Принципы правосудия в конституции чехии

Обновлено: 29.11.2022

Конституция Чехии

В надежде, что об Основном законе ЧР-Чешской Республики, о некоторых ее особенностях (пусть и в таком сранительно небольшом по объему материале) интересным и полезным будет узнать для тех, кто занимается сравнительным правоведением - сопоставлением национального права различных правовых систем, а также в связи с тем, что применительно к относительно новой во временном смысле Конституции Чехии 1992 г. (чеш. - Ústava České republiky), в нее вошли последние прогрессивные правовые положения, предполагая тем самым проявление позитивных тенденций развития современного мира.

Следует обозначить в качестве ремарки, что Конституция ЧР является ядром чешского Конституционного права (чеш. - Ústavní právo), которое, в свою очередь, является отраслью общественного (чеш. - veřejného) права. Здесь уместным будет также указать, что в системе конституционного права ЧР ее органической составной частью является Хартия основных прав и свобод (чеш. - Listina kladních práv a svobod), что, безусловно, придает чешской Конституции особенность.

Несмотря на то, что ЧР – молодая республика, возникшая по историческим меркам не так давно, в результате мирного общественно-политического процесса в ходе распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики, благодаря так называемой «бархатной революции» в 1989 г., в текст Основного чешского закона уже много раз были внесены изменения и дополнения: о местном самоуправлении - создание административно-территориальной структуры (чеш. - územních samosprávných celků) – 1997 г., о НАТО (чеш.- vstup České republiky do Severoatlantické aliance) – 2000 г., Конституционная Евроновелла (чеш. - Euronovela Ústavy) – 2001 г., о референдуме по вступлению ЧР в ЕС (чеш. - referendum o přistoupení České republiky k Evropské unii) , о самороспуске парламента ЧР (чеш. - samorozpuštění Poslanecké Sněmovny) – 2009 г., об ограничении иммунитета чешских парламентариев и судей Конституционного суда ЧР (чеш. - imunita zákonodárců a ústavních soudců) – 2013 г.

Kushnarenko

Нельзя не привести отдельно в контексте изменений Конституции ЧР также еще важное конституционное изменение, которые вступило в законную силу в 2011 году, в результате очередного изменения чешского Основного закона были введены прямые президентские выборы (чеш. - přímá volba prezidenta) вместо той процедуры, когда в Чехии выборы президента республики проводились в ее Парламенте.

Уместным будет обозначить, что такие изменения и дополнения в анализируемой Конституции возможны лишь путём принятия соответствующих конституционных законов, за которые отдали свои голоса депутаты: члены Высшего законодательного и представительского органа Чехии – чешского парламента: Палаты депутатов и Сената.

Принципы Конституционной системы ЧР

Основные принципы, на которых основывается конституционная система ЧР, закреплены в основном законе страны. В Чехии гарантирован суверенитет народа – народовластие и она является республикой, в ней развит политический плюрализм (см. статью Конституции о политической системе ЧР). Приведенные положения напрямую связаны с институтом прямой демократии – референдумом.

ЧР – государство по способу организации входящих в ее состав составных частей характеризуется унитарной формой и развитым местным самоуправлением территорий (см. в Конституции ЧР: ст. 1 – правовое государство: суверенное, единое, демократическое, ст. 8 – территориальное самоуправление, ст. 11 – территория государства - целая, неделимая).

В заключение следует привести еще одну особенность чешского Основного закона. В нем фундаментально утвержден приоритет норм международного права в области прав и свобод человека (см. ст. 10 Конституции - Европейское право признается частью национальной правовой системы). Другими словами, чешское законодательство имплементировано в европейское; в этой связи национальное и международное право напрямую взаимодействуют.

Читайте далее:

Адвокат «ADVOKÁTNÍ KANCELÁŘ Kushnarenko & Partners», автор серии публикаций про право в Чехии в журнале

Реализация правовой защиты в Чехии: апелляция и кассация в Чешской Республике

В законодательстве ЧР-Чешской Республики под правовой защитой, чеш. – opravný prostředek, ориентированной на предотвращение нарушения прав и законных интересов, в контексте судебного или административного процесса и его решений, подразумевается право обжалования, чеш. – právo na odvolání и наличие, главным образом, соответствующих апелляционной, чеш. – apelační, кассационной, чеш. - kasační систем, применимых в чешском гражданском законодательстве, в уголовном и административном правосудии.

Апелляция в Чехии

С помощью апелляции, чеш. - apelace как одного из средств исключительной правовой защиты в ЧР, допускается произвести обжалование, чеш. – podat odvolá и в ходе апелляционного производства, чеш. – řízení o odvolá может быть рассмотрено и оспорено не вступившие в законную силу постановление (решение, приговор), чеш. – usnesení, (rozhodnutí, rozsudek) суда или административного органа, чеш. – správního uřadu первой инстанции, чеш. – prvního stupně.

Апелляционный орган, чеш. - odvolací orgán, т.н. суд апелляционной инстанции проверяет правильность, чеш. - přezkoumává správnost обжалуемого решения. Он подтверждает, чеш. - potvrdit вынесенное ранее решение, но если находит апелляцию обоснованной, то отменяет, чеш. – zruší его. Либо же апелляционный орган возвращает обратно дело для его дальнейшего рассмотрения или он сам принимает свое решение, иначе, изменяет, чеш. – změnit предыдущее решение. Обжалование вынесенного решения, чеш. – rozhodnutí o odvolání по такому делу не предоставляется возможным.

Kushnarenko

При апелляции как формализованном действии стороны в процессе следует учитывать правила апеллирования: кто может подать апелляцию, в течение какого периода времени, чеш. – v jaké lhůtě с момента вынесения решения по делу, чеш. – vynést rozsudek ve věcí, каким образом и кому подавать апелляционное исковое заявление - жалобу, чеш. – žalobní návrh, а также допустимые виды поводов для ее подачи, чеш. – podání.

Кассация в Чехии

Касательно кассации, чеш. – kasace в ЧР возможно изменение уже вступившего в силу судебного решения, чеш. – změnit soudní rozhodnutí, опосредовано кассационного обжалования, чеш. – stižností. При этом следует иметь в виду, что вышестоящий, чеш. – nadřízený судебный орган выносит одно из двух постановлений: подтвердить или отменить оспариваемое решение. Для первого случая это означает отказ, чеш. – zamitnutí в удовлетворении жалобы заявителя. В последнем же, - при выявлении нарушения закона отменяется приговор суда и дело возвращается в подчиненный, чеш. – podřízený орган, который вынес предыдущее решение для его повторного рассмотрения и принятия нового решения при условии, что этот орган (суд нижестоящей инстанции, чеш. – nižží instance) должен следовать правовому воззрению, чеш. – právnímu zoru вышестоящего органа, иными словами, он – этот орган вправе дать наставления нижестоящему суду о способе устранения нарушений, допущенных ошибок.

Относительно инициации апелляционной и кассационной жалобы. Следует обратить внимание на то, что изначально они передаются непосредственно в суд, чеш. – postoupit k soudu первой инстанции, там подвергаются проверке на несоответствие содержания требованию чешского законодательства, и, к тому же, принимаются меры по исправлению выявленных недостатков жалобы, и лишь только после этого направляются в вышестоящий орган для рассмотрения по существу.

Суть этих принципов заключается в том, как высший орган принимает решение по апелляции. Если он принимает решение на основе кассационного принципа, он может только отменить дело и вернуть его органу нижестоящего уровня для повторного рассмотрения, если решение является ошибочным. Оно не должно изменять само решение и выдавать новое решение.

Замечание в качестве ремарки по используемым принципам и сущности того, как в ЧР вышестоящий орган принимает решение по жалобе. Если он принимает решение на основе кассационного (отменяющего, чеш. – zrušovacího) принципа, то дело возвращается органу нижестоящего уровня, который вынес предыдущее решение для повторного рассмотрения и принятия нового решения. (То есть, само обжалованное решение вышестоящая инстанция не изменяет и не выдает свое новое постановление). А вот при апелляционном (реформирующем, чеш. – reformativní) принципе вышестоящий орган может сам может принять новое постановление по рассмотренному им делу и, таким образом, заменить ошибочное решение, вынесенное органом более низкого уровня. В судебной практике ЧР, однако же, эти принципы не встречаются отдельно, обычно они воплощаются в некоторой комбинации друг с другом, к примеру, в следующих таковых разновидностях: кассация с элементами апелляции или апелляция с элементами кассации.

Сейчас (в своем большинстве подобных дел) суд апелляционной инстанции должен, если он обнаружит в решении ошибки, сам их устранить и принять решение по данному делу. И только в тех случаях, когда он посчитает, что обстоятельства дела, чеш. – skutkový stav не были правильно установлены, чеш. – nebyl správně zjištěn и проводить собственные расследования окажется процессом длительным и затратным, чеш. – zdlouhavé a náročné (чтобы фактически привело бы к отмене роли судьи первой инстанции), суд вправе вернуть обратно, чеш. – k projednání zpět дело для нового рассмотрения в суд первой инстанции или для дорасследования, чеш. – k došetření в прокуратуру, чеш. – státnímu zástupci.

Рыцарь Ордена Полярной Звезды

Мы, жители Чехии, полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей человеческого достоинства и свободы, как отечество равноправных свободных граждан, осознающих свои обязанности по отношению к другим и свою общую ответственность, как демократичная и свободная Страна, основанная на уважении прав человека и принципах гражданского общества, полные решимости руководствоваться всеми оправдавшими себя принципами правового государства принимаем настоящую Конституцию Чешской Республики.

1. Чешская Республика (Чехия, Česká republika, Česko, а также аналогичные наименования на иных языках являются равнозначными) является страной в составе Североатлантического Альянса. Чешская Республика существует на принципах демократии, уважения прав и свобод гражданина и разделения властей. ​

1. Источником государственной власти в Чехии является её народ. Он осуществляет её через органы законодательной и исполнительной власти. Судебная власть в Чешской Республике осуществляется Верховным Судом Североатлантического Альянса. Производством по конституционным делам Чешской Республики ведает Федеральная Канцелярия Альянса. ​

2. Каждый гражданин Чехии может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает. ​

Чешская Республика выступает за развитие североатлантического сотрудничества и укрепление связей между странами Альянса. Чешская Республика является сторонником дипломатии и диалога со всеми, в любых обстоятельствах. Чешская Республика не приемлет агрессию и выступает против проявления любых неправовых форм разрешения конфликтов. ​

Составной частью конституционной системы Чехии является Хартия основных прав и свобод, имеющая статус конституционного закона. ​

Территория Чешской Республики представляет собой неделимое целое, ее государственные границы могут изменяться только конституционным законом Чехии и законодательством Альянса. ​

Государственными языками Чешской Республики является русский и чешский языки. Столицей Чехии является Прага. ​

1. Когда население Чешской Республики составляет 5 или менее граждан, депутатом Палаты депутатов может стать любой житель Чехии, изъявивший соответствующее желание. ​

2. В случае, если население Чешской Республики превышает 5 граждан, Палата депутатов становится избираемой (сроком на 2 месяца) и состоит из 3 депутатов. Выборы в Палату депутатов осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. ​

3. Депутатом не может являться президент Чешской Республики. В случае, если население Чешской Республики составляет менее 3 граждан, запрет на совмещение постов президента и депутата не действует.

Заседания Палаты депутатов открытые. Закрытые заседания могут проводиться только при наличии условий, установленных законом. Палата депутатов из своего состава избирает Председателя Палаты депутатов. ​

1. Палата депутатов правомочна принимать решения, если на заседании присутствуют не менее 2/3 её членов. ​

2. Для принятия решения Палате депутатов необходимо согласие более половины присутствующих депутатов, если иное не установлено Конституцией. ​

3. Для принятия конституционного закона и решения об одобрении межсубъектного договора необходимо согласие 2/3 депутатов от общего числа депутатов. ​

1. Принятый Палатой депутатов закон вступает в силу после его подписания и опубликования Президентом Чешской Республики. Подписание и опубликование принятого закона должно быть произведено Президентом в трехдневный срок. В случае нарушения данного срока закон подписывает и публикует Председатель Палаты депутатов. ​

2. Президент имеет право отклонить принятый Палатой депутатов закон, но не более двух раз подряд в одной и той же редакции. ​

3. Принятый Палатой депутатов конституционный закон вступает в силу после его подписания и опубликования Председателем Палаты депутатов. ​

1. Президент Чешской Республики является главой страны и гарантом Конституции Чешской Республики.
2. Президент избирается Палатой депутатов сроком на 2 месяца. Президентом Чешской Республики может стать только гражданин Чехии, состоящий в гражданстве Североатлантического Альянса. Деятельность Президента несовместима с деятельностью депутата за исключением случаев, оговоренных в Конституции.
3. Президент возглавляет Правительство Чешской Республики.

Статья 16
1. Президент приносит присягу Председателю Палаты депутатов на торжественном заседании Палаты депутатов. Присяга приносится установленного образца, либо в свободной форме, сходной по смыслу.
2. Присяга президента: "Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что на своем посту буду действовать в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью".

Статья 17
Президент Чешской Республики:

d) принимает решение о награждении и вручает государственные награды, если не уполномочит на это иной орган; ​

k) обладает правами модератора во всех узлах Чешской Республики;
l) утверждает внешний вид и структуру узлов Чехии;
m) является полномочным органом Чехии по вопросам миграции;

1. Президент может добровольно сложить полномочия президента до истечения своего президентского срока. ​

2. Президент Чешской Республики может быть досрочно отправлен в отставку в случае отсутствия на проекте более 10 дней подряд, лишения статуса гражданина Чехии или в иных случаях, предусмотренных законодательством. Решение об отставке Президента принимает Палата депутатов 2/3 голосов от числа присутствующих депутатов. ​

3. В случае добровольного сложения полномочий президентом или досрочной отставки президента выборы нового президента проводятся незамедлительно, на время до их завершения исполняющим обязанности президента становится Председатель Палаты депутатов. ​

4. С прекращением полномочий президента прекращаются полномочия министров.
5. В случаях, когда срок полномочий президента истек, а новый президент ещё не избран - исполнение обязанностей президента до избрания нового президента возлагается на Председателя Палаты депутатов.

Статья 19
1. Правительство Чешской Республики - орган исполнительной власти.

3. Правительство ответственно перед Палатой депутатов.

Статья 20
1. Министры назначаются на должность Палатой депутатов по предложению президента.
2. Палата депутатов может вынести вотум недоверия министру и освободить его от должности.
3. Министр может быть освобожден от должности президентом.

1. Правительство под руководством президента определяет и реализует внутреннюю и внешнюю политику Чешской Республики. ​

2. Президент руководит политикой правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного направлений, координирует деятельность министров.

Глава IV. Территориальное устройство

Чешская Республика состоит из 4 областей: 3 краев и столичного города. На территории всех административно-территориальных единиц Чешской Республики реализуется государственное управление. Чехия гарантирует краям и входящим в них административным единицам иных уровней территориальное самоуправление.

Статья 23
Областями Чехии являются столичный город Прага и края: Богемия (занимает территории следующих краев реальной Чехии: Среднечешский, Южно-Чешский, Пльзенский, Карловарский, Устецкий, Либерецкий, Краловоградский, Пардубицкий) , Моравия ( Высочина, Злинский, Южно-Моравский) и Чешская Силезия (Оломоуцкий, Моравскосилезский).

Административное управление столичным городом Прага осуществляет мэр, назначаемый Палатой депутатов Чешской Республики. Края возглавляются и управляются избираемыми гетманами. ​

Статья 25
Дополнительные нормы, регулирующие административно-территориальное деление Чешской Республики, устанавливаются конституционным законом.


Статья 26
Государственный герб Чешской Республики представляет собой четверочастно разделённый щит, в первом и четвертом червлёном поле которого помещён серебряный лев с раздвоенным хвостом в прыжке с золотой короной и золотыми вооружениями. Во втором голубом поле помещена серебряно-червлёная клетчатая орлица с золотой короной и золотыми вооружениями. В третьем золотом поле помещена чёрная орлица с серебряным полумесяцем с клеверовыми трилистниками на концах и крестиком посередине с золотой короной и червлёными вооружениями. Под щитом располагаются листья липы и красная лента с национальным девизом Чехии "Pravda vítězí!"

1200px-greater_coat_ozjjyu.jpg

Статья 27
Государственный флаг Чешской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней — белой и нижней — красной, с добавлением у древкового края синего равнобедренного треугольника.

czechia-4880480_640m9k7t.jpg

Статья 28
Государственным гимном Чешской Республики является композиция «Kde domov můj?». Автор слов - Йозеф Каетан Тыл, автор музыки Франтишек Шкроуп.

Статья 29
Национальный девиз Чешской Республики - Pravda vítězí! ( «Правда восторжествует!»).

Глава VI. Пересмотр Конституции

Статья 30
Изменения в Конституцию Чешской Республики вносятся Палатой депутатов в форме принятия конституционных законов.

Статья 31
Принятие новой Конституции Чешской Республики осуществляется на всенародном референдуме. Проект новой Конституции считается принятым, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей от общего числа избирателей.

Медаль «За лучшее интервью»

Мы, жители Чехии, полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей человеческого достоинства и свободы, как отечество равноправных свободных граждан, осознающих свои обязанности по отношению к другим и свою общую ответственность, как демократичная и свободная Страна, основанная на уважении прав человека и принципах гражданского общества, полные решимости руководствоваться всеми оправдавшими себя принципами правового государства принимаем настоящую Конституцию Чешской Республики.

1. Чешская Республика (Чехия, Česká republika, Česko, а также аналогичные наименования на иных языках являются равнозначными) является страной в составе Североатлантического Альянса. Чешская Республика существует на принципах демократии, уважения прав и свобод гражданина и разделения властей. ​

1. Источником государственной власти в Чехии является её народ. Он осуществляет её через органы законодательной и исполнительной власти. Судебная власть в Чешской Республике осуществляется Верховным Судом Североатлантического Альянса. Производством по конституционным делам Чешской Республики ведает Федеральная Канцелярия Альянса. ​

2. Каждый гражданин Чехии может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает. ​

Чешская Республика выступает за развитие североатлантического сотрудничества и укрепление связей между странами Альянса. Чешская Республика является сторонником дипломатии и диалога со всеми, в любых обстоятельствах. Чешская Республика не приемлет агрессию и выступает против проявления любых неправовых форм разрешения конфликтов. ​

Составной частью конституционной системы Чехии является Хартия основных прав и свобод, имеющая статус конституционного закона. ​

Территория Чешской Республики представляет собой неделимое целое, ее государственные границы могут изменяться только конституционным законом Чехии и законодательством Альянса. ​

Государственными языками Чешской Республики является русский и чешский языки. Столицей Чехии является Прага. ​

1. Когда население Чешской Республики составляет 5 или менее граждан, депутатом Палаты депутатов может стать любой житель Чехии, изъявивший соответствующее желание. ​

2. В случае, если население Чешской Республики превышает 5 граждан, Палата депутатов становится избираемой (сроком на 2 месяца) и состоит из 3 депутатов. Выборы в Палату депутатов осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. ​

3. Депутатом не может являться президент Чешской Республики. В случае, если население Чешской Республики составляет менее 3 граждан, запрет на совмещение постов президента и депутата не действует.

Заседания Палаты депутатов открытые. Закрытые заседания могут проводиться только при наличии условий, установленных законом. Палата депутатов из своего состава избирает Председателя Палаты депутатов. ​

1. Палата депутатов правомочна принимать решения, если на заседании присутствуют не менее 2/3 её членов. ​

2. Для принятия решения Палате депутатов необходимо согласие более половины присутствующих депутатов, если иное не установлено Конституцией. ​

3. Для принятия конституционного закона и решения об одобрении межсубъектного договора необходимо согласие 2/3 депутатов от общего числа депутатов. ​

1. Принятый Палатой депутатов закон вступает в силу после его подписания и опубликования Президентом Чешской Республики. Подписание и опубликование принятого закона должно быть произведено Президентом в трехдневный срок. В случае нарушения данного срока закон подписывает и публикует Председатель Палаты депутатов. ​

2. Президент имеет право отклонить принятый Палатой депутатов закон, но не более двух раз подряд в одной и той же редакции. ​

3. Принятый Палатой депутатов конституционный закон вступает в силу после его подписания и опубликования Председателем Палаты депутатов. ​

1. Президент Чешской Республики является главой страны и гарантом Конституции Чешской Республики.

2. Президент избирается Палатой депутатов сроком на 2 месяца. Президентом Чешской Республики может стать только гражданин Чехии, состоящий в гражданстве Североатлантического Альянса. Деятельность Президента несовместима с деятельностью депутата за исключением случаев, оговоренных в Конституции.
3. Президент возглавляет Правительство Чешской Республики.

Статья 16
1. Президент приносит присягу Председателю Палаты депутатов на торжественном заседании Палаты депутатов. Присяга приносится установленного образца, либо в свободной форме, сходной по смыслу.
2. Присяга президента: "Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что на своем посту буду действовать в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью".

Статья 17
Президент Чешской Республики:

d) принимает решение о награждении и вручает государственные награды, если не уполномочит на это иной орган; ​

k) обладает правами модератора во всех узлах Чешской Республики;

l) утверждает внешний вид и структуру узлов Чехии;
m) является полномочным органом Чехии по вопросам миграции;

1. Президент может добровольно сложить полномочия президента до истечения своего президентского срока. ​

2. Президент Чешской Республики может быть досрочно отправлен в отставку в случае отсутствия на проекте более 10 дней подряд, лишения статуса гражданина Чехии или в иных случаях, предусмотренных законодательством. Решение об отставке Президента принимает Палата депутатов 2/3 голосов от числа присутствующих депутатов. ​

3. В случае добровольного сложения полномочий президентом или досрочной отставки президента выборы нового президента проводятся незамедлительно, на время до их завершения исполняющим обязанности президента становится Председатель Палаты депутатов. ​

4. С прекращением полномочий президента прекращаются полномочия министров.

5. В случаях, когда срок полномочий президента истек, а новый президент ещё не избран - исполнение обязанностей президента до избрания нового президента возлагается на Председателя Палаты депутатов.

Статья 19
1. Правительство Чешской Республики - орган исполнительной власти.

3. Правительство ответственно перед Палатой депутатов.


Статья 20
1. Министры назначаются на должность Палатой депутатов по предложению президента.
2. Палата депутатов может вынести вотум недоверия министру и освободить его от должности.
3. Министр может быть освобожден от должности президентом.

1. Правительство под руководством президента определяет и реализует внутреннюю и внешнюю политику Чешской Республики. ​

2. Президент руководит политикой правительства и несет за нее ответственность. Он поддерживает единство политического и административного направлений, координирует деятельность министров.


Глава IV. Территориальное устройство

Чешская Республика состоит из 4 областей: 3 краев и столичного города. На территории всех административно-территориальных единиц Чешской Республики реализуется государственное управление. Чехия гарантирует краям и входящим в них административным единицам иных уровней территориальное самоуправление.


Статья 23
Областями Чехии являются столичный город Прага и края: Богемия (занимает территории следующих краев реальной Чехии: Среднечешский, Южно-Чешский, Пльзенский, Карловарский, Устецкий, Либерецкий, Краловоградский, Пардубицкий) , Моравия ( Высочина, Злинский, Южно-Моравский) и Чешская Силезия (Оломоуцкий, Моравскосилезский).

Административное управление столичным городом Прага осуществляет мэр, назначаемый Палатой депутатов Чешской Республики. Края возглавляются и управляются избираемыми гетманами. ​

Статья 25
Дополнительные нормы, регулирующие административно-территориальное деление Чешской Республики, устанавливаются конституционным законом.


Статья 26
Государственный герб Чешской Республики представляет собой четверочастно разделённый щит, в первом и четвертом червлёном поле которого помещён серебряный лев с раздвоенным хвостом в прыжке с золотой короной и золотыми вооружениями. Во втором голубом поле помещена серебряно-червлёная клетчатая орлица с золотой короной и золотыми вооружениями. В третьем золотом поле помещена чёрная орлица с серебряным полумесяцем с клеверовыми трилистниками на концах и крестиком посередине с золотой короной и червлёными вооружениями. Под щитом располагаются листья липы и красная лента с национальным девизом Чехии "Pravda vítězí!"

1200px-greater_coat_ozjjyu.jpg

Статья 27
Государственный флаг Чешской Республики представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней — белой и нижней — красной, с добавлением у древкового края синего равнобедренного треугольника.

czechia-4880480_640m9k7t.jpg

Статья 28
Государственным гимном Чешской Республики является композиция «Kde domov můj?». Автор слов - Йозеф Каетан Тыл, автор музыки Франтишек Шкроуп.

Статья 29
Национальный девиз Чешской Республики - Pravda vítězí! ( «Правда восторжествует!»).

Глава VI. Пересмотр Конституции

Статья 30
Изменения в Конституцию Чешской Республики вносятся Палатой депутатов в форме принятия конституционных законов.

Статья 31
Принятие новой Конституции Чешской Республики осуществляется на всенародном референдуме. Проект новой Конституции считается принятым, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в референдуме, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей от общего числа избирателей.

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Медаль «За лучшее интервью»

1200px-greater_coat_ozjjyu.jpg

Статья 1.
Данный закон регулирует вопросы лишения статуса депутата Палаты депутатов Чешской Республики в соответствии со статьей 9 Конституции Чешской Республики.

Статья 2.
Депутат может быть лишен своего статуса в случае:
а) отсутствия на заседаниях Палаты депутатов более 2-х недель подряд без публичного предупреждения депутатов Палаты депутатов;
b) вступления в силу приговора суда, запрещающего занятие государственных должностей;
c) изъявления собственного желания лишиться статуса депутата;
d)в случае, если Палата депутатов в полном составе (за исключением депутата, статус которого обсуждается) проголосует за лишение его статуса депутата;
e) в случае вступления в силу ограничений на совмещение должностей.

Статья 3.
Отсутствие на заседаниях Палаты депутатов более 2-х недель подряд без публичного предупреждения депутатов Палаты депутатов фиксируется Председателем Палаты депутатов, либо в случае если оспаривается его статус - любым другим депутатом.

Статья 4.
Вступления в силу приговора суда, запрещающего занятие государственных должностей фиксируется Председателем Палаты депутатов, либо в случае если оспаривается его статус - любым другим депутатом.

Статья 5.
Депутат может самостоятельно обратиться в Палату депутатов с просьбой о лишении его данного статуса, что и фиксируется Председателем Палаты депутатов.

Статья 6.
Палата депутатов может проголосовать по вопросу лишения статуса депутата любого депутата, при этом для вступления данного решения в силу требуется что бы Палата депутатов проголосовала в полном составе (за исключением депутата, статус которого обсуждается) за лишение его статуса депутата.

Статья 7.
В случае, когда население Чешской Республики составляет 3 гражданина и более, вступает в силу запрет на совмещение должностей депутата Палаты депутатов Чешской Республики и Президента Чешской Республики, что фиксируется Председателем Палаты депутатов.

Статья 8.
Председатель Палаты депутатов, после того как зафиксировал ситуацию из статей 3-5, 7 настоящего закона публикует распоряжение о том что данный депутат лишается своего статуса.

Статья 9.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального подписания и опубликования.

Принят Палатой депутатов: 11.10.2020 г.
Подписан Президентом и вступил в силу: 11.10.2020 г.
Изменения: не вносились

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Медаль «За лучшее интервью»

1200px-greater_coat_ozjjyu.jpg

Статья 1.
Данный закон регулирует вопросы ведения и публикации принятых законов в Чешской Республике.

Статья 2.
Законодательство Чешской Республики является общенациональным достоянием и для того, чтобы все жители Чешской Республики могли удобно с ним ознакамливаться, создается свод законов Чешской Республики.

Статья 4.
Председатель Палаты депутатов и Президент Чешской Республики должны следить за актуальностью свода законов Чешской Республики и по необходимости дополнять его.

Статья 5.
В своде законов Чешской Республики располагаются:
а) Конституция Чешской Республики в последней ныне действующей редакции;
b) Конституционные законы Чешской Республики;
c) Законы Чешской Республики в последней ныне действующей редакции (исключая законы о внесении поправок в другие законы).

Статья 7.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального подписания и опубликования.

Принят Палатой депутатов: 14.10.2020 г.
Подписан Президентом и вступил в силу: 17.10.2020 г.
Изменения: не вносились

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Медаль «За лучшее интервью»

1200px-greater_coat_ozjjyu.jpg

Статья 1.
Данный закон регулирует вопросы хранения архивных заседаний Палаты депутатов Чешской Республики.

Статья 2.
Для нужд истории и сохранения исторической памяти в Палате депутатов Чешской Республики создается архив, управляет которым Председатель палаты депутатов.

Статья 3.
Каждый созыв Палаты депутатов хранится в отдельном архивном отделе. Учреждать новый отдел архива обязан Председатель нового созыва Палаты депутатов.

Статья 4.
В случае, если Палата депутатов становится неизбираемой, в архиве создается отдел, соответствующий следующему номеру созыва за последним избранным созывом. После того как избирается новый созыв, он берет номер следующего за неизбираемым созывом.

Статья 5.
Председатель Палаты депутатов обладает модераторскими полномочиями в архиве Палаты депутатов.

Статья 6.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального подписания и опубликования.

Принят Палатой депутатов: 14.10.2020 г.
Отклонен Президентом: 14.10.2020 г.
Повторно принят Палатой депутатов: 17.10.2020 г.
Подписан Президентом и вступил в силу: 23.10.2020 г.
Изменения: не вносились

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Fredrik Mälaren

Затемнённый абсолютист

Медаль «За лучшее интервью»

1200px-greater_coat_ozjjyu.jpg

Статья 1.
Данный закон регулирует вопросы формирования Правительства Чешской Республики.

Статья 2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Конституции Чешской Республики (далее - Конституции Чехии) Правительство Чешской Республики (далее - Правительство) возглавляется президентом и состоит из министров и иных членов Правительства.

Статья 3.
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Конституции Чехии Президент Чешской Республики (далее - Президент) вносит кандидата на должность министра Правительства на рассмотрение в Палату Депутатов Чешской Республики (далее - Палата Депутатов). Президент вправе как предлагать для назначения каждого министра по отдельности, так и несколько министров разом, Палата Депутатов при этом рассматривает и голосует за каждого кандидата персонально. Назначение, рассмотрение и голосование за нескольких министров "пакетом" возможно только в том случае, если это предусматривается полномочиями должностей, на которые рассматриваются кандидаты.
2. Кандидаты на должности министров должны присутствовать на заседании по их назначению и отвечать на вопросы депутатов Палаты Депутатов, которые они им задают, в рамках рассмотрения их кандидатуры для назначения на должность.
3. При назначении на должность кандидат должен показать знание им полномочий, функций и задач того министерского поста, на который он назначается. По требованию он также должен предоставить краткий план действия на должности.

Статья 4.
Заместители министров и сотрудники Аппарата Правительства назначаются на должность и освобождаются от неё Президентом, без утверждения в Палате Депутатов.

Статья 6.
В случае прекращения полномочий Президента его Правительство объявляется ушедшим в отставку, однако остается исполнять свои должностные обязанности в рамках временно исполняющих обязанности, до вступления вновь избранного президента в должность.

Статья 7.
Настоящий закон вступает в силу с момента его официального подписания и опубликования.

Принят Палатой депутатов: 17.10.2020 г.
Отклонен Президентом: 17.10.2020 г.
Повторно принят Палатой депутатов: 23.10.2020 г.
Подписан Президентом и вступил в силу: 23.10.2020 г.
Изменения: не вносились


Конституция Чешской Республики (чеш. Ústava České republiky) — основной закон Чешской Республики, принятый Чешским национальным советом 16 декабря 1992 года и вступивший в силу с 1 января 1993 года.

Конституция принята и введена в действие конституционным законом № 1/1993 Sb. и в настоящее время действует в редакции конституционных законов №№ 347/1997 Sb., 300/2000 Sb., 448/2001 Sb., 395/2001 Sb., 515/2002 Sb., 319/2009 Sb., 71/2012 Sb. и 98/2013 Sb.

Структура

Чешская конституция состоит из Преамбулы и 8 Глав:

В соответствии со статьёй 3 Конституции, составной частью конституционной системы является Хартия основных прав и свобод, утверждённая конституционным законом № 2/1993 Sb. от 16 декабря 1992 года и действующая в редакции конституционного закона № 162/1998 Sb.

Основные положения

Первая Глава Конституции устанавливает основы конституционного строя Чешской Республики:

«Чешская Республика является суверенным, единым демократическим правовым государством, основанным на уважении прав и свобод человека и гражданина».

— (Статья 1)

Источником государственной власти признаётся народ, устанавливается разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (Статья 2), гарантируется судебная защита основных прав и свобод (Статья 4) и самоуправление территориальных самоуправляющихся единиц (Статья 8). Устанавливается неделимость территории Чешской Республики (Статья 11), определяются столица государства (г. Прага) и государственные символы (большой и малый государственный герб, государственные цвета, государственный флаг, штандарт президента республики, государственная печать и государственный гимн) (Статья 14).

Законодательная власть

Согласно Главе Второй, законодательная власть в Чешской Республике принадлежит Парламенту, состоящему из двух палат – Палаты депутатов (200 депутатов) и Сената (81 сенатор). Палата депутатов избирается тайным голосованием на основе прямого избирательного права по принципу пропорционального представительства. Сенат избирается тайным голосованием на основе прямого избирательного права по принципам мажоритарной системы.

Законопроекты вносятся в Палату депутатов. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, группам депутатов, Сенату, Правительству и представительству территориальной самоуправляющейся единицы высшего уровня. Законопроекты о государственном бюджете и об исполнении государственного бюджета вносится Правительством Чешской Республики.

Проект закона, одобренный Палатой депутатов, передается в Сенат, где он рассматривается и по нему выносится постановление в течение 30-ти дней с момента его поступления в Сенат. Одобренные Сенатом законы подписываются председателем Палаты депутатов, Президентом Республики и Председателем Правительства. Президент имеет право вето в отношении всех законов, кроме конституционных. Палата депутатов может преодолеть вето Президента, если за возвращенный Президентом закон в неизменной редакции повторно проголосовало более половины от общего числа депутатов Палаты. Закон вступает в силу после обнародования.

Исполнительная власть

В соответствии с Конституцией Чешской Республики, высшим органом исполнительной власти является Правительство, состоящее из председателя, заместителей председателя правительства и министров (статья 67). Правительство назначает Президент Республики с одобрения Палаты депутатов Парламента (статья 68). Правительство является ответственным перед Палатой депутатов.

Правительство наделено правом законодательной инициативы (Статьи 41—42). В соответствии со статьёй 51, принятые Парламентом законы подписываются председателем Палаты депутатов, Президентом республики и председателем Правительства.

Полномочия правительства прекращаются в случае его отставки. Правительство может подать в отставку добровольно. Правительство обязано подать в отставку, если Палата депутатов выразила ему недоверие по своей инициативе или отклонила его просьбу о выражении доверия, а также после учредительного заседания вновь избранной Палаты депутатов. Отставку Правительства принимает Президент Республики (Статьи 72—73).

Судебная власть

«Судебную власть осуществляют именем республики независимые суды».

— (Статья 81)

Статья 82 Конституции устанавливает независимость судей при исполнении своих функций независимы. Судья не может быть без его согласия отозван с занимаемой должности или переведен в другой суд.

Система судов состоит из Верховного суда, Верховного административного суда, высших, областных и районных судов (Статья 91). Верховный суд является высшим судебным органом по делам общей юрисдикции (Статья 92). Судьи назначаются Президентом Республики пожизненно и приступают к исполнению обязанностей после принесения присяги (Статья 93).

Для судебной защиты конституционности учрежден Конституционный суд (Статья 83), состоящий из 15 судей, назначаемых Президентом Республики с согласия Сената сроком на 10 лет (Статья 84). Судьи Конституционного суда обладают иммунитетом от уголовного преследования, который может быть отменён только Сенатом (Статья 86). Подведомственность Конституционного суда определена Статьёй 87, к ней, в частности, относится принятие решений о полной или частичной отмене противоречащих конституционному закону или международному договору законов и иных правовых актов, решений по конституционным жалобам органов территориального самоуправления на незаконное вмешательство государства.

Верховное контрольное управление

Согласно Статье 97, Верховное контрольное управление является независимым органом, осуществляющим контроль за хозяйственным использованием государственного имущества и исполнением государственного бюджета. Президент и вице-президент Верховного контрольного управления назначаются Президентом Республики по предложению Палаты депутатов Парламента.

Чешский национальный банк

Чешский национальный банк, согласно Статье 98, является центральным банком Чешской Республики, обеспечивающим стабильность валюты. Вмешательство в деятельность Чешского национального банка допускается только на основании закона.

Территориальное самоуправление

В соответствии с положениями Статьи 99, основной территориальной самоуправляющейся единицей Чешской Республики является община (чеш. obce), а территориальной самоуправляющейся единицей более высокого уровня — край. Территориальные самоуправляющиеся единицы признаются территориальными объединениями граждан, имеющими право на самоуправление (Статья 100). Государство вправе вмешиваться в деятельность территориальных самоуправляющихся единиц, только в целях охраны закона, и только в установленном законом порядке.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: