Особенности управления имуществом государственных корпораций рф

Обновлено: 28.09.2022

Глобализация оказывает серьезное влияние на экономические процессы, поэтому с каждым годом становится все более значимой региональная политика и механизмы управления экономикой. Региональная политика охватывает социально-экономическое развитие территории, погружаясь в социальную, промышленную экологическую сферу и т.д.

Влияние государственных корпораций на экономику страны породило трансформацию ее форм и механизмов. Воздействие государственных корпораций с экономикой активно стали изучать в 90-х гг. XX века. Именно в этот период произошла массовая приватизация государственной собственности на постсоветском пространстве. Государство переходило в стадию рыночной экономики, в России начали появляться первые корпоративные институты. Одновременно с этим возникла необходимость контроля над государственной собственностью.

На базе государственных предприятий начали появляться новые коммерческие и некоммерческие организации, например, государственные корпорации. Такие условия породили серьезный интерес экономистов к сущности государственных корпораций. Однако остается неизученным ряд важных критериев, например:

  • размеры государственного сектора,
  • инструментарий государства,
  • эффективность управления,
  • функции государственного сектора.

Основная роль государственных корпораций

Роль государственных корпораций сравнима с ролью государства в экономике. Госкорпорации повышают конкурентоспособность национальной экономики. Ресурсы государственных корпораций позволяют не только осваивать собственные технологии и разработки, но приобретать зарубежные технологии. Технологические цепочки корпораций отлажены, что оказывает влияние на поставки материалов и комплектующих. Экономическая интеграция в госкорпорациях развита государством благодаря принятому праву интеллектуальной собственности и используется в качестве одного из инструментов развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль государственных корпораций в России очень сильно отличается от использования института государственных корпораций в экономике других стран. Это связано с тем, что развитие госкорпораций в других странах началось намного раньше. По своим ключевым параметрам российская госкорпорация точно соответствует структуре плановой экономики. Российские госкорпорации в отличие от зарубежных воплощают институциональную доминанту государства. Однако в то же время они используют инструменты рыночной среды, например, бюджетирование, акционерный капитал, корпоративное управление и т.д. Таким образом, можно сказать, что российские государственные корпорации - это модернизация институциональной хозяйственной среды и рыночных механизмов.

Структура государственной корпорации

Государственная структура в России создается на основе специального закона и отчитывается перед федеральной властью. Имущество государственных корпораций находится под государственным контролем. В своем составе госкорпорация имеет иерархическую структуру, которая предусматривает не только разделение функций, но и делится на зоны ответственности. В случае ликвидации госкорпорации все имущество возвращается собственнику. Основное отличие госкорпораций от других организаций заключается в поставленной цели. Ее целью не может быть извлечение прибыли, что соответствует критериям плановой экономики, а не рыночной.

Исходя из цели, описанной выше, можно сделать вывод, что созданные госкорпорации нацелены на управление государственным имуществом и реализацию инвестиционных проектов посредством государственных ресурсов. Именно в этом смысле госкорпорации представляют собой сложный и важный механизм управления государственной собственностью.

Однако на практике экономисты давно уже доказали негативное воздействие государственных корпораций на экономику России. Первый критерий – это неэффективное управление госимуществом и ресурсами, например, очень часто происходит затягивание инвестиционных решений. Второй критерий – это коррупция, явление в госкорпорациях не единичное, так как при проверках практически всегда выявляется нецелевое расходование средств. Это говорит об отсутствии механизмов контроля, как над деятельностью государственных корпораций, так и над достижением поставленных задач. Если проанализировать особенности формирования госкорпраций, можно выявить следующие особенности:

  • закрытость процесса формирования,
  • размытость базовых форм и новизна формирования,
  • политический ресурс задействован в создании,
  • масштабность,
  • широта полномочий руководящего состава,
  • размытость стратегических планов.

На основании критериев формирования можно сделать вывод, что государственные корпорации отличаются своей противоречивостью. При этом в российском законодательстве нет четкого определения прав собственности, что позволит в будущем передать активы и финансовые средства в полную собственность. Это усложняет контроль средств.

При отсутствии работоспособных механизмов контроля увеличивается риск коррупции. В частности, это выражается в бесконтрольном и безвозмездном финансировании госкорпораций, выдаче льготных кредитов, внесении полученных средств в дочерние предприятия, закупках по завышенным ценам, манипуляциям на фондовом рынке.

Влияние государственных корпораций на экономику и развитие страны зачастую негативно. Это связано с непрозрачностью и отсутствием контроля со стороны государства. Госкорпорации – это особый институт рыночной экономики, который отличается размытостью базовых форм. Отсутствие четкого определения права собственности дает возможность процветать коррумпированным механизмам. Все это приводит к предпосылкам для возникновения выпадающих доходов федерального бюджета.

ГК РФ Статья 65.3. Управление в корпорации

(введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются настоящим Кодексом, другими законами и уставом корпорации.

(в ред. Федерального закона от 23.05.2015 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

утверждение и изменение устава корпорации;

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

3. В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

4. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 настоящего Кодекса.

Федотов Павел Викторович, начальник отдела правового обеспечения Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, кандидат юридических наук.

Создание, а также включение госкорпораций в число хозяйствующих субъектов призвано максимизировать эффективность использования объектов государственной собственности по тем имущественным комплексам, которые в силу своей специфики находятся в сфере особых интересов государства и/или связаны с использованием либо производством предметов, исключенных из сферы гражданского оборота (полностью либо частично). В статье исследуются правовые основы управления имуществом государственных корпораций.

Ключевые слова: государство, государственная корпорация, экономика, правовое государство, некоммерческая организация.

State corporations in Russia: issues of asset management

Creation and also inclusion of State Corporations into the group of economic subjects is called to maximize the efficiency of use of objects of state ownership of those property complexes which due to the specifics thereof are in the sphere of special interests of the state and/or connected with the use or manufacturing of subjects excluded from the sphere of civil turnover (in full or partially). The article studies legal grounds for asset management in State Corporations.

Key words: state, State Corporation, economy, legal state, non-commercial organization.

Цели деятельности государственных корпораций носят ярко выраженный публичный характер. Во всех федеральных законах о государственных корпорациях указано, что имущество соответствующих хозяйствующих субъектов принадлежит этим предприятиям (организациям) на праве собственности. В свою очередь, собственность госкорпораций образуется за счет имущественного взноса Российской Федерации и других законных источников и может быть использована только для целей, для которых она была создана.

Отмеченное не только порождает специфику хозяйственно-финансовой деятельности этих хозяйствующих субъектов, но и обусловливает необходимость собственного правового обеспечения, необходимого для урегулирования любых вопросов, возникающих при функционировании последних.

Соответственно под правовым обеспечением управления госкорпорациями следует понимать обдуманное, цивилизованное, с учетом мирового опыта, целенаправленное воздействие норм права (а следовательно, самого государства в целом) на конкретные виды хозяйственно-финансовой деятельности, осуществляемой госкорпорациями .

Бандурин А.В., Зинатулин Л.Ф. Экономико-правовое регулирование деятельности корпораций в России. М.: БУКВИЦА, 1999.

Правовая природа и особенности управления имущественными комплексами, находящимися в ведении госкорпораций, основываются на трех типах нормативно-правовых актов, а именно: 1) законодательных актах общего назначения (Конституция РФ, ГК РФ и др.); 2) специализированных нормативно-правовых актах, относящихся к урегулированию деятельности госкорпораций, как разновидности хозяйствующих субъектов; 3) и наконец, "адресных" нормативных актах, принимаемых для регламентации вопросов создания, преобразования, функционирования либо ликвидации строго определенной госкорпорации.

В настоящее время функционируют семь госкорпораций: "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"; "Агентство по страхованию вкладов"; "Российская корпорация нанотехнологий" ("Роснанотех"); "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"; Госкорпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции ("Ростехнологии"); Госкорпорация по атомной энергии ("Росатом"); Госкорпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("Олимпстрой").

Правовая база управления собственностью каждой из перечисленных госкорпораций содержит все три упомянутых ранее типа нормативно-правовых актов.

Согласно п. 1 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" государственная корпорация является не имеющей членства некоммерческой организацией и создается Российской Федерацией для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных целей, она обладает имуществом на праве собственности и использует имущество для целей ее создания. Как предусмотрено в п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях", правовое положение государственной корпорации определяется специальным законом о ее создании, при этом учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ, не требуется.

У государственной корпорации не возникает права частной собственности на ее имущество, так как государственные органы контролируют ее деятельность, непосредственно принимают решение о распоряжении некоторыми видами имущества, государство вправе изъять у государственной корпорации ее имущество. Только собственник может осуществлять правомочие распоряжения своим имуществом. Содержание законов о государственных корпорациях не позволяет сделать иного вывода, кроме как признать за государственными корпорациями право частной собственности юридического лица на их имущество. Наличие ограничений на распоряжение отдельными видами имущества, а также на совершение отдельных сделок не означает ограничения правомочия распоряжения как такового, что подтверждается законодательством о хозяйственных обществах .

Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права. 2001. N 3.

Госкорпорация является не организационно-правовой формой юридического лица в смысле гл. 4 ГК РФ, а специальным способом создания субъекта права, уникального по своему правовому (частноправовому и публично-правовому) статусу. Оценка необходимости создания и функционирования госкорпораций выходит за рамки гражданского права. При этом существующие государственные корпорации предлагается преобразовать в юридические лица тех организационно-правовых форм, которыми они являются по сути: в орган публичной власти (Росатом), фонд (Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства), хозяйственные общества с исключительным участием государства (Роснанотех, Ростехнологии, Олимпстрой, Внешэкономбанк и Агентство по страхованию вкладов).

Как показывает анализ законодательства и практики деятельности госкорпораций, существующие на настоящий момент государственные корпорации нельзя признать юридическими лицами, созданными в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Государственные корпорации с точки зрения правовой природы - это юридические лица особого рода. В то же время недостаточность правового регулирования их положения требует дальнейшего развития законодательства.

Особенность правового режима управления собственностью госкорпораций заключается в том, что в отличие от иных государственных (муниципальных) предприятий (организаций), принадлежащих государству, имущество, переданное госкорпорациям Российской Федерацией, в том числе безвозмездно или на чрезвычайно льготных условиях, становится собственностью госкорпораций. Иными словами, это имущество, по сути, приватизируется и относится не к государственной (федеральной) собственности, а к частной.

Другая особенность правового обеспечения управления собственностью рассматриваемых хозяйствующих субъектов обусловлена тем, что законом устанавливаются правила о целевом характере использования соответствующего имущества (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и п. 1 ст. 296 ГК).

В процессе хозяйственно-финансовой деятельности отмеченных экономических единиц нередко возникают коллизии между общими, специальными и единичными правовыми актами. Это происходит в силу особого правового статуса и юридической природы госкорпораций, а разрешение отмеченных коллизий и устранение противоречий осуществляются путем специально оговариваемых извлечений в нормативных актах, являющихся специальными относительно нормативных актов с более широкой сферой юрисдикции. В связи с указанным понятно, что правовое обеспечение управления собственностью соответствующих хозяйствующих субъектов имеет более сложный и противоречивый характер.

В частности, согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" любая некоммерческая организация должна представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности, с указанием персонального состава руководящих органов, расходовании денежных средств, использовании в своей деятельности имущества и др. Однако перечисленные требования не распространяются на государственные корпорации.

Все проекты стратегических решений, касающиеся управления собственностью, находящейся в ведении госкорпораций, выносятся на рассмотрение наблюдательных советов. В наблюдательный совет, как правило, входят девять членов, в их числе восемь представителей Президента и Правительства, а также гендиректор соответствующей госкорпорации. Председатель наблюдательного совета назначается Президентом РФ, если сам гендиректор не может быть председателем совета.

Несмотря на то что организационно-правовая форма государственной корпорации предусмотрена Федеральным законом "О некоммерческих организациях", только правовое положение Агентства по страхованию вкладов и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в полной мере определяется названным Законом. В отношении других государственных корпораций возможно применение специальных норм федеральных законов о создании корпораций и принятых в соответствии с ними прочих правовых актов, причем состав этих правовых актов в каждом случае особый. При этом в Законах о создании Внешэкономбанка, Госкорпорации "Роснанотех", Госкорпорации "Олимпстрой", Госкорпорации "Ростехнологии", Госкорпорации "Росатом" прямо указано, что в отношении этих организаций не применяются положения ФЗ "О некоммерческих организациях", обеспечивающие контроль за деятельностью некоммерческих организаций со стороны уполномоченного государственного органа. Таким образом, единство правового регулирования деятельности государственных корпораций отсутствует.

Все отмеченное указывает на то, что госкорпорации обладают не только исключительным статусом (в сравнении с другими юридическими лицами, особенно некоммерческими организациями), но и принципиально различными полномочиями, иногда публично-правового характера. Например, Госкорпорации по атомной энергии "Росатом" переданы властные полномочия, принадлежащие федеральным органам государственной власти (ст. 10, 20, 23 и др. Закона о госкорпорации "Росатом"). В силу ст. 8 указанного Закона "Росатом" принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, а также может признавать не действующими на территории Российской Федерации акты органов власти Российской Федерации и бывшего СССР.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бандурин А.В., Басалай С.И., Ли И.А. Проблемы оперативного управления активами корпораций. М.: ТДДС Столица-8, 1999. 164 с.
  2. Богданов Е.В. Правовое положение органа юридического лица // Журнал российского права. 2001. N 3.
  3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1997. 1120 с.
  4. Ершова И.В. Правовой режим и бухгалтерский учет имущества предприятий. М.: МГЮА, 2008.
  5. Зинатулин Л.Ф. Корпоративное управление: Сб. документов. М.: Нива России, 1997. 304 с.
  6. Котов А.П., Лазинцев Ю.Н. Анализ основных путей регулирования инвестиционной деятельности конверсионных предприятий оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии. Вып. 2. Госкомоборонпром, ЦНИИЭК, 1995.
  7. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. М.: РДЛ, 1998. 768 с.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Правовые основы создания и деятельности государственных корпораций, их имущество

Государственные корпорации – это некоммерческие организации, учрежденные РФ посредством имущественного взноса с целью осуществления управленческих, социальных и правовых функций, отличающихся общественной полезностью.

Создание государственной корпорации осуществляется в соответствии с Федеральным законом. Правовое положение государственной корпорации определяется этим законом. При создании государственной корпорации не оформляются учредительные документы.

То имущество, которое передается Россией государственной корпорации, становится собственностью этой корпорации.

Государственные корпорации и Российская Федерация освобождаются от ответственности по обязательствам друг друга. Исключение составляют корпорации, для которых в соответствии с законом об их создании, предусмотрен иной порядок.

Имущество, полученное государственной корпорацией от России, может быть использовано для формирования уставного капитала. Уставный капитал государственной корпорации призван гарантировать интересы ее кредиторов на минимальном уровне.

Цели использования имущества государственной корпорации определяются Федеральным законом, на основании которого это корпорация создается.

Осуществление предпринимательской деятельности государственной корпорацией реализуется только в пределах, которые необходимы для достижения цели ее создания.

В обязанности государственных корпораций входит ежегодное опубликование отчетов об использовании их имущества.

Государственные корпорации являются объектом обязательного аудита, который проводится в отношении годовой бухгалтерской отчетности этих корпораций. Аудит государственных корпораций может проводиться только аудиторскими организациями. Отбор аудиторских организаций осуществляется в ходе открытого конкурса и подлежит утверждению высшим органом управления корпорации.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные корпорации обязаны публиковать годовой отчет. Годовой отчет содержит в обязательном порядке информацию о стратегии государственной корпорации и ее выполнение. Также законодательством Российской Федерации предусматривается перечень информации, подлежащей включению в годовой отчет государственной корпорации. Годовой отчет государственной корпорации и утверждается в срок до 1 июля года, который следует за отчетным. Российское Правительство наделяется полномочиями, позволяющими ему устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственных корпораций.

Годовой отчет государственной корпорации подлежит размещению на официальном сайте этой корпорации в сети Интернет в соответствии с требованиями российского законодательства. Размещение отчета в сети Интернет осуществляется в течении двух недель с момента утверждения годового отчета органом управления государственной корпорацией.

Государственная корпорация наделяется правом инвестирования временно свободных средств. Это инвестирование осуществляется в соответствии с принципами прибыльности, возвратности и ликвидности объектов инвестирования. Российское Правительство наделяется возможностью ограничения перечня объектов инвестирования государственных корпораций.

Орган управления государственной корпорации наделен правом принятия решений по следующим инвестиционным вопросам:

  • во-первых, определение предельного объема инвестируемых средств;
  • во-вторых, определение порядка принятия решений относительно инвестирования средств государственной корпорации.

Орган управления государственной корпорацией наделен правом установления дополнительных ограничений относительно инвестирования средств корпорации.

Орган управления государственной корпорацией

Порядок формирования органов управление государственной корпорации определяется Федеральным законом, на основании которого эта корпорация создается. Для управления государственной корпорацией Федеральный закон может предусмотреть создание: либо совета директоров, либо наблюдательного совета.

Орган управления государственной корпорации может включать в свой состав членов, которые не являются гражданскими государственными служащими. Порядок участия государственных служащих и членов Правительства России в органах управления государственной корпорации определяется Правительством России.

Орган управления государственной корпорацией призван решать следующие вопросы, отнесенные к его исключительной компетенции:

  • во-первых, утверждать долгосрочную программу деятельности и развития госкорпорации, направленную на выполнение показателей производственного, инвестиционного и финансового содержания;
  • во-вторых, утверждать систему оплаты труда персонала государственной корпорации, определяющую зависимость между уровнем оплаты труда персонала государственной корпорации и достижением запланированных показателей деятельности этой корпорации;
  • в-третьих, определять порядок использования прибыли корпорации;
  • в-четвертых, принимать решения относительно передачи имущества корпорации или его части в казну государства.

Список вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления государственной корпорации, может быть расширен требованиями Федерального закона, на основании которого это корпорация была создана.

Для осуществления практической реализации процесса управления государственной корпорацией высший орган управления этой корпорации наделен правом создания комитетов, комиссий по вопросам, отнесенным к его компетенции. Задачи этих комиссий и комитетов состоят в предварительном рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции высшего органа управления государственной корпорации. Специфика деятельности этих комитетов и комиссий определяются решениями относительно их создания.

Корпоративное управление в корпорациях с государственным участием

Согласно действующему в России законодательству под корпорациями следует понимать юридических лиц, участники которых обладают правом членства в них и осуществляют формирование их высшего органа.

В современном мире вопросам развития корпоративного управления уделяется все больше и больше внимания. При этом касается это как частных структур, так и государственных корпораций.

Корпорациям, акционером которых выступает государство, отводится особая роль в экономике страны, сопряженная с высоким уровнем предъявляемых к ним требований.

С одной стороны, государственные пакеты акций выступают в роли материальной основы обеспечения деятельности аппарата государственной власти, а с другой – госкорпорации играют роль некоего инструмента проведения определенной экономической политики со стороны правительства страны.

Свою специфику имеют и цели, преследуемые в процессе управления пакетами акций, принадлежащих государству (рисунок 1).

Базовые цели управления пакетами акций государственных корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые цели управления пакетами акций государственных корпораций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Само положение государства в общей системе корпоративного управления имеет двойственную природу. С одной стороны, оно выступает в роли сборщика налогов и играет определенные контрольные функции – выступает арбитром регулирования рыночных отношений. И гарантом социальной стабильности. В то же время государство является заказчиком и потребителем, то есть выступает в качестве внешней силы.

В общей сложности можно выделить два основных типа корпораций с государственным участием:

Готовые работы на аналогичную тему

  • 100% акций компании принадлежит государству;
  • государству принадлежит менее 100% акций компании.

В России корпорациями со 100% участием государства являются «Объединенная ракетно-космическая корпорация» и «Россельхозбанк».

Характерной особенностью государственных корпораций выступает более низкий риск вероятности банкротства и низкая вероятность попыток реализации недружественных поглощений со стороны других участников рынка. С одной стороны, это обеспечивает им определенную стабильность, а с другой – снижает мотивацию к повышению эффективности деятельности корпоративных структур.

Особенности и проблемы построения корпоративных отношений в рамках госкорпораций

Результатом государственного участия в капитале корпоративных образований становится расширение круга участников корпоративных отношений. Помимо менеджеров и акционеров к ним добавляются ведомства и официальные представители государства. Первые формируют позицию государства как акционера, а вторые – защищают его интересы в органах управления корпорации.

В корпорациях с госучастием происходит смешение функций советов директоров в сторону транслирования решений, принятых на более высоком уровне. Фактически в таких корпорациях большая часть членов совета директоров состоит из представителей государства в лице уполномоченных лиц. Соответственно по проблемным вопросам они голосуют согласно правительственным директивам.

Как показывает практика, такие члены совета директоров не принимают активного участия в выработке решений, а их вознаграждение за работу в совете директоров зачастую минимально. Это, наряду с их должностной иерархией, снижает их заинтересованность в повышении эффективности функционирования корпоративных структур.

Основные проблемы, наблюдаемые в сфере государственного корпоративного управления, представлены на рисунке 2.

Недостатки корпоративного управления в государственных корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Недостатки корпоративного управления в государственных корпорациях. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Низкая активность деятельности советов директоров, наблюдаемая в российских госкорпорациях неизбежно приводит к тому, что управленческие решения, принимаемые на высшем уровне, зачастую определяются вовсе не экономическим интересами компании и ее акционеров, а волей государства. В результате само корпоративное управление в вступает в противоречие с основной стратегической целью бизнеса – повышением его эффективности.

В таких условиях особая роль в повышении эффективности государственного корпоративного управления отводится развитию института независимых директоров.

Роль независимых директоров к государственном корпоративном управлении

В настоящее время, согласно принятой законодательной практике, корпорации (как государственные, так и частные) вправе избирать в совет директоров представителей двух типов:

  • зависимых директоров и представителей государства;
  • независимых аутсайдеров.

Международный, а в последние годы и российский опыт свидетельствует о том, что независимые директора играю огромную роль в совершенствовании института корпоративного управления.

Согласно действующему законодательству независимость директора совета директоров определяется его соответствием ряду критериев, а именно отсутствием связей с Обществом (включая отсутствие долевой собственности на акционерный капитал), его существенными акционерами, контрагентами, конкурентами и государством.

Привлечение независимых директоров к управлению регламентируется нормами деловой практик и находит свое отражение в соответствующих принципах корпоративного управления. Так, например, российский Кодекс корпоративного управления, принятый Банком России в 2014 году, указывает на необходимость включения в состав советов директоров не менее 1/3 независимых аутсайдеров. В то же время правила листинга Московской биржи формируют более низкий критерий – не менее 1/5 независимых членов в составе совета директоров.

Независимым директорам в государственном корпоративном управлении отводится особая роль. Их функции сводятся к необходимости контроля на деятельностью менеджмента госкорпораций, представлению в совете директоров интересов акционеров (включая государство), стратегическому консультированию и оказанию помощи и содействия в разрешении конфликтных ситуаций в интересах компании.

Представляется, что залогам развития государственного корпоративного управления в России выступает дальнейшее развитие института независимых директоров.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: