Решение суда об обязании включить в список детей сирот

Обновлено: 06.10.2022

Подборка наиболее важных документов по запросу Обязать включить в список детей-сирот (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обязать включить в список детей-сирот

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 99 "Основания предоставления специализированных жилых помещений" ЖК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 99 ЖК РФ и установив, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с тем, что мать истца умерла, а сведения об отце в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери; над истцом установлена предварительная опека, опекуном назначена бабушка истца; квартира, в которой истец имеет регистрацию по месту жительства и фактически проживает, находится в собственности его опекуна и дедушки, суд правомерно обязал ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что истец не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения, не имеет закрепленного жилья и самостоятельное право на жилую площадь опекуна подопечный в силу действующего законодательства не приобретает.

Нормативные акты: Обязать включить в список детей-сирот

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) Так, например, решением Майкопского районного суда Республики Адыгея было отказано в удовлетворении иска О. к администрации МО "Каменномостское сельское поселение" о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обязании включить ее в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилой площади. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истец с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в возрасте, превышающем 23 года, то есть с нарушением возрастных ограничений, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ. Суд сделал вывод о том, что если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не было поставлено на учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, поскольку перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. По мнению суда, достижение лицом, не состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, возраста 23 лет, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. При этом судом первой инстанции не было дано какой-либо оценки доводам О. относительно причин несвоевременного обращения с заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения.

"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) Ю., действующая на основании доверенности в интересах М., обратилась с иском к межрайонному управлению министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании незаконным распоряжения об исключении М. из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области, и об обязании включить М. в указанный список.

Аникина Н.П. обратилась в суд с иском, в котором просит включить несовершеннолетнюю опекаемую Аникину А. Д., /дата/ г.р. в список обеспечения детей-сирот жилым помещением.

Истец Аникина Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает, что требования Аникиной Н.П. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от /дата/ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно ст. от /дата/ N /дата/-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением Законодательного от /дата/ N /дата/-ЗС) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

Истец указывает, что Аникина А.Д., /дата/. относится к лицам, имеющим в силу ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от /дата/ право на обеспечение жилым помещением по достижении соответствующего возраста.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от /дата/ определено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено, что родители несовершеннолетней Аникиной А. Д. – Аникина Т. Н. и Аникин Д. А. лишены родительских прав на основании решения районного суда от /дата/, вступившего в законную силу /дата/ (л.д. 6).

Таким образом, несовершеннолетняя Аникина А.Д. является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав.

Истец Аникина Н.П. является опекуном несовершеннолетней Аникиной А.Д., /дата/ г.р. исполняющим свои обязанности возмездно, что подтверждается приказом №-од от /дата/ (л.д. 17-18).

Между и Аникиной Н.П. заключен договор о приемной семье № от /дата/ (л.д. 10-16), в соответствии с которым приемный родитель Аникина Н.П. обязуется принять на воспитание в свою семью несовершеннолетнюю Аникину А.Д., а орган опеки и попечительства обязуется передать приемного ребенка на воспитание в приемную семью, производить выплату приемному родителю вознаграждения и денежных средств на содержание приемного ребенка и иных выплат, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с договором. В соответствии с п. 2.1 договора приемный родитель по отношению к приемному ребенку обладает правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемный родитель обязуется проживать совместно с приемным ребенком, поставить его на регистрационный учет по месту жительства.

Согласно акту обследования жилого помещения по адресу жилом помещении проживают Аникина Н.П. - собственник, Аникин В.Д. - внук, Аникина А.Д. - внучка, Аникина А.Д. - внучка, Аникин И.В. - правнук, Аникин Р.С. - правнук; размер общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в жилом помещении составляет 13,4 кв.м. (л.д. 27-28).

Консультация юриста по жилищным вопросам бесплатно

Бесплатная горячая линия круглосуточно

Собственником квартиры площадью 80,40 кв.м. по адресу является Аникина Н.П. на основании договора об инвестиционной деятельности от /дата/, акта приема-передачи квартиры от /дата/ (л.д. 24). Аникина Н.П. состояла в браке с Аникиным А.Ф. /дата/ до /дата/ (л.д. 25, 23), в том числе в период приобретения указанного жилого помещения.

Аникина А.Д. не использовала право приватизации жилья на территории (л.д. 20).

По данным » объекты недвижимости за Аникиной А.Д. не учтены и данных о приватизации жилого помещения не имеется (л.д. 21-22).

На этом же заседании комиссии отказано в установлении факта невозможности проживания Аникиной А.Д. в квартире, расположенной по адресу: , в связи с тем, что несовершеннолетняя является членом семьи (внучкой) собственника (л.д. 8).

С учетом пояснений представителя ответчика, судом установлено, что недостоверность сведений, содержащихся в документах, заключается в том, что вопреки доводам заявителя Аникина А.Д. обеспечена жилым помещением, поскольку является членом семьи (внучкой) собственника жилого помещения, в котором проживает.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что указанные обстоятельства являются основанием к отказу в принятии Аникиной А.Д. на учет, по следующим основаниям.

Пребывание несовершеннолетнего ребенка Аникиной А.Д. по месту жительства обусловлено исполнением договора о приемной семье, истец в соответствии с условиями договора вселила опекаемую в жилое помещение по месту своего проживания - в принадлежащее опекуну на праве собственности жилое помещение, обеспечивает опекаемую надлежащими жилищно-бытовыми условия только на период действия договора о приемной семье. Опекаемая в соответствии с характером сложившихся правоотношений с опекуном не приобретает имущественные права на жилое помещение опекуна, временно имеет право пользования жилым помещением опекуна в связи с исполнением договора о приемной семье, самостоятельного права на данное помещение не имеет. При таких обстоятельствах, суд полагает необоснованным вывод ответчика об обеспечении несовершеннолетней жилым помещением. Наличие родственных отношений между опекуном и опекаемой в данном случае правового значения не имеет, поскольку проживание несовершеннолетней в жилом помещении истца обусловлено исполнением договора о приемной семье. Истец не имеет по отношению к несовершеннолетней Аникиной А.Д. обязанности по обеспечению ее жилым помещением иначе как на период действия договора о приемной семье и в связи с его исполнением.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Аникина А.Д. не являлась и не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения.

Поскольку истцом ответчику был представлен полный пакет документов, необходимых для принятия несовершеннолетней Аникиной А.Д. с список детей-сирот, иных оснований к отказу во включении несовершеннолетней в список не имеется, что подтвердил представитель ответчика, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Исковые требования удовлетворить.

Обязать включить Аникину А. Д., /дата/ г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение может быть обжаловано в областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд .

30 октября 2017 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Качесовой Н.Н.,

при секретаре Аплиной О.Ю.,

с участием административного истца Бармина В.В., представителя административного истца Иониной Е.В., представителя административного ответчика Сорокиной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Бармина В.В. к администрации Октябрьского района г. Томска о признании решения администрации Октябрьского района г. Томска незаконным, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

Бармин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района г. Томска, в котором просит признать распоряжение администрации Октябрьского района г. Томска от 04.07.2017 № 1503 об отказе во включении Бармина В.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», незаконным; признать Бармина В.В., . года рождения нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию Октябрьского района г. Томска включить Бармина В.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

В обоснование требований административный истец указал, что он является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей. Администрацией Октябрьского района г. Томска ему отказано во включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку он являлся собственником 1/12 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: . отчуждение которой он произвел ввиду невозможности проживания. Полагает отказ административного ответчика не законным, поскольку им никаких намеренных действий для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях для дальнейшего включения в соответствующий Список, не совершено. Считает, что при наследовании 1/12 доли в квартире он не стал обеспеченным жилым помещением, так как 1/12 доли в квартире не является изолированным жилым помещением и не подпадает под понятие жилого помещения, предусмотренного ст. 16 ЖК РФ. Кроме того, иного жилья на праве собственности либо ином праве, он не имеет.

Административный истец Бармин В.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного истца Ионина И.В. в судебном заседании требования административного истца поддержала.

Представитель административного ответчика администрации Октябрьского района г. Томска Сорокина О.И. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому администрация Октябрьского района г. Томска действовала законно и обоснованно, прав и законных интересов административного истца не нарушало.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит требования Бармина В.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что Бармин В.В. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла 21.11.2004, отец отказался от родительских прав в отношении него, выразил согласие на установление опеки, что подтверждается свидетельством о смерти от 30.05.2005 серии I-OM № 589887, выданным повторно, заявлением от 20.04.2005.

Постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов от 16.06.2005 № 462-0 в отношении Бармина В.В. была установлена опека Кирилловой О.М.

Решением Чаинского районного суда Томской области от 13.10.2005 отец Бармин В.В. лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Бармина В.В, 28.02.1998 года рождения.

29.06.2017 Бармин В.В. обратился в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

Из Распоряжения главы администрации Октябрьского района г. Томска 04.07.2017 № 15003 следует, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, Постановления администрации Томской области от 29.12.2012 № 558а Бармину В.В. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».

Суд полагает указанное решение законным и обоснованным исходя из следующего.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункты 1, 3).

Консультация юриста по гражданским делам бесплатно

Бесплатная горячая линия круглосуточно

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Государственной Думы Томской области от 24.08.2006 № 3422 принят Закон Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», которым в ст. 9.1 определен порядок формирования Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области, указанный порядок раскрыт в приложении 3 к Закону Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ.

В п. 4 приложения 3 к Закону Томской области от 06.09.2006 № 212-ОЗ определено, что формирование списка осуществляется на основании заявления и иных документов, перечень которых устанавливается Администрацией Томской области. Порядок принятия заявления и иных документов, необходимых для принятия решения о включении в Список, форма заявления и форма Списка, а также порядок принятия решения об исключении из Списка устанавливаются Администрацией Томской области.

Заявление и иные документы направляются в уполномоченный орган законными представителями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, либо детьми (лицами), оставшимися без попечения родителей, самостоятельно. В случаях, установленных федеральным законодательством, заявление и документы направляются органами опеки и попечительства.

Из отзыва на исковое заявление и пояснений административного ответчика в судебном заседании следует, что основание для отказа во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск» является отчуждение имеющейся у Бармина В.В. 1/12 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: .

Действительно, как следует, из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.06.2017 № 70/000/065/2017-3358, кадастрового паспорта от 29.09.216 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16.06.2009 Бармину В.В. принадлежала 1/12 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: . общей площадью 24, 50 кв.м которую на основании договора купли-продажи от 07.02.2017 он продал Л.П.

При этом ранее до отчуждения объекта (20.10.2016) он обращался в администрацию Октябрьского района г. Томска с заявлением о признании невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: .

28.10.2016 администрация Октябрьского района г. Томска приняло решение об отказе Бармину В.В. в признании невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: . поскольку в данном жилом помещении имеет право проживания один человек. Общая площадь квартиры составляет 24,50. кв.м. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, в случае вселения Бармина В.В. (12,25 кв.м.) - не менее учетной нормы площади жилого помещения (12,0 кв.м.).

Таким образом, основания, свидетельствующие о невозможности проживания истца в указанном жилом помещении, не установлены, доказательств признания уполномоченным органом квартиры непригодной для проживания Барминым В.В. не представлены.

При этом суд учитывает, что в установленном законом порядке Бармин В.В. не обжаловал указанный отказ в суд.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть до совершения таких действий такие граждане не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Учитывая, что Барминым В.В. в 2017 году произведены действия по отчуждению принадлежавшей ему 1/12 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: . суд приходит к выводу, что действия административного истца верно были расценены администрацией Октябрьского района г. Томска как намеренное ухудшение жилищных условий, основания для включения Бармина В.В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», отсутствуют.

Таким образом, оспариваемые действия административного ответчика по отказу во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск, не противоречат вышеприведенным положениям законодательства.

Оснований для удовлетворения требований о признании Бармина В.В. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору специализированного найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также не имеется, поскольку администрации Октябрьского района Города Томска осуществляющей полномочия по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, на основании постановления администрации Города Томска от 26.12.2012 № 1591 «Об осуществлении переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Город Томск»» указанные полномочия не переданы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности заявленных требований и влекут отказ в их удовлетворении в полном объеме, поскольку совокупность представленных суду доказательств не подтверждает, что оспариваемые действия нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или ином нормативному правовому акту.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе разбирательства по делу факт нарушения администрацией Октябрьского района г. Томска требований действующего законодательства подтверждения не нашел, суд находит заявленные требования Бармина В.В. не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 177, 227 КАС РФ,

в удовлетворении административного искового заявления Бармина В.В. к администрации Октябрьского района г. Томска о признании решения администрации Октябрьского района г. Томска незаконным, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Томска.

Председательствующий судья (подпись) Н.Н. Качесова

Председательствующий судья Н.Н. Качесова

Оригинал решения находится в административном деле № 2а-2647/2017 Октябрьского районного суда г. Томска.

Калининский районный суд г. Новосибирска в с о с т а в е :

Председательствующего судьи Надежкина Е.В.

С участием прокурора Каракуловой Я.В.

При секретаре Кустове А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в интересах ФИО1 к администрации о признании приказа главы администрации незаконным, об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

ДД.ММ.ГГГГ. прокурор уточнил иск, просит восстановить ФИО1 пропущеный срок для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, указав, что ФИО1 исполнилось 23 года ДД.ММ.ГГГГ. Со ее слов, она обратилась к ответчику по вопросу обеспечения ее жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ. с ней был заключен договор найма жилого помещения с МУ «Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству », по которому ФИО1 была предоставлена муниципальная жилая комната в общежитии по адресу: . В договоре указано, что комната предоставлена на основании приказа главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ не найден. Предоставление указанной комнаты ФИО1 как лицу, оставшемуся без попечения родителей, подтверждается списком вселяемых в муниципальные общежития от ДД.ММ.ГГГГ., в котором основанием для ее вселения послужил ее статус. Таким образом, ФИО1 считала себя обеспеченной жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей. В данном жилом помещении она проживала до ее ареста и осуждения в 2008г. После освобождения из мест лишения свободы в 2016г., комната в общежитии оказалась занята другими людьми, о чем ей не было известно во время нахождения в местах лишения свободы.

В судебном заседании помощник прокурора Каракулова Я.В. заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика – администрации , в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом лично, причина неявки неизвестна, возражений по иску не представлено.

Выслушав объяснения помощника прокурора , изучив письменные объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленный иск прокурора в интересах ФИО1 обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополни-тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены категории лиц, имеющих право на дополнительную социальную защиту государства, так, дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Кроме того, дано понятие полного государственного обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях.

Выпускниками учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.

Согласно п.1 ст. 8 вышеназванного Федерального закона указывалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции на период выпуска ФИО2 из детского дома – 26.05.1997г.) предусматривалось, что выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом, согласно пункта 2 статьи 8 данного Закон, регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Из копии свидетельства о рождении Алиевой (ФИО1) А.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что ее родителями являются ФИО3Ш.оглы и ФИО4

Судом установлено, что ФИО5 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как в возрасте до 18 лет осталась без попечения обоих родителей, в связи с лишением матери ФИО4 родительских прав; отец связь с дочерью не поддерживает с ДД.ММ.ГГГГ., ушел из семьи.

Данное обстоятельство подтверждается копией решения Калининского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу, о лишении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родительских прав в отношении детей, в том числе, ФИО5 и передаче их на попечение органов опеки и попечительства, справкой МКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина» от 08.11.2016г. №, распоряжением администрации от 18.02.1998г. об определении в детский дом несовершеннолетних, в том числе ФИО5

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ. МКУ «ГЖА», ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ. использовала право приватизации жилья по адресу: 3, будучи несовершеннолетней.

Согласно решения Калининского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. родители истца обменяли указанную квартиру на частный дом по в .

Из актов закрепленного жилья за истцом от ДД.ММ.ГГГГ. закреплен жилой дом по указанному адресу, находящийся в непригодном для проживании состоянии.

Согласно справки из БТИ от ДД.ММ.ГГГГ. истец является совладельцем указанного дома. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. указанный объект снесен и снят с технического учета.

По информации администрации после выбытия из детского дома ФИО1 проживала в общежитии Машиностроительного колледжа по .

В последующем, до ареста, истец проживала в указанном помещении без регистрации. С ДД.ММ.ГГГГ. до вынесения приговора судом находилась под стражей.

Приговором Калининского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 признана виновной в совершении преступления, осуждена к 9 годам 6 месяцам лишения свободы.

Постановлением Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 освобождена от отбывания наказания условно-досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает установленным, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; находилась на полном государственном обеспечении и воспитывалась в детском доме.

Судом установлено, что ФИО1 исполнилось 23 года в 2007г. Со ее слов, она обратилась в администрацию по вопросу обеспечения ее жилым помещением.

ДД.ММ.ГГГГ. с ней был заключен договор найма жилого помещения с МУ «Дирекция заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству », по которому ФИО1 была предоставлена муниципальная жилая комната в общежитии по адресу: . В договоре указано, что комната предоставлена на основании приказа главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Данный приказ не найден. Предоставление указанной комнаты ФИО1 как лицу, оставшемуся без попечения родителей, подтверждается списком вселяемых в муниципальные общежития от ДД.ММ.ГГГГ., в котором основанием для ее вселения послужил ее статус.

Таким образом, ФИО1 считала себя обеспеченной жильем как лицо, оставшееся без попечения родителей. В данном жилом помещении она проживала до ее ареста и осуждения в 2008г. После освобождения из мест лишения свободы в 2016г., комната в общежитии оказалась занята другими людьми, о чем ей не было известно во время нахождения в местах лишения свободы.

Приказом главы администрации ДД.ММ.ГГГГ. №-од «Об отказе включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ФИО1 было отказано ФИО1 во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем, что заявитель утратил право на дополнительные гарантии по социально поддержке, а именно, достигнув возраста 23 лет, она перестала относиться к категориям лиц, которые могут быть включены в указанный список.

В соответствии с п.1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом п.9 ст. 8 вышеназванного закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, по смыслу закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Установив, что ФИО1 относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ранее судима к лишению свободы, которая в 2007г. достигла возраста 23 лет, однако, в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции закона от 29.02.2012г. N 15-ФЗ), имела право на обеспечение жилыми помещениями, суд пришел к выводу, что за ней сохраняется данное право до фактического обеспечения его жилым помещением.

Судом установлено, что ФИО1 достигнув совершеннолетия, с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не обращалась.

Поскольку ФИО1 в заявлении о восстановлении срока для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ссылался на наличие уважительных причин, препятствующих своевременно - в законный срок обратиться с заявлением в администрацию , суд приходит к выводу о необходимости восстановить ФИО1 срок для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194,198,254 ГПК РФ, суд

Иск прокурора в интересах ФИО1 к администрации о восстановить ФИО1 срок для включения в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями – удовлетворить.

Восстановить ФИО1 срок для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать администрацию в установленном порядке включить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через суд .

Судья: (подпись) Е.В. Надежкин

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2017 года.

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-2413/2017 Калининского районного суда г. Новосибирска.

Судья: Е.В. Надежкин

Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу

«_____» _________________ 201 г.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ЖИЛИЩНЫМ СПОРАМ

Решение суда о признании утратившим право пользования жилым помещением

Савватеева В.Ф. обратилась в суд с иском к Хабарову А.Н., в котором просит признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: В обоснование иска указано, что истица является собственником жилого помещения по.

Решение суда о прекращении права пользования жилым помещением бывшим членом семьи собственника

Поломошнов С.В. обратился в суд с иском к Масаловой М.В., в котором просил прекратить право Ответчицы - Масаловой М. В. - на пользование жилым помещением, принадлежащем Поломошнову С. В. на праве общей долевой собственности, расположенное по адрес.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: