Особенности движения и стоянки судов по ввп волжского бассейна

Обновлено: 10.08.2022

Территориальные границы ФБУ «Администрация Волжского бассейна» включают:

- р. Волгу от с. Хопылево до о.п. Стрелецкое, включая дельту р. Волги и водохранилища: Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское с боковыми реками и притоками;

- р. Оку от входа в канал Сейма до Устья (р. Волга);

- р. Каму от устья р. Вятки до Устья (р. Волга);

Управление осуществляет деятельность на территориях Ярославской, Костромской, Ивановской, Вологодской, Кировской, Нижегородской, Ульяновской, Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской областей и республик: Чувашской, Удмурдской, Марий Эл, Мордовии, Татарстан, Калмыкии.

В состав Управления входят 13 филиалов: Нижегородский РВПиС, Казанский РВПиС, Самарский РВПиС, Саратовский РВПиС, Волгоградский РВПиС, Вятский РВПиС, Ветлужский РВПиС, Городецкий РГСиС, Чебоксарский РГСиС, Самарский РГСиС, Балаковоский РГСиС, Астраханский РГСиС, Информационно-технический центр обеспечивающие содержание внутренних водных путей в соответствии с государственным заданием и «Программой категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов, а также сроков работы судоходных гидротехнических сооружений в навигации 2013-2015 годов по ФБУ «Администрация Волжского бассейна».

Флоту – чистые судоходные трассы


Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Очищение рек ото льда и, следовательно, навигация 2013 года, как и ожидалось, началась позднее прогнозируемых сроков. В большей степени это коснулось озерных участков водохранилищ. Половодье было высоким и продолжительным, что, несомненно, сыграло положительную роль при развертывании навигации, а также на работе транзитного флота.

Рыбинское водохранилище в зимний период было сработано до отметки 99,04 м БС (17.04.2013). По предварительным прогнозам ожидалось наполнение водохранилища до отметки 101,91 м БС, что и было сделано к 02.06.2013. Высокая отметка водохранилища позволила работать до 11 июня на среднесуточных расходах через Нижегородскую ГЭС 1550 м3/с, а с 12 июня на среднесуточных расходах 1300-1350 куб. м/с, с глубиной 350 см в течение 5 часов и с минимальной глубиной в «провале» 270 см.

По состоянию на 20 июня Чебоксарское, Куйбышевское и Саратовское водохранилища наполнены до отметок, превышающих НПУ.

Гидрологические условия на Нижней Волге от Волжской ГЭС до о.п. Стрелецкое остаются благоприятными. Таким образом, гидрологическая обстановка в Волжском бассейне по состоянию на 20 июня характеризуется повышенной водностью по сравнению со среднестатистическим годом.

Для обеспечения бесперебойного судоходства в течение всей продолжительности навигации ФБУ «Администрация Волжского бассейна» выполняет комплекс путевых работ, включающий дноуглубление, содержание навигационной обстановки, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты судоходных трасс путём проведения тральных и дноочистительных работ.

В соответствии с «Перечнем внутренних водных путей РФ» в границах Волжского бассейна находится 9231,3 км водных путей, из них с целью выполнения установленной «Программы категорий средств навигационного оборудования и сроков их работы, гарантированных габаритов судовых ходов в навигации 2013-2015 годов по ФБУ «Администрация Волжского бассейна» и государственного задания по состоянию на 18 июня 2013 г. открыты для судоходства 4079,6 км.

Из 4079,6 км водных путей, открытых для судоходства:

– с гарантированными габаритами – 3126,6 км;

– с освещаемой обстановкой – 2975,6 км;

– со светоотражающей обстановкой – 46 км;

– с неосвещаемой обстановкой – 1058 км.

Количество задействованных навигационных знаков 4057 ед., в том числе береговых – 1380 ед., плавучих – 2677 ед.

Насыщенность транзитных водных путей освещаемыми и неосвещаемыми знаками в среднем составляла 1 знак на 1 км, в том числе на освещаемых водных путях 1 знак на 1,16 км.

Для содержания навигационной обстановки в навигацию 2013 г. в филиалах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» задействовано 34 обстановочные бригады с общей численностью 365 человек.

Для выполнения дноуглубительных работ в границах обслуживаемых водных путей введено в эксплуатацию 12 земснарядов общей технической производительностью 11 600 куб. м/час.

Объём грунта, извлеченного земснарядами ФБУ, по состоянию на 20.06.2013 составляет 1,53 млн куб. м, из них для поддержания гарантированных габаритов пути на транзитных судовых ходах извлечено 1,4 млн куб. м, на внетранзитных путях и договорных работах – 0,13 млн куб. м.

Основной объём транзитного землечерпания с целью поддержания гарантированных габаритов пути извлекается на участках:

– р. Волги от Городца до Нижнего Новгорода протяженностью 54 км, объём извлечённого грунта составил 311,15 тыс. куб. м;

– р. Волги от Волгоградского шлюза до н.п. Стрелецкое протяженностью 498 км, объём извлечённого грунта составил 1062,77 тыс. куб. м.

Поддержание гарантированных габаритов пути в границах Горьковского, Чебоксарского и Волгоградского водохранилищ осуществляется в основном без производства дноуглубительных работ на судовых ходах и обеспечивается путем стабильного наполнения этих водохранилищ до соответствующих отметок НПУ.

Для производства русловых изысканий в Управлении задействовано 7 партий.

В период навигации русловые партии выполняют:

– русловые съемки для контроля за габаритами пути, а также для расстановки и корректировки местоположения знаков навигационного ограждения судового хода (НОСХ);

– готовят плановый материал для корректуры и составления лоцманских карт в границах Волжского бассейна;

– готовят плановый материал для обеспечения производства землечерпательных работ и выполняют контрольные съёмки;

– русловые съемки по договорам со сторонними организациями;

– восстанавливают реперное хозяйство;

– составляют альбомы планов участков, на которых проводились русловые изыскания.

Объём выполненных тральных работ на 01.06.2013 составляет 54 кв. км.

С целью обеспечения судоводителей оперативной путевой информацией в межнавигационный период ФБУ «Администрация Волжского бассейна» заключило государственные контракты и договора с государственными центрами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на получение гидрометеорологической и оперативно-прогностической информации.

С целью проверки качества содержания внутренних водных путей проведён весенний инспекторский осмотр пути с участием представителей Волжского УГМРН Ространснадзора и судовладельцев, а также плановые осмотры водных путей сотрудниками ФБУ «Администрация Волжского бассейна». По результатам осмотров в актах и отчетах отмечалось, что фактическая расстановка знаков навигационного ограждения соответствует утвержденным схемам, количественный и качественный состав знаков судоходной обстановки отвечает требованиям безопасных условий плавания судов. Видимость знаков и сигнальных огней соответствует требованиям ГОСТ 26600-98, т.е. качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивает безопасное судоходство.

С июля 2013 г. начинается реконструкция Саралевского водного узла, общая стоимость работ составляет 594,7 млн рублей, объём удаляемого грунта – 4457 тыс. куб. м. Проект предусматривает создание на участке Саралевского водного узла (2630-2667 км р. Волги) судового хода, обеспечивающего безопасные условия судоходства, с радиусом закругления 1100 м вместо существующих 700 м.

Порт-контроль: первые итоги

Со дня вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ от 28.07.2012 Министерства транспорта РФ прошел почти год. Первый плановый отчетный период. Так какие же результаты были достигнуты в Волжском бассейне?


Евгений Лепехин, ФБУ «Администрация Волжского бассейна», заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна ВВП

Во исполнение положений КВВТ РФ ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» переименовано в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Федеральным агентством морского и речного транспорта согласованы новая редакция устава и структурная схема организации.

На основании положений Кодекса и в соответствии со структурной схемой Управления капитан Волжского бассейна организует и контролирует деятельность подразделений, входящих в состав Администрации Волжского бассейна:

– Служба государственной регистрации судов и прав на них (7 чел.).

– Служба регулирования движения судов (64 чел.).

– Служба государственного портового контроля (51 чел.).

– Служба дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима (10 чел.).

– Служба безопасности судоходства и радионавигации (4 чел.).

Применительно к деятельности государственного портового контроля в Волжском бассейне внутренних водных путей прошел календарный год. Причем именно календарный год без привязки к навигационному периоду. В южных регионах России осуществлялись осмотры судов и иных плавучих объектов, эксплуатируемых судовладельцами за пределами сроков навигации. Проводились осмотры плавсредств, используемых для переправ в зимний период в крупных городах Поволжья.

Структурная схема государственного портового контроля Администрации Волжского бассейна осталась прежней. Это шесть инспекций, расположенных территориально по бассейну в городах: Нижний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград и Астрахань. Инспекции возглавляются начальниками инспекций – заместителями начальников филиалов Администрации. Общее руководство деятельностью осуществляется службой государственного портового контроля (ГПК) при Администрации Волжского бассейна. За прошедший период штат инспекторов планомерно увеличивался, общая численность инспекторов на сегодняшний день составляет 52 человека. Определен оптимальный режим рабочего времени инспекторов.

Осмотр судна

Процесс выбора судов для проведения плановых осмотров отработан. В каждой территориальной инспекции ГПК на основании имеющейся в контрольных диспетчерских пунктах Волжского бассейна ежедневной дислокации движения судов, данных о судах из информационной системы государственного портового контроля и дополнительной информации, представленной в КИИС «МоРе», составляется список судов, запланированных для проведения осмотров. Информация по запланированным к осмотрам судам и иным плавучим объектам с указанием места проведения осмотра и фамилии инспектора направляется в службу ГПК Администрации Волжского бассейна. В службе ГПК производится контроль представленной информации, издаются приказы на осмотр, выполняется рассылка по территориальным инспекциям. Сведения о результатах проверок судов и иных плавучих объектов, внесенные инспекторами ГПК в информационную систему государственного портового контроля, также контролируются на уровне службы ГПК Администрации Волжского бассейна.

В целях доведения до сведения организаций, эксплуатирующих водный транспорт, нововведений в положениях Кодекса внутреннего водного транспорта, в том числе и вступивших в силу с 01.01.2013, в межнавигационный период проводились встречи и совещания с представителями судовладельцев и капитанами судов. Были внесены изменения и дополнения в программы дополнительного обучения исполнительных руководителей по безопасности судоходства судоходных компаний и повышения квалификации лиц командного состава судов внутреннего водного плавания. Максимальное количество информации размещалось на сайте Администрации Волжского бассейна, проводились разъяснительные консультации при обращении представителей организаций – судовладельцев и капитанов судов.

Необходимо отметить, что результат подобных мероприятий позитивно сказался на статистике осмотров судов. Число нарушений обязательных требований по причине недействительности судовых документов, указанных в статье 14 КВВТ, и несоответствия дипломов и свидетельств членов экипажей судов значительно уменьшились.

За прошедший период организовано оперативное взаимодействие службы государственного портового контроля ФБУ «Администрация Волжского бассейна» с Волжским управлением государственного морского и речного надзора Ространснадзора. Информация представляется службой ГПК по фактам: выявленных нарушений обязательных требований, повлекших временную задержку движения судна (название судна, наименование судовладельца, перечень выявленных нарушений); выявленных нарушений лицензионных требований (отсутствие лицензии на вид деятельности, отсутствие договора на использование инфраструктуры ВВП бассейна, отсутствие назначенного лица, ответственного за безопасность судоходства в компании, отсутствие страхового покрытия деятельности); выявленных нарушений судном нормативных документов, регламентирующих движение по ВВП Волжского бассейна (типовые схемы формирования составов, габаритные размерения, правила плавания, шлюзования, радиосвязи).

Значимым результатом взаимодействия являются: организация совместных осмотров судов после зафиксированного факта транспортного происшествия; принятие совместных решений и выполнение оперативных действий в экстренных ситуациях (перекрытие движения, перенос судового хода, аварийные ситуации); проведение аттестаций специалистов и исполнительных руководителей, ответственных за безопасность судоходства сторонних организаций, в том числе диспетчерского аппарата портов и судовладельцев.

Деятельность Администрации Волжского бассейна осуществляется в административных границах пятнадцати субъектов Российской Федерации. Принимая во внимание временной процесс вступления в силу нормативных подзаконных актов, регламентирующих деятельность государственного портового контроля на внутренних водных путях, за прошедший период контрольно-надзорными органами производились проверки исполнения законодательства в области безопасности судоходства. Совместно с представителями региональных транспортных прокуратур выполнялись выборочные проверки судов и иных плавучих объектов, осмотры плавсредств при проведении массовых мероприятий на воде и в зимний период.

Показатели исполнения функций по государственному портовому контролю судов и иных плавучих объектов на ВВП Волжского бассейна за первое полугодие 2013 года следующие:

– проведено 798 осмотров судов и иных плавучих объектов;

из них пассажирских судов – 122, танкеров – 77, сухогрузных судов – 84, буксиров, барж, вспомогательных судов – 515;

– временно задержано движение 39 судов;

– выявлено 3196 нарушений обязательных требований к судам, из них судовые свидетельства и документы – 936, аварийно-спасательное оборудование и снабжение – 617, противопожарное оборудование и снабжение – 578, состояние судовых механизмов – 16, иные недостатки – 1042.

Регулирование движением судов

Государственная регистрация судов и иные юридически значимые действия в Государственном судовом реестре производятся на основании положений статьи 16 и главы Х КВВТ, а также Правил государственной регистрации судов, утвержденных приказом № 144 от 26.09.2001 Министерства транспорта РФ.

Деятельность службы дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима регламентирована статьей 34 КВВТ и нормативными подзаконными актами в виде приказов ряда министерств и ведомств РФ.

Структура службы регулирования движения судов осталась прежней и состоит из 12 контрольных диспетчерских пунктов, расположенных в городах: Ярославль, Городец, Балахна, Н. Новгород, Чебоксары, Казань, Чистополь, Ульяновск, Тольятти, Балаково, Волгоград и Астрахань. Деятельность регламентирована статьей 34 КВВТ, приказом № 47 от 01.03.2010 Министерства транспорта РФ, а также Правилами плавания по ВВП РФ, Правилами шлюзования судов и другими документами. Виды и ставки сборов по использованию инфраструктуры ВВП Волжского бассейна определены федеральными законами «О естественных монополиях», «О защите конкуренции» и приказом № 199-т/10 от 21.08.2012 Федеральной службы по тарифам РФ. Всем диспетчерским пунктам организован доступ в КИИС «МоРе» и к базе данных системы АИС Волжского бассейна.

Служба безопасности судоходства и радионавигации обеспечивает согласовательный процесс движения негабаритных судов и составов по Волжскому бассейну, организует процесс ликвидации последствий транспортных происшествий с судами. Взаимодействует с Волжским управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и организациями-судовладельцами в части принятия оперативных совместных решений в целях безопасности движения судов. Руководствуется всеми действующими правилами, положениями, руководствами, наставлениями, инструкциями, регламентирующими безопасность судоходства по ВВП Волжского бассейна.

Основные суммарные показатели деятельности за 1-е полугодие 2013 года представлены в таблице.

Совместная оперативная деятельность указанных служб направлена на обеспечение контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения судов, эксплуатируемых организациями-судовладельцами различных форм собственности в Волжском бассейне. Первоочередной задачей при исполнении капитаном Волжского бассейна возложенных функций является обеспечение безопасности судоходства, обязанностью каждого структурного подразделения Администрации Волжского бассейна – соблюдение законности по направлениям деятельности.

  • Приложение. Типовые схемы формирования составов
  • Приложение. Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации
    • Приложение. Типовые схемы формирования составов

    Приказ Министерства транспорта РФ от 10 июля 2013 г. N 235
    "Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    24 марта 2017 г., 1 июля 2019 г., 18 мая 2020 г.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256; N 27 (ч. I) ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554, 5557; N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30; N 18 (ч. I), ст. 2141; N 29, ст. 3625; N 52 (ч. I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4294; N 30 (ч. I), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596; N 45, ст. 6333, 6335; 2012, N 18, ст. 2128; N 25, ст. 3268; N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4320) приказываю:

    Утвердить прилагаемые Правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации.

    Регистрационный N 29961

    Утверждены правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей России.

    Движение судов габаритной длиной менее 20 м, спортивных парусных и прогулочных судов вблизи пляжей, районов массового отдыха населения на воде разрешается со скоростью не более 12 км/час. В акваториях речных портов, на искусственных каналах, в пределах границ населенных пунктов, рейдов, в районах стоянок судов - не более 15 км/час.

    Толкаемые и буксируемые составы должны перемещаться в соответствии с типовыми схемами (приведены в приложении). Движение иных составов, а также одиночных судов габаритной длиной более 140 м допускается по согласованию с администрацией бассейна.

    Разрешенная скорость судов (составов) при следовании по рекам Преголя и Старая Преголя от двухъярусного моста до Октябрьского шоссейного (Берлинского) моста - до 12 км/ч, по Приморскому и Озерковскому каналам, реке Шешупе - не более 10 км/ч, по Полесскому и Черняховскому каналам - до 6 км/ч.

    Запас по высоте при проходе судна под мостом должен быть не менее 30 см, на реке Свирь - не менее 50 см.

    Установлен ряд запретов. Так, нельзя буксировать плоты во время проводки судов в разводные пролеты Калининградских мостов. Не допускается стоянка судов (составов) и плотов на всем протяжении Сиверсова канала.

    Приказ Министерства транспорта РФ от 10 июля 2013 г. N 235 "Об утверждении Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации"

    Регистрационный N 29961

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 октября 2013 г. N 42 (без Приложений к Правилам)

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Министерства транспорта РФ от 18 мая 2020 г. N 171

    Изменения вступают в силу с 4 июля 2020 г.

    Приказ Министерства транспорта РФ от 1 июля 2019 г. N 210

    Изменения вступают в силу с 12 августа 2019 г.

    Приказ Минтранса России от 24 марта 2017 г. N 112

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Общие положения движения и стоянки судов по внутренним водным путям Волжского басейна

    1.2. Особенности являются обязательными для исполнения всеми судоводителями и судовладельцами независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Данные Особенности должны находится на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатирующихся без судовых экипажей (п. 8 ППВВП РФ). В настоящих Особенностях под словом «судно» подразумеваются все суда и составы, земснаряды и другие плавучие средства, за исключением случаев, прямо в них предусмотренных.

    1.3. Незнание требований Особенностей не снимает ответственности за их нарушение.

    1.4. Настоящие Особенности действуют на внутренних водных путях Волжского бассейна :

    • р.Волга - от с. Хопылево (459 км) до ост. пункта Стрелецкое (3029 км) и до границы с ВДСК им. Ленина (2581 км) - 400 метров от ворот шлюза № 1 , а также в восточной и юго-восточной части ее дельты, включая рукава Кривая и Прямая Болда, Кизань, Старая Волга, протоки Ямная, Талыча, Подстепок и Бакланья - от границ акватории Астраханского морского порта;
    • р.Ока - от устья( 0 км) до 28 км;
    • р.Кама - от устья (1383 км) до Сокольского рейда (1583,6 км);
    • р.Вятка - от устья (0 км) до г. Кирова (685 км).
    • П ритоки выше указанных рек.

    Километраж указан по Атласу Единой глубоководной системы Европейской части Российской Федерации:

    Том 5 издания 2004 года,
    Том 6 (I, II части) издания 2006 года,
    Том 7 издания 2001 года,
    Карта р. Вятки издания 1993 г.

    1.5. Внутренние водные пути Волжского бассейна по условиям плавания относятся:

    • Куйбышевское водохранилище по р.Волга от пос. Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС, по р.Каме от Чистополя до пос. Камское Устье;
    • Волгоградское водохранилище от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС;
    • р.Волга на участках: от с. Хопылево до пос. Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до ост. пункта Стрелецкое и до границы с ВДСК;
    • р.Кама от устья р.Вятка до г. Чистополя.

    Все остальные внутренние водные пути .

    Примечание: У судов местных пиний, совершающих постоянные рейсы по Горьковскому водохранилищу на участке от г.Юрьевца до плотины Горьковской ГЭС, должен быть класс «О».
    В Саратовском водохранилище на участке от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС, закрытия трюмов должны удовлетворять требованиям, предъявленным к судам класса «О». Беспалубные суда класса «Р» - допускаются к плаванию на вышеуказанном участке Саратовского водохранилища при скорости ветра не более 8 м/сек.

    1.6. Судоводители должны:

    • знать специальную лоцию района плавания и иметь подтверждающие документы об этом. При отсутствии у судоводителей подтверждающих документов о знании района плавания движение судов должно осуществляться с помощью лоцмана;
    • постоянно получать путевую и гидрометеорологическую информацию;
    • корректировать тома Атласа ЕГС при получении путевой информации и извещений судоводителям.

    1.7. Лоцийные сведения, указания и предупреждения, изложенные в томах 5, 6 (I-II ч), 7 Атласа Единой глубоководной системы Европейской части РФ и картах рек Волжского бассейна обязательны для выполнения судоводителями, работниками Волжского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, (далее ГБУВПиС), и всеми лицами, связанными с судоходством.

    1.8. Судовладельцы или капитаны судов обязаны ежегодно предъявлять суда до выхода в первый рейс к осмотру Волжскому бассейновому управлению государственного надзора на внутреннем водном транспорте (далее Волжское БУГН на ВВТ) при вводе судов в эксплуатацию, при выходе из пунктов зимнего ремонта и отстоя, из пунктов постройки на ходовые испытания или до места приписки, для чего заблаговременно оповестить ближайшее подразделение Волжского БУГН на ВВТ и согласовать место и дату предъявления.

    1.9. В соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 17.12.93 года № 1299 «Об организации управления морскими портами», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.02 года № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами», во исполнение статьи 5 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 года в дополнение к Общим правилам плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, движение, маневрирование и стоянка судов на акватории Астраханского морского порта осуществляется согласно Обязательных постановлений по морским портам Астрахань и Оля.

    1.10. Капитаны морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, заходящих с Каспийского моря на внутренние водные пути, должны предъявлять суда Астраханскому линейному отделу Волжского БУГН на ВВТ для проверки условий, которым должны соответствовать данные суда при плавании по внутренним водным путям.

    1.11. Любое судно, находящееся в границах Волжского бассейна может быть осмотрено работниками Волжского БУГН на ВВТ, независимо от времени и места нахождения.

    1.12. Судоводители при постановке судов на рейды, указанные в томах Атласа ЕГС и картах рек Волжского бассейна, должны становится на них с соблюдением их назначения, характеристик и границ.

    1.13. Проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на внутренних водных путях бассейна должно быть согласовано их организаторами с Волжским ГБУВПиС и соответствующим линейным отделом Волжского БУГН на ВВТ. О проведении этих мероприятий дается оповещение в путёвой информации. Ответственность за обеспечение безопасности плавания задействованных при этом судов несут организаторы этих мероприятий.

    1.14. Судно, оказавшееся по каким-либо причинам с отданным якорем в зоне подводного перехода, обязано оповестить ближайшее подразделение Волжского ГБУВПиС и Волжское БУГН на ВВТ, и может поднимать якорь только в присутствии и с разрешения владельца перехода с составлением акта.

    1.15. На внутренних водных путях Волжского бассейна (р. Волга (459-3029 км), р. Кама (1383-1583,6 км), р.Ока (0-58 км) осуществляется обязательное диспетчерское регулирование движения судов Волжским государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства.

    Диспетчерские регулирования движения в Волжском бассейне находятся в следующих городах, которые осуществляют регулирование в следующих границах:

    • Ярославль 459 - 707 км
    • Городец 707 - 865 км
    • Балахна 865 - 887 км
    • Нижний Новгород 887 - 1170 км
    • Новочебоксарск 1170 - 1255 км
    • Казань 1255- 1470 км
    • Ульяновск 1470 - 1610 км
    • Чистополь 1583,6 - 1383 км р.Кама
    • Тольятти 1610 - 1855 км
    • Балаково 1855 - 2175 км
    • Волгоград 2175 - 2725 км
    • Астрахань 2725-3029 км

    Судоводители обязаны передавать диспетчеру информацию, установленную Положением о диспетчерском регулировании движения судов по внутренним водным путям РФ.

    1.16. Подход (отход) судов к портовым гидротехническим сооружениям, причалам и заход (выход) на акватории отстойных пунктов, допускается только с разрешения диспетчерской службы портов, владельцев.

    Количество судов, стоящих у каждого причала определяется его владельцем, если данными Особенностями не определено иное.

    1.17. Места расположения причалов, паромных и лодочных переправ согласовываются их владельцами с Волжским ГБУВПиС и Волжским БУГН на ВВТ.

    1.18. Места добычи строительных материалов должны располагаться за пределами судового хода и согласовываться с Волжским ГБУВПиС и Волжским БУГН на ВВТ. Места добычи и подходы к ним должны быть протралены, и в случае необходимости, обставлены навигационными знаками.

    Движение судов по внутренним водным путям Волжского бассейна

    2.1. Суда при движении по внутренним водным путям Волжского бассейна должны следовать в пределах судового хода. При этом должны соблюдаться установленные соотношения габаритов судов и водного пути. За пределами установленного судового хода, а также на водных путях, когда судовой ход не оборудован (при условии, что они пригодны для судоходства), могут плавать суда технического флота (путейские) и суда Ространснадзора, остальные суда по согласованию с Волжским ГБУВПиС и Волжским БУГН на ВВТ, с составлением мероприятий по обеспечению безопасности судоходства.

    2.2. Суда, включая скоростные, при встречном движении поперёк судового хода могут расходиться любыми бортами, сторону расхождения определяет судно, идущее от правого берега, и показывает её подачей отмашки, заблаговременно согласовав свои действия по радиотелефонной связи.

    2.3. Суда, исключая плотовые составы, при заходе на р. Кама и при выходе из неё на р. Волга должны оставлять осевой поворотный буй № 90 слева. Суда на подходе к этому бую должны согласовывать свои действия по радиотелефонной связи.

    2.4. При подходе судов к дноуглубительному снаряду с волочащимся грунтоприемником при заборе грунта на ходу, сторону прохода судов, включая скоростные, определяет дноуглубительный снаряд.

    2.5. Движение судов в районе рейдов, в подходных каналах шлюзов, межшлюзовых бьефах должно осуществляться на пониженной скорости вплоть до минимальной.

    2.6. Ввиду больших суточных колебаний уровней воды на участке Городец - Н.Новгород суда, следующие вниз, после выхода из шлюзов 15,16 должны выходить на связь с диспетчером движения «Городец - 2» для получения разрешения на дальнейшее следование вниз.

    2.7. В Волжском бассейне ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

    2.7.1. Буксировка судов под бортом или способом толкания, когда не обеспечивается круговой обзор с поста управления или видимость ходовых огней;
    2.7.2. Совместная буксировка и толкание состава несколькими судами при отсутствии между ними взаимной радиотелефонной связи;
    2.7.3. Буксировка плавучих кранов с поднятой стрелой (за исключением случаев перестановки их в местах производства работ при отсутствии воздушных переходов, мостов);
    2.7.4. Заход всех судов, включая маломерные, на акватории пляжей и мест, отведенных для купания;
    2.7.5. Движение судов , судоводительский состав которых имеет 2-сменный (по 12 часов) график работы при нахождении на судне более 30 суток;
    2.7.6. Движение судов по нижнему подходному каналу к причалам отстойно-ремонтного пункта Волгореченск в темное время суток при неосвещенных плавучих навигационных знаках;
    2.7.7. Движение буксируемых и толкаемых составов, не соответствующих схемам формирования составов в Волжском бассейне;
    2.7.8. Плавание судов, в том числе маломерных и парусных, в верхнем и нижнем бьефах гидроузлов на расстоянии менее 1 км от плотины;
    2.7.9. Движение всех судов при визуальной видимости менее 1,0 км на участках:

    Традиционно Волжский бассейн входит в тройку лидеров по объему перевозок внутренним водным транспортом. Не стала исключением и прошедшая навигация. Флотом, работавшим в бассейне, было перевезено более 36 млн 662 тыс. тонн грузов, среди которых самое большое количество – строительные (более 20 млн тонн), наливные – более 9 млн тонн, зерновые – около 2 млн тонн, металл – свыше 1 млн тонн, сера – 888 тыс. тонн.

    Транзитная магистраль

    Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

    На 40% выросли перевозки зерновых, на 13,5% – лесных грузов. Меньше чем в 2017 г. судовладельцы перевезли металла, строительных и прочих грузов. Это сказалось на том, что показатель объема перевозок в 2018 г. на 14,6% ниже, чем в предыдущую навигацию. Спад объемов перевозок наливных грузов частично можно объяснить и тем, что «Лукойл» отказался от транспортировки нефтепродуктов водным транспортом, переключив их на железную дорогу и лишив тем самым флот ЗАО «БашВолготанкер» грузопотока с Саратовского нефтеперерабатывающего завода.

    В завершившуюся навигацию в Волжском бассейне было перевезено 1 млн 15 тыс. пассажиров.

    Протяженность внутренних водных путей в границах Администрации, согласно Перечню ВВП РФ, составляет 9231,3 км.

    В соответствии с государственным заданием на 2018 г. и плановый период 2019-2020 гг. в навигацию 2018 г. для судоходства были открыты 3997,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3189,6 км.

    Всего с учетом водных путей, обслуживаемых по договорам (за счет средств заинтересованных организаций) и обслуживаемых за счет внебюджетных средств (с целью обеспечения безопасности судоходства), было открыто для судоходства 4130,1 км, из них: с освещаемой обстановкой – 2933,8 км; со светоотражающей обстановкой – 46 км; с неосвещаемой обстановкой – 1150,3 км.

    В течение навигации 2018 г. в рабочем ядре Администрации в эксплуатации находилось 157 ед. технического флота.

    На эксплуатируемых участках водных путей работали 34 обстановочные бригады.

    Для выполнения дноуглубительных работ в навигацию 2018 г. были введены в эксплуатацию 13 земснарядов и 1 плавкран общей технической производительностью 12 190 м 3 /ч, которые извлекли 6,5 млн м3, из них 5,2 млн м 3 на транзитных судовых ходах с гарантированными габаритами пути.

    В навигацию 2018 г. поддержание гарантированных габаритов пути в границах Горьковского, Чебоксарского (от н.п. Работки до Чебоксарского шлюза) и Волгоградского водохранилищ осуществлялись без производства дноуглубительных работ на судовых ходах.

    На русловых изысканиях в 2018 г. было задействовано 8 русловых изыскательских партий, которыми выполнено 13,7 тыс. км промеров.

    Тральные работы проводились силами обстановочных бригад и специализированными тральными бригадами. Общий объем выполненных работ составил порядка 655 км 2 .

    В течение навигации на судоходных путях бассейна проведены весенние и осенние инспекторские осмотры путей. По результатам осмотров в актах отмечается, что фактическая расстановка знаков навигационного ограждения соответствует утвержденным схемам, количественный и качественный состав знаков судоходной обстановки отвечает требованиям безопасных условий плавания судов. Видимость знаков и сигнальных огней соответствует требованиям ГОСТ 26600-98, т.е. качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивает безопасное судоходство.

    В прошедшую навигацию в бассейне эксплуатировались новые буи из полимерных материалов и навигационные фонари с системой дистанционного мониторинга. Представители судоходной компании «ГАМА» для организации более эффективной работы туристического флота на р. Оке в темное время суток предложили путейцам рассмотреть возможность оснащения пластиковых буев и мостовых переходов радиолокационным отражающим элементом.

    Государственное задание на 2018 г., обязательной частью которого является содержание водных путей с 1-й по 6-ю категорию, в границах обслуживания Администрации выполнено, срывов гарантированных габаритов пути не было, качество действия судоходной обстановки на транзитных водных путях обеспечивало безопасное судоходство.

    К навигации 2018 г. все пусковые нитки судоходных шлюзов были подготовлены к установленным государственным заданием срокам их открытия. На судоходных гидротехнических сооружениях в навигацию 2018 г. было проведено 20 968 шлюзований, пропущено 39 730 единиц флота, что больше, чем в 2017 г., на 1,8%. Наибольшее количество судов проследовало через шлюзы № 21-24 Самарского района гидротехнических сооружений и судоходства – 14 421. Максимальное количество шлюзований через шлюзы Самарского РГСиС за сутки было зафиксировано 10 июня – 129 единиц флота. Коллективы шлюзов № 17-18 Чебоксарского РГСиС прошлюзовали 7675 единиц флота, что больше, чем в 2017 г., на 8,5%. Максимальное количество пропущенных за сутки судов через шлюзы № 17-18 было отмечено 17 июня – 74 единицы.

    Три коллектива гидроузлов – Чебоксарского, Самарского и Балаковского – работали в условиях продленной навигации. Выполнены все поступившие от судоходных компаний заявки на шлюзование за пределами фиксированных сроков навигации в Волжском бассейне.

    Высокая ответственность

    Деятельность Администрации Волжского бассейна ВВП осуществляется в Центральном, Приволжском и Южном федеральных округах, в территориальных границах пятнадцати субъектов Российской Федерации от Ярославской области до Астраханской. В бассейне широко развита инфраструктура водного транспорта – шлюзы, порты, места погрузки/выгрузки и ремонта судов, объекты технологической связи, более 40 учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов.

    Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – Капитан Волжского бассейна

    Практически в каждом регионе бассейна развита судостроительная промышленность, суда выходят на ходовые испытания, осуществляют переходы к местам сдачи заказчикам.

    В целом навигация 2018 года показала среднестатистические данные по перевозкам (табл. 1). С учетом наполняемости Рыбинского водохранилища и эффективного расходования водных ресурсов в навигационный период перевозки через Городецкий гидроузел сохранили незначительную положительную динамику (табл. 2).

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: