С каким государством заключил соглашение шуйский для борьбы с лжедмитрием 2

Обновлено: 03.10.2022

Образовательная: продолжить знакомство обучающихся с событиями Смутного времени, познакомить с этапами освобождения страны от захватчиков. Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом, систематизировать материал, развивать умение сравнивать, выделять главное в материале.

Воспитательная: формировать чувство патриотизма на примере изучения деятельности народного ополчения и её лидеров Минина и Пожарского.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, п ланирование деятельности, определение методов решения задачи

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, оценка результатов деятельности , нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Поиск информации, обработка информации

ОК 6. Работать в коллективе, эффективное общение

Методы: словесный метод, наглядный метод, демонстрационный метод, частично-поисковый метод, проблемный.

Формы: фронтальные, индивидуальные

ТИП УРОКА: Урок комбинированный ( УК)

Карта урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

ФОУД (Фронтальная, индивидуальная, парная)

1.Организационный этап, время – 1минуты

Приветствует обучающихся, проверка готовности к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, время –2 минуты

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску. Вы видите памятник, который стоит в Москве, возле храма Василия Блаженного. На постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу, другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает ему тяжёлый меч. Как вы думаете, кому посвящён этот памятник, какую роль сыграли эти люди в истории России?

К этому памятнику мы вернёмся в конце урока и выясним в честь кого и каких событий он воздвигнут.

Обучающиеся дают предположительные ответы

3. Актуализация знаний, время –5 минут

А теперь послушайте запись. Что это?

Этот колокольный звон называется «Набат». Подумайте, какие чувства, эмоции он у вас вызывает?

- Да, действительно, начало 17 века для нашей страны было очень сложным и трагическим. Под каким названием этот период вошёл в историю России?

- Если бы ситуация не изменилась, к чему бы это привело? Что стало бы с Россией?

- Такое положение в стране могло продолжаться дальше?

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? Как назвать тему урока?

Прежде чем мы начнём изучение нового материала, я предлагаю вам заполнить таблицу, в которой на вопросы нужно ответить «да» или «нет».

Ответ: «Это звук колокола».

Ответ: «Набат – это сигнал тревоги. Бить в набат – оповещать о чем-то важном, либо опасном».

Ответ: «Смута, Смутное время, лихолетье».

Ответ: «Россия потеряла бы свою независимость, началось бы окатоличивание населения, грабежи русского народа, уничтожение ценностей, традиций, культуры.

Ответ: «Окончание смутного времени»

В начале занятия

В конце занятия

Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей

Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием I

Король Польши поддерживал Лжедмитрия I

Лжедмитрия I называли «Тушинским вором»

Следующим после Лжедмитрия I правителем страны стал Василий Шуйский

Женой обоих самозванцев была Мария Мнишек

Заговор против Лжедмитрия I организовала Литва

Восстание Болотникова было организовано с целью свержения Василия Шуцского

Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава

Первое народное ополчение возглавил князь Пожарский

Второе ополчение возглавил П. Ляпунов

Народное ополчение против польских войск возглавили К. Минин и Д. Пожарский

Смута закончилась избранием на престол М. Романова

4. Первичное усвоение новых знаний, время – 28 минуты

Объясняет материал: Слайд 3

- К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти.

Лжедмитрий 2 со своими полчищами поляков расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. Поляки и казаки нападали на сёла, убивали скот, унижали православные святыни. За что и был прозван «тушинским вором». Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3. В феврале 1609 г. Шуйский заключил договор со Швецией. В обмен на передачу им Колельской волости шведы обязывались оказать московскому правительству военную помощь.

Вмешательство Швеции дало королю Речи Посполитой Сигизмунду 3 повод для открытой интервенции в Россию, он больше не нуждался в Лжедмитрии 2 и приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3. В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 года Лжедмитрий, переодевшись крестьянином, бежал в Калугу и вскоре был убит.

Положение менялось в пользу Василия Шуйского, города и сёла стали вновь признавать его царём.

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием семибоярщина.

- Ситуация была критической. Казалось возврата к единому государству нет. Но был народ, который осознавал, что Родине угрожает опасность. Люди во главе с церковью объединились и поднялись на её защиту.

Задание: используя раздаточный материал заполните таблицу «Народное ополчение».

Выборгский трактат является одним из важнейших политических документов XVII века. Россия в течение длительного времени воевала с несколькими противниками, поэтому договор со Швецией 1609 давал русским небольшую передышку.

Выборгский замок

Предпосылки подписания договора

В первые годы XVII века политическая обстановка в России была очень напряжённой. За годы смуты и великого голода в стране назрел сильнейший конфликт между народом и властью. Ситуация усугублялась расколом между отдельными группами бояр и борьбой за власть. Швеция всегда очень внимательно следила за любыми изменениями политической ситуации у своего восточного соседа.

Важно: Отношения между Россией и Швецией всегда были ненадёжными. Между странами заключались мирные договора, затем одна из сторон нарушала соглашение и два государства снова переходили в состояние войны, до следующего договора.

Шведскому королю Карлу IX стало известно о том, что в Польше появился человек, выдающий себя за сына царя Ивана IV Грозного, и претендующий на российский престол. Король понимал, что польский ставленник на московском троне станет реальной силой, которая усилит польские позиции в России. Укрепление Польши за счёт России не устраивало Карла IX, так как Швеция сражалась с польским войском.

Карл IX (Король Швеции)

Карл IX (Король Швеции)

Чтобы укрепить свои позиции в России Карл IX, в 1604 предложил Борису Годунову большое и хорошо вооружённое войско, а в феврале 1605 в Москву направились шведские послы для заключения договора.

Взамен Россия должна была отдать шведской короне часть своих земель. В перечень входили:

Лжедмитрий II

Подписанию этого документа помешала неожиданная кончина Бориса Годунова. Затем последовало убийство его жены и сына и вступление на московский престол Лжедмитрия 1. В 1606 Россию охватили крестьянские бунты, а весной 1608 к Москве вплотную приблизилось войско Лжедмитрия II. Для нападения Швеции на Россию был очень удобный момент, и Карл думал об этом. Только польско-шведская война затрудняла эти планы.

Затем шведский король решает отказаться от захватнических планов в отношении России и, наоборот, оказать ей политическую и военную помощь. Он предупреждает Василия Шуйского и направляет ему секретные письма, в которых извещает русского царя об опасных интригах против России, которые готовятся в Польше и Ватикане. В письмах рекомендуется проявлять осторожность и осмотрительность в отношениях с поляками. В одном из писем даже предлагается заключить взаимовыгодный добрососедский союз.

Важно: Хитрый и опытный политик Василий Шуйский сначала не доверяет этим грамотам, но в августе 1608 ситуация стала осложняться. Москву осаждают войска Лжедмитрия II, и царь пишет королю Швеции послание с просьбой о помощи.

На переговоры в Новгород едет доверенное лицо царя князь Михаил Скопин-Шуйский. Секретная встреча состоялась в ноябре 1608 года в Новгороде. На переговорах было заключено предварительное соглашение о предоставлении России шведского войска, численностью до 5000 человек.

Дата и место подписания договора

Царь Василий Шуйский одобрил этот документ, но для его официального утверждения нужна была ещё одна встреча двух полномочных делегаций. Местом заключения окончательного варианта договора был выбран Выборг.

Царь Василий Шуйский

Царь Василий Шуйский

Для заключения договора туда прибыла большая шведская делегация, а от российского царя было всего два человека:

  • Стольник царя С.В. Головин
  • Думский дьяк С.В. Зиновьев

Некоторое время велись обсуждения статей и условий документа. Русская сторона предлагала заключить документ на основании предварительных переговоров, которые были достигнуты в Новгороде, но шведы потребовали для своего короля дополнительных преференций. После этого в присутствии только главных лиц, в договор внесён пункт о передаче Швеции в вечное владение российского города Корелы с окружающими территориями.

Выборгский мирный договор – договор о союзе и военной помощи, заключенный между Россией и Швецией 23 февраля 1609 г. в г. Выборге.

Это непопулярное среди россиян решение вызвано двумя причинами:

  • Расположение крепости было сложным и неудобным для обороны
  • Шведы всё равно заберут эту территорию, но жертв будет больше

Основной договор был заключен 23 февраля 1609, а секретный протокол о передаче шведам Корельского уезда стороны подписали 28 февраля.

Важно: Сначала на российскую территорию должен был вступить большой отряд наёмных солдат под командованием графа Делагарди. Спустя ровно три недели, русский город Корелы переходил во владение Швеции. В отдельном пункте документа было указано, что шведы обязуются уважительно относиться к русским святыням.

Условия договора

По документу, который стал называться Выборгский трактат, два государства объединяли свои силы против Польши. Любые мирные переговоры о заключении мира с польским королём, исключались обеими странами.

Выборгский замок с шведами

Швеция обязалась предоставить России армию, состоящую из отрядов наёмников:

  • Пеших воинов – 3 тысячи
  • Конных воинов – 2 тысячи

Все отряды должны быть одеты, обуты и снабжены оружием и боеприпасами. Каждый отряд возглавлял шведский военачальник, но общее командование осуществлял русский полководец М.В. Скопин-Шуйский. Россия должна была выплачивать денежное содержание наёмникам. Когда войско дойдёт до Москвы, сумма жалования удваивалась.

Оплата услуг шведских наёмников дорого обошлась России:

  • Коннице – 50 000 рублей ежемесячно
  • Пехоте – 36 000 рублей ежемесячно
  • Главнокомандующему – 5 000
  • Кавалерийскому полководцу – 4 000
  • Пехотному полководцу – 4 000
  • Всем офицерам – 5 000 ежемесячно

Важно: Несмотря на официальную сдачу Корелы шведам, его жители игнорировали договор, называли себя российскими подданными и вступали в конфликт с иноземными властями.

Осада Выборга

Протестные действия против Шведов, начались ещё в 1608. В Кореле начались бунты, закончившиеся восстанием. Патриотические настроения захватили весь район, граничивший со Швецией. В сентябре 1608 жители Пскова присягнули на верность Лжедмитрию II, а в ноябре к ним присоединились горожане Корелы и крепости Орешек. Несмотря на это Василий Шуйский пошёл на заключение договора со Швецией и передачей Корел в шведское управление.

Важно: Полная передача Корельского уезда должна была состояться 27 мая 1609. Все жители, кто не хотел оставаться в городе, получили право на переезд в русские земли.

Патриотизм русских и локальная борьба со Шведами

Выборгский трактат был очень выгоден для Швеции, но ущемлял российские интересы, поэтому Василий Шуйский не торопился выполнять условия договора. Он, не ставя шведское военное командование в известность, выдал большое жалование корельским стрельцам, хотя мог этого не делать.

Осада Выборга

Весной 1609 большой отряд наёмников под командованием графа Делагарди вступил на территорию России. Для совместного удара по войску Лжедмитриия 2 к отряду шведов присоединилось новгородское войско. В результате нескольких сражений объединённым силам удалось разбить часть польского войска и отогнать поляков от Москвы, сняв её осаду.

Важно: Шведский король, потребовал от России выполнения своей части Выборгского договора, но обещанная передача Корел так и не произошла. В ответ на это Делагарди отказался от дальнейшего участия в военных действиях.

Русский царь требовал от шведов дальнейшего наступления на поляков, но снова получил отказ. Тогда новгородскому воеводе был послан царский указ о немедленной сдаче Корельского уезда и выводе всех жителей в российские земли. Зимой 1610 в Корельский уезд вошёл большой шведский отряд, чтобы вынудить жителей к сдаче города.

Взятие Выборга 1710

Важно: На горожан не подействовали ни царский указ, ни хорошо вооружённый отряд шведов. Они оказали мощное сопротивление, и город остался русским.

Ситуация осложнилась тем, что политические силы в России разделились. Часть высшей знати поддержала польскую интервенцию и выступила против Выборгского договора. В июне 1610 царь Василий Шуйский был свергнут с российского престола и заключён в монастырь, где и скончался.

Значение Выборгского договора

Заключение Выборгского трактата, в целом, имело негативные последствия для России. Соблюдение обязательств истощало казну, так как услуги иноземного войска стоили очень дорого. Невыполнение статей договора перед шведами осложнило политическую ситуацию.

Шведы из союзников становились врагами и начали захват русских территорий. Свержение Василия Шуйского привело к семибоярщине и вступлению в Москву Лжедмитрия II. Плюсом можно считать рост патриотических настроений среди многих бояр и простого народа.

Василий Иванович Шуйский (1552 — 12 сентября 1612) — русский царь c 1606 по 1610 годы (Василий 4 Иванович). Был представителем княжеского рода Шуйских и последним представителем Рюриковичей на российском престоле.

Основные события правления Василия Шуйского

— 19 мая 1606 г. - после смерти Лжедмитрия 1 был избран в Москве царем на импровизированном Земском соборе;

— 1607 г. - был принят свод законов - Соборное уложение

— плитическая борьба за власть переросла в социальный конфликт, углубление гражданской войны;

— 1606 - 1607 гг. - начинаетсядвижение под предводительством Ивана Болотникова (пик Крестьянской войны 17 века)

— 1607 - 1610 гг. - появился новый самозванец Лжедмитрий 2 ("Тушинский вор")

— 1609 - 1610 гг. - борьба с Лжедмитрием 2, договор со Швецией, начало открытой польской интервенции

— 17 июля 1610 г - свержение с престола Василия Шуйского (произошел переворот), наступает период Семибоярщины

Схема основные события правления царя Василия Шуйского

Движение под предводительством Ивана Болотникова 1606-1607 гг

Иван Болотников — военный холоп князя А.А. Телятевского. Сбежал от него к донским казакам, захвачен в плен к татарам и продан на турецкую галеру. Затем оказался в Венеции и от туда попал в Путивль в качестве воеводы царя Дмитрия (похожим на Лжедмитрия 1 - Михаил Молчанов). Его опорой стали казаки из Комарицкой области поддерживающая Лжедмитрия 1 (освободил их на 10 лет от налогов)

— Широкое социальное движение в поддержку «царя Дмитрия Ивановича» (Лжедмитрия)

— Стремление к повышению социального статуса участников движения

— Крестьянство и казачество видели цель восстания в возвращении к старым, общинным порядкам.

— Отдельные бояре — противники Шуйского: князья Г. Шаховской, А. Телятевский, И. Моссальский

Основные этапы движения

1 этап: август — декабрь 1606 г.

— Победа восставших под Кромами и захват Тулы, Калуги, Ельца, Каширы

— Подход к Москве и попытки ее штурма (ноябрь — начало декабря), осада длилась около двух месяцев

— 2 декабря 1606 г. — поражение войск Болотникова под Москвой и их отход в Калугу, а затем в Тулу

2 этап: январь — май 1607 г.

— Осада правительственными войсками Калуги. Уход Болотникова в Тулу с помощью повстанческой армии «царевича Петра»

3 этап: июнь — октябрь 1607 г.

— Осада войсками В.И. Шуйского Тулы. Пленение Болотникова и «царевича Петра» (самозванца — Илейки Муромца)

Жестокая расправа с восставшими. 6 тысяч казнено. Болотников сослан на север, в Каргополь, где был утоплен.

Борьба с новым самозванцем Лжедмитрием 2 — «Тушинским вором» 1607-1610

Лжедмитрий 2, также Тушинский вор (дата рождения неизвестна — погиб 11 декабря 1610 года) — самозванец, выдававший себя за сына Ивана 4 Грозного, царевича Дмитрия Углицкого и, чудом спасшегося 17 мая 1606 года царя Лжедмитрия 1. Лжедмитрий 2 был марионеткой в руках польских шляхтичей, которые взяли под свой контроль северо-запад и север русских земель. Ход событий смотрите в таблице ниже.

Появление в городе Стародуб нового самозванца — Лжедмитрия 2 с войском. Основа войска: поляки и казаки во главе с И. Заруцким. В это время Василий Шуйский осаждал Ивана Болотникова

Поход на Москву и расположение лагерем в селе Тушино

Происходит установление своеобразного двоевластия в стране (Тушино -Москва)

Отказ Речи Посполитой в условиях открытой интервенции от поддержки Лжедмитрия 2

Василий Шуйский заключает со Швецией договор о военной помощи. Русско-шведские отряды во главе с М. Скопиным-Шуйским снимают осаду столицы.

Распад «тушинского лагеря» и бегство самозванца в Калугу

Июнь - август 1610 г.

Новая попытка Лжедмитрия 2 взять Москву

11 декабря 1610 г.

Убийство Лжедмитрия 2 на охоте под Калугой князем П. Урусовым (начальником его личной охраны)

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Польша обьявляет войну России, так как состояла в войне со Швецией, и вторгается в Россию. Шляхичи уходят из Тушино и осаживают Смоленск (оборонялись 21 месяц). Лжедмитрий 2 больше не нужен Польше, наступает открытая интервенция.

Польские войска двигаются к Москве, оставив в тылу Смоленск. Войска брата царя В.И. Шуйского терпят поражение под Можайском, что открыло путь на Москву. Разграбление северо-западных городов.

произошел переворот в Москве, свержение царя Василия Шуйского с престола (постригли в монахи). Власть перешла к боярскому правительству, которое состояло из семи бояр "семибоярщина": Ф.И. Мстиславский (стоял во главе), И.М. Воротынский, А.В. Трубецкой, А.В. Голицын, Б.М. Лыков, И.Н. Романов, Ф.И. Шереметев.

27 августа 1610 г.

Семибоярщина предложила занять русский престол польскому королевичу Владиславу и ввод польских войск в Москву с согласия Семибоярщины. Произошла присяга Москвы Владиславу, что стало угрозой потери независимости страны и началу народных ополчений.

схема открытая польская интервенция и семибоярщина

Народные ополчения первое и второе 1611 - 1612 гг, ход событий таблица

Народные ополчения - развертывание народного национально-освободительного движения против интервентов в 1611 - 1612 годах (также называют народное ополчение Минина и Пожарского)

Первое народное ополчение (январь — июль 1611 г.)

Состав ополчения и руководители

Бывшие отряды «тушинского лагеря» во главе с П.П. Ляпуновым, Д.Т. Трубецким, а также казаки И.М. Заруцкого создали временный орган власти — Совет всея земли

В 1610 г. патриарх Гермоген первым призвал к борьбе против захватчиков (был арестован).

Начало 1611 г. - ополчение начало формироваться на Рязанской земле, которое возглавил П. Ляпунов. В марте 1611 г. осадило Москву, заняв часть города, но изгнать поляков не удалось (интервенты подожгли город).

Внутри ополчения возникли противоречия между дворянами и казаками. В результате руководитель ополчения П.П. Ляпунов 22 июля 1611 г. был убит казаками.

Первое ополчение распалось, в это время шведы захватили Новгород.

Второе народное ополчение (сентябрь 1611 г. — октябрь 1612 г.)

Состав ополчения и руководители

Земское народное ополчение во главе с Д.М. Пожарским и К.М. Мининым (которые возглавили новый Совет всея земли)

Осень 1611 г. — Инициатором создания второго ополчения стал земский староста Нижнего Новгорода К.М. Минин. Народ с разных городов собрал средства для борьбы с интервентами.

Март 1612 г. — выступление ополчения из Нижнего Новгорода в Ярославль.

Июль 1612 г. — начало похода на Москву, войска Минина и Пожарского соединились у ворот Москвы с остатками первого ополчения.

22—24 августа 1612 г. — разгром ополчением поляков гетмана Хоткевича у стен Москвы.

22—26 октября 1612 г. — штурм Китай-города и Кремля объединенными силами ополченцев и присоединившихся к ним казаков князя Д.Т. Трубецкого. Капитуляция польского гарнизона и полное освобождение Москвы

«Ишимский многопрофильный техникум» ___________________Н.В. Осипенко «___»_______________________2017 г.

Разработка учебного занятия

по учебной дисциплине ОУД 04. «ИСТОРИЯ»

Тема: «СМУТА В РОССИИ НАЧАЛА XVII ВЕКА»

Подготовила – преподаватель СауковаН.В.

Рассмотрено на заседании ЦК

Протокол №____от «___»___________2017 г. Председатель ЦК________ Н.В Белевская

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Преподаватель: Саукова Н.В.

Номер урока по КТП:50

Тема урока:Смута в России начала XVII века

Образовательная: продолжить знакомство обучающихся с событиями Смутного времени, познакомить с этапами освобождения страны от захватчиков.Дать представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности;

Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом, систематизировать материал, развивать умение сравнивать, выделять главное в материале.

Воспитательная: формировать чувство патриотизма на примере изучения деятельности народного ополчения и её лидеров Минина и Пожарского.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, п ланирование деятельности, определение методов решения задачи

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, оценка результатов деятельности , нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Поиск информации, обработка информации

ОК 6. Работать в коллективе, эффективное общение

Методы: словесный метод, наглядный метод, демонстрационный метод, частично-поисковый метод, проблемный.

Формы: фронтальные, индивидуальные

ТИП УРОКА: Урок комбинированный ( УК)

Карта урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

ФОУД (Фронтальная, индивидуальная, парная)

1.Организационный этап, время – 1минуты

Приветствует обучающихся, проверка готовности к занятию, отмечает отсутствующих.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, время –2 минуты

Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на доску. Вы видите памятник, который стоит в Москве, возле храма Василия Блаженного. На постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу, другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает ему тяжёлый меч. Как вы думаете, кому посвящён этот памятник, какую роль сыграли эти люди в истории России?

К этому памятнику мы вернёмся в конце урока и выясним в честь кого и каких событий он воздвигнут.

Обучающиеся дают предположительные ответы

3. Актуализация знаний, время –5 минут

А теперь послушайте запись. Что это?

Этот колокольный звон называется «Набат». Подумайте, какие чувства, эмоции он у вас вызывает?

- Да, действительно, начало 17 века для нашей страны было очень сложным и трагическим. Под каким названием этот период вошёл в историю России?

- Если бы ситуация не изменилась, к чему бы это привело? Что стало бы с Россией?

- Такое положение в стране могло продолжаться дальше?

- Как вы думаете, о чём пойдёт разговор на сегодняшнем уроке? Как назвать тему урока?

Прежде чем мы начнём изучение нового материала, я предлагаю вам заполнить таблицу, в которой на вопросы нужно ответить «да» или «нет».

Ответ: «Это звук колокола».

Ответ: «Набат – это сигнал тревоги. Бить в набат – оповещать о чем-то важном, либо опасном».

Ответ: «Смута, Смутное время, лихолетье».

Ответ: «Россия потеряла бы свою независимость, началось бы окатоличивание населения, грабежи русского народа, уничтожение ценностей, традиций, культуры.

Ответ: «Окончание смутного времени»

В начале занятия

В конце занятия

Смута – это период в истории России, начавшийся после прекращения династии Рюриковичей

Борис Годунов был убит при взятии Москвы Лжедмитрием I

Король Польши поддерживал Лжедмитрия I

Лжедмитрия I называли «Тушинским вором»

Следующим после Лжедмитрия I правителем страны стал Василий Шуйский

Женой обоих самозванцев была Мария Мнишек

Заговор против Лжедмитрия I организовала Литва

Восстание Болотникова было организовано с целью свержения Василия Шуцского

Бояре призвали на русский престол польского королевича Владислава

Первое народное ополчение возглавил князь Пожарский

Второе ополчение возглавил П. Ляпунов

Народное ополчение против польских войск возглавили К. Минин и Д. Пожарский

Смута закончилась избранием на престол М. Романова

4. Первичное усвоение новых знаний, время – 28 минуты

Объясняет материал: Слайд 3

- К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти.

Лжедмитрий 2 со своими полчищамиполяков расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. Поляки и казаки нападали на сёла, убивали скот, унижали православные святыни. За что и был прозван «тушинским вором».Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3. В феврале 1609 г. Шуйский заключил договор со Швецией. В обмен на передачу им Колельской волости шведы обязывались оказать московскому правительству военную помощь.

Вмешательство Швеции дало королю Речи ПосполитойСигизмунду 3 повод для открытой интервенции в Россию, он больше не нуждался в Лжедмитрии 2 и приказал полякам прибыть из Тушина под Смоленск. Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3. В тушинском лагере начался развал. В декабре 1609 года Лжедмитрий, переодевшись крестьянином, бежал в Калугу и вскоре был убит.

Положение менялось в пользу Василия Шуйского, города и сёла стали вновь признавать его царём.

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием семибоярщина.

- Ситуация была критической. Казалось возврата к единому государству нет. Но был народ, который осознавал, что Родине угрожает опасность. Люди во главе с церковью объединились и поднялись на её защиту.

Задание: используя раздаточный материал заполните таблицу «Народное ополчение».

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: