускается до -40 градусов.

Один из учеников выходит к карте и прокладывает первый маршрут (рисует его стираемым маркером),второй ученик прокладывает второй маршрут. Остальные учащиеся составляют маршрут в индивидуальных картах. Коллективно класс решает и объясняет какой из маршрутов более короткий.

«Первый маршрут более короткий» Доказывается это с помощью знаний о масштабе.

Читают вслух и про себя 1 абзац на стр.47. И отвечают на вопрос:

Корабли погибали среди льдов или возвращались обратно.

Читают абзац и отвечают,что мечта осуществилась благодаря ледоколу «Сибиряк». Записывают в тетрадях «Ледокол «Сибиряк».

Высказывают свои идеи по поводу значения слова «навигация». Записывают на доске и в тетрадях значение слова «навигация»- период времени, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство по рекам,озерам,морям.

Называют и записывают порты: Диксон, Тикси,Певек. Учащиеся находят и называют порты.

Находят на карте реку Енисей,говорят о том, что она течет с Юга на Север и впадает в Карское море. Находят и называют порты : Дудинка и Игарка.

Читают параграф про себя. Далее отвечают: Путь имеет важное государственное значение, кроме грузов и продовольствия по нему перевозят людей,которые изучают Антарктиду. Протяженность Северного Морского пути — около 12 тысяч километров.

Отмечают вышеназванные порты и отмечают их местонахождение опираясь на карту на обложке учебника.

1. Город-порт расположенный на берегу Баренцева моря? (Мурманск)

2.Порт,расположенный на берегу Восточно-Сибирского моря? (Певек)

3. Порт расположенный на берегу Карского моря? (Диксон)

4. Морской порт,расположенный на побережье моря Лаптевых? (Тикси)

5. Российский порт,расположенный на реке Енисей? (Игарка)

О Северном Морском пути.

Путь проходит через моря Северного Ледовитого океана : Белое море, Баренцево,Карское, Лаптевых,Восточно-Сибирское, Чукотское море.

Компании "Северречфлот" доверены северные реки России. Это сложные водные трассы, требующие детальной проработки маршрутов, постоянного наблюдения и мониторинга изменений. При этом, маршруты, которые курирует предприятие, являются социально-значимыми и зачастую помимо транспортировки по воде у жителей регионов просто нет возможности использовать какой-либо альтернативный транспорт.

В течении трех лет "Северречфлот" активно занимается обновлением флота, в том числе компания стала первым заказчиком "Метеоров" модернизированного проекта. О проблемах северных рек, о разнице между новыми СПК и об итогах прошедшей навигации нам рассказал генеральный директор главного речного оператора в северных регионах страны Айрат Чумарин.


- На данный момент компания обслуживает 35 пассажирских социально-значимых маршрута, пролегающих по территориям ХМАО-Югры и ЯНАО. Всего в работе на задействовано 35 пассажирских самоходных судов.

Тип судна Количество судов Средний возраст, лет
А-145 2 8
Валдай 45Р 2 2
Метеор 6 28
Линда 7 23
Заря 8 42
Восход 2 27
Трамвай 1 67
Москва 1 38
Кс Югория 1 12
Кс-162 1 1
Проект 105.05 ("Фарман Салманов") 1 14
Судно на воздушной подушке 3 5

Все они прошли освидетельствование Российским Речным Регистром и, соответственно, являются технически исправными и годными для перевозок пассажиров.

- О каких маршрутах идет речь? И планируется ли в ближайшие годы открытие новых направлений?

- Как я уже сказал, всего у нас сейчас развернуто 35 маршрутов, 28 из которых пролегает по территории ХМАО и семь маршрутов по ЯНАО: в Ханты-Мансийском районе пролегает 12 маршрутов, в Кондинском районе три маршрута, по шесть в Березовском и Октябрьском районах, четыре - в Нижневартовском, два в Белоярском и один на территории Сургутского района. Протяженность рейсов в среднем составляет от 50 до 300 км.

Протяженность маршрутов Количество маршрутов
Менее 50 км 9 маршрутов
От 50 км до 100 км 5 маршрутов
От 100 км до 200 км 7 маршрутов
От 200 км до 300 км 7 маршрутов
Более 300 км 7 маршрутов

Открытие новых маршрутов пока не планируется, так как действующая маршрутная сеть и так покрывает все потребности населения в перевозках.


- Для создания комфортных условий пассажиров, обеспечения безопасной посадки и высадки и, в целом, безопасной эксплуатации судов у нас действует три вокзальных комплекса - в Ханты-Мансийске, в Березово и в Салехарде.

Кроме того, за счет окружных средств были построены и закуплены новые пассажирские суда, дебаркадеры, проводится модернизация скоростных пассажирских судов. Всего на сегодня работает восемь дебаркадеров с залами ожидания и 70 единиц стоечного флота. Все эти условия обеспечиваются в рамках программ по развитию водного транспорта региона при поддержке окружных правительств ХМАО-Югры и ЯНАО.

Что касается переработки грузов, в городе Ханты-Мансийске имеется грузовая причальная стенка с портальными кранами протяженностью 196 метров.

Протяженность судоходных путей, на которых осуществляется перевозка пассажиров и грузов судами "Северречфлота", составляет 5075 километров, 1293 из них – боковые и малые реки. Средняя продолжительность навигации с мая по октябрь в среднем составляет 170 суток.

- Насколько остро стоит проблема обмеления эксплуатирующихся рек?

- В этот навигационный период мы столкнулись с проблемой недостаточных габаритов судового хода в протоке Алешкинская, начиная с 12 сентября и до окончания навигации теплоходы типа "Метеор" не могли зайти в протоку. Для доставки пассажиров с теплоходов "Метеор" до пристани Приобье и обратно были привлечены две единицы судов с меньшей осадкой серии "Линда". А в протоке Самаровская габариты судового хода были на грани работы по протоке теплоходов "Метеор" – 255 см.

- Эта проблема как-то решается?

- Для нас главная задача - обеспечить безопасную и комфортную перевозку пассажиров. Создание безопасных условий плавания на реках, где осуществляется движение судов "Северречфлот", обеспечивается ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" и ее филиалами. Обслуживание судовых ходов на реках проводится как за счет средств федерального бюджета, так и окружного бюджета ХМАО-Югры.

Магистральные реки обслуживаются за счет федерального бюджета. Это реки Иртыш, Казым, Обь. Боковые реки, такие как Конда, Северная Сосьва, Ляпин, Вах и протоки Алешкинская, Самаровская, Нарыкарская, Вайсова – за счет окружного бюджета ХМАО-Югры.

При обмелении участков рек, по которым проходят пассажирские маршруты, мы обращаемся по вопросам дноуглубления лимитирующих участков рек в ФБУ "Администрация "Обь-Иртышводпуть" или в Департамент дорожного хозяйства и транспорта ХМАО-Югры, в зависимости от регионального или федерального значения реки. На внутренних водных путях для обеспечения заданных габаритов судовых ходов и улучшения судоходных условий проводятся дноуглубительные работы. Для обеспечения безопасных условий плавания пассажирских теплоходов типа "Метеор" минимальная глубина судового хода должна быть не менее 250 см.


- Водные пути главных рек Оби и Иртыша, а также боковых рек, пролегают по нескольким природным зонам, имеющим сложный рельеф и климатические условия. Извилистость рек здесь достигает коэффициента 2,3 с кривизной поворотов до 1900. Реки не зарегулированы, перепад уровней глубин между половодьем и меженным периодом может достигать до 10 м. Глубины на магистральных реках снижаются до 2,1 – 2,5 м., а на боковых до 0,8 м.

Более 80% пассажирских перевозок осуществляется по малым рекам Конда, Сосьва, Казым, Вах, Большой Юган, протокам и как правило все они имеют узкое и извилистое русло, ограниченное крутыми берегами и отмелями.

Реки Ханты-Мансийского автономного округа замерзают в октябре – ноябре, вскрываются в апреле-мае.

- Ранее было объявлено о запуске программы по реновации пассажирского флота. Как идет ее реализация?

- Одна из главных задач этой программы - обновление состава флота. Поэтому с с 2019 года мы взялись за реализацию инвестиционной программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Валдай" - два судна, и т/х "Метеор" - четыре судна. На данный момент планировалась приобрести четыре новых пассажирских теплохода на подводных крыльях. В начале 2021 года заключены договоры с судостроителями и лизингодателем. Уже в октябре к нам был доставлен первый теплоход – Метеор-120Р. Поставка следующих трех ожидается в следующем году. В сентябре 2022 должен прийти еще один теплоход проекта "Метеор-120Р и два судна проекта ALFA-120.

- Рассматриваете к покупке иностранные суда?

- Почему вы обратились именно к СПК?

- Суда на подводных крыльях задействованы на маршрутах с большим пассажиропотоком и большой протяженностью, а также обладают высокой скоростью, что позволяет сократить время в рейсе.

- Какое первое впечатление от первого "Метеора"? На какой линии он будет поставлен и когда?

- Новый "Метеор" будет обслуживать маршрут Ханты-Мансийск – Урманный протяженностью 128 км. Периодичность обслуживания - один рейсооборот в день. На маршруте перевозится около 25000 пассажиров за навигацию.

У СПК отметили улучшенные гидродинамические и мореходные характеристики по сравнению судами на подводных крыльях старого поколения. Кроме того, для комфорта пассажиров здесь предусмотрен климат контроль, комфортабельные кресла, три санузла, Wi-Fi, а в салоне будет значительно снижен уровень шума. Для пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, специальные кресла и отдельный санузел. Так что первые впечатления положительные.

- Интересно решение о заказе СПК двух разных проектов, оба из которых базируется на оригинальном проекте "Метеора". Почему было принято такое решение?

- Для начала стоит сказать, что приобретение теплоходов двух проектов было предусмотрено инвестиционной программой, о которой я уже упоминал. Речь, как вы знаете, идет о проекте 03830 ALFA-120 и о проекте 03580 "Метеор-120Р". Они будут эксплуатироваться на трех социально-значимых маршрутах ХМАО: "Ханты-Мансийск – Березово", "Ханты-Мансийск – Урманный" и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары".

Нам нужно было заменить выбывающие из эксплуатации "Метеоры", при проработке вариантов проектов брались в расчет основные требования к скоростному пассажирскому судну, соответствующие правилам безопасности судоходства и обеспечивающие удобство для пассажиров, в том числе, учитывая длительность маршрута.



Кроме того, экономия для нашей компании, вследствие отсутствия необходимости привлечения дополнительного судна на участке пути "п.Шеркалы – п.Приобье" маршрута "Ханты-Мансийск – Березово", будет составлять 5 млн. рублей ежегодно.

К использованию на маршрутах - "Ханты-Мансийск – Урманный", протяженностью 128 км в одну сторону, и "Приобье – Березово – Нижние Нарыкары", протяженностью 332 км в одну сторону, подошли оба проекта, соответственно был выбран более дешевый вариант - "Метеор-120Р".

- Какой тип флота в целом актуален для региона с учетом климатических особенностей и имеющейся инфраструктуры?

- Для нашего региона актуальны суда с небольшой осадкой, которые обеспечат возможность подходить к необорудованному берегу. Это теплоходы типа "Заря" и КС.

- Есть ли в вашем регионе или в близлежащих судостроительные и судоремонтные заводы, которые вы могли бы рассматривать в качестве площадок под модернизацию или строительство нового флота?

- Ближайший к нам завод — это "Сургутское судоремонтное предприятие".

- Как показывают себя в эксплуатации новые СПК "Валдай"? Какие впечатления у пассажиров, у экипажей?

- В этом году этими судами было перевезено более 13000 пассажиров.

Пассажиры довольны новыми судами – у них выше скорость по сравнению с предыдущими судами серии "Линда". В салоне тепло; за счет того, что на судах внедрена система кондиционирования воздуха, флот можно эксплуатировать при температуре от -10℃ до +35℃, условия на борту остаются комфортными, в том числе при волнении.



- Суда проекта А-145 - комфортные и высокоскоростные, они работают на маршрутах территории ЯНАО: Салехард – Яр-Сале – Ныда, Салехард – Новый Порт, Салехард – Мужи, Салехард – Казым-Мыс. Флот этого проекта выделяется за счет того, что такие суда менее зависимы от ветро-волнового режима, что позволяет им выполнять рейсы в сложных условиях, а небольшая осадка позволяет осуществлять заходы в протоки и малые реки.

- На каких маршрутах эксплуатируются СВП?

- СВП работают на внутрирайонных маршрутах Ханты-Мансийского и Белоярского районов небольшой протяженностью.

В этом году в связи с установившимся ледоставом на реках Округа с 25 ноября судами на воздушной подушке уже начато обслуживание трех пассажирских маршрутов: Ханты-Мансийск – Кышик протяженностью 80 км, Ханты-Мансийск – Пырьях протяженностью 80 км и Ханты-Мансийск – Нялинское протяженностью 85 км. На маршрут Ханты-Мансийск – Троица протяженностью 46 км также поставлены СВП с 26 ноября по причине большого количества торосов на реке Обь в районе п. Луговской.


- В проекте направление Приобье-Березово, а на данный момент действует паромная переправа Приобье-Андра.

- Что касается нескоростного флота. Теплоходы "Родина", "Михаил Калашников" еще возят пассажиров?

- Данные суда принадлежат Иртышскому пароходству, они эксплуатировались "Северречфлотом" на правах аренды для работы на маршрутах, субсидируемых ЯНАО. С 2020 года ЯНАО не включает данные маршруты в список субсидируемых, соответственно, обслуживание прекращено.

- Планируется ли списание судов в ближайшие годы? Отдаете суда на утилизацию для получения субсидий?

- Да, в связи с приобретением нового флота какие-то суда пойдут на списание.

Что касается судового утилизационного гранта, который дается российской судоходной компании при утилизации старого флота и заказе на верфи в РФ нового судна, стоит учитывать некоторые нюансы. Учитывая предоставленную законодательством возможность "Северречфлот" в 2019 году обращался в Минпромторг РФ с вопросом. Однако, мы получили отказ на основании того, что компания получает региональные субсидии (субсидирование пассажирских маршрутов), что является препятствием для получения федеральной субсидии (запрет на перекрестное субсидирование).

- "Северречфлот" - стивидорный оператор порта Сабетта. Какие работы выполняет ваша компания в связи с этим статусом?


- Есть ли планы по развитию водного туризма?

- У АО "Северречфлот" нет туристических теплоходов, но наш партнер - круизная компания "Созвездие" - планирует начать эксплуатацию круизного судна в нашем бассейне. Мы, в свою очередь, готовы оказать им содействие в предоставлении вокзальных и гостиничных комплексов в Ханты-Мансийске, Салехарде и пгт Березово.

А нам это даст возможность развить направление гостиничного и ресторанного бизнеса на этих вокзалах.

- Сталкиваетесь с нехваткой кадров?

- Да, нехватка кадрового обеспечения командным составом пассажирских судов является острой проблемой многих эксплуатационных предприятий, в том числе и "Северречфлота". Возраст командного состава судов АО "Северречфлот" в процентном отношении такой: до 35 лет - 6%; до 50 лет - 30%; с 50 до 60 лет - 57%; свыше 60% лет 7%. То есть, как вы видите, командный состав судоводителей-судомехаников на 64% состоит из пожилых граждан.

Для привлечения молодых кадров наше предприятие активно сотрудничает с учреждениями средне-профессионального образования городов Омска и Новосибирска. Учащиеся проходят практику на наших теплоходах, многие из выпускников впоследствии добиваются успехов в специальности и работают на благо ХМАО-Югры.


- Обновление речного флота - одна из первоочередных задач в решении транспортных проблем, которую поставила глава Югры. Потому так важен для округа и проект запуска судов нового поколения. Не случайно в церемонии спуска на воду "Метеора" приняла участие лично губернатор Югры Наталья Владимировна Комарова.

Так как акционерами АО "Северречфлот" являются правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, то все решения согласовываются с нашими акционерами. Государственная поддержка оказывается в части субсидирования пассажирских перевозок. Кроме того, Инвестиционная программа по приобретению и эксплуатации скоростных судов на подводных крыльях нового типа т/х "Метеор" предусматривает включение лизинговых платежей в состав экономически обоснованных расходов на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок в Ханты-Мансийском автономном округе и предоставление субсидии на возмещение недополученных доходов, возникших в результате удешевления стоимости билетов на пассажирские перевозки по мероприятию "Обеспечение повышения качества и доступности транспортных услуг, оказываемых с использованием водного транспорта" государственной программы автономного округа "Современная транспортная система".

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: