Блок схема по предоставлению государственной услуги по проведению медико социальной экспертизы

Обновлено: 29.04.2024

В настоящее время в Российской Федерации рассмотрение вопросов установления инвалидности и определения потребности в предоставлении мер социальной защиты инвалидов возложено на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы. Полнота, объективность и всесторонность рассмотрения вопросов обеспечивается функционированием трехуровневой иерархической системы проведения медико-социальной экспертизы, предоставляющей возможность все более углублённого изучения вопросов, затрагивающих интересы граждан на каждом последующем уровне высококвалифицированными специалистами.

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, их функционал утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. № 979н.

Первичная медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

В главном бюро по субъекту Российской Федерации медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Проведение медико-социальной экспертизы в главном и Федеральном бюро медико-социальной экспертизы осуществляется экспертными составами общего, смешанного и специализированного профиля и может производиться не только в вышеперечисленных случаях, а также в рамках контроля за решениями, вынесенными бюро либо экспертными составами главного бюро, соответственно.

Базовым законодательным актом, раскрывающим основные понятия и определения социальной защиты инвалидов, а также определяющим понятие медико-социальной экспертизы, является Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Медико-социальная экспертиза осуществляется специалистами — врачами по медико-социальной экспертизе с участием специалистов по реабилитации инвалидов, социальной работе и психологов.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Федеральное бюро в случае оказания услуги по проведению медико-социальной экспертизы:

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок, время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации; физкультурно-оздоровительным мероприятиям, мероприятиям по занятиям спортом;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу, военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;

определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.

от 29 января 2014 года N 59н

____________________________________________________________________
Утратил силу с 14 июня 2021 года на основании
приказа Минтруда России от 30 декабря 2020 года N 978н
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст.2038; N 27, ст.3873, 3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4587; N 49, ст.7061; 2012, N 31, ст.4322; 2013, N 14, ст.1651; N 27, ст.3477, ст.3480; N 30, ст.4084; N 51, ст.6679; N 52, ст.6952, 6961, 7009), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3169; N 35, ст.5092; 2012, N 28, ст.3908; N 36, ст.4903; N 50, ст.7070; N 52, ст.7507) и подпунктом 5.2.155 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528; 2013, N 22, ст.2809; N 36, ст.4578; N 37, ст.4703),

в Министерстве юстиции

2 июля 2014 года*,

регистрационный N 32943

* Дата с учетом уточнения, опубликованного в Российской газете, N 172, 01.08.2014. - Примечание изготовителя базы данных.

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент) регулирует отношения, возникающие при предоставлении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - государственная услуга), устанавливает стандарт предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме, сроки и последовательность административных процедур и административных действий, а также порядок взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с получателями государственной услуги, органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

Круг заявителей

2. Заявителями на получение государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации (далее - получатели государственной услуги).

3. Получатели государственной услуги могут участвовать в правоотношениях по получению государственной услуги лично либо через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие получателей государственной услуги не лишает их права иметь законного или уполномоченного представителя, равно как и участие законного или уполномоченного представителя не лишает получателей государственной услуги права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

4. Информация о предоставлении государственной услуги, а также о ходе ее предоставления размещается:

непосредственно в помещениях, где предоставляется государственная услуга, - на информационных стендах или информационных терминалах, размещенных в удобном для получателей государственной услуги месте;

на официальном сайте главного бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - главное бюро);

в средствах массовой информации.

Информация о предоставлении государственной услуги может быть предоставлена получателю государственной услуги:

при личном обращении, по телефону, посредством ответа на обращение на бумажном носителе либо по желанию получателя государственной услуги - с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Информация о предоставлении государственной услуги предоставляется бесплатно.

5. Сведения о местах нахождения, адресах электронной почты и контактных телефонах федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства, предоставляющих государственную услугу, предусмотрены приложением N 1 к Административному регламенту.

6. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с графиками работы Федерального бюро, главных бюро, размещенными на официальных сайтах Федерального бюро и главных бюро.

7. На информационных стендах или информационных терминалах, расположенных в помещениях бюро медико-социальной экспертизы (далее - бюро), главных бюро, Федерального бюро, где предоставляется государственная услуга, а также на официальных сайтах Федерального бюро, главных бюро, бюро (при наличии) размещается следующая информация и документы:

о месторасположении, графике (режиме) работы, номерах телефонов и электронной почты бюро (главного бюро, Федерального бюро), адресах официальных сайтов Министерства, Федерального бюро, главных бюро и бюро (при наличии);

извлечения из текста Административного регламента;

извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих положения, регулирующие вопросы информационной безопасности, и требования по защите персональных данных;

извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие порядок признания лица инвалидом, порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по предоставлению государственной услуги;

порядок обжалования решений и действий (бездействия) бюро, главного бюро, Федерального бюро, предоставляющих государственную услугу, а также решений и действий (бездействия) их должностных лиц, принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги.

Блок-схема предоставления государственной услуги предусмотрена приложением N 2 к Административному регламенту.

8. При ответах на телефонные звонки и устные обращения получателей государственной услуги должностные лица бюро, главных бюро, Федерального бюро в вежливой (корректной) форме информируют получателей государственной услуги, обратившихся по вопросам предоставления государственной услуги.

Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании учреждения, в которое позвонил получатель государственной услуги, фамилии, имени, отчестве и должности должностного лица, принявшего телефонный звонок, а также по желанию обратившегося получателя государственной услуги ему должны быть сообщены способы получения информации по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги, сведения о графике работы и адресе бюро, главного бюро, Федерального бюро (при необходимости - маршрут проезда), требования к оформлению письменного запроса.

При обращении получателя государственной услуги по телефону в бюро, главное бюро, Федеральное бюро время разговора не должно превышать 10 минут.

При невозможности должностного лица бюро, главного бюро, Федерального бюро, принявшего звонок, самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) другому должностному лицу или же обратившемуся получателю государственной услуги должен быть сообщен телефонный номер, по которому он может получить необходимую информацию.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

9. Наименование государственной услуги - государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы.

Наименование органа, предоставляющего государственную услугу

10. Предоставление государственной услуги осуществляется находящимися в ведении Министерства федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (Федеральным бюро, главными бюро, бюро).

Описание результата предоставления государственной услуги

11. Результатом предоставления государственной услуги является:

при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида);

при определении степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания - выдача справки о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также направление выписки из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания работодателю (страхователю) и страховщику либо выдача их получателю государственной услуги, если медико-социальная экспертиза была проведена по его обращению;

при определении нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) - выдача заключения о нуждаемости в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) (далее - заключение о нуждаемости в постоянном постороннем уходе);

при установлении причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки - выдача заключения об установлении причины смерти инвалида, лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (далее - заключение об установлении причины смерти);

при установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации - направление одного экземпляра справки о стойкой утрате трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в медицинскую организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации прикреплен на медицинское обслуживание, второго экземпляра - сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации;

при отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации - направление информации о вынесении заключения об отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в медицинскую организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, к которой сотрудник прикреплен на медицинское обслуживание, и сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации с указанием причин отказа;

при отказе в установлении инвалидности - выдача справки о результатах медико-социальной экспертизы (по желанию получателя государственной услуги).

Срок предоставления государственной услуги

12. Срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

13. Программа дополнительного обследования составляется в день освидетельствования или в день осмотра получателя государственной услуги, в случае если медицинская организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, и он обратился самостоятельно в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

14. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

15. Выписка из акта освидетельствования о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в 3-дневный срок после их оформления направляются работодателю (страхователю) и страховщику, выдаются получателю государственной услуги, если медико-социальная экспертиза была проведена по его обращению.

16. Справка о стойкой утрате трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации оформляется в течение 3 рабочих дней со дня вынесения заключения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника внутренних дел Российской Федерации.

17. Информация об отказе в установлении стойкой утраты трудоспособности сотрудника внутренних дел Российской Федерации федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня вынесения соответствующего заключения направляется указанным учреждением в письменной форме в медицинскую организацию и сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации с указанием причин отказа.

18. Заключение о нуждаемости в постоянном постороннем уходе выдается получателю государственной услуги в течение 3 календарных дней со дня вынесения соответствующего решения федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

19. Заключение об установлении причины смерти выдается получателю государственной услуги в течение 3 календарных дней со дня принятия соответствующего решения федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

20. Справка о результатах проведения медико-социальной экспертизы выдается получателю государственной услуги в день проведения медико-социальной экспертизы. При поступлении заявления о выдаче справки о результатах проведения медико-социальной экспертизы, если требуется запросить из архива сформированные в дела акты медико-социальной экспертизы - в течение 5 календарных дней с даты подачи заявления.

21. Сведения о признании инвалидами военнообязанных или лиц призывного возраста направляются в соответствующие военные комиссариаты в двухнедельный срок со дня принятия решения о признании получателя государственной услуги инвалидом.

22. В случае подачи в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги, заявления об обжаловании решения бюро, указанное бюро в 3-дневный срок со дня поступления заявления об обжаловании решения бюро направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

23. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании решения бюро проводит медико-социальную экспертизу получателя государственной услуги и на основании полученных результатов принимает соответствующее решение.

2 июня 2021 года,

регистрационный N 63784

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 30 декабря 2020 года N 979н

Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

1. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы (далее - Порядок) определяет основные задачи, функции, правила организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

2. К федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее -главные бюро), бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющиеся филиалами главных бюро (далее - бюро).

3. В своей деятельности федеральные учреждения медико-социальной экспертизы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, включая Порядок.

II. Основные задачи федеральных учреждений медико-социальной экспертизы

4. Основными задачами и целями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы являются:

а) оказание гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - услуга по проведению МСЭ);

б) изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Услуга по проведению МСЭ оказывается в целях установления структуры, степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

III. Функции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы

5. Бюро выполняет следующие функции:

а) устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

б) разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации или абилитации;

в) определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

г) определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации;

д) определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

ж) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

з) определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;

и) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

к) представляет в военные комиссариаты сведения обо всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

л) участвует в разработке программ реабилитации, абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

м) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

н) организует и проводит выездные заседания специалистов бюро на базе медицинских организаций;

о) организует и оказывает услугу по проведению МСЭ на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в исправительном учреждении;

п) организует и проводит заседания специалистов бюро по организационно-методической работе;

р) обеспечивает условия для проведения независимой оценки качества условий оказания услуги по проведению МСЭ;

с) формирует общедоступные информационные ресурсы о деятельности бюро.

6. Главное бюро выполняет следующие функции:

а) оказывает услугу по проведению МСЭ гражданам, обжалующим решения бюро, а также гражданам по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования с использованием специального диагностического оборудования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро;

б) осуществляет контроль за решениями экспертных составов главного бюро, бюро.

При осуществлении контроля за решениями бюро проводит в экспертных составах главного бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, в том числе граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет), с использованием специального диагностического оборудования, и по ее результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро;

в) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) бюро (экспертных составов главных бюро), их должностных лиц при оказании услуги по проведению МСЭ, и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;

г) дает гражданам, проходящим медико-социальную экспертизу, разъяснения по вопросам медико-социальной экспертизы;

д) формирует банк данных о гражданах, проживающих на обслуживаемой территории, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на обслуживаемой территории;

е) участвует в разработке программ реабилитации или абилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

ж) координирует деятельность бюро и обобщает опыт их работы на обслуживаемой территории;

з) в случае оказания услуги по проведению МСЭ:

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок, время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящих военную службу по контракту);

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;

определяет причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф, либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

и) организует и проводит заседания специалистов главных бюро по организационно-методической работе;

к) организует и оказывает услугу по проведению МСЭ на дому в случае, если гражданин не может явиться в главное бюро по состоянию здоровья, в медицинской организации, оказывающей гражданину медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в исправительном учреждении;

л) обеспечивает условия для проведения независимой оценки качества условий оказания услуги по проведению МСЭ;

м) формирует общедоступные информационные ресурсы о деятельности главного бюро.

7. Федеральное бюро выполняет следующие функции:

а) оказывает услугу по проведению МСЭ гражданам, обжаловавшим решения экспертных составов главных бюро;

б) оказывает услугу по проведению МСЭ гражданам по направлению экспертных составов главных бюро в случаях, требующих применения особо сложных специальных видов обследования или консультативного заключения Федерального бюро;

в) осуществляет контроль за решениями главных бюро.

При осуществлении контроля за решениями главных бюро проводит в экспертных составах Федерального бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в экспертных составах главного бюро, в том числе граждан, группа инвалидности которым установлена без указания срока переосвидетельствования (категория "ребенок-инвалид" до достижения возраста 18 лет), с использованием специального диагностического оборудования, и по ее результатам при наличии оснований изменяет либо отменяет решения экспертных составов главного бюро;

г) рассматривает жалобы граждан на действия (бездействие) главных бюро, их должностных лиц и в случае признания их обоснованными принимает меры по устранению выявленных недостатков;

д) в случае оказания услуги по проведению МСЭ:

устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок, время наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, а также разрабатывает индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов, в том числе определяет виды, формы, сроки и объемы мероприятий по медицинской, социальной, профессиональной и психолого-педагогической реабилитации и абилитации;

определяет степень утраты профессиональной трудоспособности (в процентах);

определяет стойкую утрату трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации;

определяет нуждаемость пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также разрабатывает программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

определяет нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя государственного служащего, подлежащего назначению на иную должность гражданской службы в порядке ротации;


Медико-социальная экспертиза — это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Является одним из видов медицинской экспертизы.

Медико-социальная экспертиза проводится экспертной комиссией с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Для получения инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ по месту жительства (ст. 7, 8 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Условиями для признания инвалидности являются:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Наличие только одного из указанных условий не будет являться основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Проведение МСЭ осуществляется бесплатно.

Оформление инвалидности

Для оформления инвалидности рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

Шаг 1. Получите направление на МСЭ в медицинской организации независимо от ее организационно-правовой формы после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Примечание. Форма направления на МСЭ 088/у медицинской организацией утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. N 27н/36н.

Направление на МСЭ направляется выдавшей ее организацией в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе (действует до 01.06.2023 г)

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы, поданное гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в форме электронного документа с использованием единого портала, подписывается простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

Медицинская организация несет гражданско-правовую ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу.

В случае принятия решения о проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина бюро (главное бюро, Федеральное бюро) уточняет по каналам телефонной связи у гражданина дату и время проведения освидетельствования посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных бюро (главным бюро, Федеральным бюро).

Решение принимается в сроки, не превышающие 30 рабочих дней с даты регистрации заявления с необходимыми документами.

Шаг 3. Пройдите медицинско-социальное освидетельствование (если указывали очную форму) и получите решение или дождитесь решения бюро МСЭ отправленное на адрес, указанный Вами, с соблюдением закона о защите персональных данных.

Медико-социальная экспертиза с личным присутствием проводится в бюро по месту жительства (главном бюро, Федеральном бюро) получателя государственной услуги, или по месту его нахождения (если не может явиться по состоянию здоровья; в организации стационарного социального обслуживания; в исправительном учреждении; в стационарной медицинской организации), или на дому (при наличии соответствующего заключения медицинской организации), или заочно.

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченного им должностного лица могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Специалисты, уполномоченные на проведение МСЭ, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования принимают решение об установлении инвалидности.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.

При проведении медико-социальной экспертизы с личным присутствием гражданина, в том числе дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий, решение объявляется гражданину (его законному или уполномоченному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые дают по нему разъяснения.

В случае проведения медико-социальной экспертизы с присутствием гражданина по его желанию либо по желанию его законного или уполномоченного представителя справка с результатами медико-социальной экспертизы может быть выдана на бумажном носителе на руки гражданину (его законному или уполномоченному представителю).

В случае проведения МСЭ заочно решение и необходимые по нему разъяснения могут быть оформлены по желанию на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Решение в форме электронного документа и необходимые по нему разъяснения доводятся посредством портала , а оформленное на бумажном носителе направляется по почте.

По результатам МСЭ составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Акт МСЭ, протокол проведения МСЭ, индивидуальная программа реабилитации или абилитации формируются в ваше личное дело МСЭ.

Копию акта МСЭ и копию протокола МСЭ , заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом, можно получить, обратившись с письменным заявлением лично (или через своего законного или уполномоченного представителя).

Шаг 4. Получите справку, подтверждающую факт установления инвалидности.

Справка заверяется печатью бюро и может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением.

Если вам был выдан документ о временной нетрудоспособности, руководитель бюро или его заместитель делает в нем отметку о группе инвалидности и дате ее установления.

Сведения о результатах проведенной медико-социальной экспертизы формируются в информационной системе медико-социальной экспертизы в соответствии с формой, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и направляются бюро не позднее следующего рабочего дня со дня принятия решения по результатам проведенной медико-социальной экспертизы в медицинскую организацию в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.

Порядок обжалования

решения бюро медико-социальной экспертизы

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок со дня его получения на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием единого портала. Заявление об обжаловании решения бюро, поданное гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в форме электронного документа с использованием единого портала , должно быть подписано простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

Решение Главного бюро МСЭ по субъекту РФ обжалуется в Федеральном бюро МСЭ Минтруда России в течение одного месяца со дня получения экспертного решения.

Обжаловать решение филиала Главного бюро МСЭ в Федеральном бюро МСЭ, минуя этап Главного бюро, нельзя.

[current-page:title]

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (МСЭ) (Извлечение из Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы утвержденного приказом Минтруда России № 59н от 29.01.2014 г.).

Для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы получатель государственной услуги представляет следующие документы:

а) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (для гражданина Российской Федерации, достигшего 14 лет);
  • свидетельство о рождении гражданина (для гражданина Российской Федерации, не достигшего 14 лет);
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • удостоверение личности моряка;
  • удостоверение личности военнослужащего (для офицеров, прапорщиков и мичманов); военный билет военнослужащего (для сержантов, старшин, солдат и матросов, а также курсантов военных образовательных организаций профессионального образования);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое территориальным органом Федеральной миграционной службы до оформления паспорта;

б) документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации:

  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

в) документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в Российской Федерации:

  • документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерацией в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
  • разрешение на временное проживание;
  • вид на жительство;
  • удостоверение беженца;
  • удостоверение вынужденного переселенца.

Получателем государственной услуги могут представляться копии указанных документов, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) заявление о предоставлении государственной услуги;

  • Заявление должно быть подписано получателем государственной услуги.

д) направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме N 088/у-06,

или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, получателем государственной услуги дополнительно представляются:

  • акт о несчастном случае на производстве, составленный по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73, или акт о случае профессионального заболевания, составленный по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967, либо заключение государственного инспектора по охране труда, других должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья (Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека), либо медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • если получатель государственной услуги не работает, представляется трудовая книжка (при наличии) на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Копия трудовой книжки, представленная на бумажном носителе, должна быть заверена в соответствии с законодательством Российской Федерации.

дополнительно предоставляется работодателем (страхователем) либо страховщиком:

  • заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки семье умершего, дополнительно представляются:

  1. заявление члена семьи умершего об установлении причины смерти;
  2. паспорт гражданина Российской Федерации, либо другой документ, удостоверяющий личность заявителя;
  3. копия медицинского свидетельства о смерти;
  4. выписка из протокола (карты) патологоанатомического исследования;
  5. копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, если умерший признавался инвалидом;
  6. медицинские документы умершего гражданина, имеющиеся в наличии у получателя государственной услуги.

При предоставлении государственной услуги, результатом которой является установление инвалидности, в части определения причины инвалидности получателем государственной услуги, дополнительно представляются следующие документы:

  1. сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое приводило к стойким ограничениям жизнедеятельности у получателя государственной услуги в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. - в возрасте до 16 лет) - для установления причины инвалидности "инвалид с детства";
  2. сведения, представленные медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности у заявителя в возрасте до 16 лет (у учащихся - до 18 лет) вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны - для установления причины инвалидности "инвалид с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанной с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны";
  3. сведения, представленные организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, и подтверждающие наличие оснований для отнесения начала заболевания бывшего военнослужащего к периоду пребывания на фронте (к периоду выполнения интернационального долга в Республике Афганистан) - для установления причины инвалидности "военная травма" без военно-медицинских документов;
  4. заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий (травм, ранений, контузий), заболеваний - для установления причин инвалидности: "военная травма", "заболевание получено в период военной службы", "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска";
  5. справка о получении увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, выданная военно-медицинскими учреждениями, а также Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива, - для установления причин инвалидности: "военная травма", "заболевание получено в период военной службы", "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", "заболевание (травма, увечье, контузия, ранение), полученное при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска";
  6. заключения межведомственных экспертных советов о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием - для установления причин инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", непосредственного участия в действиях подразделений особого риска.

Заявление и направление на медико-социальную экспертизу подается в бюро в виде бумажного или электронного документа лично или посредством почтовой связи, электронный документ направляется с использованием информационно-коммуникационных сетей общего доступа.

Срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: