Чем административный надзор отличается от прокурорского надзора судебного надзора по содержанию

Обновлено: 25.04.2024

Под прокурорским надзором понимают особый вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры на основании действующих норм законодательства, который направлен на установление, поддержание и укрепления законности и правопорядка в государстве, а также обеспечения соблюдения прав, свобод и интересов человека, социума и государства.

Характерные черты прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют ряд черт, характеризующих прокурорский надзор, которые выражаются в следующем:

  • Деятельность по надзору в рамках прокуратуры осуществляется специализированной системой органов, носящих централизованный характер. Данный вид надзорной деятельности не может осуществляться никакими другими организациями, за исключением органов прокуратуры.
  • Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее .
  • Содержание деятельности по надзору в рамках прокуратуры говорит о том, что данный вид деятельности является самостоятельным. Он не связан с какой-либо ветвью государственной власти, то есть, он находится в обособленном положении.

Виды прокурорского надзора

Современные исследователи выделяют несколько следующих видов прокурорского надзора:

  • Надзор за исполнением законов в учреждениях, которые исполняют наказания;
  • Надзор за исполнением норм законодательства судебными приставами По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Полномочия прокурора за исполнением законов судебными приставами подробнее ;
  • Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие;
  • Надзор за исполнением прав и свобод человека и гражданина;
  • Надзор за исполнением норм законодательства органами государственной власти По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Надзор за исполнением законов органами военного управления подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим некоторые из данных видов более подробно.

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Специфику данной отрасли надзора составляет сфера общественных отношений, связанная с правами и свободами граждан.

Предметом данной отрасли надзорной деятельности является соблюдение норм Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , которые содержат закрепление прав и свобод граждан и человека. Помимо этого, в предмет данного направления надзорной деятельности входят все нормативные акты, которые связанны с данными конституционными нормами.

В состав предмета этого направления надзорной деятельности входят отдельные части трудовых отношений, избирательных, социальных и иных прав. Переменными, которые непосредственно влияют на осуществление данной категории прав, являются юридические/физические лица, государственные организации и их представители.

Надзор за исполнением норм закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие

Цель данного вида прокурорского надзора состоит в обеспечении всесторонности, полноты и объективности исследования всех обстоятельств дела. Современное уголовно-процессуальное законодательство устанавливает границы деятельности прокурорского надзора в данной сфере.

Оперативно-розыскную деятельность и деятельность, связанную с процедурами предварительного следствия осуществляют органы внутренних дел, органы госбезопасности и пограничной службы, а так же иные органы и службы в чью компетенцию входят данные действия.

В связи с объемностью предмета данного надзорного вида на практике в его пределах выделяются более мелкие подотрасли. Наиболее важные виды законодательных актов закреплены в специальных приказах Генпрокурора.

Следует отметить, что проверке законности могут быть подвергнуты только правовые акты.

В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проку­ратура представляет собой единую федеральную централи­зованную систему органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Надзорная деятельность органов прокуратуры вклю­чает в себя ряд направлений, одним из которых является так называемый общий надзор. Эта разновидность прокурор­ского надзора прежде всего связана с деятельностью публич­ной администрации.

Предметом общего надзора являются:

1) исполнение законов федеральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнитель­ными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами кон­троля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих органи­заций, а также соответствие законам издаваемых ими право­вых актов;

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина феде­ральными министерствами, службами, агентствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законо­дательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерче­ских и некоммерческих организаций.

Объектами общенадзорной деятельности являются феде­ральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы военного управ­ления, органы контроля, их должностные лица, коммерче­ские и некоммерческие организации, их органы управления и должностные лица и др.

Прокуратура не осуществляет надзор за законностью актов, издаваемых Правительством РФ, что обусловлено особым положением правительства в системе федеральных органов исполнительной власти. Это прерогатива Консти­туционного Суда РФ. В то же время, если принятое прави­тельством постановление противоречит Конституции РФ или иным законам, Генеральный прокурор вправе информи­ровать об этом Президента РФ.

Прокуроры наделены полномочиями, позволяющими им выявлять нарушения законности в административно-пра­вовой сфере, своевременно на них реагировать, принимать меры по устранению их причин и условий, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответственности виновных лиц.

Полномочия прокуроров по осуществлению возложен­ных на них общенадзорных функций закреплены в ст. 22 и 27 Закона о прокуратуре. В соответствии со своей компе­тенцией прокурор вправе:

• по предъявлении служебного удостоверения беспре­пятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, иметь доступ к их документам и материалам, про­верять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах их нарушения;

• требовать от руководителей и других должностных лиц объектов надзора представления необходимых докумен­тов, материалов, статистических и иных сведений; выделе­ния специалистов для выяснения возникших вопросов; про­ведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подкон­трольных или подведомственных им организаций;

• вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

• по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, пре­достерегать о недопустимости нарушения закона;

• освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основа­нии решений несудебных органов;

• опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• вносить представления об устранении нарушений закона;

• осуществлять иные полномочия.

Прокуратура наделена правом координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Выявив нарушения действующего законодательства, про­курор применяет специальные меры прокурорского реаги­рования.

— протест — правовой акт прокурорского реагирования, который приносится на незаконный правовой акт административно-публичного органа (его должностного лица) и содержит требование об отмене последнего или о приведе­нии в соответствие с действующим законодательством;

представление — акт прокурорского реагирования, направляемый в адрес соответствующего должностного лица административно-публичного органа (его должностного лица), содержащий требование об устранении нарушений закона, их причин и условий;

— постановление — акт прокурорского реагирования, которым при наличии соответствующих поводов и основа­ний возбуждается уголовное дело или дело об администра­тивном правонарушении;

— предостережение — акт прокурорского реагирования, направляемый в адрес должностного лица, руководителя общественного (религиозного) объединения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, преду­преждающий о недопустимости нарушения закона;

— заявление о признании правового акта не соответству­ющим закону (недействительным) — письменное обращение прокурора в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, содержащее требование признать незаконный правовой акт административно-публичного органа или его должностного лица незаконным (недействительным).

Административный надзор - это способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, который осуществляется специальными органами исполнительной власти относительно организационно неподчиненных объектов.

Виды административного надзора:

- государственный санитарно эпидемический надзор ;

- государственный противопожарный надзор;

- государственный надзор за обеспечением безопасности авиации;

- государственный надзор за безопасностью дорожного движения;

- государственный геодезический надзор;

- административный надзор за лицами, освобожденными с мест лишения свободы и др.

Особенности административного надзора:

1. Отсутствие организационной подчиненности между субъектом и объектом надзора.

2. Специализирован характер, который проявляется в надзоре за соблюдением специальных правил.

3. Возможность в процессе надзора оценивать лишь законность той или иной деятельности.

4. Органы, которые осуществляют административный надзор, имеют возможность применять меры административного принуждения.

Приводя в качестве примера санитарно эпидемический надзор, отметим такое.

Административный надзор – особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности.

Административный надзор как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами общеобязательных правил, имеющих важное значение для общества и государства.

Административный надзор имеет несколько особенностей присущих только ему: 1.Административный надзор осуществляется только для проверки законности действий конкретного объекта надзора,приобретая тем самым юридическую окраску; 2.Органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности;

3.Административный надзор за конкретными объектами производится

систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке. Административный надзор осуществляется в отношении: 1)неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил; 2)определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных

правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия); 3) персонифицированный административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

4.Административный надзор, как правило, связан с применением мер административного предупреждения,административного пресечения и наложения административных взысканий. Таким образом, основной целью административного надзора является обеспечить безопасность граждан, общества,

государства, а также надлежащее качество продукции, услуг и работ.

ОРГАНЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА Существует большое число государственных структур, занимающихся административным надзором. Например Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Вместе с тем ряд федеральных служб, осуществляющих административный надзор, действуют в системе того или иного министерства и являются его структурными подразделениями. Так, например, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) входит в систему МВД России, Государственная противопожарная служба входит в систему

МЧС России, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подчинена Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подчинена Министерству образования и науки Российской Федерации

Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существует три типа надзора:

Последний – самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.

Во-первых, лидирующими субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского надзора – обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора – обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится главным образом не в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, а по инициативе самих субъектов власти.

В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные взыскания.

Таким образом, административный надзор – надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительнои деятельности, а с другой – часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.

Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане – прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане – применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

• за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

• за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия – надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Содержание административного надзора можно раскрыть, назвав основные направления этой деятельности.

Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. В одних случаях центры надзорных структур сами утверждают специальные правила (налоговые, таможенные и т. д.); в других – утверждают их совместно с органами активной администрации; в третьих – они готовят проекты соответствующих актов.

Организационно-массовая и материально-техническая (предупредительная) деятельность. Субъекты административного надзора активно осуществляют пропаганду специальных знаний (правил дорожного движения, пожарной безопасности и др.), координацию и методическое руководство соответствующей деятельностью поднадзорных объектов, учетно-аналитическую работу. Многие государственные инспекции занимаются и не свойственными любой административной деятельности техническими, хозяйственными и иными делами. Например, центры санитарно-эпидемиологического надзора проводят анализы крови, природоохранительные инспекции воспроизводят природные ресурсы, ГИБДД оказывает помощь лицам, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Следует назвать также вакцинацию животных, организацию научных исследований, формирование заказов на противопожарную и иную технику, бланки налоговых и таможенных деклараций.

Предварительный контроль. В частности, проведение экспертиз, выдача заключений на проекты строительства сооружений, производства продукции и т. д. Многие надзорные службы дают разрешения на выполнение деятельности, осуществляют допуск конкретных лиц к работе (например, в предприятиях общественного питания, с секретными материалами, наркотическими средствами, к управлению транспортными средствами). В этом ряду – государственные аттестации и сертификации, клеймение метрологических средств, ювелирных изделий.

Текущийконтроль предполагает наблюдение за соответствующими отношениями, действиями, состоянием окружающей среды и материальных ценностей. Основной формой надзорной деятельности является непосредственное осуществление контроля, сбор и анализ информации о поднадзорных объектах. Для этого субъекты надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отчетов и иных документов, брать объяснения у должностных лиц и граждан, проводить досмотры, обследования на местах, направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций, участвовать в работе комиссий по расследованию несчастных случаев.

Систематически проводятся проверки соблюдения организациями и гражданами санитарных, противопожарных, таможенных, автодорожных правил, технические осмотры транспортных средств, государственные испытания средств измерений.

Применение мер пресечения неправомерных действий для уменьшения тяжести последствий таких действий, а также эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Минимизации вредных последствий действия неблагоприятных факторов способствуют карантины, запрещение движения, меры по эвакуации людей, запреты, ограничения на определенные действия, уничтожение больных животных и иные профилактические акты в условиях чрезвычайных ситуаций.

Надзорные службы вправе приостанавливать действие лицензий, отстранять от работы, изымать вещи и документы.

Привлечение виновных к ответственности. Многие субъекты надзора вправе сами применять к виновным такие административные взыскания, как предупреждение, штраф. В ряде случаев их должностные лица могут только составлять протоколы об административных правонарушениях, проводить соответствующее расследование.

В Российской Федерации прокуратура является особым государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. То есть в России в первую очередь делается упор на осуществление прокуратурой общего надзора. Тогда как в мире чаще всего прокуратура является системой государственных органов, осуществляющих надзор за расследованием уголовных преступлений и представляющих государство в судебном процессе.

Правовая реальность современного российского общества сложна и многогранна. Впервые за много лет органы прокуратуры столкнулись с тем, что законодательное поле Российской Федерации формируется одновременно тремя источниками: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. В связи с этим увеличивается роль прокуратуры и значимость её деятельности, а значит и актуальность данной работы.

Объект данной курсовой работы, общий прокурорский надзор, рассматривается в рамках дисциплины административное право.

Целью данной работы является анализ основной сферы деятельности прокуратуры Российской Федерации - общего прокурорского надзора, его правовых основ и содержания. Поставленная цель решается посредством следующих задач:

раскрытие понятия общего надзора органов прокуратуры и его места среди отраслей прокурорского надзора;

исследование содержания общего прокурорского надзора;

исследование актов прокурорского реагирования на нарушения закона.

В процессе написания работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по административному праву, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме. Теоретической базой для работы послужили труды таких ученых как В.И. Басков, Б.В. Коробейников, В.Б. Ястребов, Ю.Е. Винокуров, Л.Л. Поповой, Чувилевой А.А. и ряда других авторов.

В курсовой работе используется термин "прокурорский надзор", поскольку на данный момент во всех законодательных актах используется именно он: в ФЗ "О Прокуратуре РФ", в приказах Генеральной прокуратуры и других правовых актов применяется именно этот термин.


Глава 1. Общий надзор как основная отрасль надзора органов прокуратуры

Понятие общего прокурорского надзора

Прокурорский надзор[1] - это особый вид государственной деятельности. Он распространяется на все правовые отношения, происходящие на территории РФ, являясь в этом смысле универсальным средством государственного регулирования. Цели деятельности органов прокуратуры заключаются в обеспечении:

единства и укрепления законности;

защиты прав и свобод человека и гражданина;

охраняемых законом интересов общества и гражданина.

Надзор за исполнением законов традиционно именуются общим надзором. В Конституции РФ, Федеральном законе "О прокуратуре РФ", а также приказах Генерального прокурора РФ определены задачи прокуроров, осуществляющих общий надзор.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют в Российской Федерации надзор с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти, а также должностными лицами, соответствовали Конституции РФ и федеральным законам. Наряду с проверкой законности издаваемых актов другой задачей органов прокуратуры в сфере общего надзора является обеспечение точного и единообразного исполнения законов как должностными лицами, так и гражданами. По мнению профессора В.И. Баскова "здесь речь идет прежде всего об охране трудовых, имущественных и иных прав и законных интересов граждан, соблюдении должностными лицами требований закона о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан"[2].

В число объектов прокурорского надзора в сфере исполнительной власти входит федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Однако, прокурору не предоставлено право опротестовывать постановления, распоряжения Правительства РФ и правительств республик в составе РФ, а так же указы Президента. Это - прерогатива конституционного контроля. Но если принятое, к примеру, Правительством РФ постановление противоречит Конституции РФ и ее законам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Президента РФ. [3]

Место общего надзора среди других отраслей прокурорского надзора

Созданию прокуратуры, Россия обязана Петру I. Император определил функции прокуратуры следующим образом: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти. Н.В. Муравьёв (1850-1908) видный государственный деятель и Генерал-прокурор Российской империи свидетельствовал, что в Росси "прокуратура с момента ее создания (1722г) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная обвинительная или исковая давность. составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике". [4]

Следовательно, первоначальной целью создания прокуратуры в России было учреждение органа, обладающего общенадзорными функциями, то есть надзором за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов. Общенадзорные полномочия прокуратура потеряла в следствие судебной реформы в 1864 г.

На настоящий момент в соответствии с законом РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской федерации" на органы прокуратуры от имени Российской федерации возложено осуществление надзора за соблюдением конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Надзорная деятельность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений, одним из которых является общий надзор. Осуществление общего надзора является главной отраслью деятельности органов прокуратуры. Это связано с тем, что он охватывает большее количество объектов и правоотношений, чем другие отрасли.

Общему надзору в ФЗ "О прокуратуре РФ" Глава 1 Раздела III. На ряду с данной отраслью прокурорского надзора в ФЗ выделяются следующие:

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Надзор является способом обеспечения законности и он подразумевает постоянное и систематическое наблюдение, которое осуществляют государственные органы за деятельностью не подчиненных им органов.

Цель надзора – выявлять нарушения законности, обеспечивать верховенство закона, защищать права и свободы граждан, а также интересы общества и государства.

Прокурорский надзор представлен деятельностью органов прокуратуры и подразумевает надзор за тем, исполняют ли федеральные министерства и ведомства, представительные и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы контроля и их должностные лица соответствие их деятельности Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , законам и издаваемым правовым актам.

Прокуратура осуществляет надзор:

  • за тем, исполняют ли законы федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов РФ, органы военного управления, органы контроля и соответствуют ли правовые акты, которые издаются данными органами, федеральному законодательству;
  • соблюдают ли вышеуказанные органы, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций права и свободы граждан;
  • соблюдают ли законы органы и учреждения по исполнению наказаний и содержанию задержанных и заключенных.

Действия прокурора по реагированию на нарушение законности представлены следующими формами:

  • протестом;
  • представлением;
  • постановлением;
  • предостережением.

Если правовой акт противоречит закону, то прокурором или его заместителем должен быть принесен протест органу или должностному лицу, издавшему данный акт, либо прокурор должен обратиться в суд для рассмотрения протеста в установленном законом порядке.

Прокурором должно быть вынесено представление об устранении нарушений законодательства, которое должно быть безотлагательно рассмотрено органом или должностными лицами, полномочными устранять данные нарушения.

Готовые работы на аналогичную тему

Также согласно совершенным нарушениям законодательства прокурор может вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.

Если имеются сведения о подготовке противозаконных деяний, прокурор должен в письменной форме объявить должностным лицам о невозможности и недопущении нарушения закона. Это делается с целью предупреждения правонарушений.

Что собой представляет административный надзор и каких видов он бывает

Административный надзор является способом обеспечения законности, осуществляемым специально уполномоченными органами исполнительной власти относительно соблюдения, исполнения и применения организационно неподчиненными объектами правовых норм в области государственного управления.

Административный надзор состоит из следующих видов:

  • государственного санитарно-эпидемического надзора;
  • противопожарного надзора;
  • надзора за обеспечением безопасности авиации;
  • надзора за безопасностью дорожного движения;
  • государственного геодезического надзора;
  • административного надзора за лицами, которые освободились из мест лишения свободы.

Административный надзор характеризуют следующие особенности:

  • он представляет разновидность государственного контроля;
  • его осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти и их должностные лица;
  • существует определенная система в осуществлении деятельности по надзору;
  • целью надзора является обеспечение правопорядка и безопасности в государственном управлении;
  • имеется организационная соподчиненность между субъектами и объектами надзора;
  • объектами надзора выступают органы исполнительной власти, местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия, общественные объединения и их должностные лица;
  • при осуществлении надзора используются определенные методы;
  • оценка объекта осуществляется с позиции законности.

Административный надзор осуществляется благодаря определенным методам:

  • постоянному наблюдению;
  • периодическим проверкам;
  • обследованию поднадзорного объекта;
  • истребованию и анализу документов;
  • изучению обращений граждан и юридических лиц, а также публикаций в СМИ о нарушении законности в государственном управлении.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата написания статьи: 30.11.2016

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: