Частная собственность на средства производства это правовое государство или гражданское общество

Обновлено: 24.04.2024

Основные понятия: гражданское общество, сущность гражданского общества, принципы формирования гражданского общества, предпосылки гражданского общества, структура гражданского общества, функции гражданского общества, правовое государство, предпосылки создания правого государства, признаки (принципы) правового государства, пути формирования правового государства

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества.

Гражданское общество рассматривается

  • как противопоставление дикости (анархии)
  • как противоположность церкви (религиозным обществам)
  • как комплекс общественных отношений, противоположных государству
  • как конкретное явление западной цивилизации

О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Мыслители о сущности гражданского общества

Мыслитель

Основные идеи

Т. Гоббс, английский философ

Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом

Дж. Локк, английский философ

Гражданское общество — это общество политическое, т. е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы

Ш. Монтескье, французский философ

Гражданское общество это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство

Т. Пейн, американский просветитель

Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства

Г. Гегель немецкий философ

К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи

Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство

Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Процесс его формирования являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.

Принципы формирования гражданского общества

  • Частная собственность на средства производства
  • Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
  • Осведомлённость граждан о деятельности государства и общества
  • Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
  • Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
  • Свобода формирования общественного мнения

Возникновение гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной, личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих предпосылках.

Предпосылки гражданского общества

частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция

большой удельный вес в обществе среднего класса

юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм

обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового. Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.

Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.

Гражданское общество

В широком смысле слова

В узком смысле слова

все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством

это общество на определённом этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства

Гражданское общество представляет собой необходимую демократическую прослойку между человеком и государством, не позволяющую последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.

Структура гражданского общества

— Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти

— Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)

— Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества

— Научные и культурные организации, спортивные общества

— Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы

— Независимые средства массовой информации

  • Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения)
  • Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил

Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.

Функции гражданского общества

  • Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан
  • Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики
  • Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества

Соотношение государства и гражданского общества

Линии сравнения

Гражданское общество

Государство

1. Реализуемые интересы

Повседневные интересы индивидов

Общественные интересы социальных групп, классов, этносов

2. Средства реализации

Убеждение, правовые и моральные нормы, обычаи, традиции, искусство и т. д.

Конституция, власть, принуждение, право и т. д.

3. Связи и отношения между людьми

Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции

Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения

Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует

Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.

Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Предпосылки создания правового государства

  • Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства
  • Экономическая независимость и самостоятельность индивида
  • Режим демократии, суверенитет народа
  • Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства
  • Гражданское общество
  • Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества

Признаки (принципы) правового государства

Наименование признаков

Их сущность

Верховенство права во всех сферах общественной жизни

Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права

Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона

Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т. д.

Реальное разделение властей

Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»

Полная гарантированностъ и незыблемость прав и свобод человека

Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищённости

Взаимная ответственность государства и личности

Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов

Единство права и закона

Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека

Политический и идеологический плюрализм

Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Системная определённость признаков (принципов) правового государства

Правовое государство

Основано

  • на верховенстве закона; на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами

Предусматривает

  • взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства
  • неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства

Обеспечивает

  • права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества

Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.) Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С. И. Самыгин)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Автор пишет об отношениях между правом и государством. Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «государство».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С. И. Самыгин)


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 17−20.

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.

Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это – такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости.Гражданское общество – это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.). Гражданское общество немыслимо также без свободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частной собственности. В нем имеется некоторая степень экономической независимости человека от государства, возможность «получать свой хлеб» не от государства. Отсюда, экономической основой гражданского общества является частная собственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночная экономика.

Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права. Можно выделить следующие основные признаки правового государства:

1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, и особенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечто большее, чем просто система норм, установленных государством. В концепции правового государства понятия «право» и «закон» различаются. Она основана на признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому «закон» как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью, не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на «естественном праве». Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могут быть правовыми (соответствующими праву) и не правовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободы человека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах.

2.Верховенство закона (правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности.

3.Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друга на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). А конституционный суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства).

4.Важнейшим признаком правового государства являетсяреальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод.

Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений (имущественных, семейных, нравственных), которые находятся в известной независимости от государства.

Гражданское общество в последнее время у всех на слуху. В то же время, в это понятие вкладывается различное содержание. Толковый словарь Ожегова дает следующее определение:

Гражданское общество — общество свободных и равноправных граждан, отношения между которыми в сфере экономики, культуры развиваются независимо от государственной власти.

Разные авторы выделяют следующие условия, необходимые для формирования гражданского общества:

· экономическая самостоятельность граждан, собственность на средства производства;

· народовластие, развитая и действенная демократия;

· право на самооборону (используется как аргумент в споре о ношении оружия гражданами).

Для современного гражданского общества характерны:

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

Обеспечивает защиту частных сфер жизни человека от влияния государства и других политических структур.

Создает механизмы общественного самоуправления.

Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

Гражданское общество может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

Задача гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

Одной из важных задач, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства.

Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.

Никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом.

Назначение наказаний за правонарушения в строгом соответствии с опубликованными и чётко определёнными процедурами и нормами.

Равенство перед законом, так что все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, а нарушители правопорядка подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Существование эффективных, независимых, беспристрастных и доступных для граждан судов, полиции и других правоохранительных органов.

Законы также не должны входить в противоречие с устоявшимися общественными представлениями о справедливости. Для этого существует ряд институтов, в том числе, парламент, состязательные выборы, свобода массовой информации.

Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. На практике такое разделение эффективно, если сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Инициативная группа граждан выступила против намеченного руководством города переименования нескольких улиц. Данный факт говорит о наличии

  • авторитарного режима
  • гражданского общества
  • местного самоуправления
  • политической системы
Вопрос 2

Активисты мо­ло­деж­но­го дви­же­ния про­ве­ли бла­го­тво­ри­тель­ную акцию, на­прав­лен­ную на сбор средств для под­держ­ки детей, остав­ших­ся без по­пе­че­ния родителей. В дан­ном при­ме­ре от­ра­зи­лось функционирование

  • местного самоуправления
  • государственной власти
  • гражданского общества
  • политической партии
Вопрос 3

Что из перечисленного характеризует демократический режим?

  • верховенство исполнительной власти
  • командно-административные методы управления
  • господство одной общеобязательной идеологии
  • защита прав и свобод граждан
Вопрос 4

Что является признаком любого государства?

  • верховенство права
  • выборность высших органов власти
  • суверенитет
  • многопартийность
Вопрос 5

Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

  • гражданским обществом
  • многопартийностью
  • федерацией
  • правовым государством
Вопрос 6

Отличительным признаком правового государства является

  • республиканская форма правления
  • наличие конституции
  • развитая система социального обеспечения
  • принцип разделения властей
Вопрос 7

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление обеспечивает развитие управляемой территории в интересах жителей.

Б. Органы местного самоуправления имеют свой круг полномочий, отличный от полномочий органов государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 8

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество включает в себя инициативные объединения и организации населения.

Б. В демократических странах гражданское общество выступает партнёром государства в разрешении общественных дел.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 9

Верны ли следующие суждения о местном самоуправлении в РФ?

А. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления.

Б. Структура органов местного самоуправления в РФ определяется Правительством РФ.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 10

Верны ли следующие суждения об органах местного самоуправления?

А. В структуру органов местного самоуправления входят представительные органы.

Б. Органы местного самоуправления подчиняются по всем вопросам органам государственной власти.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 11

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Одним из примеров развития гражданского общества является усиление контроля центральных органов власти над местными.

Б. К институтам гражданского общества относятся общественные объединения, некоммерческие неправительственные организации.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 12

Верны ли суждения о гражданском обществе?

А. Условием формирования гражданского общества является правовое государство.

Б. В гражданском обществе публичная власть на местах осуществляется через органы самоуправления.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 13

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.

  • верно только А
  • верно только Б
  • верны оба суждения
  • оба суждения неверны
Вопрос 14

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество объединяет многочисленные негосударственные организации граждан.

Б. Развитое гражданское общество является условием существования и развития демократии.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: