10 почему лермонтов наделяет правом калашникова вершить суд над кирибеевичем

Обновлено: 29.04.2024

- О чем она повествует? (ответы уч-ся: о кулачном бое между Кирибеевичем и Калашниковым).

Подберите синонимы к слову бой (борьба, сражение, битва, поединок)

-Как вы понимаете смысл выражения «КУЛАЧНЫЙ БОЙ»? (ответы уч-ся)

Что вам известно о кулачных боях в 16 веке?

3) Определение темы и задач урока

тема урока «Нравственный поединок Кирибеевича и Калашникова».

- Что такое нравственный, нравственность?

Вот как объясняется это слово в толковом словаре: «Правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведения»

- Именно о нравственном поединке мы будем говорить на нашем уроке. Посмотрите какие задачи стоят перед нами.

- Почему купец Калашников решается на смертный бой с Кирибеевичем? какое оскорбление нанес опричник семье купца Калашникова?

Вывод : Событие, произошедшее в семье Калашникова, исключительное: Кирибеевич оскорбил жену купца, обесчестил честное имя Калашникова.

Записать в тетрадь Для купца Калашникова очень значимо понятие чести, поэтому он решается биться насмерть с обидчиком, чтобы защитить свою честь и честь своей семьи.

Алена Дмитриевна исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право от мужа просить защитить её, не отдать «злым охульникам на поругание»

- Какой нравственный выбор делает Калашников?

( Он собрался участвовать в кулачном бою на Москве-реке с опричником

«за святую правду –матушку». Защищая честь семьи, говорит братьям: «А такой обиды не стерпеть душе да не вынести сердцу молодецкому».)

6) Развитие критического мышления.

А) - Сравним характеры героев поэмы. Выявим цель участия каждого в поединке. Работа с текстом

– Как раскрываются характеры Кири беевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне?

(Кири беевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое», сложить там буйную головушку.

Кирибеевич холост, но испытывает чувство любви к замужней женщине. Эта любовь страстная, губительная. Он нарушает христианские заповеди: «не прелюбодействуй», « не обмани» и др. Он опозорил Алену Дмитриевну, сорвал с её головы платок, подаренный Степаном Парамоновичем, разрушил семейное счастье, значит, встал против Бога. Платок – это символ власти, защиты.

Калашников любит свою жену, они венчаны в церкви Божией, живет по закону христианскому.

4. Итак, решение принято. Наступает новый день. День поединка между правдой и неправдой, честью и бесчестьем.

- С чего всегда начинается новый день? (С рассвета.)

- Послушаем, как отражается в музыке наступление нового дня.

Мелодия композитора М.Мусоргского так и называется: “Рассвет на Москве-реке”. (Звучит грамзапись).

- Что можно сказать о характере прозвучавшей музыки? (Мелодия светлая, поэтичная, торжественная.)

- Ничем не замутнѐнная, древняя и вечно юная, в лучах восходящего солнца встаѐт перед нами родина. Композитор как бы говорит: такова наша страна, такова неизъяснимая прелесть еѐ природы, таков еѐ народ и таящаяся в нѐм нравственная сила и красота. Это одновременно и портрет древнего русского города на Москве-реке. Перед нами предстают в музыке природа, утро, восход, пробуждение города. Это одна из вершин колористической звукозаписи в творчестве М.Мусоргского. “Рассвет” можно в равной мере назвать и “Симфонией света”, “Гимном солнцу”, столько в нѐм светлых оттенков, переливов, “золотистости”. Музыка создаѐт ощущение пространства и дали. Когда в свежем прозрачном утреннем воздухе звенит серебристая фанфара, а вслед за ней раздаются голоса московских колоколов, возникает почти объѐмный образ пробуждающегося города. - Великолепному музыкальному изображению московского утра соответствует и описание рассвета в поэме Лермонтова.

(Ученик читает I строфу III части поэмы.)

- Какие эпитеты употребляет автор, рисуя Москву? (великая, златоглавая, белокаменная)

- Рассмотрите репродукции картины русского художника. Соответствует ли изображение Москвы на них тому, о котором мы читаем в поэме?

- В пейзажном описании Лермонтова поэтически передано и величие будущего поединка, и трагическое предчувствие кровавой развязки.

- Почему природа ликует, несмотря на трагическое предчувствие?

Может быть, она равнодушна к тому, что произойдѐт во время кулачного боя?

(Нет, она не равнодушна, она сочувствует главному герою:

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася,

На какой ты радости разыгралася?

Но природа одновременно и ликует, празднуя скорую победу правды, которую отстоит Калашников перед лицом белокаменной Москвы. Он погибнет, но погибнет за правду, он отстоит честь своей семьи и рода.

Таким образом, природа предчувствует его победу и приветствует еѐ.)

- При описании рассвета и последующего кулачного боя автор использует известный художественный приѐм.

Какой это приѐм и для чего он понадобился Лермонтову?

(Приѐм контраста: красота утра, бодрое радостное настроение контрастирует с последующим содержанием - смертельным боем, гибелью Кирибеевича, казнью Калашникова. Таким образом, в этом описании звучит авторское утверждение возможной красоты, гармонии в природе, которой нет в мире людей и которой они не могут достигнуть. Прибегая к приѐму антитезы, автор достигает драматизма повествования, подчѐркивая скоротечность человеческой жизни на фоне вечности.)

- Можно сказать, что перед нами обычный кулачный бой, и победа Калашникова - обычная победа одного кулачного бойца над другим?

(Нет, это победа правды, чести над неправдой и бесчестьем. И если мы говорили, что Степан Калашников - носитель народных традиций, то можно сказать, что это победа “всего народа русского” над “бусурманским сыном”.)

- Таким образом, своей радостью, ликованием природа подтверждает, что Степан Парамонович Калашников выбрал правильный путь. Но она сочувствует ему, скорбит о том, что гибнет молодой, сильный, мужественный человек, и поэтому - две последние строчки в первой строфе III части поэмы.

5. Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных во всей Москве. Но уже в описании бойцов перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора.

- Зачем выходит Кирибеевич на кулачный бой?

(Опричник идѐт на бой, кичась своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель - “потешить царя нашего батюшку” и показать себя. Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника “живого с покаянием”.)

- Что свидетельствует о том, что Кирибеевич вышел на бой всего лишь слугою царя?

(И выходит удалой Кирибеевич, Царю в пояс молча кланяется. )

- Как изображѐн Калашников перед боем?

(Несмотря на молодость, он величается по имени-отчеству - Степан Парамонович (вспомним: “А родился я от честнова отца. ”). В этом и уважение к нему людей, и подчѐркнутая серьѐзность его намерений. Если Кирибеевич красуется собой, то купец сосредоточен на том деле, которое вышел отстаивать:

Горят очи его соколиные,

На опричника смотрят пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могутные плечи распрямливает

Да кудряву бороду поглаживает.)

- Как и Кирибеевич, Калашников кланяется сначала “царю грозному”. Но потом ещѐ “белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому. ”.

Как это характеризует Калашникова?

(Это не только проявление вежливости, но одновременно и сознание того, что он выступает от всего народа и за общий христианский закон. Перед лицом Ивана Грозного он защищает личную честь, совместившуюся с народной правдой.)

- Этот тройной поклон можно одновременно считать и просьбой о прощении. За что купец просит прощения у Господа и у всего народа?

(Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди.)

- Почему в этом поединке побеждает Калашников?

(На его стороне - правда, причѐм не только личная, но и правда всего христианского жизненного уклада, народная правда.)

- Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича?

(Сам Господь приходит на помощь удалому купцу, когда ему необходима защита. Но Калашников совершает “грех”, поэтому сам идѐт на казнь.)

– Сравните поведение Киребеевича и Калашникова перед боем.

(Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. «Не шутку шутить, не людей смешить…вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок).

Судебник устанавливал чёткие правила ведения «поля», которое являлось последним средством выяснения истины, когда варианты мирного разрешения конфликта невозможны. В судном поединке побеждает не сила, а правда.

Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова.

- Найдите в тексте поэмы детали, характеризующие состояние Кирибеевича в тот момент, когда Калашников объяснил причину своего участия в кулачном бою. О чем это говорит?

(«Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…»

Кирибеевич испугался того, что раскроется его обман, ведь он говорил царю, что Алена Дмитриевна - незамужняя. И царь его благословил).

- Кто первым начинает бой?

(Кирибеевич. Он уверен в своей силе и хочет поскорее избавиться от обвинявшего его в грехе Калашникова).

- Куда ударил Кирибеевич Калашникова?

(Ударил в грудь, в то место, где находится нательный крестик, тем самым покушаясь не только на человека, но и на всю веру христианскую).

- Куда ударил Калашников Кирибеевича? Почему?

(«… И ударил своего ненавистника прямо в левый висок со всего плеча».

Калашников нарушил правило боя. Он сознательно шел на убийство своего обидчика, так как хотел защитить честь своей семьи и избавить от зла Русь Святую).

V . Обобщение

- Кто вершит суд над Калашниковым? Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры, уклада жизни того времени).

- Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой).

- Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему? (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто развлекал царя).

Почему? Справедлив ли этот суд?

(Царь Иван Грозный сурово судит Калашникова. Его суд жесток, но справедлив, так как Калашников убивает человека, к тому же любимого царского опричника).

- Почему Калашников не открыл царю всей правды, а смерть принимает спокойно?

Вывод: Купец Калашников – верующий человек. Для человека верующего одним из смертных, непрощаемых грехов является убийство. Степан Парамонович защитил свою семью, свою честь, но, убив Кирибеевича, совершил тяжкий грех, и именно поэтому он принимает свою смерть спокойно, достойно, как наказание за убийство. Он не раскрывает царю истинной причины своего поступка, потому что не надеется на помилование и не желает его из рук царя, вскормившего опричнину. Судьей себе он видит только Бога.

– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста. Слайд Христианских заповедей

«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:

«Помолитесь сами в церкви Божией

Вы за душу мою грешную».

В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. (Записать в тетрадь)

- Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?

- Кто и почему победил в этом поединке?

-Каково отношение русского народа к героям? Победа Калашникова закономерна по многим причинам:

1. На его стороне нравственное превосходство, ибо он оскорблён и обязан он отомстить.

2. Это сила рода, честь которого задета. Несмотря на троекратное упоминание о том, что Кирибеевич «из роду Скуратовых, из славной семьи из Малютиной», царский опричник воспринимается как человек без роду без племени, а Калашников из большой семьи, имеет братьев.

3. За Калашниковым – весь народ, интересы которого он защищает.

4. На стороне Калашникова сила Христова. Степан Парамонович лишь оружие в карающей руке Господа. Кирибеевич обречён. Он наносит первый удар – по кресту со святыми мощами из Киева. Не с купцом бьётся опричник, а с Богом. И Бог защищает своего воина – устоял Калашников, «И ударил своего ненавистника/ Прямо в левый висок со всего плеча».

Иллюстрация А. М. Васнецова. Исход боя.

«И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво».

Но не сносить головы Степану Парамоновичу. От царского места уже рвется слуга, чтобы схватить Калашникова.

– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка?

(Убили любимца царя. Он разгневан.)

– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол

Репродукция Билибина И. Я. Прощание Калашникова с братьями.

В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа .

- Почему в финале не говорится о могиле Кирибеевича?

(Люди похоронили Калашникова, поставили на его могиле кленовый крест. Его помнят, о нем горюют, его славят, за его душу молятся. Кирибеевича же все забыли. О нем не упоминается в финале поэмы).

Что побеждает в этом поединке? ЧЕСТЬ или БЕСЧЕСТЬЕ?

Какова нравственная проблема, поднятая М. Ю. Лермонтовым в поэме?

Проблему чести и долга раскрывает Лермонтов в поэме. Калашников совершает подвиг, своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства. Борьба за правду не обходится без жертв, но лучше погибнуть, чем смириться с бесчестием. Несмотря на казнь и погребение в «безымянной могиле», Калашников оставил о себе добрую память. Его подвиг не только делает человека бессмертным в памяти людей, но и пробуждает в людях лучшее: верность идеалам, защиту чести имени, семьи, рода, человеческого достоинства.

- Мог ли конфликт между Калашниковым и Кирибеевичем разрешиться миром?

VIII . Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «О чем меня заставила задуматься поэма Лермонтова, чему учит произведение нас, живущих в XXI веке?»

Рефлексия: «Смайлики»

Спасибо, ребята, за урок. Хочу пожелать вам : «Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите. »

Роман был написан в то время, когда ещё присутствовала жизнь дворянства, эпоха дворянства. На тот момент "героев нашего времени" в Росси было очень мало. В своём произведении Лермонтов даёт своему горою, Печорину, свободу выбора, свободу голоса, свою власть, своё право принимать какие-либо решения. Лермонтов показал настоящего героя 30-40-х годов.Лермонтов хотел показать, что Печорин совершенно свободный человек, который не зависит от другого мнения, и по-моему, у него это достаточно хорошо получилось.

Задание 5-9 ЛИТЕРАТУРА 5+3 Б Стихи про Илью муромца Таня5511 2 дня назад ПОПРОСИ БОЛЬШЕ ОБЪЯСНЕНИЙ СЛЕДИТЬ ОТМЕТИТЬ НАРУШЕНИЕ! ОТВЕТЫ И ОБЪЯСНЕНИЯ Ответы и объяснения 1 Аватар пользователя ВаськаКот135 ВаськаКот135 середнячок 1 Под броней с простым набором, Хлеба кус жуя, В жаркий полдень едет бором Дедушка 2 Едет бором, только слышно, Как бряцает бронь, Топчет папоротник пышный Богатырский конь. 3 И ворчит Илья сердито: «Ну, Владимир, что ж? Посмотрю я, без Ильи-то Как ты проживешь? 4 Двор мне, княже, твой не диво! Не пиров держусь! Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба кус! 5 Но обнес меня ты чарой В очередь мою - Так шагай же, мой чубарый, Уноси Илью! 6 Без меня других довольно: Сядут - полон стол! Только лакомы уж больно, Любят женский пол! 7 Все твои богатыри-то, Значит, молодежь; Вот без старого Ильи-то Как ты проживешь! 8 Тем-то я их боле стою, Что забыл уж баб, А как тресну булавою, Так еще не слаб! 9 Правду молвить, для княжого Не гожусь двора; Погулять по свету снова Без того пора! 10 Не терплю богатых сеней, Мраморных тех плит; От царьградских от курений Голова болит! 11 Душно в Киеве, что в скрине, Только киснет кровь! Государыне-пустыне Поклонюся вновь! 12 Вновь изведаю я, старый, Волюшку мою - Ну же, ну, шагай, чубарый, Уноси Илью!» 13 И старик лицом суровым Просветлел опять, По нутру ему здоровым Воздухом дышать; 14 Снова веет воли дикой На него простор, И смолой и земляникой Пахнет темный бор.

1.Отправились люди косить траву" 2.Автор слышит песню косцов. 3. Описание внешности и привычек рязанских богатырей. 4.Выражение в песне русской души, ностальгия по безвозвратно ушедшему времени

Ответ:В произведении Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» судебный процесс осуществляет сам Иван Васильевич Грозный. Суть произведения в том, что Калашников был обижен одним из опричников царя, и в кулачном бою убивает его. Грозный интересуется, было ли это преднамеренно, на что Калашников отвечает утвердительно. После, царь приговаривает его к смертной казни, но говорит о том, что выполнит любое его предсмертное желание. Калашников просит не оставить его детей – сирот. И царь исполняет данное обещание.

Объяснение:

Летала-летала сова, села, отдохнула, по сторонам поглядела, летала-летала сова, села, отдохнула, по сторонам посмотрела - это ещё не сказка, сказка будет впереди.

Жили старик со старухой и была у них внучка. Выросла внучка. Отдали они её за Ивана-царевича.

И жили Иван-царевич и его жена счастливо.

P.s что то типа этого))

)Пугачёв-сын своей Родины.

2)Характеристика человеческих качеств.

3)Художественный образ -бунтарство русской души и беспощадной силы.

5)Образ самозванца,беглого казака.

6)Атаман набирает силу и входит во вкус победы.

7) Щедрость и уважение ,повелитель и владыка.

8)Идти до конца,вера в справедливость .

9)Народный герой или кровавый убийца.

Емельян Пугачёв-казак,истинный сын своей Родины.Жесток и беспощаден к врагам,но в тоже время,доверчивый,как ребёнок и благодушен к тем,кто был с ним добр.Образ Пугачёва-это образ восставшего народа,гордого и беспощадного.Умеет понимать русских мужиков,ведёт их за сбой,зная свою обречённость.Ценит заботу,доброту,уважает чувство долга,честен и неподкупен.

Образ Пугачева в романе А.С Пушкина "Капитанская дочка"-это образ народа,народного гнева ,бунтарства русской души и беспощадной силы.

Художественный образ Пугачёва изображён в соответствии с литературными принципами произведения,а не с историческими принципами исследований,поэтому автор даёт представление о Пугачёве,как о человеке,а не как о кровавом и бессердечном главаре бунта.

"Сторона ль моя, сторонушка,Сторона незнакомая!"-с этой песни начинается глава,где впервые появляется Пугачёв.Простой крестьянин,вожатый,выходит из метели,суровый мужик знакомится с главным героем.Пётр благодарит Пугачёва и эта встреча станет знаковой,спасёт Гринёва от казни.Пугачёв умеет ценить добро,он помнит хорошее отношение к нему,которого так мало было в его жизни.

"Пугачёвщина" и перед нами образ самозванца,беглого казака,нагло и гордо именующего себя императором.Убивая людей и разоряя крепости,шайка разбойников бесчинствует и собирает последователей.

Приступ Белогородской крепости,во главе крестьян смелый и лихой казак,на коне и с саблей.Пугачёв хитёр и решителен,он безжалостно казнит коменданта крепости,но сердобольно прощает Гринёва и Савельича.Великодушие в обмен на честность и верность присяге,или память сохранила добрые воспоминания и жизнь Петру?Образ двоякий,атаман набирает силу и входит во вкус победы. Щедрость и уважение в "Незваном госте",человек чести и достоинства,таков изменённый Пугачёв.Он отпускает Петра не с пустыми руками,виде перед собой дворянина с чувством чести.

Повелитель и владыка,сорящий деньгами или подобие царя,таким автор представляет Пугачёва в следующих главах.Страшные соратники атамана,готовые продать его при первой опасности ,всё это Пугачёв понимает,но обратного пути нет.Умный и проницательный,атаман знает,что скоро окажется на плахе,но готов идти до конца.

Человечный и великодушный,Пугачёв освобождает сироту Марию от Швабрина.Милует и карает,таков народный атаман. Народная смекалка,любовь к своему народу,сила и вера в справедливость ставит Пугачёва во главу бунта,мужество и сила позволяют атаману идти только вперёд.

Так кто же Пугачёв,народный герой и спаситель,или кровавый убийца и самозванец?Пушкин не даёт прямого ответа на вопрос,автор оставляет выбор за читателем,решить самим,кто же такой Емельян Пугачёв.

Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати. Калашников - Это порядочный семьянин, живущий по христианским законам, любящий жену и детей. Кирибеевич - любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью. Ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна. Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:
«Хочешь золота али жемчугу?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать…»
Узнав об этом, ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем, в отличие от Кирибеевича, он ведет себя как настоящий мужчина:
«Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквям,
А потом всему народу русскому…»
На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:
«И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, -
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»
В итоге любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.
Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

Жестокие времена опричнины известны нам из истории. В художественной литературе мы их также встречаем, например в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова.
Произвол и беззаконие были "визитной карточкой" опричников. Простой народ боялся их, знатные люди избегали с ними встреч. Лермонтову очень точно удалось описать атмосферу царствования Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Заметил царь, что пригорюнился его верный слуга Кирибеевич: не ест, не пьет. Разгневался царь, ". стукнул палкою, /И дубовый пол на полчетверти/ Он железным пробил оконечником. ". Узнал царь, что верный опричник влюблен в красавицу Алену Дмитриевну, но не сказал Кирибеевич, что она — жена купца Калашникова.
Царь Иван Васильевич посоветовал:

". Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
. И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитриевне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся".

Опозорил опричник Кирибеевич Алену Дмитриевну перед соседями. Признался в любви, ласкал, целовал, фату бухарскую, подаренную мужем, сорвал. Возмутился купец Калашников и решил в кулачном бою на Москве-реке в присутствии царя наказать опричника. Призвал купец и братьев своих в случае его смерти отстоять честь семьи. На следующий день зазывалы бросили клич:

"Ой, уж где вы, добрые молодцы?…
Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, тому бог простит!"

Растеклась толпа в обе стороны — вышел готовый к бою не на жизнь, а на смерть купец Калашников. Побледнел Кирибеевич, услыхав имя соперника. Начался "богатырский бой", и победил в нем Калашников. Честь жены он отстоял, за что и поплатился собственной головой, по приказу царя пошел на плаху за сознательное убийство "верного слуги". С царской точки зрения Иван Васильевич восстановил справедливость после смерти Кирибеевича и казни Калашникова.

- формировать у учащихся словарь нравственных понятий.

1. Вступление-мелодекламация ( выразительное чтение учителем или подготовленным учеником начала 3 главы поэмы в сопровождении муз. фрагмента М.Мусоргского «Рассвет на Москва-реке»)

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

Учитель: Так начинается 3 глава произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». –Какое настроение создает у читателей это описание?

Ученики: Чувствуется свежесть утра, радость, восхищение этой картиной раннего утра, любование величавой, необычайно красивой Москвой.

Учитель.: Какие языковые средства помогают представить в воображении эту картину?

Ученики: Сравнение зари с красавицей девушкой, которая глядится в зеркало; олицетворение зари – у нее кудри золотистые, она умывается снегами рассыпчатыми, смотрит в небо, улыбается…

Учитель: А в чем необычность наступающего дня? Как это подчеркнуто во вступлении?

Ученики: В последних строчках ощущается тревога, волнение, это не случайно, ведь сегодня на Москва-реке сойдутся в кулачном бою Кирибеевич, царский опричник, и купец Степан Калашников. Цвет также предвещает трагедию.

Формулирование темы. Нам предстоит сегодня на уроке, опираясь на текст произведения, понять характеры героев, мотивы их поведения и выяснить смысл их столкновения.

2. Анализ текста.

Учитель: Для начала разберемся в самом понятии «кулачный бой». Послушаем историческую справку, подготовленную учеником.

В Древней Руси кулачные бои были любимым развлечением, забавой. Это была не драка, не ссора, а своеобразное соревнование в силе, ловкости, удали. Для кулачного боя выбирали ровную площадку, огораживали ее цепью или канатами. Бились обычно «стенка на стенку», это были массовые бои. В них участвовали не только взрослые, но и дети, подростки. Здесь существовали строгие правила: лежачего не бить, по виску и «под микитки» (под вздох) не ударять, то есть в кулачном бою исключалась смерть.

Но существовал еще один вид кулачных боев – бой один на один, «сам на сам». Он практиковался как способ решения конфликтов, споров. Дрались обиженный и обидчик. Тот, кто оказывался победителем в бою, признавался правым, а побежденный – виноватым. В этом поединке разрешалось биться без правил.

Учитель: Какой из видов кулачных боев описан в произведении Лермонтова? Докажите.

Ученики: Это бой один на один. Из предыдущих глав мы узнаем, что царский опричник Кирибеевич, влюбившись в жену купца Калашникова Алену Дмитриевну и ухаживая за ней прилюдно, оскорбил честь и достоинство семьи, поэтому оскорбленный муж вызывает его на бой.

Учитель: Давайте мысленно перенесемся на Москву –реку, где состоится поединок. Кто присутствует на площади?

Ученики: За поединком будут наблюдать многочисленные зрители: царь с дружиною, боярами и опричниками; братья Степана Калашникова, простой народ. Наконец, главные участники событий – Кирибеевич и Калашников.

Учитель: Найдите в тексте детали описания внешнего облика героев. Равны ли они по силам?

Ученики: Оба участника боя молодые, сильные, отважные: яркая деталь – могучие, сильные плечи, удаль молодецкая. Они настоящие богатыри, не случайно и бой назван богатырским.

Учитель: Вы, конечно, обратили внимание на то, как по-разному выходят бойцы на поединок. Что означают приветствия участников боя?

Ученики: Для Кирибеевича, царского слуги, важна только воля царя, он пренебрегает всем, что свято для Калашникова: церковь, царь, люди добрые.

Учитель: Как ведут себя бойцы перед поединком? С чес это связано, по-вашему?

Ученики: Кирибеевич самоуверен, заранее предполагает исход боя, предчувствует свою победу, уверен, что ему нет равных; для него этот бой – возможность потешить царя-батюшку. А Калашников молчалив, собран, серьезен, в его движениях чувствуется решимость, готовность идти до конца, ведь он вышел на последний, смертный бой.

Учитель: Давайте обратим внимание на тот ответ, который дает царскому опричнику купец перед боем. В чем обвиняет Кирибеевича Ст. Калашников?

И сказал ему Кирибеевич:
"А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться".

Отвечает Степан Парамонович:
"А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.

И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, -
Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

Ученики: Царский опричник нарушил законы Господни – правила, по которым должен жить всякий честный человек.

Учитель: Недаром измениолось поведение Кирибеевича после этого ответа. Как удалось автору передать состояние опричника?

Ученики: Автор использует в описании сравнение «побледнел, как осенний снег», метафоры: «бойки очи его затуманились, между сильных плеч пробежал мороз, на раскрытых устах слово замерло».

Учитель: Даже многоточие в конце этой строфы говорит о состоянии героя. Как вы объясните этот знак препинания?

Ученики: Очевидно, о многом подумал в эту минуту Кирибеевич, понял, что бой будет не потешным, а смертным, и испугался не на шутку.

Учитель: Если бы мы дальше не читали произведение, можно ли уже сейчас предположить исход поединка?

Ученики: Кирибеевич сломлен, побежден морально, А Калашникову сознание его правоты прибавляет сил.

3. Итак, к поединку все готово, богатырский бой начинается. Как об этом поведал автор? Послушаем актерское чтение отрывка.

Аудиозапись из фонохрестоматии

Ученики: За Степана Калашникова автор, несомненно, испытывает гордость, ему удалось выдержать сильнейший удар опричника, собраться с силами и победить противника. А Кирибеевичу автор даже сочувствует. Это подчеркивается сравнением:

И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная…

Учитель: Почему же жаль Кирибеевича, ведь он получил по заслугам?

Ученики: Лермонтов не может не сочувствовать Кирибеевичу, ведь гибнет молодой, сильный боец.

Учитель: Понятен ли вам гнев царя Ивана Грозного?

Ученики: Конечно, Калашников убил лучшего опричника царя, его любимого слугу.

Учитель: Как характеризует купца Калашникова его прямой ответ царю? Почему он не попытался все объяснить, скрыл причину поединка?

Ученики: Ст.Калашников – мужественный человек. Он сознательно пошел на поединок и готов понести суровое наказание за убийство опричника. Истинных причин поединка он не называет, так как не хочет позорить свою семью, понимает, что убийство не может оправдать ничто.

Учитель: Прямой ответ Калашникова, безусловно, понравился царю, и все же он казнит купца. Почему?

Ученики: Степан Калашников поднял руку на царского опричника, убил его слугу – это равносильно оскорблению самого царя.

Учитель: Таким образом, потешный бой, каким он изначально задумывался, Степан Калашников превратил в судебный поединок, в центре которого вопросы чести, совести, правды, что является основой нравственного поведения человека.

4. Словарная работа . Обратимся к толкованию слов: «правда», «совесть», «честь».

Учитель: Значимы ли эти понятия для героев поэмы? Группе ребят было дано

задание - исследование: перечитать текст с целью выявления количественного

употребления слов «правда», «совесть», «честь» в речи основных персонажей и

Выступление исследователей.

Учитель: Случайно ли совпадение почти одинакового числа употреблений этих слов в речи царя и Степана Калашникова и отсутствие их в лексиконе Кирибеевича?

Ученики: Купец Калашников защищал честь семьи, святую правду народную, законы церкви. Для него эти слова не пустой звук. Иван Грозный тоже рассуждает о правде, чести и совести, но понимает их по-своему, по-царски. В речи же Кирибеевича этих слов мы не слышим. Очевидно, что в его нравственном словаре этих понятий просто нет.

Учитель: Как поступил царь со Степаном? Справедливо ли это?

Ученики: Поединок был судебный, в нем победил Степан Калашников, а царь все равно его казнит за то, что тот поднял руку на опричника, а значит, и на самого царя. Степан Калашников наверняка это знал, но бросил вызов Ивану Грозному, выступив таким образом против произвола, несправедливости, вседозволенности, которые поощрялись царем. Следовательно, это был поединок не столько с Кирибеевичем, сколько с самим царем, его неограниченной властью.

Учитель: В чем же смысл столкновения Калашникова и Кирибеевича? Что хотел доказать своим поступком купец?

Ученики: Нет на свете ничего дороже, выше и главнее чести и человеческого достоинства, никто не имеет права посягать на них, а если они оскорблены, то необходимо встать на из защиту, даже погибнуть, но не мириться с бесчестием и несправедливостью. Именно так и поступил купец Степан Калашников.

Учитель: Поединок наблюдали многие. Могли ли они остаться безучастными к судьбе купца? Кому принадлежит окончательная оценка разыгравшейся трагедии?

Ученики: Заключительные строки:

Схоронили его за Москва-рекой
На чистом поле Промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили,
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою,
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится;
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку… -

говорят о том, что люди с уважением относятся к поступку Степана Калашникова. Память о нем жива в народе.

6. Рефлексия.

Учитель: О чем же «Песня» Лермонтова?

Ученики: Она о торжестве правды, справедливости, чести, за которые люди идут даже на смерть.

Учитель: «Песня про купца Калашникова» не только раздумья поэта о сложном периоде русской истории – правлении Ивана Грозного, опричнине, -но и размышление о вечных нравственных ценностях. Полезны ли нам эти размышления? Почему?

Ученики: В жизни человека бывают ситуации, когда нужно умнеть вести себя достойно.

Домашнее задание:

Жизненный опыт народа обобщен и представлен в многочисленных пословицах. Вам предлагается ряд пословиц, из которых вам необходимо выбрать те, которые помогают понять характеры главных героев, их поведение. Свой выбор аргументируйте.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: