Автор пишет что становлению правового государства способствует множество факторов

Обновлено: 25.04.2024

Концепции правовой государственности и парламентаризма близки, имеют ряд сходных свойств, однако различаются по своему предназначению. Теория парламентаризма важна для конституционно-правового регулирования статуса парламента в целях обеспечения реальности его полномочий в системе разделения властей.

Парламентаризм определяется как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.

К настоящему времени формируется некое международное восприятие правовой государственности. Например, Международной неправительственной организацией World Justice Project разработана и уже несколько лет применяется на практике система индикаторов, позволяющих рассчитать индекс верховенства права для различных стран мира. К числу таких индикаторов отнесены степень ограничения полномочий институтов власти, уровень коррупции, порядок и безопасность, гарантии защиты основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, качество правосудия.

Как правило, правовому государству приписываются следующие признаки: верховенство права и закона; разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную; признание прав человека и наличие механизма их реализации; независимость суда; приоритет международного права над внутринациональным; политический плюрализм. Среди условий создания правового государства называют множество факторов.

При своей схожести теории правовой государственности и парламентаризма всё же различны. И каждая из них имеет свою практическую значимость. В частности, термин «парламентаризм» призван характеризовать роль парламента в механизме государства, также парламентаризм призван минимизировать потенциальную угрозу узурпации власти со стороны исполнительных органов. Концепция парламентаризма позволяет понять, через какие юридические механизмы можно обеспечить реальность и эффективность реализации полномочий парламентом, ориентирует законодателя в определении правильного направления регулирования правового положения представительных учреждений в стране.

Модель же правовой государственности, представляя собой некий идеал, обеспечивает стремление отразить в законе справедливый правопорядок.

Достоинства концепции правовой государственности сводятся к двум принципиальным моментам. Во-первых, правовое государство призвано отразить значимость формально-юридической роли закона, то есть подчинить установленным нормам права не только всех граждан, но и сам государственный аппарат, исключить произвол.

Во-вторых, теория правового государства призвана исключить излишне волюнтаристское восприятие закона с позиции позитивизма: правовое государство предполагает не просто подчинение законам, а правовым, т. е. справедливым и правильным законам. Конечно, современная государственность предлагает юридические способы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности», в том числе через механизмы разделения властей, конституционализма, конституционной юстиции.

(по Л.Г. Коноваловой)

21. Какое определение понятию «парламентаризм» даёт автор? В чём проявляется практическая значимость теории парламентаризма? Укажите два любых проявления, названных автором. В чём проявляется практическая значимость модели «правовой государственности», с точки зрения автора?

22.Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «правовое государство». Какие признаки правового государства приводит автор? (Назовите любые два признака.) Какую роль в системе разделения властей играет теория парламентаризма, с точки зрения автора?

23. Какие механизмы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности» в современной государственности приведены в тексте? Назовите два любых механизма. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих механизмов. (Сначала указывайте механизм, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

24. Автор пишет, что становлению правового государства способствует множество факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три фактора становления правового государства.

25. Используя обществоведческие знания:

1) раскройте смысл понятия «сделка»;

2) составьте два предложения:

– одно предложение, содержащее информацию о формах сделок; – одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов сделок.

(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)

26. Назовите любые три функции семьи и проиллюстрируйте примерами каждый из них. (Сначала назовите функции, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

27. Статистические службы страны Х на протяжении последних пяти лет констатируют рост числа незанятых трудоспособных граждан страны в возрасте от 18 до 30 лет в сочетании с общим падением уровня производства во всех отраслях экономики страны, в том числе в сфере услуг, удельный вес которой составляет более 60%. Исследователи отмечают, что власти страны Х предпринимают меры по борьбе со сложившимися социально-экономическими проблемами.

Какое социально-экономическое явление проиллюстрировано описанной в тексте ситуацией? Какой вид данного социально-экономического явления описан в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите два других вида данного социально-экономического явления.

Какой тип общества существует в стране Х?

28. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобализация и её последствия». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й)

приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29. Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й)

приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов/ театральных постановок и др.;

– из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1. Философия. «Знание – в действии». (Эразм Роттердамский)

29.2. Экономика. «Вся экономика – это наука о том, как люди принимают решения». (Д. Дьюзенберри)

Автор пишет, что становлению правового государства способствует множество факторов. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три фактора становления правового государства.

Прочитайте текст и выполните задания 21−24.

Концепции правовой государственности и парламентаризма близки, имеют ряд сходных свойств, однако различаются по своему предназначению. Теория парламентаризма важна для конституционно-правового регулирования статуса парламента в целях обеспечения реальности его полномочий в системе разделения властей.

Парламентаризм определяется как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.

К настоящему времени формируется некое международное восприятие правовой государственности. Например, Международной неправительственной организацией World Justice Project разработана и уже несколько лет применяется на практике система индикаторов, позволяющих рассчитать индекс верховенства права для различных стран мира. К числу таких индикаторов отнесены степень ограничения полномочий институтов власти, уровень коррупции, порядок и безопасность, гарантии защиты основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, качество правосудия.

Как правило, правовому государству приписываются следующие признаки: верховенство права и закона; разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную; признание прав человека и наличие механизма их реализации; независимость суда; приоритет международного права над внутринациональным; политический плюрализм. Среди условий создания правового государства называют множество факторов.

При своей схожести теории правовой государственности и парламентаризма всё же различны. И каждая из них имеет свою практическую значимость. В частности, термин «парламентаризм» призван характеризовать роль парламента в механизме государства, также парламентаризм призван минимизировать потенциальную угрозу узурпации власти со стороны исполнительных органов. Концепция парламентаризма позволяет понять, через какие юридические механизмы можно обеспечить реальность и эффективность реализации полномочий парламентом, ориентирует законодателя в определении правильного направления регулирования правового положения представительных учреждений в стране.

Модель же правовой государственности, представляя собой некий идеал, обеспечивает стремление отразить в законе справедливый правопорядок.

Достоинства концепции правовой государственности сводятся к двум принципиальным моментам. Во-первых, правовое государство призвано отразить значимость формально-юридической роли закона, то есть подчинить установленным нормам права не только всех граждан, но и сам государственный аппарат, исключить произвол.

Во-вторых, теория правового государства призвана исключить излишне волюнтаристское восприятие закона с позиции позитивизма: правовое государство предполагает не просто подчинение законам, а правовым, т. е. справедливым и правильным законам. Конечно, современная государственность предлагает юридические способы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности», в том числе через механизмы разделения властей, конституционализма, конституционной юстиции.

(по Л.Г. Коноваловой)


Тип 17 № 22535


Задания Д29 C2 № 10789

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А. П. Чехов)

29.2 Экономика: «Люди, достигающие успеха в мире, — это те люди, которые встают и ищут нужный им случай». (Б. Шоу)

29.3 Социология, социальная психология: «Характер ребёнка — это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». (Э. Фромм)

29.4 Политология: «С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю». (Н. Макиавелли)

29.5 Правоведение: «Правда и свобода — вот столпы общества». (Г. Ибсен)

1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:

1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.

1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.

2. Структура мини-сочинения:

2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.

2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:

2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:

2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:

— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.

3. При написании мини-сочинения, важно помнить:

3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.

3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).

3.3. Необходимо избегать обыденного языка.

3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.

3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.


Тип 19 № 22537

Какие механизмы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности» в современной государственности приведены в тексте? Назовите два любых механизма. Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих механизмов. (Сначала указывайте механизм, затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Прочитайте текст и выполните задания 21−24.

Концепции правовой государственности и парламентаризма близки, имеют ряд сходных свойств, однако различаются по своему предназначению. Теория парламентаризма важна для конституционно-правового регулирования статуса парламента в целях обеспечения реальности его полномочий в системе разделения властей.

Парламентаризм определяется как особая система организации государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенства закона при ведущей роли парламента в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка.

К настоящему времени формируется некое международное восприятие правовой государственности. Например, Международной неправительственной организацией World Justice Project разработана и уже несколько лет применяется на практике система индикаторов, позволяющих рассчитать индекс верховенства права для различных стран мира. К числу таких индикаторов отнесены степень ограничения полномочий институтов власти, уровень коррупции, порядок и безопасность, гарантии защиты основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, качество правосудия.

Как правило, правовому государству приписываются следующие признаки: верховенство права и закона; разделение власти на законодательную, судебную и исполнительную; признание прав человека и наличие механизма их реализации; независимость суда; приоритет международного права над внутринациональным; политический плюрализм. Среди условий создания правового государства называют множество факторов.

При своей схожести теории правовой государственности и парламентаризма всё же различны. И каждая из них имеет свою практическую значимость. В частности, термин «парламентаризм» призван характеризовать роль парламента в механизме государства, также парламентаризм призван минимизировать потенциальную угрозу узурпации власти со стороны исполнительных органов. Концепция парламентаризма позволяет понять, через какие юридические механизмы можно обеспечить реальность и эффективность реализации полномочий парламентом, ориентирует законодателя в определении правильного направления регулирования правового положения представительных учреждений в стране.

Модель же правовой государственности, представляя собой некий идеал, обеспечивает стремление отразить в законе справедливый правопорядок.

Достоинства концепции правовой государственности сводятся к двум принципиальным моментам. Во-первых, правовое государство призвано отразить значимость формально-юридической роли закона, то есть подчинить установленным нормам права не только всех граждан, но и сам государственный аппарат, исключить произвол.

Во-вторых, теория правового государства призвана исключить излишне волюнтаристское восприятие закона с позиции позитивизма: правовое государство предполагает не просто подчинение законам, а правовым, т. е. справедливым и правильным законам. Конечно, современная государственность предлагает юридические способы нахождения согласия среди ветвей власти и населения по поводу общего восприятия справедливости и «правильности», в том числе через механизмы разделения властей, конституционализма, конституционной юстиции.

(по Л.Г. Коноваловой)


Тип 17 № 22535

Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать
в обществе, раздираемом социальными противоречиями, полити-
ческой борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст
и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие
правоту утверждения автора.

С появлением в теории правового государства принципа неотъем-
лемых естественных прав человека она обретает свое основное ценност-
ное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого
принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновеши-
вать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает
с него ответственности за надлежащее использование своих прав и сво-
бод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав
на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответствен-
ность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполне-
ния своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж-
дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институ-
тов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение
имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое
государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными
противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права.
Правовое государство может существовать и успешно развиваться в об-
ществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройст-
ва, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с ува-
жением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к
другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг обще-
признанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоцени-
мое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как
бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы
не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия,
нравственной деградации общества. Цель правового государства — за-
щищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъем-
лемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, наси-
лия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль
принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при кото-
ром человек выступает не как объект команд, а как равноправный парт-
нер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных
структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е.В. Лукашева

Автор утверждает, что приоритетным принципом правового госу-
дарства являются естественные права человека, для обеспечения
которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание об-
ществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три
аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

С появлением в теории правового государства принципа неотъем-
лемых естественных прав человека она обретает свое основное ценност-
ное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого
принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновеши-
вать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает
с него ответственности за надлежащее использование своих прав и сво-
бод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав
на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответствен-
ность государства и гражданина. (. ) Правовое государство для выполне-
ния своей основной функции — защиты и охраны прав и свобод граж-
дан — должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институ-
тов, гарантирующих субъективные права человека. (. ) Важное значение
имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое
государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными
противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права.
Правовое государство может существовать и успешно развиваться в об-
ществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройст-
ва, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с ува-
жением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к
другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг обще-
признанных ценностей — эти неправовые факторы оказывают неоцени-
мое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как
бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы
не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия,
нравственной деградации общества. Цель правового государства — за-
щищая права человека, обеспечить достоинство личности как неотъем-
лемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, наси-
лия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль
принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при кото-
ром человек выступает не как объект команд, а как равноправный парт-
нер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в
предусмотренных законом формах контроль над деятельностью властных
структур, освобожденный от жесткой опеки государства.
Е.В. Лукашева

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: