Архив бланков решений досудебного обжалования

Обновлено: 01.05.2024

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1237
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц"

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2020 г., 21 марта 2022 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц".

2. Установить, что стандарт, утвержденный настоящим постановлением, применяется в отношении контрольных мероприятий, начатых со дня вступления в силу настоящего постановления.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2020 г. N 1237

Федеральный стандарт
внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц"

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2020 г., 21 марта 2022 г.

I. Общие положения

1. Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц" (далее - стандарт) разработан в целях установления правил рассмотрения обращения объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля или его уполномоченного представителя (далее - заявитель), в котором выражается несогласие с решением органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (его должностных лиц), принятым по результатам осуществления им (ими) полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, и действиями (бездействием) должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю (далее соответственно - жалоба, должностные лица органа контроля, органы контроля).

2. Предметом обжалования являются решения органа контроля (его должностных лиц), а также действия (бездействие) должностных лиц органов контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, если, по мнению заявителя, обжалуемые решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействия) должностных лиц органа контроля нарушают его права.

3. Основанием для обжалования являются положения нормативных правовых актов, которые заявитель считает нарушенными при вынесении органом контроля (его должностными лицами) решения, совершении действий (бездействия) должностными лицами органа контроля при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю.

II. Рассмотрение жалоб и принятие решений по результатам их рассмотрения

4. Должностные лица органа контроля в пределах своей компетенции рассматривают жалобу и обжалуемые решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействие) должностных лиц органа контроля на соответствие законодательству Российской Федерации с учетом позиции структурного подразделения (должностного лица) органа контроля, осуществляющего правовое обеспечение его деятельности, исходя из предмета и основания обжалования.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 30 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421

5. Жалоба на решение органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействие) должностных лиц органа контроля может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав в связи с решением органа контроля (его должностных лиц), действием (бездействием) должностных лиц органа контроля.

Жалоба на предписание органа контроля может быть подана в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем предписания.

Жалоба подается заявителем в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде или на бумажном носителе.

При подаче жалобы в электронном виде заявителем, являющимся физическим лицом, жалоба подготавливается с использованием официального сайта органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

При подаче жалобы в электронном виде заявителем, являющимся юридическим лицом, жалоба подается посредством электронной почты, адрес которой размещается на официальном сайте органа контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба на бумажном носителе подается непосредственно в орган контроля или через организацию почтовой связи.

Заявитель до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству заявителя может быть восстановлен органом контроля.

6. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 рабочих дней со дня ее регистрации со всеми материалами в органе контроля, уполномоченном на ее рассмотрение.

Орган контроля вправе запросить у заявителя дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Заявитель вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их органом контроля, уполномоченным на ее рассмотрение, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от заявителя дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

В случае необходимости направления запроса другим государственным органам (органам местного самоуправления), иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов руководитель (уполномоченное лицо) органа контроля вправе продлить срок рассмотрения жалобы, но не более чем на 20 рабочих дней, с уведомлением об этом заявителя и указанием причин продления срока.

7. Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействия) должностных лиц органов контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю.

8. Принятие решения по жалобе осуществляется руководителем (уполномоченным лицом) органа контроля.

Ведомственным стандартом органа контроля может быть предусмотрено создание в органе контроля из числа его должностных лиц коллегиального органа (коллегиальных органов) для рассмотрения жалоб.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 17 января 2021 г. - Постановление Правительства России от 31 декабря 2020 г. N 2435

9. По результатам рассмотрения жалобы руководителем (уполномоченным лицом) органа контроля принимается одно из следующих решений:

удовлетворить жалобу в полном объеме либо удовлетворить жалобу частично в части указанных в ней отдельных оснований для обжалования в случае несоответствия решения органа контроля (его должностных лиц) или действия (бездействия) должностных лиц органа контроля законодательству Российской Федерации и (или) при неподтверждении обстоятельств, на основании которых было вынесено решение;

оставить жалобу без удовлетворения в случае подтверждения по результатам рассмотрения жалобы соответствия решения или действия (бездействия) должностных лиц органа контроля законодательству Российской Федерации и при подтверждении обстоятельств, на основании которых было вынесено решение.

Порядок рассмотрения жалобы и принятия решения руководителем (уполномоченным лицом) органа контроля по результатам рассмотрения жалобы может быть установлен ведомственным стандартом органа контроля.

10. Решение руководителя (уполномоченного лица) органа контроля по результатам рассмотрения жалобы оформляется в виде приказа (распоряжения).

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 30 марта 2022 г. - Постановление Правительства России от 21 марта 2022 г. N 421

11. Основаниями для оставления жалобы без рассмотрения являются:

отсутствие подписи заявителя либо непредставление оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия заявителя на ее подписание;

истечение установленного пунктом 5 стандарта предельного срока подачи жалобы;

неуказание в жалобе фамилии, имени, отчества (при наличии) заявителя - физического лица либо наименования, сведений о месте нахождения заявителя - юридического лица;

неуказание в жалобе почтового адреса или адреса электронной почты, по которому должен быть направлен ответ заявителю;

текст жалобы не поддается прочтению;

до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы от заявителя поступило заявление об ее отзыве;

заявителем ранее подавалась жалоба по тем же основаниям и по тому же предмету и по результатам ее рассмотрения было принято одно из решений, предусмотренных пунктом 9 стандарта;

получение жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органа контроля, а также членов его семьи;

получение органом контроля информации, что жалоба по тем же основаниям и по тому же предмету находится в производстве суда;

несоответствие предмета обжалования предмету обжалуемого решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействия) должностных лиц органов контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю;

указанные заявителем в жалобе основания для обжалования ранее были рассмотрены тем же органом контроля в порядке, предусмотренном федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2020 г. N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", в качестве его замечаний (возражений, пояснений) на акт проверки (ревизии), заключение, составленное по результатам обследования;

ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

12. Не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем принятия в соответствии с пунктами 9 и 10 стандарта руководителем (уполномоченным лицом) органа контроля решения по результатам рассмотрения жалобы, орган контроля направляет заявителю копию указанного решения с сопроводительным письмом, содержащим обоснование принятия указанного решения.

13. Сопроводительное письмо с копией решения вручается заявителю лично под роспись либо направляется заявителю с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем.

Правительство РФ утвердило федеральный стандарт внутреннего финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц".

Прописаны основания, порядок и сроки подачи жалоб.

Срок рассмотрения жалобы не должен превышать 20 календарных дней с даты ее поступления в орган контроля.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Постановление Правительства РФ от 17 августа 2020 г. N 1237 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц"

Утверждена форма документа для досудебного обжалования решения ИФНС

Минюст зарегистрировал приказ ФНС от 20.12.19 № ММВ-7-9/645@. Данным приказом утверждены форма, формат и порядок заполнения жалобы, в том числе апелляционной, подаваемой в вышестоящий налоговый орган.

Способ подачи жалобы

Напомним, что действия или бездействие инспекторов, решения по итогам проверки, а также изданные ими документы (требования, отказ в возврате излишне уплаченного налога и т.п.) можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе (ст. 138 НК РФ).

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме. Документ можно представить четырьмя способами:

  • лично;
  • по почте;
  • в электронной форме через оператора ЭДО (датой получения жалобы налоговиками считается дата, указанная в квитанции о приеме);
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Ранее можно было использовать рекомендованные образцы жалоб . Теперь для обжалования решения инспекции следует применять официально утвержденный бланк.

Порядок оформления жалобы

В жалобе (апелляционной жалобе) необходимо указать следующие данные:

  • наименование вышестоящего налогового органа, в который подается жалоба (апелляционная жалоба);
  • ФИО, ИНН и место жительства физического лица, подающего жалобу; или наименование, ИНН и адрес организации, подающей жалобу;
  • предмет обжалования: «1» — решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки; «2» — налоговое уведомление; «3» — требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов; «4» — иные действия (бездействие) лиц налоговых органов;
  • реквизиты обжалуемого документа;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя;
  • код жалобы: «1» — жалоба; «2» — апелляционная жалоба;
  • способ получения решения по жалобе:

при направлении жалобы через оператора ЭДО: «1» — по почте; «2» — через интернет с помощью оператора ЭДО;

при направлении жалобы «на бумаге»: «1» — по почте; «3» — лично;

при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» — через личный кабинет налогоплательщика.

Комментируемый приказ вступит в силу по истечении трех месяцев со дня его опубликования (документ был опубликован 31 января).

Многие государственные услуги в настоящий момент имеют полностью или частично цифровой интерфейс, используемый для взаимодействия заявителей с органами власти. Однако даже если форма услуги представлена в режиме онлайн, некоторые органы власти по-прежнему осуществляют обработку данных при помощи устаревших бумажных процедур.

В рамках проекта по досудебному обжалованию реализуется единая цифровая платформа решения спорных ситуаций при взаимодействии граждан и бизнеса с контрольными (надзорными) органами.

Константин Цветов, руководитель проектной группы по реализации проекта Аналитического центра при Правительстве России рассказал более подробно о проводимом эксперименте на конференции «Организация предоставления государственных услуг в условиях цифровой экономики. Итоги работы и перспективы развития», организованной Фондом социального страхования России.

Как отметил эксперт, миссия современного цифрового государства — это формирование системы государственного контроля (надзора), основанного на принципах открытости.

«Система досудебного обжалования должна стать одним из важнейших элементов будущей системы контрольно-надзорной деятельности, взять на себя задачи по мониторингу качества контрольных мероприятий, проводимых органами, выявлению причин невыполнения обязательных требований, а также стать одним из механизмов актуализации системы обязательных требований», — рассказал Цветов.

Он добавил, что впервые процедура досудебного разрешения спора с контролируемым лицом, реализуемая самостоятельно органом власти по жалобе заявителя, обрела свое воплощение в формате нормы в составе федерального закона о госконтроле, принятого в июле 2020 года.

Эксперт отметил, что вступление в силу досудебного порядка разрешения споров для отдельных видов контроля предполагается уже с 1 июля 2021 года. Обязательный статус данный порядок приобретёт с 1 января 2023 года. Но уже сейчас Правительством Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и Минцифрой России запущен эксперимент по апробации совершенно нового механизма взаимодействия государства и бизнеса в процессе разрешения споров при осуществлении контрольных мероприятий в досудебном порядке. В эксперименте участвуют 3 пилотных органа власти — МЧС России, Росздравнадзор и Ростехнадзор. А также прорабатываются подходы к цифровизации процедуры досудебного обжалования, модернизируются внутренние административные процессы, систематизируются и актуализуются нормативные регламенты.

«Важнейшим принципом новой системы является дистанционная форма взаимодействия контролируемого лица и контрольно-надзорного органа за счет полной цифровизации процесса («без бумаги»), а также реализация механизма решения спорных ситуаций по фаст-треку (укороченные сроки рассмотрения и реагирования)», - отметил эксперт.

Подача жалобы предполагается исключительно в электронном виде с использованием Единого портала государственных услуг, а рассмотрение – с помощью специальной системы досудебного обжалования, либо ведомственных информационных систем контрольных органов. Сроки подачи жалобы для заявителя строго ограничены законодательно, но могут быть продлены при документарном подтверждении заявителя.

Общий срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней. Этот срок можно продлить в случае необходимости, а, в случае отсутствия важных документов, контрольный орган вправе запросить их у заявителя.

За счет перевода процедуры досудебного обжалования в цифровую среду предполагается максимально упростить для заявителя механизм подачи жалобы, исключив формальные шаги и уменьшив до минимума набор документов, которые ему необходимо представить, а для контрольного органа это позволит значительно снизить трудозатраты, и, сократить срок рассмотрения обращения.

Внедрение цифровых инструментов формирования аналитики причин жалоб позволит в перспективе проводить мониторинг качества контрольных мероприятий, проводимых контрольными (надзорными) органами, выявлять причины невыполнения обязательных требований и участвовать в актуализации системы обязательных требований.

Контроль за процессом рассмотрения жалобы, включая получение итогового решения, может выполняться заявителем со своего смартфона.

Напомним, что система досудебного обжалования должна быть полностью внедрена в 2023 году. Для апробации нового механизма решено провести эксперимент. Порядок его организации и проведения закреплен постановлением Правительства РФ от 24 июля 2020 г. № 1108.

Ответственным за разработку методологического блока эксперимента является Минэкономразвития России, техническим заказчиком проекта – Минцифры России. К формированию общей идеологии проекта также привлечены специалисты Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, МЧС, Ростехнадзора и Росздравнадзора, а также представители экспертного сообщества и бизнес-объединений.

Для проведения эксперимента на первом этапе выбраны самые популярные виды контроля и самые «активные» ведомства.

Эксперимент проводится в 4 субъектах РФ: Москва, Московская область, Краснодарский край, Самарская область.

Подать жалобу можно через портал госуслуг в разделе «Жалоба на решение контрольных органов».

«На портале госуслуг в рамках сервиса «Жалоба на решение контрольных органов» теперь доступен функционал подачи жалоб о нарушениях моратория на проверки. Срок рассмотрения жалобы контрольным (надзорным) органом составляет 1 рабочий день, не считая дня подачи», — прокомментировал новый функционал руководитель проектной группы по внедрению системы досудебного обжалования Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Константин Цветов на совещании для федеральных и региональных органов исполнительной власти, посвященное работе в подсистеме досудебного обжалования.

«В новом разделе незначительные отличия от обычной формы подачи жалобы. Заявителю нужно заполнить номер проверки, после чего автоматически появятся данные того органа, который её проводил (из ЕРП и ЕРКНМ). В этом «окне» пользователь может приложить все необходимые документы и суть обращения», - сообщил эксперт. Такие жалобы будут приходить в центральные аппараты федеральных органов исполнительной власти, если это федеральный вид контроля (надзора). На региональном и муниципальном уровнях жалобы будут поступать в те контрольные (надзорные) органы, которые проводили соответствующие проверки. Вопрос подписания решения остается за руководителем контрольного (надзорного) органа», - пояснил эксперт.

Цветов уточнил, если жалоба пришла, например, 7 апреля в любое время, срок её рассмотрения станет 8 апреля (до конца календарного дня — до 23.59). Учитываются только рабочие дни, даже в случае, если жалоба поступит в выходной день. Чтобы ничего не пропустить, настройки по уведомлениям и оповещениям контролёр может сделать в личном кабинете.

По итогам рассмотрения жалобы контролёр принимает итоговое решение. Всего три вида: «удовлетворить жалобы и отменить решение», «частично удовлетворить жалобу и частично отменить решение», «отказать в удовлетворении жалобы».

После того, как выбрано итоговое решение, исполнитель пишет обоснование принятого решения, выбирает согласующих лиц и отправляет документ на подпись. Руководитель обязан подписать электронной подписью и решение отправляется на портал госуслуг.

«Механизм максимально прост», — резюмировал спикер.

Директор Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности Минэкономразвития России Александр Вдовин сообщил, что министерство будет проводить проверку по каждой такой жалобе с последующим докладом в Правительство Российской Федерации.

В ходе совещания Александр Вдовин озвучил жалобы с ближайшим сроком рассмотрения и жалобы, рассмотренные с нарушением срока.

«Мы предлагаем контрольным (надзорным) органам максимально отрабатывать с бизнесом проблемные вопросы, стараться решать эти вопросы в рамках мероприятий по профилактике, добиваться того, чтобы бизнес понимал — какие требования и как их следует соблюдать», — отметил Александр Вдовин.

По словам вице-президента, руководителя центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности ЦСР Константина Никитина на 7 апреля всего с начала года поступило 1945 жалоб, лидером по клиентоориентированности является Ростехнадзор (61,4 % в пользу заявителя, в том числе 37 решения (20,1%) — полностью в пользу заявителя). В первой тройке регионов по количеству обжалований — Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область. Что касается жалоб и решений контрольных (надзорных) органов с указанием постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 — их 23.

Когда предприниматель или компания не могут договориться с поставщиком или собственником помещения, кажется, что следующее логичное действие — идти в суд.

Но иногда подавать иск может быть бесполезно. Сначала нужно попытаться решить проблему другими способами.

Представьте ситуацию: бухгалтер компании ООО «Ромашка» Вера опечаталась в платежке и перевела поставщику не 39 000 Р , как нужно было по договору, а в десять раз больше — 390 000 Р . Когда обнаружилась переплата, Вера позвонила поставщику, объяснила ситуацию и попросила вернуть лишние 351 000 Р . Тот пообещал вернуть, но деньги так и не пришли. А потом и вовсе перестал отвечать на звонки и письма.

Гендиректор Андрей скачал из интернета образец иска, заполнил его, приложил копии договора и платежки, поехал в суд. Там все документы приняли, и Андрей стал ждать, когда назначат заседание. Но вместо этого из суда пришел документ — иск оставлен без движения, то есть судья откладывает дело. Причина — несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Все потому, что компания должна была попытаться решить спор самостоятельно перед тем, как идти в суд.

Расскажу, что нужно было сделать, почему звонка бухгалтера недостаточно, и когда еще нужно соблюдать досудебный порядок.

В чем суть обязательного досудебного порядка

Обычно если ИП или компания недовольны работой контрагента, это сразу дают понять — сотрудник звонит контрагенту или отправляет ему письмо, объясняет сложившуюся ситуацию. Стороны обсуждают проблему, договариваются, как ее решить. Чаще всего все заканчивается спокойно и до суда дело не доходит.

Если проблема не решается, стороны могут пригласить посредника — медиатора — и провести переговоры в его присутствии. Если есть письменная договоренность, можно также обратиться в третейский суд — негосударственный коммерческий суд, который разрешает экономические споры между организациями или между организациями и гражданами. Официально третейские суды не входят в судебную систему России, но их решения имеют юридическую силу — как решения арбитражных судов.

Переговоры, переписка, медиация — все это внесудебные способы решить спор, проводить их или нет, каждая компания или ИП решают сами.

Но есть случаи, когда организации, ИП и даже граждане до подачи иска обязаны попытаться решить разногласия мирным путем — если действует обязательный досудебный порядок урегулирования споров.

Обязательный досудебный порядок устанавливается законом, а для некоторых споров — и договором, игнорировать его нельзя. Если у суда не будет письменных доказательств того, что истец пытался найти компромисс с ответчиком, иск не будут рассматривать и вернут.

В отношении бизнеса это выглядит так. Сторона, которая считает, что контрагент не исполнил или плохо исполнил свои обязательства, обязана сообщить ему об этом, чтобы тот исправился. Для этого она направляет документ, в котором говорит примерно следующее: «Мы недовольны, потому что вы допустили такие-то недочеты. Требуем их устранить в эти сроки либо расторгнуть договор и возместить убытки, иначе будем обращаться в суд».

Чаще всего такой документ называется претензией. Его можно назвать требованием или предложением, но смысл от этого не меняется — в этом документе одна сторона предъявляет другой обоснованные претензии. Кстати, именно поэтому обязательный досудебный порядок часто называют претензионным порядком.

Если контрагент не отреагирует в установленный срок на претензию, то отправитель может обращаться в суд.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: