Что будет на страшном суде андрей ткачев

Обновлено: 26.04.2024

Пред­по­след­няя под­го­то­ви­тель­ная к Вели­кому Посту неделя посвя­щена, доро­гие бра­тья и сестры, теме Страш­ного Суда. Обычно, когда Цер­ковь нечто отме­чает, мы поздрав­ляем друг друга с этим собы­тием, точ­нее с памя­тью о нем. Но, согла­си­тесь, было бы странно поздрав­лять себя и ближ­них со Страш­ным Судом. Види­мая идея этой притчи пре­дельно про­ста. По пра­вую сто­рону ока­зы­ва­ются те, кто заслу­жил про­ще­ние, милость, потому что они похожи на Бога, – агнцы на Агнца. С левой сто­роны, наобо­рот, него­дяи, – те, кто гре­шил, те, кто попи­рал боже­ствен­ные законы, уни­жал людей, раз­ру­шал себя и окру­жа­ю­щий мир, поэтому по спра­вед­ли­во­сти они – коз­лища ока­зы­ва­ются слева от Хри­ста Судии. Но чтобы разо­браться в притче осно­ва­тельно, нельзя не посмот­реть туда, куда, на самом деле, попа­дают грешники.

«Пре­ис­под­няя ста­нет домом моим», – гово­рит царь и про­рок Давид. Но Вет­хий Завет ничего не знает о пре­ис­под­ней. Только Новый Завет устами Спа­си­теля гово­рит нам о том, что «пла­мень там не уга­сает и скре­жет зубов не пре­кра­ща­ется». Что это за сим­во­лика? Отец Сер­гий Бул­га­ков как-то ска­зал об аде, точ­нее о тамош­нем вре­мя­пре­про­вож­де­нии: «Душа будет вечно смот­реться в череду дней, безумно загуб­лен­ных ею».

Пред­ставьте, что ничего уже не попра­вить, не изме­нить, и это непо­пра­ви­мое – един­ствен­ное, что будет теперь у меня перед гла­зам, вечно, бес­ко­нечно. Чело­век может ока­заться в ситу­а­ции, когда неви­ди­мый опе­ра­тор его ума будет раз за разом про­кру­чи­вать плёнку его жизни, всё время, кон­цен­три­руя вни­ма­ние на тех момен­тах, кото­рые вызы­вают у него лишь чув­ство мак­си­маль­ного стыда и боли, кото­рые, в общем-то, и стали при­чи­ной его отвер­же­ния от Бога. «Я не смог. Я не захо­тел. Я не сде­лал или не захо­тел сде­лать – какая теперь раз­ница? Нет слёз, чтобы они потекли из глаз, нет рук, чтобы под­нять их к небу, нет ног, чтобы упасть на колени». Гово­рят, что физи­че­ская боль не может быть бес­ко­неч­ной, потому что наш мозг, в слу­чае такой невы­но­си­мой боли, «вклю­чает» некий защит­ный меха­низм, и мы про­сто теряем созна­ние, пере­стаем тер­петь невы­но­си­мое. Но когда душа раз­де­лена с телом, когда тела больше нет, оста­ётся только душев­ная боль. И она, по мне­нию всех миро­вых рели­гий, без­гра­нична. Об этом гово­рят мно­гие, а не только хри­сти­ан­ские мистики. Боль душев­ная – не имеет гра­ниц, она беспредельна…

И всё это про­ис­хо­дит после Страш­ного Суда. Те, кто ока­зы­ва­ются с левой сто­роны, обре­чены на веч­ную муку. Когда я раз­мыш­ляю над этим, я, как пра­вило, вспо­ми­наю слова молитвы «Отче наш». В рус­ском и сла­вян­ском пере­воде, зву­ча­щем на нашей Литур­гии, нечто утра­чено. Свя­щен­ник перед тем, как воз­гла­сить начало поми­но­ве­ния Отца Небес­ного, про­из­но­сит: «И спо­доби нас Вла­дыко, со дерз­но­ве­нием неосуж­денно смети при­зы­вать Тебе Небес­ного Бога Отца и гла­го­лати». Так вот, это пере­вод и он не совсем вер­ный. В гре­че­ском ори­ги­нале ска­зано так: «И поз­воль нам… со дерз­но­ве­нием… сметь назы­вать Тебя Богом Отцом». Почему? Потому что Вет­хий Завет не знал этого обра­ще­ния, не знал его по сути. Не знали этого обра­ще­ния и миро­вые рели­гии. И когда это дерз­но­ве­ние – назы­вать Бога Отцом, зву­чит из наших уст, мы должны спро­сить себя: а что это зна­чит – Бог Отец, что есть небес­ное Отцов­ство в нашей жизни?

Лично я пред­став­ляю это отцов­ство по ана­ло­гии со своим соб­ствен­ным, обыч­ным, чело­ве­че­ским. Конечно, я знаю, что мой сын, увы, не все­гда меня радует. Бываю этому сви­де­тель чуть ли не еже­дневно. Но если пред­по­ло­жить, что он из-за этого ужасно боится меня? Боится до смерти, потому что вино­ват передо мной, то тогда кто мы друг для друга. Для чего нужен этот страх? Чем и зачем я его пугаю? Нака­за­нием. С целью оста­но­вить его на тех путях, кото­рые могут при­ве­сти его к гибели, если его хоро­шенько не одёр­нуть. Согла­сен, в этом слу­чае это – спра­вед­ли­вый, закон­ный страх. Но если пойти еще дальше, и пред­по­ло­жить, что мой сын, несмотря ни на что, все же сотво­рит нечто ужас­ное, нечто недо­стой­ное сво­его сынов­ства, чело­ве­че­ского зва­ния, при­над­леж­но­сти к нашей семье? Какой будет тогда моя реак­ция, каким будет моё пове­де­ние? Убеж­ден, что я буду испы­ты­вать стыд за него, жгу­чую боль, может быть, даже отча­я­ние… Но пред­ста­вить, что я вынесу смерт­ный при­го­вор сво­ему сыну, пере­стану его любить за то, что он полу­чился таким по своей воле, из-за сво­его соб­ствен­ного пове­де­ния – это невоз­можно, этого я пред­ста­вить не в силах. А вот Отец Небес­ный, ока­зы­ва­ется, это может, ибо одна­жды Он ска­жет неко­то­рым из нас: «Отой­дите от Меня, про­кля­тые, в огнь веч­ный уго­то­ван­ный дья­волу и анге­лом его». Как же это понять?

Может быть, поэтому этот суд и назы­ва­ется Страш­ным, ибо в самый послед­ний и глав­ный момент нашей жизни – в момент нашей лич­ной встречи с Богом, мы испы­таем самое жгу­чее разо­ча­ро­ва­ние. Разо­ча­ро­ва­ние от того, что Отец про­шёл мимо своих нику­дыш­ных детей, и даже более того – жестоко и навсе­гда отверг их. Неужели это так? Нет, конечно. Как бы мора­ли­сти­че­ски не будо­ра­жила наше созна­ние эта притча, – а будо­ра­жит она его одним про­стым вопро­сом: если Бог Отец, и если Он дей­стви­тельно любит, почему в конце миро­вой исто­рии мно­гие из нас ока­жутся нелю­би­мыми? Так вот, как бы нас этот вопрос не мучил, ответ на него коре­нится в том, кто мы люди есть по сути, и в осо­бен­но­сти, кем мы ста­но­вимся, когда отпа­даем от Бога… Пони­ма­ете, закос­не­лому греш­нику на Суде не пока­жут ничего нового. Ничего того, что, образно выра­жа­ясь, запу­ги­вало бы его извне, сна­ружи. Потому что самое страш­ное и оче­вид­ное – это я сам. Один совре­мен­ный евро­пей­ский кине­ма­то­гра­фист, обыг­ры­вая в своем фильме дан­тов­скую «Боже­ствен­ную коме­дию», пред­ста­вил это в форме выра­зи­тель­ного диа­лога между двумя геро­ями, сто­я­щими над про­па­стью в преисподнюю:
– Там нет огня.
– Откуда ты знаешь?
– Я уже был там, про­сил при­ку­рить. Мне не дали. Ска­зали, каж­дый при­хо­дит со своим…

К сожа­ле­нию, внутри каж­дого из нас есть и Боже­ствен­ный огонь, и адское пламя. И когда мы этому адскому пла­мени даем воз­мож­ность вырваться на сво­боду, когда я делаю так, что только это пламя во мне и горит, не давая боже­ствен­ному огню заявить о себе, то тогда, есте­ственно, воз­ни­кает вопрос: а как Бог, не раз­ру­шив моей сво­боды, может поми­ло­вать меня такого, как может соеди­нить с Собою? Да, Он не пере­стает меня любить, как и я не пере­стаю любить сво­его греш­ного сына. Но пустить меня столь «адско-огнен­ного» в Свое Цар­ство, к анге­лам и пра­вед­ни­кам, в свя­тое бытие, зна­чит в первую оче­редь под­верг­нуть самого меня мучи­тель­ному при­род­ному несо­от­вет­ствию… Должно быть, так чув­ствует себя гра­би­тель-реци­ди­вист, ока­зав­шийся в обще­стве интел­ли­ген­тов-искус­ство­ве­дов, кото­рых он не в силах тер­ро­ри­зи­ро­вать… Согла­си­тесь, для него эта непо­нят­ная, чужая по духу ком­па­ния мучи­тель­ней самой тюрьмы, где ему, хотя и трудно, но все сродни. Поэтому Исаак Сирин и ска­зал: «Греш­ники в аду посе­ка­ются бичом любви Божией». Для про­кля­того сво­ими дея­ни­ями греш­ника лучше ока­заться в аду, чем рядом с Богом и Его свя­тыми. Попро­буйте пред­ста­вить отца, кото­рый про­щает убийцу Каина. Но про­щает не в смысле: «Я тебя жалею», а про­щает со сло­вами: «Забу­дем. Хотя ты и не про­сишь про­ще­ния, я тебя все равно про­щаю. Живи и делай, что хочешь». Что тогда будет? Тогда Каин пере­бьёт всех своих род­ствен­ни­ков, всех, кого не смо­жет пре­вра­тить в свои страш­ные копии…

Поэтому любовь Бога Отца к каж­дому из нас без­гра­нична, она не исче­зает даже в слу­чае, когда мы своей зем­ной жиз­нью выбрали «левую сто­рону». Увы, но обрек­шему себя на ад – в аду все же лучше, ибо, если такого меха­ни­че­ски поме­стить в рай, – это либо изму­чить его же онто­ло­ги­че­ским несо­от­вет­ствием раю, либо раз­ру­шить рай. И это не озна­чает, что Бог пере­стаёт пере­жи­вать об отвер­жен­ных, вот только им на это напле­вать; «врата ада, – гово­рил Клайв Льюис, закрыты изнутри». Крест – вот веч­ный сим­вол того, что сде­лал Бог для того, чтобы ада не было. Но поскольку и перед Кре­стом наша чело­ве­че­ская сво­бода сохра­ня­ется, в слу­чае, если я упорно хочу ока­заться по левую сто­рону, я там и ока­жусь: «и в итоге, каж­дый умрет той смер­тью, кото­рую при­ду­мает сам». Не дай Бог, бра­тья и сестры, чтобы это про­изо­шло с нами, но притча о Страш­ном Суде, при всей своей слож­но­сти, всё-таки гово­рит нам не о спра­вед­ли­во­сти нака­за­ния. Она гово­рит нам о любви, кото­рая про­сто не может посту­пить иначе. Аминь.

Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева

Христос во славе. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева

Экзамен не так уж страшен, если испытуемый готовился по всем билетам. Вот если известен только предмет по имени, а что и в каком объеме будут спрашивать, не известно, тогда экзамен – это подлинная экзекуция. В случае с Великим днем Суда Христова нам объявлено заранее, по каким статьям мы будем испытуемы, какие, иными словами, вопросы в билетах. Страшно будет в основном тем, кто учится «традиционно»: прогуливает пары, не открывает учебник и лишь за день до экзамена тщетно стремится нагнать все, что преступно упущено за время семестра.

Итак, нам сказано, что Христос голоден, раздет, временами лежит в больнице или сидит за решеткой, что Христос – странник. А от нас требуется оказать ему посильную любовь взамен на ответный призыв: «Придите, благословенные, наследуйте приготовленное для вас Царство». Не думаю, что дело в одном лишь человеколюбии и теперь все волонтеры и все благотворители, все филантропы могут спокойно расслабиться. Солью является не само добро, оказанное ближнему. Соль – это, прежде всего, зрение Христа перед собой. Не добро, оказанное по родству, и не добро, совершенное из нежных чувств, внезапно нахлынувших на душу, спасает. Сюда же относится добро, сделанное по принципу: ты – мне, я – тебе. Спасает, прежде всего, умение видеть Господа.

В Своем Воплощении Сын Божий умалился и унизился. Воображать себе Его сидящим на Престоле не стоит. Стоит увидеть Его в том, кто находится рядом. Это и есть подлинный подвиг веры, и он имеет награду.

«Христос посинел от холода!»; «Христос у твоих ворот протягивает руку!»; «Христос не ел уже который день»… В таких выражениях Златоуст привычно будит совесть своих слушателей, спрашивая: «Как ты можешь менять коней и колесницы, забивать дом дорогой посудой и одеждой?! Или ты не веришь или забыл о том, что предъявят тебе на Страшном Судилище?» Тема актуальна во все дни до скончания века.

Вера – это зрячесть. Израиль – «зрящий Бога». Церковь вполне достойна именоваться, да и именуется, Новым Израилем. И сначала нужна именно зрячесть, даруемая верой, а уже потом добрые дела. Если знаешь, Кому благотворишь, то и поданный стакан воды не пропадет без пользы. Иначе человеческое добро удобно разъедается, как мышами или ржавчиной, самохвальством, зачислением себе мнимых заслуг, всплесками кровяной активности. А «плоть и кровь Царствия Божия наследовать не могут».

Стремление к добру вложено в человека. Но в случае отсутствия веры человек жар сердца растратит на дела странные и сомнительные. Мало ли мы слышали, к примеру, о голливудских знаменитостях, из жалости к пушному зверю проповедующих отказ от меховой одежды? Тоже добро вроде бы, но в защитную броню на Суде это добро вряд ли превратится. Борьба против ожирения, борьба за экологию, борьба за всевозможные надуманные права – это как раз лихорадочная деятельность человечества, у которого проблемы с верой.

Блажен человек, который на Суде услышит от Господа: «Я тебя знаю».

Ты, например, всего один раз, но именно ради Христа, достал из набитого тряпками шкафа свитер или пальто и отдал озябшему нищему. Возможно, именно в этом свитере или в этом пальто Христос и явится твоему взору в Последний день. «Ты был у Меня в тюрьме». «Ты заступился за Меня». И стоит сегодня вспомнить, а что, собственно, сделал (сделала) я именно для Христа и ради Христа, а не по другим мотивам.

Людей без добрых дел, возможно, совсем нет в природе. Но людей, видящих умным взором то, о чем говорит Евангелие, до крайности мало. Мало людей, посвятивших лично Спасителю все свои труды. И для того, чтобы сделанное не разлетелось прахом, хотя бы раз в год для нас звучит напоминание о том, что дела меняют свою ценность, вырастают в значении, потом идут вслед за нами именно от факта внутреннего посвящения Господу.

Кстати, в обратную сторону закон тоже работает. Кто-то одевал или питал Христа. Но кто-то раздевал Его. Обманывал, выселял из квартиры. Кто-то клеветал и плел сети, злорадствовал и вел себя, как змей при дороге. В данном случае слова: «Это вы Мне сделали» – тоже придется услышать.

Ничего большого и сложного от нас не требуется. Мы и так будем ходить в больницы и делиться пищей, принимать гостей и дарить подарки. Нам только нужно исполнить слово: «Помни Господа всегда». И тогда сделанное превратится в сокровище.

Здесь в Евангелии не звучит ни слова о посте или иных видах аскетизма. Речь только об элементарной человечности, в которую поместили щепотку соли, и она стала подлинно вкусной. «Всякая жертва солью осолится». «Имейте соль в себе». Если же соль потеряет силу, то судьба ее – попрание ногами.

Евангелие легкое! Умное, но легкое! Очень умное и очень легкое!

На Суде будет хорошо тем, кто во Христе умен, а не тем, кто горы переворачивал. Вот, хорошо известно, что стоит никого не судить – и сам ты на Суде будешь без осуждения. Теоретически это известно многим…

Присмотритесь к человеку, чуждому осуждения, если такой, конечно, есть возле вас. Тот, кто не осуждает, совершает большие внутренние усилия, а внешне вроде бы ничем и не занят. Так же и благотворитель. Действуя с верой, он совершает простейшие вещи, а награда за них – будущая жизнь в Городе из золота и с жемчужными воротами.

Все торговцы мира, – говорит Николай Сербский, – стремятся купить дорогое подешевле и продать дешевое дорого. Один только Христос выкупает дешевое (жизнь Своего творения) бесценной Кровью и продает вечное блаженство за всем доступную цену.

Не воспользоваться этими живыми и простыми словами можно только по одной причине – по причине безверия. Безверие – это имя нашей эпохи.

Апостолы и ангелы. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева

Апостолы и ангелы. Страшный суд. Фреска преп. Андрея Рублева

И нам заранее было сказано отцами, что христиане последних времен славой дел своих будут ничтожны в сравнении с христианами древности. Но сказано далее, что если сохранят веру, то будут выше древних.

Все усилия стоит положить на то, чтобы вера Божия жила, и действовала, и никуда не исчезала. В этом случае даже скудные усилия в добре прикроют нашу наготу и облекут нас в одежды брачные в тот Великий День, когда даже Ангелам будет страшно.

Про­дол­жа­ется Вели­кий пост, а вме­сте с ним – роди­тель­ские недо­уме­ния: надо ли «постить» детей, как, с какого воз­раста, насколько строго? Как пока­зать при­мер поста, когда мы – те еще «вели­кие пост­ники» и поз­во­ляем себе послабления?

Детям поститься необ­хо­димо, под­ра­жая роди­те­лям, и это глав­ное. Важно нара­ба­ты­вать навык, фор­ми­ро­вать при­вычку. В какой мере и по каким прин­ци­пам выстра­и­вать дет­ский пост, это детали, кото­рые во мно­гом опре­де­ляют при­ход­ской свя­щен­ник и роди­тели ребенка.

Тем мамам и папам, для кого вопросы о соб­ствен­ном посте ещё до конца не раз­ре­шены, отве­чает про­по­вед­ник, автор книг, бло­гер про­то­и­е­рей Андрей Тка­чев. Это по-тка­чёв­ски пря­мо­ли­ней­ное, точ­ное и эмо­ци­о­наль­ное выска­зы­ва­ние мы нашли на его интер­нет-канале. «На Страш­ном Суде Гос­подь Бог Иисус Хри­стос пока­жет тебе на бале­рину…» – оза­глав­лена корот­кая ста­тья отца Андрея. Инте­ресно, почему? Слово священнику.

43456 - Прот. А. Ткачёв о посте: «На Страшном Суде Господь покажет на балерину»

Радость – в перемене жизни

«…Вели­кий Пост прой­дет очень быстро. Про­ле­тит – и будет Пасха Свя­тая. И будет очень жалко чело­веку, опять, в оче­ред­ной раз тол­ком и не попо­стив­ше­муся. Или из-за суеты, или из жало­сти к себе мно­гие не постятся.

Я не знаю, с каким чув­ством люди едят пас­халь­ное яйцо, «кра­шенки» эти, если они весь пост себе в яич­нице не отказывали.

Какой смысл тогда в этих кол­ба­сах, в этих сырах, яйцах, если чело­век как ел ско­ром­ное, так и ел? Какая в этом радость? Радость заклю­ча­ется именно в пере­мене жизни. Уме­ние, так ска­зать, «тру­диться и отды­хать», уме­ние «напрячься и рас­сла­биться», – оно делает чело­века умным.

Чело­век обя­за­тельно дол­жен раз­ли­чать несколько поня­тий. Надо пони­мать, что – Небес­ное, а что – зем­ное. Что – свя­тое, а что – греш­ное. Что – празд­нич­ное, а что – будничное.

Если чело­век в одной и той же одежде ходит, напри­мер, и к детям на сва­дьбу и на ого­род (копать грядки), то это какой-то глу­пый чело­век. Он не пони­мает раз­ницы между тем и тем.

И если чело­век не пони­мает раз­ницы между постом и празд­ни­ком, не пони­мает раз­ницы между свя­тым и греш­ным, то, как муд­рецы гово­рят, что это уже «не очень даже человек».

Вот так же и пост свя­той, он обя­за­тельно нужен – для того, чтобы почув­ство­вать вкус про­стой пищи. Как гово­рили древ­ние: «Если хочет есть чело­век – дайте ему хлеба!» Могут ска­зать: «Он хлеб не хочет!» – Зна­чит, он и есть не хочет!

В пост можно ощутить вкус воды и хлеба

В посту нужно вкус про­стой воды чело­веку ощу­тить. И вкус про­стой пищи.

Пони­ма­ете? Кто из вас про­сто хлеб ест, чтобы голод уто­лить? – Никто. Даже самый бед­ный чело­век сего­дня не ест про­сто хлеб для того, чтобы голод уто­лить. Он этот хлеб чем-то нама­жет, что-то на него сверху поло­жит, что-то с чем-то доба­вит, понимаешь.

И вот, хотя бы в пост, нужно попро­бо­вать вер­нуть себе вкус про­стой пищи: про­стого хлеба, про­стой воды. Не «Спрайта», не «Колы», а – про­стой воды!

И, конечно, запре­тить чело­веку есть то, что не нужно есть в посту. Хотя бы ради того, чтобы на Пасху пора­до­ваться. Иначе нет радо­сти у людей в жизни. Пони­ма­ете? Ну – нет радости!

Нет поста, нет воз­дер­жа­ния, нет молитвы, нет какой-то стро­го­сти к себе. Поэтому – радо­сти нет. Поэтому все печальные.

Кто силь­нее постится, чем мы? Силь­ней мона­хов постятся бале­рины (чтоб вы знали!) Им нельзя съесть вообще ничего. Они худые как сти­раль­ные доски, в них по сорок кило­грамм веса до ста­ро­сти, и они кусо­чек жаре­ной кар­тошки съесть не могут.

Ради Хри­ста? – Не ради Хри­ста. А для чего? – А чтоб на сцене пры­гать как можно дольше.

Вот. А мы ради Гос­пода Иисуса Хри­ста не можем себе отка­зать в «какой-то там еде». Вот непо­нятно это.

Когда будет Страш­ный Суд, ты ска­жешь: «Я не мог поститься! У меня работа (вся­кое – то да се: – я не при­вык, – я не люблю, – и вообще меня тош­нит, и голова кру­жится, когда я не поем с утра)».

И Гос­подь будет даже не на пре­по­доб­ного Сера­фима пока­зы­вать, не на какого-то там свя­того, муче­ника. Да зачем?

Он тебе на бале­рину пока­жет: «Вот эта «тетка» вообще всю жизнь ничего не ела. Для того чтобы по сцене пры­гать. А ты ради Меня не мог воздерживаться».

Кто-то ради спор­тив­ных целей совер­шает вели­кие над собой труды. Кто-то про­сто чтобы поху­деть садится на какие-то жут­кие диеты и сбра­сы­вает с себя за месяц-за два по трид­цать-сорок килограмм.

А хри­сти­а­нин ради люби­мого Хри­ста (Кото­рого он дол­жен, в прин­ципе, любить, Кото­рому он дол­жен слу­жить) не может каких-то мело­чей сде­лать. Посто­ять на молитве – ему «тяжело». Почи­тать что-нибудь – у него «вни­ма­ние рассеивается».Что-нибудь не поесть – уже «трудно».

«Ах! Как? Целых семь недель! Целых сорок девять дней! Это длинно! Это тяжело!»Чепуха какая! Да? Поэтому надо серьез­ней в этом отно­ше­нии быть к себе, и Вели­кий пост не про­пу­стить. Будьте серьез­ными, будьте вни­ма­тель­ными, и внутри себя совер­шайте труд.

Пост – это внут­рен­ний труд. Еван­ге­лие нам запре­щает поститься наружу, напо­каз. Еван­ге­лие Хри­стово гово­рит нам, чтобы мы «Умыли свое лицо, пома­зали голову» ( Мф.6,17 ), то есть про­явили некие внеш­ние при­знаки радости.

Чтобы ты не помра­чал лицо свое как лице­мер, не наво­дил на себя пост­ную физио­но­мию, чтобы все изда­лека видели, что ты – постя­щийся чело­век. Таким людям Гос­подь гово­рит, что «они уже полу­чают свою награду» ( Мф.6,16 ). То есть – награды больше не будет. А ты постись Богу в тайне. Богу, кото­рый «видит тай­ное и воз­даст тебе явно» ( Мф.6,18 ).

Валентина Смирнова

Мне понравилось батюшка в субботу сказал, на страшном суде каждый будет судить сам себя по закону совести. .

Юрий Водзинский

Валентина, по закону совести Господь будет судить атеистов. А христиан будет судить по заповедям Господним.

Валентина Смирнова

Юрий. После проповеди Иоанна Крондштатского даже самые грешные люди каялись и рыдали. К нему стояли огромные очереди и люди хотели каяться именно у него Есть и теперь священники, которые своей проповедью вызывают у людей покаянные чувства. И батюшка говорил, что будет с людьми, когда они услышат обращенного к ним Господа.?

Наталья Навикова

Валентина Смирнова

Наталья Навикова

Валентина Смирнова

Наталья, В воскресение батюшка так толковал и я раньше слышала от священника, что когда Христос придёт, он не будет людей судить, как теперь судьи судят, а именно собственная совесть будет судить человека, при виде Иисуса Христа.

Наталья Навикова

Валентина, нет. По совести только атеистов. Это надо знать. Своих, кто Его Тела и Крови причащался - по Его милости. А какова она - он сказал в воскресенье - помилуй ближнего и Он тебя помилует. Об этом воскресное Евангелие.

Валентина Смирнова

Юрий Водзинский

Юрий Водзинский

Валентина,
ЧЕТЫРЕ ЗАКОНА, ПО КОТОРЫМ ХРИСТОС БУДЕТ СУДИТЬ МИР

1. Совесть — это судия праведный, которого Бог поместил внутри нас. Совесть не может быть рефлексией материи во веки веков. Она — глас Божий в человеке и постоянно укоряет его, когда он грешит: «Человек, зачем ты сделал это?»
Показать полностью.
Этот закон естества существует и у китайцев, и у христиан, и у буддистов, и у брахманистов, и у магометан. Это первый закон, который Бог вложил в сердце человека при его создании и по которому мир жил до появления закона писаного.
2. Вторым законом, который, как объясняет святой Григорий Нисский2, всегда находится у нас перед глазами и непрестанно звучит с высоты небесной, подобно трубе, указывая нам на Бога, является закон творения. Итак, второй закон, имеющийся у всех нас перед глазами, — это закон творений, или создания. Ибо через естественное созерцание в духе мы восходим от разумного основания вещей к их Создателю. Что сказал Исаак Ньютон, великий английский физик, который тридцать лет был атеистом, а под конец открыл закон всемирного тяготения и увидел, что каждая планета притягивает свой самый малый спутник и не дает ему ни отдалиться, ни разбиться, ни двигаться беспорядочно в мире звезд небесных?

3. Третьим законом является закон писаный, данный Богом Моисею на горе Синай, то есть десять заповедей и весь Ветхий Завет, по которому судим будет народ избранный, то есть евреи.
4.Четвертым и последним законом является закон Благодати, закон совершенства, закон любви Иисус Христовой, то есть Святое Евангелие. По этому закону будут судимы все христиане, крещеные во имя Пресвятой Троицы.

Валентина Смирнова

Я слушала проповедника, он объяснил почему нельзя было убивать Каина. Для того, чтобы он жил и его мучила совесть, он говорит на его лице была тень страдания от мучений совести

Юрий Водзинский

Валентина, Совесть есть у каждого человека. Верующего и не верующего. Речь о другом. Как будет судить Господь людей если разные религии, или не верующего человека? Человек НЕВЕРУЮЩИЙ, не крестился и не хотел слыщать о Боге? Конечно такого человека ГОСПОДЬ БУДЕТ СУДИТЬ ПО ЕГО ЖЕ СОВЕСТИ..Если еврей, который не принял Господа и живет по книгам Моисея. Конечно будет судить такого человека по Закону Моисея. Христиане, которые приняли Христа, Господь будет судить по заповедем блаженства, заповеди любви, ибо Господь сказал." Заповедь новую даю вам, да любите друг друга". " Ну и т.д. Я же написал о 4 законах. см. выше.

Валентина Смирнова

Я поняла, судить будет по заповедям, но, что касается мучений, то я поняла совесть будет мучить всех.

Юрий Водзинский

Валентина, да. Т.к. хоть даже у некоторых и была совесть покрыта коркой бессовестности. Но после смерти все увидят Бога.

Юрий Водзинский

Такое время началось, некоторые священники принижают мучения в аду, говоря мол это не сковородка в огне, это просто мол. и добавляют мол человек уже при жизни в аду живет. И что думать верующему христианину? Когда в Евангелии ясно сказано о мучениях в аду: " Там будет плач и скрежет зубов"( Матфей 8. стих 12). Причем вечный плач и вечный скрежет.
Показать полностью. Святитель Григорий, ученик Василия Великого, так описывает, например, мучение грешников Ария и его последователей: " И велел Господь грозным ангелом низринуть их в лютейшую муку, где сам сатана, демоны, антихрист, и Иуда мучаются и все нечестивое сборище сатанинское. Со страшными воплями, проклятьями погрузились они в бездну огненную , кипящую смолой и серой". Это то, что касается еретиков и которые не приняли Господа и его учение.
О гневливых, раздражительных, и злопамятных грешников св. Григорий так описывает свое видение: " . по слову Господа ангелы жестоко их били огненными жезлами, низвергали в бездну, где скрежет зубов и червь неусыпающий. Они горько, неутешно рыдали, кровавые испускали слезы. Ну и т.д. о других грешниках. Все сходитсяс Евангелием в одном: " плач и скрежет зубов и огонь неугасимый ( неусыпающий)", т.е. вечный.
Юрий Водзинский ( иконописец ТСПХ, теолог ПСТГУ)

Путь к сердцу современного человека лежит через Слово: через проповеди, книги, лекции, видеоблоги, телепередачи. Отец Андрей собирает огромную аудиторию тех, кто жаждет правды, думает и размышляет, сомневается и ищет.
Помоги Господи!

Священник Андрей Ткачёв не боится называть вещи своими именами, он говорит ярко, просто и доходчиво, не заигрывая со слушателями. Это сделало его проповеди популярными в совершенно разных кругах — среди студентов, профессоров, пенсионеров, детей, атеистов и прихожан.
Сегодня отец служит в Храме свт. Василия Великого при православной гимназии и является ведущим нескольких авторских видеопроектов "Доброе утро", "Коротко о важном", "Соборная молитва" в соцсети "Елицы", автором более 60 книг.

Обсуждаем, делимся, слушаем известного проповедника - миссионера.


Страшный суд. Протоиерей Андрей Ткачев. Проповедь 11. 02. 18

Сегодня неделя о Страшном суде. Следующая – Адамово изгнание и Прощеное воскресение, начало Великого поста. Эта неделя мясопустная, запрещается есть мясо с завтрашнего дня по законному уставу.

Нам надо поговорить с вами о Страшном Божьем суде, поскольку мы все люди, которым прислали повестку, только в ней не стоит дата. И если вы бывали и участвовали в судах земных, то знаете, что это совсем не удовольствие. Чрезвычайно неприятно быть под следствием, под подозрением, под внимательным взором. Это страшно. Ведь каждый человек знает о себе, что он далек от совершенства. Если, конечно, совесть жива и он человек не глупый, то понимает, что виноват во многом.

Один немецкоязычный писатель швейцарского происхождения Фридрих Дюрренматт говорил, что если любого человека схватить на улице и посадить без объяснения причины в тюрьму, то каждый будет знать за что. Т. е., человек существо подсудимое и это, собственно, касается сегодняшнего дня.

Если сделать беглый обзор некоторых этапов мыслей человеческих о Страшном суде, то надо заметить первое: о страшно суде в Библии говориться далеко не сразу. Прошли многие и многие периоды. В библейских книгах написанных Моисеем, ничего не говориться про Страшный суд. Первый, кто начал говорить о том, что мы будем судимы, и что мертвые воскреснут, это царь Давид. Открывая Псалтирь, мы читаем в первом псалме, что грешники не устоят на суде, и нечестивые в совете праведных. То есть, люди поднимутся из земли и будут отвечать за дела свои. И в этом суде грешники не устоят, и не смогут сопротивляться праведному суду. И начиная с Давида, дальше вся эта тема развивается уже у многих пророков.

Здесь есть две темы в одной. Есть тема суда посмертного, так называемого суда частного, когда человек умирает и взвешиваются дела его. А есть всеобщее воскресение мертвых. То, о чем Господь говорит в Евангелие от Иоанна: «Не дивитесь этому, ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут; и выйдут из могил – одни, которые творили добро, – для вечной, блаженной жизни, а другие, делавшие зло, – для осуждения».

Мы сегодня ведем речь о всеобщем воскрешении мертвых, которое будет в оный день, утаенный даже от ангельских сил. Если бы у нас была глубокая, братская дружба с Архангелом Михаилом, и мы спросили бы по секрету: «Скажи нам Михаил, ты самый близкий из Ангелов к Богу, когда будет Страшный суд?». То Архангел Михаил ничего бы нам не сказал. Не потому, что он не имел бы права выдавать секреты Бога, а потому, что это сокрыто даже от него. О дне том и часе никто не знает, в том числе и Ангелы. Знает только Отец, и, конечно же, что знает Отец – знает и Сын. Так вот, сегодня мы ведем речь о всеобщем воскрешении мертвых и всеобщем Страшном суде (страшным, потому, что справедливым и неподкупным, страшным, потому, что там замолчат все, там будет страшно даже и святым).

А еще мы часто говорим о посмертном суде отдельного человека. Это тоже очень важная тема. Их не нужно путать между собой. Интересно, что евреи были в Египте 400 лет. Они жили среди египетского народа, который более всех народов мира заинтересовался загробной участью человека. Таких народов больше не было, нет, и вряд ли будут. Египтяне 80% процентов жизненной энергии тратили на приготовление к будущей жизни. Благодаря теплому климату, разливам Нила, обильному урожаю, они прокармливали себя достаточно легко. Условно говоря, дров на зиму в Египте заготавливать и валять валенки не нужно. Там целый год приблизительно одинаковая погода. И живя в этом теплом, благодатном климате, и приспособившись к нему, эти люди как-то прозрели сердцем и занимались одной мыслью: «Как мне приготовиться к загробной жизни». Это были умные люди, понимающие, что есть загробная жизнь, она бесконечная в полном смысле слова, она другая, и по сравнению с ней этот краткий фрагмент нашего временного приготовления, это очень мало. Было бы очень глупо, по их мысли, всю свою силу отдать в эту жизнь, закопать. Помните, в Евангелие есть такой момент – «закопать талант в землю». Талант – денежная единица. Это не талант в смысле петь и ли играть на скрипке, а тяжелая мера взвешивания серебра. Там в притче Господь раздает всем таланты, а один хитрец взял свой и закопал в землю. Закапывания таланта в землю, это некий образ погружения всех подарков Божиих в земные дела. Исключительно в земные. Ничего для неба, только в землю. И эти люди, древние египтяне, не знаю почему, прозрели в этом отношении, и на протяжении многих столетий только тем и занимались, что готовились к вечности. Вот у них как раз и было представление о загробном суде для человека.

Они представляли, что там, на суде перед Осирисом, будет взвешиваться сердце человеческое. Причем, были специальные клятвы на сердце: «Сердце мое, не выдавай меня». У них было множество книг, написанных про это. Египтология сама по себе бездонна, в ней можно утонуть. Интересно, что по мнению древних египтян, человек должен был стать на суде перед богом загробного мира и произнести священную клятву: «Я не отнимал молоко у младенцев, я никого ложно не обвинял, я не нарушал верность и не осквернял чужое ложе, я не проливал кровь невиновных – там длинный перечень всяких грехов – я не делал этого, я чист, я чист, я чист…». Они представляли себе, что если человек чист, то нужно взвесить его сердце. Если человек действительно без греха, то его сердце должно быть легким, и он проходил в жизнь вечную и успокаивался в неких блаженных местах. Если же он обманул, или сердце его выдало, или он был явным грешником, то его пожирало некое чудовище навеки.

То есть, такие высокие мысли, очень похожие на те, которые есть сегодня у нас о будущей жизни, имели древние язычники, к которым на 400 лет попали в плен еврее. И еще удивительно, что, в принципе, все эти идеи о загробной жизни могли бы просочиться в еврейский фольклор, в еврейскую письменность, в само Священное Писание, но не просочились. Во всем, что писал Моисей, нет ни одного слова про будущую жизнь. Тоже парадокс. Первые книги Библии, 5 книг Моисея, не говорят ничего о загробной жизни. Там только о земле: как в поле пахать, как не ссориться с соседом, как проверить, не изменила ли тебе жена, как принести в храм первый сноп ячменя, как то, как это – все о земном, и ничего про Небо. Повторяю, начиная с Давида, постепенно сердце человеческое расширилось до ощущения будущей жизни.

Что это значит? Это означает, что человеку нельзя сказать все сразу. У Бога есть много тайн, много науки, много разных вещей касающихся нас, но Он не может сказать нам все и сразу, мы ничего не поймем. Как, например, мы учим детей. Вначале говорим: «Не лги, не обижай слабого, не смейся над чужими ошибками, если кто-то, например, смешно ведет себя возле доски, не выдавай чужую тайну, не бери чужого». Сначала так. Если это ребенком усвоено, можно идти дальше. Но если он это не усвоил, то как можно говорить с ним о чем-то высоком, например, о целомудрии, о мужестве, о святых мучениках и о воскресении мертвых? Не получится.

Вот так Бог педагогически вел человечество и, наконец, начиная с царя Давида, мы слышим учение о Страшном суде. Вначале евреи думали, что воскреснут только праведники. Людям было трудно вместить мысль о всеобщем воскресении. Об этом впервые сказал Исаия, что воскреснут все спящие в пыли, и что роса от Господа оживит замерших в прахе. Но вначале праведники думали, что воскреснут только угодившие Богу, а все остальные умерли, стали прахом и исчезли. До сегодняшнего дня эту веру исповедуют адвентисты седьмого дня, иеговисты, пятидесятники крайнего толка. То есть, эта вера существует и сегодня.

Вообще, что касается веры, все вероучения существуют в мире одновременно и постоянно. Нельзя сказать, что что-нибудь исчезло навсегда. Все, что касается веры, мысли, сердечных чувств, оно навсегда остается жить в мире. Язычество никогда не умирало. Порой притихало, потом поднималось опять. Еретические учения замирают, потом расправляют крылья и поднимаются вроде бы из небытия. И до сегодняшнего дня так тоже веруют.

Как веруем мы? Мы веруем, что воскреснут все. Евангелие нас учит, что воскреснут и грешники и праведники.

О. Андрей Ткачёв.
Проповедь на Воскресной Божественной литургии,
в день памяти священномученика Игнатия Богоносца и святителя Лаврентия,
затворника Киево-Печерского, епископа Туровского.

11.02.2018 г..
Неделя о Страшном Суде.

Протоиерей Андрей Ткачев
Страшный суд

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: