В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия примеры

Обновлено: 30.04.2024

В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах РФ конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства конкретных судебных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это, скорее, будет произвол. Такое "правосудие" не в состоянии выполнить свою социальную функцию.

Принцип справедливости

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Принцип осуществления правосудия только судом

В соответствии со ст.118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом.Также данное положение конкретизировано в ч.1 ст.4 Закона о судебной системе,где сказано:"Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами,учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.Создание чрезвычайных судов и судов,не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом,не допускается." Применительно к разбирательству уголовных дел рассматриваемый принцип детализируется в ст.49 Конституции РФ и ч.1 ст.8 УПК.В последней по данному принципу сказано следующее:"Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке,установленным настоящим Кодексом." Круг органов уполномоченных вершить правосудие четко ограничен законами.К ним отнесены:Верховный Суд РФ,Высший Арбитражный Суд РФ,верховные суды республик,краевые и областные суды,суды городов федерального значения,суды автономной области и автономных округов,районные суды и мировые судьи,военные суды,а также федеральные арбитражные суды округов,арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.Этот перечень является исчерпывающим.Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности,поскольку у них нет соответствующих полномочий.

Принцип независимости судей

Сущность принципа независимости судей заключается в следовании судьей при разрешении дел, находящихся в его производстве, только законам и своему внутреннему убеждению.

Принцип равенства всех перед судом и законом

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, других обстоятельств.

Принцип обеспечения каждому права на обращение в суд

В Конституции РФ закреплено в статье 46 п.1 право граждан на защиту своих интересов в суде.

Принцип обеспечения права подозреваемого и обвиняемого на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип правосудия и уголовного судопроизводства опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. А именно на УПК РФ Статья 50. Приглашение, назначение и замена защитника, оплата его труда и Конституции РФ Статья 48.

Национальный язык судопроизводства

Данный принцип является конкретным выражением национальной политики государства в области судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке республики в составе РФ, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Суть принципа: · Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право делать заявления, давать показания, заявлять ходатайства, знакомиться со всеми материалами дела, выступать в суде на родном языке; · Обеспечивается возможность пользоваться услугами переводчика в порядке, предусмотренном УПК; · Следственные, судебные документы, в соответствии с порядком, установленным УПК, передаются обвиняемому в переводе на его родной язык или на другой

Принцип состязательности судопроизводства

Сущность этого принципа состоит в том, что при осуществлении правосудия по уголовным делам судебное разбирательство построено таким образом, что функцию обви­нения осуществляет одна сторона (прокурор, общественный обвинитель, потерпевший), функцию защиты - другая сторона (защитник, подсудимый, законный представитель подсудимого). Соответственно в гражданском процессе противоборствующие стороны представляют гражданский истец, его представитель, а также гражданский ответчик (представитель гражданского ответчика). Знаменательно, что стороны при состязательном порядке судопроизводства равноправны, что подчеркивается в ч. 3 ст. 123 Конституции РФ. Функция же разрешения дела (уголовного, гражданского) принадлежит суду.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Конституционная норма, установившая этот принцип, гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия" (ч.5 ст.32 Конституции РФ). В соответствии с действующим законодательством граждане реализуют это право, участвуя в судебных заседаниях в качестве присяжных заседателей в судах общейвключенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом.

Принцип открытости судебного заседания

Судебное заседание проводится открыто, за исключением судебных дел, которые составляют государственную или личную тайну. Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое разбирательство - один из важнейших принципов судопроизводства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной или коммерческой тайны. Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц. На закрытое судебное заседание не допускаются публика, представители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

Принцип презумпции невиновности

"Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". п.1 cт.49 Конституции РФ

Принцип обеспечения законности, компетенции и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и иные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен, независим и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РФ (см. ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123) и других российских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, а равно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести, к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах. "Каждый имеет право,- говорится в ч.1 ст.14 этого документа,- при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона." Для обеспечения всех перечисленных свойств суда существует значительное количество установленных законом средств. Эти многообразные средства вполне можно объединить в три группы правил:

  • правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые кандидатам на эти роли;
  • правила определения суда, где должно разбираться конкретное дело, а также его состава (правила определения подведомственности и подсудности);
  • правила, соблюдение которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина

Суть данного принципа заключается в следующем: любой человек и гражданин, права и свободы которого, по его мнению, нарушаются, вправе обратится в уполномоченные органы, в частности в суд, для осуществления мер по защите своих законных прав и интересов. Данный принцип следует из норм права, отраженных в статьях 45,46, 47 Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Статья 5. Принципы деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными законами.

3. Все равны перед судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

8. Вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Решаю задачи по праву на studentshop.ru

Ниже в качестве примера приведено решение двух задач: теоретиче-ской и практической.

Проанализируйте представленные ниже понятия:

– независимость судей и подчинение их только закону;

– национальный язык судопроизводства;

– укрепление законности и правопорядка;

– осуществление правосудия судом;

– непрерывность судебного разбирательства;

– особый порядок привлечения судей к ответственности;

– защита прав и свобод человека и гражданина.

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

к принципам правосудия?

Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?

Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся

к принципам правосудия, и объясните, почему именно они относятся

к принципам правосудия?

Законность – относится к принципам правосудия, поскольку являет-ся общим началом деятельности судов в строгом соответствии с законом (ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 УПК РФ, ст. 11 ГПК РФ, ст. 6, 13 АПК РФ, ст. 9, 15 КАС РФ, ст. 1 КоАП РФ).
Независимость судей и подчинение их только закону – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности судов и подчеркивает независимость судов (ст. 120 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Меж-дународного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции

о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 29 ФКЗ «О Конституционном Суде Россий-ской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 8.1 УПК РФ, ст. 8 ГПК РФ, ст. 5 АПК РФ, ст. 7 КАС РФ, ст. 24.3 КоАП РФ).

Гласность судопроизводства – относится к принципам правосудия, поскольку является общим началом деятельности суда, так как суды долж-ны действовать в открытых судебных заседаниях (ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Кон-венции о защите прав человека и основных свобод, ст. 9 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 31 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Россий-ской Федерации», ст. 241 УПК РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 11 КАС РФ, ст. 24.3 КоАП РФ).

Справедливость приговора – является не принципом правосудия, а одним из требований к приговору (ст. 297 УПК РФ).

Единоначалие – не является принципом правосудия, поскольку дела рассматриваются судами не только единолично, а при сочетании едино-личного и коллегиального начала.

Национальный язык судопроизводства – является принципом право-судия, поскольку выражает общее начало о рассмотрении всех категорий дел на государственном языке Российской Федерации или государствен-ном языке республики, входящей в состав Российской Федерации (ст. 26 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Всеобщей декларации прав че-ловека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических пра-вах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 10 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 33 ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации», ст. 6 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», ст. 18 УПК РФ, ст. 9 ГПК РФ, ст. 12 АПК РФ, ст. 12 КАС РФ, ст. 24.2 КоАП РФ).

Укрепление законности и правопорядка – является не принципом правосудия, а его задачей.

Осуществление правосудия судом – является общим принципом пра-восудия, поскольку характеризует деятельность судов при рассмотрении любых категорий дел (ст. 47, 118 Конституции Российской Федерации, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О су-дах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 8 УПК РФ, ст. 5 ГПК РФ, ст. 1 АПК РФ).

Непрерывность судебного разбирательства – в настоящее время та-кого принципа правосудия нет, он выделялся в советском процессуальном законодательстве, сейчас же суды не обязаны рассматривать каждое дело непрерывно.

Особый порядок привлечения судей к ответственности – является не принципом, а гарантией одного из принципов (принципа независимости судей и подчинения их закону).
Защита прав и свобод человека и гражданина – является не принци-пом, а целью правосудия.
Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном пе-речне.

1. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конститу-ции Российской Федерации, ст. 2, 7, 10 Всеобщей декларации прав челове-ка, ст. 2, 14, 26 Международного пакта о гражданских и политических пра-вах, ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», ст. 6 ГПК РФ, ст. 7 АПК РФ, ст. 8 КАС РФ, ст. 1.4 КоАП РФ).

2. Принцип состязательности (ст. 123 Конституции Российской Фе-дерации, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международ-ного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции о защи-те прав человека и основных свобод, ст. 35 ФКЗ «О Конституционном Су-де Российской Федерации», ст. 5 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Рос-сийской Федерации», ст. 15 УПК РФ, ст. 12 ГПК РФ, ст. 8, 9 АПК РФ, ст. 14 КАС РФ).

3. Принцип презумпции невиновности (ст. 49 Конституции Россий-ской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Между-народного пакта о гражданских и политических правах, ст. 6 Конвенции
о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 УПК РФ, ст. 1.5 КоАП РФ).

4. Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основ-ных свобод, ст. 16 УПК РФ).

5. Принцип разумного срока судопроизводства (ст. 6 Конвенции

о защите прав человека и основных свобод, ст. 6.1 УПК РФ, ст. 6.1 ГПК РФ, ст. 6.1 АПК РФ, ст. 10 КАС РФ).
Все ли принципы правосудия закреплены в законе?

Все принципы правосудия закреплены в законах, однако они могут быть не прямо закреплены (может не быть отдельной статьи, закрепляю-щей название и содержание принципа), а выводиться на основании си-стемного толкования соответствующих процессуальных норм.

В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры.

Принципы правосудия закреплены в Конституции Российской Феде-рации, международно-правовых актах (Всеобщей декларации прав челове-ка, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвен-ции о защите прав человека и основных свобод), федеральных конститу-ционных законах (ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федера-ции», ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»), процессуальных кодексах (АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ).

Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм?
Данные нормы являются наиболее общими и не закрепляют кон-кретных правил поведения, напротив, все остальные правила поведения должны соответствовать нормам-принципам.

Дайте определение понятия принципов правосудия и классифици-руйте их.

Принципы правосудия – это закрепленные в Конституции Россий-ской Федерации и федеральном законодательстве основополагающие начала организации и деятельности судов.

Классификация принципов правосудия:

I. По сфере действия:

1) конституционные принципы;

2) международно-правовые принципы;

3) принципы, закрепленные в федеральном законодательстве. III. По содержанию:

Председатель Асиновского городского суда Томской области Х.

с 9.00 до 10.00 часов провел совещание с работниками аппарата суда. На нем, в частности, рассматривался вопрос о неудовлетворительной рабо-те секретаря суда Мирошниченко: опаздывает на работу, грубит посетите-лям, не вовремя оформляет документы. Председатель суда объявил Ми-рошниченко устный выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12.30 председатель изучал поступившие из прокуратуры уголов-ные дела и распределил их между судьями. После обеда он единолично рассмотрел два гражданских дела, а с 18.00 до 19.30 осуществлял прием граждан.

Назовите полномочия председателя районного суда. Что такое правосудие?

Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?

Назовите полномочия председателя районного суда.

В соответствии со ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, уста-новленных для председателя суда федеральными конституционными зако-нами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя,

а также в порядке, установленном федеральным законом, между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда,

в том числе назначает на должность и освобождает от должности работни-ков аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, прини-мает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию допол-нительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Что такое правосудие?

Правосудие – осуществляемая в особом процессуальном порядке правоохранительная деятельность суда в форме гражданского, уголовного, административного, конституционного и арбитражного судопроизводства, направленная на разрешение правовых споров в целях защиты прав и за-конных интересов граждан, юридических лиц и государства, в результате которой принимаются особые акты, которые являются обязательными для исполнения.

Назовите признаки, характеризующие правосудие и отличающие его от иных видов государственной деятельности.

1) одна из правоохранительных функций, одна из функций судебной

2) в результате этой деятельности принимаются особые акты, кото-рые являются общеобязательными;

3) осуществляется только конкретными способами, указанными в за-

4) особая подведомственность споров, предусмотренных законом;

5) данная деятельность осуществляется с соблюдением особого по-рядка (процедуры), установленного процессуальным законом;

6) осуществляется только особым органом – судом.

Какие виды судопроизводств в России предусматривает действую-щее законодательство?

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан-ского, административного и уголовного судопроизводства. Кроме того, принято выделять также арбитражное судопроизводство как отдельный вид судопроизводства, хотя в науке гражданского процесса ведутся споры по поводу того, является ли арбитражное судопроизводство самостоятель-ным видом или только подвидом гражданского судопроизводства.

Всякую ли деятельность суда можно отнести к осуществлению правосудия?

Нет, не всякую. Помимо правосудия суды также осуществляют:

1) конституционный контроль (осуществляется исключительно Кон-ституционным Судом Российской Федерации);

2) судебный контроль (например, ч. 2 ст. 29 УПК РФ – контроль за ограничением конституционных прав и свобод граждан в уголовном процессе);
3) судебный надзор – деятельность вышестоящих судов по проверке решений нижестоящих судов (некоторыми авторами рассматривается как самостоятельная функция судов);

4) иные функции: толкование правовых норм, участие в формирова-нии судейского корпуса, изучение и обобщение судебной практики.

Какой из названных в задаче вид деятельности председателя суда можно отнести к правосудию и почему?
Совещание с работниками аппарата суда и обсуждение результатов работы отдельных из них нельзя считать правосудием, поскольку на таком совещании не решаются какие-либо правовые споры, а лишь решаются ор-ганизационные вопросы деятельности суда (п. 5 ст. 6.2 Закона РФ «О ста-тусе судей в Российской Федерации»). Распределение дел между судьями также не относится к правосудию, поскольку это является организацион-ной деятельностью председателя суда (п. 1 ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»), а не собственно разрешением дел. Еди-ноличное рассмотрение гражданских дел, в свою очередь, является право-судием, поскольку председатель суда действовал как судья и осуществлял деятельность, направленную на разрешение правовых споров, урегулиро-ванную ГПК РФ. Прием граждан также не является правосудием, посколь-ку в ходе такого приема председатель суда не разрешает конкретных дел, такая деятельность не урегулирована процессуальным законом.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Президент Российской Федерации издал указы:

– о классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;

– о присвоении судье почетного звания «Заслуженный юрист Рос-сийской Федерации»;

– вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации;

– о координации деятельности правоохранительных органов по борь-бе с преступностью;

– об оплате труда Председателя Следственного комитета Россий-ской Федерации;

– о назначении судей федеральных судов и о представителях Прези-дента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Фе-дерации;

– о комиссии при Президенте Российской Федерации по предвари-тельному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов;

– о назначении начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области.

Какие из этих актов относятся к нормативным источникам курса «Правоохранительные органы» и почему?

Что такое правовые источники курса «Правоохранительные орга-

Приведите классификации правовых источников курса «Правоохра-нительные органы» по разным основаниям.

2. В Конституционный суд Российской Федерации поступил запрос гарнизонного военного суда о соответствии Уголовно-процессуальному

кодексу Российской Федерации отдельных положений Федерального зако-на «О прокуратуре Российской Федерации».

Вправе ли Конституционный суд Российской Федерации рассматри-вать данный запрос?

Каковы цели и полномочия Конституционного суда Российской Фе-дерации?

3. Начальник Следственного департамента Министерства внутрен-них дел Российской Федерации своим приказом назначил на должность начальника Главного следственного управления Главного управления МВД России по субъекту Российской Федерации. Вновь назначенный начальник Главного следственного управления издал приказ об увольне-нии начальника следственного отдела МВД России одного из муниципаль-ных районов субъекта Российской Федерации.

Опишите систему органов предварительного следствия в системе органов внутренних дел.

Каковы их задачи? Кто возглавляет эту систему?

В каком порядке назначаются на должность и освобождаются от должности сотрудники следственных подразделений органов внутренних дел?

Какие специальные звания присваиваются следователям органов внутренних дел?

1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения.

2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья). Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются.

3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти.

4. Принципы правосудия должны проявляться и закрепляться в праве. Только через закон принцип может материализоваться в форме конкретной деятельности по осуществлению правосудия. Таким образом, закрепление принципа в законе обязательно. Однако форма этого закрепления (проявления) может быть различна. Известны следующие формы проявления принципов в праве:

  • закон может только называть принцип. В качестве примера можно привести принцип законности. Название этого принципа весьма популярно в законодательных актах, содержание же не раскрывается;
  • закон может раскрывать содержание принципа, но умалчивать его название. В качестве примера можно назвать закрепленный Конституцией принцип презумпции невиновности (ст. 49);
  • в нормах права может жить дух принципа (принципов). На сегодняшний день российские законы пронизаны духом принципа защиты законных интересов личности.

Принципы правосудия находят закрепление в различных законодательных актах: Конституции, Законе о судебной системе, процессуальных кодексах. Подчеркнем, что в подзаконных нормативных актах принципы не закрепляются, поскольку указанные акты не обладают для этого должной ю Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

  • законности;
  • осуществления правосудия только судом;
  • независимости судей;
  • осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
  • обеспечения права на судебную защиту;
  • участия граждан в осуществлении правосудия;
  • гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
  • защиты законных интересов личности;
  • состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
  • родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

Принцип законности – это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

Формулу названного принципа можно выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов подход иной: разрешено лишь то, что предписано законом («запрещено то, что не разрешено законом»).

Имеется еще абстрактное понятие принципа законности как некой первоидеи. В этом смысле законность – это, во-первых, оптимальное количество хороших законов; во-вторых, строгое соблюдение этих законов.

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, варьирующиеся лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

Принцип независимости судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления.

Закон устанавливает следующие средства обеспечения независимости судей: наличие особой процедуры осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

Принцип обеспечения права на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Суть этого принципа состоит в том, что: 1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

Признание права на судебную защиту принципом правосудия означает, что судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения.

Принцип участия граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституцииграждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели.

Существенное развитие получил институт присяжных заседателей. В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования – незаинтересованность в деле, беспристрастность.

В отличие от присяжных заседателей арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Гласность судебного разбирательства – важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

Исключения из принципа гласности строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании. В случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора.

Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются дела, если их материалы содержат: 1) сведения, разглашающие государственную тайну; 2) сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка; 3) в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.

Принцип защиты законных интересов личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законных интересов личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного. Согласно ст. 10 УПК никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК.

Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.

Статья 11 УПК гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные законом.

Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК).

Важнейшей составляющей рассматриваемого принципа следует назвать обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Согласно ст. 16 УПК подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами. В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В отдельных случаях, указанных УПК, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом.

Если судебные документы подлежат обязательному вручению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

Эмоджи

Зарегистрируйся в два клика и получи неограниченный доступ к материалам, а также промокод на новый заказ в Автор24. Это бесплатно.

Условие

Укажите в приведенном перечне понятия, которые относятся к принципам правосудия: законность; независимость судей и подчинение их только закону;гласность судопроизводства; справедливость приговора; единоначалие; национальный язык судопроизводства; укрепление законности и правопорядка; осуществление правосудия судом; непрерывность судебного разбирательства; особый порядок привлечения судей к ответственности; защита прав и свобод человека и гражданина. Объясните, почему именно они относятся к принципам правосудия? Назовите другие принципы правосудия, не указанные в данном перечне. Все ли принципы правосудия закреплены в законе? В каких законодательных актах находят свое закрепление принципы правосудия? Приведите конкретные примеры. Чем отличаются нормы закона, в которых закреплены принципы правосудия, от иных правовых норм? Дайте определение понятия принципов правосудия и классифицируйте их.

Нужно полное решение этой работы?

Решение

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Эмоджи

и получи доступ ко всей экосистеме Автор24

. Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия. Принципы правосудия обладают рядом признаков. 1. Принципы – это мировоззренческие идеи. Идеи, с одной стороны, носят объективный характер, диктуются объективными законами развития природы и общества; с другой – на их понимание, формулирование и законодательную интерпретацию огромное внимание оказывает общество. В этой связи можно говорить о национальном характере правосудия. Идея претерпевает внешние изменения (свое проявление в материальном мире) в большей степени под влиянием мировоззрения. 2. Принципы – это идеи относительно должного и сущего. В основе принципа правосудия должен лежать идеальный вариант структуры или действия, составляющего правосудие, иными словами, – схема того, как оно должно быть устроено. Этой схемой должны руководствоваться и законодатель при написании закона, и практик (судья) . Одновременно принцип должен нести в себе информацию о существе правосудия. Таким образом, должное и сущее в принципе тесно переплетаются. 3. Принципы характеризуют организацию и деятельность судов. В принцип заложена схема как идеального, так и реального (живого) процесса реализации судебной власти

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: