Сергей радько адвокат что с глазом

Обновлено: 28.09.2022

С чего все началось

В начале 2022 года в Верховный суд обратился автомобилист Давит Чепечян. Мужчина стал участником ДТП со смертельным исходом в подмосковных Химках. Когда он поворачивал налево, в его внедорожник врезался водитель электросамоката, в результате чего последний погиб. На Чепечяна завели уголовное дело. Следователь организовал экспертизу, в которой электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт (~73 л. с.) и максимальной скоростью до 85 км/ч под управлением погибшего был квалифицирован как механическое транспортное средство.

Чепечян и его защита с такой формулировкой оказались не согласны. Они направили запросы в МВД, Минтранс и Минюст. Из ведомств пришло разъяснение: формально, согласно ПДД, люди, использующие роликовые коньки, самокаты и аналогичные средства передвижения, приравниваются к пешеходам. Истец также отметил, что к ТС могут быть отнесены только те средства передвижения, для управления которыми требуются водительские права. Возникла юридическая неопределенность, которую Чепечян и его адвокаты попытались оспорить в ВС РФ. Однако высший судебный орган с такими доводами не согласился и отказал в иске.

Признал ли ВС РФ электросамокаты транспортным средством

До конца это так и осталось непонятным. Вот что сказал Верховный суд (в переводе с юридического на русский):

  • Так как за порядок на российских дорогах отвечают правила дорожного движения, которые утверждает кабмин Российской Федерации, то и ориентироваться нужно в первую очередь на них. В то же время понятия, прописанные в ПДД, имеют наибольшую юридическую силу в сфере дорожного регулирования.
  • Определение «механическое транспортное средство» из пункта 1.2 ПДД отсылает к пункту «о» статьи 1 Венской конвенции о дорожном движении. В ней это понятие означает «любое самоходное дорожное транспортное средство, за исключением велосипедов с подвесным двигателем, на территории договаривающихся сторон, которые не приравнивают их к мотоциклам, и за исключением рельсовых транспортных средств».
  • Понятие транспортного средства из ПДД и федерального закона «О безопасности дорожного движения» идентичны. И там и там под этим определением понимается «устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». В административном кодексе термин ТС упоминается как «автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час…».
  • Ни ФЗ «О безопасности дорожного движения», ни ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств», ни российский КоАП не содержат исчерпывающего перечня транспортных средств, участвующих в дорожном движении, считает Верховный суд.
  • Доводы истца о противоречии между ПДД и ФЗ «О безопасности дорожного движения» (речь про то, что у погибшего должны были быть права на управление самокатом) несостоятельны, так как «основаны на ошибочном толковании норм материального права». В остальных аспектах суд также не увидел достаточных оснований для удовлетворения исковых требований.
  • Суд отметил, что в последние годы россияне стали чаще использовать «средства индивидуальной мобильности» (электросамокаты, моноколеса и аналогичные устройства), характеристики которых находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. По мнению ВС РФ, такие устройства потенциально опасны для жизни и здоровья граждан.

Однако какие выводы можно сделать из этого решения, сказать сложно. Во-первых, непонятно, как соотносятся устройства «в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла» и электросамокат погибшего, который имел мощность 5,4 кВт и вполне подпадал под категорию М или даже А1.

Во-вторых, если бы, например, водитель такого мощного самоката насмерть сбил пешехода, грозила бы ему статья 264 УК РФ? И, в-третьих, можно ли считать дело Чепечяна прецедентом, или это всего лишь неудачное разбирательство в отдельно взятой ситуации?

Что об этом думают эксперты

Автоюрист и адвокат общественного движения «Свобода выбора» Сергей Радько считает, что иск водителя об оспаривании положений ПДД изначально не имел никакого смысла и перспективы, поскольку был основан на субъективной и ошибочной трактовке законодательных актов.

«По мнению истца, если самокаты не указаны в ПДД в качестве отдельного вида транспортных средств, они таковыми не являются, поскольку для управления ими не требуется водительское удостоверение. Хотя по некоторым критериям самокаты могут быть отнесены к механическим транспортным средствам со всеми вытекающими обязанностями для их владельцев (а также и ответственностью)».

Сергей Радько, адвокат

По словам Радько, в этой ситуации погибший действительно обязан был иметь водительское удостоверение «соответствующей категории». Однако даже его отсутствие не имеет никакого отношения к ДТП, так как произошло исключительно из-за невнимательности истца.

«Думаю, что даже если бы самокатчик ехал на самокате без двигателя (то есть формально был пешеходом), это нисколько бы не сняло с водителя ответственности, поскольку он совершал маневр и обязан был обеспечить его безопасность (п. 8.1 ПДД), а также обеспечить безопасную скорость и возможность постоянного контроля за транспортным средством (п. 10.1 ПДД), чего сделано не было».

Сергей Радько, адвокат

При этом адвокат отметил, что статус электросамокатов после этого решения никак не изменился, поскольку высший судебный орган «ничего не признавал и признать не мог». «Верховный суд рассматривал дело исключительно в рамках заявленных исковых требований о признании недействующими некоторых положений ПДД. Поскольку иск оставлен без удовлетворения, в ПДД ничего не изменилось», — заявил Радько.

Похожей позиции придерживается и глава юридического подразделения Mafin Владимир Подъяпольский. По его мнению, разбирательство касалось исключительно противоречий между ПДД, профильными федеральными законами и КоАП.

«Фактически суд не делал вывод о том, является ли электросамокат транспортным средством или нет. Он рассматривал противоречия положений норм закона. Противоречий норм закона выявить не удалось. При этом суд указал, что к техническим средствам передвижения могут относиться и электросамокаты, технические характеристики которых не достигают минимальных значений, установленных для мопеда или мотоцикла».

Владимир Подъяпольский, руководитель юридического подразделения Mafin

Вместе с тем, как отмечает Подъяпольский, решение Верховного суда все-таки имеет значение для последующего регулирования отрасли электросамокатов и других так называемых средств индивидуальной мобильности.

«Если бы по какой-то причине суд принял доводы истца, это усложнило бы правоприменительную практику в дальнейшем. В частности, Минтрансу и МВД пришлось бы вносить изменения в уже готовые поправки в ПДД, которые должны были классифицировать электросамокат как средство индивидуальной мобильности».

Владимир Подъяпольский, руководитель юридического подразделения Mafin

Как электросамокаты законодательно регулируются сейчас


Фото: shutterstock

Юридический статус электросамокатов до сих пор не определен. Еще с 2019 года Минтранс и МВД совместным усилиями пытаются составить единые правила для упомянутых Верховным судом средств индивидуальной мобильности (СИМ), под которыми понималось бы любое малогабаритное устройство для передвижения человека, кроме велосипедов и инвалидных колясок. Помимо этого для таких транспортных средств предлагалось ввести специальные знаки, разметку и четкие условия использования в городе. В апреле 2020 года Минтранс доработал соответствующий проект, а осенью того же года в МВД заявляли о скором принятии этих поправок в ПДД.

В 2021 году соответствующие изменения в законодательство выносила на обсуждение Общественная палата Российской Федерации. Тогда дополнительно предлагалось приравнять к мопедам любое транспортное средство, имеющее одно или несколько колес и работающее за счет электродвигателя (в частности, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи и так далее). В октябре 2021 года Минтранс и МВД объявили о подготовке финальной версии проекта поправок. Однако эти изменения так и не были официально утверждены.

При этом виновник аварии сделал все по закону: вызвал ДПС, предоставил страховку, заполнил документы.

Герой программы «Первая передача» на НТВ Тамерлан Акаутдинов замечтался за рулем, а очнулся, когда бампер ехавшего впереди Мерседеса оказался расколот. Думал, что это неприятно, но не страшно: ОСАГО покроет все убытки.

Деньги в кассу!

Но через два года Тамерлану о давней аварии напомнили судебные приставы. Причем так, что мало не показалось. На машину наложили арест и выкатили иск на 530 тысяч рублей. Сумму ущерба взыскивала страховая компания потерпевшего — такова оказалась стоимость ремонта Мерседеса по каско.

Но у Тамерлана же есть ОСАГО! И оформлена страховка по всем правилам! Причиной стала невнимательность оформлявшего аварию сотрудника ГИБДД, который в постановлении указал неверный номер страхового полиса ОСАГО.

И действительно: изучив документы, Тамерлан обнаружил ошибку. Сотрудник ГИБДД ошибся в двух цифрах. Если бы данные страхового полиса были внесены правильно, иска от страховой не последовало бы.

Жаловаться начальству!

Можно ли оградить себя от таких ситуаций? Да, если внимательно читать документы и сличать все номера.

Мнение эксперта:

«Как только обнаружили ошибку в постановлении, необходимо сразу обратиться в ГИБДД. Инспектор не вправе сам вносить изменения в постановление. Необходимо подать жалобу его начальнику и в ней просить внести изменения в постановление. Начальник вынесет решение, в котором укажет верный номер полиса».

Но почему виновника ДТП не вызвали в суд раньше? Неужели страховая компания потерпевшего занялась делом только спустя два года? Нет, юристы добросовестно выполнили свою работу. Все это время Тамерлану приходили письма из страховой и судебные повестки, но он об этом не знал, поскольку проживал не по месту прописки.

Судебное письмо хранится на почте только семь дней. Если за это время адресат не получил письмо, оно возвращается в суд. И суд считает, что ответчик извещен. Это дает суду право рассмотреть дело без присутствия участника.

Перечитайте. И еще раз перечитайте

Чтобы не оказаться в такой же неприятной ситуации, читайте документы, которые подписываете, сличайте все данные. А дома еще раз, в спокойной обстановке проглядите заполненные сотрудником ГИБДД бумаги. Нашли ошибку — подавайте жалобу и требуйте внести изменения. Это тот самый случай, когда внимательность и настойчивость оборачиваются экономией не только времени и нервов, но и денег. Причем больших.

ГИБДД прекратила штрафовать водителей за превышение средней скорости, но как давно инспекторы отказались от этой практики, точно неизвестно. Адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько рассказал «Газете.ру», что старые постановления о штрафах в любом случае обжаловать не удастся.

В МВД не уточнили, почему было решено отказаться от такой практики и как давно это произошло. По данным «Коммерсанта», в Москве такие штрафы не выписывают с августа, в Подмосковье - с мая-июня.

Адвокат Сергей Радько напомнил, что обжаловать автомобильные штрафы можно в течение десяти дней после получения копии постановления. Если этот срок пропущен, отменить штраф не выйдет.

«Исключением являются ситуации, когда водитель может найти уважительные причины, по которым этого не было сделано вовремя, например, он был в командировке или в больнице», - отметил юрист.

Радько подчеркнул, что российское законодательство пока не позволяет обжаловать старые штрафы – даже после отказа от их применения. Юрист поддержал отмену штрафов за превышение средней скорости, отметив, что у водителей были проблемы с их обжалованием.

«Были неоднократно судебные решения, которые признавали постановления такого рода незаконными. По причине того, что, когда измеряется скорость на продолжительном участке, то невозможно установить ни точное место, ни точное время нарушения», - объяснил Радько.

Если участок, на котором измеряли среднюю скорость, был длинным и относился к территориям разных районов, водители не могли точно определиться с территорией и, соответственно, обжаловать штраф.

AutoNews писал, что иногда людям приходили двойные взыскания: такой случай произошел с водителем, превысившим скорость на трассе М11 в районе аэропорта Шереметьево. Сначала он получил штраф за превышение средней скорости (134 километров в час вместо максимальных 110), а затем - взыскание за мгновенное превышение скорости на том же участке (138 километров в час).

Средняя скорость движения авто (и ее превышение) измерялась двумя или более камерами, расположенными в нескольких сотнях метров или в нескольких километрах друг от друга. Размер штрафов варьировался от тысячи до 5 тыс. рублей. Систему критиковали, в том числе из-за отсутствия самого понятия «средняя скорость» в ПДД.

В ГУОБДД рассказали, что в формах федерального статистического наблюдения сейчас нет данных о делах по административной статье 12.9. По ней раньше штрафовали за превышение средней скорости на 20-40 километров в час, зафиксированное камерами.

Продаем автомобиль правильно: пошаговая инструкция

На первый взгляд кажется, что продать автомобиль очень легко. Но в этом деле есть много нюансов, зная и соблюдая которые можно распрощаться с машиной по самой выгодной цене с минимальными затратами. Так, нужно по максимуму описать все технические характеристики авто на сайте продаж, сделать правильные фото и верно заполнить договор, не забыв его подписать. Еще обязательно нужно проконтролировать, чтобы новый владелец оформил машину на себя в ГИБДД, иначе продавцу придется платить штрафы за нарушения ПДД и транспортный налог.

Рано или поздно приходит время, когда водитель решает поменять свой автомобиль. Он может заняться его продажей сам или обратиться в автосалон, используя систему трейд-ин. Тогда автомобилист отдает свою старую машину, а за новую получает значительную скидку по условиям акции и специальным предложениям.

Например, в автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту, а производители KIA уменьшат стоимость нового автомобиля на 80 000 руб. при сдаче старого.

В этой статье мы разберем, как правильно и легко продать машину самостоятельно.

Шаг 1. Подготовка автомобиля к продаже


Шаг 2. Поиск покупателя автомобиля

При размещении объявления на сайте для продажи владельцу нужно максимально точно заполнить данные по комплектации, в особенности – VIN автомобиля: его отсутствие может вызвать подозрение у покупателей. Если машина долго не продается, то следует чаще обновлять описание и загружать новые фото, чтобы привлечь внимание клиентов. Также водитель должен следить за тем, чтобы телефон был включен и находился в зоне доступа для быстрого контакта с потенциальными покупателями.


Шаг 3. Заключение договора купли-продажи авто

Чтобы оформить сделку при покупке машины, нужно составить в письменном виде договор купли-продажи в трех экземплярах: один для продавца, другой для покупателя, а третий для ГИБДД. Также стороны составляют акт приема-передачи, в котором подтверждается, что покупатель получил все принадлежности и документы на машину.

После покупки покупатель и продавец вносят сведения в ПТС и расписываются в нем. Чтобы не сомневаться в подлинности денег от покупателя, лучше внести их на свой счет в банке после заключения договора. Тогда сотрудник проверит их бесплатно. Для удобства по ссылкам ниже можно скачать образцы договора купли-продажи и акта приема-передачи автомобиля: Пример договора купли-продажи и Акт приема-передачи ТС.


Шаг 4. Передача автомобиля и документов на него

Подписав договор и получив деньги, продавец передает покупателю ключи от машины, запасное колесо и другие приспособления, а также необходимые документы:

  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • ПТС (при отсутствии электронного документа);
  • диагностическую карту (при ее наличии);
  • гарантийную (сервисную) книжку;
  • инструкцию (руководство) по эксплуатации машины;
  • гарантийные талоны и инструкции по эксплуатации на дополнительно установленное оборудование.

Шаг 5. Проверка переоформления машины на нового владельца

Если новый собственник не перерегистрирует на себя авто в ГИБДД в течение 10 дней с момента покупки, то прежний владелец будет получать его штрафы. Но полицейский или суд отменит наказание, если водитель предоставит в центр фиксации нарушений или суд договор купли-продажи, акт приема-передачи, страховку, договор аренды или лизинга машины, показания свидетелей или водителя, согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП «Административная ответственность собственников авто».

Бывший владелец вправе обратиться с заявлением и договором купли-продажи для прекращения учета машины. Тогда номера и свидетельство о регистрации признают недействительными, а ПТС объявят в розыск.

Но не всегда одного договора купли-продажи достаточно, чтобы не платить штраф за нарушение ПДД новым собственником. Так, машина «Скания» весом более 12 т., собственником которой является Инна Михайлова*, повторно проехала по дороге общего пользования без маршрутной карты. Тем самым причинила вред трассе, что является нарушением по ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП (название статьи ну очень длинное, а сокращение дублирует описание нарушения выше, поэтому я его здесь не записала). Это зафиксировала камера, а инспектор автодорожного надзора выписал владельцу штраф 10 000 руб.

Михайлова не согласилась с решением инспектора и подала жалобу в Поспелихинский районный суд Алтайского края. Она говорила, что продала машину ООО «Бетон-Стройсервис», приложила копию соответствующего договора, поэтому не ехала на машине в момент фиксации нарушения. Судья Наталия Антонова раскритиковала эти доводы, поскольку только договор не подтверждает факт снятия с учета транспортного средства.

Помимо этого, согласно карточке учета транспортного средства, владельцем «Скании» является Инна Михайлова. Также она не предоставила документы, подтверждающие факт передачи машины ООО «Бетон-Стройсервис», и не сообщила о договоре оператору взимания платы, поэтому суд оставил штраф в силе. Михайлова с решением суда согласилась и не обжаловала его (дело №12-2/2020).

Кроме того, следует учитывать, что до переоформления машины бывший собственник обязан оплачивать транспортный налог, который впоследствии можно взыскать через суд с покупателя. Так, Сергей Демин* обратился в Шемышейский районный суд Пензенской области с иском к Павлу Рылову* о взыскании денег. Истец указал, что в ноябре 2016 года он продал иномарку ответчику, но он до сих пор не зарегистрировал ее на себя. В 2018 году он снял ее с учета, но Рылов на себя ее не оформил. Впоследствии Демин получал извещения из налоговой о необходимости уплатить транспортный налог за 2017 и 2018 годы. Он добросовестно погасил задолженность за нового собственника в сумме 57 008 руб. Так как истец не пользовался машиной и передал ее Рылову, то считал, что теперь эти затраты ему должен возместить ответчик.

Судья Юлия Угрушева установила, что когда Демин фактически исполнил обязанность нового владельца и заплатил за него транспортный налог, Рылов неосновательно обогатился. Кроме того, истец направлял ответчику претензию, по которой он затем передал ему 10 000 руб. То есть Рылов согласился с тем, что имеет задолженность перед Деминым, а доказательств иного суду не представил. По этим основаниям судья удовлетворила требования бывшего собственника. Ответчик жалобу на решение подавать не стал (дело №2-62/2020).


Эксперты рассказали об особенностях продажи автомобиля

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что продавцу следует указывать реальную цену автомобиля в договоре купли-продажи, а не заниженную для уменьшения налогов. Иначе при расторжении сделки автомобилист может рассчитывать лишь на получение этой небольшой «официальной» суммы. «Лучше, чтобы за продавцом не числилось неоплаченных штрафов, поскольку в любой момент до обращения покупателя в ГИБДД может прийти запрет от судебных приставов на совершение регистрационных действий с автомобилем», – добавляет эксперт.

Руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов обращает внимание, что иногда владелец переделывает машину «под себя», делая ее причудливой и красивой. В этом случае он изменяет ее конструкцию и должен внести соответствующие сведения в ПТС. Если после продажи выяснилось, что прежний собственник этого не сделал, то покупатель сможет поставить на учет автомобиль после оформления изменений. Эксперт замечает, что если такие новшества будут недопустимы, то машину вовсе нельзя будет зарегистрировать.

Рубрика «Вопрос–ответ»


Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что покупатель вряд ли сможет добиться в суде расторжения договора или оплаты за счет продавца стоимости ремонта автомобиля. Но для этого нужно, чтобы при осмотре машины у него не было претензий и он знал возраст и пробег автомобиля. А также требуется, чтобы передача авто была оформлена соответствующим актом, где указано отсутствие претензий к его техническому состоянию.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что бывшему собственнику необходимо обжаловать постановления о наложении штрафов в ГИБДД или суд, ссылаясь на то, что в момент фиксации автомобилем управлял новый собственник. Для этого следует приложить документы о продаже машины (договор купли-продажи, ПТС с соответствующими отметками). «Также можно обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета в связи с его отчуждением», – отмечает эксперт.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что получение решения через три месяца не лишает возможности обратиться с жалобой в суд по месту совершения нарушения. При этом крайне желательно после этого уведомить АМПП о жалобе, чтобы сотрудники не направили постановление в службу судебных приставов. Иначе они спишут деньги со счетов, а вернуть их из бюджета будет крайне затруднительно.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что распорядиться автомобилем в данной ситуации не получится. Факт регистрации машины на мужа может означать, что транспортное средство является его личной собственностью, продать которую без его согласия невозможно.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что владелец может продать автомобиль, не регистрируя его за собой. ГИБДД оформляет не право собственности, а само транспортное средство, поэтому неисполнение этой обязанности бывшим владельцем не влечет невозможность распоряжения им.


Форумы автомобилистов изобилуют жалобами на принудительное прекращение госрегистрации, с которым они столкнулись внезапно. Среди оснований, по которым эта процедура применяется к хозяевам машин, региональные подразделения МВД, в частности, называют предоставление им документов с недостоверной информацией. Под удар попадет и машина, собранная в России из несертифицированных компонентов, а также с изменениями в конструкции, не соответствующими требованиям законодательства о безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в документах на автомобиль.

Отдельным пунктом идет неуплата утилизационного сбора при растаможке авто. Сведения об этом должны содержаться в паспорте транспортного средства, бумажном или электронном, и при покупке импортной машины стоит проверить наличие такой отметки.

Аннулировать регистрацию машины могут также, если ГИБДД обнаружит, что идентификационная маркировка машины была повреждена, уничтожена или подделана. Аналогичным образом поступят, если признаки подделки выявят у документов на машину, либо обнаружат, что фактически установленные на ней агрегаты не соответствуют данным из документов и регистрационных баз.

Запреты и ограничения на регистрационные действия с автомобилем могут быть наложены и другими государственными органами: например, так происходит в случае со злостными должниками, в отношении которых свою деятельность ведут судебные приставы. Перед покупкой подержанного автомобиля правильнее всего убедиться в отсутствии каких-либо запретов и ограничений — такая возможность предоставляется на сайте ГИБДД, необходимо только ввести идентификационный номер (VIN) автомобиля.

Наконец, владелец машины, продавший ее другому человеку, может подать заявление о прекращении регистрации, если новый собственник в предусмотренный законом десятидневный срок не переоформил авто на себя. Правда, впоследствии ее можно будет восстановить. Прекращение регистрации при этом следует отличать от снятия с учета — последнее действие безвозвратно, поскольку такая процедура применяется при утилизации или окончательном вывозе транспортного средства за пределы страны.

Все основания, при которых прекращается учет, четко оговорены в ст. 18 закона «О регистрации транспортных средств», и случаи, когда гаишники пытаются принудительно прекратить регистрацию из-за тюнинга, можно обжаловать в суде, отметил адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько,

— Это прямой перечень, который никаким приказом МВД расширен быть не может.

Если ГИБДД все же прекратит регистрационный учет по неочевидной вине автомобилиста, надо обжаловать действия инспектора у начальника его подразделения или в суде».

Нужно подать в суд исковое заявление о признании незаконными действий ГИБДД по прекращению регистрации. Ссылаться необходимо на то, что у автоинспекции не было оснований для вынесения такого решения, советует Радько.

Когда-то этот вопрос регулировался внутренними приказами МВД, но в 2018 году был принят федеральный закон «О государственной регистрации транспортных средств в РФ», которому не должны противоречить ведомственные приказы.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: