Сравните германский и римский суд с участием претора выпишите отличия

Обновлено: 25.11.2022

Разным периодам развития Древнего Рима; соответствовали и разные типы гражданского процесса.

В период республики процесс назывался легисакционным.

В эпоху принципата процесс стал формулярным.

В эпоху абсолютной монархии процесс сделался экстраординарным.

Легисакционный процесссостоял из двух стадий.

В первой стадии (in iure) стороны являлись в назначенный день к магистрату и приносили с собой вещь, составлявшую предмет возникшего спора (если спор шел о вещи недвижимой, то приносилась какая-либо ее часть: кусок земли, кирпича, дома и т. д.). После этого начинался сам процесс, который протекал в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, а затем ответчик налагали на вещь особую палочку (виндикта - от vindico - требовать, защищать), произнося при этом установленные обычаем формулы и фразы. Тот, кто сбился или ошибся, автоматически проигрывал спор (дело). Таким образом, налицо строгий формализм легисакционного процесса. Если никто из сторон не ошибался, то далее заключался денежный залог. Выигравшая сторона получала залог обратно, а проигравшая лишалась его, и он поступал в пользу казны. Залог служил для определения истинной волистороны: если сторона отказывалась вносить залог, то это свидетельствовало о том, что она Нарушила право и боится проиграть дело, так как одновременно с этим потеряет и сумму залога. На этом первая стадия процесса заканчивалась, и далее претор назначал судью для разбирательства дела по существу (стороны и сами могли выбрать судью, но под контролем магистрата). Судьей мог быть только гражданин Рима.

Вторая стадия (in iudicio) заключалась в том, что назначенный претором судья без особых формальностей рассматривал дело по существу (знакомился с письменными документами, заслушивал свидетельские показания и т. д.) и после этого выносил решение. Сторона автоматически проигрывала дело, если без уважительной причины не являлась в суд. Решение суда вступало в законную силу немедленно и не могло быть обжаловано. Если предметом спора являлась не вещь, а обязательство должника, то истец заявлял должнику о долге и "налагал на него руку". Если после этого должник немедленно не уплачивал долг, то истец имел право увести должника к себе и заключить в оковы. Если по истечении 60 дней долг так и не был уплачен (необязательно самим должником), то должникстановился полной собственностью истца. Развитие торгового оборота, появление новых форм отношений и т. д. потребовало упрощения и изменения судебного процесса. На смену легисакционному процессу пришел процесс формулярный.

Формулярный процесстакже состоял из двух частей, однако производство в первой стадии (in iure) стало осуществляться без всяких формальностей и заканчивалось вручением претором истцу записки, которая была адресована судье. В данной записке претор указывал те основания и условия, при которых иск подлежал удовлетворению. Такая записка являлась обязательной для судьи и называлась формулой (отсюда и наименование самого процесса). Формула состояла из следующих основных частей:

• вводная. Всякая формула начиналась с назначения конкретного судьи;

• интенция - изложение смысла и содержания претензии истца;

• кондемнация - предписание об удовлетворении иска в случае подтверждения справедливости интенции.

Формула могла также содержать и второстепенные (необязательные) части:

эксцепция, то есть возражения ответчика. Если возражения были обоснованными, то претор соответствующим образом указывал об этом в

кондемнации и обязывал судью отказать в иске, если возражения подтвердятся;

• прескрипция. Данная часть формулы следовала непосредственно за назначением судьи и вводилась для того, чтобы отметить, что истец просит взыскать не все ему причитающееся, а только лишь часть.

Наличие в формуле прескрипции позволяло истцу в дальнейшем довзыскать оставшуюся часть причитающейся ему суммы.

Формулярный процесс характеризовался не только упрощением судебного разбирательства, но и появлением у претора возможности дополнять или изменять старое цивильное право.

Решение суда вступало в силу немедленно и не могло быть обжаловано.

Уже в классическую эпоху все чаще стали встречаться случаи, когда дело целиком разбиралось только магистратом (претором) без его передачи на разрешение судьи.

Такой исключительный (экстраординарный) порядок со временем (к III веку н. э.) полностью вытеснил иные виды гражданского процесса. В отличие от иных видов процесса экстраординарный процесссостоял только из одной части и от начала до конца ведся одним и тем же лицом.

Процесс стал письменным, а само разбирательство пересталоносить публичный характер, так как в процессе могли присутствовать только стороны. Лишь само решение провозглашалось всегда гласно. Решение по делу могло быть обжаловано, и поэтому однажды начатый спор мог продолжаться несколько лет, переходя из одной инстанции вдругую.

С сер. IV в. до н. э. основная роль в организации судопроизводства по частным искам в Риме переходит к претору (должность учреждена в 366 г. в качестве помощника консула для решения внутригородских дел). Значение преторской юстиции возрастало параллельно умалению юстиции понтификов: в 304 г. до н. э. жреческий писец Гней Флавий самовольно («для пользы народа Рима») опубликовал принятый календарь судебных дней, несколько позднее таким же образом был выкраден и опубликован Флавием перечень главных судебных исков. Судопроизводство с этой поры приобрело преимущественно магистратский характер, за понтификами сохранялось некоторое время только значение традиционно лучших знатоков права.

В 242 г. до н. э. для рассмотрения споров, возникавших между римскими гражданами и перегринами, а также между лицами, имевшими иной правовой статус, была создана магистратура второго, перегринского претора. Его деятельность в сфере юстиции стала не только со временем доминирующей по охвату споров, но и новаторской по внутреннему содержанию. Перегринский претор был лишен возможности использовать строгие правила квиритского права: они либо не предусматривали случая спора между лицами разного статуса, либо вообще игнорировали огромное большинство новых правовых ситуаций. Для того чтобы согласовать правовые интересы римлян и других жителей Италии и империи, претору пришлось изобретать новые формы судебных исков, признавать имеющими силу совершенно новые правовые реалии. В большой степени эти изобретения и признания были основаны на общих принципах права народов (jus gentium), которое указывало предпочитать юридическому формализму требования разума, обычаи других народов, практику правоприменения в средиземноморских судах, прежде всего греческих. Основанное на идее внепривилегированной справедливости и равенства участников гражданских правоотношений при соблюдении их подлинной воли, право народов с этого времени стало еще одной составляющей римского гражданского права наряду с квиритским.

Основным юридическим инструментом в обновлении права и судопроизводства стал преторский эдикт, или указ. С III в. до н. э. сложилась практика, по которой вступавший в свою должность на новый годичный срок претор издавал эдикт (право издания эдиктов, содержащих правовые нормы, было также у консулов и эдилов), где формулировал основные правила своей будущей правоприменительной деятельности. Эти эдикты приобретали разный вид: а) подтверждающие, когда претор высказывал полное доверие к деятельности предшественника; б) новационные, в которых претор заявлял стремление вести суд и давать защиту, не считаясь со старыми порядками; в) городские, адресованные только Италии, и др. В преторском эдикте стали находить отражение и новые процессуальные средства защиты прав, к которым прибегал претор, когда был не в состоянии воспользоваться жесткими формами легисакционного процесса. В принципе, запрещалось что-либо менять эдиктом в цивильном праве, в законах государства, в запрещающих законах. Однако можно было создавать новые формулы исков, не предусмотренных квиритским правом, или, чтобы избежать явно несправедливого по сути юридического спора, прибегнуть к реституции, т. е. восстановить стороны в их первоначальном положении, как если бы сделки и не было, или включить в правила судоговорения особое возражение ответчика — эксцепцию, которые также были строго конкретны и связаны со своими обстоятельствами (возражение, что был обманут или что заблуждался). Так, наряду с правом, содержащимся в законах Рима, сформировалось особое преторское право, или магистратское (jus honorarium), которое стало вторым по важности источником гражданского права Рима, внеся в него многие идеи и новации, почерпнутые из jus gentium.

Преторский эдикт первоначально обнародовался устно, затем стал высекаться на мраморе. А сам претор вел два «альбома»: в одном фиксировал эдикты, в другом — перечень новационных формул исков и средств преторской защиты. Чтобы каждый новый эдикт не вносил сумятицы в правоприменение, со временем преторам было предписано строже придерживаться практики предшественников. В 67 г. до н. э. закон прямо запретил преторам менять эдикты — они стали постоянными. С этого времени по важности преторский эдикт едва ли не превзошел законы. Во II в. император Адриан указал известному юристу Сальвию Юлиану провести систематизацию преторского эдикта. Юлиан в сотрудничестве с другим правоведом собрал эдикты городских и перегринских преторов, курульных и провинциальных эдилов и составил единый обширный постоянный эдикт (143 г.), который впредь запрещено было менять, а следовало изучать и комментировать. С этим прекратилась и эволюция преторского права.

Переход к преимущественно преторской юстиции сопровождался переустройством судебных институтов в целом. Наряду с частными судьями, перешедшими из предыдущих веков, основными учреждениями стали: а) центумвиральные суды, или коллегии 100 мужей, и б) суды «восстановителей утраченного», или рекуператоров. Суд рекуператоров действовал при перегринском преторе и представлял собой коллегию 3–5 судей, которыми мог быть любой римлянин, где решались дела, требующие скорейшего решения, главным образом с участием перегринов или иностранцев в качестве одной из сторон. Этот суд был наиболее прост и даже отчасти демократичен. Наиболее важным судебным институтом стал суд центумвиров. Его составляли 105 судей, избранных от 35 римских триб и, по-видимому, принадлежавших к высшим сословиям — сенаторскому и всадническому. Начало деятельности судов относится к 240-м гг. до н. э. (однако есть упоминания и о создании их также Сервием Тулием). Круг полномочий этих судов был обширен — в них разбирались дела «о давности, об опеках, о родстве родовом и кровном, о намывных берегах и островах, об обязательствах, о сделках, о стенах, о пользовании светом, о капели, о действительных и недействительных завещаниях и множестве других, тому подобных вопросах» (Цицерон. Об ораторском искусстве. 1. 38), практически все вопросы гражданского права, кроме споров о статусе лиц. Центумвиры действовали в 4 трибуналах, каждый со своей более суженной компетенцией; решения принимали коллегиально, и потому они были окончательными. Заседал суд на форуме, в особо отведенном месте.

В провинциях и муниципиях роль преторов играли (где их не было) наместники и префекты; постоянных списков судей из граждан там не было, в судьи избирали на городских собраниях или в сенатах муниципий.

Оформление преторского права изменило и процедуру судебного разбирательства — вначале не существенно, а к I в. до н. э. — принципиально. Разделение на две стадии — in jure и in judicio сохранилось, однако юридически более важной стала первая. Инициатива по-прежнему оставалась за истцом, но вызов ответчика подкреплялся авторитетом магистрата: за неявку полагался штраф. Истец излагал свою претензию в менее строгом виде, за ответчиком признавалось право не только принять или отвергнуть иск, но и сделать частичные возражения по разным содержательным вопросам: должен, но не столько, брал, но не должен, потому что… и т. д. Юридическое существо спора формулировали уже не стороны, а претор, который обобщал суть дела в формуле — специальном предписании судье. В этом предписании обязательно было три элемента: назначение судьи, изложение претензии и возражений, распоряжение о действиях судьи — оправдай или присуди. «Если окажется, что Авлу Агерию причинил ущерб Нумерий Негидий, то ты, судья, осуди его и сосчитай сумму убытка, если же окажется, что он сделал это невольно, оправдай» (типичный для римского права пример формулы, где используются абстрактные имена истца (от agere — искать) и ответчика (от negare — отрицать)). Составляя формулу, претор был более заинтересован не соблюдением требований квиритского права, а выяснением подлинных правоотношений сторон в учете справедливости. Конечно, юридический формализм полностью преодолен не был, и перечень новых преторских формул (который включали в эдикт как приложение) поначалу был невелик. Но теперь уже претор не мог отказать в судебной защите, если имелась ранняя соответствующая формула. На стадии судоговорения процесс шел в основном прежним путем. При отсутствии спора (если стороны обратились в суд только за признанием перехода прав по обоюдному согласию) претор мог и сам решить дело.

Такой вид процесса по главному новшеству получил название формулярного процесса. Он был введен в судопроизводство по закону Эбуция (между 149 и 123 гг. до н. э.) — первоначально как факультативный вид процесса; римские граждане сохранили возможность пользоваться законными формами исков. В 17 г. до н. э. формулярный процесс был признан единственно законным, а правила легисакционного выведены из обихода. Подзаконное, но свободное усмотрение суда в гражданских спорах стало определяющим.

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие Допетровская Россия отнюдь не представляла собой некую «черную дыру» в области законодательства. Наоборот, за последние шестьсот лет сложились правовые традиции и законоустановления, пусть и уступавшие западноевропейским, но не

Закон, юстиция, престолонаследие

Закон, юстиция, престолонаследие Допетровская Россия отнюдь не представляла собой некую «черную дыру» в области законодательства. Наоборот, за последние шестьсот лет сложились правовые традиции и законоустановления, пусть и уступавшие западноевропейским, но

2. СУДОПРОИЗВОДСТВО

2. СУДОПРОИЗВОДСТВО С самого начала придется признать, что из-за отсутствия частных документов наши сведения о судах и судопроизводстве в стране Хатти весьма скудны.Низшей инстанцией для рассмотрения тяжб, по-видимому, были суды старейшин, составлявших органы

Юстиция Союзников

Юстиция Союзников Несмотря на то что подобные жесткие меры должны были поставить крест на подпольной деятельности нацистов, Союзное командование, чтобы вконец подорвать возможное сопротивление, решилось на принятие еще более жестких, почти драконовских мер. В приказе

Судопроизводство

Судопроизводство В судебном процессе черты глубокой архаики проступали еще резче, нежели в праве.Древнерусская судебная терминология свидетельствует, что в глазах людей того времени суд, судоговорение были, в сущности, словесным боем между тяжущимися сторонами.

Юстиция в Третьем рейхе

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство

Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство С видоизменением всей системы власти и управления в эпоху империи изменились и судебные институты. Реформировались судебные полномочия прежних магистратов, стали утрачивать значение прежние формализованные

Церковная юстиция

Церковная юстиция Юрисдикция церкви в отношении своих сочленов и тем более в отношении мирян вовсе не вытекала из Писания и богословских догматов. Ее возникновение было историческим. Связано оно было, во-первых, со стремлением государственной власти опереться на

Суд и судопроизводство

Суд и судопроизводство Юстиция в византийском государстве была неразделима с общей администрацией. В этом заключалась одна из главных особенностей судоустройства империи и его общее отличие от традиций римской юстиции. Не только юридически управленческая власть была

Судопроизводство

Судопроизводство Администрация была в Древней Японии тесно связана с юстицией. На самом высшем уровне и на уровне местном судопроизводство осуществляли одни и те же учреждения. Однако существовали и специальные юридические ведомства.Все судебные дела первоначально

Qui se debere pecuniam mulieri putabat, iussu eius dotis nomine promisit sponso et solvit: nuptiae deinde non intercesserunt: quaesitum est, utrum ipse potest repetere eam pecuniam qui dedisset, an mulier. nerva, atilicinus responderunt, quoniam putasset quidem debere pecuniam, sed exceptione doli mali tueri se potuisset, ipsum repetiturum. sed si, cum sciret se nihil mulieri debere, promisisset, mulieris esse actionem, quoniam pecunia ad eam pertineret. si autem vere debitor fuisset et ante nuptias solvisset et nuptiae secutae non fuissent, ipse possit condicere, causa debiti integra mulieri ad hoc solum manente, ut ad nihil aliud debitor compellatur, nisi ut cedat ei condicticia actione.

Ситуация: У женщины, которая собирается выходить замуж, должник; она приказывает ему исполнить его денежное обязательство в пользу будущего мужа - передать деньги в качестве приданого. Должник стиулирует будущему мужу эту сумму и передает ее. Брак, однако, не состоялся.

!важно! В данном отрывке рассматривается еще одно возможное обстоятельство - должник на самом деле мог быть ничего не должен женщине ("se debere putabat").

Вопрос: кто может вернуть деньги - должник или женщина, если:

2) долга не было и

а) должник не знал об этом;

б) должник знал об этом.

Мой коммент: должник совершает по приказу женщины стипуляцию, которая становится отдельным основанием (?) передачи денег. Тем самым, передача денег была совершена не напрямую во исполнение обязательства перед женщиной. В то же время ср. l. 32 D. 12, 1

1) (последнее предложение отрывка) если долг был. должник может сам взыскать деньги, поскольку долг к женщине восстанавливается (. causa debiti integra), но - и дальше очень сложно, но очень круто - у женщины остается возможность лишь принудить должника цедировать кондикцию.

2) если долг отсутствовал.

а) если должник считал себя обязанным (= не знал о долге), но обладал эксцепцией doli, значит, может истребовать деньги сам;

б) если знал, что долга нет, и тем не менее стипулировал будущему мужу, иск принадлежит женщине, потому что (. ) "деньги принадлежат ей" (деньги, переданные должником, разумеется).

Итого: кондикция кондикции у женщины при действительном наличии долга и кондикция у должника к получателю; кондикция у должника при отсутствии его долга перед женщиной. Т.е. в любом случае у должника кондикция к несостоявшемуся мужу.

II Немецкий казус (Köhler/Lorenz Schuldrecht II BT, PdW, 18. Aufl. 193, 194)

Assel может получить от Drohne 200 веро по договору продажи. Он же в свою очередь должен Wurm'у столько же. Assel, соответственно, просит Drohne сразу заплатить Wurm'у. Тот так и делает. Выясняется, что:

а) долг Д к А не существовал;

б) оба долга не существовали.

Вопрос: кто у кого кондицирует?

Мой коммент: отношения между А и Д являются отношениями покрытия (Deckungsverhältnis), между А и В - отношениями валюты (Valutaverhältnis), все вместе это - треугольник отношений (Dreiecksverhältnis); отсутствие обоих долгов в таком отношении - Doppelmangel.

Также надо учитывать, что тут Anweisung

а) поскольку исполнение юридически совершалось со стороны А в пользу В, случай решается в пользу кондикции Д к А. К В у Д кондикции нет (BGH NJW 2005, 60), что немецкие юристы считают правильным, так как В может иметь возражения к А.

При этом возврат денег осуществляется по § 818 II, т.е. возврат не в натуре, а компенсация!

Руководство: BGHZ 48, 70 (цитата из указанного решения: Nach den Grundsätzen der Leistungskondiktion (vgl. BGHZ 40, 272, 277 f [BGH 31.10.1963 - VII ZR 285/61] mit Nachweisen) vollzieht sich der Bereicherungsausgleich immer im Verhältnis von Leistendem und Leistungsempfänger im Rechtssinne , während es nicht darauf ankommt, wer an wen in tatsächlicher Hinsicht "geleistet" hat )

1) прежний взгляд: при Doppelmangel im Dreiecksverhältnis в виде в виде исключения нужно допустить Durchgriffkondiktion, т.е. позволить именно Д взыскать деньги у В, потому что какой смысл этой сумме "гулять" от В к А, а затем от А к Д?

2): поскольку за В нужно оставить все возражения, которые он имел к А, нужно разделять кондикции (Theorie der Doppelkondiktion):

2.1) прежний взгляд: содержанием кондикции Д к А будет должно быть то, что А приобрел от исполнения Д в пользу В - т.е. кондикция А к В!

Итого: кондикция кондикции. Отмечается негативный момент: на Д собираются всевозможные риски (Kumulation der Risiken): несостоятельность как А, так и В; те же возражения В к А.

2.2) более свежий взгляд: предметом кондикции изначально должна быть ценность переданных В денег (ср. решение к а) про компенсацию).

Возможный аргумент против: А может сказать, что увеличение имущества произошло не у него, а у В, а также сослаться на отпадение обогащения по § 818 III (например, несостоятельность В, отчего А теряет обогащение в виде кондикции). Отклоняется тем, что А типа сам сказал заплатить В (видимо, взято с потолка).

Итого: при наличии долга Д к А Д не имеет требований к А; при отсутствии долга немцы (теперь) не дают Д кондицировать у В - он кондицирует у А неизвестно что. Но и раньше кондикция кондикции была у Д. Т.е. в любом случае у Д нет кондикции к В.

Как определить итог сравнения: Д равнозначен должнику в римском казусе, А - женщине, В - будущему и несостоявшемуся должнику.

Вопрос: Whom do you trust now? :)

(внимательному читателю, у которого мозг опух не настолько, чтобы не заметить, как появился вывод "при наличии долга Д к А Д не имеет требований к А")

Для этого случая есть все тот же BGHZ 48, 78:

Почему BGH решил, что Durchgriffkondiktion не быть?

Den Grund für die Zulassung des Durchgriffs hat man bisher hauptsächlich darin gesehen, daß es ein unnötiger Umweg wäre, wenn man den Berechtigten an den Erstverpflichteten verweisen würde (Enneccerus-Lehmann, Schuldrecht, 15. Bearb. § 221 III 1 b, Fußn. 12; vgl. auch BGH VII ZR 61/59 vom 24. März 1960 - JZ 1962, 404 [BGH 24.03.1960 - VII ZR 61/59] ). Dieser Erwägung wird der Boden entzogen, wenn einer der Verpflichteten nicht nach Bereicherungsgrundsätzen, sondern aus Vertrag haftet. Eine solche Haftung geht der aus ungerechtfertigter Bereicherung vor und schließt sie aus (vgl. u.a. BGHZ 44, 321, 324) [BGH 29.11.1965 - VII ZR 214/63] . Es bleibt dann auch kein Raum für einen "Durchgriff". Denn dieser setzt, wenn man ihn zuläßt, stets eine ununterbrochene Kette von Bereicherungsansprüchen voraus. Würde man ohne diese Voraussetzung den Durchgriff gestatten, so würde man in die vertraglichen Beziehungen zwischen einem Glied der Kette und seinem Nachmann zu Lasten beider eingreifen. Das geht nicht an.

Т.е. если долг Д к А есть, то он вытесняет, по мнению немцев, кондикцию вообще нафик.

Претор - высшее должностное лицо, помощник консула. Осуществлял руководство правосудием.

Деятельность преторов сыграла большую роль в развитии римского права. Преторское право (П.п.) - это особая система римского частного права. П.п. противопоставлялось цивильному праву, т.е. исконному римскому частному праву, основным источником которого являлись законы двенадцати таблиц. Преторы не обладали законодательными функциями, однако широкие процессуальные полномочия преторов позволяли им изменять и материальное цивильное право. Формально ничего не меняя они в одних случаях оставляли без применения цивильные нормы в виду их устарелости, а в других давали судебную защиту отношениям не предусмотренным правом, и этим по существу создавали новые нормы.

Судья назначался претором. Судья проверял фактические обстоятельства дела на второй стадии рассмотрения процесса. На первой стадии претор только принимал иск от истца и возражения от ответчика, не проверяя фактических обстоятельств дела. Позднее с середины IIв. до н.э. претор давал судье конкретную формулу (инструкцию) по рассмотрению того или иного дела. Такой процесс стали называть формулярным.

Jus nudum- "Голое право", т. е. право без возможности его реализации.

На первых порах преторские мероприятия имели своею целью исключительно лишь помощь законному (цивильному) правопорядку и восполнение его пробелов. Конечно, под видом этой помощи и восполнения вносились нередко в область права весьма существенные реформы, но все же претор не становился пока в резкое и открытое противоречие с предписаниями jus civile(цивильное право). Но жизнь заставила скоро преторов сделать и дальнейший шаг, выступить с открытыми корректурами там, где потребности оборота далеко переросли старые нормы цивильного права и где даже самая свободная intepretatio (интерпритация-объяснение) оказалась бессильной. Формальное основание для подобного, не имеющего аналогий в современном государстве поведения по отношению к закону претор находил в своем imperium - власти, как мы знаем, на год почти неограниченной. Конечно, закона, как такового, отменить и предоставляемых им прав отнять претор не мог, но осуществляя свою обязанность блюсти общественный мир и порядок, он мог в том или другом отдельном случае, где, по его мнению, того требовали интересы целесообразности, предписать частным лицам нечто иное, чем предписывал закон. Закон, таким образом, отстранялся для данного случая создавалось некоторое новое положение, - но все это формально мыслилось как временное изъятие по некоторым особым условиям этого данного случая. Конечно, фактически, со включением соответствующего преторского решения, это, по идее временное, изъятие становилось постоянным, а закон, jus civile, по идее сохраняющий свою полную силу, делался пустым звуком или, как выражаются источники, "голым правом" - nudum jus .

Римская империя за века своего существования создала не только великую культуру и сильнейшую армию, но и четкую систему правовых взаимоотношений между государством и гражданами. Многое из достижений римлян в разных областях было позаимствовано европейцами, причем вместе с названиями. Однако некоторые римские названия так и не нашли своего места в европейской культуре, оставшись в истории. К примеру, сегодня мало кто знает, что такое претор. А в свое время человек, занимающий эту должность, играл не последнюю роль в правовом римском государстве.

Римский претор – кто это?

С латыни слово praetor переводится как «впереди идти». Претором называли в Римской империи государственных чиновников, однако в разное время за ними были закреплены различные функции.

римский претор

Если поначалу в Римском государстве был всего лишь один претор, то спустя время их насчитывалось уже несколько десятков.

Кто мог быть претором

С момента учреждения данной должности на нее мог претендовать абсолютной любой римский гражданин. Однако были важные условия для каждого соискателя. Поскольку претор – это солидная и ответственная должность, ее не мог занимать молодой человек, не имеющий достаточного жизненного опыта. Поэтому кандидат должен был быть возрастом от сорока и старше. Кроме того, чтобы занять пост претора, нужно было продвинуться по всем ступеням римской чиновничьей лестнице по порядку.

Самое главное, что даже добившись места претора, человек занимал его всего лишь на протяжении одного года. Конечно, можно было переизбраться на второй срок, однако для этого во время первого года нужно было очень хорошо себя зарекомендовать.

В Римской империи преторы, как и некоторые другие чиновники, не получали заработной платы за свою работу, исполняя ее для блага общества совершенно безвозмездно. Поэтому позволить себе роскошь целый год не получать плату за работу могли лишь состоятельные римляне. Хотя преторы часто использовали данную власть для отстаивания своих интересов.

История появления преторов и их функции в разное время

После установления республиканского строя в Риме приобрело несколько другое значение слово "претор". Это название двух наиболее высоких должностей в государстве: консул и диктатор.

претор это

Но со временем верховный чиновничий пост в Риме стал носить название консул, а претором стала называться следующая по старшинству должность. В этот период имел довольно четкие обязанности претор. Это контроль за судебной системой по делам между гражданами Римской империи. Кроме того, когда консул отсутствовал, его функции по управлению страной и городом выполнял претор, становясь чуть ли не первым лицом в государстве.

Со временем с совершенствованием судебной системы возникла необходимость избирать двух преторов. Один из них курировал судебную систему в Риме между его гражданами, его называли praetor urbanus. А в компетенцию второго (praetor peregrinus) входил контроль судопроизводства между иностранцами в Римской империи, а также римлянами и чужестранцами.

право преторов

С началом активных завоеваний римлянами новых территорий и появлением массы провинций судопроизводство в каждой из них требовало собственного претора. Так во времена первого римского императора Гая Юлия Цезаря в Риме было уже целых 16 преторов, и их количество росло.

С появлением императоров и утратой статуса республики, круг обязанностей преторов расширился. Со временем так стали называть высшие чиновничьи посты в каждом городе Римской империи.

Право преторов

Приступая к исполнению обязанностей, преторы издавали эдикты, так называемые законы на один год. В них они не только составляли программу своей работы и принципы, на основе которых она будет осуществляться на протяжении всего года (edictum perpetuum), но и указывали, как нужно решать судебные тяжбы в том или ином случае (edictum repentinum).

что такое претор

С годами количество эдиктов неудержимо росло. Кроме того, каждый новый претор обязательно должен был ознакомиться с эдиктами предшественников и брать во внимание их, составляя собственные. Именно эдикты преторов представляли собой преторское право.

Со временем таких законов накопилось немало. Некоторые из них противоречили друг другу. Поэтому со временем все они были собраны и пересмотрены римским юристом по имени Савилий Юлиан.

Преторы сегодня

Сегодня утратило свое значение слово «претор». Но при этом в некоторых странах оно до сих пор актуально. В Румынии глава пласа (административная единица наподобие района) - претор. Это слово также используется как название должности представителя мера (примара) в Молдове.

С тех пор как пала Римская империя, прошло несколько сотен лет. Вместе с ней ушла в небытие и должность претора. И хотя сегодня в отдельных странах некоторые должности чиновников так же называются, у них совсем другие функции. Несмотря на это, преторы внесли немалый вклад в формирование известной нам сегодня правовой системы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: