Численность профсоюза для проведения коллективных переговоров судебная практика

Обновлено: 02.05.2024

Статья 13. Право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением

(в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 444-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Представительство профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.

В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

2. Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях.

3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В организации нет профсоюза, интересы работников представляет выбранный представитель работников, заключен коллективный договор. Коллективный договор был утвержден около четырех месяцев назад, в состав комиссии входили 14 человек. Коллективным договором порядок его изменения не установлен.
В настоящее время возникла необходимость внесения изменений в коллективный договор. В соответствии со ст. 44 ТК РФ внесение изменений в коллективный договор производится по той же процедуре, что и его заключение. В соответствии с главой 6 ТК РФ создается комиссия по ведению коллективных переговоров на равноправной основе.
Имеются ли нормативные документы, определяющие численность данной комиссии?
Возможен ли вариант, когда комиссия по ведению коллективных переговоров состоит из двух человек (одного представителя работников и одного представителя работодателя)?
Каковы требования по определению представителей от работников в комиссию по ведению коллективных переговоров (тайное голосование или другие варианты)?
Возможно ли создание комиссии по ведению коллективных переговоров на постоянно действующей основе, чтобы при возникновении необходимости внесения изменений в коллективный договор в дальнейшем исключить этап определения представителей от работников в комиссии?

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС" (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к ст. 37 TК РФ

1. Представители сторон самостоятельно, с учетом целей и задач социального партнерства в сфере труда, определяют предмет коллективно-договорного регулирования, порядок проведения коллективных переговоров, дату начала, сроки и место их проведения для заключения единого коллективного договора, соглашения.

2. В основе механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций либо иных представителей работников - принцип пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых членов.

3. На всех иных уровнях системы социального партнерства (РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории) в основу механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений при наличии нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) также положен принцип пропорционального представительства - в зависимости от численности представляемых членов профсоюзов (объединений профсоюзов).

Если стороны не достигли договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Судебная практика по статье 37 TК РФ

Такие случаи установлены ст. 37 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает три случая, когда профсоюзные организации выступают от имени всех работников данного работодателя:
- когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);

Между тем этот вывод сделан судом без анализа статей 29, 30, 31, 37 Трудового кодекса РФ в их системной связи, без учета отраслевого уровня Коллективного договора ОАО "РЖД" на 2005 г. и структурной организации этого акционерного общества.
В соответствии со статьями 29, 30, 31 Трудового кодекса РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора с работодателем, с которым у работников заключены трудовые договоры.

Статьей 37 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены три случая, когда профсоюзные организации участвуют в коллективных переговорах от имени всех работников данного работодателя:
- когда в организации действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников (ч. 3);

С. обратился в суд с иском к администрации г. Нефтекамска о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, сославшись на следующие обстоятельства. С 10 февраля 1995 г. он работал директором арендного предприятия "Нефтекамскводоканал" по контракту сроком до 1 февраля 2000 г. 16 апреля 1996 г. на конференции коллектива "Нефтекамскводоканал" мэр г. Нефтекамска со ссылкой на ч. 2 ст. 36 и п. 5 ст. 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан вручил ему уведомление о нежелании заключить с ним контракт и об увольнении, поскольку изменился собственник предприятия - им стала администрация города в связи с переводом предприятия в статус муниципального. С 19 апреля по 18 мая 1996 г. он находился в больнице на стационарном лечении, а после выхода из больницы узнал, что уволен с работы распоряжением от 17 апреля 1996 г. Его своевременно не ознакомили с распоряжением и не уведомили о необходимости получить трудовую книжку. С объединением "Башводоканал" трудовой контракт расторгнут с 30 мая 1996 г. на основании телеграммы мэра г. Нефтекамска. По мнению истца, увольнение с работы произведено без соблюдения гарантий, предусмотренных для работника действующим законодательством о труде. Его не предупредили за два месяца о предстоящем увольнении, не сообщили в службу занятости об увольнении, не выдали в день увольнения трудовую книжку.

Разрешая спор и отказывая в иске, суд пришел к выводу о том, что между истцом и бывшим главой администрации Белокатайского района Б. было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора с последующим переводом на другую работу, которую истец сам найдет. Между ними также было достигнуто и соглашение о дате его расторжения. Согласно же п. 1 ст. 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан, соответствующему п. 1 ст. 29 Кодекса законов о труде Российской Федерации, соглашение сторон является основанием для прекращения трудового договора.

В статье 37 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок ведения коллективных переговоров при наличии двух и более первичных профсоюзных организаций, установлено, что две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборного органа могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.

1. 12 ноября 2004 года в Конституционный Суд Российской Федерации поступил запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности частей третьей и шестой статьи 37 Трудового кодекса Российской Федерации.
Число подписавших его депутатов соответствовало предписанию статьи 125 (пункт "а" части 2) Конституции Российской Федерации и статьи 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которому запрос группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности федерального закона должен быть подписан не менее чем одной пятой его членов, что составляет 90 человек (статья 95, часть 3, Конституции Российской Федерации).

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ > Часть V > Раздел XIII > Глава 58 > Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

Комментарий к ст. 377 TК РФ

1. В основу настоящей статьи положена ст. 28 ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", значительно обновленная и дополненная с принятием ФЗ от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.

2. Конкретные обязанности работодателя по созданию условий для эффективного осуществления деятельности всех представительных органов работников (см. комментарий к ст. 32 ТК), в том числе и выборного органа первичной профсоюзной организации, находят отражение в коллективных договорах и соглашениях.

Судебная практика по статье 377 TК РФ

Заявитель (открытое акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии") просит о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в части изменения решения и постановления суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное толкование и применение статей 377 Трудового кодекса и 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" об основаниях возникновения обязанности по перечислению взносов, применимых только в отношении первичных профсоюзных организаций, каковой истец не является.

Удовлетворяя иск, апелляционный суд исходил из того, что обязанность учреждения перечислять средства на проведение культурно-массовой и оздоровительной работы следует из положений статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации и коллективного договора, а поэтому доводы учреждения о том, что в смете расходов не предусмотрены расходы по отчислению профсоюзной организации средств на проведение культурно-массовой и оздоровительной работы, правового значения не имеют.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд кассационной инстанции руководствовался положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", учитывал, что обязанность работодателя перед профсоюзом по удержанию с работников денежных средств (членских профсоюзных взносов) и перечислению их на счет профсоюза возникает в случае подачи работниками заявлений об этом на имя работодателя. В настоящем деле истцом не доказан факт удержания обществом профсоюзных взносов из заработной платы работников за соответствующий период, которые подлежали бы перечислению истцу, на основании поданных работниками заявлений. В отсутствии соответствующих заявлений работников у работодателя отсутствовала обязанность ежемесячно удерживать и перечислять на счет профсоюзной организации профсоюзные взносы из их заработной платы. В данном случае отсутствует совокупность обстоятельств для привлечения общества к ответственности в виде взыскания убытков.

- в нарушение статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель задерживает с заработной платы Ижовкиной О.И. профсоюзные взносы.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 6 февраля 2015 г. N 7-2245-14-ОБ/89/4/2.
6 февраля 2015 г. по факту выявленных нарушений должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) в отношении учреждения составлены протоколы об административных правонарушениях, в том числе по части 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, возникший между сторонами спор не являлся экономическим, поскольку не был направлен на систематическое получение прибыли, а обусловлен необходимостью соблюдения прав первичной профсоюзной организации, предусмотренных положениями статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), выраженных в перечислении необходимых отчислений и взносов.

Требование мотивировано неисполнением ответчиком обязанности, предусмотренной частью 1 статьи 28 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечена действующая в ООО "Тольяттикаучук" первичная профсоюзная организация ООО "Тольяттикаучук".

Принимая обжалуемый судебный акт, суд кассационной инстанции руководствовался положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", учитывал, что обязанность работодателя перед профсоюзом по удержанию с работников денежных средств (членских профсоюзных взносов) и перечислению их на счет профсоюза возникает в случае подачи работниками заявлений об этом на имя работодателя. В настоящем деле истцом не доказан факт удержания обществом профсоюзных взносов из заработной платы работников за соответствующий период, которые подлежали бы перечислению истцу, на основании поданных работниками заявлений. Оснований для понуждения работодателя ежемесячно удерживать и перечислять на счет профсоюзной организации профсоюзные взносы из заработной платы работников не установлено, исходя из отсутствия соответствующих заявлений. Наличие совокупности обстоятельств, позволяющей привлечь общество к ответственности в виде взыскания убытков, не установлено.

В силу статьи 377 Трудового кодекса плательщиками профсоюзных взносов являются работники организации, а не потребители электроэнергии, поэтому заявленные обществом расходы на отчисления профсоюзу также правомерно исключены Комитетом по тарифам в полном объеме.
В части расходов по статье затрат "Резерв по сомнительным долгам" ПАО "МРСК Северного Кавказа" заявлена сумма для включения в необходимую валовую выручку на 2018 год в размере 1 418 913,77 тыс. руб., в том числе относительно муниципального унитарного предприятия "Каббалккоммунэнерго" (далее - МУП "Каббалккоммунэнерго") - 434 212,97 тыс. руб., относительно открытого акционерного общества "Нальчикская городская электросетевая компания" (далее - ОАО "Нальчикская городская электросетевая компания") - 897 034,983 тыс. руб., относительно государственного унитарного предприятия Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго" (далее - ГУП Кабардино-Балкарской Республики "Чегемэнерго") - 87 571,119 тыс. руб., относительно открытого акционерного общества "Оборонэнерго" Северо-Кавказский филиал - 94,706 тыс. руб.

ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 377 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 36 TК РФ

1. Согласно положениям Конвенции МОТ N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) предметом коллективных переговоров могут быть любые переговоры между представителями работников и работодателей, которые бы позволили урегулировать условия труда на договорной основе.

2. Инициатором коллективных переговоров может быть любая из сторон. При этом представители стороны, получившие в письменной форме предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения.

3. Лицам, органам или организациям, указанным в ч. 3 настоящей статьи, запрещено осуществлять представительство ими интересов работников в сфере социального партнерства, кроме случаев, предусмотренных ТК.

Судебная практика по статье 36 TК РФ

Согласно ст. 29 и 36 Трудового Кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществления контроля за его исполнением представляют первичная профсоюзная организация или иные представители.
Суд кассационной инстанции также согласился с выводами суда первой инстанции и доводами Государственной инспекции труда в г. Москве о том, что Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей не являлся надлежащей профсоюзной организацией для согласования изменений, вносимых в коллективный договор, поскольку на момент внесения изменений не являлся первичной профсоюзной организацией, а также и иным представительным органом работников ОАО "Российские железные дороги".

Оценив представленные в материалы дела доказательства с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 8, 15, 393, 539, 546, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 22, 36 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами устройства электроустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду недоказанности совокупности условий: факт причинения убытков, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправными действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.

С. обратился в суд с иском к администрации г. Нефтекамска о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, сославшись на следующие обстоятельства. С 10 февраля 1995 г. он работал директором арендного предприятия "Нефтекамскводоканал" по контракту сроком до 1 февраля 2000 г. 16 апреля 1996 г. на конференции коллектива "Нефтекамскводоканал" мэр г. Нефтекамска со ссылкой на ч. 2 ст. 36 и п. 5 ст. 37 Трудового кодекса Республики Башкортостан вручил ему уведомление о нежелании заключить с ним контракт и об увольнении, поскольку изменился собственник предприятия - им стала администрация города в связи с переводом предприятия в статус муниципального. С 19 апреля по 18 мая 1996 г. он находился в больнице на стационарном лечении, а после выхода из больницы узнал, что уволен с работы распоряжением от 17 апреля 1996 г. Его своевременно не ознакомили с распоряжением и не уведомили о необходимости получить трудовую книжку. С объединением "Башводоканал" трудовой контракт расторгнут с 30 мая 1996 г. на основании телеграммы мэра г. Нефтекамска. По мнению истца, увольнение с работы произведено без соблюдения гарантий, предусмотренных для работника действующим законодательством о труде. Его не предупредили за два месяца о предстоящем увольнении, не сообщили в службу занятости об увольнении, не выдали в день увольнения трудовую книжку.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: