Пути совершенствования системы органов внутренних дел россии в условиях формирования правового государства

Обновлено: 24.04.2024

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней. Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового государства как систему разделения властей и верховенство закона, мы переходим к основной функции правового государства.

Вся деятельность органов внутренних дел основана на строгом соблюдении законности и осуществлении своих функций только в соответствии с предписанием закона. Определим содержание понятия законности и характер воздействия этого принципа на правоприменительную деятельность ОВД.

Законность немыслима без развития демократии, как и демократия - без законности. Они неразрывно связаны в своем действии. Поэтому вторым по значимости основополагающим принципом правоприменительной деятельности милиции является; принцип демократизма.

Принципы законности и демократизма являются основополагающими в любой прогрессирующей политической системе. Однако в настоящее время они еще с трудом избавляются от прошлой их трактовки. Однако непонятна пауза в ожидании. Если недостаточно ясен экономический курс, то необходимость развития демократических процессов очевидна. Очевидно и то, что конструктивная оппозиция должна следовать принципу законности. Все объединения и организации, возникающие не в соответствии с установленным законом порядком, являются антиконституционными, незаконными.

По мере развития общества и создания им правового государства принцип законности, полагаем мы, перерастет в условие функционирования как всех правоохранительных органов, так и органов государства. Было бы неверно думать, что принцип законности в правовом государстве сохранится в прежнем виде. Вполне логично предположить закономерное перерастание его в одно из условий функционирования правового государства.

Органы внутренних дел, выполняя возложенные на них функции, являются одним из основных звеньев в системе советской уголовной юстиции. Ими решаются вопросы, связанные с предупреждением, предотвращением и раскрытием преступных посягательств, производством дознания и предварительного следствия, исполнением наказания. Их неизменной задачей “остается использование всей силы советских законов в борьбе с преступностью и другими правонарушениями, чтобы люди в любом населенном пункте чувствовали заботу государства об их покое и неприкосновенности, были уверены, что ни один правонарушитель не уйдет от заслуженного наказания".

Органы внутренних дел наделены государством широкими правомочиями, которые используются работниками этих органов для успешного выполнения ими правоохранительных функций.

Заключение

Идеи правового государства необходимы, важны сегодня. Они позволяют высказать прогнозы о будущем развитии нашего государства. И эти прогнозы, несмотря на то, что они могут сбыться не скоро, как бы организуют настоящее, ориентируют на правильные практические действия. С точки зрения теории правового государства можно провести переоценку прошлого политико-правового опыта, оценить настоящее. Уместно заметить в этой связи, что о правовом государстве сегодня говорят многие государственные деятели, не имея достаточно четкого представления о том, что это такое. Утверждения типа "Россия есть правовое государство" не следует принимать на веру. В работе были рассмотрены исходные теоретико-правовые положения, характеризующие правовое государство. Это оправдано в связи с тем, что названное понятие вошло в лексикон отечественной теории государства и права, закреплено Конституцией Российской Федерации.

Право и государство неразделимы, если иметь в виду причины их появления в обществе и социальные роли (функции). Право и государство взаимообусловлены и взаимосвязаны. Они формируют друг друга и взаимно влияют на друг друга. Чтобы создать правовое государство, нужно добиться последовательной демократизации общества, установить правовые основы государственного строительства и контроль над соблюдением правопорядка и принципа законности. “Правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности”2.

Создание правового государства в России связано с максимальным обеспечением прав и свобод человека, ответственностью государства перед гражданином, с совершенствованием существующего законодательства и повышением авторитета закона, со строгим соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов.

Правовое государство и социальное государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью нашей работы.

Теперь мы можем сказать, что разработки теоретиков правового и социального государства представляют значительный интерес для понимания современных проблем.

Приведенные в работе характеристики правового и социального государства подчеркивают его главный аспект: вся система отношений в обществе и государстве должна строиться на правовых началах. Образно говоря, общественные отношения должны быть освящены правом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей полноты проблемы.

Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов социального и правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.

Данная курсовая работа даёт представление как трудно найти те пути, которые приведут нашу страну к единственно правильному решение проблем и установлении социального государства.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [с изм. от 25.03.2004 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 дек.

2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ [ред. от 28.12.2004 г.] // Собрание Законодательства РФ. - 2001. - № 52. - Ст.4921.

Учебная литература:

3. Венгеров А.В. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Новый Юрист, 1998.

4. Ильин И.А. О государственной форме. 1991 №11

5. Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006

6. В. Гессен. О правовом государстве. СПб., 1996

7. Гегель. Философия права. М., 1990г.

8. Корельский В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права: Учебное пособие М.: 2000.

9. Лукашева О.А. Правоведение. - М.: Академия, 2001.

10. Манов Г.Н. Теория государства и права: Учебник, - М.: Альфа-М, 2001.

11. Марченко М.Н. Теория государства и права в лекциях. Учебник для вузов. - М.: Альфа, 2001.

12. Пацация М.Ш. Теория государства и права. М.: Академия, 2000.

13. Пиголкин А.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. - М. ЮНИТИ, 1999.

14. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: М.: Юристъ, 2006.

15. Рассолов М.М. Теория государства и права: - М.: Закон и право, 2004.

16. Соколов А.Н. Теория государства и права. Калининград, 2002.

17. Темнов Е.И. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.

18. Теория государства и права: Курс лекций под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.

19. Теория государства и права / Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.

20. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юрист, 1999.

21. Кудрявцев В.Н. "Правовое государство", изд. "Вопросы философии"

22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т.17

23. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М., 1996.

[1] Ильин И.А. О государственной форме//Советское государство и право. 1991.№ 11. С.135.

[2] Родионова О.В. Социальная функция современного государства. М., 2006. С. 7.

[3] В.Гессен. О правовом государстве. В кн. Правовое государство и всенародное голосование. Вып. II. СПб., 1906. С. 11.

[4] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С. 15.

[6] Аристотель Политика. IV, 11, 1, 12, 97 в 30.

[7] Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 303.

[8] Гегель. Философия права. М., 1990. С. 67.

9 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С. 51.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С.260

11 Общая теория права и государства: Уч. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.26

14 Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В.В. М. 1994. С.34.

15 Подробнее об этом см. Г.В.Мальцев. Право и экономическая власть. В кн. "Правовое государство, личность, законность". М., 1997. С. 53–58.

17 Лившиц Р.З. Современная теория права. М. 1992. С.34.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)


Современное состояние российского общества с происходящими в нем преобразованиями характеризуется противоречивым и трудным поиском путей справедливого урегулирования общественных отношений. Особо наглядно данное положение дел отражается на правоохранительной сфере, где ежедневно прилагаются серьезные усилия государственных органов по наведению надлежащего правопорядка. Достижение таких жизненно важных целей и задач напрямую связано не только с выявлением и познанием закономерностей определенных социальных явлений и научным управлением происходящими процессами, но и с совершенствованием действующих систем управления.

Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в ред. от 1 марта 2011 г.) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [2] и от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 13 июля 2020 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3] были заложены основы масштабного реформирования системы МВД России. В целях повышения эффективности действующей системы органов внутренних дел предполагается разработать и реализовать комплекс предложений по совершенствованию деятельности данных органов [13], важнейшее место среди которых отводится совершенствованию форм и методов механизма управления.

Комплексное исследование путей совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел, на наш взгляд, требует, прежде всего, раскрытия сущности понятий «метод управления» и «форма управления», поскольку именно из специфического понимания их природы исходят устоявшиеся и широко распространенные в современной науке подходы к интерпретации указанных явлений в обществе.

Обращаясь к вопросу содержания категории «методы управления», В. Ю. Ухов утверждает, что в качестве такого следует рассматривать совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей [32, c. 5]. Исследователями С. И. Захарцевым, С. Ф. Мазуриным и К. Г. Прокофьевым методы управления определяются как способы осуществления организующего влияния в отношении субъектов и объектов управления [15, c. 89–98]. Для А. Д. Ульянова и А. В. Жаглина методы управления трактуются как явления раскрывающего образ действия субъекта в ходе осуществления управления [31, c. 74–79]. Методы управления для других правоведов, Н. С. Сидоровой, И. Г. Соколовой и И. В. Кудрявцевой, есть сознательно и последовательно применяемые средства влияния управляющего субъекта посредством своей деятельности на управляемые объект [29, c. 486].

Говоря в контексте методов системы управления органов внутренних дел, М. С. Дикунова, М. А. Кужеватов, П. А. Гончаров и И. О. Белоконев сравнивают их с совокупностью способов, приемов и правил, используемых в практической деятельности органов управления для воздействия на подчиненные органы управления, подразделения и учреждения с целью достижения эффективного и полного выполнения ими поставленных задач [12, c. 62]. Г. В. Атаманчук включает в анализируемую категорию способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использование правовых и организационных форм влияния на сознание и поведение подчиненных сотрудников в управляемых общественных процессах, отношениях и связах [5, c. 219].

Ю. Е. Аврутин подразумевает под методами системы управления в органах внутренних дел способы практического осуществления целей, задач и функций управления органами внутренних дел [22, c. 34]. Не соглашаясь с таким подходом, Н. В. Лукашов интерпретирует методы системы управления органов внутренних дел как способы управленческого воздействия на подразделения и конкретного сотрудника [19, c. 129]. М. И. Еропкин отмечает, что методы системы управления в органах внутренних дел есть способы целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для решения задач, достижения целей и осуществления функций управления [33, c. 37].

Отдавая должность попыткам ученых предложить интерпретацию понятия «методы управления», мы предлагаем свое видение данного вопроса. В контексте методов управления органов внутренних дел мы считаем обоснованным говорить о совокупности приемов, средств и способов воздействия в отношениях субъектов и объектов управления с целью принятия управленческих решений для достижения поставленных задач.

Е. С. Крапивина трактует общие и специальные методы управления органов внутренних дел [18, c. 306]. М. Е. Верстова, С. А. Полежаева, А. Н. Поляков и И. Л. Романовский уверены в наличии административно-правовых и административно-организационных методов управления ОВД [7, c. 52]. И. Г. Бавсун понимает императивные, поручительные и рекомендательные методы управления органов внутренних дел [6, c. 216]. В. С. Комаровский и Л. В. Сморгунов представляют верным выделять такие методы управления ОВД, как обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать какие-либо действия и запрещающие совершение тех или иных действий [25, c. 71]. О. Л. Морозов объясняет административные, экономические и социально-психологические методы [24, c. 65]. Н. Ю. Костюченко рассматривает нормативные и индивидуальные методы управления ОВД, а М. И. Пискотин ассоциирует методы воздействия на управляемые объекты и методы работы самих органов управления [35].

Методы управления системы управления органов внутренних дел находят внешнее выражение в определенных формах управления.

Так, раскрывая сущность термина «форма управления», М. В. Пучкова говорит о внешнем проявлении конкретных действий, используемых органами исполнительной власти для реализации поставленных перед ними задач [27, c. 23]. С точки зрения Ю. Н. Старилова, форма управления представляет собой внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами [30, c. 11]. С. М. Кибакин заявляет о форме управления как об определенной части управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц [16, c. 120].

Рассуждая о формах управления органов внутренних дел, В. В. Шведов расценивает их как управленческие действия, имеющие внешнее проявление или внешне выраженный результат управленческой деятельности [34, c. 29]. По нашему мнению, о формах управления органов внутренних дел следует говорить, как о внешнем выражении практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, производимых в процессе осуществления органами внутренних дел деятельности. Именно формы управления обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий.

Ю. Ю. Орлова делает акцент на правовых, т. е. когда правомерное действие влечет наступление юридических последствий, и неправовых формах, когда правомерное действие не порождает юридических последствий [23, c. 193]. Схожая позиция представлена А. Г. Маркушиным и В. В. Казаковым, которые демонстрируют возможность выделения нормативной, имеющей юридическое содержание путем установления нормативным правовым актом, и ненормативной формы системы управления органов внутренних дел [20, c. 170]. В свою очередь П. П. Глущенко, Н. Н. Жильский, В. И. Кайнов и И. В. Куртяк акцентируют внимание на таких формах управленческой деятельности органов внутренних дел, как организационные мероприятия, материально-технические операции, нормотворческая и правоприменительная деятельность [9, c. 75] и др.

Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, отметим, что формы и методы системы управления органов внутренних дел применяются в определенной последователи и цикличности. При этом эффективность применения данных форм и методов следует оценивать с точки зрения их влияния на уровень использования в деятельности органов внутренних дел потенциальных возможностей подчиненных сил и средств в конкретных условиях обстановки при решении поставленных им задач и выполнении возложенных обязанностей.

О наличии ряда трудностей на практике в вопросах реформирования и совершенствования форм и методов управления органов внутренних дел свидетельствует отсутствие единой системы правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел. А. В. Демиденко подчеркивает, что недостаточность и бессистемность существующих правовых норм для обеспечения должного и эффективного управленческого процесса выражается не только в недостатках определенных нормативных предписаний о сущности управленческой деятельности и основных направлений такой деятельности в органах внутренних дел, но и разрозненности положений действующих приказов и распоряжений Министерства Внутренних дел России о видах, функциях, формах и методах управления [11, c. 604]. Как справедливо указывают Н. С. Радченко, А. И. Азарова и С. С. Грецкая, одним из путей совершенствования, имеющих особую актуальность, является приведение нормативных правовых актов, регламентирующих управленческую деятельность в органах внутренних дел, в единой систему [28, c. 287]. В свою очередь М. А. Горностаева требует упорядочивания управленческих отношений, которое должно найти свое отражение в углубленной разработке и детализации положений об органах внутренних дел [10, c. 198].

В. И. Михайлов обращает внимание на необходимость улучшения функций контроля в силу наличия проблем неисполнения и ненадлежащего исполнения принятых управленческих решений на различных уровнях [21, c. 52]. Н. И. Верховец подмечает, что в настоящее время не все документы и решения требуют своевременного контроля, своевременно могут быть рассмотрены сотрудниками подразделения, чтобы поставить их на контроль, и, следовательно, их исполнение не контролируется [8, c. 105]. В то же время, как подмечают В. В. Корнеев и М. В. Корнеева, организация начальником контроля в органах внутренних дел должна начинаться с определения объектов и направления контрольной деятельности, а также форм и методов осуществления такого контроля [17, c. 34]. Ввиду наличия анализируемой проблематики А. И. Примакин высказывается о постановке управленческих решений в применяемые системы электронного документооборота, что позволит повысить эффективность и решит вопрос своевременности исполнения [26, c. 9]. Справедливой видится и позиция Н. Д. Андреева и В. В. Антонова, которые ссылаются на неполноту использования форм и методов управления органов внутренних дел. В качестве примера авторы говорят о применении в большинстве случаев императивного метода воздействия, игнорируя наличие социально-психологических приемов. И действительно, упомянутые способы не только мотивируют к эффективному исполнению сотрудниками своих служебных обязанностей, но и повышают инициативность деятельности представителей органов внутренних дел. Отсюда, в качестве одного из путей совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел, А. В. Дюков обосновывает проведение специальных занятий по управлению подчиненными с использованием диспозитивных методов [14, c. 18].

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что осуществляемая управленческая деятельность в системе органов внутренних дел нуждается в совершенствовании и требует не только разработки новых средств и технологий, но и повышения качества уже имеющихся форм и методов управления.

  1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 7 дек.
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 28 дек.
  3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. 13.07.2020) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 2 март.
  4. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 681 (ред. от 04.03.2020) «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации»// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. 3-е изд. М., 2013. 525 с.
  6. Бавсун И. Г. О возможностях совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16–1. С. 216–217.
  7. Верстова М. Е., Полежаева С. А., Поляков А. Н., Романовский И. Л. К вопросу о функциональной структуре системы управления ОВД в контексте решения современных задач правоохранительной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2009. № 2. С. 50–56.
  8. Верховец Н. И. Совершенствование централизованных учетов ОВД на основе автоматизированных информационных систем: дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с.
  9. Глущенко П. П., Жильский Н. Н., Кайнов В. И., Куртяк И. В. Административное право: краткий курс: пособие. 2-е изд. СПб., 2011. 276 с.
  10. Горностаева М. А. Формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД как одно из направлений совершенствования деятельности ОВД // Научный поиск курсантов: сборник материалов Международной научной конференции. 2020. С. 198–199.
  11. Демиденко А. В. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 604–608.
  12. Дикунова М. С., Кужеватов М. А., Гончаров П. А., Белоконев И. О. Формы, методы и принципы управления // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции. 2017. С. 62–64.
  13. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2012. 26 с.
  14. Дюков А. В. Организация системы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 371 с.
  15. Захарцев С. И., Мазурин С. Ф., Профьев К. Г. Методы административного управления: понятие и сущность // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 6. С. 89–98.
  16. Кибакин С. М. Понятие и сущность административно-правовых методов управления // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 119–123.
  17. Корнеев В. В., Корнеева М. В. Совершенствование управления органов внутренних дел для повышения эффективности влияния аппаратов МВД, ГУВД, УВД на организацию и конечные результаты работы // Общество и право. 2010. № 1 (28). С. 33–37.
  18. Крапивина Е. С. Организация системы управления органов внутренних дел // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 2 (46). С. 303–308.
  19. Лукашов Н. В. О повышении эффективности управления и снижении бюрократической нагрузки в территориальных органах внутренних дел в сфере совершенствования подготовки и исполнения управленческих документов // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38). С. 128–132.
  20. Маркушин А. Г., Казаков В. В. Основы управления в органах внутренних дел. Нижний Новгород, 2017. 311 с.
  21. Михаилов В. И. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 2 (60). С. 50–55.
  22. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Ю. Е. Аврутина. М., 2018. 249 с.
  23. Орлова Ю. Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 192–196.
  24. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 198 с.
  25. Политико-административное управление: учебник / Общ. ред. В. С. Комаровский, Л. В. Сморгунов. М., 2004. 314 с.
  26. Примакин А. И. Система электронного документооборота (СЭД) в МВД России. СПб., 2020. 24 с.
  27. Пучкова М. В. Формы государственного управления: понятие и их общие признаки // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 4. С. 22–25.
  28. Радченко Н. С., Азарова А. И., Грецкая С. С. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 286–288.
  29. Сидорова Н. С., Соколова И. Г., Кудрявцева И. В. Методы управления, их понятие и значение // Аллея науки. 2017. № 7. С. 485–491.
  30. Старилов Ю. Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. 432 с.
  31. Ульянов А. Д., Жаглин А. В. Методы руководства, применяемые в управленческой деятельности руководителя территориального органа внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. С. 74–79.
  32. Ухов В. Ю. Методы управления в органах внутренних дел: курс лекций. СПб., 2019. 25 с.
  33. Фиалковская И. Д. Теоретические подходы к определению системы форм и методов государственного управления // ДНК права. 2015. № 1. С. 37–42.
  34. Шведов В. В. Современные формы управления компаниями // The Scientific Heritage. 2021. № 62. С. 28–32.
  35. Пискотин М.И. Методы организации деятельности аппарата управления. М., 2009. С. 23.

Основные термины (генерируются автоматически): дело, метод управления, метод системы управления органов, орган, управленческая деятельность, форма управления, внешнее выражение, внешнее проявление, правомерное действие, Российская Федерация.


В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: органы внутренних дел, государственное управление, правовое регулирование, правоохранительная деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 2) [1] провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Государственные органы, входящие в систему МВД РФ, включают в себя правоохранительные органы и являются органами государственной власти Российской Федерации, которые, во-первых, наделены государственно-властными полномочиями, во-вторых, уполномочены на осуществление задач и функций государства, в-третьих, действуют в установленном государством порядке. В Конституции РФ определены основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.

Эти органы власти выполняют присущие им специфические функции, а их роль в обеспечении задач и функции российского государства является существенной, поскольку обеспечиваемые ими общественные отношения настолько важны, что их роль состоит в стабилизации и развитии российского государства, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении безопасности государств и общества. И хотя в Конституции Российской Федерации слово «правоохранительный» используется всего один раз, это вовсе не свидетельствует об отсутствии конституционно-правового механизма организации и деятельности правоохранительных органов в российском государстве.

Наоборот, Конституция Российской Федерации содержит в себе такой конституционно-значимый энергетический потенциал основных (базовых) положений, который беспрепятственно позволяет реализовывать правоохранительными органами возложенные на них задачи и функции.

Поскольку правоохранительные органы специфичны, их деятельность в силу объективных обстоятельств, прежде всего, в силу объективного права, можно отождествлять с определёнными функциями и задачами государства. Так, полиция, прокуратура, следственный комитет участвуют в осуществлении политической функции государства, поскольку политические процессы в государстве предполагают гармонизацию всех институтов политической системы общества и особенно тех, которые активно, и даже скрыто участвуют в политических процессах. Участие структурных подразделений перечисленных органов обусловлено сохранением стабильности общественных отношений, особенно в крупных городах, в которых необходимо не допустить дезорганизацию государственных, общественных, культурных учреждений, массовые беспорядки, что ещё важно проявление терроризма, экстремизма и других преступных и противоправных явлений.

Конституция занимает высшую ступень в иерархии нормативных актов (ч. 1 ст. 15) и служит правовой основой для любой отрасли права и законодательства, в том числе и для государственных органах, входящих в систему МВД РФ.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются ключевыми задачами органов внутренних дел Российской Федерации. На их решение направлена повседневная оперативно-служебная деятельность органов и подразделений системы МВД России, осуществляемая по направлениям, установленным в ст. 2 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ [2].

Несмотря на определённые успехи, достигнутые в последние годы в обеспечении безопасности граждан и охране общественного порядка, характеризующиеся снижением преступности, повышением уровня доверия к полиции, ростом уверенности граждан в собственной безопасности, указанные выше основные направления деятельности рассматриваемых нами в данном исследовании структур по-прежнему требуют дальнейшего постоянного и системного совершенствования, обусловленного трансформацией форм и способов противоправных деяний, а также иными факторами оперативной обстановки.

Так, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогам оперативно-служебной деятельности за 2020 г. указано на необходимость эффективного использования оперативного, кадрового и технического потенциала органов внутренних дел, в целях повышения уровня безопасности людей, надёжной защиты их прав, свобод и собственности [4].

Полагаем, что в основе реализации требований Президента Российской Федерации В. В. Путина лежит управленческая деятельность, направленная на выработку и организацию исполнения управленческих решений, позволяющих оптимально использовать силы и средства системы МВД России для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности и решения иных задач, поставленных перед указанными структурами [5, с.10].

Рассматривая управленческую деятельность с позиции технологического процесса, её структуру можно представить в виде двух блоков: первый объединяет этапы управленческого цикла, связанные с принятием управленческих решений, а второй — этапы, обеспечивающие их исполнение.

Планирование следует рассматривать в качестве обязательного этапа управленческого цикла, связанного с выработкой и принятием управленческого решения. Планирование как управленческая категория способствует формированию единства внутри социальной системы, необходимого для достижения общей цели [7, с. 139]. Как справедливо отмечено Э. В. Маркиной, Ю. Н. Сосновской, планирование в органах внутренних дел создаёт необходимые предпосылки активной, рациональной и ритмичной работы, является важным условием выполнения стоящих перед ними задач [6, с. 177].

Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [3] стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, в том числе правоохранительной направленности, и это является действенным инструментом для выработки и реализации государственной политики в сфере внутренних дел в регионах России.

Правовое регулирование стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел по разработке (корректировке) документов стратегического планирования осуществляется с учётом требований, закреплённых в таких ведомственных нормативных правовых актах, как Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России и Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Интерес к возможностям и перспективам использования инструментов стратегического планирования в практике государственного управления достаточно высок, но для эффективности системы стратегического планирования необходимо дальнейшее развитие методологических подходов. Прежде всего, это должно касаться обеспечения сопряжённости разрабатываемых документов стратегического планирования как по этапам формирования долгосрочных целей, задач и приоритетов, так и по уровням стратегического планирования (федеральному, региональному), а также обеспечения взаимодействия различных органов государственной власти во временном отрезке разработки документов стратегического планирования.

Таким образом, при дальнейшей дифференциации и детализации правового регулирования управленческой деятельности в ОВД возможно уделить особое внимание планированию деятельности в данной сфере.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стратегическое планирование, орган, дело, общественный порядок, правовое регулирование, российское государство, управленческая деятельность, государственная власть, государственное управление.


В статье дано определение управленческой деятельности в системе органов внутренних дел, выявлена специфика этой деятельности. Рассмотрены стадии управления, общие и специальные функции управления в ОВД, основные формы и методы управления, а также пути их совершенствования.

Ключевые слова: управление, управленческая деятельность, функции, формы, методы, совершенствование.

В ходе продолжающейся реформы системы МВД России, особое значение приобретают вопросы совершенствования организации управления, так как ни один орган внутренних дел не может функционировать эффективно, если дает сбои механизм управления. При этом управленческая деятельность в органах внутренних дел имеет свою специфику, которая выражается в правоохранительном характере управления.

Органы внутренних дел в процессе управленческой деятельности осуществляют общеуправленческие функции: учет, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, регулирование, контроль. Отдельную группу составляют специальные функции: защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций; обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности [4, c. 136]. Функции управления реализуются в конкретных действиях органов и должностных лиц, осуществляющих управление. Эти действия находят внешнее выражение в определенных формах управленческой деятельности.

Различают следующие группы форм управленческой деятельности:

‒ правовые формы, когда правомерное действие влечет наступление юридических последствий;

‒ неправовые формы, когда правомерные действия не порождают юридических последствий [5, c. 193].

К основным направлениям управленческой деятельности относят организационную, информационно-аналитическую, контрольно-регулирующую и научно-методическую деятельность.

Метод управления — это оптимальный способ достижения поставленной цели в конкретных условиях [1, c. 216]. Как правило, выделяют три группы методов управленческой деятельности в органах внутренних дел: административные, организационно-распределелительные и социально-психологические. Все методы управления должны использоваться системно, дополняя друг друга, поскольку, чем полнее совокупность методов воздействия на объект управления, тем эффективнее управление.

Таким образом, в органах внутренних дел процесс управления представляет собой постоянно осуществляемую управленческую деятельность, направленную на применение различных форм, методов, средств и технологий с целью выполнения поставленных перед органами внутренних дел задач. При этом, все формы, методы, средства и технологии должны не только соответствовать нормативно-правовым требованиям к органам внутренних дел, но и быть достаточно современными, способными справляться со всё возрастающей нагрузкой. Соответственно, особое внимание необходимо уделять процессу совершенствования управленческой деятельности и устранения имеющихся проблем.

Одной из таких проблем, стоящих наиболее остро, является проблема правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел, а именно недостаточности и бессистемности существующих правовых и нормативных норм, для обеспечения эффективного управленческого процесса [2, c. 604]. Прежде всего, необходимо отметить, что ни на законодательном уровне, ни на ведомственном уровне, нет не только непосредственно определения управленческой деятельности, но и четкого определения основных направлений этой деятельности. Безусловно, имеется ряд приказов на уровне МДВ России, а также на уровне региональных органов внутренних дел, которые регламентируют достаточно подробно то или иное направление управленческой деятельности. Однако, эти нормативные акты разрознены, одни из них говорят о направлениях управленческой деятельности, другие о видах, третьи только об отдельных функциях, и в отдельных моментах могут даже противоречить друг другу. Особенно это касается деятельности подразделений, выполняющих разные функции.

Поэтому одним из путей совершенствования, имеющих особую актуальность, является приведение нормативно-правых актов, регламентирующих управленческую деятельность в органах внутренних дел в единую систему. При этом под управленческой деятельности предлагается понимать особый вид деятельности, обладающих необходимым уровнем полномочий руководящих лиц и специально созданных подразделений, и направленный на обеспечение наиболее оптимального функционирования органов внутренних дел. Сам управленческий процесс должен быть связан с постоянным поиском наиболее эффективных форм согласования и упорядочения коллективного совместного труда, направленного на реализацию различных функций и направлений управления.

Особое внимание должно быть уделено совершенствованию функций контроля. Поскольку в настоящий момент существует проблема не исполнения или не эффективного исполнения принятых на различных уровнях управленческих решений, что сводит предыдущие этапы управленческой деятельности к нулевой эффективности [3, c. 52]. Поэтому необходимо оптимизировать систему контроля. В настоящий момент на всех уровнях управления органами внутренних дел существуют специальные должности или даже подразделения, в обязанности которых входит контроль за исполнением принятых решений. Однако, в большинстве случаев имеются определенные проблемы в организации работы этих подразделений — в частности, не все документы и решения требующие контроля, своевременно могут быть рассмотрены сотрудниками данных подразделений, чтобы поставить их на контроль (часто это бывает уже «задним» числом), и соответственно их исполнение не контролируется. Кроме того, в условиях постоянно возрастающего документооборота, во многих случаях функция контроля осуществляет формально, только на бумаге. Поэтому в качестве одного из путей совершенствования, учитывая повсеместный ввод системы электронного документооборота практически во всех подразделения органов внутренних дел, функцию постановки управленческих решений также возможно автоматизировать, во всяком случае для большинства проходящих через данную систему документально оформленных решений. Это позволит решить проблему своевременности осуществления контроля, повысит его эффективность, что повысит и эффективность управленческой деятельности в целом.

Еще одним моментом, на которое необходимо обратить внимание при совершенствовании управленческой деятельности органов внутренних дел, является полнота использования методов управления. В частности, поскольку МВД России является силовой структурой, традиционно при управлении используются административные и организационно-распределелительные методы управления [1, c. 217]. Управлению людьми, как правило, осуществляется, что называется, в приказном порядке, социально-психологические методы используются слабо. Между тем, эти методы способны значительно повысить эффективность управления сотрудниками, поскольку они способны не только повысить мотивацию к эффективному исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей, но сплотить коллектив, повысить его инициативность и так далее. Поэтому имеет смысл в рамках служебной подготовки для всех сотрудников, занимающих руководящие должности проводить специальные занятия и тренинги по управлению сотрудниками с использование социально-психологических методов.

Таким образом, под управленческой деятельности в органах внутренних дел предлагается понимать особый вид деятельности, обладающих необходимым уровнем полномочий руководящих лиц и специально созданных подразделений, и направленный на обеспечение наиболее оптимального функционирования органов внутренних дел. Процесс управления представляет собой постоянно осуществляемую управленческую деятельность, направленную на применение различных форм, методов, средств и технологий, которые должны не только соответствовать нормативно-правовым требованиям к органам внутренних дел, но и быть достаточно современными, способными справляться со всё возрастающей нагрузкой. Соответственно, особое внимание необходимо уделять процессу совершенствования управленческой деятельности и устранения имеющихся проблем.

  1. Бавсун И. Г. О возможностях совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2016. -№ 14–1. — С. 216–217.
  2. Демиденко А. В. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2018. — С. 604–608.
  3. Михаилов В. И. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. — 2013. — № 2 (60). — С. 50–55.
  4. Орлова Ю. Ю. Сущность и содержание управленческой деятельности в органах министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 3. — С. 136–138.
  5. Орлова Ю. Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности в системе министерства внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. — № 8. — С. 192–196.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческая деятельность, дело, метод управления, орган, особое внимание, необходимый уровень полномочий, оптимальное функционирование органов, особый вид деятельности, осуществляемая управленческая деятельность, процесс совершенствования.

Судьба российского государства зависит от стабильности общественных отношений, защищенности интересов личности, общества и государства, и требует повышения эффективности работы всех правоохранительных органов, в том числе и органов внутренних дел.

Проведенная в 2011 г. реформа «по перекрашиванию формы» и сокращению числа сотрудников не решила ни одной из поставленных перед ней задач, число коррупционеров и преступников в рядах органа охраны правопорядка не сократилось.

Новое название «полиция», часто ассоциирующееся в умах с немецкой окуппацией страны, дополнительно было скомпрометировано событиями в ОВД «Дальний» г. Казани. Главным направлением перманентной реформы в настоящее время, разработчики считают работу с кадрами. Они предлагают качественно изменить воспитательную работу с личным составом.

Реформирование и модернизация системы МВД России и территориальных органов внутренних дел начались с указов Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». В развитие Закона «О полиции» Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 получило утверждение новое Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Следует отметить, что впервые в нормотворческой практике Президент РФ утвердил Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Состав полиции и численность органов внутренних дел определены указами Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации».

Масштабная реформа МВД России открыла путь для кардинальных преобразований в стране и ее государственного управления. Стратегическая цель реформирования состоит, главным образом, в создании современной и эффективной правоохранительной системы в Российском государстве. Тактическая же цель данной реформы заключается в избавлении министерства от непрофильных функций

Одним из путей преодоления влияние этой специфики деятельности органов внутренних дел должно стать формирование у сотрудников органов внутренних дел исторического мышления на основе ясной государственной идеологии.

Несмотря на достаточно хорошее образование граждан России, уровень их исторического осознания можно охарактеризовать как весьма низкий, основанный не на научных знаниях, а псевдоисторических «демократизированных» мифах.

Становление сотрудника органов внутренних дел должно включать в себя знание и понимание истории страны. История и традиции страны должны стать неотъемлемой частью миропонимания сотрудника полиции.

Подготовка специалистов, не комплектующих и не рефлексирующих, знатоков своего дела, энергичных и находчивых, стало приоритетной задачей российского образования. Личность, имеющая в основе своей деятельности мораль, вытесняется безликим функционером, действующим вне морали, которая мешает им достигнуть профессионального и личного успеха.
Этическое воспитание, наряду с историческими и правовыми знаниями, должно лежать в основе деятельности сотрудника органов внутренних дел. Осуществляя подготовку специалиста, нельзя ориентироваться только на усвоение им определенной суммы знаний, ограниченных той или иной отраслью права, нужно помнить, что образованность без опоры на мораль и историческое мышление чревата не лучшими последствиями.

Обязательными условиями организации работы полиции должны быть открытость, опора на население, эффективное управление и оптимизация правоохранительной деятельности, обеспечение надлежащего внутреннего и внешнего взаимодействия, разумная экономия ресурсов.

Пути реформирования МВД РФ по следующим направлениям:

1. Повышение кадрового профессионализма и очищение от коррупции.

2. Открытость и доверие.

3.Совершенствование системы управления и оптимизация деятельности.

4. Доступность правоохранительной помощи.

5. Профилактика преступности и адекватный ответ новым вызовам и угрозам.

Современная реформа кардинально отличается от предыдущих попыток реформирования системы МВД, неоднократно предпринимавшихся в дореволюционное время, годы советской власти и не доведенных до логического завершения, своей масштабностью, комплексностью и принципиальностью. Ее цель состоит в формировании совершенно новой структуры по охране правопорядка, защите интересов как отдельно взятой личности, так и общества в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение качества государственных услуг - одно из четырех основных направлений проводимой в стране реформы системы государственного управления. Основная цель этого реформирования - повышение уровня и качества жизни населения, переход к стандартам государственных услуг нового поколения, основанных на позиции потребителя этих услуг.

Особенно актуален переход к стандартам нового поколения для нашей сферы. Ведь за государственными услугами в органы труда и социальной защиты обращается, как правило, наиболее уязвимая часть населения. Да и по числу предоставляемых населению услуг система социальной помощи и поддержки, превосходит другие области жизнедеятельности.

Для населения обеспечена и информационная доступность, то есть возможность получить необходимую информацию о той или иной государственной услуге в области социальной защиты, не обладая специальными знаниями или знакомыми, работающими в социальной отрасли.

Основополагающим нормативным актом, закрепившим статус МВД России, является Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, которое определило задачи и полномочия Министерства, а также полномочия министра внутренних дел.

Одной из отличительных особенностей деятельности сотрудников органов внутренних дел является то, что противоречие порождает феномен долга как необходимое условие сохранения своей общественной значимости. Выработка этого феномена, формирование правовой системы ценностей должны стать главными задачами.

Криминальная ситуация в стране, вооруженные конфликты, акты терроризма и т. д. вызывают необходимость поддерживать постоянно повышенную боевую готовность личного состава подразделений и служб органов внутренних дел. Нормальным явлением стало введение усиленных вариантов несения службы. Продолжают иметь место переработки, значительно превышающие предельные годовые, нарушается режим труда и отдыха. В связи с неудовлетворительным материальным обеспечением органов внутренних дел компенсировать работу сверх установленной продолжительности в денежном выражении не представляется возможным, предоставление дополнительных дней отдыха в период введения усиленного варианта несения службы не допускается.

Серьезным шагом на пути совершенствования данной деятельности является выработка рациональных подходов к имеющимся формам и методам контроля. Для конкретной ситуации необходимо подбирать наиболее подходящие способы контроля. Именно это будет способствовать повышению эффективности в данной сфере. Большим шагом на пути совершенствования контроля органов внутренних дел является надлежащее использование технических средств, компьютерных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014 - № 31. - Ст. 4398.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 20.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 21.10.1994. - № 32. – Ст. 3301.

3. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. От 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900.

Научная литература и учебная литература:

4. Административное право России: Учебник / Под ред. А.П. Алехина, А.А. Кармолицкого. - М.:Дело, 2007

5. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. с.62.

6. Административное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Конина. - М.: «Проспект», 2008.

7. Бобров Артем Михайлович Понятие органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник ЧелГУ. 2010. №9.

8. Вирабов В.С. Правовые основы деятельности полиции в современных условиях: теоретико-правовой аспект: афтореф. дис. канд. юрид. Наук / В.С. Вирабов. Нижний Новгород, 2014. 32 с.

9. Киричёк Е.В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы / Е.В. Кричёк // Власть. 2014. №7. С.62.

10. Орлов Т.И. Учебное пособие по административному праву. М., 2015.

11. Степанов Р.О. Административное право.- М.: Юрист, 2017

12. Салищева Н.Г. Административное право.-М: Юрстат, 2008

13. Шитова Татьяна Викторовна ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ // Эпоха науки. 2019. №20.

Иные источники:

[1] Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011

[2] Шитова Татьяна Викторовна ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ // Эпоха науки. 2019. №20.

[3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014 - № 31. - Ст. 4398.

[4] Киричёк Е.В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы / Е.В. Кричёк // Власть. -- 2014. -- №7. -- С.62.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: