Проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах

Обновлено: 17.08.2022

Аннотация. В статье автор затронул актуальный для большинства российских граждан вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры «одного окна». Уделяется внимание проблемам, возникающим при оказании социальных услуг жителям на региональном уровне. Выявлены основные причины, снижающие эффективность предоставления государственных и муниципальных слуг населению. Раскрывается значение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.

Деятельностьмногофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услугв РФ:

институциональные основы и перспективы

Аннотация.В статье автор затронулактуальный для большинства российских гражданвопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры«одного окна».Уделяется внимание проблемам, возникающих приоказаниисоциальных услуг жителям на региональном уровне.

Выявлены основные причины, снижающие эффективность предоставления государственных и муниципальных слуг населению. Раскрывается значение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах.Ключевые слова:многофункциональный центр (МФЦ), принцип «одного окна», государственные и муниципальные услуги, качество услуг.

Различного рода аспектысовершенствования организации и оказания социальной консультативной помощи населению на уровне каждого конкретного региона приобретают в условиях административной реформы немаловажноезначение. Как справедливо отмечает Малик Е.Н., «человек все в большей мере начинает рассматриваться как клиент и потребитель услуг, предоставляемых агентами государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя. Источником успеха работы государственного учреждения становится выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат» [4, с. 151].В России предоставление услуг населению обеспечивают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию региона, а так же органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения.Если проанализировать основные трудности, возникающие при получении государственных (муниципальных) услуггражданами, то порядка 45% опрошенных граждан указывают на большие очереди. (см. рисунок 1)1

Рисунок 1 Основные трудности при получении государственных услуг

С другой стороны, основным средством взаимодействия органов публичной власти и подведомственных им организаций между собой и с другими организациями продолжают оставаться бумажные документы, которые с точки зрения информационнокоммуникационных технологий служат технологическими разрывами в единой цепочке последовательности административных процедурдпри предоставлении каждой конкретной услуги. Мы приходим к пониманию, что низкое качество выполнения муниципальных услуг непосредственно связано со следующими субъективными причинами:необоснованное привлечение заявителей к процессам сбора различногорода документов и справок и избыточное число используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение услуг. неоправданнаяпоследовательностьпроцедур предоставления услуг, приводящая к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей. требование многократного личного взаимодействия сотрудников органов публичной власти и подведомственных им организаций с заявителями. низкая межведомственная согласованность органов публичной власти иподведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям. Отсутствие скоординированного и юридически оформленного порядка их взаимодействия.несогласованность графиков работы различных структур и организаций, обслуживающих заявителей на территории их проживания, приводящая к дополнительным потерям времени заявителей при получении услуг.недостаточно эффективная организация деятельности по приему и обслуживанию заявителей внутри организаций, «что не отвечает потребностям больших потоков заявителей и не позволяет работающим гражданам реализовывать свои права на получение услуг в свободное от основной занятости время»[1, с.84].Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, благодаря этому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативнометодических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении по принципу «одного окна».Многофункциональныецентрыпредоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Другими словами, МФЦ –это своего рода «супермаркет» государственных и муниципальных услуг. Ляхов В.П. указывает на тот факт, что деятельность центров «одного окна» направлена «на максимальное повышение комфортности граждан, обращающихся за получением государственных и муниципальных услуг, и на данный момент можно сделать вывод о том, что эта деятельность весьма положительно оценивается российским населением, является востребованной гражданами страны и выступает реальным фактором модернизации системы местного самоуправления и муниципального управления в рамках реализации административной реформы»[3, с.48].Таким образом, первая ключевая характеристика МФЦ –ведение приема не представителями органов публичной власти и иных уполномоченных на предоставление услуг организациями, а специально выделенными операционистами, включенными в штат самостоятельной организации –МФЦ. В целях практической оптимизации процедур предоставления услуг в МФЦ выделяются ответственные за согласование документов, которые уполномочены собирать те документы, которые в традиционной форме собирались усилиями граждан.Второй ключевой характеристикой МФЦ является организация ведения приема по так называемому «оконному» принципу. Третьей ключевой характеристикой МФЦ является то, что на его базе можно организовать предоставление большинства услуг населению, проживающему в данном муниципальном образовании.Сегодня в субъектах Российской Федерации, в том числе в Орловской области, утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. На основании вышесказанного следует заключить, что преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется: хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнительной власти, МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними. Для контроля и оценки качества деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, необходимо проводить мониторинг эффективности МФЦ. Проведение мониторинга необходимо для принятия управленческих решений по оптимизации предоставления государственных услуг, поскольку включает сбор информации о государственных услугах, выявление общих и частных проблем предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Российской Федерации, их систематизацию и анализ.В основные задачи мониторинга входит:

1. Определение уровня общей удовлетворенности населения качеством государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, представляющими их учреждениями.2. Анализ и оценка отношения граждан к нововведениям при получении указанных государственных и муниципальных услуг, в том числе: к МФЦ, к административным регламентам и стандартам услуг, к процедурам обжалования, к предоставлению услуг в электронном виде.Формирование массива данных для построения рейтингов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по показателю удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг»2.В мониторинг должны включаться все обращения во все органы власти и обусловленные ими обращения в подведомственные, аффилированные и иные организации, необходимые для конечного результата взаимодействия с государством. Постоянный мониторинг проводится учредителем МФЦ, один раз в год, специально уполномоченными подразделениями уполномоченного органа субъекта РФ, администрации муниципального образования или независимой организацией (в том числе, с привлечением научных и консалтинговых организаций).Оценить результативность и эффективность работы МФЦ можно путем использования балльнорейтинговой оценки, которая включает качественные и количественные показатели. Они охватывают все преобладающие аспекты деятельности многофункциональных центров и группируются по четырем основным показателям:

качество организации предоставления государственных и муниципальных услуг и удобство работы МФЦ,

инновационность подходов в организации работы МФЦ,

информационное освещение деятельностиМФЦ. Назначение создания рейтинговой оценки центров «одного окна» включает не только определение эффективности их работы, но и «формирование конкурентных условий для усовершенствования МФЦ, внедрения качественных подходов в организации деятельности» [6, с.108].В данной связи целесообразно обратиться к оценке доступности получения информациио порядке предоставления услуг жителей города Орла3. По данным опроса 50% респондентов оценили на «очень хорошо» доступность получения информации о порядке предоставления услуги. 40% оценили доступность получения информации на «хорошо» (10%) оценили доступность получения информации на «удовлетворительно» (см. рис.2).

Оценка доступности получения информации о порядке предоставления услуги (колво, %). 2Мониторинг качества предоставления государственных услуг: Портал Административной реформы [Электронный ресурс] // Режим доступа:

Также данные опроса показывают, что 50%гражданоценивают полноту и понятность предоставленной специалистами МФЦ информации на «очень хорошо», еще 20% респондентовоценивают предоставленную информацию на «хорошо» и столько же респондентов на «удовлетворительно», 10% опрошенных гражданпри оценке полноты и понятности предоставленной специалистами МФЦ информации затруднились с ответом (см. рис.3)

Оценка полноты и понятности предоставленной специалистами МФЦ информации (колво, %).

Ровно половина респондентов –50% оценивают свою удовлетворенность результатом обращения в МФЦ и результатом получения услуги оценкой «очень удовлетворен». Другая половина респондентов, оценивая свою удовлетворенность результатом обращения в МФЦ и результатом получения услуги, выбрали вариант ответа «скорее удовлетворен» (см.рис. 4).

Оценка удовлетворенности результатом обращения в МФЦ и результатом получения услуги (колво, %).

Респондентам задавался открытый вопрос «Что должно измениться в существующем порядке организации деятельности МФЦ для улучшения процесса предоставления государственных и муниципальных услуг?» респонденты акцентировали внимание на следующем:

требуется расширение спектра предоставляемых услуг;

необходимо больше внимательности сотрудников МФЦ к заявителям;

сектор ожидания в МФЦ должен быть оборудован телевизором.

неудобство получения заграничного паспорта

не все окна работают согласно графику работы МФЦЧасть опрошенных гражданотметили необходимость развития сети МФЦ по месту жительства.Таким образом, большинство граждан оценивает положительно основной спектр предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ города Орла: местоположением центра, интерьером, оснащенностью; электронными услугами; длительностью и содержательностью оказываемых консультаций, приемом документов, их получением; компетенцией и профессионализмом сотрудников; сроками выполнения услуг. Вместе с тем нельзя не сказать и о недостатках. Здесь следует отметитьнеобходимость создания дополнительных центров по приему граждан, улучшить местадля парковки. Одним из недостатков с которым столкнулись жители обращаясь в МФЦ города Орла–это отсутствие окна для приема документов для заграничного паспорта. Данная услуга выполняется, но не по принципу «одного окна». В данном центе работает специалист из УФМС России по Орловской области. Прием граждан производится в отдельном кабинете с отдельной очередью.Проведение постоянного мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг позволяет своевременно корректировать процесс предоставления услуг с точки зрения повышения качества процесса и увеличения степени удовлетворенности граждан результатом обращения в государственный орган за истребованием услуги.«В текущем, перспективном и стратегическом планировании развития социальной сферы необходимо предусматривать конкурсные механизмы финансирования деятельности по предоставлению гражданам социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных учреждений, предоставляющих социальные услуги».[7, с.170]Несмотря на существующие недостатки МФЦ, можно с уверенностью говорить об их динамичном развитии в субъектах Российской Федерации. Они доказали эффективность своей работы.Кроме того, положительный эффект получили и высший исполнительный орган субъекта, и органы –участники МФЦ, и получатели услуг. Для первых основными результатами стали повышение эффективности предоставления услуг и укрепление авторитета власти среди населения. Однозначно повысилось качество оказания услуг, а благодаря устранению прямого контакта заявителя с чиновниками снизились стимулы к коррупционным сделкам. «Система социальной помощи основывается на принципе социальной заботы общества о своих социальноуязвимых членах и социальной благотворительности». [2, с.41].Обобщая вышесказанное, следует заключить, что сегодня в России есть все предпосылки для повышения успеха деятельности МФЦ.Создание современных и удобных для граждан форматов предоставления услуг –важнейшая задача при построении сервисного государства.К приоритетам можно отнести и разработкуряданормативноправовых актов с целью оптимизации правовой и структурной базы работы МФЦ. Прорабатываются методические рекомендации, утверждается перечень государственных услуг, устанавливаются требования к соглашениям между МФЦ и органами исполнительной власти. Важным этапом выступает система подготовки кадров для учреждений публичной власти, призванных обеспечивать удовлетворение потребностей и запросов потребителей услуг. «Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать и прогнозировать социальное развитие общества» [5, с. 59]. Дальнейшее развитие системы многофункциональных центров субъектах РФ создаст благоприятную основу для эффективного решения указанных проблем, но для этого необходимо оперативно и эффективно решать проблемы и сложности, возникающие в функционировании всей системы центров «одного окна». Можно надеяться, что работа по созданию МФЦ в регионах не остановится и в ближайшем будущем получение государственных и муниципальных услуг в комфортных условиях, быстро и качественно –станет нормой нашей жизни.

Ссылки на источники1.Артеменко Е.А., Тюменцева Е.В., Степанов И.М., Елисеенко В.Ф., Сивашева Н.М., Хафизов Т.Р., Технологии создания многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг// под ред.: Головщинский К.И.–M.:Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. 104 с.2.Гончарова Е.А региональная практика создания системы предоставления государственных услуг в формате МФЦ. //Гражданское общество и правовое государство. 2015. Т. 2. С. 57.3.Ляхов В.П. Региональный опыт реализации МФЦ в России в контексте оптимизации функционирования местного самоуправления и модернизации российского общества. // Власть. 2015. № 1. С. 4449.4.

Малик Е. Н. Проблемы и перспективы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе МФЦ // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 20. С. 151155.5.Малик Е.Н., Санькова О.А. Институционализация профессионального обучения в области социальной работы в условиях модернизации российского образования. //Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 5963.6.Мироненко Н.В., Тихенькая Н.С., Кондакова К.С. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в регионах России: проблемы и перспективы. // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 21 (12). С. 105109.

Несмотря на распространенную практику создания и развития МФЦ на территории Российской Федерации, на сегодняшний день одной из ключевых проблем остается низкое качество предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ . Трудности возникают, как в организации работы самих МФЦ, так и у граждан при их обращении за услугами.

Среди наиболее распространенных проблем, касающихся непосредственно работы МФЦ, можно выделить: недостаточную проработанность нормативно-правовой базы (имеется в виду - отсутствие как законодательного, так и отработанного договорного механизмов создания, эксплуатации и финансирования МФЦ; необходимость разработки и (или) доработки административных регламентов), низкую квалификацию персонала, не говоря уже о большой "текучке" кадров, сложности в организации взаимодействия с другими органами власти и организациями.

Основным критерием эффективности работы МФЦ является уровень удовлетворённости граждан, пользующихся услугами МФЦ. Как показывает большинство проведенных опросов основными сложностями, с которыми сталкивается заявитель при обращении в МФЦ является:

Посетители МФЦ жалуются на нарушение установленного срока. При хорошо организованной работе предполагается, что время ожидания в очередях многофункциональных центрах в среднем не составит более, чем15 минут;

  • необоснованное привлечение заявителей к сбору документов, избыточное количество используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение государственной или муниципальной услуги.

Суть состоит в том, что для оказания той или иной услуги заявитель должен предоставить в орган власти пакет документов, сформированный на основе различного рода сведений (справок, выписок и т.п.) Количество документов, включаемых в состав данного комплекта может исчисляться десятками в зависимости от вида государственной или муниципальной услуги. Зачастую заявитель сталкивается с практикой, что орган власти самостоятельно без регламентирующих норм определяет условия и порядок предоставления услуг. При этом представляется затруднительным установить количество документов, используемых в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг;

  • решение задач межведомственного (внутриведомственного) взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, за счет заявителей.

Возникновение подобного рода ситуаций объясняется недостаточно эффективным межведомственным информационным обменом, при котором заявитель вынужден самостоятельно осуществлять сбор документов в государственных, муниципальных органах и организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

  • низкая внутриведомственная согласованность органов власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям.

Заявитель зачастую выступает передаточным звеном приема-передачи документов между структурными подразделениями (должностными лицами) внутри одного и того же органа (организации) как территориально удаленными, так и расположенными по одному адресу;

  • наличие сложных консолидированных услуг, которые можно рассмотреть как совокупность отдельных, относительно независимых друг от друга простых (элементарных) услуг, предоставляемых разными органами и (или) организациями, за которыми заявитель так же должен обратиться.

Данное обстоятельство в свою очередь приводит к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей с целью получения результата по первоначальной услуге.

Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативно-методических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении по принципу «одного окна» и направлены на обеспечение экономической эффективности, с нескольких позиций:

- во - первых, затраты по проекту должны быть минимальными;

- во -вторых, реализация проекта должна приводить к снижению стоимости и, в тоже время, к повышению эффективности предоставления государственных услуг;

- в - третьих, создаваемый МФЦ, обладая ценными информационными ресурсами и набором самых современных технологических решений должен в перспективе выходить на самоокупаемость за счет оказания дополнительных информационных услуг.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕЖИМЕ «ЕДИНОГО ОКНА»

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Определение государственной и муниципальной услуги дано в федеральном законе № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5].

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом №131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4] и уставами муниципальных образований. Так трактуются данные понятие в федеральном законе № 210–ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [5].

Наиболее успешной и перспективной формой предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации стал режим «одного окна». Данная форма предполагает, что заявитель общается не с государственным служащим, а с сотрудником фронт–офиса, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг.

Режим «одного окна» реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Для населения подобные центры – зримый результат реформирования системы государственного управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. Развитие сети центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), должно проходить без участия заявителя.

Создание (развитие) сети МФЦ, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе по принципу «одного окна», является одной из приоритетных задач при построении современного государства, совершенствовании системы государственного управления.

С начала реализации административной реформы проведена организационная работа по созданию МФЦ в муниципальных районах Республики Мордовия. Проведены обследования помещений для размещения МФЦ на местах, создана необходимая нормативная правовая база. Постановлением Правительства Республики Мордовия утвержден Перечень государственных услуг исполнительных органов государственной власти, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», так же в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. Рекомендуемый перечень государственных услуг по переданным полномочиям и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг утвержден распоряжением Правительства Республики Мордовия [8].

В настоящее время создание МФЦ приобрело особую актуальность в свете выполнения Указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Одними из первых МФЦ были созданы в городском округе Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной и Рузаевском муниципальном районе.

На 1 июня 2014 г. в Республике Мордовия функционируют уже 18 МФЦ, в том числе республиканский МФЦ (охват населения составляет 69,8%). Помимо г.о. Саранск и Рузаевского муниципального района МФЦ функционируют в Атяшевском (с 2011 г.), Лямбирском (с апреля 2012г.), Кадошкинском (с 24 мая 2012 г.), Ковылкинском (с августа 2012 г.), Дубенском (с сентября 2012 г.), Старошайговском (с октября 2012 г.), Ичалковском (с декабря 2012 г.); Краснослободском (с июля 2012 г.), Чамзинском (с сентября 2012 г.), Ромодановском (с февраля 2013 г.); Ардатовском (с октября 2013 г.), Инсарском (с декабря 2013 г.), Кочкуровском (с декабря 2013 г.), Темниковском (с декабря 2013 г.), Теньгушевском (с декабря 2013 г.) муниципальных районах.

В 2014 году открыты МФЦ еще в 2 муниципальных районах республики (Ельниковский и Большеигнатовский муниципальные районы) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 20 муниципальных образованиях (в Рузаевском, Ковылкинском муниципальных районах и г.о. Саранск). На стадии завершения работы по созданию офиса МФЦ в с. Кочелаево Ковылкинского муниципального района.

В 2015 году планируется открыть МФЦ еще в 4 муниципальных районах (Атюрьевский и Большеберезниковский муниципальные районы 1 июля 2015 г., Зубово-Полянский и Торбеевский муниципальные районы 1 ноября 2015 г.) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 48 муниципальных образованиях (в Ардатовском, Атяшевском, Дубенском, Ельниковском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кочкуровском, Краснослодобском, Лямбирском, Ромодановском, Теньгушевском, Торбеевском, Чамзинском муниципальных районах, предполагаемая дата открытия 1 декабря 2015 г.).

Таблица 1 – Число многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению

Аннотация. В статье рассматривается актуальный для России вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры при участии органов государственной власти. Автор акцентирует внимание на проблемах оказания социальных услуг населению и перспективах практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна». Приводятся данные об оценке отношения граждан к нововведениям при получении государственных и муниципальных услуг, а также определены факторы, влияющие на удовлетворенность граждан.

Малик Елена Николаевна,кандидат политологическихнаук, доцент; доценткафедры политологии,государственного и муниципального управления,ФГБОУ ВПО «Российская академиянародного хозяйстваи государственной службыпри Президенте Российской Федерации»,г.Орел

Проблемы и перспективы оптимизации предоставления государственных

и муниципальных услуг населению на базеМФЦ

Аннотация. В статье рассматривается актуальный для России вопрос о предоставлении государственных и муниципальных услуг населению через многофункциональные центры при участии органов государственной власти. Автор акцентирует внимание на проблемах оказания социальных услуг населению и перспективах практической оптимизации процедуры предоставления государственных услуг населению по принципу «одного окна».Приводятся данные обоценке отношения граждан к нововведениям при получении государственных и муниципальных услуг, а такжеопределены факторы, влияющие на удовлетворенность граждан.Ключевые слова:государственные и муниципальные услуги, заявитель, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), принцип «одного окна», социальные услуги.

В условиях развития информационного общества современное государственное управление поднимается на публичный уровень, используя информацию, знания и опыт как основные средства решения общественных проблем.Человек все в большей мере начинает рассматриваться как клиент и потребитель услуг, предоставляемых агентами государственными учреждениями и ведомствами, и в связи с этим вся деятельность государственных учреждений рассматривается через призму удовлетворения потребностей и конкретных запросов потребителя. Источником успеха работы государственного учреждения становится выполнение дополнительных функций и развитие нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат.Процесс предоставления государственных и муниципальныхслуг регламентирован Федеральным законом № 210ФЗ от 27.07.2010 № 210ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», (п. 1, 2 ст. 2)[1]. В настоящее время наиболее типичным способом правового регулирования в сфере государственных и муниципальных услуг на уровне субъектов Российской Федерации является принятие подзаконных актов высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также административных регламентов по отдельным видам государственных и муниципальных услуг органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

В 17 субъектах Российской Федерации приняты законы, закрепляющие стандарты качества предоставления государственных и муниципальных (бюджетных) услуг.В 6субъектах Российской Федерации законодательно регламентируется межведомственное информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг.Государственные (муниципальные) услуги –это услуги, которые предоставляются физическимлицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Сегодня в Российской Федерации предоставление услуг населению обеспечивают следующие органы публичной власти и (или) организации:

органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подведомственные им учреждения;

территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти и исполнительные органы государственной власти, юрисдикция которых распространяется на территорию субъекта Российской Федерации;

органы местного самоуправления и подведомственные им учреждения. Число заявителей, обращающихся для получения различных услуг, исчисляется миллионами человек в год. Именно опыт обращения в органы государственной власти за получением публичных услуг становится для простого человека мерилом качества работы органов власти. В данной связи автор считает целесообразным обратить внимание на исследование, проведенное Институтом государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Фондом общественногомнения, где были выявлены основные причины неудовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг[2].На открытый вопрос «В какой орган государственной власти (местного самоуправления) Вы обращались?» респонденты ответили следующим образом (См. Диаграмму 1):

Диаграмма 1.«В какой орган государственной власти(местного самоуправления) Вы обращались?»

На вопрос анкеты «Как Вы оцениваете качество предоставления государственной (муниципальной) услуги?» были получены следующие ответы респондентов (См. Диаграмму 2):

Диаграмма 2.«Как Вы оцениваете качество предоставлениягосударственной (муниципальной) услуги? (% от опрошенных)»

У респондентов интересовались, с какими проблемами они встречаются, когда обращаются в органы власти. Граждане отмечали также и такие проблемы:

волокита и необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу –24%;

долгое ожидание результата услуги –17%;

невнимательность, безразличие сотрудников, нежелание помочь –16%,

недостаток информации о процедуре получения услуги –13%;

отсутствие сотрудников на месте в рабочее время, их некомпетентность, грубость и бестактность (отдельные вопросы) –12%;

необходимость приходить заранее и занимать очередь до открытия госучреждения –12%;

неудобное, неприспособленное для ожидания помещение –11%;

неудобное время приема посетителей чиновниками –9%;

неудобное расположение, удаленность госучреждения –7%;

необходимость лично представлять документы –6%;

вымогательство, взятки –4%;

недоступность нужных специалистов –4%;

отсутствие типовых форм документов –3%.Далее возникает необходимость рассмотреть причины, повлекшие за собой невысокое качество предоставления муниципальных услуг:1)необоснованное привлечение заявителей к процессам сбора различного рода документов и справок и избыточное число используемых бумажных форм документов при установлении, оформлении или подтверждении прав заявителей на получение услуг. 2)неоправданная многозвенность процедур предоставления услуг, приводящая к увеличению сроков подготовки конечных документов для заявителей. 3)требование многократного личного взаимодействия сотрудников органов публичной власти и подведомственных им организаций с заявителями. 4)низкая межведомственная согласованность органов публичной власти и подведомственных им организаций при предоставлении услуг заявителям. Отсутствие скоординированного и юридически оформленного порядка их взаимодействия.

5)несогласованность графиков работы различных структур и организаций, обслуживающих заявителей на территории их проживания, приводящая к дополнительным потерям времени заявителей при получении услуг.6)недостаточно эффективная организация деятельности по приему и обслуживанию заявителей внутри организаций, что не отвечает потребностям больших потоков заявителей и не позволяет работающим гражданам реализовывать свои права на получение услуг в свободное от основной занятости время. 7)разный уровень автоматизации процедур предоставления простых (элементарных) услуг, наблюдаемый в разных отраслевых органах власти, а также недостаточное применение информационнокоммуникационных технологий для обеспечения эффективного решения задач межведомственного (межсистемного) электронного обмена информацией при реализации сложных (композитных) услуг. Вышеперечисленные проблемы взаимосвязаны, поэтому их полное решение возможно только посредством реализации комплекса организационных, информационных, нормативнометодических и технических мероприятий, которые должны быть предусмотрены при предоставлении социальных услуг по принципу «одного окна». В соответствие с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»,многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) –российская организация независимо от организационноправовой формы, предоставляющая государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».МФЦ наделяется следующими функциями:

прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

представление интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;

информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственныхи муниципальных услуг;

взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальныхуслуг;

выдача заявителям документов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

прием, обработкаинформации из информационных систем органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом. На основании вышесказанного следует заключить, что преимущество МФЦ по принципу «одного окна» состоит в том, что в центре такого типа гражданин имеет возможность получить тот итоговый результат, который ему требуется: хотя компетенция по оказанию простых услуг остается за отраслевыми органами исполнитель ной власти, МФЦ берет на себя все проблемы взаимодействия с ними. Исключается необходимость непосредственного общения граждан с исполнителями в органах власти (потенциально являющегося коррупционно опасным): оно заменяется межведомственным взаимодействием МФЦ и органа власти. В основу деятельности многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг входит ведение приема не представителями органов публичной власти и иных уполномоченных на предоставление услуг организациями, а специально выделенными операционистами,включенными в штат самостоятельной организации –МФЦ.В целях практической оптимизации процедур предоставления услуг в многофункциональных центрах выделяются ответственные за согласование документов, которые уполномочены собирать те документы, которые в традиционной форме собирались усилиями заявителей.Второй ключевой характеристикой МФЦ является организация ведения приема по так называемому «оконному» принципу. Антиподом «оконного» приема и наиболее часто распространенным вариантом традиционной модели предоставления услуг является так называемый кабинетный прием, когда заявители ожидают в коридорах и приглашаются на прием в кабинеты.«Оконный» прием позволяет:

применять современные методы управления очередью, например, ограничивать проявления ситуации, когда к одному специалисту много заявителей, в то время как другой специалист простаивает;

обеспечивать прозрачность предоставления услуг, когда прием ведется в операционном зале, где всем посетителям видно, чем занимается ответственный за прием заявителей. В случае с кабинетным принципом заявителям недоступна информация о том, чем занят специалист во время приема документов;

повысить стандарт обслуживания заявителей.

В соответствии с классификацией, введенной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2009 г. № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг», всю совокупность услуг, оказываемыхна базе МФЦ, можно разделить на следующие группы[3]:социальная поддержка населения;

регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

определение или подтверждение гражданскоправового статуса заявителя;

регулирование предпринимательской деятельности.Для выявления групп услуг, которым необходимо присваивать статус первоочередных, предлагаются следующие критерии[4]:

предоставление услуги носит наиболее массовый характер;

предоставление услуги требует от заявителя обращения в большое число организаций для подготовки пакет документов;

организация оказания группы услуг на базе МФЦ приведет к наибольшему росту качества их оказания (удовлетворенности заявителей);

В Орловской области МФЦ был открыт 14 июня 2011 года, за истекший период количество предоставляемых центром услуг возросло почти в 1,5 раза и составляет на сегодняшний день 205. Из них: 44 –федеральные услуги,27 –региональные услуги, 4 –муниципальные услуги 141 –дополнительные услуги. Услуги предоставляют 25 ведомств и организаций. Наиболее востребованы федеральные услуги, предоставляемые Управлением Росреестра по Орловской области и Кадастровой палатой.Сегодня продолжаются работы по созданию МФЦ в городе Мценске. В 13 сельских поселениях Орловского и Мценского районов области организованы удалённые рабочие места МФЦ. По плану открытие МФЦ в Северном районе г. Орла, городе Ливны, пгт. Долгое,пгт. Кромы, пгт. Покровское, пгт. Верховье, городе Дмитровске. Группы услуг, представляемых в МФЦпо Орловской области:ЖКХ•Определение или подтверждение гражданскоправового статуса заявителя•Социальная поддержка населения•Регулирование предпринимательской деятельности•Недвижимость•Прочие услугиТаким образом, следует заключить, что к направлениям совершенствования деятельности МФЦ и ближайшего развития системы многофункциональных центров в 20122015 годах следует отнести:обеспечение активного участия органовместного самоуправления в мероприятиях по созданию МФЦувеличение доли населения, имеющего возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»повышение информационной прозрачности государственных и муниципальных услуг для заявителя, в том числе за счет внедрения информационнокоммуникационных технологийсовершенствование взаимодействия между многофункциональными центрами и органами власти в электронном виде, в том числе за счет внедрения информационнокоммуникационных технологийдостижение соответствия многофункциональных центров установленным требованиям, в том числе полноценная реализация принципа «одного окна»создание системы управления качеством государственных услуг.Сегодня также ставятся задачи формирования порталагосударственных услуг, электронной системы их оплаты и перевода процесса предоставления части государственных слуг в электронную форму через создание единой точки доступа к информации об услугах, а также к самим услугам и виртуального офиса предоставлениягосударственных и «бюджетных» услуг[5].В перспективе в каждом муниципальном районе и городском округе Российской Федерации граждане должны иметь возможность получить государственные услуги по принципу «одного окна», в том числе в МФЦ. Результаты работы МФЦ демонстрируют:

сокращение сроков получения государственных услуг,

снижение межведомственной волокиты,

достигается существенный антикоррупционный эффект за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими,

исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников,

повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами.

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» является также иорганизация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по предметам их ведения. Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам.Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей. Речь идет ивозможности одновременного получения нескольких государственныхуслуг при однократном обращении заявителя, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории России. Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ сокращаются благодаря организации взаимодействия на основании соглашений и административных регламентов. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика// Государственная служба. 2008 . № 4. С. 16.

Problems and prospects ofoptimizationof public and municipalservices to the populationon the basis ofthe MFCAbstract.The article considers relevant to the issue of granting Russian state and municipal services to the public through the multifunctional centers with the participation of public authorities. The author focuses on the problems of social services to the population and the prospects for practical optimization procedures for providing public services on the principle of "one window". The data on the assessment of the relationship of citizens to the innovations in the preparation of state and municipal services, as well as the factors that affect the citizens' satisfaction .Keywords:state and municipalservices, the applicant, a multifunctional centerof public and municipalservices(MFC), the principle of "one window" social services.


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье рассматривается функционирование ГАУ РМ «МФЦ», предоставляющего государственные и муниципальные услуги населению. Выявлены преимущества и недостатки многофункциональных центров, представлены наиболее востребованные услуги, оказываемые МФЦ Республики Мордовия.

Annotation

The article discusses the functioning of the state institutions of the Autonomous Republic of Mordovia «MFC» providing state and municipal services to the population. The advantages and disadvantages of multipurpose centers, presents the most popular services provided by multifunctional center of Mordovia.

Ключевые слова: информационные технологии, многофункциональный центр, государственные и муниципальные услуги.

Keywords: information technology, multi-center, state and municipal services.

Современный этап развития общества характеризуется усиленной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Развитие и широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Актуальность вопросов информатизации всех сфер общественно-экономической жизни общества вполне очевидна. Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий сегодня возрастает [6, С.9].

Использование информационных технологий имеет колоссальное значение для повышения эффективности и улучшения механизмов работы органов государственного и муниципального управления. Поэтому совершенствование применения информационных технологий в государственных и муниципальных органах власти сегодня представляет собой одну из важнейших задач руководства нашей страны.

Одной из приоритетных задач при построении современного государства, модернизации системы государственного управления и местного самоуправления является улучшение работы многофункциональных центров (МФЦ), занимающихся предоставлением государственных и муниципальных услуг, и открытие их в тех населенных пунктах, в которых они еще не функционируют. Реализация таких центров способствует сокращению сроков предоставления услуг, снижению очередей и, в конечном итоге, повышению уровня удовлетворенности граждан работой органов государственной власти.

Проект по созданию сети МФЦ стал приоритетным направлением административной реформы начиная с 2007 г. В соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения, и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна» [1]. Требования к организации деятельности МФЦ, а также требования комфортности и доступности для получателей государственных и муниципальных услуг содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

Основная задача МФЦ – реализация принципа «одного окна», т.е. создание единого места приема, регистрации и выдачи требуемых гражданами и юридическими лицами документов при оказании всех государственных и муниципальных услуг, предоставление гражданам и юридическим лицам возможности получать одновременно несколько взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг.

Согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» МФЦ могут одновременно представлять интересы как заявителей, так и государственных органов [1]. МФЦ осуществляют прием документов от заявителей, передачу их в соответствующие государственные органы на исполнение, отслеживание хода предоставления услуги, а также выдачу результатов заявителям. Также МФЦ является органом, куда заявитель может обратиться в случае возникновения у него проблем в процессе предоставления государственных услуг, запрошенных как в традиционной, так и в электронной форме. Данный центр, по сути, стал первым реально действующим механизмом сокращения сроков предоставления государственных и муниципальных услуг.

Первые МФЦ в Республике Мордовия были созданы в городском округе Саранск на базе существующей с 2007 года Общественной приемной, а также в Рузаевском муниципальном районе. Постановление Правительства Республики Мордовия «О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (ГАУ РМ «МФЦ») наделило ГАУ РМ «МФЦ» статусом уполномоченного МФЦ [3].

На 2015 г. в Республике Мордовия функционируют 18 МФЦ. Охват населения составляет более 69,8 процентов. МФЦ функционируют в Атяшевском, Лямбирском, Кадошкинском, Ковылкинском, Дубенском, Старошайговском, Ичалковском, Краснослободском, Чамзинском, Ромодановском,Ардатовском, Инсарском, Кочкуровском, Темниковском, Теньгушевском муниципальных районах. В 2015 году планируется открыть МФЦ еще в 4 муниципальных районах (в Атюрьевском, Зубово-Полянском, Большеберезниковском и Торбеевском муниципальных районах) и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 48 муниципальных образованиях (в Атяшевском, Ардатовском, Дубенском, Зубово-Полянском, Ичалковском, Кочкуровском, Ельниковском, Краснослодобском, Лямбирском, Ромодановском, Теньгушевском, Торбеевском, Чамзинском муниципальных районах).Охват населения принципом «одного окна» составит более 90 процентов [4].

В МФЦ можно получить услуги в таких сферах, как социальная поддержка населения; регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; жилищные отношения; определение либо подтверждение гражданско-правового статуса заявителя; регулирование предпринимательской деятельности.

На сегодняшний день ГАУ РМ «МФЦ» оказывает такие услуги, как установление федеральной социальной доплаты к пенсии, выдача гражданам справок о размере пенсий (иных выплат), выдача заверенных копий архивных документов, также осуществляет информирование о положении на рынке труда в Республике Мордовия, предоставляет сведения, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц и др. Анализ деятельности 15 многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг по Республике Мордовия за январь–май 2014 г. показал, что наиболее востребованными являются государственные услуги, предоставляемые Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия – в среднем за рассматриваемый период от всего количества услуг 75 % (государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 31,3 %; предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 18,6 %; государственный кадастровый учет недвижимого имущества – 8 %; предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости – 18,2 %; выдача свидетельств о государственной регистрации – 1,6 %), Управлением Федеральной миграционной службы по РМ – 5 %, Государственным комитетом Республики Мордовия по труду и занятости населения – 1 %. Муниципальные услуги органов местного самоуправления в республике в среднем за рассматриваемый период от всего количества услуг составляют 19 % [7].

На информационных стендах, стойках, демо системах ГАУ РМ «МФЦ» и официальном сайте центра размещена 100 % исчерпывающая информация, необходимая для получения заявителям государственных и муниципальных услуг: образцы заявлений, административные регламенты, нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление государственных и муниципальных услуг.

На базе центра функционирует CALL-Центр, осуществляющий информирование и консультирование заявителей путем использования ресурсов телефонной сети общего пользования, а также информационно-телекоммуникационной сети Internet [4]:

- о местонахождении и графике работы МФЦ;

- о перечне и порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, которые оказываются на базе центра;

- о перечнях документов, которые необходимы для получения государственных и муниципальных услуг, а также о сроках предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра;

- о готовности документов, являющихся результатами предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра;

- о размерах государственных пошлин и иных платежах, связанных с получением государственных и муниципальных услуг, оказываемых на базе центра и порядке их уплаты;

- о порядке предоставления дополнительных (платных) услуг, оказываемых центром.

В настоящее время ГАУ РМ «МФЦ» оказывает платные и бесплатные услуги, которых более 100. На 1 января 2015 г. общая сумма доходов, полученных учреждением от оказания платных услуг равна 507901,75 руб. За период с 01.01.2015 г. по 30.09.2015 г. общее количество государственных и муниципальных услуг, оказанных МФЦ заявителям составило 73464. По сравнению с предыдущим годом количество оказываемых услуг возросло на 31463. В 2014 г. данный показатель составлял 42001 [4]. Анализ деятельности МФЦ республики показал, что количество государственных и муниципальных услуг, фактически оказанных заявителям сотрудниками МФЦ практически совпадает с количеством обращений заявителей в МФЦ, причем данные услуги оказаны в основном по принципу «одного окна».

Согласно данным официального обследования ГКУ РМ «Научный центр социально-экономического мониторинга» доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в 2014 г. составляет 98,9 %.

Среднее время ожидания заявителей в очереди для получения государственных и муниципальных услуг в 2014 г. составило 9 минут 42 секунды, для получения результата – 1 минута 16 секунд [4].

Среднегодовая численность работников в 2014 г. составила 61 человек, в 2015 г. – 73 [4].

При анализе ГАУ РМ «МФЦ» были обнаружены недостатки при записи в электронную очередь. Данный сервис работает в режиме online. После осуществления записи возможность внесения изменений в ранее осуществленную предварительную запись или отказ от нее исключена. Для нейтрализации представленного негативного момента желательно произвести внедрение возможности переноса уже запланированного визита на другое время с соответствующей сменой номера очереди.

Возникают проблемы при нахождении МФЦ региона, а также определенного муниципального района путем использования официального сайта МФЦ России. Перечень функционирующих МФЦ недостоверный; нет возможности перехода на официальный сайт МФЦ соответствующего района; при переходе на портал МФЦ региона открывается сайт Администрации городского округа Саранск вместо сайта МФЦ [5].

Также очень продолжительное время находится в обработке портал многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Мордовия, что может привести граждан в замешательство.

Но все-таки преимущества МФЦ превышают его недостатки. Итак, можно выделить основные преимущества МФЦ:

- оперативное и качественное обслуживание заявителей;

- использование наиболее высоких стандартов обслуживания;

- предоставление услуг с минимальными затратами времени заявителей;

- организация работы МФЦ в наиболее удобном для заявителей режиме;

- создание в МФЦ специально оборудованных мест приема и выдачи документов, мест ожидания и информирования;

- минимизируется количество документов, необходимых для получения государственных услуг.

Таким образом, МФЦ для населения – наглядный результат реформирования системы государственного и муниципального управления, социально-управленческая инновация, призванная облегчить жизнь гражданам и бизнесу. МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг и позволяет не только упростить процедуры оказания услуг населению, но и обеспечить комфорт посетителей, снизить временные и финансовые затраты граждан при получении различных услуг.

Использованные источники:

  1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015), (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».
  2. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г.№ 1376. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

О создании Государственного автономного учреждения Республики Мордовия «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 г. № 61. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс».

Развитие информационного общества. Зинина Л.И., Петрова Е.С., Аникина Н.В., Бажанова С.В., Глухова Т.В., Ефремова Л.И., Иванова И.А., Кузнецов А.Ф., Соколова М.Ю., Федякова Н.Н. Монография / Зинина Л. И. [и др.]; науч. ред. Л. И. Зинина. Саранск, 2010. – С. 9.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: