Почему государство повышает налоги

Обновлено: 17.08.2022

Инициативы последних дней по повышению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) для людей с заработком более 5 миллионов рублей в год продиктованы необходимостью сформировать новые источники доходов для бюджета на ближайшие годы. Об этом заявила директор института "Центр развития" НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова.

Она отметила, что нефтегазовые поступления в бюджет снизились вслед за падением цен на нефть, и повышение налогов для компаний металлургической и химической отраслей в этой ситуации способно частично восполнить потери. "Компании нефтегазового сектора, химическая промышленность получают доходы рентного характера", - подчеркнула эксперт.

По ее словам, налоговые инициативы также благотворно повлияют на положение малого и среднего бизнеса - налоговая нагрузка с него перераспределится на компании ресурсного сектора и на людей с высокими доходами. "Что касается повышения НДФЛ на доход больше 5 миллионов, президент сказал, что налоги пойдут на закупку лекарств для детей с редкими заболеваниями. Все остальные доходы поступят в федеральный бюджет и, таким образом, будут направлены на меры поддержки по восстановлению экономики", - пояснила Акиндинова.

Повышение НДФЛ для наиболее состоятельных людей - обычный этап развития налоговой системы. По мнению Акиндиновой, прогрессивная шкала налогообложения более справедлива. "Это позволяет сокращать неравенство и препятствовать слишком большой концентрации доходов узкой группы лиц. И эти средства отправляются на выравнивание условий для всех граждан - на образование, на социальную поддержку, на здравоохранение", - считает эксперт.

Что касается запланированного повышения акцизов на табак, то это регулярная практика, которая позволяет не только пополнять бюджет, но и поддерживать здоровый образ жизни. Повышение акцизов позволяет уменьшать число курильщиков. Но работает это только в комплексе, отметила Акиндинова, то есть вместе с пропагандой здорового образа жизни и ограничительными мерами как запрет на курение в определенных местах. По такому пути идет как Россия, так и другие страны.

Президент РФ Владимир Путин анонсировал отказ от плоской шкалы налогообложения доходов физлиц, действовавшей 20 лет. С 1 января следующего года зарплата, превышающая сумму 5 млн руб. в год, будет облагаться по ставке 15%. Это на 2 п.п. выше ставки, которая действует сейчас и распространяется на всех — 13%.

Как уточнил президент, повышенной ставкой будут облагаться не все доходы, а только та их часть, которая превышает 5 млн в год. В правительстве рассчитывают, что данная мера даст бюджету около 60 млрд руб.

По данным Росстата, количество россиян, получающих свыше 5 млн руб. в год — меньше 0,8% работающего населения. Как решение президента отразится на бизнес-сообществе, рассуждают опрошенные РБК Петербург эксперты.

Михаил Яковлев, налоговый эксперт, генеральный директор SectorGroup:


«Введение прогрессивной шкалы налога — эффективная и ожидаемая мера, какие-то деньги благодаря ей однозначно будут вытащены, хотя я не уверен, что удастся собрать 60 млрд руб., такая оценка преждевременна. Разница между 13% и 15% — не принципиальна, не критична для тех, кто платит налоги. Да и уклониться от уплаты тем, кто уже обелился, будет сложно.

В то же время некоторый популизм в этом решении мне тоже видится — в рамках общего размера бюджета сумма вырученных средств выглядит незначительной, тем более на оборонку и правоохранительные органы государство тратит более 50% и, согласно бюджетной политике, мы не сокращаем эти расходы. Однако по меркам медицины сумма действительно большая.

До 2001 года в России действительно существовала дифференцированная шкала, но экономика была абсолютно другой, значительное количество налогоплательщиков свои обязанности не исполняли. Было в порядке вещей даже для огромных компаний оформлять штат как ИП. В таких условиях введение прогрессивной шкалы было контрпродуктивным решением, не хватало ресурсов для его контроля. Сейчас таких ресурсов достаточно, к 2024 году они еще вырастут. Получать серые доходы становится все сложнее, если в малом бизнесе еще остается задел ликвидности, который позволяет платить наличными, то в крупном бизнесе уже нет. Попадают под новые условия топ-менеджеры регионального крупного бизнеса, у топов федерального уровня зарплата выше. Это наши голубые фишки, к примеру. В процентном соотношении доля их невелика, я буду удивлен, если больше 1%.

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Фото: Oli Scarff/Getty Images

В Москве может освободиться 1,5 млн кв. м офисов: что с ними делать

Фото: Shutterstock

Акции Coinbase рухнули вслед за криптой. Стоит ли их покупать на просадке

Фото: Shutterstock

Рынок США падает. Пора «выкупать дно» или оно впереди — мнения экспертов

Фото: Sean Gallup / Getty Images

В России новые требования к кибербезопасности компаний. Как их выполнить

Фото: Shutterstock

Цена на золото нарисовала «крест смерти». Что это такое и чем он опасен

Как снять санкции с человека или компании. Пошаговая инструкция

Фото: David Ryder / Getty Images

Спать по 8 часов в день и лениться: здоровые привычки Джеффа Безоса

Разумеется, лазеек остается полно. Те, кто не захочет платить повышенную ставку, имеют много путей обхода. Вот только вчера дали послабления IT-сектору. Значит, можно создать обслуживающую IT-компанию, сократить расходы до минимума, через нее организовать систему выплат. Крупный топ-менеджмент имеет возможность проводить крупные траты за счет своей фирмы: обеспечить себе транспорт, жилье. Правда, после определенного уровня расходы уже другие средства направляются на реинвестирование. У наемных менеджеров вариантов меньше, но тоже остаются инструменты вычетов, например, за индивидуальный инвестиционный счет. Нас ждет век дроблений бизнеса, эта проблема только обострится с введением льгот для IT-сектора, МСП.

Сейчас самое интересное — в какой форме заявленные президентом изменения будут отражены в законах. По опыту последних перемен, разница между заявлением и документами может оказаться колоссальной. Пока я считаю, что в целом решение достаточно правильное. Оно действительно позволяет рассчитывать на получение денег. Но говорить о развитии бизнеса в таких условиях нельзя».

Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ» (одна из ведущих инвестиционно-девелоперских компаний на Северо-Западе России):


«Я не назову решение о повышении налоговой ставки ожидаемым, наоборот, были обещания президента, что шкала налога не изменится. В то же время ничего плохого в повышении ставки я не вижу — это нормальная практика. Как мне кажется, такой шаг позволит построить более социальное государство, наглядно продемонстрировать, что помимо нефтяных доходов существуют и другие источники. Возможно, если от предпринимателей будет серьезный доход, то и отношение к нам изменится, государство наконец увидит бизнес и станет с ним считаться. Пока же у нас люди не нужны государству, нужно только сырье.

На мой взгляд, повышение можно было сделать еще больше, но о конкретном значении нужно договариваться. Например, в других странах ставка рассчитывается с учетом денег, которые бизнесмен вкладывает. То есть, если я доход трачу не на себя, а на бизнес, если деньги снова в экономику возвращаю, то в качестве налоговой базы учитывается только остаток, который идет лично предпринимателю. Но такая система требует более сложного администрирования.

Чтобы собирать больше налогов, нужно поддерживаться бизнес, но путь этот долгий и трудный. Мы стараемся и стартапам помогать, и лекции читать. Предпринимателями себя видят очень малое количество людей, надо работать над этим. Перспективы есть и особенно обидно, когда компании, чья капитализация может быть больше, чем у Сбербанка или даже Газпромбанка, стартуют в России, а дальше уезжает за границу. Пока государство как Кощей чахнет над нефтяным златом, мимо проходят огромные деньги. А в том же Google прекрасно осознают ценность предпринимателей и полностью поддерживают подобные стартапы».

В России впервые за 20 лет появятся элементы прогрессивной шкалы подоходного налога: россияне с заработком более ₽5 млн в год начнут платить НДФЛ по ставке 15 вместо 13%. Будет начисляться и налог с доходов по вкладам от ₽1 млн

Фото: Владимир Гердо / ТАСС

С 1 января 2021 года в России вступает в силу закон о налогообложении доходов граждан с депозитов, если сумма их сбережений превышает 1 млн руб., а также вводится повышенная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 15% для россиян с доходами от 5 млн руб. в год (соответствует 416,7 тыс. руб. в месяц). В течение 20 лет в стране действовала единая ставка подоходного налога в размере 13%. Решения об увеличении налоговой нагрузки были приняты на фоне падения бюджетных доходов, вызванного пандемией. Власти оценивают совокупный эффект от этих мер примерно в 160 млрд руб., но если деньги от роста НДФЛ (60 млрд руб.) должны поступить в бюджет уже в 2021 году, то платежи по начисленным за год налогам с доходов по вкладам начнутся только в 2022-м.

Как минимум последние десять лет чиновники кулуарно обсуждали возможность возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ, отмененной в 2001 году. В пользу этой идеи говорили заметно повысившееся качество налогового администрирования и растущее социально-экономическое неравенство в России. В 2017 году Credit Suisse оценивал, что половина наиболее обеспеченных россиян владеет 83% национального дохода — ситуация, сопоставимая с дореволюционным, 1905 годом. Опрос ЦСР в мае (до объявления о повышении) показал, что 61% россиян выступает за прогрессивную шкалу НДФЛ.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Учитывая, что 60 млрд руб. можно было легко изыскать и без повышения налога, эксперты допускают, что это пробный шаг, за которым могут последовать дальнейшие изменения подоходного налога. Для сравнения: в США действует семь диапазонов налогооблагаемого дохода, для каждого из которых установлена своя ставка — от 10 до 37%. Власти также обсуждали идею освобождению от НДФЛ малоимущих россиян, но в начале 2020 года Силуанов сообщил, что правительство решило пойти по другому пути — адресной поддержки бедных.

Налог на состоятельных

Кто будет платить. Министр финансов Антон Силуанов приводил верхнюю оценку количества россиян, которые будут платить 15% с заработка свыше 5 млн руб., — 1% всех работающих, или около 700 тыс. человек. Исходя из данных Росстата о распределении доходов между гражданами, налог может затронуть меньше — 200–300 тыс. человек. По мнению экспертов РАНХиГС, состоятельные граждане, которых коснется повышение налога, проживают в основном в столичных агломерациях (Москве, Петербурге, Казани) и нефтяных регионах (ЯНАО, ХМАО).

Насколько вырастет платеж. Если у человека зарплата составляет, например, 500 тыс. руб. в месяц (до уплаты НДФЛ), то в сумме за год работодатель при повышенной ставке удержит с нее лишние 20 тыс. руб. Чем выше доход, тем дополнительный платеж будет выше.

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

Фото: Shutterstock

«Напишу президенту»: куда жаловаться, если нарушили ваши трудовые права

Фото: Shutterstock

Цена на золото нарисовала «крест смерти». Что это такое и чем он опасен

Фото: Shutterstock

Как новому руководителю стать своим: четыре правила и десять табу

Фото: Shutterstock

Энергокризис поднял цены на уголь. Как на этом заработать

Что надо учесть компании, создавая корпоративный суперапп для сотрудников

Фото: Marco Prosch / Getty Images

Обруч, корсет, упражнения на пресс: помогают ли они уменьшить талию

Фото: Unsplash

Палеодиета. Ешьте то, что предназначено природой, чтобы снизить вес и укрепить здоровье

Фото:Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Какие доходы освобождаются от 15-процентного НДФЛ. Повышенная ставка будет применяться только к «периодическим и активным» доходам сверх 5 млн руб. в год, включая зарплату, дивиденды и продажу ценных бумаг, и не будет применяться к разовым или нерегулярным доходам, например от продажи личного имущества, включая недвижимость.

На что пойдут деньги. НДФЛ с состоятельных россиян, в отличие от общего правила, не будет поступать в региональные бюджеты — средства целевым образом пойдут на лечение детей от редких и тяжелых болезней. Отбирать пациентов и распределять эти средства на лечение будет специальный некоммерческий фонд.

Налог на сбережения

Кто будет платить. В России 5,9 млн счетов с остатками свыше 1 млн руб. (1% всех счетов), сообщало в марте Агентство по страхованию вкладов. Общий объем средств на таких счетах составляет 17,95 трлн руб. (57% от всей суммы вкладов россиян). Если у человека несколько вкладов в разных банках (каждый из которых меньше 1 млн руб.), но в сумме они превышают пороговое значение, то НДФЛ в размере 13% все равно будут облагаться полученные за год доходы за вычетом необлагаемого дохода с 1 млн руб. Поэтому дробить сбережения по разным банкам ради ухода от налога нет смысла. Уплатить налог должны будут даже вкладчики, не являющиеся налоговыми резидентами России. «Ожидаемые доходы бюджета в 2022 году от этой меры составят 100 млрд руб.», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.

Как было раньше. Доходы по депозитам формально подлежали налогообложению, но только в том случае, если процентная ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ плюс 5 п.п. Такие ставки на рынке практически отсутствовали, поэтому налоги не платились.

Как будет рассчитывать платеж. Когда был открыт вклад, неважно: налогом будет облагаться процентный доход по вкладам за год. Но из него будет вычитаться сумма, равная произведению 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ на 1 января года, за который взимается налог (сейчас это 42,5 тыс. руб.). Например, у физлица один рублевый вклад на 1,5 млн руб. со ставкой 5% годовых, а проценты выплачиваются в конце срока действия — 1 декабря. Такой вклад принесет 68 750 руб. дохода в год. При ключевой ставке ЦБ на 1 января 2021 года — 4,25% необлагаемый доход составляет 42,5 тыс. руб. В результате налог к уплате равен (68 750 — 42 500) х 13% = 3 412,5 руб.

Если счет в валюте, то процентный доход будет пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на день фактического получения дохода. Курсовая разница налогом не облагается.

Когда платить. Банки будут выплачивать проценты по вкладам в полном объеме без вычета налога. Уплатить налог вкладчики должны будут самостоятельно. Но подавать декларации о доходах по вкладам не нужно: все российские банки должны будут не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сообщить в налоговую о процентах, выплаченных физлицам. Налоговая сама рассчитает сумму налога и направит гражданину уведомление (как в случае с транспортным, земельным налогами или налогом на имущество). Уплатить налог за 2021 год нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Какие счета выводятся из-под налогообложения. От налога освобожден доход по рублевым счетам со ставкой ниже 1% годовых, в частности текущие, зарплатные счета. Также не будут облагаться налогом процентные доходы по счетам эскроу (специальный счет в банке, на котором замораживаются средства граждан на недвижимость до окончания строительства). Когда по вкладу установлена плавающая процентная ставка в зависимости от срока действия (например, 4–11 месяцев — 0,6% годовых, с 12 месяцев — 1,1% годовых), налог будет взиматься со всех процентных доходов (даже полученных по ставке меньше 1%), если в период действия вклада ставка превысит это пороговое значение.

Куда пойдут деньги от налога. Доходы государства поступят в федеральный бюджет, хотя по общему правилу НДФЛ идет в бюджеты субъектов. Средства будут направлены целевым образом на выплаты семьям с детьми и безработным.

Налог на доходы с вложений в ценные бумаги. С 2021 года также отменены налоговые льготы с доходов по некоторым видам облигаций. В результате все купоны любых облигаций (ОФЗ, облигаций регионов, корпоративных бумаг) будут облагаться налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов, независимо от суммы инвестиций. Налоги удержит брокер, как это происходит и сейчас. Налог с купонов облигаций не должны будут взимать с резидентов России, если их облигации находятся на индивидуальном инвестиционном счете типа Б с вычетом на доход.

Уходящий 2020 год принес нам много проблем. В связи с пандемией закрылись многие фирмы. Огромное количество людей потеряли работу. Но повышение налогов никто не отменял. В 2021 году придется платить больше!

Новая ставка НДФЛ 15%

Да, теперь с вашей зарплаты будут вычитать не 13%, как было раньше, а целых 15%. Это не считая тех 30% которые за вас платит работодатель, но вы их не ощущаете. Что касается 15%, то их вы сможете почувствовать, ваша зарплата станет меньше, еще на 2%.

Но не расстраивайтесь. Повышение этого налога коснется только небольшой части населения. Тех, у кого заработная плата превышает 5 млн рублей. Да и у людей с зарплатой больше 5 млн, не все так печально, 15% будет облагаться все, что свыше 5 млн.

К примеру: Василий получает зарплату 500 000 рублей в месяц. По состоянию на октябрь 2021 года ему было выплачено 5 000 000 рублей. НДФЛ с доходов с января по октябрь 2021 года составит 650 000 руб. (10 мес x 500 000 руб. x 13%). С ноября по декабрь 2021 года будет использоваться уже ставка НДФЛ 15%. За эти два месяца будет уплачено 150 000 руб. налога (2 мес. x 500 000 руб. x 15%).

Отмена ЕНВД (вмененки)

Вы спросите причем здесь повышение налогов? А притом, что с отменой ЕНВД подавляющее число предприятий будут вынуждены платить больше налогов, перейдя на другие режимы налогообложения:

  • Упрощенную систему налогообложения (УСН). Это будет УСН (доходы), либо УСН (доходы-расходы)
  • ПСН патентная система (только для ИП).
  • Общую систему налогообложения (ОСН)

Очень сомневаюсь, что кто-либо перейдет с ЕНВД на ОСН, но с другой стороны, есть высокая вероятность, что те кто платил вмененку, уйдут в "тень".

Есть еще вариант стать самозанятым и платить налог (НПД), но там очень ограничен перечень деятельности и установлен лимит дохода 2 400 000 в год.

Вообще очень несвоевременно произошла эта отмена. Когда многие микробизнесы еле сводят концы с концами. Предпринимательское сообщество, да и многие чиновники и депутаты, пытались повлиять на продление ЕНВД. Но Госдума оказалась непреклонна. Так что подумайте 100 раз, когда будете в следующий раз голосовать на выборах.

НДФЛ обложат вклады физических лиц в банках

С 1 января 2021 года Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ вводит 13% налог на ваши банковские вклады. Теперь положив деньги в банк под проценты, вы не только приумножите свой капитал, но и бонусом заплатите налог с этого приумножения.

Конечно облагаться будет не вся сумма, а только процент, который начислит вам банк. Да и облагаться будут суммы, которые превышают 1 000 000 х ставка ЦБ. Это будет так называемый налоговый вычет.

К примеру, ставка ЦБ РФ на 1 января равна 6%. У работника два вклада в разных банках по 1 000 000 руб., по одному вкладу ставка – 4%, по другому – 3%. За год банки начислили: по первому вкладу – 40 000, по второму – 30 000. В сумме 70 000 руб (40000+30000). НДФЛ к уплате составит 1 300 руб. ((70 000 руб. – 1 000 000 руб. х 6%) х 13%).

Налоги на заработную плату

С 2021 года поднимется МРОТ с 11 280 рублей до 12 130 рублей. А соответственно увеличится налоговая нагрузка. Работодателю придется поднять зарплату, а вместе с ней вырастут и отчисления в фонды. Работодатель отчисляет порядка 30% в пенсионный и ФСС, не считая 13% НДФЛ.

Соответственно увеличится база с которой надо платить взносы. И бизнес будет вынужден платить больше. Как говорится "Мы не повышаем налоги, а увеличиваем собираемость"

Увеличение акцизов

Увеличатся ставки акцизов на табачную продукцию и электронные сигареты. Увеличение составит 20%.

Увеличение акцизов также произойдет на алкоголь, автомобили, бензин и дизельное топливо. Причем повышение утверждено и в 2021 и 2020 годах.

Ну и конечно не сомневайтесь, все эти повышения, в итоге, лягут на плечи потребителей этой продукции, в виде увеличения их стоимости.

На сегодня все, не забудьте подписаться , впереди много интересного . И конечно ставьте "палец вверх" и комментируйте .

Судя по всему, мы попали в классический замкнутый круг. Главным способом стимулирования буксующей экономики правительству видятся «стратегические проекты», то есть увеличение государственных инвестиций. Стало быть, необходимо наращивание или по меньшей мере неснижение соответствующих бюджетных расходов. На фоне уже заявленной эскалации социальных и оборонно-правоохранительных обязательств это требует постоянного повышения доходов государства. Бюджет текущего года в условиях стагнации вытягивают лишь нефтяная конъюнктура и инфляционно-девальвационный бонус, но ни то ни другое признать устойчивым источником поступлений нельзя.

В будущем разрыв между растущими финансовыми потребностями и имеющимися у государства ресурсами обречен на резкое увеличение.

«Временно» прибегнуть к дефицитному финансированию тоже не выход. Как и ожидалось, бурные дебаты о судьбе «бюджетного правила», как по мановению волшебной палочки, прекратились, поскольку стало очевидно, что, несмотря на мизерный по мировым меркам размер нашего государственного долга (порядка 10% ВВП) и кажущееся обилие госсобственности на продажу, сколько-нибудь крупный бюджетный дефицит в суровой посткрымской реальности финансировать по большому счету нечем — ни внутри страны, ни вне ее.

И вот в верхах впервые за много лет всерьез заговорили о необходимости повышения налогов: то ли регионам будет разрешено вводить налог с продаж, то ли увеличатся ставки НДС и/или НДФЛ.

Однако предлагаемые шаги представляют собой не продукт перспективного мышления, а скорее конвульсивную реакцию на обстоятельства без попытки их как-то проанализировать и рассмотреть возможные альтернативы.

Во-первых, совместимо ли повышение налогов с желаемым возобновлением экономического роста?

Разумеется, увеличение налоговых ставок, мягко говоря, экономическому росту не благоприятствует. Во всяком случае МВФ рекомендует государствам, нуждающимся в увеличении доходов, сначала подумать о расширении налоговой базы (в частности, отмене всяческих льгот и изъятий) или изменении структуры налогообложения и только затем при необходимости повышать ставки.

Не исключено, что разговор о повышении ставок означает признание неспособности правительства отменить наиболее весомые налоговые льготы, за которыми стоят влиятельные интересы.

Но если уже состоявшийся рост налогов для бизнеса просто неприятен, то их нависающее над экономикой повышение в будущем может оказаться гораздо хуже, поскольку подрывает уверенность в завтрашнем дне, а, стало быть, столь нужные нам инвестиции.

Во-вторых, есть ли какие-то иные варианты покрытия фискального разрыва, помимо увеличения налогов?

Разумеется, есть. Заметим, что те страны, которые повышали в последние годы налоги, делали это в основном вынужденно по причине больших дефицитов на фоне опасного уровня госдолга. Очевидно, что это не наш случай; действительно, в этом списке практически нет нефтедобывающих государств.

Главным направлением фискальной политики должно стать сокращение раздутых и неэффективных государственных расходов, это куда более рациональный подход. Как свидетельствует ряд исследований, для таких сокращений есть изрядный потенциал; влияние подобных расходов на ВВП может быть не просто нулевым, а даже отрицательным. Поэтому в нынешних условиях можно и нужно провести глубокое преобразование расходной части бюджета, которое как минимум меньше повредит развитию, чем повышение налогов.

Кроме того, не слишком ли расточительно повышать налоговое бремя, притом что ранее уплаченные налоги и пошлины в виде бюджетных кубышек — Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — вложены в зарубежные госбумаги под близкие к нулю ставки процента и не используется в отечественной экономике? Да, после финансового кризиса 2007-2009 годов бюджетные фонды приобрели почти сакральный статус. Между тем их роль в преодолении трудностей того периода обычно преувеличивается, а наполнение заметно пострадало не только из-за кризиса, но и за счет укрепления рубля в реальном выражении к корзине валют (примерно на 60% с начала 2003 года по осень 2013-го). Речь здесь, разумеется, идет не о расходовании накопленных средств, а о хорошей возможности по-новому взглянуть на внутренние противоречия в давно устаревшей конструкции, не дающей никаких гарантий от потрясений и лишь создающей иллюзию защищенности.

Наконец, даст ли повышение налогов ожидаемый фискальный эффект?

Проблема в том, что предполагаемый налоговый «маневр» ровным счетом ничего не меняет в идеологии и конструкции отечественной фискальной системы, которая, несмотря на все новомодные программные и онлайновые «примочки», по сути своей остается архаичной. Так, предоставление регионам права вводить налог с продаж не поможет обеспечить сбалансированность субфедеральных бюджетов. И не потому что недостаточно по размеру, а из-за полного разрушения принципов бюджетного федерализма, понимаемого как сочетание самостоятельности и ответственности. Губернаторы неоднократно убеждались на собственном опыте, что главное — это выполнять команды сверху, тогда все огрехи будут покрыты центром, а инициатива, напротив, совершенно не приветствуется и даже наказуема. Заинтересованности в достижении бюджетной сбалансированности у самих субъектов федерации нет — неслучайно число регионов-доноров сегодня меньше, чем даже в кризисном 1998 году.

Механистичное повышение НДС или НДФЛ тоже не принесет пользы, даже дополнительные доходы тут не гарантированы.

Ведь для того чтобы быть принятым обществом, увеличение налогового бремени на бизнес и граждан должно сопровождаться наращиванием объема и/или повышением качества предоставляемых государством услуг. При общей деградации и сворачивании социальной сети, сокращении доли расходов на образование, здравоохранение и экономическое развитие в федеральном бюджете и хроническом дефиците бюджетов региональных ожидать этого не приходится. Потому неизбежен увод бизнеса и личных доходов в тень, какие бы жесткие карательные меры параллельно ни принимались.

Вот и выводы экспертов МВФ свидетельствуют, что, хотя совокупная фискальная нагрузка в России на фоне государств с сопоставимым уровнем социально-экономического развития не столь высока (примерно 35% от ВВП), возможности для повышения налогов серьезно ограничены. Россия почти так же близка к теоретическому пределу увеличения налогового бремени, как и развитые страны Западной Европы, собирающие в виде налогов свыше 40% ВВП (Франция, Бельгия и др.). Неоднократный перенос полноформатного вступления в действие единого налога на недвижимость физических лиц (последний раз осенью прошлого года) не случаен: к решениям о повышении налогов в Кремле до сих пор были не готовы.

Но теперь это уже не так важно. Многолетняя разбалансированная экономическая политика российских властей рано или поздно должна была принести соответствующие плоды. И вот наконец они созрели: нам предстоит выбор между двух больших зол — устойчивой стагнации и хронического фискального дефицита.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: