Правило шести месяцев в деятельности европейского суда по правам человека это условие которое

Обновлено: 25.11.2022

С 1 февраля 2022 года изменился срок подачи жалобы в ЕСПЧ — Европейский Суд по правам человека. Раньше жалобу можно было подать в течение шести месяцев со дня исчерпания внутригосударственных средств защиты своих прав.

Теперь этот срок сокращен до четырех месяцев, что предусмотрено Протоколом № 15 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Порядок применения нового срока на обращение в ЕСПЧ

Если итоговое решение суда принято внутри государства и получено заявителем в срок до 31 января 2022 года включительно, для таких дел по-прежнему действует срок 6 месяцев на подачу жалобы в ЕСПЧ.

Если же решение принято в срок начиная с 1 февраля 2022 года, жалобу необходимо подавать в течение 4 месяцев.

Порядок отсчета начала течения срока на подачу жалобы в Европейский Суд

  • По делу об административном правонарушении (КоАП РФ) – дата вынесения решения по жалобе судом субъекта Российской Федерации.

Для Москвы это Московский городской суд.

  • По уголовным делам (УПК РФ) – решение кассационного суда общей юрисдикции по кассационной жалобе.

Для московского региона (Москва и Московская область) – это Первый или Второй кассационные суды общей юрисдикции.

  • По гражданским делам (ГПК РФ), арбитражным делам (АПК РФ) и административным делам (КАС РФ) – решение Верховного Суда Российской Федерации по второй кассационной жалобе, рассматриваемой в выборочном порядке.

Рекомендации по составлению жалобы в ЕСПЧ

Актуальный формуляр жалобы в ЕСПЧ на 2022 год лучше скачивать с официального сайта суда. Формуляр меняется крайне редко, но такие случаи тоже бывают. Подача жалобы на устаревшем формуляре приведёт к тому, что она будет признана неприемлемой.

Перед заполнением формуляра внимательно изучите все комментарии, инструкции, которые указаны на самом формуляре.

Жалоба в ЕСПЧ – как правильно составить? Узнайте по этой ссылке

Если вы будете скрупулезно следовать этим инструкциям, вероятность допустить ошибку и впоследствии признания жалобы неприемлемой будет исключена.

Заполняйте жалобу на русском языке чётким, красивым и читабельным почерком. Если вы заполняете жалобы на компьютере, то вам гораздо проще будет напечатать этот текст таким образом, чтобы у сотрудника ЕСПЧ не возникло сложностей при прочтении текста вашей жалобы.

Не стоит расписывать свою историю очень подробно. Не пытайтесь в пятидесяти предложениях рассказать то, что достаточно вместить в десяти. ЕСПЧ приветствует максимально конкретную и краткую информацию.

Если вы захотите что-то добавить уже после коммуницирования вашей жалобы, вы сможете это сделать в отдельном документе.

Подготовьте очень внимательно список приложений. Пронумеруйте сквозной нумерацией все копии судебных решений, которые вы прикладываете к тексту вашей жалобы.

Не сшивайте саму жалобу (формуляр) и список приложений, которые вы направляете в суд.

Если вы даёте доверенность на представителя, не забудьте подписать формуляр в двух местах.

Порядок отправки жалобы в ЕСПЧ

Письмо с жалобой и приложением документов направляется в ЕСПЧ почтой по адресу, указанному в конце формуляра. Отправлять жалобу службой EMS или обычным письмом почты России либо использовать службу курьерской доставки — это уже ваше решение и ваши судебные расходы.

Если вы готовы заплатить за скоростную подачу жалобы, это прекрасно. Но глобально ничего не изменится от того, если вы направите в суд обычное почтовое отправление.

Суд всё равно его рассмотрит и датой подачи будет считаться та дата, которая будет указана на почтовом штемпеле при принятии письма на почте.

ВАЖНО! В связи с прекращением членства России в Совете Европы, ЕСПЧ продолжит рассматривать жалобы против России, которые будут поданы на нарушения, имеющие место в период до 16 сентября 2022 года.

Также необходимо иметь ввиду, что обратная почтовая связь с ЕСПЧ на данный момент недоступна. В связи с этим, для получения обратных уведомлений представителю заявителя необходимо иметь личный электронный кабинет на официальном сайте ЕСПЧ.

Европейский суд по правам человека

Первое условие — обстоятельство времени, ratione temporis, означает, что государство, подписывая и ратифицируя тот или иной международный договор, принимает на себя обязательство исполнять его с определенного момента. Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, гарантированные Международным пактом о гражданских и политических правах, с 1 октября 1991 г., а права человека, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, с 5 мая 1998 г. Следовательно, Российская Федерация не несет ответственности перед Комитетом по правам человека ООН за те нарушения Международного пакта о гражданских и политических правах, которые произошли до 1 октября 1991 г. Точно так же Российская Федерация не несет ответственности за нарушения прав человека перед Европейским судом по правам человека за нарушения, допущенные до 5 мая 1998 г.

Условие обстоятельства места

Обстоятельства места, ratione loci, означает, что факт нарушения права должен произойти на той территории, которая находится под юрисдикцией одного из государств, являющегося членом Совета Европы и, соответственно, подписавшего и ратифицировавшего Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Условие существа обращения

Это условие (ratione materiae) ограничивает возможность обращения в Европейский суд по правам человека только теми правами, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней. Аналогичное правило существует для обращения в Комитет по правам человека ООН, которое может быть реализовано только в отношении тех прав, которые предусмотрены Международным пактом о гражданских и политических правах.

Условие лица

Обстоятельства лица, ratione persona, касаются того, кто именно и против кого может жаловаться в Европейский суд по правам человека. Ответчиком в Европейском суде по правам человека всегда выступает государство, которое является членом Совета Европы и подписало и ратифицировало Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и которое нарушило права человека и его основные свободы, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Заявителями по жалобам в Европейский суд по правам человека может быть широкий круг лиц. Во-первых, возможность обращения в международно-правовые органы не зависит от факта гражданства, то есть в Европейский суд по правам человека может обратиться гражданин той страны, которая нарушила его права, лицо без гражданства, иностранец, лицо с двойным гражданством. Основанием для обращения является сам факт нарушения прав человека, допущенный государством. Во-вторых, возможность обращения не зависит от гражданской дееспособности, то есть человек, обратившийся в Европейский суд по правам человека, может быть душевнобольным, несовершеннолетним и, конечно, нормальным и совершеннолетним. В-третьих, в Европейский суд по правам человека могут обращаться физические лица, группы граждан и юридические лица — коммерческие и некоммерческие, включая религиозные объединения.

Исчерпание внутренних средств правовой защиты

По отношению к судебной системе Российской Федерации Страсбургский суд считает достаточным прохождение дела в двух инстанциях: если оно было рассмотрено в районном суде, а затем по жалобе в областном (краевом) суде или Верховном суде республики в составе РФ и тем самым вступило в законную силу, то дальнейшее обращение в порядке надзора, в том числе в Верховный Суд РФ, не входит в число правовых средств защиты, подлежащих обязательному исчерпанию. По мнению Европейского суда, надзорные жалобы «представляют собой чрезвычайные средства судебной защиты, использование которых зависит от дискреционных полномочий Председателя Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда и заместителя Генерального прокурора и которые, следовательно, не являются действенными средствами судебной защиты по смыслу п. 1 ст. 35 Конвенции».

Шестимесячный срок

Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод предусмотрено жесткое временное условие: обращение в Европейский суд по правам человека должно быть направлено в течение шести месяцев. Момент, с которого отсчитывается шестимесячный срок, может определяться разными событиями.

Наиболее общий случай, когда шестимесячный срок отсчитывается с момента вынесения последнего внутреннего решения по делу по существу.

В некоторых случаях внутригосударственные средства правовой защиты отсутствуют, то есть отсутствует порядок обращения за защитой нарушенного права, тогда шестимесячный срок отсчитывается непосредственно с момента нарушения права.

Обоснованность жалобы

Обращение в суд

Условие об обоснованности жалобы является, наверное, наиболее сложным для заявителя. Прежде всего это объясняется тем, что обращаться в Европейский суд по правам человека можно только в том случае, если нарушены права, которые предусмотрены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а в Комитет по правам человека ООН — в случае нарушения прав, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Анонимность жалобы

Жалоба в Европейский суд по правам человека не должна быть анонимной. Суд должен знать, кто именно обращается по поводу нарушения права. Формуляр обращения в Европейский суд, как и формуляр обращения в Комитет по правам человека, предусматривает графы, посвященные идентификации обратившегося: фамилия, имя, отчество, место жительства, год рождения и место рождения, адрес, вид деятельности и др.

Заявитель может обратиться к Президенту Европейского суда с просьбой не разглашать его данные и не передавать их правительству, если у него есть основания полагать, что правительство может использовать эти данные, чтобы ухудшить его положение. В таком случае во всех документах Суда заявитель обозначается какой-либо буквой.

Злоупотребление правом

Жалоба может быть признана неприемлемой в связи со злоупотреблением правом в двух случаях. Во-первых, заявитель, обратившись в Европейский суд по правам человека, принимает на себя обязательство поддерживать свое обращение на протяжении всего рассмотрения. Если он не отвечает в разумный срок на запросы Секретариата, не предоставляет новую информацию о движении своего дела во внутренних процедурах либо предоставляет ложную информацию, то это означает, что он злоупотребляет правом на обращение в Европейский суд. Во-вторых, заявитель должен быть корректен, обращаясь в международно-правовые инстанции, и не должен допускать оскорбительных высказываний в адрес государства в целом, а также отдельных должностных лиц, коммерческих фирм, граждан, некоммерческих организаций и т.д. Несоблюдение данного правила также является злоупотреблением правом на обращение и может привести к тому, что жалоба будет признана неприемлемой.

Повторность жалобы

Наконец, последний критерий приемлемости — повторность жалобы. Европейский суд по правам человека не станет рассматривать жалобу, которая была уже предметом его рассмотрения, а также была предметом рассмотрения иной международно-правовой инстанции, в частности Комитета по правам человека ООН. Повторность жалобы означает, что жалоба подана тем же лицом, против того же государства, по тем же обстоятельствам, которые уже рассматривались Судом как по вопросу приемлемости, так и по существу.

В то же время Комитет по правам человека ООН вправе рассматривать те жалобы, которые уже были поданы в Европейский суд по правам человека, но признаны неприемлемыми по какой-либо причине, особенно если основанием для признания жалобы неприемлемой оказался пропуск 6-месячного срока или тот факт, что нарушение произошло до 5 мая 1998 г.

Данный документ в других форматах можно скачать здесь: .

Неофициальный перевод на русский язык

ПРАКТИЧЕСКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

[утверждена Председателем (Президентом)
Европейского Суда по правам человека
в соответствии с Правилом 32
Регламента Европейского Суда по правам человека
01 ноября 2003 года,
изменена 22 сентября 2008 года и 24 июня 2009 года]

ОБРАЩЕНИЕ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

[данная Практическая инструкция дополняет Правила 45 и 47
Регламента Европейского Суда по правам человека]

(Индивидуальные жалобы, подаваемые в соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция))

I. Общие положения

1. Жалоба, подаваемая в соответствии со статьей 34 Конвенции, должна быть выполнена в письменном виде. Жалоба не может быть подана по телефону.

2. Жалоба должна быть направлена по следующему адресу:

European Court of Human Rights

Council of Europe

F-67075 Strasbourg Cedex.

3. По общему правилу жалоба должна быть выполнена на формуляре, о котором говорится в пункте 1 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека [формуляр можно скачать на сайте Европейского Суда по правам человека], и сопровождаться документами и решениями, о которых сказано в подпункте H пункта 1 Правила 47 Регламента.

В случае подачи жалобы в форме письма, а не на формуляре, в этом письме должно быть хотя бы в сжатой форме представлено существо жалобы с тем, чтобы пресечь течение шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 35 Конвенции.

4. Если жалоба подана не на официальном формуляре или письмо заявителя не включает в себя всю информацию, которая должна содержаться в жалобе в соответствии с Правилом 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, от заявителя может быть потребовано предоставить заполненный надлежащим образом формуляр жалобы. Он должен быть выслан в течение восьми недель с даты, указанной в письме Секретариата Европейского Суда по правам человека, которым заявитель уведомляется о необходимости заполнения и отправки формуляра жалобы.

Несоблюдение указанного срока повлияет на определение даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, в результате чего правило о шестимесячном сроке, предусмотренное пунктом 1 статьи 35 Конвенции, может оказаться несоблюденным.

6. В случае, если заявитель не предоставит заполненный надлежащим образом формуляр жалобы в течение шести месяцев со дня направления ему соответствующего запроса, досье, заведенное по его делу, будет уничтожено.

8. (a) Заявитель должен надлежащим образом поддерживать переписку с Секретариатом Европейского Суда по правам человека.

9. Отказ предоставить дополнительную информацию или документы по запросу Секретариата Европейского Суда по правам человека (см. пункт 7 выше) может привести к тому, что жалоба не будет рассматриваться, или будет объявлена неприемлемой, или будет исключена из списка дел, подлежащих рассмотрению.

II. Форма и содержание жалобы

10. Жалоба должна быть написана разборчивым почерком, а желательно – напечатана.

11. Если в исключительных случаях объем жалобы превышает 10 страниц (не считая списка приложений и самих приложений), она должна сопровождаться кратким изложением ее содержания.

12. В случае приложения к жалобе документов, они не должны предоставляться в оригиналах. Документы должны перечисляться в списке приложений к жалобе по хронологии, нумероваться последовательно и сопровождаться кратким описанием (например, письмо, приказ, постановление, кассационная жалоба и т.д.).

13. Заявитель, другая жалоба которого ожидает рассмотрения Европейским Судом по правам человека, должен проинформировать об этом Секретариат и указать номер досье, заведенного по названной жалобе.

14. (a) В случае, если заявитель не желает раскрывать данные о своей личности общественности, он должен письменно обратиться с соответствующим ходатайством в порядке, предусмотренном пунктом 3 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека, изложив соответствующие причины.

(b) Заявитель также должен указать, каким образом он хочет быть обозначен в случае, если его ходатайство о сохранении данных о его личности в тайне будет удовлетворено Председателем (Президентом) соответствующей Палаты: инициалами своих имени и фамилии или одной буквой (например, «X», «Y», «Z» и т.д.).

Спасибо
да, ходатайство не подали — не знали (но, как говорится незнание не освобождает…)
Ну чем объяснить пропуск — банальным отъездом (((
Позвоню в ЕС — отпишусь тут о результате (если Вы не против), может пригодится кому информация.

Благодарю, за скорый ответ. К сожалению подтверждающих документов нет (чеки на бензин :)) 15-е марта — дата почтового штемпеля. Разве что ЕС поверит на слово, об отъезде ))

Могу ли я обратиться в ЕС по выплате долга алиментов, которые у меня украли бухгалтера организации? Подавала в суд, но мне отказали в связи пропуска якобы срока, хотя 5 лет мне препятствовал суд в принятии иска требуя пошлину. И теперь все суды отписались сроком давности. На вопрос кто же должен платить долг нет ответа. По какой статье я могу подать жалобу в евросуд? Думаю может сослаться на ст.1 протокол1 и ст.6 Конвенции? Подскажите правильно или нет я думаю?

Я не могу ответить на Ваши вопросы по причинам, изложенным в правилах данного сайта.

Обращаю внимание, что Европейский Суд по правам человека рассматривает только и исключительно жалобы на нарушения, предположительно допущенные государством в лице его должностных лиц, органов и организаций, за которые оно несет ответственность.

Само по себе ограничение права на доступ к суду посредством установления срока исковой давности не представляет собой нарушения (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Стаббингс и другие против Великобритании» (Stubbings and Others v. the United Kingdom, жалобы NN 22083/93 и 22095/93) от 22 октября 2006 года). В отсутствие признаков формализма (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Совтрансавто Холдинг против Украины» (Sovtransavto Holding v. Ukraine, жалоба N 48553/99) от 25 июля 2002 года (пункт 81)), произвола (см., например, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Врбика против Хорватии» (Vrbica v. Croatia, жалоба N 32540/05) от 01 апреля 2010 года (пункты 52-55)), недостаточной тщательности рассмотрения и (или) отказа предоставить ответы на критические — с точки зрения исчисления срока — аргументы, о наличии которых в Вашем вопросе как таковом ничто не свидетельствует, Европейский Суд по правам человека не считает отказ национальных судов в удовлетворении заявленных требований по причине истечения срока давности нарушением прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и, напротив, многократно признавал жалобы неприемлемыми по причине вывода о неисчерпании заявителями внутригосударственных средств правовой защиты от предположительно допущенных нарушений — и обвинение государства в том, что оно не защитило лицо от предполагаемых посягательств на его права со стороны других частных лиц не является исключением — когда обращения к ним не увенчались успехом из-за несоблюдения тех или иных процедурных норм национального права, в частности, пропуска срока на обращение к ними (см., в числе многих других, Постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Кампанис против Греции» (Kampanis v. Greece, жалоба, N 17977/91) от 13 июля 1995 года (пункт 51), Решение Комиссии по правам человека по вопросам приемлемости жалобы «Яблонски против Польши» (Jablonski v. Poland, жалоба N 33492/96) от 16 апреля 1998 года (пункт 5), Решение Европейского Суда по правам человека по вопросам приемлемости жалобы «Салах Адраки и Дхайм против Испании» (Salah Adraqui and Dhaim v. Spain, жалоба N 45023/98) от 27 апреля 2000 года). Судить же по Вашему вопросу о наличии признаков формализма, произвола либо недостаточной тщательности рассмотрения Ваших аргументов (отказа предоставить ответы на них) невозможно, в частности, по той причине, что в нем не усматривается никаких признаков того (по нему невозможно судить о том), что пошлина не подлежала уплате или Вы не были способны оплатить пошлину, не говоря уже о том, что Вы могли просить ее уменьшения, отсрочки (рассрочки) ее уплаты, а если Вы делали это либо же доказывали, что пошлина не подлежала уплате, то по Вашему вопросу в любом случае невозможно судить о соответствующих решениях судов (их мотивировке), в то время как собственно требование уплатить пошлину о нарушении права на доступ к суду не свидетельствует (см., например, пункт 60 Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Креуз против Польши» (Kreuz v. Poland, жалоба N 28249/95) от 19 июня 2001 года)).

Мы отправили жалобу год назад и нам прислали номер дела. Сейчас, я увидела что мы не писали краткое содержание жалобы и жалоба превышает 10 листов. Можно ли сейчас дослать краткое содержание? Если нет, то получается что моя жалоба неприемлима?
Спасибо

Здравствуйте! Уважаемый Олег! Скажите пожалуйста: краткое изложение жалобы, исходя из смысла требований практических указаний должно не превышать 10 страниц. Каков смысл термина «страница» в понимании ЕС? Это именно страница, которых 2 на листе или лист с 2 страницами можно подогнать под термин «страница» ? Дело в том, что мне пришел из ЕС формуляр жалобы с письмом в котором говориться о необходимости предоставления краткого изложения сути дела. Мной подана жалоба в ЕС на нарушение РФ нескольких статей Конвенции. Я коротко изложил нарушения, но в 10 страниц жалоба не укладывается, а вот в 10 листов (20 страниц) укладывается. Может ли жалоба в 10 листов (20 страниц) считаться кратким изложением? Очень на Вас расчитываю. Спасибо.

У меня нет никаких оснований для вывода, что под страницей может пониматься лист и, соответственно, представление жалобы на формуляре объемом 20 страниц (10 листов) в ответ на требование Секретариата ЕСПЧ кратко изложить (не более чем на 10 печатных страницах) существенные факты в хронологическом порядке и жалобы, на которых настаивает заявитель, может по общему правилу считаться выполнением указанного требования. О том, какие требования к размеру (объему) жалобы в настоящее время прямо или косвенно предъявляются Европейским Судом по правам человека, можно прочитать здесь.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, объем жалобы — 10 страниц, это относится ко всему формуляру в целом или только к тексту с изложением обстоятельств? Правильно ли я понимаю, что в первом случае на изложение обстоятельств отведено только 2 листа формуляра? Спасибо.

Такого требования (или хотя бы даже рекомендации): «объем жалобы — 10 страниц», — не существует и никогда не существовало. В частности, такого требования нет в пункте 11 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы. Поэтому я не могу ответить на Ваш первый вопрос. Если фактически Вы хотели спросить, в каком случае жалоба должна сопровождаться кратким изложением ее содержания — когда ее полный объем превышает 10 страниц или когда объем раздела II (пункта 14) превышает 10 страниц (возможно, именно это Вы называете «изложением обстоятельств», хотя вообще-то раздел называется «Изложение фактов», а раздела (пункта, части) формуляра, который назывался бы «изложение обстоятельств», в нем нет), то в пункте 11 Практической инструкции, размещенной вверху этой страницы, дан вполне определенный ответ на этот вопрос: учитывается весь объем жалобы (формуляра), не считая списка приложений (раздел VII, пункт 21) и самих приложений. Я могу интерпретировать Ваш второй вопрос только как вопрос, заданный исходя из того, что объем формуляра жалобы ограничен 10 страницами. Однако, как я уже написал, это не так. Поэтому я не могу ответить на второй Ваш вопрос. Также читайте об объеме (размере) жалобы здесь.

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка в самом верху страницы.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

01 августа 2021 г. вступил в силу Протокол № 15 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который:

сокращает с 6-ти до 4-х месяцев срок на обращение с жалобами в Европейский Суд по правам человека (но не с 01 августа 2021 г.);

упрощает новый критерий приемлемости жалоб, введенный Протоколом № 14 к Конвенции, — согласно которому ЕСПЧ объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если он сочтет, что заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом, — исключая из него это самое условие;

разрешает Палатам уступать свою юрисдикцию в пользу Большой Палаты вне зависимости от возможных возражений сторон разбирательства;

включает в преамбулу Конвенции указание на принцип субсидиарности, согласно которому государства несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, и пользуются при этом свободой усмотрения, надзор в отношении реализации которой осуществляется Европейским Судом по правам человека;

вводит ограничение на возраст кандидатов в Судьи ЕСПЧ — 65 лет.

Предусмотренное статьей 4 Протокола № 15 сокращение срока на обращение в ЕСПЧ с 6-ти месяцев до 4-х вступит в силу позже. Как предусмотрено пунктом 3 статьи 8 этого Протокола, его статья 4 “вступает в силу по истечении шести месяцев после дня вступления в силу настоящего Протокола”. Соответственно, правило о сокращении срока для обращения в ЕСПЧ до 4-х месяцев вступит в силу в феврале 2022 г. Согласно пресс-релизу ЕСПЧ , он исчисляет эти шесть месяцев прямо со дня вступления в силу Протокола № 15 (т.е. начиная с этого дня, а не следующего за ним), поскольку Страсбургский Суд указывает на применение 4-месячного срока для обращение в ЕСПЧ уже с 01 февраля 2022 г. Как следует из написанного в том же пункте 3 статьи 8 Протокола № 15, сокращение срока на обращение в ЕСПЧ с 6-ти до 4-х месяцев будет применяться только к тем случаям, когда окончательное решение по делe по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции (от которого может исчисляться срок на обращение в ЕСПЧ — хотя и не всегда исчисляется) вынесено в день вступления в силу статьи 4 Протокола № 15 (то есть 01 февраля 2022 г.) или позже. Другими словами, для тех, у кого окончательное решение по делу вынесено до февраля 2022 г. срок на обращение в ЕСПЧ остаётся 6-месячным. Это, в частности, означает, что если вы считаете, что по вашему делу применим ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНЫЙ срок, но при этом также считаете, что он истекает ранее 01 июня 2022 г., то значит, что вы исчисляете его неверно: до 01 июня 2022 г. никакой ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНЫЙ срок истечь не может, т.к. любой четырехмесячный срок не может начать течь ранее 01 февраля 2022 г., а до этого мог начать течь только шестимесячный срок, и если уж он начал течь до 01 февраля 2022 г., то он так и остаётся шестимесячным!

ПРОТОКОЛ № 15 , ВНОСЯЩИЙ ИЗМЕНЕНИЯ В
КОНВЕНЦИЮ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД

(Страсбург, 24 июня 2013 года)

Преамбула

Государства — члены Совета Европы и другие Высокие Договаривающиеся Стороны Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. (далее — «Конвенция»), подписавшие настоящий Протокол,

принимая во внимание Декларацию, принятую на Конференции высокого уровня о будущем Европейского суда по правам человека, состоявшейся в г. Брайтоне 19 и 20 апреля 2012 г., а также Декларации, принятые на конференциях, состоявшихся в Интерлакене 18 и 19 февраля 2010 г. и Измире 26 и 27 апреля 2011 г.;

принимая во внимание Заключение N 283 (2013), принятое Парламентской ассамблеей Совета Европы 26 апреля 2013 г.;

учитывая необходимость гарантировать, чтобы Европейский суд по правам человека (далее — «Суд») мог по-прежнему играть свою выдающуюся роль в деле защиты прав человека в Европе,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

В конце преамбулы к Конвенции добавляется новая часть следующего содержания:

«Подтверждая, что Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с принципом субсидиарности несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, определенных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, пользуются при этом свободой усмотрения, надзор за осуществлением которой осуществляется Европейским судом по правам человека, учрежденным на основании настоящей Конвенции».

Статья 2

1. В статью 21 Конвенции добавляется новый пункт 2 следующего содержания:

«Возраст кандидатов не должен превышать 65 лет на дату, к которой в соответствии со статьей 22 Парламентской ассамблеей был запрошен список, включающий трех кандидатов.».

2. Пункты 2 и 3 статьи 21 Конвенции становятся пунктами 3 и 4 статьи 21 соответственно.

3. Пункт 2 статьи 23 Конвенции исключается. Пункты 3 и 4 статьи 23 Конвенции становятся пунктами 2 и 3 статьи 23 соответственно.

Статья 3

В статье 30 Конвенции слова «если ни одна из Сторон не возражает против этого» исключаются.

Статья 4

В пункте 1 статьи 35 Конвенции слова «в течение шести месяцев» заменяются словами «в течение четырех месяцев».

Статья 5

В подпункте «b» пункта 3 статьи 35 Конвенции слова «и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении любого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом» исключаются.

Заключительные и переходные положения

Статья 6

1. Настоящий Протокол открыт для подписания Высокими Договаривающимися Сторонами Конвенции, которые могут выразить свое согласие быть связанным обязательством применять настоящий Протокол путем:

a. подписания без оговорок в отношении ратификации, принятия или утверждения; или

b. подписания, обусловленного обязательной последующей ратификацией, принятия или утверждения с последующей ратификацией, принятия или утверждения.

2. Ратификационные грамоты, документы о принятии или утверждении передаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 7

1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трехмесячного срока с даты, когда все Высокие Договаривающиеся Стороны Конвенции выразили свое согласие на обязательность для них настоящего Протокола в соответствии с положениями статьи 6.

Статья 8

1. Изменения, внесенные статьей 2 настоящего Протокола, применяются исключительно к кандидатам, включенным в списки, представленные в Парламентскую ассамблею Высокими Договаривающимися Сторонами в соответствии со статьей 22 Конвенции после вступления в силу настоящего Протокола.

2. Изменения, внесенные статьей 3 настоящего Протокола, не применяются к делам, находящимся на стадии рассмотрения, в которых одна из сторон до даты вступления в силу настоящего Протокола выдвинула возражение против предложения Палаты Суда уступить свою юрисдикцию в пользу Большой палаты.

3. Статья 4 настоящего Протокола вступает в силу по истечении шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Протокола. Статья 4 настоящего Протокола не применяется к жалобам, в отношении которых окончательное решение по смыслу пункта 1 статьи 35 Конвенции было вынесено до даты вступления в силу статьи 4 настоящего Протокола.

4. Все остальные положения настоящего Протокола применяются с даты его вступления в силу в соответствии с положениями статьи 7 настоящего Протокола.

Статья 9

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства — члены Совета Европы, государства и другие Высокие Договаривающиеся Стороны Конвенции о:

a. любом подписании;

b. сдаче на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении;

c. дате вступления в силу настоящего Протокола в соответствии со статьей 7 настоящего Протокола; и

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в Страсбурге 24 июня 2013 г. на английском и французском языках, оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который сдается на хранение в архив Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенные копии каждому государству — члену Совета Европы и другим Высоким Договаривающимся Сторонам Конвенции.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД
ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВИЛА ПРОЦЕДУРЫ СУДА
(РЕГЛАМЕНТ)
(4 ноября 1998 г.)

Европейский Суд по правам человека, учитывая положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней, принял настоящие Правила.

Правило 1

(Понятия и термины)

Содержащиеся в настоящих Правилах понятия и термины имеют, если из контекста не следует иное, следующее значение:

(b) “пленарное заседание Суда” – заседание Европейского Суда по правам человека в полном составе;

(c) “Большая Палата” – Большая Палата в составе семнадцати судей, образованная согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции;

(d) “Секция” – Палата, образованная на пленарном заседании Суда на определенный срок согласно пункту (b) статьи 26 Конвенции, а “Председатель Палаты” – судья, избранный на пленарном заседании Суда согласно пункту (с) статьи 26 Конвенции в качестве Председателя такой Секции;

(e) “Палата” – Палата в составе семи судей, образованная согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции, а “Председатель Палаты” – судья, председательствующий в такой Палате; (f) “Комитет” – комитет в составе трех судей, образованный согласно пункту 1 статьи 27 Конвенции;

(g) “Суд” – либо Суд в полном составе, а также в составе Большой Палаты, Секции, Палаты, Комитета, либо Комитет в составе пяти судей, предусмотренный пунктом 2 статьи 43 Конвенции;

(h) “судья ad hoc” – не являющееся избранным судьей лицо, предложенное государством-участником Конвенции согласно пункту 2 статьи 27 Конвенции в качестве члена Большой Палаты или Палаты;

(i) “судья” или “судьи” – судьи, избранные Парламентской Ассамблеей Совета Европы или судьи ad hoc;

(j) “судья-докладчик” – судья, назначенный для выполнения задач, предусмотренных правилами 48 и 49;

(k) “Секретарь” – Секретарь Суда или Секретарь Секции согласно контексту;

(l) “сторона” или “стороны”: - государство-заявитель или государство-ответчик; - заявитель (физическое лицо, неправительственная организация или группа частных лиц), подавший жалобу на основании статьи 34 Конвенции;

(m) “третья сторона” – любое государство-участник Конвенции или любое заинтересованное лицо, которое в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 36 Конвенции, реализовало свое право, или которому было предложено представить письменные замечания, или участвовать в слушаниях;

(n) “Комитет Министров” – Комитет Министров Совета Европы;

(o) “прежний Суд” или “Комиссия” – соответственно, Европейский Суд и Европейская Комиссия, которые были образованы согласно прежней статье 19 Конвенции.

РАЗДЕЛ I

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАБОТА СУДА

Глава I. Судьи

Правило 2 (Исчисление срока полномочий)

1. Действие срока полномочий избранного судьи исчисляется с даты избрания. Однако, когда судья переизбирается по истечении срока полномочий или избирается для замещения судьи, срок полномочий которого истек или близок к этому, действие срока полномочий в обоих случаях исчисляется с даты истечения указанных полномочий.

2. В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Конвенции, судья, избранный для замещения любого судьи, срок полномочий которого еще не истек, занимает эту должность на срок, оставшийся от срока полномочий его предшественника.

3. В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Конвенции, полномочия избранного судьи действуют до того момента, пока его преемник не принесет присягу или не сделает заявление согласно правилу 3.

Правило 3 (Присяга или торжественное заявление)

1. Перед вступлением в должность каждый избранный судья приносит Суду на первом пленарном заседании, на котором присутствует, или, в случае необходимости, Председателю Суда следующую присягу или делает следующее торжественное заявление:

“Клянусь” – или “Торжественно заявляю” – “ что буду выполнять обязанности судьи честно, независимо и беспристрастно и буду соблюдать тайну совещания судей.”

2. Об этом акте делается запись в протоколе.

Правило 4 (Деятельность, несовместимая с должностью)

На протяжении всего срока пребывания в должности, в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Конвенции, судьи не должны осуществлять никакой политической, административной или профессиональной деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из постоянного характера их полномочий. О любой дополнительной деятельности каждый судья должен заявлять Председателю Суда. В случае разногласий между Председателем и соответствующим судьей любой возникший вопрос разрешается на пленарном заседании.

Правило 5 (Старшинство)

1. После Председателя, заместителей Председателя и Председателей Секций порядок старшинства избранных судей устанавливается по дате избрания; в случае переизбрания, даже если оно происходит не сразу после предыдущего срока, учитывается время, в течение которого соответствующий судья ранее занимал должность судьи.

2. Старшинство заместителей Председателя Суда, избранных на должность в один и тот же день, устанавливается по продолжительности их пребывания в должности судей. Если продолжительность их пребывания в должности одинакова, то старшинство определяется по возрасту. Это же правило применяется к Председателям Секций.

3. Старшинство судей с одинаковым сроком пребывания в должности определяется по возрасту.

4. В порядке старшинства судьи ad hoc следуют за избранными судьями; их старшинство также определяется по возрасту.

Правило 6 (Отставка)

Заявление судьи об отставке доводится до сведения Председателя Суда, который направляет его Генеральному Секретарю Совета Европы. С учетом положений пункта 3 in fine правила 24 и пункта 2 правила 26 отставка означает прекращение полномочий.

Правило 7 (Отстранение от должности)

Судья может быть отстранен от должности только в случае, если на пленарном заседании остальные судьи большинством в две трети голосов пребывающих в должности избранных судей принимают решение о том, что он или она перестает соответствовать предъявляемым требованиям. Предварительно он или она должны быть заслушаны на пленарном заседании Суда. Любой судья вправе начать процедуру отстранения от должности.

Глава II. Председательство в Суде

Правило 8 (Выборы Председателя Суда и заместителей Председателя Суда,
Председателей Секций и заместителей Председателей Секций)

1. Председатель Суда и два заместителя Председателя Суда, Председатели Секций избираются на пленарном заседании Суда сроком на три года, при этом пребывание в этой должности не должно превышать продолжительность их пребывания в должности в качестве судей. Они могут быть переизбраны.

2. Каждая Секция также избирает сроком на три года с правом переизбрания заместителя Председателя, который замещает Председателя Секции, если последний не может выполнять свои обязанности.

3. Председатели и заместители Председателей продолжают пребывать в должности до момента избрания их преемников.

4. Если Председатель или заместитель Председателя прекращает быть членом Суда или уходит в отставку до истечения установленного срока полномочий, Суд на пленарном заседании или соответствующая Секция, в зависимости от принадлежности конкретной должности, избирает преемника на оставшуюся часть срока полномочий.

5. Указанные в настоящем правиле выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, то выборы проводятся между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается судье в порядке старшинства в соответствии с правилом 5.

Правило 9 (Обязанности Председателя Суда)

1. Председатель Суда осуществляет руководство работой Суда и управление его делами. Председатель выполняет представительские функции и, в частности, ответствен за сношения с руководящими органами Совета Европы.

2. Председатель Суда председательствует на пленарных заседаниях Суда, на заседаниях Большой Палаты и заседаниях комитетов в составе пяти судей.

3. Председатель не участвует в рассмотрении дел, которые слушаются в Палатах, за исключением случаев, когда он является судьей, избранным от соответствующего государства-участника Конвенции.

Правило 10 (Обязанности заместителей Председателя Суда)

Заместители Председателя Суда оказывают помощь Председателю Суда. Они замещают Председателя, если он не может выполнять свои обязанности или когда должность Председателя вакантна, или по просьбе Председателя. Они также выступают в качестве Председателей Секций.

Правило 11 (Замещение Председателя Суда и заместителей
Председателя Суда)

Если Председатель Суда и заместители Председателя Суда одновременно не могут выполнять свои обязанности или их должности одновременно вакантны, то полномочия Председателя Суда принимает на себя Председатель Секции или, в случае его отсутствия, другой избранный судья в порядке старшинства, установленном правилом 5.

Правило 12 (Председательство в Секциих и Палатах)

Председатели Секций председательствуют в заседаниях Секции и Палат, членами которых они являются. Заместители Председателей Секций замещают их в случаях, когда те не могут выполнять свои обязанности или если должность Председателя соответствующей Секции вакантна, или по просьбе Председателя Секции. В случаях, когда они не могут председательствовать, эти полномочия принимают на себя судьи Секции или Палат в порядке старшинства, установленном в правиле 5.

Правило 13 (Ограничение права председательствовать в Суде)

Члены Суда не могут председательствовать при разбирательстве дела, если стороной в нем является государство-участник Конвенции, гражданами которого они являются или от которого они избраны судьями.

Правило 14 (Сбалансированное представительство полов)

При назначениях, осуществление которых регулируется данной и следующей главами настоящих Правил, Суд проводит политику, направленную на обеспечение сбалансированного представительства полов.

Глава III. Секретариат Правило

Правило 15 (Выборы Секретаря)

1. Секретарь Суда избирается на пленарном заседании Суда. Кандидаты должны обладать высокими моральными качествами и иметь правовые, административные и лингвистические знания и опыт, необходимые для исполнения связанных с этой должностью функций.

2. Секретарь избирается сроком на пять лет и может быть переизбран. Секретарь может быть отстранен от должности только в случае, если на пленарном заседании члены Суда большинством в две трети голосов находящихся в должности избранных судей принимают решение о том, что соответствующее лицо перестало отвечать необходимым требованиям. Предварительно он или она должны быть заслушаны на пленарном заседании Суда. Любой судья вправе начать процедуру отстранения от должности.

3. Указанные в настоящем правиле выборы проводятся тайным голосованием; в них принимают участие только присутствующие избранные судьи. Если ни один из судей не получает абсолютного большинства голосов присутствующих избранных судей, выборы проводятся между двумя судьями, получившими наибольшее число голосов. В случае разделения голосов поровну предпочтение отдается, во-первых, кандидату-женщине, при ее наличии, и, во-вторых, старшему по возрасту кандидату.

4. Перед вступлением в должность Секретарь приносит пленарному заседанию Суда или, в случае необходимости, Председателю Суда следующую присягу или делает следующее торжественное заявление:

“Клянусь” – или “Торжественно заявляю” – “ что буду выполнять возложенные на меня обязанности Секретаря Европейского суда по правам человека честно и добросовестно.”

Об этом акте делается запись в протоколе.

Правило 16 (Выборы заместителей Секретаря)

1. Суд на пленарном заседании избирает также двух заместителей Секретаря в соответствии с требованиями, процедурой и на сроки, которые предписаны предыдущим правилом. При отстранении от должности также применятся порядок, предусмотренный в отношении Секретаря. В обоих случаях Суд предварительно консультируется с Секретарем.

2. Перед вступлением в должность заместитель Секретаря приносит пленарному заседанию Суда или, в случае необходимости, Председателю Суда присягу или делает торжественное заявление в формулировке, аналогичной той, которая предусмотрена для Секретаря. Об этом акте делается запись в протоколе.

Правило 17 (Обязанности Секретаря)

1. Секретарь оказывает помощь Суду в осуществлении его функций и ответствен за организацию и деятельность секретариата под руководством Председателя Суда.

2. Секретарь хранит архивы Суда и является тем посредником, через которого Суд осуществляет связь, направляет или принимает все уведомления по делам, которые переданы или должны быть переданы на его рассмотрение.

3. Секретарь, соблюдая требуемую от его должности осмотрительность, отвечает на запросы, в частности со стороны прессы, о предоставлении информации относительно работы Суда.

4. Работа Секретариата регламентируется общими инструкциями, составленными Секретарем и одобренными Председателем Суда.

Правило 18 (Организация работы Секретариата)

1. Секретариат состоит из секретариатов Секций, равных по числу Секциям, которые образованы Судом, а также из отделов, которые выполняют необходимые для обслуживания Суда функции юридического и административного характера.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: