Принцип равенства перед законом и судом

Обновлено: 29.09.2022

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.

Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.

Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа

В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:

  • государственная;
  • половая;
  • национальная;
  • политическая;
  • социальная;
  • расовая;
  • языковая и др.

Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:

  • происхождение;
  • место проживания;
  • образование;
  • должностное положение;
  • место рождения;
  • религиозные предпочтения;
  • факт принадлежности к каким-либо общественным организациям или объединениям;
  • имущественное положение;
  • характер и род занятия;
  • профессиональные предпочтения;
  • личные убеждения;
  • иные основания и характеристики, которые предусматриваются действующим законодательством.

Суть равенства сторон перед судом

Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.

При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:

  • апелляционное;
  • надзорное;
  • кассационное.

Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов. Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др. Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:

  • в процессе реализации права на предоставление доказательственной базы;
  • при использовании права заявлять ходатайства и требования;
  • в процессе участия в рассмотрении доказательств.

Суть равенства граждан и организаций перед законом

Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства. Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке. При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:

  • граждан, которые совершили правонарушение и нарушили нормы законодательства;
  • лиц и органов, которые считаются пострадавшими по конкретному судебному делу;
  • иных лиц, которые являются участниками судебного разбирательства.

При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:

  • место фактического расположения;
  • факт подчиненности;
  • организационная форма;
  • юридическая форма собственности.

Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:

  • происхождение;
  • расовая принадлежность;
  • язык;
  • место проживания;
  • принадлежность к общественным организациям и объединениям;
  • должностное положение;
  • профессиональные предпочтения;
  • национальная принадлежность;
  • вероисповедание;
  • имущественное и материальное положение;
  • половые характеристики;
  • личные убеждения и взгляды.

Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.

Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение

Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством. Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.

Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.

Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам . Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами . Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.; Закона о статусе судей; Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации" от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

ФЗ о судебной системе РФ

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц.

Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства:

- все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе;

- каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами;

- лишь в этих случаях и никаких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан.

Конкретные проявления начала неприкосновенности судьи, исключения в порядке уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях и дисциплинарного производства в отношении судьи закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии с ним решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания может быть принято только квалифицированной коллегией судей.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

- в отношении судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа, федерального арбитражного суда, окружного военного суда – судебной коллегии в составе 3 судей ВС РФ по представлению Генпрокурора РФ;

-в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе 3 судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа по представлению Генпрокурора РФ.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генпрокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегией судей. Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого.

Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Квалификационного суда РФ – только с согласия Конституционного суда РФ.

Вопрос № 40. Общая характеристика законодательных и правовых источников уч-ого курса ПО.

Зак-ые и иные правовые акты – это действующие НА высших закон-ых, исп-ых и суд-ых органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие пор-к создания, организации, построения и деят-сти ПО. Предметный признак, характеризующий НА – закрепление положений, определяющих построение ПО и организацию их деят-сти. Это относится и к каждому ПО в отдельности. НА должен иметь не ограниченное время действие и распространяться на неограниченное кол-во фактов применения. Он должен действовать в пер-д времени изучения. Источником уч-ого курса мб НА гос-ого органа, представляющего одну из ветвей гос-ой власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отд-ых ПО.

По относимости регулируемых вопросов к ведению РФ или субъектов РФ НА можно подразделить на федеральные НА (акты фед-ых органов власти) и НА органов субъектов РФ.

В зависимости от принимающего НА субъекта можно выделить: акты органов зак-ой власти, акты органов исп-ой власти и акты органов суд-ой власти.

По кругу регулируемых вопросов НА мб универсальные, регулирующие организацию и деят-сть отд-ого ПО или определяющие отд-ые вопросы организации и деят-сти конкретного ПО.

В зависимости от юр-ой силы НА они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные НА.

НА об организации и деят-сти ПО в России мб классифицированы в зависимости от видов ПО и направлений их деят-сти. По этому основанию их можно подразделить на след-ие группы: общего действия; об организации и деят-сти судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре.

· НА органов законод-ой власти;

· НА органов исп-ой власти;

· НА органов суд-ой власти.

НА органов зак-ой власти принимаются Гос. Думой и Советом Федерации Фед-оно Собрания РФ, а также зак-ыми органами субъектов РФ, нап-р, Гос. Думой ТО. На терр-ии РФ продолжают действовать НА и тех зак-ых органов, кот-ые сущес-ли в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России. К числу НА органов зак-ой власти относятся действующие в наст-ее время на терр-ии РФ: Конституция РФ, фкз, фз и законы РФ, основы законодательства РФ, кодексы РФ, законы РСФСР, иные НА существовавших ранее высших зак-ых органов власти, не отмененные или частично действующие на терр-ии РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ, законы субъектов РФ.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Росс-ая газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства РФ», «Ведомости Федерального Собрания РФ», «Сборник фкз и фз».

НА органов исп-ой власти носят подзаконный хар-р и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило. К числу НА органов исп-ой власти можно отнести:

· Указы Президента РФ

· Постановления Правительства РФ

· Совместные акты министерств и ведомств

Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и нек-ые НА Совета Министерств РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.

Ряд указов През-та направлен на решение организационных вопросов суд-ой с-мы: Указ През-та РФ от 07.02.2000 г. № 306 «Об обеспечении деят-сти Констит-ого Суда РФ и о предоставлении гос-ых соц-ых гарантий судьям Конст-ого Суда РФ и членам их семьи» и Указ През-та РФ от 14.09.95 г. № 941 «О мерах по обеспечению материальных гарантий независимости судей Констит-ого Суда РФ». Указами През-та утвержден ряд положений, определяющих организацию работы Прокуратуры и пор-к присвоения классных чинов прокурорским работникам. През-т РФ в рамках своих полномочий решает вопросы организации органов полиции и следственных органов «силовых ведомств». Он также утверждает НА, определяющие построение и организацию отд-ых министерств и служб, в частности тех, кот-ые изучаются в этом уч-ом курсе.

Правительство РФ, осуществляя руководство подчиненными органами исп-ой власти, принимает соответствующие постановления, кот-ыми утверждаются положения об отд-ых министерствах или решаются отд-ые вопросы организации и деят-сти гос-ых органов, изучаемых в уч-ом курсе ПО.

Отд-ую группу НА органов исп-ой власти сост-ют ведомственные НА, кот-ые издаются руководителями министерств, служб, ген-ым прокурором РФ. Эти акты могут приниматься в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений и т.д. эти акты в основном направлены на решение внутриведомственных вопросов.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Бюллетень НА федер-ых органов испол-ой власти», «Бюллетень НА министерств и ведомств», «Российская законность», «Российская юстиция», «Собрание актов Президента и Правительства РФ», газета «Российские вести».

НА судебной власти регулируют отношения, связанные с реализацией суд-ой власти, кот-ые касаются прав и интересов граждан, деят-сти ПО и осуществления правосудия. Акты органов суд-ой власти – акты индивид-ого хар-ра, результат конкретного применения закона. Однако решения высших суд-ых органов могут иметь и общее значение для нижестоящих судов и др. органов.

К видам таких НА органов суд-ой власти могут быть отнесены постановления, заключения, определения Конст-ого Суда РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ.

Офиц-ым изданием НА явл-ся: «Вестник Конст-оно Суда РФ», «Бюллетень Верховного Суда РФ», «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Российская юстиция».

Особую группу в стс-ме нормативной базы курса сост-ют общепризнанные и нормы межд-ого права и договоры, заключенные РФ, кот-ые в соот-ии со ст. 15 Конституции РФ явля-ся составной частью правовой сис-мы РФ. Кроме того, если межд-ым договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Вопрос №41. Предмет и система учебного курса «Правоохранительные органы в РФ», его место в системе смежных юридических наук.

Накопленный объем знаний в науке, уч-ой лит-ре, практике деят-сти гос-ых органов по вопросам создания, построения ПО и организации деят-сти гос-ва по охране и защите прав граждан, юр-их лиц и общ-ва составляют основу предметы учебной дисциплины ПО.

К определению предмета уч-ой дисциплины можно выделить несколько подходов. Одни отталкиваются от организационных вопросов уг-ого процесса, связанных с организацией в гос-ве уг-ого преследования за совершение преступления. Другие опираются на построение в гос-ве суд-ой с-мы и связанные с ней в своей деят-сти органы прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих ПД. Определение предмета уч-ого курса опирается на организацию осуществления предусмотренной законом ПД. Органы гос-ва, спец-ые учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом ПД, составляют основу для выделения предметы изучения.

Содержание предмета образуют:

· сов-сть имеющихся в общ-ве знаний и инф-ии о существующих в РФ ПО и их с-ме на всей терр-ии гос-ва. Этот элемент предмета явл-ся ключевым, так как включает сущностное понятие уч-ой дисциплины и раскрывает направленность изучения материала;

· действующие НА, регулирующие организацию и деят-сть ПО составляют знач-ую часть содержания предмета;

· изучение организации и построения отд-ых ПО, их с-мы, структуры, состава и компетенции звеньев этого органа;

· вопросы кадров – пор-к назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения раб-ов ПО, продвижения их по службе, поощрения и дисциплинарная ответ-сть составляют неотъемлемую часть предмета изучения;

· ознакомление с историей становления и развития ПО в Российской империи, РСФСР, СССР, а также с НА, регулировавшими организацию и деят-сть ПО, позволяет освоить и эту часть ист-их знаний. Наряду с историей, инф-ую часть содержания предмета сост-т и нормативно-обзорные материалы о ПО и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных Европы, Азии или Америки.

ТО, предмет уч-ого курса ПО – сов-сть учебно-научной, законодательно-нормативной, ист-ой и ознакомительной инф-ии о с-ме ПО России, организации работы и построении отдел-ых ПО, ПО отд-ых зарубежных гос-в.

Формирование с-мы уч-ого курса осущ-ся по-разному. Одни излагают уч-ый материал в опр-ой последовательности глав, другие выд-т разделы и главы, в к-ых, систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить 2 части: общую и особеннную.

Уч-ый курс ПО явл-ся основной вводной обзорной юр-ой дисциплиной при подготовке юристов. Нормативно-правовая инф-ия об орган-ии и деят-сти ПО делает его общеобязательным юр-им курсом.

Более глубокое познание правового регулирования деят-сти ПО предполагается в других основных и спец-ых юр-их дисциплинах. К числу таких уч-ых курсов относятся: уг-ый процесс, гражд-ий процесс, прокурорский надзор, где изучается функциональный аспект деят-сти органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В спец-ых курсах арбитражное судопроизводство, конституционное судопроизводство, нотариат, адвокатура и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов и конст-ого суда РФ, пор-к осуществления нотариальных действий или адвокатской деят-сти. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деят-сть тех ПО, с наличием кот-ых студенты знакомятся при изучении курса ПО.

Более глубоко при этом изучается пор-к практич-ой деят-сти, её содержание, последовательность выполнения процес-ых дейс-ий спец-ыми должностными лицами в соответствии с положениями законов. Исходной базовой теоретической юр-ой дисциплиной при подготовке юристов явл-ся ТГП, где разрабатываются общие для многих отраслей права юр-ие понятия, кот-ые используются и при изучении курса ПО. Нап-р, такие понятия, как законодательство, з-н, гос-ые органы, ПД сост-т содержательную основу и учебного курса ПО.

Уч-ые курсы административное право и конституционное право также связаны с данным уч-ым курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов закон-ой и исп-ой гос-ой власти и осн-ых их ф-ий аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению инф-ии о ПО. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация и деят-сть Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.

Вопрос №42. ПО в РФ, общая характеристика, их задачи и с-ма.

В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия ПО, нет также и перечня тех органов, кот-ые относятся к правоохранительным. В юридич-ой лит-ре понятие ПО явл-ся дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или сис-мы ПО. Большинство опр-т понятие ПО через категорию ПД. Такой подход представл-ся вполне обоснованным. То есть органы, осуществляющие ПД, относятся или могут быть отнесены к правоохранительным. Понятие ПД требует допол-оно раскрытия.

Основные черты ПД:

· Назначение ПД заключ-ся в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юрид-их лиц и гос-ва и обеспечение выполнения своих обязанностей.

· ПД осущест-ся только на основании закона и в соответствии с законом, а в нек-ых случаях – исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия гос-ых органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе ПД, может само оказаться правонарушением, влекущим адм., дисц. или угол. ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок произ-ва по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отд-ых преступлений.

· ПД осущ-ся специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого опр-ыми правилами и обязан-ми. Лица, осуществл-ие ПД должны иметь юрид-ое образование.

· В ряде слуаев ПД связана с применением законных мер гос-ого принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

· Законные и обоснованные решения, принятые субъектами ПД, подлежат обязат-ому исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образ-т самост-ое правонарушение, влекущее дополнит-ую ответст-сть.

ТО, ПД – предусмотренная действующим законодательством гос-ая или санкционированная гос-ая деят-сть, осуществляемая в опред-ом процессуальном порядке специально уполномоченными на то субъектами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер гос-ого принуждения и направленная на охрану и защиту прав граждан, юр-их лиц и гос-ва и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

· Прокурорский надзор и защита гос-ых интересов в суде;

· Выявление и раскрытие преступлений и связанные с этим оперативно-розыскная деят-сть, охранная деят-сть и предупреждение преступлений и иных правонарушений;

· Обеспечение исполнения суд-ых решений;

· Оказание квалифицированной юр-ой помощи и юр-их услуг по защите и обеспечению прав.

ПО могут выполнять один или несколько видов деят-сти. Так, суд-ые органы осущ-т правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деят-сть осущ-ся как органами внутр-х дел, так и органами гос-ой безопасности и нек-ыми другими органами. Органы внутр-х дел одновременно выпол-т расследование преступлений, оперативно-розыскную деят-сть, предупреждение правонарушений. ПД могут выполнять разл-ые органы гос-ва. Однако не все явл-ся правоохранительными. Для того, чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы ПД занимала значит-ое место в объеме его работы и не была побочной, эпизодической. Другой момент – некот-ые ПО выпол-т не только ПД, но и другие виды гос-ой деят-сти. Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деят-сть у них явл-ся основной и имеет спец-ый закрепленный в законе процессуальный хар-р.

ПО – спец-ые гос-ые органы, профессиональные объединения и особые физические лица, кот-ые в силу закона и имеющегося у них правового статуса должны осуществлять в опр-ом объеме ПД.

Нет единства мнений относительно круга или сис-мы ПО. Больш-во относят к ПО следующие гос-ые органы: суд, прокуратуру, органы предварительного расследования: органы внутр-х дел, органы гос-ой безопасности, таможенные органы и другие, органы юстиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкре­тизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод чело­века и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к об­щественным объединениям, других обстоятельств. В соответствии с Зако­ном о судебной системе (ч. 2 ст. 7) суд не отдает предпочтения участвую­щим лицам также в зависимости от их государственной, социальной, поли­тической принадлежности, места рождения и по другим не предусмотрен­ным законом основаниям.

Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновремен­но с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии опреде­ленным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конститу­цией и Законом о судебной системе последняя (судебная система) является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократиз­ма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии.

Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной Декларации оказа­ла влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод.

Надо признать, что в отступление от общих правил в действующем за­конодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен осо­бый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей, прокурорских работников и некоторых других должностных лиц (см. гл. 52 УПК РФ). Он преследует цель не установления привилегий для тех или иных лиц, а создания гарантий для успешного осуществления их деятель­ности (депутатской, судейской и т. п.),

Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед зако­ном и судом действует при осуществлении правосудия не только по уго­ловным, но и по гражданским делам, в общих и арбитражных судах. Есте­ственно поэтому, что он нашел отражение не только в Законе о судоуст­ройстве РСФСР (ст. 5), в Законе о судебной системе (ст. 7), но и в процес­суальных кодексах.

Этот принцип одновременно может быть рассмотрен как неотъемлемая часть правового статуса гражданина. Применительно к гражданскому судопроизводству, помимо равенства граждан перед законом и судом, следует говорить и о равенстве организаций, которые также принимают участие в судебном разбирательстве.

Согласно ст. 19 Конституции РФ "все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". Статья 6 ГПК также закрепляет рассматриваемый принцип, провозглашая следующее: "Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств".

Рассматриваемый принцип состоит из двух взаимосвязанных частей, а именно: равенство всех перед законом и равенство всех перед судом.

Равенство всех перед судом проявляется в следующем.

Во-первых, правосудие осуществляется единой судебной системой. В России отсутствуют сословные суды, предназначенные для рассмотрения дел отдельных субъектов.

Во-вторых, суды рассматривают и разрешают гражданские дела, руководствуясь единой процессуальной формой.

В-третьих, лица, обладающие определенным процессуальным статусом, наделены равными правами и несут равные обязанности. Например, стороны равны, им принадлежат равные права, гарантированные государством. Свидетели обладают равными друг с другом правами и несут общие обязанности и проч.

Равенство всех перед законом проявляется в единстве права, которое применяется одинаково ко всем субъектам гражданских процессуальных правоотношений.

Законодательство может устанавливать определенные льготы для некоторых субъектов. Например, введение альтернативной подсудности, освобождение от уплаты судебных расходов, освобождение от обязанности давать свидетельские показания и т.д. Вместе в тем подобные льготы не нарушают принцип равенства всех перед законом и судом, так как льгот установлено немного и все лица, находящиеся в сходной ситуации, обладают общим правом использовать указанную льготу.

Однако нельзя не сказать, что равенство всех перед законом и судом должно поддерживаться экономическими гарантиями, особенно в период быстрого расслоения населения по имущественному принципу. Во многих странах мира введена система бесплатного представительства, оказания адвокатами юридических услуг определенным группам лиц по сниженным ценам и проч. В российском гражданском процессе также введены институты, позволяющие защитить интересы малообеспеченных лиц в процессе (отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины и уменьшение ее размера - ст. 90 ГПК).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: