Апелляционный суд это последняя инстанция

Обновлено: 25.04.2024

Пленум ВС 22 июня 2021 года принял постановления об апелляционном и кассационном производстве по правилам ГПК в судах общей юрисдикции. Речь идет о Постановлении Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» и Постановлении Пленума ВС от 22 июня 2021 года № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции».

Новые постановления Пленума заменяют собой действующие правила 2012 года. Поэтому с 22 июня перестают действовать Постановление от 19 июня 2012 Года №13 и Постановление от 11 декабря 2012 года №29.

Два принятых Пленумом Верховного Суда постановления основаны на общих принципах. Многие разъяснения, которые даны для апелляционного процесса, появились также и в постановлении о кассационном обжаловании. В статье я объединяю разбор двух документов в один материал, но вы можете почитать и отдельные тексты для каждого из этапов обжалования.

Итак, что мы должны теперь учитывать, подавая апелляционную или кассационную жалобу?

1 Порядок обжалования

ВС напомнил, что районные суды рассматривают в апелляции решения мировых судов, а городские, областные и верховные суды субъектов – те, что были приняты районными судами по первой инстанции. Апелляционные суды общей юрисдикции слушают дела, которые по первой инстанции изучали городские, областные и верховные суды субъектов.

Обратиться с кассационной жалобой получится только после рассмотрения дела в апелляции. Жаловаться можно на решение суда в целом, на его часть, на дополнительное решение, а также на акты по вопросам о судебных расходах и о порядке и сроках исполнения документа. Но, даже если апелляционная жалоба подана не на решение суда в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу.

2 Сразу в кассацию

В некоторых случаях кассационная инстанция станет второй. Именно туда нужно будет обратиться, например, при обжаловании определения об утверждении мирового соглашения или при оспаривании судебного приказа.

Сразу в кассации нужно обжаловать и определения по делам об оспаривании решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда или об отказе в его выдаче.

3 Кому из представителей сторон не нужен диплом о наличии высшего юридического образования для участия в суде апелляционной и кассационной инстанции?

Диплом для участия в суде не потребуется патентным управляющим и арбитражным управляющим, представителям профсоюзов и прокурору. Законные представители тоже не должны предоставлять документ об образовании, как и представители организаций, например, гендиректора. Вместо этого им нужно принести в суд бумагу, подтверждающую их статус.

«Копия документа об образовании или ученой степени должна быть заверена нотариально либо заверена учреждением и организацией, от которых исходит соответствующий документ, организацией, в которой представитель работает, или заверена судьей, в чьем производстве находится дело», – подсказывает ВС.

При этом приносить диплом или его заверенную копию в каждую инстанцию не нужно. Пленум подсказывает, если копия документа уже есть в материалах дела, ее можно не прикладывать к кассации. Суд в таком случае не вправе оставить жалобу без движения.

4 Сроки для апелляции

Пленум напоминает, что подать жалобу на акт первой инстанции можно в месячный срок с момента вынесения решения.

Так, если мотивированное решение составлено 31 июля, то последним днем для подачи жалобы является 31 августа – число, соответствующее дате составления мотивированного решения. Если в следующем месяце нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца. Например, когда мотивировка составлена 31 марта, то последним днем срока станет 30 апреля.

Если последний день срока выпадает на выходной день либо на нерабочий праздничный день, днем окончания такого периода считается следующий за ним первый рабочий день.

5 Сроки для кассации

Для кассации Пленум прописал аналогичное правило – последним днем трехмесячного срока будет считаться тот же день, но через три месяца. Если постановление апелляционной инстанции принято 22 июня 2021 года, то последним днем подачи кассационной жалобы, представления будет считаться 22 сентября 2021 года.

6 Жалоба в Верховный суд

Кассационный суд – не последняя инстанция для обжалования. У участников процесса есть возможность обратиться еще в Верховный Суд. Пленум разъясняет, если в заседании кассационного суда была объявлена только резолютивная часть решения, то трехмесячный срок на обращение ВС все равно нужно считать именно от этого дня. Дата составления «мотивировки» на срок не повлияет.

7 Восстановление сроков

Если заявитель пропустил срок для обжалования – он должен подать ходатайство о его восстановлении вместе с апелляционной или кассационной жалобой.

В случае апелляционного обжалования такое заявление будет рассматриваться в первой инстанции. При этом изучающий его судья должен будет объяснить, почему решил восстановить срок или отказался это делать.

Судья кассационного суда рассматривает такие ходатайства один, без проведения судебного заседания. Просьба о восстановлении процессуального срока может содержаться также непосредственно в кассационной жалобе, подсказывает Пленум.

Судья может удовлетворить заявление о восстановлении срока только в том случае, если обстоятельства, объективно исключающие возможность подачи кассационной жалобы, «имели место в период не позднее одного года со дня вступления обжалуемого судебного постановления в законную силу». Для апелляции такого правила не прописали.

8 Жалоба на почте и на сайте суда

Срок на подачу апелляции не будет считаться пропущенным, если заявитель успел отнести ее на почту до 23:59 последнего дня срока. В таком случае дата подачи жалобы определяется по штемпелю на конверте или квитанции о приеме заказной корреспонденции.

Если заявитель загрузил жалобу через сайт суда, то время ее подачи будет считаться с момента «поступления в соответствующую информационную систему».

9 Пропуск срока: уважительные причины

К уважительным причинам для пропуска срока Пленум относит как «объективные обстоятельства» вроде чрезвычайных ситуаций и происшествий, так и обстоятельства, связанные с личностью заявителя: болезнь, смерть родственника и «иные ситуации, требующие личного участия заявителя».

Кроме того, есть и процессуальные причины для восстановления срока. Например, позднее получение копии решения из суда или неучастие в суде первой инстанции, которое произошло по ошибке суда. Нарушение права участников процесса на ознакомление с материалами дела и копирование этих материалов – тоже повод для восстановления срока.

10 Отпуск директора и нехватка денег на юриста

При этом ВС призвал суды не считать уважительной причиной для пропуска срока нахождение директора организации в командировке или в отпуске. Отсутствие в штате организации юриста и ссылка на отсутствие денег для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины тоже не поможет восстановить срок, как и несвоевременное оформление доверенности вышестоящей организацией.

12 Ошибки в жалобе

Пленум в своих разъяснениях закрепил, что суд не вправе оставить жалобу без движения из-за недостатков и ошибок в оформлении жалобы. Так что грамматические или технические ошибки или описки не помешают рассмотрению апелляции или кассации.

13 Новые доказательства: когда можно, а когда нельзя

По общему правилу, апелляционный суд не исследует новые или дополнительные доказательства по делу. Но Пленум закрепляет право сторон в некоторых случаях все же предоставлять такие доказательства.

Например, это возможно, если первая инстанция необоснованно отклонила ходатайство о приобщении доказательства. Но новые доказательства не будут исследоваться, если выяснится, что заявитель злоупотребил своими процессуальными правами и намеренно скрыл их от первой инстанции.

В отличие от апелляции, где возможны варианты, для кассационного производства ВС не оставляет лазеек – новые доказательства в любом случае рассматриваться не будут.

14 Из ГПК в КАС

Если в ходе подготовки к заседанию апелляционные или кассационные судьи решат, что спор между сторонами нужно рассматривать в порядке административного судопроизводства, то они должны вынести определение о переходе к рассмотрению по правилам КАС .

15 Решения проверят в полном объеме.

Пленум закрепил за апелляциями и кассациями право выходить за пределы доводов апелляционной жалобы.

В некоторых случаях апелляция может проверить решение суда первой инстанции в полном объеме – если это «соответствует интересам законности». К таким «интересам» Пленум относит защиту семьи, обеспечение права на жилище, охрану здоровья, обеспечение права на благоприятную окружающую среду, образование, а также необходимость охраны правопорядка.

А если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке – и в апелляции, и в кассации. В таком случае суд должен объяснять, почему он вышел за пределы доводов жалобы.

16 Экономия времени

Многие положения двух постановлений направлены на экономию времени как судей, так и участников процесса.

17 Итоги обжалования

Пленум напоминает: итогом удовлетворения апелляционной жалобы должно стать новое решение или определение о прекращении производства по делу. Направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по общему правилу не допускается.

В кассации – другие правила. Третья инстанция, напротив, должна принимать новое решение по делу только в случаях, если нижестоящие суды установили «все юридически значимые для правильного разрешения дела обстоятельства».

Если кассационный суд по итогам рассмотрения жалобы вернет дело на новое рассмотрение, он вместе с этим даст нижестоящему суду указание о том, как нужно применять нормы материального и процессуального права. Такие указания являются обязательными для суда, который будет вновь рассматривать дело.

Берегите себя и своих близких, Ваш адвокат Хромых Л.Г.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Не забывайте ставить лайк, если Вам понравилась статья и делиться своим мнением в комментариях.

Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции. Так, подверглась реформированию система обжалования судебных актов, как не вступивших, так и вступивших в законную силу, соответственно этому претерпела изменению и система судов апелляционной и кассационной инстанций. Как заявлялось ранее, целью реформирования системы судов общей юрисдикции явилась необходимость обеспечения беспристрастности в рассмотрении жалоб на судебные акты нижестоящих инстанций.

В постановлении Пленума ВС РФ от 13.07.2017 г. № 28 указано, что в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, которая обусловлена потребностью в функционировании в рамках подсистемы судов общей юрисдикции организационно обособленных судебных инстанций в целях максимального обеспечения их независимости и самостоятельности при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

Как подчеркивается в указанном постановлении Пленума ВС РФ, реформа позволит усовершенствовать инстанционное устройство судов общей юрисдикции и оптимизировать судебную нагрузку. При этом ВС РФ ссылается на положительный опыт существования раздельных судов апелляционной и кассационной инстанций в системе арбитражных судов.

Сама идея разделения судов апелляционной и кассационной инстанций от «привязки» их к определенной территории не нова. Впервые она нашла свое воплощение в Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г., утвержденной в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., которой предлагалась трехуровневая система федеральных судов общей юрисдикции: мировой судья и федеральный районный суд как суды первой инстанции (районные суды обладали компетенцией рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей); федеральные окружные суды как апелляционная инстанция для районных судов и кассация при рассмотрении жалоб на судебные акты мировых судей; Верховный суд РСФСР как высшая кассационная и надзорная инстанция. Тут надо иметь в виду, что наряду с федеральной системой судов предполагалось введение республиканской системы, входящей в ведение республик в составе федерации.

Предложенная в настоящее время система судов общей юрисдикции близка по своим характеристикам к существующей системе арбитражных судов, в которой наиболее полным образом реализован принцип «один суд- одна инстанция». В СОЮ этот принцип наиболее последовательно реализован только в кассационных судах: в качестве единой кассационной инстанции, рассматривающей «первую» кассационную жалобу выступает кассационный суд общей юрисдикции, «обслуживающий» соответствующий судебный кассационный округ, который состоит из нескольких субъектов РФ. Апелляционная инстанция включает в себя районные (городские) суды, суды субъектов РФ и апелляционные суды общей юрисдикции. На наш взгляд, законодатель не пошел по дальнейшему окончательному претворению в жизнь принципа «один суд- одна инстанция» в системе судов общей юрисдикции из практических соображений и в целях защиты интересов физических лиц как стороны процесса: в существующих реалиях передача полномочий рассмотрения апелляционных жалоб на судебные акты мировых судей и районных (городских) судов отдельной апелляционной инстанции, находящейся в другом регионе, привела бы к ущемлению процессуальных прав стороны спора, которая в этом случае понесла бы существенные транспортные расходы.

Порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов в соответствии с ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г.


Реформированный порядок обжалования судебных актов судов общей юрисдикции в соответствии с положениями ФКЗ № 1-ФКЗ от 29.07.2018 г. можно представить в виде схемы:

Как видно, верховные суды республики, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее- суд субъекта) остаются судами апелляционной инстанции для рассмотрения жалобы на решения районный (городских) судов ОЮ. Апелляционные жалобы на судебные акты мировых судей по-прежнему остаются на рассмотрении районных (городских) судов.

Кассационный суд ОЮ рассматривает кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, решения и определения судов субъекта РФ, судебные акты апелляционного суда ОЮ.

Кассационные жалобы на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, судов субъекта, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции, направляются в Судебную коллегию ВС РФ (2 кассация).

Апелляционный суд ОЮ рассматривает апелляционные жалобы на судебные акты судов субъектов, принятые ими в качестве суда первой инстанции.

Согласно ФКЗ № 1-ФКЗ кассационный суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего судебного округа, и в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия.

На основании данных судебной статистики и сведений о судебной нагрузке предусмотрено создание 9 кассационных судов ОЮ.


1 кассационный суд ОЮ- г. Саратов Саратовской области;

2 кассационный суд ОЮ- г. Москва;

3 кассационный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

4 кассационный суд ОЮ- г. Краснодар Краснодарского края;

5 кассационный суд ОЮ- г. Пятигорск Ставропольского края;

6 кассационный суд ОЮ- г. Самара Самарской области;

7 кассационный суд ОЮ- г. Челябинск Челябинской области;

8 кассационный суд ОЮ- г. Кемерово Кемеровской области;

9 кассационный суд ОЮ- г. Владивосток Приморского края;

кассационный военный суд- г. Новосибирск Новосибирской области.

Апелляционный суд общей юрисдикции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции по жалобам, представлениям на не вступившие в силу судебные акты областных и равных им судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Всего, предусмотрено создание 5 апелляционных судов ОЮ.


1 апелляционный суд ОЮ- г. Москва;

2 апелляционный суд ОЮ- г. Санкт-Петербург;

3 апелляционный суд ОЮ- г. Сочи Краснодарского края;

4 апелляционный суд ОЮ- г. Нижний Новгород Нижегородской области;

5 апелляционный суд ОЮ- г. Новосибирск Новосибирской области;

апелляционный военный суд- г.о. Власиха Московской области.

Согласно ст. 7 ФКЗ № 1-ФКЗ настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов принимает Пленум Верховного Суда Российской Федерации и официально извещает об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, в самом законе предусмотрена возможность наступления ситуации, когда апелляционные и кассационные суды формируются неравномерно, когда в одних регионах уже рассматривают судебные споры «по новому», тогда как в других еще действует «прежние» положения по обжалованию. Или когда кассационная жалоба на судебный акт апелляционного суда ОЮ, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, т.к. суд кассационной инстанции не успел сформироваться. Очевидно, что такая ситуация, пусть даже и гипотетическая, никак не связывается с целями проведенной реформы.

Изменения в системе судов общей юрисдикции предполагают внесение соответствующих изменений в процессуальное законодательство. В настоящее время ВС РФ в ГД РФ подготовлены проекты федеральных законов о внесении изменений в ГПК РФ, КАС РФ (постановление Пленума ВС РФ № 20 от 21.06.2018 г.), КоАП РФ (постановление Пленума ВС РФ № 22 от 21.06.2018 г.).

Я думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда вне зависимости от того, какое решение (точнее - определение) принимается апелляционной инстанцией по гражданскому делу, оно является фактически не отменяемым и, следовательно, окончательным. Редчайшие пересмотры некоторых дел кассационной инстанцией - это те самые исключения, которые лишь подтверждают правило.

Ну предположим, признали недействительным договор купли-продажи и вернули долю прежнему собственнику. А как быть с уплаченными деньгами?! Ведь в деле есть собственноручно написанная расписка от продавца о получении денежынх средств за квартиру! Деньги наверное надо вернуть покупателю? Но нет! Деньги по расписке не возвращаются, поскольку апелляционная инстанция пришла к выводу что (цитирую) "денежные средства передаваться НЕ МОГЛИ!". Опять таки, на основании только лишь пояснений истца-продавца. Интересно, что в апелляционном определении отдельно "прошлись" и по праву стороны действовать в деле через представителя, не являясь в суд лично - судебная коллегия посчитала, что это говорит о недобросовестности стороны. Не явился в суд лично - значит что то скрываешь, стыдно тебе видимо в глаза суду и истцу посмотреть.

Я посчитал, что такое решение - это покушение на стабильность гражданского оборота, не меньше. При такой тенденции скоро можно будет и расписку заемщика в деле о взыскании долга игнорировать. Но. две вышестоящие инстанции мои доводы проигнорировали. Областная кассация вообще не дала никакой оценки расписке о получении денежных средств, а ВС РФ - ну там и комментировать нечего.

И это только единичный пример. Зачастую игнорируются даже Постановления Пленума ВС РФ. С попустительства самого ВС РФ.

Так, в делах о взыскании с застройщика неустойки и штрафа за просрочку передачи квартиры по ДДУ суды в моем регионе "режут" неустойку и штраф в 8,9 и более раз! Причем, на основании только лишь просьбы застройщика о снижении неустойки по ст.333 ГК РФ. Это прямое нарушение п.73, 77 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 №7. Что говорит сам ВС РФ в ответ на кассационные жалобы с указанием на игнорирование его же постановлений? - нет оснований для пересмотра.

Причем, речь идет о том, что кассационные жалобы просто не передаются для пересмотра в судебном заседании, а заявитель получает на руки судебный акт, в котором написано: "доводы заявителя направлены на переоценку доказательств, которым ранее дана надлежащая оценка судом . существенных нарушений норм материального и процессуального права не выявлено" и т.п. Более того, в моем регионе уменьшилось количестве судей кассационной инстанции по гражданским делам, с 7 до 4. Видимо, справляются.

Масла в огонь подливает и порядок рассмотрения апелляционных жалоб: когда решение (по моему субъективному мнению) принимается до судебного заседания, на основании документов, имеющихся в деле. И никакого живого взаимодействия с судом, никакого эффективного способа донести до него свою точку зрения (кроме хорошо оформленного документа), увидеть обратную связь и повлиять на внутреннее убеждение, по сути нет. Ты просто приходишь в заседение, тебя терпят пока ты даешь пояснения, задают какие -то вопросы, по которым уже можно понять, какое будет решение, а потом 5 минут - и решение оглашено. А само разбирательство дела в апелляционном суде превращается в спектакль, призванный соблюсти форму, но полностью утративший свою суть.

В относительно недолгой перспективе мы получим отдельные кассационные и апелляционные суды (в связи с поправками в ГПК). Но многое ли изменится от того, что инстанции будут физически разделены - будут сидеть в разных зданиях, и ходить в разные столовые?

На мой взгляд, вопрос мог бы быть решен введением "сплошной" кассации, по аналогии с арбитражным процессом. Когда все кассационные жалобы передаются для рассмотрения в судебном заседании. И я думаю, что при таком подходе, количество дел, пересматриваемых в кассационном порядке стало бы больше, а качество работы апелляции выросло бы.

А как думаете вы? Может быть в других регионах другая практика? Например, есть мнение что из Москвы достучаться до ВС РФ проще, нежели с периферии:-).

Я думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда вне зависимости от того, какое решение (точнее - определение) принимается апелляционной инстанцией по гражданскому делу, оно является фактически не отменяемым и, следовательно, окончательным. Редчайшие пересмотры некоторых дел кассационной инстанцией - это те самые исключения, которые лишь подтверждают правило.

Ну предположим, признали недействительным договор купли-продажи и вернули долю прежнему собственнику. А как быть с уплаченными деньгами?! Ведь в деле есть собственноручно написанная расписка от продавца о получении денежынх средств за квартиру! Деньги наверное надо вернуть покупателю? Но нет! Деньги по расписке не возвращаются, поскольку апелляционная инстанция пришла к выводу что (цитирую) "денежные средства передаваться НЕ МОГЛИ!". Опять таки, на основании только лишь пояснений истца-продавца. Интересно, что в апелляционном определении отдельно "прошлись" и по праву стороны действовать в деле через представителя, не являясь в суд лично - судебная коллегия посчитала, что это говорит о недобросовестности стороны. Не явился в суд лично - значит что то скрываешь, стыдно тебе видимо в глаза суду и истцу посмотреть.

Я посчитал, что такое решение - это покушение на стабильность гражданского оборота, не меньше. При такой тенденции скоро можно будет и расписку заемщика в деле о взыскании долга игнорировать. Но. две вышестоящие инстанции мои доводы проигнорировали. Областная кассация вообще не дала никакой оценки расписке о получении денежных средств, а ВС РФ - ну там и комментировать нечего.

И это только единичный пример. Зачастую игнорируются даже Постановления Пленума ВС РФ. С попустительства самого ВС РФ.

Так, в делах о взыскании с застройщика неустойки и штрафа за просрочку передачи квартиры по ДДУ суды в моем регионе "режут" неустойку и штраф в 8,9 и более раз! Причем, на основании только лишь просьбы застройщика о снижении неустойки по ст.333 ГК РФ. Это прямое нарушение п.73, 77 Постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2016 №7. Что говорит сам ВС РФ в ответ на кассационные жалобы с указанием на игнорирование его же постановлений? - нет оснований для пересмотра.

Причем, речь идет о том, что кассационные жалобы просто не передаются для пересмотра в судебном заседании, а заявитель получает на руки судебный акт, в котором написано: "доводы заявителя направлены на переоценку доказательств, которым ранее дана надлежащая оценка судом . существенных нарушений норм материального и процессуального права не выявлено" и т.п. Более того, в моем регионе уменьшилось количестве судей кассационной инстанции по гражданским делам, с 7 до 4. Видимо, справляются.

Масла в огонь подливает и порядок рассмотрения апелляционных жалоб: когда решение (по моему субъективному мнению) принимается до судебного заседания, на основании документов, имеющихся в деле. И никакого живого взаимодействия с судом, никакого эффективного способа донести до него свою точку зрения (кроме хорошо оформленного документа), увидеть обратную связь и повлиять на внутреннее убеждение, по сути нет. Ты просто приходишь в заседение, тебя терпят пока ты даешь пояснения, задают какие -то вопросы, по которым уже можно понять, какое будет решение, а потом 5 минут - и решение оглашено. А само разбирательство дела в апелляционном суде превращается в спектакль, призванный соблюсти форму, но полностью утративший свою суть.

В относительно недолгой перспективе мы получим отдельные кассационные и апелляционные суды (в связи с поправками в ГПК). Но многое ли изменится от того, что инстанции будут физически разделены - будут сидеть в разных зданиях, и ходить в разные столовые?

На мой взгляд, вопрос мог бы быть решен введением "сплошной" кассации, по аналогии с арбитражным процессом. Когда все кассационные жалобы передаются для рассмотрения в судебном заседании. И я думаю, что при таком подходе, количество дел, пересматриваемых в кассационном порядке стало бы больше, а качество работы апелляции выросло бы.

А как думаете вы? Может быть в других регионах другая практика? Например, есть мнение что из Москвы достучаться до ВС РФ проще, нежели с периферии:-).

Сегодня я написала свою первую статью о судье Верховного Суда Республики Мордовия Ериной Н.П. Чтобы продолжить серию публикаций о судьях суда апелляционной инстанции, я просто посчитала себя обязанной рассказать тем, кто не в курсе, что же такое Суд апелляционной инстанции вообще). В противном случае, смысла в моих рассказах о каждом судье в частности не будет).

Честно говоря, раньше я даже не вникала и не задумывалась о том, кто "заседает составом коллегии из трех лиц" там - по ту сторону трибуны, с которой одна из сторон спора, зачастую, безуспешно пытается доказать, что решение суда первой инстанции было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права).

Почему не вникала? Сначала потому, что ДО судебной реформы и поправок в процессуальные Кодексы РФ, зал судебных заседаний суда апелляционной инстанции шутливо называли "зал судебных приседаний". Суд происходил так - "загоняли" участников нескольких судебных процессов в один зал к одному времени, и давай поочередно каждому делу по две- три минуты своего внимания уделять.

"Встать, суд идет!"

"Встать, Суд удаляется в совещательную комнату"

"Встать, суд идет". и по - новому, и по кругу. Сел-встал, сел-встал))). Я это время успела застать. Да не так уж и давно это было) Если не ошибаюсь, то в 2010 году точно еще было. Я даже помню, как мое дело по иску к "Центру занятости населения" рассматривали в самую последнюю очередь, видимо, чтобы "без лишних ушей огласить", что "Центр занятости" "слажал")))

Апелляционные жалобы несогласившихся с решением Суда первой инстанции рассматривались (как и сейчас) коллегиально, составом коллегии Судей из трех человек. Один "ведет", два ему поддакивают).

ПОСЛЕ внесенных изменений, не вникала и не задумывалась потому, что Суд апелляционной инстанции хоть и стал каждую жалобу рассматривать отдельно от других, времени на каждое дело уделять больше не стал. Теперь Судебный процесс в апелляционной инстанции я называю: "5 минут позора и все свободны"))). И суть не изменилась. Один Судья "ведет", два ему поддакивают).

Чаще всего, у Суда апелляционной инстанции "резолютивная часть Определения", которое будет вынесено им по итогу рассмотрения жалобы уже готово заранее. Это видно по тому обстоятельству, что "зачитывающий" сразу же оглашает и суть дела, и доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на таковую. Рассмотрение жалобы в 95% случаев ограничивается только одним 5-ти минутным судебным заседанием.

При указанных выше обстоятельствах, вникать и запоминать фамилии Судей апелляционной инстанции, лично для меня не имело никакого смысла.

Если говорить о теории, то Суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 328 ГПК РФ вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения; 2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части; 4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

На практике самым частым Определением является отказ в удовлетворении жалобы (когда решение суда первой инстанции остается без изменения). Реже всего выносятся определения о прекращении дела и оставлении жалобы без рассмотрения. Редко, но все же бывает и так, что решение суда первой инстанции отменяется с вынесением нового решения.

Чтобы отменить ранее вынесенное решение и постановить новое, суд апелляционной инстанции назначает дополнительное (второе) судебное заседание, на котором и принимает "новое" решение", которое "глазами" простого человека может и не отличаться от "старого"). Такое тоже бывает. Но бывает, что суд апелляционной инстанции выносит и абсолютно противоположное решение, отменяя решение Суда первой инстанции полностью. Это вообще явление крайне редкое.

Вот такой вот он - Суд апелляционной инстанции, если рассказывать о нем просто и без излишней "юрисдистики"

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, комментируйте, участвуйте в обсуждениях, делитесь публикацией в своих социальных сетях и просвещайтесь совершенно бесплатно. Уже очень скоро следующая публикация с моим личным субъективным мнением о Судах, Судебных процессах и об одном из Судей Республики Мордовия. Какой суд - Верховный, районный, мировой или Арбитражный будет следующим - я сама пока не знаю) Персонажей хватает в каждом), так что впереди еще очень много интересного.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: