Административная ответственность теория государства и права

Обновлено: 18.05.2024

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Понятие и признаки административной ответственности

Административная ответственность — это мера физического и морального принуждения, которая применяется к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, ограничивающая личные имущественные права нарушителя, либо его публичные права.

Для административной ответственности характерны следующие признаки:

  • собственная нормативно-правовая база, которую образуют Кодекс об административных правонарушениях и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов государства об административных правонарушениях;
  • основанием административной ответственности является состав административного правонарушения;
  • субъектами административной ответственности являются в равной степени физические и юридические лица;
  • специфический вид и характер применяемых санкций. Комбинация санкций, ограничивающих права и свободы граждан, с санкциями, воздействующими на моральные устои жизни правонарушителя, характерно только для административной ответственности;
  • внесудебный характер административной ответственности, который заключается в том, что наказание назначается должностными лицами государственных органов системы исполнительной власти или коллегиальными органами во внесудебном порядке;
  • процессуальный порядок привлечения к административной ответственности отличается значительной упрощенностью содержания стадий административного производства.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Законодательство об административных правонарушениях

Законодательство включает в себя:

  • кодифицированное федеральное законодательство – КоАП (в том числе федеральные законы, вносящие в него изменения);
  • законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие административные наказания в виде предупреждения или административного штрафа;
  • нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и иных публичных органов, которые устанавливают порядок исполнения процедур, определенных КоАП и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях.

Виды законодательств об административной ответственности

В зависимости от предназначения соответствующей правовой нормы законодательство об административных правонарушениях можно разделить на:

  • материальное законодательство, которое включает в себя КоАП и законы субъектов РФ, устанавливающие виды административных наказаний и составы соответствующих правонарушений;
  • процессуальное законодательство, которое определяет публичные процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении и процедуры исполнительного производства.

От нормативного правового акта следует отличать ненормативный акт, который принимается органом административной юрисдикции или его должностным лицом, в частности постановления по делу об административном правонарушении.

Индивидуальный правовой акт устанавливает, изменяет или прекращает обязанности лица, которому он адресован, его принятие повлечет за собой установление публичного правомочия лица или изменение/прекращение имущественного правомочия подозреваемого/нарушителя.

Общей чертой нормативного и ненормативного правовых актов является их обязательность для исполнения.

Субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности выступают как физические (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), так и юридические лица. В теории права выделяют три вида субъектов административной ответственности.

Общий субъект, т.е. вменяемое лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Специальный субъект предполагает лиц, которые характеризуются набором специфических признаков, прямо указанных в правовой норме и обязательных для конкретного состава правонарушения.

К ним относятся:

  • должностные лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом свои служебные обязанности;
  • родители или иные законные представители несовершеннолетних, которые несут ответственность за невыполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних;
  • собственники владельцы транспортных средств, совершившие административное правонарушение в области дорожного движения или в области благоустройства территории, выявленные и зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации;
  • собственники или иные владельцы земельных участков и иных объектов недвижимости, совершившие административное правонарушение в области благоустройства территории, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо размещения объектов благоустройства, зафиксированное специальными средствами фото- или видеофиксации.

Особые субъекты, т.е. лица, которые обладают полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции.

Установленные Конституцией Российской Федерацией и федеральным законодательством должностные лица, которые выполняют определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер производства по делу об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности, а именно:

Иностранные граждане, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и таможенных органов.

Поводы для возбуждения дела

В ст. 28.1 КоАП РФ содержится закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административной ответственности, а именно:

Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений устанавливаются следующие виды административных взысканий.

Предупреждение – мера административного взыскания, которая выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится в письменной форме.

Административный штраф представляет собой денежное взыскание. которое может быть выражено в величине, кратной:

  • минимальному размеру оплаты труда, установленному на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения правонарушения;
  • сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения предполагает принудительное изъятие предмета, являющегося орудием правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему владельцу (собственнику) за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное изъятие предмета, который является орудием совершения административного правонарушения.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этих прав. Минимальный срок специального права составляет один месяц, максимальный – два года.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случая, предусмотренных законодательством.

Административное приостановление деятельности – мера административного взыскания, которая заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности, оказания услуг.

Данная мера взыскания назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до девяноста суток.

Обязательные работы предполагают выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы, или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Данное обязательство назначается судьей на срок от двадцати до двухсот часов и отбывается не более четырех часов в день (в некоторых случаях до восьми часов в день).

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей на срок от шести месяцев до семи лет.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Факторы, исключающие наступление административной ответственности

Однако, законодательством об административных правонарушениях предусмотрены факторы, исключающие наступление административной ответственности.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.

Иными словами, если возникла ситуация, при которой существовала угроза личности, ее правам или другим лицам и ее невозможно было устранить иными средствами, а причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред, то действия лица расцениваются как крайняя необходимость, что является исключающим фактором по делу об административном правонарушении.

Статья 2.8 КоАП РФ гласит, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости и не могло осознавать фактического характера и противоправности совершаемых действий (бездействия).

К категории невменяемости также относят действия (бездействие), совершенные лицом, находящимся в состоянии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Состояние невменяемости свидетельствует об отсутствии одного из признаков состава административного правонарушения, характеризующего его субъект.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, которые уполномочены решить дело об административном правонарушении могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс об административных правонарушениях является основным документом, регламентирующим порядок производства по делу об административном правонарушении.

Круг органов, управомоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, является достаточно широким. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать показания, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган.

Вывод

Таким образом, административная ответственность – это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно – властного характера за совершенное административное правонарушение.

Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обусловливает специфику их регламентации и реализации.

В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основани-

ям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т.д.

Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную^'Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения (см. табл. на с. 431).

Уголовная ответственность — наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.

Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст. 13 У ПК РСФСР). Меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.

д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни — расстрела. В основе процессуальной формы уголовной ответственности, как говорилось, лежит презумпция невиновности.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления, круг которых закреплен в, гл. 16 КоАП (административными комиссиями, комиссиями по де-

Понятие административного правонарушения, его субъекты и состав.

Виды административных правонарушений.

Понятие административной ответственности и виды административных взысканий.

Порядок привлечения к административной ответственности.

1. Административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или коллективную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния.

Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Юридическими признаками административного проступка являются:

а) противоправность, выражающаяся в запрещении административным законодательством предусмотренных законом деяний;

б) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

в) общественная вредность - выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты;

г) административная ответственность - применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица.

Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 241 КоАП Украины.

Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного проступка включает:

Объект - общественные отношения, охраняемые административным правом;

Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

Объективную сторону - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка - место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;

Субъективную сторону - совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

В отдельную группу выделены административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (глава 5 раздела II КоАП Украины). В последнее время усилена административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан (ст. ст. 1862, 1864).

Заметно возросли значение и роль административных санкций, предусмотренных за правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры (гл.7 разд. II КоАП Украины).

Значительное количество административных правонарушений совершается в области промышленности, строительства и в области использования электрической и тепловой энергии. Для борьбы с этими негативными деяниями предусмотрены нормы административного законодательства, закрепленные в гл. 8 разд. II КоАП Украины.

Нередко административные правонарушения совершаются в сельском хозяйстве, также являются распространенными нарушения ветеринарно-санитарных правил (гл. 9 разд. II КоАП Украины).

Административные правонарушения на транспорте могут иметь довольно серьезные, а в ряде случаев и катастрофические последствия. Для того, чтобы эффективно бороться с административными проступками в этой области, законодатель установил административную ответственность за правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (гл. 10 разд. II КоАП Украины).

Для городских поселений довольно актуальны вопросы нормальной деятельности жилищно-коммунального хозяйства, включающие водо- и газообеспечение, электроснабжение и другие необходимые услуги. Глава 11 разд. II КоАП Украины включает в себя ответственность за административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Каждый гражданин является покупателем, и в этом качестве вступает в определенные правоотношения с торговлей, которая работает в соответствии с установленными правилами, нарушение которых, а также нарушение иных административно-правовых норм влекут административную ответственность. Перечень правонарушений в этой области довольно широк и включает такие деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена гл. 12 разд. II КоАП Украины “Административные правонарушения в области торговли, финансов и кустарно-ремесленных промыслов”.

В особую группу выделены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 14 разд. II КоАП Украины), в области стандартизации, качества продукции и метрологии (гл. 13 разд. II КоАП Украины), посягающие на собственность (гл. 6 разд. II КоАП Украины).

Объектом административных проступков может быть установленный порядок управления (гл. 15 разд. II КоАП).

Поскольку административное право носит комплексный характер, административная ответственность предусмотрена нормами других отраслей права: финансового, земельного, экологического и др. К сожалению, сегодня отсутствует кодифицированный перечень всех административных правонарушений, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности. Это обстоятельство было учтено при постановке вопроса о разработке нового Кодекса об административных правонарушениях.

3. Административная ответственность - вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

основанием административной ответственности является административное правонарушение;

субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.;

административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц - правонарушителей;

применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

В КоАП Украины закреплены следующие виды административных взысканий:

предупреждение - официально осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

штраф - взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

лишение специального права, предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп.

4. Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

1) административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах Советов, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

2) исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

3) районные (городские) суды (судьи);

4) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством. Так, органы внутренних дел рассматривают дела о нарушении общественного порядка, приграничного режима и другие.

Таким образом, к коллегиальным органам, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся: административные комиссии, исполкомы поселковых, сельских Советов и другие.

К лицам, которые имеют право рассматривать эти дела единолично, относятся: судьи, начальники или заместители начальников отдела внутренних дел, госавтоинспектор, ревизоры поездов, начальники таможен, райвоенкомы, главные санитарные врачи, правовые инспекторы труда и другие.

Основанием для производства по делу является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом. Протокол не составляется в том случае, когда, например, взимается штраф на месте и правонарушитель этому не возражает (за безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и др.).

Для надлежащего обеспечения производства в делах об административных правонарушениях в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры, целью которых является прекращение административного проступка, установление лица, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относят: административное задержание лица; личный осмотр; осмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Административное задержание имеют право осуществлять работники органов внутренних дел, пограничники, должностные лица военизированной охраны и военные автоинспекции.

Личный осмотр может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, природоохранных органов в присутствии двух понятых. Все участники осмотра должны быть того же пола, что и задержанный.

Осмотр вещей может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны гражданской авиации, таможенных учреждений, приграничных войск, природоохранных органов, органов лесоохраны, рыбоохраны, органов, осуществляющих надзор за соблюдением правил охоты. О личном осмотре, осмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об админнарушении или задержании.

Изъятие вещей и документов, которые являются средством или непосредственным объектом правонарушения, осуществляется должностными лицами органов, которые проводят задержание или осмотр. Изъятые вещи и документы сохраняются до рассмотрения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения, возможны такие решения: изъятые вещи и документы конфискуются, возвращаются владельцу или уничтожаются, в случае возмездного изъятия вещей реализуются.

По общим правилам административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения.

Протокол направляется уполномоченному органу (должностному лицу), который рассматривает дело об админнарушении. Дела, как правило, рассматриваются по месту совершения правонарушения с участием нарушителя.

Срок разрешения дела устанавливает законодательство.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление по делу об админнарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим.

Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу.

Постановление по делу об админнарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

Основания юридической ответственности — совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможной ч должной. Отсутствие совокупности таких обстоятельств ее исключает.

Следует различать основания привлечения к. юридической ответственности и основания наступления юридической ответственности.

Основания привлечения к юридической ответственности — совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность возможной.

Фактическим основанием привлечения к юридической ответственности является состав правонарушения.

Правонарушение не ведет автоматически к наступлению ответственности, а служит только основанием для привлечения к ней.

Основания наступления юридической ответственности — совокупность обстоятельств, наличие которых делает юридическую ответственность должной.

Основаниями наступления юридической ответственности являются следующие обстоятельства:

2. Наличие нормы права, которая запрещает такое поведение и устанавливает соответствующие санкции (с ее помощью происходит определение состава правонарушения), — нормативное основание.

Например, в диспозициях многих статей Уголовного кодекса факт совершения преступления организованной группой расценивается как квалифицирующий признак, существенно отягощающий ответственность за содеянное;

Глава 23. Юридическая ответственность

3. Отсутствие оснований для освобождения от ответственности. Возможность освобождения от ответственности зафиксирована нормами права (например, передача несовершеннолетнего под надзор родителей). В законах могут содержаться указания об обстоятельствах, исключающих ответственность (состояние крайней необходимости, необходимой обороны или нахождение в состоянии невменяемости);

4. Наличие правоприменительного акта — решения компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, определяются её вид и мера (приказ администрации, приговор суда и др.), — процессуальное основание.

В качестве юридических фактов могут выступать правовые презумпции:

презумпции неопровержимые — не подлежащие сомнению и доказыванию предположения (закрепленные в законе) о наличии или отсутствии определенных фактов. Это положения, которые являются принципами;

презумпции опровержимые — не подлежащие сомнению предположения (закрепленные в законе) о наличии или отсутствии определенных фактов, пока в отношении них не будет доказано иное. Это положения, которые допустимо оспаривать.

(См. еще о презумпции в § «Основные стадии применения норм права»).

Наступление юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, происходит в результате её возложения уполномоченными на то должностными лицами государственных органов.

Для юридической ответственности характерна четкая нормативная регламентация осуществления, которая устанавливается нормами процессуального права.

Отсутствие в отдельных случаях процессуальной регламентации, механизма возложения ответственности усложняет рассмотрение обстоятельств дела, состава правонарушения, обеспечения прав всех участников

В механизме возложения юридической ответственности можно выделить определенные стадии. Они перекликаются со стадиями правоприменительной деятельности, однако имеют свою специфику.

Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;

2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;

3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;

4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;

5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);

6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;

7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);

8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);

9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;

10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

1) защита правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:

1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

17.3. Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Система законодательства об административных правонарушениях.

2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:

• охрана прав и свобод человека и гражданина;

• охрана здоровья граждан;

• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

• защита общественной нравственности;

• охрана окружающей среды;

• охрана установленного порядка осуществления государственной власти;

• защита общественного порядка и общественной безопасности;

• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;

• защита общества и государства;

• предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

2) в пространстве;

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;

2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;

3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

1) общего действия (распространяется на все субъекты);

2) специального действия. Виды специальных субъектов:

• военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;

• иностранные граждане и лица без гражданства;

• юридические лица Российской Федерации;

• иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

4.3. Административная ответственность

4.3. Административная ответственность 4.3.1. Условия наступления Административной ответственности подлежит лицо, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет. Так, если административное правонарушение совершено несовершеннолетними гражданами в

74. Административное правонарушение и административная ответственность

74. Административное правонарушение и административная ответственность Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных

Тема 10 Административная ответственность

Тема 10 Административная ответственность Вопрос 1. Понятие и основные черты административной ответственностиАдминистративная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным

Глава 1. Административная ответственность

Глава 1. Административная ответственность 1.1. Понятие административного правонарушения и административной ответственности. Виды административного наказанияАдминистративное право является одной из отраслей права России. Предмет данной отрасли права – общественные

50. Административное правонарушение и административная ответственность

50. Административное правонарушение и административная ответственность Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных

Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность

Тема 14. Административное принуждение и административная ответственность 1. Понятие административного принуждения, его виды и соотношение с административной ответственностью Административное принуждение как специфический метод охраны и защиты действующего в стране

Статья 2. 4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2. 4. Административная ответственность должностных лиц Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных

Статья 2. 10. Административная ответственность юридических лиц

Статья 2. 10. Административная ответственность юридических лиц 1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц 1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов

Административная и материальная ответственность военнослужащих

Административная и материальная ответственность военнослужащих Ответственность военнослужащих за правонарушение может быть дисциплинарной, материальной и уголовной.За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие

3. Административная ответственность

3. Административная ответственность Административная ответственность за нарушения авторских и смежных прав устанавливается положениями K°декса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 7.12 Кодекса) и сводится к возможности взыскания с нарушителей

§ 2. Административная ответственность

§ 2. Административная ответственность (развитие административной ответственности; характеристика административных правонарушений; административные взыскания; эффективность административной ответственности в области охраны окружающей среды.)Согласно КоАП РСФСР

44. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

44. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Административная ответственность – вид юридической ответственности, которая выражается в применении судьей, уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: