Сколько уставных судов в рф

Обновлено: 28.09.2022

В Конституции Российской Федерации не предусматривается непосредственное создание конституционных (или уставных) судов на территории субъектов государства. Однако в положениях ее статей (10-11 и 77) содержится информация, которая предусматривает разделение власти государства на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Помимо этого в части 3 статьи 118 Конституции предусматривается создание судов в субъектах государства согласно правам этих субъектов на создание собственных конституционных судов. Более конкретно подобное право прописано в Законе о судебной системе (статья 27).

Основные принципы конституционных (уставных) судов субъектов РФ

Сейчас создание подобных судов предусматривается в конституциях/уставах 56 субъектов Российской Федерации, в 22 — приняты специальные законы касательно конституционных/уставных судов. Фактически же такие суды существуют в 18 субъектах нашего государства:

  • республики Адыгея, Кабардино-Балкария и Чечня;
  • республика Карелия;
  • республики Марий Эл и Татарстан;
  • республики Бурятия и Башкортостан;
  • республики Дагестан, Северная Осетия-Алания и Ингушетия;
  • республики Саха (Якутия) и Коми;
  • республика Тыва;
  • Калининградская, Челябинская и Свердловская области;
  • город Санкт-Петербург.

Конституционными/уставными судами в этих субъектах за весь период их деятельности были приняты сотни решений, включая признание законов и прочих нормативных правовых актов субъектов государства как не соответствующих конституции/уставу этих республик/областей.

Конституционные/уставные суды субъектов Российской Федерации решают единые задачи, направленные на укрепление конституционных основ государства и общества и действуют в относительно равных процессах.

Однако они не представляют собой единую систему судебного конституционного контроля. Каждый из подобных судов является самостоятельным в плане выполнения собственных полномочий, при этом вынесенные им решения не может отменить или изменить другой суд, включая Конституционный Суд Российской Федерации. Правда, в нескольких законах субъектов государства (например, Челябинской области) есть возможность пересмотра решений судов указанным Судом. Это обуславливается тем, что каждый из таких судов руководствуется конституцией/уставом своего субъекта и исходя из их положений делает свои выводы или выносит решения.

Конституционный Суд Российской Федерации основывается в своей работе на положения Конституции государства.

Формирование конституционных судов и полномочия судей

Председатели, их заместители и прочие судьи конституционных/уставных судов субъектов государства наделяются полномочиями на основании части 4 статьи 13 Закона о судебной системе, с учетом федеральных законов и законов непосредственного субъекта государства.

Чаще всего подобный порядок подразумевает избрание судей на заседаниях представительных/законодательных органов власти высшего порядка субъектов государства (кроме Конституционного Суда Дагестана, для которого судей назначает Народное Собрание Республики).

Кандидатуры на судейские должности в таких судах рассматриваются парламентом или органом законодательной власти, президентом республики (или ее главой), а также главами исполнительной власти и высшего органа законодательной власти.

Обычно законами о конституционных судах напрямую не регламентируются порядок/сроки рассмотрения кандидатур на судейские должности. Но в некоторых случаях кандидатура выносится на предварительное обсуждение постоянной комиссией законодательного органа власти (такое нередко проводится в Кабардино-Балкарской республике). Также присутствует вариант вынесения кандидатур на голосование не позднее установленного срока.

Избрание судей из кандидатур, которые были вынесены на заседание законодательного органа власти, выполняется индивидуально посредством тайного голосования. Избранником становится лицо, получившее большее число голосов.

Сроки действия полномочий судей разнятся в различных субъектах Российской Федерации.

Например, в Бурятии полномочия судьям даются бессрочно, в Дагестане до 10 лет, а в Адыгее — до 12 лет.

Избрание руководителей конституционных судов чаще всего производится из кандидатов, входящих в состав такого суда. На законодательном уровне допускается избирать подобных руководителей как непосредственно судьями, так и законодательным органам, занимающимся представительством главы субъекта государства. В части республик применяется смешанный тип избрания: так председателя избирает высший орган законодательной власти субъекта, а его заместителя и судью-секретаря — сами судьи.

Предмет ведения конституционного/уставного суда и порядок судопроизводства

Согласно части 1 статьи 27 Закона о судебной системе к ведению конституционных/уставных судов субъектов РФ относится рассмотрение вопросов, касательно соответствия законов, а также нормативных правовых актов субъекта государства его конституции/уставу. Сюда же относится толкование этой конституции или устава.

Помимо этого конституционные суды могут иметь право решать иные вопросы, которые находятся в рамках ведения субъектов государства. К подобному относятся:

  • проверка конституционности ненормативных актов;
  • рассмотрение жалоб по поводу нарушения конституционных прав/свобод;
  • проверка условий, в которых был проведен референдум, и его результатов, а также выборов президента/главы субъекта государства;
  • толкование законов таких субъектов;
  • проверка конституционности правоприменительной практики, которая относится к реализации законов государственных субъектов.

Согласно законодательству конкретного субъекта Российской Федерации определяется порядок конституционного судебного производства, который определяет:

  • поводы/основания его возбуждения;
  • обстоятельства, которые исключают подобное производство;
  • права/обязанности лиц, участвующих в таком производстве;
  • сроки рассмотрения/разрешения обращений;
  • процедурные правила, касающиеся вопросов судопроизводства.

Чаще всего такой порядок идентичен порядку судопроизводства в Конституционном Суде Российской Федерации. Правда, стоит учитывать, что особенности компетенции субъектных конституционных судов и прочие обстоятельства в законодательстве этих субъектов могут влиять на появление специфических правил выполнения такого судопроизводства.

Пределы рассмотрения дел в конституционном/уставном суде ограничиваются предметом обращения во всех субъектах государства.

В большинстве законодательств субъектов государства имеются положения касательно конституционных судов, на основании которых их решения провозглашаются окончательными и не подлежат обжалованию или пересмотру. Запрет пересмотра такого решения в равной степени распространяется на судебные органы госвласти, включая Конституционный Суд РФ, а также суды общей/арбитражной юрисдикции, включая суд, который вынес рассматриваемое решение.

Федеральным конституционным законом от 8 декабря 2020 г. N 7-ФКЗ статья 27 признана утратившей силу с 1 января 2023 г.

Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального конституционного закона

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. N 103-О часть 1 статьи 27 не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов РФ дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта РФ. При этом из Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов РФ единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

2. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Избираются Советом представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан - Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан - Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики - Геляхов Абдуллах Сагитович

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия - Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми - Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл - Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) - Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия - Алания - Цалиев Александр Михайлович

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия - Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия - Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан - Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва - Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы - Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга - Сергевнин Сергей Львович

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области - Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области - Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конституционные уставные суды субъектов РФ – это органы государственной власти субъектов Федерации, независимо и самостоятельно осуществляющие от имени субъекта РФ на соответствующей территории судебную власть в виде конституционного судопроизводства.

В отдельных республиках РФ понятие конституционных уставных судов интерпретируется со значительными уточнениями. Например, конституционные суды в Дагестане, Бурятии, Карелии, республике Саха рассматриваются в качестве высших органов судебной власти по защите прав и свобод человека, конституционного строя, по обеспечению непосредственного действия и верховенства конституции.

Уставные суды наряду с мировыми судьями и федеральными судами образуют единую систему судебной власти РФ.

Правовые источники конституционных судов субъектов РФ:

  • Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  • федеральные конституционные законы;
  • конституции субъектов РФ;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ.

Конституционные суды создаются субъектами РФ в соответствии с федеральным конституционным законодательством. Данное право субъектам предоставляется, но не является обязательным к исполнению. Вопрос об учреждении конституционных судов субъекты РФ решают самостоятельно. Это решение закрепляется в виде соответствующих положений в конституциях субъектов РФ и образовании конституционного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее . Конституционный суд создается по решению и усмотрению законодательного органа субъекта РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционные суды создаются, исходя из законов о конституционных судах и в соответствии с законодательством о конституциях субъектов РФ. Конституционные суды действуют в: Башкортостане, Татарстане, Якутии, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Тыве, Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Бурятии, Карелии, Коми, Северной Осетии, Марий Эле, в Свердловской и Калининградской областях, в Санкт – Петербурге - городе федерального значения и т.д.

В ряде субъектов РФ ведутся работы по созданию конституционных судов, но их организация тормозится рядом причин:

  1. Дефицит или отсутствие квалифицированных кадров. Конституционные суды представляют собой особую форму правоприменительной деятельности, основанной на знании зарубежного опыта и правовых доктрин демократических стран. Занимать должность конституционного судьи могут только лица, обладающие значительной практикой в области юриспруденции (профессора вузов, доктора юридических наук).
  2. Ограниченные финансовые возможности. Большая часть субъектов РФ – дотационные территории, на которых обеспечить необходимое финансирование конституционных судов за счет доходов бюджетов субъектов РФ невозможно.
  3. Политические причины. В большинстве субъектов РФ сформировалась авторитарная система правления и создание конституционных судов, действующих на принципах разделения власти, создает определенную угрозу властным структурам.
  4. Низкая загруженность конституционных судов. В рассмотрении действующих конституционных судов субъектов РФ, как правило, находится небольшое количество дел.

В конституционном судопроизводстве выделяют несколько стадий, последовательно следующих одна за одной: внесение в конституционный (уставный) суд обращения; его предварительное рассмотрение; принятие обращения к рассмотрению (отклонение); подготовка к конституционному судебному разбирательству; непосредственно судебное разбирательство; совещание по его итогам, включающее голосование, принятие решения и его провозглашение; опубликование, вступление в силу принятого судом решения; исполнение решения. Решения конституционного суда – юридически обязательные и не подлежат пересмотру другим никаким другим судом.

В конституционный (уставной) суд имеют право обратиться следующие физические лица, организации и органы: граждане, права которых были затронуты оспариваемым нормативным актом; депутаты парламента субъекта РФ; суды, относящиеся к общей юрисдикции (исключение составляют суды Санкт-Петербурга, Карелии, Башкортостана, Калининградской области; депутаты областной думы, депутаты органов местного самоуправления, Нотариальная палата По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Нотариальная деятельность подробнее (Калининградская область) и др.

Полномочия и структура конституционных уставных судов

Федеральный конституционный закон По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный процесс в Российской Федерации. подробнее закрепляет полномочия конституционных уставных судов. Конституционные суды рассматривают дела, касающиеся соответствия конституции законодательства субъектов РФ, нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления и др. (ч.1 ст.27 ФКЗ).

Конституционные (уставные) суды рассматривают споры о разных уровнях компетенции: между самими органами государственной власти; между органами государственной власти и местного самоуправления; между государственными органами и общественными организациями. В полномочия конституционных судов входит проверка конституционности правоприменительной практики.

К ведению конституционных судов субъектов РФ отнесено разрешение дел «о толковании…» и «о соответствии…». Если в субъекте РФ конституционный суд не действует, то рассмотрение подобных дел передается Конституционному суду РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее с передачей соответствующих полномочий в установленном порядке (ст. 3 ФКЗ).

Функции конституционных судов субъектов РФ:

  • контроль нормативно-правовых актов;
  • толкование конституции субъекта РФ;
  • разрешение споров, касающихся компетенции органов власти разного уровня;
  • проверка вопросов, которые выносятся на референдум;
  • предварительный контроль проектов нормативно-правовых актов, направленных на изменение конституции субъекта РФ.

В состав конституционных судов субъектов РФ входят: председатель суда, заместитель председателя, судьи и секретарь. Общее количество судей колеблется от трех до семи (Республика Адыгея и Республика Саха соответственно). В отдельных конституционных судах в составе суда нет заместителя председателя (Бурятия, Республика Адыгея). Председатель и его заместитель избираются из собственного состава самими судьями. В некоторых субъектах РФ председателя суда избирает законодательный орган.

Предложения по кандидатам на должность судьи конституционного суда могут внести: глава республики, органы государственной власти, группа депутатов органы местного самоуправления. В Республике Адыгея конституционные судьи назначаются парламентом от разных ветвей власти – судебной, законодательной и исполнительной.

К судьям конституционного суда в соответствии с законодательством РФ предъявляются определенные требования: возраст кандидата на должность судьи не должен быть менее 25 лет (в некоторых республиках возрастной ценз увеличен до 30 лет (Республика Коми) или 35 лет (Республика Бурятия). В республиках Дагестан и Адыгея установлен верхний возрастной предел –70 и 65 лет соответственно.

В конституциях субъектов РФ установлен срок полномочий конституционных (уставных) судей, который может быть бессрочным (Карелия, Кабардино-Балкария, Республика Коми, Чечня, Дагестан), сроком до 5 лет (Северная Осетия, Бурятия, Тува, Калининградская область), 6 лет – (Свердловская область и Санкт-Петербург), 10 лет – (Ингушетия, Татарстан), 12 лет – (Адыгея, Башкортостан, Марий Эл), 15 лет - (Якутия, Республика Саха).

Судьи имеют право работать на постоянной профессиональной основе. Возможность назначения на второй срок судьи конституционного суда зависит от региона: переназначение запрещено в Адыгее, Татарстане, Якутии, Санкт-Петербурге; второй срок разрешен в Туве.

Принципы деятельности конституционных (уставных) судов

Основные принципы деятельности конституционных судов субъектов РФ:

  • прямое действие и верховенство на территории субъекта конституции (устава);
  • независимость судей и суда, гарантированный законом порядок прекращения их полномочий;
  • коллегиальность рассмотрения дел в процессе судебного заседания;
  • устный порядок судопроизводства;
  • гласность;
  • непрерывность судебного заседания, при котором исключается возможность одновременного проведения еще одного судебного заседания с участием одних и тех же судей, но рассматривающих разные вопросы;
  • ведение судопроизводства с использованием государственного языка (или нескольких государственных языков);
  • всесторонний характер и полнота судебного разбирательства;
  • непосредственное исследование всех доказательств.

Уставные суды РФ

В настоящее время в России действует три уставных суда, расположенных в г. Санкт-Петербург, в Свердловской и Калининградской областях.

Уставной суд г По данной теме мы уже выполнили решение задач Прокурорская деятельность подробнее . Санкт-Петербург представляет собой орган судебной власти города, который осуществляет толкование Устава По данной теме мы уже выполнили реферат Право и обычай подробнее Санкт-Петербурга и рассматривает дела о соответствии законов, нормативно-правовых актов органов власти разного уровня Уставу Санкт-Петербурга. Решения Уставного суда По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Понятие и формы судебной деятельности подробнее являются окончательными и пересмотру не подлежат.

Уставной суд Санкт-Петербурга начал свою деятельность в 2000 году, после принятия соответствующего закона. Первым председателем Уставного суда был Н. М. Кропачев. Судьи в количестве пяти человек в Уставной суд Санкт-Петербурга назначаются Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. За весь период своей деятельности суд вынес более 60 решений.

Уставной суд Свердловской области был образован в 1998 году в соответствии с федеральными законами о судебной системе РФ, Уставом области и Областным законом об Уставном суде. В полномочия Уставного суда Свердловской области входит рассмотрение соответствия законов и правовых документов Свердловской области (исключение составляют ненормативные документы), которые принимаются различными государственными органами Свердловской области Уставу области, проводят толкование Устава.

Все постановления Уставного суда Свердловской области издаются в «Областной газете», Вестнике Уставного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Архив суда подробнее . За весь период своей деятельности Уставной суд вынес более 100 постановлений.

Уставной суд Калининградской области – судебный орган государственной власти области. Он входит в единую судебную систему РФ. Уставной суд Калининградской области был создан в 1996 году на основании Федерального конституционного закона и Устава области По данной теме мы уже выполнили реферат Основы местного самоуправления подробнее . Порядок деятельности и организация суда определяются законом об Уставном суде области. Свои полномочия суд может осуществлять только, если в его составе не менее трех человек. За весь период своей деятельности суд вынес более 70 постановлений.

Судебная система РФ — это взаимообусловленная и взаимосвязанная единая система специализированных органов государственной власти, представленных судами, которые осуществляют на территории РФ правосудие. Судебную систему составляет система федеральных органов судебной власти и судебные органы субъектов РФ.

Эффективная судебная система усиливает законодательную и исполнительную ветви власти, делает сильной и организованной экономику, способствует общественному согласию и гражданскому миру, осуществляет изменения в правовом сознании людей. Судебную систему РФ устанавливает Конституция, федеральный конституционный закон, касающийся судебной системы РФ. В России не допускается создание чрезвычайных судов.

Единство и целостность судебной системы обеспечивается путем:

  • соблюдения мировыми судьями, федеральными судами, установленных правил производства, установленных федеральными законами;
  • применения судами Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, международных договоров и норм международного права, общепризнанных принципов, конституцией и уставами иных законов субъектов Федерации;
  • законодательного закрепления единства судейского статуса;
  • признания обязательности исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • финансирования мировых судей и органов федеральных судов из федерального бюджета.

Основные положения о судебной системе РФ

Структуру судебной системы России составляют:

  • Конституционный Суд — единственный орган, обеспечивающий конституционный контроль в суде;
  • федеральные суды общей юрисдикции — Верховный Суд России, верховные суды республик, областные и краевые, суды автономных округов и областей; суды Москвы и Санкт-Петербурга, городские и районные суды, межрайонные суды, специализированные и военные суды;
  • арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд (высший орган суда по разрешению экономических споров), арбитражных кассационных и апелляционных судов, судов субъектов РФ, специализированного арбитражного суда;
  • Дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган, рассматривающий жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей, квалификационных коллегий судей субъектов РФ, о досрочном прекращении судебных полномочий за совершение дисциплинарных проступков судьями и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Конституционный Суд наделен следующими полномочиями:

  • рассматривает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента, Совета Федерации, Правительства, Государственной Думы, конституций и уставов республик, законов и нормативных актов субъектов Федерации по вопросам ведения органов государственной власти и др.;
  • решает споры о компетенции между федеральными органами власти, между органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, между высшими госорганами субъектов Федерации;
  • проверяет конституционность закона (по запросам судов), подлежащего применению судом в конкретном деле;
  • проверяет конституционность закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод;
  • предоставляет толкование и разъяснение Конституции;
  • предоставляет заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента;
  • рассматривает дела, касающиеся государственной измены, другого тяжкого преступления;
  • выступает с законодательными инициативами и др.

Исключительно суды общей юрисдикции имеют право осуществлять правосудие по уголовному производству. Они могут осуществлять правосудие по некоторым гражданским делам, рассматривают вопросы исполнения приговора, применения к лицу мер медицинского характера и др.

Суды общей юрисдикции решают ряд целей и задач: защита гражданина от необоснованного и незаконного осуждения и обвинения, от ограничения его прав и свобод; укрепление правопорядка и законности; нравственное и правовое воспитание граждан; предупреждение правонарушений и преступлений; воспитание уважительного отношения к суду и праву; правильное и верное применение законов; своевременное рассмотрение и разрешение административных, гражданских и уголовных дел и др.

Звенья судебной системы

Судебная система РФ подразделяется на определенное количество звеньев: у федеральных судов общей юрисдикции насчитывается 3 звена, у арбитражных судов — 5 звеньев. К Конституционному Суду понятие звена неприменимо, так как он в своем роде единственный.

Звено судебной системы РФ — это совокупность судов, имеющих равную компетенцию. К федеральным судам высшего (третьего) звена равная компетенция может применяться условно, потому что исторически это звено входит в Верховный Суд, военные суды (включая гарнизонные и флотские военные суды. Обособленно находится Суд по интеллектуальным правам, обладающий специфической компетенцией.

К судам среднего (второго) звена относятся краевые, областные суды, Верховные суды республик, суды автономных округов и областей, городов Санкт-Петербурга и Москвы. Все эти суды ведут дела по первой инстанции, в кассационном и апелляционном порядке, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд основного (первого) звена федеральных судов — это все районные суды. Они рассматривают значительное количество гражданских и уголовных дел, подведомственные дела об административных правонарушениях, если их судопроизводство проходит в виде административного расследования, или по делам, которые влекут к административному выдворению за пределы России.

Суды первого звена осуществляют правосудие, касающееся дел об административных правонарушениях, разрешают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, апелляционной инстанции, по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Мировые судьи являются по отношению к районным судам нижестоящими. Они не образуют систему федеральных судов общей юрисдикции, а только одно звено, касающееся судов субъектов РФ.

В системе арбитражных судов 1 звено принадлежит арбитражным судам субъектов РФ, 2 — апелляционным судам, 3 — федеральным арбитражным судам округов, 4 — Высшему Арбитражному Суду.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: