Адвокат добивался чтобы его подзащитного обелили ошибка

Обновлено: 28.04.2024

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

С водителями автоколонны была прочитана беседа о недопустимости курения и разговора по телефону при работе на линии.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Львиная часть работы была сделана.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всю четвёртую декаду апреля было холодно.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Это событие, произошедшее ранней весной, сыграло большое значение в дальнейшей жизни героя.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ночью ребята увидели сторожа, который сторожил усадьбу.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

После уроков мы пошли на спортивную площадь.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Скрутившись клубком и уютно расположившись на стуле, спит наш любимый котёнок.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мне казалось, что в этом путешествии львиная часть всей работы падает на меня. Такое положение меня не устраивало.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Они работают как самые отъявленные специалисты.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Печорин –главный герой «Героя нашего времени».

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я знал, что мой друг сильно слабый человек.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мы успешно осуществили эту проблему.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

У Печорина острый ум, который способствует ему верно судить о людях.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вследствие предстоящего военного парада движение по центральной улице будет закрыто.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

На митинг собрались закоренелые патриоты, как они себя называли.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Стихотворение «Строго воспрещается» Маяковский написал в газете «Красная нива».

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Писатель написал этот роман в то время, когда передовая молодёжь была увлечена естественными науками.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Открытый урок прошел на ура, коллеги, посетившие его, были шокированы высочайшим мастерством учителя.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В результате нарушения лексических и фразео­логических норм возникают различные речевые ошибки. Наиболее частотными из них являются:

1) употребление слова в несвойственном ему зна­чении: 1. Всю четвертую декаду апреля было холод­но. (Правильно: Всю последнюю декаду апреля было холодно. Слово декада имеет значение 'десять дней'.) 2.Через день состоится торжественная церемония вступления нового президента страны в долж­ность, этот импичмент будут транслировать в прямом эфире. (Правильно: Через день состоится торжественная церемония вступления нового пре­зидента страны в должность, эту инаугурацию бу­дут транслировать в прямом эфире. Торжественная церемония вступления нового президента страны в должность называется инаугурацией', слово импич­мент имеет значение 'процедура привлечения к су­ду высших должностных лиц государства');

2) нарушение лексической сочетаемости слов: 1. У Ирины карие волосы и зеленые глаза. (Правильно: У Ирины каштановые волосы и зеленые глаза. При­лагательное карий имеет значение 'темно-коричне­вый', но при описании внешности человека сочета­ется только со словом глаза.) 2. Мы успешно осуще­ствили эту проблему. (Правильно: Мы успешно ре­шили эту проблему. Глагол осуществить не сочетается со словом проблема.);

3) употребление многозначных слов или омони­мов (омоформ, омофонов), приводящее к двусмыс­ленности высказывания: 1. Я прослушал совет ма­мы. (Двусмысленность: то ли выслушал, то ли слу­шал плохо и не воспринял. Правильно: Я выслушал совет мамы.) 2. На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности. (Двусмыс­ленность: очки — баллы или оптический прибор? Правильно: На олимпиаде по русскому языку я по­терял баллы из-за невнимательности);

4) смешение паронимов: 1. В ёлочном лесу зелен­ки обычно не растут. (Правильно: В еловом лесу зе­ленки обычно не растут. Ёлочный— относящийся к ёлке, срубленной и украшенной к празднику: ёлоч­ные игрушки, ёлочные гирлянды. Еловый – 1) отно­сящийся к ели, состоящий из елей: еловая ветка, еловый лес; 2) сделанный из ели: еловый стол.) 2. Я внимательно ознакомился с жилым кодексом. (Пра­вильно: Я внимательно ознакомился с жилищным кодексом. Жилой – предназначенный, приспособ­ленный для жилья; обитаемый, такой, в котором жи­вут люди: жилая площадь, жилой дом. Жилищный
относящийся к строительству, благоустройству, экс­плуатации жилья: жилищный кодекс, жилищные условия);

5) неудачный выбор одного из синонимов: 1. В этом тексте употреблено очень много загранич­ных слов. (Правильно: В этом тексте употреб­лено очень много иноязычных (либо: заимствован­ных) слов.) 2. Адвокат добивался, чтобы его под­защитного обелили. (Правильно: Адвокат доби­вался, чтобы его подзащитного оправдали. Глаголы обелить и оправдать являются синони­мами, однако слово обелить имеет разговорную

6) употребление лишнего слова (избыточность вы­сказывания): 1. Моя бабушка любит народный фольклор. (Правильно: Моя бабушка любит фольк­лор. Существительное фольклор имеет значение 'на­родное творчество', поэтому в сочетании народный

фольклор слово народный является лишним.) 2. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. (Правильно:Я подпрыгнул и сорвал вишню. Подпрыгнуть — сде­лать прыжок вверх);

7) пропуск необходимого слова, приводящий к ис­кажению мысли или подмене понятий (речевая не­достаточность): 1. В читальный зал в одежде не вхо­дить! (Правильно: В читальный зал в верхней оде­жде не входить!) 2. На выставке экспонировались художники из Беларуси, России, Украины. (Пра­вильно: На выставке экспонировались картины ху­дожников из Беларуси, России, Украины.);

8) неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов: 1. В рассказе А. П. Чехова «Ио­ныч» рассказывается об Ионыче. (Правильно: В рас­сказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествует­ся, идет речь) о враче. ); 2. Составив предложение, ученики определяют, что слово «большой» являет­ся определением, то есть определяют синтаксиче­скую роль слова. (Правильно: Составив предложе­ние, ученики отмечают, что прилагательное «боль­шой» является определением, то есть характери­зуют синтаксическую роль слова.);

9) неуместное употребление диалектной, жаргон­ной лексики: 1. Своевременная и качественная про­полка бураков будет способствовать хорошему уро­жаю. (Русское диалектное слово бурак необходимо заменить литературным синонимом свёкла.) 2. Ра­счет за продукцию может производиться как в рос­сийских рублях, так и в баксах. (Жаргонное слово баксы необходимо заменить литературным синони­мом доллары.);

10) смешение лексики разных исторических эпох: 1. Петр I снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. (Слово пиджак появилось в русском языке только в XIX веке.) 2. События 1212 года заста­вили всех мужчин взять в руки ружье. (Ружье было изобретено в XIVвеке);

11) употребление фразеологизмов в несвойствен­ном им значении: Его лицо было бледное, с красны­ми аллергическими пятнамиодним словом, кровь с молоком. (Фразеологизм кровь с молоком имеет зна­чения: 1) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица (о человеке); 2) свежее, румяное (о лице));

12) нарушение устойчивости фразеологизма: Ива­нов и Петров – одного поля птицы. (Правильно: Иванов и Петров одного поля ягоды),

13) смешение синонимичных фразеологизмов: Нечего всех стричь на один аршин. (Правильно: 1. Нечего всех стричь под одну гребенку. 2. Нечего всех на один аршин мерить. Синонимичные фразео­логизмы: мерить на один аршин (т. е. подходить ко всем одинаково, без различий) и стричь под одну гре­бенку (т. е. уравнивать всех в каком-либо отноше­нии, не учитывать различий между кем-либо.)

Тема: Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1. Организационный момент

-Запишите число и тему урока.

9 ноября.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

2. Актуализация знаний

Ребята, прежде чем перейти к сегодняшней теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

3. Изучение нового материала

-Сегодня мы познакомимся с понятием типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью, повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

1. Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:

2. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.

3. Знания лексической сочетаемости слов.

4. Учета многозначности либо омонимии слов.

5. Учета расслоения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм. (письменно)

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.


4. Закрепление нового материала.

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов. Исправленное запишите. (письменно)

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

5. Вывод по уроку

На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?

6. Домашнее задание:

Выслать конспекты работ на почту: AAzmuhanova @ s 37. ru

Таблица

Учащиеся достаточно часто в творческих самостоятельных работах допускают речевые ошибки и недочеты. Необходимо, чтобы ученики знали речевые нормы. В данной таблице собраны основные речевые ошибки и недочеты, которые допускают мои ученики. Этот теоретический материал выносится на зачет, при этом ученики подбирают свои примеры ошибок и обязательно называют правильный вариант.

Речевые ошибки и недочеты Примеры. Правильный вариант. Всю четвертую декаду апреля было холодно. Всю последнюю декаду апреля было холодно. (Слово декада имеет значение «десять дней»). Вид ошибки. Употребление слова в несвойственном ему значении. Нарушение лексической сочетаемости слов. У Ирины карие волосы и зеленые глаза. Употребление многозна­ чных слов или омони­мов, приводящее к дву­ смысленности высказы­ вания. Смешение паронимов. На олимпиаде по русско­му языку я потерял очки из­за невнимательности. (Очки – баллы или оптический прибор?) В ёлочном лесу зеленки обычно не растут. У Ирины каштановые волосы и зеленые глаза. (Прилагательное карий имеет значение «темно­ коричневый», но при описании внешности человека сочетается только со словом глаза.) На олимпиаде по русскому языку я потерял баллы из­ за невнимательности. В еловом лесу зеленки обычно не растут. (Ёлочный – относящийся к ёлке, срубленной и украшенной к празднику: ёлочные игрушки) Еловый – 1) относящийся к ели, состоящий из елей: еловая ветка, еловый лес; 2) сделанный из ели: еловый стол.) Адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали. (Слово обелить имеет разговорную окраску). Моя бабушка любит фольклор. (Существительное фольклор имеет значение «народное творчество», поэтому слово народный является лишним.) В читальный зал в верхней одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорит­ся (повествуется, идет речь) о враче… 1.Своевременная прополка свеклы способству­ет хорошему урожаю. 2. Расчет производится и в рублях, и в долларах. Слово пиджак появилось в русском языке только в ХIХ веке. Фразеологизм кровь с молоком имеет значения: 1)здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица (о человеке); 2)свежее, румяное (о лице). Иванов и Петров – одного поля ягоды. 1.Нечего всех стричь под одну гребенку. 2.Нечего всех на один аршин мерить. Синонимичные фразеологизмы: мерить на один аршин, т.е. подходить ко всем одинаково, без различий, и стричь под одну гребенку, т.е. уравнивать всех в каком­ либо отношении, не учитывать различий между кем­ либо) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Адвокат добивался, что­ бы его подзащитного обелили. Моя бабушка любит народный фольклор. В читальный зал в одежде не входить! В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» рассказывает­ся об Ионыче. 1.Своевременная пропол­ка бураков способствует хорошему урожаю. 2. Расчет производится и в рублях, и в баксах. Петр I снял пиджак, за­ сучил рукава и принялся за работу. Его лицо было бледное, с красными аллергически­ми пятнами – одним словом, кровь с молоком. Иванов и Петров – одного поля птицы. Нечего всех стричь на один аршин. Неудачный выбор одного из синонимов. Употребление лишнего слова (избыточность вы­ сказывания ­ плеоназм) Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли или подмене понятий (рече­вая недостаточность) Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов. Неуместное употребле­ние диалектной, жаргонной лексики. 10 Смешение лексики раз­ных исторических эпох. 11 Употребление фразеологизмов в несвойственном им значении. 12 Нарушение устойчиво­сти фразеологизма. 13 Смешение синонимичных фразеологизмов. Составила Коваленко Г.А.

Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью

Цель: Дать обучающимся общие представления о понятии «Лексическая норма русского литературного языка».

Образовательная: Повторить и обобщить знания по теме «Лексикология».

Воспитательная: Воспитывать познавательную активность, культуру общения, ответственность, интерес и любовь к родному языку.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

Ребята, прежде чем перейти к сегодняшней теме, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

4. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с понятием типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью, повторим и обобщим ваши знания по теме «Лексикология», а также будем активно работать над культурой вашей речи.

Как вы думаете, что такое лексические нормы русского языка и с чем они связаны?

Лексические нормы требуют правильного выбора слова и уместного его употребления в соответствии сего лексическим значением. Значение незнакомого слова мы можем узнать из толкового словаря.

Существуют общие толковые словари, а также словари иностранных слов, специальных терминов, устойчивых выражений (фразеологизмов).

Слова, употребление которых ограничено, в словарях обычно имеют соответствующие пометки: «разг.» - разговорное, «прост.» - просторечие, «обл.» - диалектное, «устар.» - устаревшее, а также «книжн.» и «спец.»

В устной и письменной речи необходимо соблюдать лексические нормы.

  1. Итак, соблюдение лексических норм достигается в результате:
  2. Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением.
  3. Знания лексической сочетаемости слов.
  4. Учета многозначности либо омонимии слов.
  5. Учета расслоения лексики на:

- общеупотребительную и сферы ограниченного употребления;

- активно употребляемую и пассивный словарный запас;

- нейтральную и стилистически окрашенную.

Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, систематически обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нормами русского литературного языка не только в официальной, но и в неофициальной обстановке.

При нарушении лексических норм возникают речевые ошибки. Давайте рассмотрим основные речевые ошибки, обусловленные нарушением лексических норм.

ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

1.Употребление слова в несвойственном ему значении.

Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно.

Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно.

2.Нарушение лексической сочетаемости слова.

У Ирины КАРИЕ волосы.

У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы.

В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут.

В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут.

4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания.

На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности.

На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности.

5.Неудачный выбор одного из синонимов.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ.

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ.

6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм).

Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор.

Моя бабушка любит фольклор (фольклор – «народное творчество»).

7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли.

В читальный зал в одежде не входить!

В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить!

8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология).

В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ.

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч» говорится – (повествуется, идет речь) о враче…

9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики.

Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю.

Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю.

10.Смешение лексики разных исторических эпох.

Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.

Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке.

11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений.

Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным.

Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

5. Закрепление нового материала

1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов

1. Этот фильм – настоящий бестселлер.

2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.

3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.

5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.

Употребление в речи по смыслу и потому логически излишних слов называется ПЛЕОНАЗМОМ

Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем называется ТАВТОЛОГИЕЙ

6. Вывод по уроку

На сегодняшнем уроке мы познакомились с лексической нормой русского языка и с правилами ее соблюдения. Какой вывод вы для себя сделаете, исходя из темы нашего урока?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: