Государственно правовое управление это

Обновлено: 15.04.2024

Государственно-правовое управление действует при Президенте России, являясь самостоятельным подразделением его Администрации.

Правовую основу функционирования государственно-правового управления формируют следующие нормативные акты:

  • во-первых, Конституция России;
  • во-вторых, Федеральные законы;
  • в-третьих, распоряжения и указы Президента России;
  • в-четвертых, Положение об Администрации Президента России;
  • в-пятых, распоряжения Администрации Президента России;
  • в-шестых, Положение о государственно-правовом управлении, утверждаемое Президентом России на основании представления руководителя его Администрации.

Задачи, решаемые государственно-правовым управлением

Государственно-правовое управление призвано решать следующие задачи:

  1. обеспечивать деятельность Президента России в части правовых вопросов;
  2. осуществлять правовое обеспечение действий Президента России;
  3. обеспечивать информационно-справочное сопровождение деятельности Администрации и его подразделений;
  4. оказывать консультативную правовую помощь различным государственным органам, в том числе Аппарату Правительства России, органам федеральной исполнительной власти, региональным органам исполнительной власти;
  5. обеспечивать деятельность Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, действующего при Президенте России.

Функции государственно-правового управления

Государственно-правовое управление призвано выполнять следующие основные функции:

  • проведение подготовительной работы по законопроектам, вносимых Президентом России на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы;
  • осуществление подготовки проектов заключений, выдаваемых Президентом России по законопроектам, принятым Государственной Думой в первом чтении;
  • осуществление подготовки предложений относительно подписания или отклонения главой государства федеральных законов при их соответствии или несоответствии Конституции России и федеральным законам;
  • осуществление подготовки проектов поручений, распоряжений и указов главы государства и его Администрации;
  • выполнение согласования проектов поручений, распоряжений и указов главы государства и его Администрации;
  • составление заключений о соответствии проектов распоряжений и указов Президента Конституции России и требованиям федеральных законов;
  • составление заключений о соответствии Конституции России и требованиям федеральных законов проектов межправительственных и межгосударственных договоров;
  • осуществление подготовки предложений относительно отмены правительственных распоряжений и постановлений;
  • осуществление подготовки проектов президентских обращений в Конституционный суд;
  • осуществление подготовки предложений, направленных на приостановление действия нормативных актов региональной исполнительной власти, согласно статье 85 Конституции; правительственных распоряжений и постановлений согласно статье 115 Конституции;
  • осуществление правового обеспечения действий консультативных и совещательных органов, действующих при Президенте России;
  • осуществление взаимодействия с другими органами власти с целью подготовки проектов актов;
  • контроль правильности и своевременности публикации нормативных актов;
  • представление разъяснений официального характера по президентским нормативным актам;
  • обеспечение взаимодействия главы государства с палатами Совета Федерации;
  • редактирование проектов законодательных инициатив и нормативных актов, вносимых главой государства на рассмотрение в Государственную Думу;
  • обеспечение системы международных отношений российского государства по правовым вопросам и так далее.

Готовые работы на аналогичную тему

Права государственно-правового управления

Государственно-правовое управление наделено следующими правами:

  • во-первых, на запрашивание и получение материалов у самостоятельных подразделений президентской администрации, аппаратов Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, Конституционного и Верховного судов, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, иных органов государственной власти;
  • во-вторых, на использование банков данных президентской Администрации и органов федеральной исполнительной власти;
  • в-третьих, на привлечение специалистов органов федеральной исполнительной власти для работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Руководство государственно-правового управления

Деятельностью государственно-правового управления руководит его начальник, который является помощником Президента России. Назначение и освобождение от должности начальника государственно-правового управления осуществляется Президентом России на основании представления руководителя его Администрации.

Начальнику государственно-правового управления назначаются заместители. Начальник государственно-правового управления выполняет следующие функции:

  1. распределение должностных обязанностей между своими заместителями, начальниками департаментов и референтами;
  2. внесение предложений от лица президентской Администрации о заключении договоров на экспертизу проектов нормативно-правовых актов и на анализ правоприменительной практики, выполняемый специалистами и научно-исследовательскими организациями;
  3. издание распоряжений, связанных с деятельностью государственно-правового управления.

Ответственность за решение задач, стоящих перед государственно-правовым управлением, возлагается на его начальника.

На заместителей начальника государственно-правового управления, референтов и начальников департаментов возлагается ответственность за надлежащее исполнение их обязанностей.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 27.12.2021

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление» , преподавательский стаж — 15 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Правовое управление является ведущим подразделением Аппарата Государственной Думы. Основные направления его деятельности определены Регламентом Государственной Думы, Положением об Аппарате Государственной Думы и включают проведение по поручению комитетов Государственной Думы правовой и лингвистической экспертизы законопроектов, проектов постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам, а также участие в юридико-технической доработке указанных проектов.

В целом за время работы Государственной Думы второго созыва Управлением проведена экспертиза более 4,5 тысячи законопроектов и 5,2 тысячи проектов постановлений, обращений и заявлений. Число обращений к базе данных Правового управления, насчитывающей более 60 тысяч нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов, за этот период составило более 17 тысяч.

В порядке правового содействия депутатам Государственной Думы, депутатским объединениям в Государственной Думе, комитетам и комиссиям Государственной Думы по вопросам подготовки законопроектов и проектов других актов, принимаемых палатой, Правовое управление провело более 1000 консультаций и представило более 600 тематических подборок по законодательству.

Большое внимание Управление уделяет методической помощи по правовым вопросам законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации, участию в распространении правовой информации в Государственной Думе, содействию повышению уровня правовых знаний депутатов Государственной Думы и работников Аппарата. В этих целях ежемесячно проводятся заседания экспертных советов по гражданскому, конституционному, международному праву, а также кодификации законодательства, проводятся семинары с работниками Аппарата Государственной Думы. в том числе с привлечением специалистов международных организаций.

20 марта 2007 г., 25 августа, 21 октября 2008 г., 14 января 2011 г., 25 июля 2014 г.

1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

пункты 1-3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1994 г. N 2147 "О мерах по совершенствованию юридического обеспечения деятельности Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3337);

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 499 "О внесении изменений в Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст.1958);

пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 342 "Вопросы Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 11, ст.1030);

пункт 14 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 19 ноября 2003 г. N 1365 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст.4520).

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

28 мая 2004 года

Положение
о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 28 мая 2004 г. N 699)

С изменениями и дополнениями от:

20 марта 2007 г., 25 августа, 21 октября 2008 г., 14 января 2011 г., 25 июля 2014 г.

1. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 6 августа 2014 г.

3. Основными задачами Управления являются:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по правовым вопросам;

правовое обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации;

информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также оказание консультативной помощи Аппарату Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по правовым вопросам;

обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. N 1250 в пункт 4 внесены изменения

4. Основными функциями Управления являются:

подготовка законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений Президента Российской Федерации на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении;

подготовка предложений о подписании (отклонении) Президентом Российской Федерации федеральных законов в случае их соответствия (несоответствия) Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

согласование в установленном порядке проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

подготовка заключений на представленные Президенту Российской Федерации проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

подготовка предложений об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

правовое обеспечение по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами при подготовке проектов нормативных правовых актов;

контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений Президента Российской Федерации, осуществляемое по его поручению;

участие в обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

редактирование законопроектов, подготавливаемых для внесения Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

участие в правовом обеспечении международных отношений Российской Федерации;

подготовка аналитических материалов по вопросам, касающимся правоприменительной практики и состояния федерального законодательства, а также предложений по совершенствованию федерального законодательства на основе изучения зарубежной и международной правовой практики;

систематизация и ведение контрольных экземпляров федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; подготовка по запросам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления официальных справок о признании утратившими силу указанных актов либо их отдельных положений;

информационно-справочное обслуживание подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также консультирование подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам федерального законодательства и осуществления законопроектных работ;

организация и ведение банков правовых актов;

ведение и развитие классификатора правовых актов.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529 в пункт 5 внесены изменения, вступающие в силу с 6 августа 2014 г.

5. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, от Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, а также от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и должностных лиц;

пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для подготовки законопроектов, проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации специалистов федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 25 июля 2014 г. N 529 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 6 августа 2014 г.

6. Управление при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, со Следственным комитетом Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

7. Информационное, документационное, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

8. Руководство деятельностью Управления осуществляет помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (далее - начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

9. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.

10. Начальник Управления:

распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;

вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение экспертизы законопроектов и проектов иных правовых актов, а также анализа правоприменительной практики;

издает распоряжения по вопросам работы Управления.

11. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.

12. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей.

Государственно-правовое управление Президента РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ. Перечисляются основные задачи и функции Управления.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Указ Президента РФ от 28 мая 2004 г. N 699 "Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации"

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания

Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 мая 2004 г. N 22 ст. 2147

от 28 мая 2004 г. N 699

О ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ УПРАВЛЕНИИ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 20.03.2007 N 370,

от 25.08.2008 N 1250, от 21.10.2008 N 1510,

от 14.01.2011 N 38, от 25.07.2014 N 529)

1. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации (далее - Управление) является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.

2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением об Администрации Президента Российской Федерации, распоряжениями Администрации Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Положение об Управлении утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

3. Основными задачами Управления являются:

обеспечение деятельности Президента Российской Федерации по правовым вопросам;

правовое обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации;

информационно-справочное обеспечение деятельности подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также оказание консультативной помощи Аппарату Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации по правовым вопросам;

обеспечение деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства.

(в ред. Указов Президента РФ от 20.03.2007 N 370, от 25.07.2014 N 529)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Основными функциями Управления являются:

подготовка законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

подготовка проектов заключений Президента Российской Федерации на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении;

подготовка предложений о подписании (отклонении) Президентом Российской Федерации федеральных законов в случае их соответствия (несоответствия) Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

согласование в установленном порядке проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, а также проектов распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

(абзац введен Указом Президента РФ от 25.08.2008 N 1250)

подготовка заключений на представленные Президенту Российской Федерации проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка заключений на проекты межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации об их соответствии Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

подготовка предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

подготовка предложений об отмене постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации;

подготовка проектов обращений Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации;

правовое обеспечение по поручению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами при подготовке проектов нормативных правовых актов;

контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации;

официальное разъяснение отдельных положений указов и распоряжений Президента Российской Федерации, осуществляемое по его поручению;

участие в обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации;

редактирование законопроектов, подготавливаемых для внесения Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы, проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, распоряжений Администрации Президента Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 N 370)

(см. текст в предыдущей редакции)

участие в правовом обеспечении международных отношений Российской Федерации;

подготовка аналитических материалов по вопросам, касающимся правоприменительной практики и состояния федерального законодательства, а также предложений по совершенствованию федерального законодательства на основе изучения зарубежной и международной правовой практики;

систематизация и ведение контрольных экземпляров федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации; подготовка по запросам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления официальных справок о признании утратившими силу указанных актов либо их отдельных положений;

информационно-справочное обслуживание подразделений Администрации Президента Российской Федерации, а также консультирование подразделений Аппарата Правительства Российской Федерации по вопросам федерального законодательства и осуществления законопроектных работ;

организация и ведение банков правовых актов;

ведение и развитие классификатора правовых актов.

5. Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, аппаратов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, от Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, а также от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и должностных лиц;

(в ред. Указов Президента РФ от 21.10.2008 N 1510, от 14.01.2011 N 38, от 25.07.2014 N 529)

(см. текст в предыдущей редакции)

пользоваться банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для подготовки законопроектов, проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации специалистов федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

6. Управление при реализации своих функций взаимодействует с Аппаратом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, аппаратами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, со Следственным комитетом Российской Федерации, а также с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(в ред. Указов Президента РФ от 21.10.2008 N 1510, от 14.01.2011 N 38, от 25.07.2014 N 529)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Информационное, документационное, материально-техническое, транспортное обеспечение деятельности Управления, а также социально-бытовое обслуживание его работников осуществляют Управление делами Президента Российской Федерации и соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации.

8. Руководство деятельностью Управления осуществляет помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (далее - начальник Управления), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

9. Начальник Управления имеет заместителей начальника Управления.

10. Начальник Управления:

распределяет должностные обязанности между заместителями начальника Управления, референтами и начальниками департаментов;

вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями и специалистами на проведение экспертизы законопроектов и проектов иных правовых актов, а также анализа правоприменительной практики;

издает распоряжения по вопросам работы Управления.

11. Начальник Управления несет ответственность за выполнение задач, возложенных на Управление.

12. Заместители начальника Управления, референты, начальники департаментов несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с утверждаемым начальником Управления распределением должностных обязанностей.

Содержание правового обеспечения государственного управления

В юридической науке исторически сложилось понимание права как категории, предшествующей и превосходящей юридический закон, как нечто принятой в рамках установленной формы и соответствующей процедуры.

Само право тесно связано с ключевыми основополагающими потребностями и интересами общества в упорядочении той совокупности общественных отношений, в которую вовлечен каждый его представитель.

В этой связи, право содержит в себе основы неотъемлемых прав и свобод личности, основываясь на принципах гуманизма, социальной справедливости, отличаясь относительной устойчивостью в рамках конкретного исторического периода.

Таким образом, правовое обеспечение государственного управления не сводится к сумме существующих законодательных источников правового регулирования соответствующей деятельности, представляя собой единство трех аспектов:

  • социологического;
  • нормативного;
  • практического.

Правовое обеспечение государственного управления начинается тогда, когда в существующих целях, содержании, и общеобязательных предписаниях закона отражается существующая в обществе потребность правового регулирования существующих общественных отношений, причем не реакционно, а строго определенным образом и в определенном направлении.

Отдельные аспекты правового обеспечения государственного управления

Несмотря на разноплановость правового обеспечения его основу составляет нормативный аспект, заключающийся в разработке и юридическом закреплении правил поведения людей во взаимоотношениях между собой и в процессе взаимодействия с органами государственной власти

Социологический аспект правового обеспечения государственного управления обнаруживается при анализе тех реально существующих сторон взаимодействия государства в лице его органов, общества и граждан, в результате которых формируется государственно-властное воздействие, то есть управление обществом со стороны государственного аппарата.

Готовые работы на аналогичную тему

Основополагающее значение здесь имеют установленные механизмы внутригосударственного взаимодействия, в том числе:

  1. Отношения между органами государственной власти по поводу предметов ведения и полномочий;
  2. Отношения между людьми, возникающие как результат свободного волеизъявления, как по поводу занятия должностей государственной службы, так и при обращении граждан в органы власти для решения собственных проблем и т. д.

Говоря о практическом аспекте, следует указать на его реализацию в процессе каждодневной деятельности органов государственной власти. В этой связи, необходимо четко понимать правовой статус государственных органов, то есть ту совокупность прав и обязанностей, реализация которых позволяет определить их место внутри государственно-властного механизма.

Так, правовой статус государственного органа представляет собой совокупность трех ключевых элементов:

  1. Положение конкретного государственного органа в системе государственных органов страны;
  2. Компетенция государственного органа, то есть нормативного закрепленная совокупность управленческих функций и полномочий, реализуемых в отношении управляемых объектов.
  3. Юридическое закрепление его организационной структуры, а также форм, методов и процедур ее функционирования.

Кроме этого, правовое обеспечение государственного управления должно реализовывать ряд требований, соблюдение которых способствует упорядоченности совокупности существующих в обществе явлений, процессов и отношений.

К числу таких требований, традиционно относят:

  • Своевременность введения в правовое поле необходимых нормативных регуляторов, поскольку любое промедление в регулировании отношений, нуждающихся в таковом, влечет неблагоприятные для общества последствия;
  • Устойчивость и стабильность форм и способов правового обеспечения государственного управления;
  • Достаточность и непротиворечивость регулирующих сферу государственного управления нормативно-правовых предписаний.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 24.08.2021

Яна Сергеевна Гуркот

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: