В каком городе состоялся суд над яном гусом

Обновлено: 04.12.2022

Проповедник, мыслитель, идеолог чешской Реформации. Родился в бедной крестьянской семье. В 1393 окончил Карлов университет в Праге, в 1396 магистр, в 1401—02 декан факультета свободных искусств, в 1402—1403 и 1409—10 ректор Карпова университета. С 1402 проповедник Вифлеемской часовни в Праге. В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Ян Гус обличал католическое духовенство, требовал коренной реформы церкви, осуждал её богатство, развращённость клира, симонию (продажа и покупка церковных должностей), выступал против нем. засилья в Чехии, угнетения бедняков. Проповеди Яна Гуса на первых порах вызвали сочувствие определённых кругов господствующего класса в Чехии, заинтересованных в секуляризации церковных земель, симпатии чешского короля Вацлава IV. Однако в дальнейшем развитие Гусом идей Реформации вызвало резкий отпор с их стороны. В 1410 Гус был отлучен от церкви и в 1412, после выступления против продажи индульгенций, вынужден покинуть Прагу. Гус отправился в Южную Чехию, где выступал с проповедями, всё более выражая в них чаяния широких народных масс. В конце 1414 Ян Гус был вызван на церковный собор в Констанце, где в открытом споре надеялся защитить своё учение. Однако, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда I, был схвачен и брошен в тюрьму. Все попытки католических церковников склонить Гуса к отречению от его учения не привели к успеху. Ян Гус был осужден собором как еретик и сожжён заживо

Ян Гус – самый знаменитый чех в мировой истории. Он родился в 1369 году (по иным сведениям в 1371 г.) в селе Гусинец в Южной Богемии в семье крестьянина.

Ян ГусВ 1393 году окончил Пражский университет, стал первоначально бакалавром теологии, а затем получил степень магистра свободных искусств. Служил деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 гг. и 1409-1410 гг. занимал должность ректора.

Одновременно в 1402 году Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке.

В проповедях он выступал против церковного богатства, призывал лишить Церковь собственности, подчинить её светской власти, осуждал развращенность клира и обличал нравы духовенства, требовал реформы Церкви, осуждал симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии, в частности в Пражском университете. Эта критика импонировала шляхте, мечтавшей захватить церковные земли и богатства, и даже королю Вацлаву IV. Проповеди Яна Гуса отвечали и требованиям бюргерства, стремившейся к «дешевой» Церкви.

В конфликте с немецкими магистратами Пражского университета, выступившими против идей Яна Гуса, король Вацлав IV встал на его сторону и в 1409 году подписал Кутнагорский декрет, превративший Пражский университет в чешское учебное заведение; руководство университета перешло в руки чехов, немецкие магистры его покинули. Но одновременно Пражский университет из международного центра превратился в провинциальное учебное заведение.

1409-1412 года – время полного разрыва Яна Гуса с католической церковью и дальнейшего развития его реформаторского учения. Гус поставил авторитет Священного Писания выше авторитета папы, церковных соборов и папских постановлений, которые, по его мнению, противоречили Библии. Идеалом Яна Гуса была раннехристианская церковь. Источником веры Ян Гус признавал только Священное Писание. К 1410-1412 годам положение Яна Гуса в Праге ухудшилось, против него выступил пражский архиепископ.

В 1412 году Ян Гус выступил против продажи папских индульгенций, что вызвало конфликт с Вацлавом IV, отказавшемся далее поддерживать опасного еретика, так что это наносило удар по его и без того слабому международному престижу. В 1413 году появилась булла с отлучением Яна Гуса от Церкви и интердиктом (запрещением исполнять церковные обряды) на Прагу и другие чешские города, которые предоставят ему убежище. Под давлением обстоятельств Ян Гус вынужден был покинуть Прагу и в течении 2 лет жил в замках покровительствовавших ему дворян, продолжая свою проповедническую деятельность в Южной и Западной Чехии.

В изгнании Ян Гус написал свою главную работу – большое сочинение «О Церкви», в котором критиковал всю организацию католической церкви и церковные порядки, отрицал особое положение папы, необходимость его власти, доказывал, что следует лишать священников светской власти и оставить им имущества столько, сколько необходимо для безбедного существования.

В учении Яна Гуса Церковь увидела опасную ересь, и в 1414 году он был вызван в немецкий город Констанц на церковный собор, который собрался, чтобы положить конец расколу в Церкви и осудить ереси. Ян Гус, получив охранную грамоту императора Сигизмунда I, решил поехать в Констанц и отстаивать свои взгляды. Однако в нарушение всех обязательств он был заключён в тюрьму, в которой провёл 7 месяцев.

Затем Гусу предложили отказаться от своих сочинений. 6 июля 1415 года Яна Гуса привели в кафедральный собор и прочитали приговор, по которому, в случае, если он не отречётся от своих взглядов, его отправят на костёр. Ян Гус произнес:

Он сразу же был лишен сана священника и казнён. Рассказывают, что когда Ян Гус уже стоял на разгоравшемся костре, одна старушка подбросила в огонь вязанку хвороста. Она искренне верила, что со

Ян Гус: краткая биография

Удивительно, но Ян Гус, никогда не бравший в руки оружие, сам того не подозревая, стал вдохновителем освободительного движения чешского народа, которое получило его имя – Гуситские войны. Более того, Гуситские войны наложили огромный отпечаток на жизнь Европы в целом.

Приблизительно в 1370 году около г. Прахатице (Чехия) в деревне Гусинец в крестьянской семье родился сын Ян. Позже из название родного местечка сложится его фамилия. Единственной возможностью выбиться из бедности для крестьянского отпрыска в то время было поступление в школу с перспективой стать в будущем священником.

В конце XIV века Прахатице, где находилась школа, в которую родители определили Яна, одного их троих сыновей, был достаточно большим городом. Через него проходила дорога в южную Германию и Прагу, производились стеклянные и серебряные изделия, а также был собор.

К 18 годам Ян из Гусинца освоил обязательные науки: риторику, грамматику, диалектику, астрономию, арифметику. Школьная программа не удовлетворила пытливого юношу, а лишь больше разожгла в нем желание учиться дальше. Поэтому он отправился поступать в Пражский университет, основанный за 40 лет до этого, а на сегодняшний день – один из старейших в Европе.

Яна Гуса зачислили на факультет свободных искусств, где в 1393 году он получил степень бакалавра богословия, а тремя годами позднее – магистра искусств. В годы учебы определилась его склонность к теологии, поэтому сразу же после получения степени магистра Яну предложили должность преподавателя в том же Пражском университете.

С самого начала молодой преподаватель выказал свободомыслие, начав изучать со студентами труды Джона Виклефа, английского богослова, заподозренного в ереси. Однако Ян Гус не только не боялся излагать перед студентами учение Виклифа, но и стал его развивать.

Например, он признавал истинным главой католической церкви не Папу Римского, а Иисуса Христа, тем самым фактически отвергая безграничную духовную власть римского понтифика. Помимо этого, Ян Гус более категорично, чем Виклиф, обличал богатство Церкви.

Спустя несколько лет архиепископ Праги Збынек публично сожжет сочинения Виклифа. Тем не менее вольнодумство Яна Гуса не помешает ему быть избранным деканом факультета в 1401 году, а в 1409 – ректором университета в Праге. Кстати, ранее эту должность занимали исключительно немцы, таким образом, Гус стал первым ректором-чехом. Удивительная карьера для крестьянского сына к тому же не отличавшегося благонадежностью.

С одной стороны, это объясняется бесспорными талантами и широкой образованностью Гуса, а, с другой, – его популярностью как оратора. Послушать его проповеди в Вифлеемской часовне, начиная с 1401 года, приходило множество народа. Эта часовня, основанная в 1391 году, была знаменита тем, что богослужение в ней проводилось не на латыни, а на чешском языке. В своих проповедях Ян Гус смело бичевал нравы церковнослужителей и говорил правду о состоянии Церкви в целом.

Вифлеемская часовня, совремнный вид

Безусловно, магистр Гус был человеком искренне верующим, именно поэтому он так болезненно относился к тому, что происходило в среде Католической церкви. В отличие от многих других, которые так же видели цинизм, мздоимство и разврат духовных пастырей, но предпочитали молчать, Ян Гус решил бороться.

Без сомнения он понимал, на какую опасную стезю вступает, ведь еретики на кострах инквизиции полыхали по всей Европе. Тем не менее Гус смело выступил против продажи грамот об отпущении грехов – индульгенций, платы за церковные обряды, продажи церковных должностей – симонии. Вот краткая выдержка из его проповеди:

«Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, толь

Ян Гус — знаменитый теолог и церковный реформатор, основоположник движения гуситов, главный идеолог чешской Реформации.

6 июля 1415 года в немецком городе Констанца он был сожжён вместе со своими книгами.

Этому предшествовала критика Гусом церкви тех времён, хотя сам он называл себя её верным сыном.

Огромное влияние на Яна Гуса оказали труды британского реформатора Джона Виклифа.

Гус выступал против многих церковных сборов и говорил, что «собственность должна принадлежать справедливым», провёл реформу чешского правописания.

В результате, он быль объявлен еретиком, на него было наложено Папское проклятие и он был вынужден уехать из Праги в Южную Чехию.

После суда и отказа отречься от своих убеждений, Ян Гус был сожжён.

Его смерть привела к кровопролитным Гуситстким войнам между его сторонниками и католиками.

Католическая церковь до сих пор официально не реабилитировала Яна Гуса, но в 1999 году на симпозиуме в Риме католическая церковь признала Яна Гуса реформатором, а Папа Римский Иоанн Павел II выразил сожаление, что Гус был сожжен.

Папа Римский Бенедикт XVI во время визита в Прагу поставил Гуса в пример как принципиального борца и христианина, способного в наше время объединить христианские конфессии.

В настоящее время существует Чехословацкая гуситская церковь, официально основанная в 1920 году. Отношения с католической церковью остаются напряжёнными. Особенно католикам не нравится, что в гуситской церкви есть женщины-епископы.
Не копировать . By АГ ( goo.gl/QWzJ4M )

По горизонтали:
1.
Немецкий город, в котором состоялся суд над Яном Гусом.
2.
Восставшие в Чехии горожане, крестьяне, бедные рыцари, требовавшие реформы не только церкви, но и всего общества.
3.
Гора (холм) у восточных ворот Праги, на которой отряд восставших отбил атаки крестоносцев.
4.
Местечко к востоку от Праги, место последнего сражения таборитов и умеренных.
По вертикали:
5.
Собрание представителей сословий в Польше.
6.
Одна из стран, куда совершали походы гуситские войска.
7.
Знаменитый король Чехии.
8.
Чешский или польский феодал.
Сбросить ответы Проверить
НАЗАД Сообщить об ошибке в уроке
1
2

1В 1414 г. Гус был вызван на Констанцский собор, причем император Сигизмунд обещал Гусу личную безопасность. Однако, когда Гус прибыл в Констанц и получил охранную грамоту, оказалось, что Сигизмунд дал ему обычную подорожную грамоту. В присутствии папы Иоанна XXIII и членов Собора против Гуса выдвинули обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета . Ян Гус прибыл в Констанц в ноябре 1414года, а в декабре он был арестован и заключен в одной из комнат дворца. Когда некоторые друзья Гуса обвинили Собор в нарушении закона и императорской клятвы о безопасности Гуса, папа ответил, что он лично ничего никому не обещал и не связан обещанием, которое дал император. 6 июля 1415 г. Ян Гус, отказавшийся отречься от своих «заблуждений» , по приговору собора был сожжён на костре.
2.Первое антигабсбургское восстание чешских сословий, произошедшее в Праге в январе - июле 1547 года, и третье по счёту восстание сословий в Габсбургской империи после восстания комунерос в Испании и гентского восстания во Фландрии. Восстание было вызвано абсолютистской политикой короля Фердинанда I Габсбурга, направленной на сокращение политического влияния привилегированных сословий и проведение рекатолизации земель Чешской короны.
3.14 июля большой отряд войск Сигизмунда начал наступать на Виткову гору с юго-запада, со Шпитальского поля. Отряд овладел находившейся в винограднике башней, ворвался в ров, но при попытке преодолеть стену встретил упорное сопротивление гарнизона одного из редутов. В самый критический момент к редуту подоспел гуситский отряд во главе с Жижкой, и атака была отражена. Однако находившиеся впереди рыцари не могли свободно отступить, так как сзади на них напирала беспорядочная толпа атакующих. Жижка, воспользовавшись этим, контратаковал с отрядом таборитов левый фланг противника и разбил его.
Жители Праги, наблюдавшие за боем на Витковой горе со стен и башен города, стали по собственной инициативе собираться в отряды и направляться на помощь таборитам. Когда табориты контратаковали врага с фронта, жители Праги нанесли удар с фланга. Опасаясь окружения, императорские войска обратились в беспорядочное бегство.
5. В польше вальные сеймы
6 В 1428—1430 годах гуситы неоднократно вторгались в Силезию и Саксонию, в одном из походов дойдя до города Наумбург (60 километров от Лейпцига) и взяв его в осаду. По легенде, обеспокоенные жители, чтобы как-то смягчить суровый нрав таборитов, выслали за стены своих детей, одетых в белое, с задачей вымолить пощаду у Прокопа. Согласно этому красивому мифу, Прокоп выслушал детей и угостил их черешней, а от города ушёл, не нанеся никакого урона. До сих пор Наумбург каждый год организует фестиваль, посвящённый этому событию. В реальности же, скорее всего жители просто откупились от таборитов.
прокопом был организован крупный поход 5 армий гуситов численностью 45 тысяч человек в Саксонию. В ходе похода разоряя саксонские земли, которыми правил курфюрст Фридрих II, дошли до города Магдебург. Зная о готовящемся походе, Фридрих собрал наёмное войско и планировал атаковать гуситов, когда те будут осаждать Дрезден, однако армии «еретиков» решили не ввязываться в осады и, встречая лишь малое сопротивление (среди которого можно отметить стычку между «еретиками» и Саксонской кавалерией на переправе через реку Мульде), разорительным набегом прошли по Саксонии.
Пройдя насквозь всю Саксонию, которая готовилась к набегу, гуситы повернули в южные германские земли, не ожидавшие нападения, Тюрингию и северную Баварию. Там гуситы взяли такие города как Хоф, Байройт и Кульмах и даже осадили Вену, правда, безуспешно.
7.Знаменитый король чехии не знаю.
8.Пан

Он остался во главе армии, даже когда потерял оба глаза, — и не проиграл ни одной битвы. Жижка наводил ужас на врагов и заслужил прозвище «Страшный слепец».

Рыцарь в тумане легенд

Чешский национальный герой Ян Жижка может составить конкуренцию другим одноглазым военачальникам — он так же, как Кутузов, Нельсон или Моше Даян, побеждал более многочисленного и лучше подготовленного врага. А вот по части легенд о своей жизни вождь армии гуситов обошёл их. Родился он около 1354 г. в бедной дворянской семье в Троцнове. Бедность сделала Жижку наёмником. Потом поговаривали, будто он потерял глаз в Грюнвальдской битве 1410 г., в которой сражался на стороне Польши, однако в действительности неясно, там ли он получил тяжёлое ранение. То, что Жижка жил войной, совершенно очевидно. По ещё одной легенде, он стал разбойником, когда вернулся в Чехию, но король Вацлав простил опытного воина и принял его на службу. С 1412 г. Жижка — бургомистр в Праге.

Фото 1.1.jpg

В то время чешский народ уже начал осознавать себя и сопротивляться засилью немецких феодалов (Богемия и Моравия входили в Священную Римскую империю во главе с немецкими императорами). Росло и недовольство католической церковью, вернее, диктатом папы и другими церковными порядками. Очередная легенда гласит, что Жижка ненавидел католиков-папистов, потому что некий монах соблазнил его сестру, и рыцарь хотел отомстить. Однако, судя по всему, он встал на сторону Яна Гуса и других критиков клира из национальных соображений — там, где вырос полководец, немцев ненавидели издавна, а последователи Гуса стремились к повышению роли чешского языка и чехов вообще.

Гуситские войны начинаются

Ян Гус (1369−1415) — богослов и ректор Пражского университета — сильно досаждал папе. В своих проповедях он разоблачал грехи клира, чтобы вернуть церковь на путь благодетели. Впоследствии похожие идеи привели к Реформации, так что великий понтифик беспокоился не зря. Гус выступал против платы за таинства, продажи индульгенций и церковных должностей, критиковал несправедливое обогащение церкви и бездумное подчинение священникам («Писание выше Папы»). За это папа и император Сигизмунд в 1415 г. обманом заманили чешского богослова в Констанц, где инквизиция обвинила его в ереси и сожгла на костре. Вскоре то же самое сделали и с его последователем Иеронимом.

Фото 2.jpg

После этого чехи начали роптать. Идеи гуситов при нейтральном отношении к ним короля Вацлава быстро распространялись по стране. Дворяне засматривались на церковные владения, и многие поддержали движение — вместе с Пражским сеймом они выступили против сожжения Гуса. Большое число гуситов собралось в 1419 г. под Прагой вокруг своих проповедников. Происходили беспорядки, попытки разгрома монастырей, изгнания папистов из храмов. В этих событиях участвовал и Ян Жижка. В том же году умер король Вацлав, но его брата — императора Сигизмунда — чехи своим королём не признали. Власть в стране приняли гуситы. Прага, Табор, Пльзень и другие города один за другим оказались в гуситском лагере. Стороны взялись за оружие.

«Страшный слепец» во главе армии

Папа Римский объявил крестовый поход против чешских еретиков. В ответ те собирали армию добровольцев для обороны. С мая 1420 г. её фактически возглавил Ян Жижка — один из четырёх гуситских гетманов. С ним было много и закалённых в боях рыцарей, и солдат — простых крестьян, хоть и воодушевлённых. Понадобилась изрядная изобретательность, чтобы сколотить из этих пехотинцев победоносную армию. Для начала Жижка нашёл тактический приём против тяжёлой кавалерии противника — фланги колонн на марше прикрывали повозки, которые в случае нападения выстраивались в так называемый «вагенбург», импровизированную крепость (у русских аналог этой конструкции назывался «гуляй-городом»).

Фото 3.jpg

Жижка первым стал широко использовать вагенбурги и модернизировал их: повозки сцеплялись между собой цепями или ремнями, ставились ряд за рядом, а самое главное — наделялись отдельными экипажами до 15 человек (командир, возничий, стрелки, пикинеры, щитники). Повозки, как танки, прикрывали пехоту, кавалерию и орудия, а в ряде случаев могли и давить врагов. Очень быстро вагенбург доказал свою эффективность: в первом же серьёзном бою, битве при Судомерже 25 марта 1420 г., около 400 гуситов при 12 повозках заставили понести тяжёлые потери и отступить не менее 700 католических всадников. Впоследствии в сражениях участвовали сотни возов.

Фото 4.jpg

Одноглазый, среднего роста, но крепкий и с железным шестопёром в руках, Жижка после нескольких небольших побед стал лидером, вокруг которого сплотились все воины-гуситы. Он использовал их доверие с умом. Полководец написал первый в Европе армейский полевой устав, первым начал широко применять огнестрельное оружие, установил жесточайшую и равную для всех дисциплину (даже проституток изгнали из войск!).

Не раз Жижка казнил провинившихся. Кроме того, он отлично умел использовать особенности ландшафта и выбирал лучшие позиции для сражений. Гетман не забывал и о политике (хотя лишь когда это касалось армии, так как политикой как таковой или богатствами он не интересовался): он жестоко подавлял сектантство, чтобы предотвратить раскол гуситов. При этом Жижка не жалел и себя — в 1421 г. при осаде замка Раби он потерял второй глаз. Тем не менее полководец остался во главе армии и вёл людей, а попутно учил своих будущих преемников видеть так, как всё видит полководец, ведь ему приходилось пользоваться их зрением.

Фото 5.jpg

Раз за разом гуситы разбивали многочисленные войска императора, которые тот посылал в Богемию: в 1421 г. разгромили армию Сигизмунда под Прагой, затем разбили ещё один отряд и взяли Вышеград, в 1422 г. победили католиков у Габра и при Немецком Броде. Немцы, австрийцы, венгры и итальянцы — никто не мог одолеть гуситов под командованием Яна Жижки — «Страшного слепца». В конце концов чехи даже вторглись в немецкие княжества и совершили там опустошительный набег. Император оказался совершенно не властен над Чехией, а папа, должно быть, рвал и метал, так как лишился всех церковных владений в этой стране. Гуситы пожгли и разграбили немало монастырей и храмов, так как их роскошь считали символом церковного грехопадения.

Возможно, гуситы и добились бы целей своей войны, если бы не чума. Она сильно потрепала армию, но хуже всего — убила непобедимого Яна Жижку. Он заразился во время осады Пржибыслава и скончался 11 октября 1424 г. Об этом хронист Эней Сильвий сочинил (или повторил) ещё одну легенду — будто бы перед смертью гетман просил изготовить из его кожи военный барабан, чтобы и дальше вдохновлять воинов в бою. В эту историю верили многие, а Фридрих II даже писал, будто нашёл и купил в Праге тот самый барабан.

Фото 6.jpg

Гуситские войны продолжались ещё много лет, и империя не могла одолеть «еретиков», пока они не сделали это сами. Войны закончились в 1434 г. поражением радикальных гуситов в битве у Липан — в союзе с католиками их разбили свои же, умеренные гуситы, которые желали переговоров и мира, пусть даже на компромиссных условиях. Так и получилось. Гуситы не добились Реформации, но получили право исповедовать свой вариант христианства. Им пришлось признать королём Сигизмунда, и Чехия осталась в основном католической страной, но церковь так и не вернула свои земли. А «Страшный слепец» стал героем, который воодушевлял чехов и внушал страх их врагам ещё много столетий.

За 100 лет до Лютера, сформулировавшего 95 тезисов о злоупотреблениях в церкви, со схожими идеями выступал Ян Гус.

Традиционно начало Реформации в Европе принято датировать 1517 годом, когда доктор богословия из Виттенберга Мартин Лютер якобы прибил к двери местной Замковой церкви свои «95 тезисов». В них он критиковал практику продажи индульгенций и подвергал сомнению «эксклюзивное» право Папы Римского прощать грехи.

1.jpg

Легенда эта не выдержала проверки временем: Лютер, видимо, не совершал красивого и яркого жеста с «пригвождением» тезисов. Он то ли зачитал их, то ли и вовсе разослал другим профессорам, чтобы положить начало теологической дискуссии. Да и сама Реформация, в сущности, началась раньше, чем Лютер выступил со своими идеями. Одним из его предшественников был чешский богослов Ян Гус.

Реформация: истоки

Ян Гус родился около 1369 года (точная дата неизвестна) в селе Гусинец. Крестьянин по происхождению, Ян смог окончить монастырскую школу и поступить в Пражский университет, где он получил степень бакалавра теологии, а потом ещё и магистра свободных искусств (степень, аналогичная доктору философии). В родном университете он был деканом факультета свободных искусств, несколько раз занимал пост ректора и одновременно был настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в Праге. Её построили на средства рыцаря Гануша Мюльгейма и купца Кржижа Крамаржа специально для проповедей на чешском языке.

3.jpg

«Большая начитанность, в особенности в Священном Писании, и удивительная твёрдость в убеждениях подняла его высоко над всеми его современниками. К этому надо прибавить необыкновенную серьёзность его характера, его безупречную жизнь, в которой даже враги не могли найти хотя бы что-либо предосудительное, его пламенную ревность в деле поднятия нравственного уровня народа, а также в отношении исправления непорядков в церкви, его неудержимую смелость, прямолинейность и несгибаемую волю и, наконец, его взгляд на венец мучения как на высшую цель человеческой жизни», — писал о Гусе историк Франц Палацкий.

Считая себя верным сыном церкви, Гус в своих проповедях выступал с критикой той системы, которая сложилась в ней к 14−15 вв. В этом он был последователем другого отца Реформации — англичанина Джона Уиклифа.

Джон Уиклиф: «Бог — сюзерен Вселенной»

Джон Уиклиф (1324−1384), профессор Оксфордского университета, полагал, что церкви необходимы реформы, что надо вернуться к тем правилам и нормам, которые есть в Писании, а не пытаться толковать слово божие, приспосабливая его под человеческие нужды. В том числе он отрицал абсолютную власть пап и считал, что светские и духовные иерархи равны между собой: «Всякая власть вытекает из благодати. Бог — сюзерен Вселенной; он не передавал своей власти уполномоченному лицу, но предоставляет её в виде плена людям под условием подчинения его требованиям. Король в такой же степени наместник бога, как и папа, и его власть так же священна, как и церковная . Верховная власть над всеми земными правителями, приписываемая себе папою, никогда не была предоставлена богом одному человеку, и если кто-нибудь может считаться наместником Христа на земле, то звание это в равной мере принадлежит и светскому, и духовному главе».

2.jpg

Также он выступал с критикой продажи индульгенций, торговли церковными должностями, полагал необходимым конфисковать церковное имущество. Главным занятием священников Уиклиф считал проповедь, то есть призывал духовенство к беспрекословному исполнению своего долга. Чтобы самые простые люди могли прочитать Писание, Уиклиф перевёл Библию на английский язык, что вызвало волну возмущения, однако его перевод быстро разошёлся по стране.

Так как между Англией и Чехией во времена Яна Гуса существовали тесные династические взаимоотношения, чешские студенты имели возможность обучаться в Оксфорде. Видимо, именно так идеи Уиклифа достигли Яна Гуса, который сформулировал свою позицию в словах: «Власть, нарушающая заповеди бога, не может быть им признана».

Великий раскол и казнь Яна Гуса

Гуса, который был отцом Реформации в Чехии, нельзя назвать ярым оппозиционером и противником официальных властей. Более того, ему благоволил король Вацлав IV, которому нравился тезис Гуса о необходимости секуляризации церковных земель (в Чехии они составляли треть всех угодий). Также Гус был духовным отцом королевы Софии. Поворотным моментом в его судьбе историки называют расследование «чудес» в Вилснаке.

Архиепископ включил Гуса в состав комиссии, которая должна была установить достоверность чудес, имевших место в небольшом городке, который сейчас находится на территории Германии. Во время пожара в местном храме огонь был якобы залит кровью Христовой. Однако Гус выступил с резким заявлением: вера должна приходить не через чудеса, а через слово божие. В итоге архиепископ запретил паломничество в Вилснак, а Гус стал призывать духовенство к честности, целомудрию и обличать злоупотребления, которые имели место, напоминая, что у церкви один глава — Христос.

Гус также полагал, что нельзя взимать плату за таинства, что сборы, которые делают священники с паствы, должны быть минимальными, а верующие, подчиняясь церковным догматам, должны сами размышлять над Писанием и делать выводы. А также искать правду, даже если это ставит под угрозу благополучие и саму жизнь.

5.jpg

В 1402—1403 гг. Пражский университет осудил 45 тезисов Уиклифа, последователем которого был Гус. Не только он, но и другие магистры университета выступили в поддержку учения англичанина, заявив, что тезисы, вырванные из контекста, искажены. Официальная позиция относительно учения Уиклифа в Чехии не была однозначной: его то запрещали, то разрешали вновь. Соответственно, и позиции Гуса то ослабевали, то укреплялись.

К примеру, в 1409 году Вацлав IV подписал Кутногорский декрет о реформировании Пражского университета, в котором чехи наконец получили преимущество над немцами. При решении всех вопросов, касавшихся жизни университета, чехи имели три голоса против одного немецкого. Как раз в этот период Гус получил место ректора, его позиции усилились. Но уже в 1410 году против него издали буллу, а потом и предали анафеме. Ситуация усугублялась тем, что как раз в это время произошел Великий раскол Римской церкви; одновременно на папском престоле сидели два, а потом и три папы, и они могли принимать совершенно противоположные решения.

В 1411 году пражский архиепископ напрямую обвинил Гуса в ереси. Вацлав IV, опасаясь серьёзных санкций, предложил богослову на время уехать в южную Чехию, что тот и сделал. Но в 1414 году проповедника вызвали на Констанцский собор, который должен был прекратить Великий раскол. Король Германии Сигизмунд I обещал выдать Гусу охранную грамоту, поэтому богослов отправился на собор без опасений. На деле документ, который он получил, был обычной подорожной. Гуса обвинили в ереси, а также в том, что он способствовал изгнанию немцев из Пражского университета, и потребовали отречься от своих взглядов. Гус же был готов их обсуждать, вести дискуссию, но не отказываться от убеждений: он хотел, чтобы ему доказали, что он еретик.

На протяжении нескольких месяцев Гуса, уже заключённого в тюрьму, пытались убедить в том, что отречение необходимо. Он писал друзьям: «Меня мучит зубная боль, кровохарканье, болит голова, и причиняют боль камни в печени, но именно теперь я учусь молиться и постигаю ценности страданий Христа». В итоге упорство его так и не было сломлено, и 6 июля 1415 года Яна Гуса казнили через сожжение на костре.

4.jpg

Сожжение Яна Гуса. Миниатюра из «Хроники Констанцского собора» Ульриха фон Рихенталя, 1464. (Rosgartenmuseum Konstanz)

Сегодня Гус признан реформатором, Папа Римский Иоанн Павел II выражал сожаление, что богослов был сожжён. Учение Гуса названо способствующим объединению церквей, а в Чехии существует отдельная гуситская церковь. Однако реабилитация Яна Гуса, признанного еретиком, не состоялась до сих пор.

Карл Фридрих Лессинг. «Иоганн Гус в Совете Констанце».

6 июля 1415 года на главной площади немецкого города Констанц сжигали очередного еретика. По легенде, у самого костра появилась благообразная старушка с вязанкой хвороста, спешившая внести свою лепту в расправу над вероотступником.

— О, святая простота! — воскликнул приговорённый, наблюдая за женщиной. Он умирал с улыбкой на устах и с уверенностью в правоте своего дела.

Эпоха морального разложения

К началу XV века христианство прошло огромный путь от небольших групп, гонимых властью, до абсолютного доминирования в Европе. Церковь контролировала не только духовную жизнь людей, она также определяла общественные нормы, активно влияла на развитие экономических отношений, претендовала на светскую власть.

Все эти процессы пагубным образом сказались на служителях церкви. Святые отцы далеко уходили от библейских норм, погрязая в политических интригах, алкоголизме и разврате. Церковь готова была признать богоугодным делом всё, что приносило ей доход.

Ян Гус. Портрет неизвестного художника XVI века

Такое положение вещей вызывало возмущение у различных слоёв общества, начиная от простых крестьян и заканчивая рыцарями и особами королевской крови. Немало противников «генерального курса» церкви было и среди священнослужителей.

Одним из тех, кто решился выступить против существующего порядка вещей, оказался выпускник Пражского университета, впоследствии ставший его преподавателем, богослов Ян Гус.

Популярный богослов

Ян Гус родился в 1369 году в местечке Гусинец, в Южной Чехии, в бедной крестьянской семье. Исключительно благодаря своему упорству и умению переносить лишения, порой голодая, он сумел получить образование. В юности Ян Гус не был аскетом, и в студенческие годы немало времени проводил на дружеских пирушках с участием молоденьких красавиц.

Но эти забавы молодёжи не шли ни в какое сравнение с тем распутным образом жизни, который вели высокопоставленные служители церкви. Разрыв между христианскими постулатами и реальностью потряс Гуса.

Закончив в 1401 году университет, он начал читать проповеди в костёле св. Михаила, а годом позже был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги.


Основой для собственной доктрины Яна Гуса стали работы английского богослова Джона Уиклифа, профессора Оксфорда, который жёстко критиковал духовенство за алчность, корыстолюбие и борьбу за светскую власть.

Яркие проповеди Яна Гуса очень быстро обретают широкую популярность. Этому способствует и то, что Гус, вопреки существовавшим канонам, читает проповеди на чешском языке.

«Каждый христианин должен искать правду»

Новый проповедник затрагивает не только церковную жизнь, он критикует власть предержащих, феодалов, богачей.

Не отделяя себя от церкви, он тем не менее подвергает сомнению сложившиеся в ней порядки.

Проповеди Яна Гуса

Тезисы, выдвинутые Яном Гусом, покушались на устои церковного могущества:

«Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана».

«Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».

«Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности».

«Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор».

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный“, а „хлеб наш насущный“ говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».

Некоторые высказывания Яна Гуса способны вселить ужас и в олигархов XXI века, что уж говорить о власть предержащих XV века.

Никлай Коперник.

Человек, пробудивший нацию

Разумеется, очень скоро святые отцы почувствовали угрозу своему благополучию и попытались заставить дерзкого проповедника замолчать.

В 1409 году архиепископ Пражский на основании папской буллы наложил запрет на проповедническую деятельность Яна Гуса, ему грозили допросами и церковным судом.

Однако на стороне Гуса выступили простые граждане, а также влиятельные вельможи и даже сам король Чехии Вацлав IV. Арестовать популярного проповедника оказалось невозможно.

Тогда в 1411 году архиепископ Пражский прямо обвинил Гуса в ереси. Но и Вацлав IV оказался не робкого десятка — обвинения в адрес Гуса он назвал «клеветой» и повелел арестовывать священников, эту клевету распространяющих, забирая их собственность в пользу казны.

Йозеф Матхаузер. Ян Гус в темнице

Ян Гус занимался не только проповедями. Он провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа.

Проповеди Гуса, читаемые на чешском языке, пришлись по времени на период роста национального самосознания чехов, выступавших не только против засилья корыстолюбивых священников, но и против владычества немцев.

Ян Гус, сам того не желая, стал лидером набирающего обороты национального движения.

Папа Иоанн XXIII. Во время собора в Констанце и суда над Яном Гусом

Лживое слово императора

Очень скоро Папа Римский Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт — то есть запрет на проведение всех церковных действий. В случае, если бы Гус продолжил проповеди, интердикт был бы распространён на всю Прагу. Не желая подвергать город такому испытанию, Гус уехал в Южную Чехию, где продолжил проповедовать и работать над переводом церковных текстов на чешский язык.

В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский собор, главной целью которого была поставлена задача преодолеть раскол в западном христианстве. К тому времени сложилась ситуация, когда одновременно действовали три Папы Римских. В рамках упорядочения ситуации внутри церкви Гусу предлагалось также отстоять свои взгляды в богословском диспуте.

В качестве гарантий безопасности проповеднику была представлена охранная грамота императора Священной Римской империи Сигизмунда.

Однако это была самая настоящая ловушка. По прибытии в Констанц Гус был обвинён в ереси, организации изгнания немцев из Пражского университета и других преступлениях. На одном из заседаний проповедник был арестован по приказу Папы Римского Иоанна XXIII. На протесты сторонников Яна Гуса папа цинично заявил, что лично он никаких обещаний не давал. Что же касается Сигизмунда, то он и вовсе отмежевался от своих гарантий, предоставив решать дело служителям церкви.

Вацлав Брожик: Ян Гус на Соборе в Констанце (1883)

Смерть за идею

Для Иоанна XXIII Констанцский собор закончился низложением и бегством, однако это не могло спасти Яна Гуса. Не спасли его и возмущённые обращения чешского дворянства, требовавшего от императора Сигизмунда быть верным своему слову.

Обвинённому в ереси проповеднику был вынесен смертный приговор. И император, и архиепископы, осудившие Гуса, понимали, что его смерть может иметь тяжёлые последствия, поэтому пытались склонить богослова к «отречению от ереси».

— Противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил, — отвечал Гус.

1 июля 1415 года проповедник в письменной форме окончательно отверг предложения об отречении. 6 июля 1415 года при большом скоплении народа Ян Гус был сожжён на костре. Прах «еретика» развеяли над Рейном.

Приготовления к казни Яна Гуса

Гибель Яна Гуса вызвала волну гнева в Чехии. И простой народ, и элита фактически отказались подчиняться Риму и императору Священной Римской империи. Угрожающие письма Сигизмунда только подливали масла в огонь. Крестьяне стали объединяться в вооружённые формирования, готовые дать отпор карателям.

Картина Владислава Муттиха Ян Гус на костре в Констанце, 1415

Гусистские войны

В 1420 году Папа Римский объявил крестовый поход против «еретиков-гуситов». Так началась череда конфликтов, растянувшаяся на 15 лет и получившая название «Гуситские войны».

Объединённые силы народных формирований и дворянства нанесли целую серию поражений сторонникам католиков. При этом среди самих гуситов существовало разделение на радикалов-таборитов и умеренных-чашников, которое в конечном итоге и привело к поражению в войне.

Пять крестовых походов против гуситов завершились победой «еретиков». Однако человеческие жертвы и огромные экономические потери заставили чашников искать компромисса с католиками. В число чашников в основном входили состоятельные дворяне, высшие слои общества.

В 1433 году были заключены так называемые Пражские компактаты, которые определяли условия мира между католиками и чашниками.

Табориты объявили чашников предателями и продолжили борьбу. Но 30 мая 1434 года в битве у Липан объединённые силы католиков и чашников разгромили таборитов, положив конец их движению.


За Гусом пришёл Лютер

15-летний период опустошительных войн в Центральной Европе не позволил ни одной из сторон одержать полную победу. Католики не смогли окончательно уничтожить «гуситскую ересь», чашники остались под властью Папы Римского и императора Священной Римской империи.

Однако для чешского народа Ян Гус, безусловно, стал национальным героем, человеком, почитаемым и спустя шесть столетий после своей гибели.

Римскую церковь эта история ничему не научила. В ней всё так же процветали разврат, погоня за наживой, борьба за власть.

Всё это привело к тому, что через 2 года после смерти Яна Гуса немецкий богослов Мартин Лютер вывесит на двери Замковой церкви в Виттенберге свои «95 тезисов», которые положат начало протестантизму и церковной Реформации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: