Основные особенности советского государства и права тгп

Обновлено: 28.09.2022

Право: Доминировали классовые интересы, но защищали и общесоциальные.

Право:-охранительная функция (борьба с инакомыслящими, обеспечение обязанностей граждан (например, к труду) ). -регулятивная функция (регулятивно-динамическая была задействована не в большой мере, регулятивно-статистическая тоже находилась в равновесии).

Будучи порождением традиционного общества, советское государство выработало соответствующую такому обществу систему права. Во многих отношениях оно принципиально отлично от права гражданского общества. Люди, мыслящие в понятиях евроцентризма, не понимают традиционного права, оно им кажется бесправием. В связи с этим в сфере идеологии возникает подмена понятий и взаимное непонимание. Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве. В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся государственная надстройка. Его социальное назначение — выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране. Вновь создаваемое советское право отличалось рядом принципиальных особенностей, которые в той или иной мере сохраняют свое значение и по настоящее время. В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое, принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат» . По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями, были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу.

Речь идет об институтах присяжных заседателей, судебных следователей, хорошо продуманной и эффективной структуре уголовного сыска и др. В то же время имевшее место восприятие старых юридических положений (а без этого вообще невозможно было построить правовое знание) считалось вынужденной и временной мерой. Такой «юридический пролеткульт» нанес непоправимый урон отечественному правоведению, вырвав его из цепочки мировой цивилизации. Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где разрешалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения. Для борьбы прежде всего с классовыми противниками в Уголовный кодекс 1922 г. был введен институт аналогии, ибо принцип «нет преступления без указания на то в законе» мешал «революционному правосудию». Законодательно закреплялось преимущество рабочего класса и перед крестьянством. Классовый подход подавлял в советском праве гуманные начала, идеи справедливости и свободы. Необходимостью классовой борьбы объяснялись неоправданно жестокие послереволюционные карательные акции и массовый террор тридцатых-пятидесятых годов. Классовым (хотя и в несколько смягченном виде) советское право продолжало оставаться до последнего времени. Устраненные несколько лет тому назад различия между рабочим и крестьянином в оплате труда, пенсионном обеспечении — наглядный тому пример. Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями (зачастую волюнтаристскими) правящей коммунистической партии. На протяжении десятилетий советское право было средством осуществления партийной политики и идеологии, жесткого регулирования экономики, гасившего всякую хозяйственную самостоятельность, средством тоталитарного вмешательства во все сферы социальной и даже личной жизни. Широкое распространение получил уникальный, единственный в своем роде гибрид партийного и государственно-правового документа — совместные постановления ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления. Драматизм советского права усугублялся атмосферой правового нигилизма, царившего в обществе. В первые послереволюционные годы это выражалось в пренебрежении к праву как явлению временному, чуждому новому строю, сдерживающему революционную поступь пролетариата. Подобные взгляды высказывались даже в солидных юридических публикациях. «Право и законность, — писал И. Ильинский, — лозунги, несколько отдающие старинкою в эпоху диктатуры пролетариата»[3]. По словам М. Рейнера, «если право не «опиум для народа», то во всяком случае довольно опасное снадобье, обладающее в горячем состоянии свойствами взрывчатого вещества, а в холодном — всеми признаками крепкого, иногда слишком крепкого клея или замазки»[4].

Особенностями Советского государства являлись: мощная исполнительная власть, директивный метод управления, вождизм, специфическое соотношение судебной власти и других ветвей, фактическая трудовая повинность, тоталитарный режим и др.

Образование Советского государства имело как объективные (ликвидация старой государственной системы управления, революционная ситуация, гражданская война), так и субъективные предпосылки (мощная теоретико-идеологическая разработка и пропаганда идей Советского государства в трудах В.И. Ленина).

Переходное общество предполагает альтернативу в дальнейшей эволюции государственности, права. Комплексность задач предопределяет комплексность подходов в их разрешении, причем не только в виде практических действий, но и, прежде всего, в виде научно обоснованных ориентиров, к выработке которых необходимо стремиться.

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства

21. Предпосылки и особенности образования русского централизованного государства Преодоление феодальной раздробленности и создание централизованных государств — закономерный процесс развития феодализма. В его основе лежали социально-экономические факторы:

§ 2.1. Особенности предмета науки теории государства и права

§ 2.1. Особенности предмета науки теории государства и права Объект науки (от лат. objectum - предмет, философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности) - это "первое приближение" к исследуемой

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства

§ 11.1. Предпосылки возникновения Советского государства Образование Советского государства имело как объективные, так и субъективные предпосылки.К объективным относится общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России к 1917 году и обусловленная трагическими

§ 11.3. Эволюция Советского государства

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства Русское централизованное государство сложилось в XIV–XVI вв.Группы предпосылок образования русского централизованного государства.1. Экономические

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г

84. Особенности советского права и государственного устройства в годы Великой Отечественной войны. Семейно-брачное право по указу ПВС СССР от 8 июля 1944 г Условия Великой Отечественной войны требовали мгновенной мобилизации всех военных и экономических ресурсов – это

7. Особенности восточного пути образования государства

7. Особенности восточного пути образования государства Восточный, или азиатский, тип формирования государственности отличается тем, что политическое господство основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, должности.Огромное влияние на способ

54. Особенности государства франков при Карле Великом

54. Особенности государства франков при Карле Великом При Карле Великом (768–814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, охватывая огромную территорию. Карл в 800 г. был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства

По форме правления Советское государство объявлялось республикой, для которой были характерны объединение всех ветвей власти в Советах: депутаты сами принимали и исполняли законы, а также контролировали их исполнение.

На этой идеологической основе, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая система, находившаяся полностью под партийным контролем.

Назначение на все посты (должности) проходило по решению партийных органов на основе принципа "номенклатуры"[387]. Список № 1 (назначались на должности по решению Политбюро, Секретариата ЦК КПСС), Список № 2 (назначались по решению отделов ЦК КПСС, других партийных подразделений) включали в себя эти должности и закрепляли господство партии через механизм назначения "своих людей" на ключевые посты. Эти номенклатуры были введены постановлением Политбюро в 1925 г.[388].

Но это была только одна из особенностей Советского государства. Другой явилась практика оформления Советами партийных решений, либо принятие совместных решений партийными и советскими органами (например, совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР), а также следование директивному методу управления, когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Советов и их органов. Подкрепляло Советское государство и сращивание четвертой власти - средств массовой информации - с партийной, исполнительной властью. Поставленные организационно и идеологически под всеохватывающий контроль партии (от цензуры до методов организации подписки, главным образом на партийные печатные издания), средства массовой информации в целом апологетически обслуживали все иные ветви власти, формировали утопическое, мифологическое и конформистское общественное сознание.

Законодательной опорой власти, базирующейся на действенном механизме партийной ответственности (исключение из партии было равносильно гражданской смерти) и государственной власти, опирающейся на "силовые" структуры, главным образом на карательные органы, являлась Конституция СССР 1936 г., которая закрепляла за КПСС руководящую и направляющую роль, видели в ней ядро политической системы страны.

На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя - Генерального секретаря КПСС.

Вождизм в Советском государстве - власть Генерального секретаря партии - явил собой новые формы неограниченной, абсолютистской монархии. Породил этот принцип и новые проблемы в функционировании Советского государства, особенно при передаче власти от одного вождя другому.

В организации советской формы правления особое место заняло специфическое соотношение судебной и других ветвей власти. В Советском государстве в определенные периоды происходило сращивание не только законодательной и исполнительной властей, но и судебной и исполнительной, практически сращивание с партийной властью. В эти периоды Политбюро ЦК КПСС принимало решения о том, какие конкретные результаты должны были иметь те или иные судебные процессы[389].

Существуют и другие особенности советской формы правления:

1. Советское государство оказалось удобной формой государственности для социалистической организации власти, т.е. распределительной экономической системы, обеспечения уравнительной, социально-иждивенческой психологии.

2. Решениями и принуждением Советского государства обеспечивалась фактическая трудовая повинность, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины, уходы с работы, контроль за уровнем оплаты труда (ограничения оплаты), даже за наличием денег в кассе каждого предприятия, организации (так называемый кассовый план), сбытом и снабжением. Огромная армия чиновников (работников исполкомов Советов, его отделов) выполняли функции распределителей-распорядителей ресурсов, результатов труда, материальных и иных благ.

3. Политический режим этого периода можно охарактеризовать как тоталитарный - Советское государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества, контролировало функционирование всех общественных организаций, вторгалось в личную жизнь граждан. Все это породило социальное иждивенчество. При этой идеологии многие члены общества, соглашаясь на контроль со стороны государства, рассчитывали на непосредственную помощь, заботу государства в сфере образования, здравоохранения, науки, социального страхования и даже личной сфере, трудовой деятельности (формальное отсутствие безработицы, обеспечение занятости), в других областях жизни общества.

4. Законодательная власть функционировала с помощью указов, которые принимал Президиум Верховного Совета СССР (РСФСР), которые иногда даже не утверждались Верховным Советом СССР (РСФСР).

Такая практика позволяла оперативно осуществлять прорывы в отдельных областях жизни, главным образом технических, технологических, но позволяла проводить в жизнь и антидемократические, геноцидные, антигуманные решения, направленные против отдельных этносов, социальных групп (в частности, интеллигенции), против принципов гуманизма (например, 15 февраля 1947 г. был издан следующий нормативно-правовой акт - о запрещении браков между гражданами СССР и иностранцами).

Словом, форма правления в Советском государстве, его реальная жизнь являли собой разрыв между формально провозглашенными и даже конституционно закрепленными правами, целями, идеалами, другими характеристиками и фактической практикой организации и функционирования государства.

Тот же разрыв происходил и в национально-государственном и административно-территориальном устройстве. В определенные периоды провозглашенное федеративное устройство России фактически было унитарным - и это также стало одной из особенностей Советского государства.

72. Создание судебных органов Советской республики

72. Создание судебных органов Советской республики Формирование новой судебной системы началось с Декрета о суде № 1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Этим Декретом упразднялись все дореволюционные судебные органы, созданные судебной реформой 1864 г.: окружные и судебные

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления

Статья 24. Ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления 1. Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления

4. Формы государства, основные форма правления

4. Формы государства, основные форма правления Форма государства – это система организации государственной власти, действующая в совокупности.Элементы:1) форма правления (система организации государственных органов, порядок их образования, деятельности,

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики

§ 3. Принципы советской уголовно-правовой политики Основу уголовно-правовой политики составляют принципы, на которых строится борьба с преступностью. К. Маркс, отмечая значение принципов в жизни общества, писал, что стоит только взять «в качестве исходного пункта дурные

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

2. Формы правления

2. Формы правления Данная категория, является неотъемлемой составляющей формы государства и показывает, как образуются новые органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует о том, участвует ли население в

§ 2. Особенности советской правовой системы

§ 2. Особенности советской правовой системы В 1917 г. в нашей стране был начат коммунистический эксперимент – строительство принципиально нового общества, которое должно было, по мысли его организаторов, основываться на всеобщем равенстве и свободе человека труда,

55. Формы правления в арабских странах

55. Формы правления в арабских странах В арабских странах сохранилась монархическая форма правления (Марокко, Иордания, Саудовская Аравия, султанат Оман и шейхства Аравийского полуострова).Монархия в абсолютной форме сохранилась только в Саудовской Аравии и в султанате

82. Формы правления в арабских странах. Монархия

82. Формы правления в арабских странах. Монархия Монархическая форма правления сохранилась в настоящее время в Марокко, Иордании, Саудовской Аравии, султанате Оман и шейхствах Аравийского полуострова.Абсолютные монархии в арабских государствах сохранились в настоящее

Глава VI ЕВРОПА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ

Глава VI ЕВРОПА В СОВЕТСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Позволю себе одно личное замечание. Свою первую поездку на Запад в качестве Генерального секретаря ЦК КПСС я совершил в октябре 1985 года во Францию. Примерно за год до этого, в декабре 1984 года посетил Великобританию во главе

Вехи советской криминалистики

Вехи советской криминалистики В первые же месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции народная милиция, ВЧК и суды столкнулись с непомерными трудностями. Регистрационные картотеки преступников-профессионалов были почти повсеместно полностью

Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, согласно марксисткой теории, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом. Теоретические основы советской республики разработал В.И.Ленин. Ленинская концепция советской республики осуществлялась на строго классовой основе. Советы формировались после революции по принципу открыто классового представительства как Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Избирательное право послеоктябрьского периода полностью исключало участие в выборах представителей других социальных слоев страны, в том числе интеллигенции. В тот период не существовало и равного избирательного права. Преимущество при выборах на съезды Советов предоставлялось городскому населению.

Советское государство и право появилось в 1917 году. В результате революции 1917 г. к власти приходит партия большевиков коммунистическая партия Ленина. Все остальные партии с политической арены убраны. Осталась одна правящая коммунистическая партия.

В 1918 принята первая советская Конституция. СССР появился в 1922 году.

СССР: Россия, Украина, Белоруссия, Закавказье объединяются. В дальнейшем будет даже 16 республик, затем 15, но это нормальное федеративное государство.

В 1924 г. вторая Конституция уже был СССР.

Конституционное закрепление классового состава Советов просуществовало до 1936 года, находя отражение как в структуре Советов всех степеней, так и в практике их деятельности. Конституция 1936 года вводит всеобщее равное избирательное право, осуществляемое при тайном голосовании. Претерпевает изменения организационная структура Советов. Вводится единая для всех Советов форма работы – сессия Совета. Получает формальное закрепление принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных органов Советам.

В 1936 третья (Сталинская) Конституция. В 1936 диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию. Эксплуататоров подавили, социализм построили. Война здорово сказалась на развитии государства.

В 1977 победа советского развитого социализма. Появилась новая общность людей – советский народ.

В 1977 новая Советская Конституция (Брежневская, закрепила победу развитого социализма).

Конституция 1977 года, провозгласив СССР обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным государством», юридически наделила Советы более широкими полномочиями в различных сферах общественной жизни. Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов. Тем не менее, в реальной действительности качественных изменений в характере советской власти не произошло. Как и на более ранних этапах своего существования, Советы продолжали быть декоративным придатком всемогущего партийного аппарата.

В теории и практике советского государственного строительства отвергался принцип разделения властей. Он трактовался как буржуазный и неприемлемый для управления советским государством. Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьезно вести речь о необходимости создания правового государства.

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объёме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства. Суверенитет государства — неотъемлемое свойство каждого государства.Россия, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Хотя в Декларации выражалась решимость создать демократическое государство в составе обновленного СССР, очевидный смысл провозглашенного суверенитета состоял в стремлении обеспечить свою независимость в первую очередь по отношению к СССР. Подтверждение государственного суверенитета было внесено в преамбулу действовавшей Конституции РСФСР.

Конституция 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства. Положение о государственном суверенитете следует сразу же за статьей, в которой закреплен суверенитет народа, — этим подчеркивается их неразрывная связь и исходное значение

суверенитета народа. Важный аспект суверенитета — неприкосновенность территории. Это положение Конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии.События 1990 - 1991 годов привели к распаду СССР и созданию нового суверенного государства - Российской Федерации. Одна из многочисленных сложных проблем, вставших перед новой Россией, - проблема урегулирования отношений по поводу границ с некоторыми другими независимыми государствами, которые прежде были членами Союза ССР. Сложность ее порождается как некоторыми особенностями правового регулирования в отношении границ, унаследованного Россией от СССР, так и довольно значительной неопределенностью международно-правового института правопреемства в том, что касается границ.Гораздо сложнее обстоит дело с той частью границ, которая до распада СССР была границей между союзными республиками. Ни населением, ни руководством стран СНГ и России эта часть не воспринимается как «настоящая» государственная граница, которая в восприятии советских людей всегда должна быть «на замке». Появление такой границы между группами населения, традиционно жившего одной жизнью, воспринимается как несправедливость. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. стала актом определения новой личности Российского государства, идентичной личности союзной республики РСФСР и отдельной от личности СССР. Таким образом, по отношению к РСФСР новая Россия является государством-продолжателем, а по отношению к СССР - правопреемником, таким же как и остальные 14 республик. Решение же Совета глав государств СИТО продолжении Россией членства СССР в ООН н других международных организациях - это акт согласия других правопреемников СССР на правопреемство России в отношении места СССР в международных организациях. Положение о том, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете. Иной раз такой подход напоминает известную русскую матрешку, внутри которой помещается еще несколько матрешек меньшего размера. Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.

Считается, что в РФ 89 субъектов. В это число входят и 9 национальных округов, которые являются частью других субъектов Федерации – одного края и семи областей.Суверенизация регионов, получившая начало в Федеративном договоре, породила и другое негативное явление – множество законодательных актов субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и Конституции.

В едином государстве верховенство федеральных законов и Конституции должно быть незыблемым. Для его обеспечения имеется широкое поле деятельности Конституционному суду РФ. Субъекты Федерации во избежание развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным.Между тем, исполнительные органы власти РФ сами нарушают федеральную Конституцию и федеральные законы, не выполняют своих обязательств перед регионами.Установление степени государственного контроля над регионами является необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного государства. Модернизация России невозможна без учета составляющих ее регионов. В модели безопасности региона, безусловно, важной является проблема расширенной самостоятельности административно-территориальных образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов региона и государства.

Право: Доминировали классовые интересы, но защищали и общесоциальные.

Право:-охранительная функция (борьба с инакомыслящими, обеспечение обязанностей граждан (например, к труду) ). -регулятивная функция (регулятивно-динамическая была задействована не в большой мере, регулятивно-статистическая тоже находилась в равновесии).

Будучи порождением традиционного общества, советское государство выработало соответствующую такому обществу систему права. Во многих отношениях оно принципиально отлично от права гражданского общества. Люди, мыслящие в понятиях евроцентризма, не понимают традиционного права, оно им кажется бесправием. В связи с этим в сфере идеологии возникает подмена понятий и взаимное непонимание. Советское право возникло в России в результате Октябрьской революции 1917 г. как социалистическое по своему характеру. Его идеологическим и теоретическим обоснованием были основные идеи марксизма-ленинизма о праве и государстве. В соответствии с этим учением, социалистическое право закономерно приходит на смену праву буржуазному и является полным его отрицанием, а потому подлежит уничтожению вся государственная надстройка. Его социальное назначение — выражать классовые интересы и быть средством построения бесклассового коммунистического общества. Эти постулаты определили и практику правового строительства в нашей стране. Вновь создаваемое советское право отличалось рядом принципиальных особенностей, которые в той или иной мере сохраняют свое значение и по настоящее время. В нем отрицалась преемственность с предшествующими типами права и прежде всего — с дореволюционным русским правом. Первые декреты советской власти показали, что партия и пролетариат намерены создать свое, принципиально иное право. Ставилась также задача «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд и его аппарат» . По этой причине, наряду со старыми, действительно реакционными правовыми положениями, были отброшены те институты, процедуры, структуры, которые, несомненно, принесли бы пользу народу.

Речь идет об институтах присяжных заседателей, судебных следователей, хорошо продуманной и эффективной структуре уголовного сыска и др. В то же время имевшее место восприятие старых юридических положений (а без этого вообще невозможно было построить правовое знание) считалось вынужденной и временной мерой. Такой «юридический пролеткульт» нанес непоправимый урон отечественному правоведению, вырвав его из цепочки мировой цивилизации. Право носило ярко выраженный классовый характер. Это довольно последовательно выражалось в законодательстве. Представители свергнутого класса буржуазии не могли быть назначены на руководящие должности в государственном аппарате, где разрешалось лишь использовать их опыт и знания; они лишались избирательных прав; принадлежность к бывшему состоятельному сословию усугубляла юридическую ответственность, а нередко являлась единственным основанием для ее применения. Для борьбы прежде всего с классовыми противниками в Уголовный кодекс 1922 г. был введен институт аналогии, ибо принцип «нет преступления без указания на то в законе» мешал «революционному правосудию». Законодательно закреплялось преимущество рабочего класса и перед крестьянством. Классовый подход подавлял в советском праве гуманные начала, идеи справедливости и свободы. Необходимостью классовой борьбы объяснялись неоправданно жестокие послереволюционные карательные акции и массовый террор тридцатых-пятидесятых годов. Классовым (хотя и в несколько смягченном виде) советское право продолжало оставаться до последнего времени. Устраненные несколько лет тому назад различия между рабочим и крестьянином в оплате труда, пенсионном обеспечении — наглядный тому пример. Развитие советского права определялось не столько объективными потребностями общества, сколько решениями (зачастую волюнтаристскими) правящей коммунистической партии. На протяжении десятилетий советское право было средством осуществления партийной политики и идеологии, жесткого регулирования экономики, гасившего всякую хозяйственную самостоятельность, средством тоталитарного вмешательства во все сферы социальной и даже личной жизни. Широкое распространение получил уникальный, единственный в своем роде гибрид партийного и государственно-правового документа — совместные постановления ЦК КПСС и высших органов государственной власти и управления. Драматизм советского права усугублялся атмосферой правового нигилизма, царившего в обществе. В первые послереволюционные годы это выражалось в пренебрежении к праву как явлению временному, чуждому новому строю, сдерживающему революционную поступь пролетариата. Подобные взгляды высказывались даже в солидных юридических публикациях. «Право и законность, — писал И. Ильинский, — лозунги, несколько отдающие старинкою в эпоху диктатуры пролетариата»[3]. По словам М. Рейнера, «если право не «опиум для народа», то во всяком случае довольно опасное снадобье, обладающее в горячем состоянии свойствами взрывчатого вещества, а в холодном — всеми признаками крепкого, иногда слишком крепкого клея или замазки»[4].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: