Аудит как вид негосударственного финансового контроля финансово правовой анализ

Обновлено: 25.04.2024

Профессионально проведенная аудиторская проверка финансовой отчетности зачастую выявляет резервы, благодаря которым организация может рассчитывать на дополнительную прибыль. Поэтому актуально проведение финансового аудита, с помощью которого прослеживается состояние системы документооборота и ликвидируются слабые места .

Директор по развитию, методолог. Аттестованный аудитор, диплом АССА по международной финансовой отчетности DipIFR

Понятие финансового аудита

Финансовый аудит — это комплексная проверка экономического и финансового состояния организации, проверка достоверности информации в финансовой отчетности организации, а также анализ и оценка перспектив ее развития, которая может проводиться как специалистами самой организации (внутренний аудит), так и сторонними аудиторскими компаниями по заказу руководства (независимый аудит).

На практике финансовый аудит предприятия чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя классический обязательный аудит финансовой бухгалтерской отчетности.

Основная цель независимой аудиторской проверки — оценка правильности ведения бухгалтерского учета в проверяемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности.

В ходе аудита финансовой деятельности организации:

  • выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные);
  • выдаются рекомендации по их снижению.

Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Проверим правильность и полноту формирования бухгалтерских записей, первичных документов и корректность их оформления, достоверность и правильность формирования бухгалтерской отчетности.

Внутренний финансовый аудит организации

В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.

Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании. Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации. На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.

Для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и получения беспристрастного отчета лучше прибегать к услугам сторонних аудиторских фирм.

В нашей компании работают 100% только штатные специалисты. Мы не передаём никакие данные третьим лицам и не пытаемся подставить бухгалтера. Находим резервы и даём рекомендации по устранению ошибок.

Значимость аудиторского заключения для компании

Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.

Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

По результатам аудиторского заключения руководитель организации принимает решение о необходимости конкретных действий. Как правило, после принятых мер налоговые органы не налагают штрафы при проведении плановых проверок. Таким образом, компаниям удается избежать значительных финансовых потерь.

«Правовест Аудит» рекомендует начинать первый этап аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.

Кто вправе проводить аудит финансовой отчетности

Аудиторские услуги могут осуществлять:

  • аудиторские организации — коммерческие юридические лица;
  • индивидуальные аудиторы — индивидуальные предприниматели с квалификационным аттестатом аудитора.

При этом для того, чтобы заниматься независимым финансовым аудитом, такие компании и ИП должны быть членами саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество». Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество».

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемой организации аудиторов и ее работников.

Кто вправе заказывать финансовый аудит организации

Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании. В зависимости от формы деятельности организации это могут быть:

  • участники собрания акционеров;
  • совет директоров;
  • члены производственного кооператива;
  • наблюдательный совет;
  • исполнительные органы.

Независимый финансовый аудит необходим руководителям организаций для объективной оценки эффективности финансовой деятельности и бизнеса.

Если компания подлежит обязательному аудиту финансовой и бухгалтерской отчетности, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.

Аудит становится обязательным при соответствии компании финансовым и иным показателям, перечисленным в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности за 2021 г. и позже может только аудиторская организация. Ранее провести обязательный аудит отчетности отдельных видов организаций мог индивидуальный аудитор.

Аудиторское заключение, полученное по результатам обязательного аудита должно быть предоставлено в налоговую в срок не позднее10 рабочих дней с даты выдачи заключения. Но это нужно сделать до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ).

Кроме обязательного аудита финансовой отчетности, на практике часто бывают ситуации, при которых проведение финансового аудита компании является желательным:

  • чтобы оценить компетентность и работу штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета;
  • в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора организации;
  • для проверки экономической финансовой отчетности перед сдачей ее в государственные органы;
  • в преддверии налоговой проверки;
  • при желании уменьшить судебные риски;
  • при возникновении долгов и больших издержек производства;
  • если руководство планирует продать или приобрести работающий бизнес;
  • перед привлечением дополнительных сторонних инвестиций.

Состав и результаты финансового аудита организации

Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:

  • полное исследование структуры активов и пассивов проверяемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду финансовой деятельности;
  • анализ финансовых коэффициентов, стоимостных оценок и признания обязательств и активов;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • изучение положений учетной политики, включая условные значения и оценки;
  • выявление элементов, лежащих в основе финансовых итогов компании за последние годы и оказывающих существенное влияние на ее финансовые результаты;
  • анализ движения финансовых средств за последнее время, а также факторов, оказывающих на него значительное влияние;
  • аудит финансовых результатов;
  • выработка комментариев к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития ее финансовой деятельности;
  • соотнесение этих прогнозов с объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.

По результатам аудита финансовой отчетности организации ее руководство получает:

  • независимое экспертное мнение о платежеспособности, доходности компании, оборачиваемости ее капитала;
  • полный отчет обо всех интересующих его факторах (стоимости чистых активов компании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе по займам и кредитам, долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях, операциях с взаимозависимыми лицами, неучтенных обязательствах, объеме продаж и материальных запасов и др.).

Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.

Заказав аудит Вы сможете оценить общую финансовую эффективность бизнеса, оптимизировать финансовую деятельность и устранить недостатки.

Порядок проведения аудита финансовой деятельности компании

При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:

  • предварительное планирование — знакомство с проверяемой компанией, определение объема и видов работ, разработка задач проверки, определение стоимости услуг аудита, подписание договора;
  • составление плана аудита, включающего последовательность и характер работ, разработку программы проверки;
  • непосредственно аудит — анализ бухгалтерской и финансовой отчетности, проверка ее на соответствие нормам и стандартам законодательства с распределением обязанностей между специалистами-аудиторами по утвержденной программе;
  • составление аудиторского отчета — документа, содержащего полные данные обо всех обнаруженных в ходе проведения финансового аудита нарушениях, отклонениях, пропусках, ошибках и недостатках, налоговых рисках, а также выводы и рекомендации аудиторов по их устранению и уменьшению;
  • выдача аудиторского заключения — официальная оценка достоверности информации, представленной в финансовой отчетности компании.

Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора, а также руководителем аудита, индивидуальным аудитором.

Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.

Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.

Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.

Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.

Можно сделать вывод, что финансовый контроль - один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.

Задачи и направления финансового контроля

Основные задачи финансового контроля:

  • поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
  • обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
  • выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
  • обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
  • повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.

Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:

  • проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
  • проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
  • проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
  • проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
  • выявлять внутренние резервы производств - возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
  • предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.

Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения

Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:

В зависимости от того, в какое время он производится - предварительный, текущий и последующий.

  1. Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
  2. Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
  3. Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.

Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений

В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.

Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:

  • на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
  • на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).

Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.

В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.

Финансовый контроль органами

У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).

Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.

Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.

Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.

Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.

Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.

Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность

На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

Аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

Цель аудита - выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

  • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
  • осуществлять налоговое консультирование;
  • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
  • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
  • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
  • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
  • проводить оценочную деятельность(
  • проводить маркетинговые исследования;
  • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
  • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
  • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.


Аудиторский финансовый контроль — совокупность процедур, имеющих большую значимость с точки зрения анализа финансовой устойчивости предприятия и эффективности управления его капиталом. Каковы его наиболее примечательные нюансы?

Что такое аудиторский финансовый контроль?

Аудиторский финансовый контроль или аудит — разновидность контроля над эффективностью управления финансами организации, главным субъектом которого являются независимые (в юридическом или функциональном аспекте) фирмы, физлица либо должностные лица.

Юридически независимые субъекты аудита — это специализированные аудиторские организации либо самостоятельно работающие эксперты-аудиторы. И те, и другие должны быть участниками какой-либо саморегулируемой организации аудиторов (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Функционально независимые субъекты контроля — это штатные подразделения компаний или специалисты, которые наделены полномочиями по осуществлению необходимых проверок.

Действиям юридически и функционально независимых субъектов аудита соответствуют внешний и внутренний аудит. Изучим их особенности подробнее.

Внешний и внутренний аудит

Внешний аудиторский финансовый контроль может быть добровольным или обязательным. В первом случае обращение к аудиторам может быть инициировано собственниками фирмы, топ-менеджерами, отдельными компетентными специалистами. Второй тип внешнего аудиторского контроля должен осуществляться в силу требований законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ аудит обязателен для организаций, которые:

Проведение внутреннего аудита также может быть обусловлено инициативой организации либо предписаниями законодательства. Однако первый сценарий — когда аудиторский финансовый контроль является добровольным — характерен главным образом для негосударственных организаций. Второй можно назвать свойственным, прежде всего, бюджетным структурам.

При этом в бюджетном законодательстве РФ предусмотрено 2 типа процедур оценки качества управления финансами организации — внутренний финансовый контроль, а также внутренний финансовый аудит. В чем их специфика?

Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит: соотношение понятий

Если следовать логике положений ст. 160.2-1 БК РФ, то оба направления деятельности — как внутренний финансовый контроль, так и аудит — являются прерогативой таких субъектов, как:

  • главный распорядитель бюджетных средств;
  • главный администратор доходов бюджета;
  • главный администратор источников финансирования дефицита бюджета.

Если речь идет о внутреннем финансовом контроле, то деятельность указанных субъектов будет направлена на обеспечение соблюдения внутренних регламентов составления и исполнения различных статей бюджета, формирования отчетности и ведения специализированного учета (п. 1–3 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь внутренний финансовый аудит, реализуемый указанными субъектами, в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ, направлен на:

  • оценку качества внутреннего контроля, а также на повышение его эффективности;
  • верификацию отчетности, а также подтверждение соответствия установленного порядка ведения учета тем регламентам, что утверждены Минфином РФ;
  • выработку предложений по улучшению эффективности расходования средств.

При этом законодатель отмечает, что внутренний финансовый аудит реализуется указанными субъектами исходя из их функциональной автономии. Что касается финансового контроля, то подобный критерий не обозначен в БК РФ. Таким образом, можно обратить внимание на тот факт, что законодатель определяет независимость как один из ключевых признаков аудита также и в бюджетном праве.

В частных организациях функциональная классификация внутрикорпоративных структур, подобная той, что установлена бюджетным законодательством РФ, также может использоваться. Однако соответствующие им направления деятельности, как правило, объединены в одну группу и рассматриваются как разновидности аудиторского финансового контроля.

Подробнее о некоторых распространенных разновидностях аудита читайте в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Финансовый контроль— экономическое понятие, которое может иметь самый широкий спектр интерпретаций. Рассмотрим наиболее популярные из них в российской экспертной среде, а также изучим ряд важнейших аспектов данного вида контроля.

Понятие финансового контроля

Под финансовым контролем подразумевается процедура либо совокупность процедур, направленных на оценку соответствия деятельности той или иной организации в области управления денежными средствами нормам, установленным в законодательных правовых актах, утвержденных на различных уровнях.

Рассматриваемый термин часто отождествляется с понятием финансовой проверки. В ряде случаев это вполне допустимо, но следует понимать, что проверка — это лишь один из возможных методов финансового контроля.

Наряду с проверками финансовый контроль может выражаться в виде:

  • анализа;
  • обследования;
  • наблюдения.

Изучим их специфику подробнее.

Смотрите образец Положения о службе внутреннего контроля предприятия в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Основные методы финансового контроля: проверка, анализ, обследование, наблюдение

Проверка предполагает осуществление мероприятий, направленных на выявление фактов нарушения организацией норм управления денежными средствами. Она носит достаточно комплексный характер и может предполагать задействование широкого спектра дополнительных методов.

Сущность второй процедуры, формирующей финансовый контроль либо являющейся его составной частью, — анализа — заключается вобнаружении не только фактов нарушений в процедурах управления финансами предприятия, но и причинно-следственных связей, обуславливающих возможные отклонения в финансовой деятельности проверяемой организации от установленных норм. Анализ в рамках финансового контроля характеризуется рассмотрением процессов управления финансами на предельно низком уровне максимально локализовано.

Обследование, в свою очередь, направлено не на выявление фактов нарушения норм управления финансами, а на своевременный поиск причин, их обуславливающих.

Наблюдение — «облегченный» вариант обследования, предусматривающий обнаружение причин, обуславливающих нарушения в управлении финансами, однако не по причине акцентированного их поиска, как при обследовании, а в силу того, что они становятся очевидным образом заметными при общем ознакомлении с деятельностью объекта контроля.

Рассмотрим несколько простых примеров задействования тех или иных методов финансового контроля.

Пример 1. Метод проверки и анализа

Аудиторская фирма «Партнер» стала проверять первичные документы ООО «Мастер» и выявила методом проверки, что таковые составлены сприменением некорректных бланков. Посредством анализа было выявлено, что причина тому — использование устаревшей бухгалтерской программы, вкоторой прописаны утратившие силу формы бланков.

Пример 2. Метод обследования

Аудиторская фирма «Инвестор» стала проверять первичные документы ООО «Кутюрье». Спомощью метода обследования инфраструктуры и ПО, используемых фирмой, было выявлено, что на компьютерах проверяемой организации установлена устаревшая бухгалтерская программа, вследствие чего стало очевидно, что бланки первички, созданные с ее помощью, составлены неправильно.

Эксперт аудиторской фирмы «Инвестор», получив в распоряжение главный бухгалтерский ПК ООО «Печатник», увидел на рабочем столе операционной системы значок программы бухучета в версии 4.0, в то время как актуальной уже давно стала версия программы 12.0, и сразу уведомил бухгалтерию отом, что ПО устарело, и бланки первички заполняются, таким образом, некорректно.

Основные функции финансового контроля

Полезно будет рассмотреть ключевые функции финансового контроля как экономического института. Ключевыми можно назвать следующие функции:

  • правоохранительную;
  • профилактическую;
  • корректирующую;
  • аналитическую.

Что касается первого пункта, здесь финансовый контроль выступает в качестве инструмента по выявлению нарушений законодательства (бюджетного, налогового, административного, гражданского, корпоративного). Таким образом, проверяющая организация содействует защите прав тех субъектов, которые могут пострадать в силу допущенных объектом контроля недоработок в части следования нормам соответствующей отрасли права.

Подробнее о налоговом контроле, который является одним из наиболее масштабных типов финансового контроля, читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

В свою очередь в рамках профилактической функции финансовый контроль может предупреждать последствия нарушений норм законодательства в указанных отраслях права, если те или иные недоработки, допущенные проверяемой организацией, удастся выявить еще до того, как юридически значимые действия по управлению финансами будут осуществлены соответствующим субъектом.

Корректирующая функция предполагает задействование финансового контроля как инструмента, стимулирующего необходимые изменения в политике управления денежными ресурсами проверяемой организации. Контролирующий орган выявляет недоработки в данной области, после чего объект финансового контроля принимает меры по их устранению и корректирует, таким образом, свою систему управления финансами.

Аналитическая функция финансового контроля предполагает выявление причин и закономерностей, которые приводят к нарушениям объектами контроля норм законодательства в части управления финансовыми ресурсами.

Ключевые задачи финансового контроля

Важнейший аспект изучения специфики финансового контроля — рассмотрение задач, характерных для этой деятельности. Эксперты подразделяют задачи финансового контроля на 2 основные группы:

  • те, что связаны с обеспечением законности процедур управления организацией финансовыми ресурсами;
  • те, что связаны с правовой защитой заинтересованных лиц, имеющих отношение к объекту финансового контроля,— собственников, распорядителей, акционеров.

Что касается задач первого типа, то ключевыми из них можно назвать проверку:

  • корректности и целостности кассовой и бухгалтерской документации;
  • инфраструктуры системы управления финансами ворганизации;
  • компетенций специалистов, отвечающих за управление финансами;
  • соответствия действий, связанных с управлением финансами, законодательным критериям в аспекте сроков, применения тех или иных форм, задействования каналов обмена документами;
  • фактов, подтверждающих целевое расходование организацией денежных средств.

В числе ключевых задач финансового контроля, относящихся ко второй категории:

  • проверка и анализ проработанности и стабильности системы принятия решений по управлению капиталом в организации;
  • анализ алгоритмов проверки качества принятия соответствующих решений;
  • оценка эффективности задействования финансовых ресурсов с точки зрения прибыльности фирмы (если речь идет о коммерческой структуре) либо сведения к минимуму расходов (если рассматривается деятельность бюджетной организации).

Рассмотрим еще один полезный аспект финансового контроля.

Экономическое значение финансового контроля

Экономическое значение финансового контроля можно проследить в таких аспектах, как:

  • стимулирование стремления объектов контроля к обеспечению законности процедур управления финансами;
  • оптимизация структуры управления капиталом в коммерческой фирме либо в бюджетной организации — как результат, повышение эффективности работы соответствующих субъектов;
  • содействие решению системных экономических задач государства и общества — с точки зрения стабильности налоговых платежей в бюджет государства или муниципалитета, обеспечения занятости граждан, развития рыночных отношений.

Таким образом, институт финансового контроля имеет большое значение как для экономики государства, так и для локальных хозяйственных систем — бюджетных и коммерческих.

Рассмотрев понятие и значение финансового контроля, изучим специфику 2 его масштабных разновидностей — государственного и муниципального контроля.

Сущность государственного финансового контроля в РФ

Существует 2 основных подхода к пониманию государственного финансового контроля.

Во-первых, под таковым можно понимать деятельность госструктур, выполняющих проверку юридически независимых от проверяющего органа субъектов. Таковыми могут быть как государственные структуры, так и частные.

В первом случае особенность государственного финансового контроля будет заключаться в том, что его субъекты выясняют, насколько соответствует установленным нормам деятельность проверяемой организации по управлению главным образом бюджетными средствами. Но в тех случаях, когда бюджетная организация осуществляет предпринимательскую деятельность (например, если речь идет об автономном учреждении), предметом финансового контроля может быть также и управление внебюджетными средствами.

Подробнее о примечательных нюансах бухотчетности в автономных и иных госучреждениях читайте в статье «Составляем план счетов бюджетного учета— образец-2020».

Если объект контроля — частная фирма, то проверка может быть связана с выявлением нарушений тех или иных норм законодательства, которые имеют отношение к коммерческой деятельности проверяемой организации, например, в части налогообложения и отчетности.

Во-вторых, государственный финансовый контроль может осуществляться в отношении юридически зависимых от проверяющего органа структур. Он предполагает осуществление проверки деятельности какого-либо подразделения ведомства или органа в целом штатными специалистами либо направляемыми вышестоящим органом. В этом случае речь чаще всего идет о проверке эффективности расходования бюджетных средств, но если коммерческая деятельность предусмотрена для той или иной госорганизации, то в рамках проверки исследуется также корректность ее осуществления.

Государственный финансовый контроль может также классифицироваться, исходя из сферы экономической деятельности. Например, проверки могут быть налоговыми, таможенными, денежно-кредитными и т.д.

Государственный финансовый контроль осуществляется преимущественно посредством проверок, то есть действий, направленных на выявление фактов нарушения норм законодательства, регулирующего управление финансами. Государственные проверки подразделяются на 2 категории — камеральные и выездные.

Проверки первого типа предполагают осуществление сотрудниками проверяющей госструктуры необходимых действий в пределах места нахождения соответствующего органа. Выездные проверки предполагают осуществление необходимых действий по месту нахождения проверяемой организации.

Государственный финансовый контроль: основные НПА

Какие источники права из числа действующих в РФ регулируют государственный финансовый контроль? Главными из них можно назвать:

  • Бюджетный кодекс РФ, в частности, главу 26;
  • указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095.

Первый источник права определяет:

  • виды государственного, а также муниципального финансового контроля, осуществляемые в РФ;
  • объекты финансового контроля;
  • методы финансового контроля;
  • полномочия органов финансового контроля;
  • специфику и источники официального документооборота между субъектами и объектами контроля.

Указ Президента № 1095 — это фактически единственный принятый на федеральном уровне НПА, закрепляющий на официальном уровне институт государственного финансового контроля и определяющий основные органы, которые являются его субъектами. В частности, речь идет о таких структурах, как Счетная палата, Центробанк, Минфин.

Отметим, что указ № 1095 устанавливает, что государственный финансовый контроль может осуществляться любыми органами, компетентными ввопросах поступления и расходования денежных средств в рамках национальной бюджетной системы.

Государственный контроль: сущность постановлений и предписаний

Особенность государственных проверок состоит в том, что по их итогам сотрудниками проверяющей инстанции оформляется акт, в соответствии скоторым в адрес организации, являющейся объектом финансового контроля, может быть направлено постановление либо предписание.

В чём их особенности?

В соответствии с п.2 ст.270.2 БК РФ под представлением следует понимать документ, выданный органом финансового контроля, в котором отражаются:

  • информация о нарушениях норм бюджетного законодательства и иных НПА, касающихся бюджетных процессов, которую проверяемая компания должна рассмотреть в течение 30 дней либо срока, определенного в документе;
  • требования о принятии проверяемой организацией мер по устранению выявленных недоработок, а также причин и условий, повлиявших на их возникновение.

В соответствии с п.3 ст.270.2 БК РФ под предписанием понимается источник, в котором фиксируются требования об устранении организацией допущенных нарушений норм бюджетного права, а также, если это предполагается из результатов проверки, — требования о возмещении компанией ущерба государству, нанесенного объектом проверки вследствие допущенных нарушений бюджетного законодательства.

Если проверяемая организация не исполнит предписание органа государственного контроля, касающееся возмещения ущерба, то соответствующая проверяющая структура вправе обратиться в суд с иском овзыскании возмещения — таковы положения п.4 ст.270.2 БК РФ.

Специфика муниципального финансового контроля в Российской Федерации

Достаточно близким к рассмотренному выше понятию государственного финансового контроля является муниципальный контроль. В принципе различие между ними сводится главным образом к тому, что по Конституции РФ государственная власть отделена от местной, и соответствующие институты финконтроля характеризуются юридической независимостью.

Главное отличие муниципального финансового контроля от государственного, таким образом, — это уровень выполнения проверяющими организациями своих функций, а также способ учреждения соответствующих органов. Госструктуры формируются при участии органов власти на федеральном или региональном уровне. Муниципальные структуры, в свою очередь, формируются местными органами власти, при этом они, как правило, не подотчетны государственным. Однако их деятельность основывается на положениях местных НПА, которые не должны противоречить региональным либо федеральным источникам права. В этом смысле некоторая субординация между государственными и муниципальными субъектами финансового контроля всё же может прослеживаться.

С точки зрения используемых методов, а также специфики взаимодействия сюридически зависимыми либо независимыми субъектами работа муниципальных проверяющих структур в целом схожа с деятельностью государственных структур. Также, как и в случае с проверками госструктур, органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах, формируют акты, выносят постановления либо предписания. Их проверки также подразделяются на камеральные и выездные.

Как правило, органы, осуществляющие финансовый контроль на уровне местной власти, имеют меньший спектр полномочий по сравнению сгосударственными. В принципе юрисдикция муниципальных проверяющих достаточно редко распространяется на юридически независимые субъекты — как правило, только в тех случаях, когда нужно проверить, как расходуется муниципальный бюджет.

Можно также отметить, что обычно государственные органы финансового контроля формируются строго по вертикали — соответствующие ведомства утверждаются на федеральном уровне, после чего в регионах открываются их территориальные подразделения. Муниципальные органы власти в РФ могут, в свою очередь, утверждать собственные ведомства, отвечающие за финансовый контроль, а также активно обращаться к внешним субъектам контроля, таким как, например, аудиторы, общественные группы, НКО.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Аудиторская проверка — это один из видов негосударственного финконтроля, при котором проверяющая организация или специалист полностью независимы. Разберемся подробнее.

Содержание и правовые основы

Независимый финансовый контроль, аудит — это экспертная оценка бухгалтерского учета и отчетности с целью получения независимого мнения о правильности, полноте, законности и своевременности отражения хозяйственной деятельности подконтрольного объекта.

Финансовый аудит (контроль) применяется в целях:

  • выражения независимого экспертного мнения о состоянии бухучета и достоверности отчетности;
  • выявления отклонений от установленного законодательством порядка ведения учета и составления отчетности;
  • разработки предложений по устранению выявленных нарушений и предупреждения их в дальнейшем.

Также аудит, как вид финансового контроля, позволяет провести независимую экспертизу экономической деятельности подконтрольного объекта, то есть определить рациональность и эффективность использования средств.

Особенности и порядок организации аудиторской деятельности в России закреплен в Федеральном законе от 07.08.2001 № 119-03. Важные аспекты также представлены в Указе Президента России № 2263 от 22.12.1993.

Виды аудиторского финансового контроля

Независимый финконтроль классифицируется на внутренний и внешний.

Внутренний осуществляется с целью самоанализа экономического субъекта, то есть для получения независимой оценки деятельности всех служб и структур предприятия. Такой вид финконтроля необходим для принятия управленческих решений, выявления резервов и повышения эффективности работы организации. Внутренний аудит может проводиться как штатным аудитором, так и наемным специалистом. Объем и направления проверки определяет руководитель предприятия.

Внешний проводится исключительно сторонними специалистами. Причем наемные аудиторы или специализированная организации должны иметь соответствующую лицензию, которая подтверждает право на проведение данного вида деятельности. Цель таких проверок — полный анализ.

Внешний аудит, как форма финансового контроля, дополнительно классифицируется по обязательности проверок, выделяют обязательный и инициативный.

Кто поводит

Инициативная проверка проводится по инициативе руководителя или собственника предприятия с целью оценки финансово-экономической деятельности экономического субъекта. Такие контрольные мероприятия имеют выборочный (тематический) характер. Например, выявление резервов или оценка формирования себестоимости продукции.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: