Односторонние акты государств как источник международного права

Обновлено: 28.09.2022

Односторонние акты широко используются государствами в международных отношениях. Они имеют важное значение, но относятся к наименее изученной области международного права. О значении этой проблемы свидетельствует, в частности, то, что по решению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права ООН включила соответствующую тему в программу своей работы. Задача не из легких. По своей юридической природе и по форме они весьма многообразны. С учетом этого многие правительства в ответах на вопросник Комиссии высказали мнение о невозможности выработки единых правил для всех видов односторонних актов.

Можно предложить следующую классификацию односторонних актов.

1. Односторонние акты, определяющие позицию государства в отношении определенной ситуации, имеющей юридическое значение. К таким актам относятся признание, протест и отказ. Все эти акты должны иметь ясно выраженную форму, с тем чтобы обеспечить определенность в международных отношениях.

Признание - акт, которым государство подтверждает или принимает факт, ситуацию, документ или претензию. В результате получения такого акта другие государства не могут ссылаться на то, что они не знали о соответствующей позиции издавшего акт государства. В качестве примеров признания можно назвать признание государства и правительства, государственных границ, действительности договора или судебного решения, случаи спорных прав и претензий. Признанию принадлежит важная роль. Признавая тот или иной юридический акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки этому признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано. В некоторых случаях признание может предоставляться не только в ясно выраженной, но и в молчаливой форме или путем конклюдентных действий. Примером последних может служить установление дипломатических отношений с вновь возникшим государством, что равносильно его полному признанию.

Протест - акт, с помощью которого государство выражает намерение не признавать законными определенную претензию или ситуацию. По своему значению протест противоположен признанию.

Отказ - акт, выражающий намерение государства отказаться от определенного права или полномочий, от требований или претензий. В отличие от признания протест может быть только ясно выраженным. Более того, он должен подтверждаться во всех подходящих случаях. Международный Суд ООН, решая спор между Норвегией и Великобританией о рыболовной зоне, признал, что длительное отсутствие британского протеста против претензий Норвегии делает их оправданными . Непользование правом или полномочиями не означает отказа от них. Отказ является окончательным и бесповоротным.

ICJ. Reports. 1951. P. 138 - 139.

Особым случаем молчаливого отказа является эстоппель (estoppel - лишение права возражения), который был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, которая положилась на эти действия и вела себя соответственно . В конвенционном праве эстоппель впервые был отражен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 45). Государство, например, утрачивает право ссылаться на такое основание прекращения договора, как его нарушение, если после того, как ему стало известно о факте нарушения, оно должно в силу своего поведения считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу. Однако, если в дальнейшем вновь возникает основание для прекращения действия договора в результате его нарушения, то имевшее место в прошлом нарушение как бы восстанавливает свое значение.

См.: Каламкарян Р.А. Концептуальное восприятие института эстоппель в науке современного международного права // ГиП. 1999. N 12.

О том, сколь серьезное значение может иметь эстоппель, свидетельствует, например, тот факт, что его применение было одним из центральных вопросов в деле о делимитации морской границы в заливе Мейн (Канада против США), рассмотренном Международным Судом в 1984 г. .

ICJ. Reports. 1984. P. 304.

2. Односторонние акты, являющиеся средством осуществления суверенных прав государства. Такие акты необходимы для использования предоставляемых международным правом возможностей. В качестве примера можно указать установление границ территориального моря или исключительной экономической зоны, декларацию о нейтралитете.

От такого рода актов отличаются акты, которые по форме являются односторонними, а фактически представляют собой элемент соглашения. К таким актам относятся те, что представляют собой практику государств, на основе которой формируются обычные нормы международного права. К ним относятся и акты, связанные с договорами: присоединение к договору, выход из него, оговорки. Такого рода акты относятся к праву договоров.

3. Односторонние акты, порождающие юридические обязательства, - акты, представляющие недвусмысленное волеизъявление государства с целью принять на себя международно-правовые обязательства. Такие акты определяют как обещания (promises), что не совсем точно. Известно, что просто обещание не создает обязательств (nuda pacto obligationem non parit). Речь идет об особом виде обещаний, имеющих юридический характер. С помощью таких актов государство берет на себя обязательство придерживаться определенного поведения. Главная роль в таком случае принадлежит намерению государства принять на себя правовые обязательства. Точное установление такого намерения - дело не простое.

В литературе по вопросу о способности односторонних актов породить юридические обязательства высказаны различные мнения. Можно выделить два крайних мнения. Одно из них состоит в том, что подобные акты способны создать лишь моральную обязанность (В.М. Шуршалов). Другое - в том, что односторонние акты являются самостоятельным, и даже основным, источником международного права (В. Деган, Сербия).

Истину, как это часто бывает, надо искать между двумя крайними мнениями. В литературе наблюдается определенная тенденция: все большее число авторов стали подчеркивать значение односторонних актов, в том числе для международного права .

Это положение обосновано бывшим министром иностранных дел Польши проф. К. Скубишевским (International Law. P., 1991. P. 221).

Автор единственной отечественной монографии об односторонних актах Р.А. Каламкарян на основе анализа широкого круга литературы и практики пришел к выводу: "Наряду с обязательствами, вытекающими из международных договоров, принятие международных обязательств может осуществляться и односторонним путем. " .

Каламаркян Р.А. Международно-правовое значение односторонних актов государств. М., 1984. С. 3 - 4.

Если обратиться к практике, то окажется, что она признает принципиальную возможность создания международно-правовых обязательств односторонним актом. Это обстоятельство нашло отражение и в практике международных судов и арбитражей. Принципиальное значение имеет позиция Международного Суда ООН, изложенная при рассмотрении дел об испытании ядерного оружия Францией на островах Тихого океана. Суд определил, что сделанные от имени французского правительства заявления о том, что в дальнейшем оно не намерено проводить такого рода испытания, создают для него международно-правовые обязательства. При этом Суд указал на общепризнанность положения, согласно которому односторонние заявления относительно юридического или фактического положения способны порождать правовые обязательства.

Следовательно, односторонние акты способны порождать правовые обязательства, а не порождают их при всех условиях. Что же для этого нужно? Для этого необходимо намерение государства создать для себя такие обязательства. Суд определил, что заявление считается юридически обязательным, "когда намерение государства, делающего заявление, состоит в том, чтобы оно стало обязательным в соответствии с его условиями" .

ICJ. Reports. 1974. P. 267.

Значение четкого определения правового характера односторонних обязательств подчеркивается в международной практике. В связи с 20-летием Договора о нераспространении ядерного оружия СССР и США приняли совместное заявление, которое предусматривало, что государство, не готовое присоединиться к Договору, может дать "носящее такой же международно-правовой характер обязательство отказаться от приобретения ядерного оружия". Несмотря на то что в таком случае одностороннее обязательство имеет отношение к договору, оно тем не менее не означает какой-либо формы участия в нем; оно является односторонним актом, воспроизводящим содержание договора. Надо сказать, что односторонние обязательства придерживаться положений договора, не оформляя участия в нем, встречаются неоднократно.

Условия действия одностороннего акта определяются принимающим его государством. Они могут касаться времени действия, порядка прекращения обязательств и др.

В апреле 1986 г. после проведения Соединенными Штатами ядерных испытаний правительство СССР заявило, что отныне оно свободно от ранее принятого одностороннего обязательства не проводить ядерные взрывы. Это обязательство было обусловлено тем, что такие взрывы не будут проводить и США.

В принципе, односторонний акт не создает обязательств для других государств. Однако, предоставляя им права, акт может определить условия пользования ими. Соглашаясь пользоваться правами, другие государства обязаны соблюдать условия их предоставления. Обязательная сила одностороннего акта определяется одним из принципов международного права - принципом добросовестности. Рассматривая уже упоминавшиеся заявления французского правительства, Международный Суд подчеркнул, что одним из принципов, регулирующих создание и выполнение правовых обязательств, является принцип добросовестности.

Односторонние акты довольно широко используются государствами для принятия на себя обязательств, в том числе и затрагивающих коренные проблемы политики. Трудность состоит в том, что далеко не всегда намерение принять на себя юридические обязательства выражено достаточно четко.

В августе 1998 г. премьер-министр Индии, выступая в парламенте, сделал заявление о том, что Индия в одностороннем порядке отказывается от применения ядерного оружия первой против других ядерных государств, а также от применения его против неядерных государств.

Форма одностороннего акта также активно использовалась Советским Союзом для принятия обязательств в сфере безопасности и рассматривалась как средство, облегчающее достижение соглашения. В 1978 г. СССР выступил с заявлением о том, что никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его на своей территории. Было предложено заключить на этой основе конвенцию об укреплении гарантий безопасности неядерных стран.

На специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1982 г. СССР заявил, что принимает на себя обязательство не применять первым ядерное оружие. "Это обязательство вступает в силу немедленно, в момент обнародования с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН". В 1983 г. СССР взял на себя обязательство не выводить в космос противоспутниковые системы.

Иногда односторонняя форма используется для обхода внутреннего права, устанавливающего порядок принятия международных обязательств. В таких случаях обязательства, как правило, носят политический, а не юридический характер и представляют собой как бы личные обязательства должностного лица.

От рассматриваемых актов следует отличать односторонние акты, которые выражают позицию государства по определенному вопросу, но не предназначены для создания правовых обязательств. Они облекаются в форму заявлений, нот, выступлений государственных деятелей и др. Предполагается, что, заявив о своей позиции, государство будет ее придерживаться. Отказ от собственных слов вредит авторитету государства. Такие акты обязывают государство политически, морально. На них распространяется морально-политическое действие принципа добросовестности.

В докладе специального докладчика Комиссии международного права ООН по теме "Односторонние акты государств" Р. Седеньо говорится, что односторонними актами "государства могут принимать политические обязательства, регулирующие их поведение на международном уровне; даже если нарушение таких обязательств не может повлечь за собой какие-либо юридические санкции, возникает вопрос о политической ответственности государства. " . Государственные деятели не раз высказывали мнение, согласно которому их заявления требуют должного уважения со стороны как других государств, так и различных органов самого государства.

Односторонние акты государств представляют собой заявления, имеющие внешний характер (т.е. адресованные другим государствам или международному сообществу в целом), порождающие международные обязательства или влекущие иные юридические последствия. Односторонние акты могут быть индивидуальны- ми и коллективными, письменными и устными, выраженными и подразумеваемыми. Юридические последствия влекут только те акты, которые совершены должностными лицами и органа- ми, обладающими компетенцией в сфере внешних сношений. Как правило, это высшие должностные лица и органы исполнительной ветви власти. От односторонних актов государств следует отличать его акты, имеющие отношение к международному договору или обычаю.

Одно- сторонние акты также следует отличать от политических заявлений, не влекущих юридических последствий, между народных правонарушений, т.е. деяний, нарушающих международно-правовые обязательства, контрмер, т.е. деяний, состоящих во временном невыполнении международных обязательств и преследующих цель побудить государство-нарушителя выполнять свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием; внутренних актов, т.е. нормативных и ненормативных актов, адресованных субъектам национального права.

Современное международное право постепенно преодоле­ло былой дискриминационный характер, рассталось с концеп­цией "международного права цивилизованных народов", исклю­чавшей из равноправного общения так называемые слабораз­витые страны. Сегодня можно констатировать достижение уни­версальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международ­ных договорах могут участвовать все заинтересованные госу­дарства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности чело­вечества. Устав ООН выразил решимость государств "прояв­лять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как доб­рые соседи".

Современное международное право выработало достаточ­но действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимопри­емлемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

Современное международное право имеет сложную нор­мативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность.

Тема 5

23. содержание международной правосубъектности классификация субъектов международного права

Подсубъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.

Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются:государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования,причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.

Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.

24. права и обязанности государства как субъекта международного права. особенности международной правосубъектности сложных государств. юрисдикция государства в международном праве

Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.

Сложные государства– это федерации. Федерации создавались суверенными государствами, как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права, только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью.

ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА - права судебных иадминистративных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с ихкомпетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию.Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах евоей территории государствообладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международнымисоглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством вотношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике,в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю.г.распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории,но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное непредусмотрено международным соглашением.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Рассмотрение истории становления и развития доктрины показало, что споры о терминологии и видах источников международного права ведутся с момента зарождения его науки. При определении понятия «источник международного права» юристы-международники опираются на достижения общей теории права. Больше всего дискуссий и в общей теории права, и в теории международного права вызывает проблема соотношения категорий «форма права» и «источник права». Одни исследователи рассматривают данные понятия как синонимы, отождествляя, источник права исключительно с формой фиксации правовой нормы, другие в категорию источников включают не только результаты процесса образования норм, но и различные факторы, влияющие на этот процесс.

Применительно к юридическим явлениям источник права можно рассматривать в трех смыслах (материальном, идеологическом и формально-юридическом). Нельзя не согласиться с А.В. Малько, что форма и источник - совпадающие понятия, если речь идет о формально-юридических источниках права[1]. Данное положение, на наш взгляд, вполне применимо и к источникам международного права. Источники международного правав материальном смысле - это материальные условия жизни мирового сообщества, общественное бытие.

Структурный ряд понятий, относящихся к категории «источник (форма) международного права», также вызывает не мало дискуссий. Чаще всего, основываясь ст. 38 Статута Международного Суда ООН и современной практике, в него включают: «международный договор», «международный обычай», «общие принципы права», «судебные решения», «доктрины наиболее квалифицированных специалистов», «решения и резолюции международных организаций», «акты международных конференций и совещаний», «односторонние акты государств " абстракцию «источник права»,права не существует».

В международном праве сложнее, чем во внутригосударственном, установить последовательность понятий, входящих в правовую абстракцию «источник права». Поэтому в отечественной науке предпринимались и предпринимаются попытки дать классификацию формально-юридических источников международного права.

Так, по мнению К.А. Бекяшева, можно выделить основные, производные (вторичные) и вспомогательные источники международного права. К основным он относит международный договор, международный обычай, общие принципы права; к производным – резолюции международных организаций; к вспомогательным - судебные решения, доктрины и односторонние акты государства[2].

19. Международный договор и международно-правовой обычай.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «„договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Поскольку данное определение не охватывает устные договоры между государствами, а также договоры с участием дру- гих субъектов международного права, положения Конвенции 1969 г. не будут к ним применяться, что не исключает применения к ним норм обычного права, как правило, совпадающих с положениями Конвенции. у II . Международный договор 40. Главным признаком международного договора является его подчиненность международному праву, которая предполагает существование норм международного права, адресованных участвующим в договорных отношениях субъектам международного сообщества и регулирующих процесс создания и выполнения договорных обязательств. Среди этих норм важнейшей является принцип pacta sunt servanda.

Источниками международного права являются только те договоры, которые создают обязательства в рамках международного правопорядка. В связи с этим международными договора- ми не могут быть признаны, во-первых, межгосударственные соглашения, не создающие юридических обязательств, и, во- вторых, межгосударственные соглашения, создающие обязательства в рамках внутригосударственного правопорядка3 .Международный договор представляет собой международно-правовой акт либо нормативный, либо индивидуальный (т.е. рассчитанный на однократное применение). Международно-правовым он является, поскольку, во-первых, выступает как форма воплощения согласованных волеизъявлений не одного, а как минимум двух участников межгосударственных отношений; во-вторых, обеспечивается принудительной силой государств (в конечном счете именно государств), осуществление которой должно протекать в по- рядке и в рамках, предусмотренных международным правом; и, в-третьих, регулируется международным правом (имеется в виду порядок заключения, действие, прекращение и т.п.)»2 .

Понятие «международный договор» является родовым; оно охватывает термины «пакт», «конвенция», «соглашение» и др. Выбор конкретного термина обуславливается историческими и дипломатическими традициями, но никак не юридической силой договора. Так, в соответствии с отечественной традицией термином «пакт» обозначаются важные договоры политического характера, термином «конвенция» — многосторонние договоры, термином «соглашение» — межправительственные договоры

Термин «источник права», согласно общей теории права — это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).

В каких же формах может выражаться соглашение между субъектами международного права об их международных обязательствах, т.е. каковы источники международного права?

Основными источникамимеждународного права являются:

1) международный договор – письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;

2) международный обычай – правила поведения субъектов меж- дународного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.

Вспомогательными источниками международного права являются:

1) решения международных судебных органов;

2) доктрина международного права;

3) резолюции – рекомендации международных организаций;

4) национальное законодательство и национальная судебная практика, которые должны приниматься во внимание при характеристике международно-правовой позиции государства.

Прежде всего одним из основных источников является международный договор, понимаемый как письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права.

Следующим основным источником является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы» . В этом определении речь идет, во-первых, о практике государств, во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и, в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы.

Например. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника и молчание государств означали появление обычной нормы о праве безвредного пролета в космосе над территорией иностранных государств.

О международном обычае речь, следовательно, идет как о норме общего международного права. И, в частности, потому, что формирование локального многостороннего международного обычая хотя в принципе и возможно, но происходит крайне редко. Двусторонний же обычай вообще не имеет смысла.

После Второй мировой войны под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием. В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права.

В функцию Генеральной Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава ООН, входит содействие прогрессивному развитию и кодификации международного права. Эту свою функцию Генеральная Ассамблея осуществляет, в частности, с помощью Комиссии международного права, являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеей Положению о Комиссии международного права, выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств; выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины (ст. 15).

Практически же кодификация общего международного права, которой занимается Комиссия, неизменно сопровождается его прогрессивным развитием.

Конечно, удобнее толковать и применять международные договоры, чем обычай. Однако последний при этом не теряет своего значения, поскольку для государств — участников кодификационных конвенций действуют нормы этих договоров, а для государств-неучастников они продолжают действовать в качестве обычноправовых.

От международного обычая следует отличать международное обыкновение, т.е. правило поведения государств, которому они следуют в своих взаимоотношениях, не признавая его юридически обязательным. К международным обыкновениям относятся, например, правила comitas gentium (международной вежливости), в частности правила дипломатического этикета и так называемого дипломатического протокола, а такие правила морского церемониала (отдание чести флагу иностранного государства по прибытию в его порт военного корабля, салют военных кораблей при встрече в открытом море и т.п.).

В последнее время с учетом международной практики государств утверждается понятие неформального международного договора, под которым понимается письменное соглашение между государствами, текст которого выработан государствами в процессе их переговоров, но которому эти государства не придали юридической силы международного договора, будучи тем не менее убеждены в необходимости соблюдения его положений и требуя соблюдения таковых в процессе своих взаимоотношений.

Ситуации неформального международного договора возникают по разным причинам. Например, государства — стороны Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе договорились не придавать этому Акту силу международного договора. В других случаях государства разработали двусторонний международный договор и скрепили его текст подписями своих уполномоченных, установив в тексте договора или иным образом, что для вступления его в силу требуется ратификация обоих государств.

Но ратификации не последовало со стороны обоих или одного из этих государств. Были также случаи, когда несколько государств договорились создать международную организацию и объявили об этом в официальном согласованном ими акте, но выработали договор — учредительный акт этой организации и придали ему юридическую силу договора лишь несколько лет спустя. Например, Совет Экономической Взаимопомощи был учрежден и стал функционировать в 1949 г., о чем было издано официальное коммюнике, а Устав СЭВ был принят в 1959 г.

Важным источником международного права являются также односторонние юридические акты государств, в частности акт обязательства (часто неудачно именуемый актом обещания), акт признания и акт протеста. Первые два акта, как правило, действуют в сочетании.

Акт обязательства — это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).

Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно, в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности, касающимися срока действия обязательства). Приведем некоторые примеры важных актов обязательства из практики СССР. Так, в 1982 г. он принял на себя обязательство не применять первым ядерное оружие; в 1983 г. объявил об обязательстве не выводить первым в космическое пространство какие-либо виды космического оружия; в 1986 г. объявил о своем отказе от проведения любых ядерных взрывов.

Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает, очевидно, ситуацию заключения межгосударственного соглашения (родовое понятие), в отличие от заключения межгосударственного договора (понятие видовое). Разумеется, односторонние юридические акты обязательства и их признание выражают волю заинтересованных государств, а достигнутое тем самым соглашение между ними выражает их согласованную и тем самым общую волю по поводу установления новой или уточнения действующей международно-правовой нормы.

Добавим, что в пределах срока своего действия и при соблюдении иных условий, сопровождающих одностороннее международное обязательство, оно не не подлежит отмене или изменению, т.е. в сочетании с актом признания создает относительно стабильное межгосударственное соглашение.

Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства , поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.

Последняя часть предложенного определения (со слова «поскольку») выражает обязанность государства, как создавшего юридически значимую ситуацию, так и признающего ее правомерной, действовать добросовестно. Морально-политический принцип добросовестности играет в указанном правоотношении важную роль.

Создавшаяся юридически значимая ситуация, разумеется, не должна входить в противоречие с императивной нормой общего международного права. В противном случае признание возникшей ситуации должно рассматриваться как юридически ничтожное.

Особенностью признания является то, что оно может быть:

1) явно выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить с ним дипломатические отношения),

2) вытекать из его молчаливого поведения , свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права. Незаявление государством протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев юридической ничтожности признания, когда речь идет о действиях государства, нарушающих императивные нормы международного права.

Противоположный признанию акт протеста — это заявление государства об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация ее в соответствии с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выражен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных государств.

Естественно, что протест должен быть юридически prima facie, т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным и в принципе может быть оспорен государством, которому он адресован.

Источниками международных обязательств государств являются, далее, акты-предписания государствам — членам международных организаций или органов, имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций или органов или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации или органа.

Так, согласно ст. 18 Устава ООН, Генеральная Ассамблея принимает по перечисленным в этой статье важным вопросам решения, обязательные для членов ООН в отличие от принимаемых Генеральной Ассамблеей рекомендаций, не имеющих обязательной юридической силы. В соответствии со ст. 25 Устава ООН государства — члены Организации согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Наконец, источником международного права применительно к индивидуальным его нормам (касающимся какого-либо конкретного дела) являются решения международных арбитражей или судов, юридически обязательные для сторон рассматриваемого дела (международного спора).

Так, согласно ст. 94 Устава ООН, члены Организации обязались выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором они являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Особое значение имеет доктрина ученых международного права, поскольку коллективное мнение юристов многих стран находит свое выражение в документах таких организаций как Асоциация ученых международного права, Институт международного права и т.д.

Понятие, классификация и характеристика принципов международного права.

Принципы международного права – это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы:

- Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношенийи сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

- Заключительный акт СБСЕ 1975 г.

Принципы международного права исторически обусловлены. С одной стороны они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права, а с другой – их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Для принципов международного права характерно:

- необходимость признания всем мировым сообществом;

Функции принципов международного права:

1) стабилизирующая – определяет основы взаимодействия субъектов международного права, посредством создания нормативных рамок.

2) развивающая – закрепление нового появившегося в практике международных отношений.

Принципы международного права можно классифицировать по следующим основаниям:

а) по форме закрепления различают принципы писанные и обычные, что не влияет на их юридическую силу;

б) по историческому признаку их подразделяют на доуставные, уставные и послеуставные (новейшие);

в) по степени важности защищаемых отношений, можно говорить о принципах, обеспечивающих общечеловеческие ценности и принципах, связанных с интересами государств;

Процесс и формы межд правотворчества.

В основе нормы межд права лежит соглашение субъектов, явл единственным способом создания норм. Формирование соглашения и его закрепление в правовой норме происходят в определенном процессуальном порядке. В соотв с этим порядком согласованное правило обретает юр силу, воплотившись в форму обычая или договора.

В совр межд праве существуют два вида обычных норм.

Первый, традиционный предст собой сложившееся в практике непис правило, за кот признается юр сила.

Второй- новый вид, к кот относятся нормы, создаваемые не длительной практикой, а признанием в качестве таковых правил, содержащихся в нескольких или одном акте.

При формировании норм общего межд права основную роль играет протест.

Нет протеста - значит государство согласно с новой обычной нормой. Из

обычных норм состоит ядро всей межд-прав системы - общее межд право.

В отличие от общего межд права, партикулярный обычай выражает особые

интересы ограниченного круга государств. Поэтому для его формирования

необходимо соглашение всех заинтересованных государств.

Рост значения межд права в защите жизненных интересов человека и

общества привлекает к нему внимание все более широких слоев населения.

Осознается тот факт, что в основе всех прав человека находится право на

жизнь в безопасном мире и что это право, впрочем как и многие другие,

может быть обеспечено лишь в условиях надежного международного

правопорядка. Общественность активно проявляет себя и в таких областях,

как право окружающей среды, право безопасности, гуманитарное право,

экономическое право. Набирает силу такое явление, как народная

дипломатия, воздействующая и на международное право.

Роль доктрины межд права. В формировании межд права трудам юристов

принадлежит особая роль. Дипломаты и судьи широко использовали труды

теоретиков для доказательства существования тех или иных норм. Подобное

положение давало доктрине значительную возможность участвовать в

К таким актам относятся заявления, ноты, выступления гос деятелей и др.Основным видом односторонних актов явл обязательства(напр обязательство СССР не применять первым ядерное оружие). Другим видом односторонних актов явл признание. Признавая тот или иной юр акт, ситуацию, гос-во уже не вправе поступать вопреки своему признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано.

Следующим видом одностороннего акта явл протест (акт противоположный

признанию). Этим актом гос-во изъявляет свое возражение против

определенной ситуации, претензий и всего того, что может иметь правовые

Следующим видом одностороннего акта явл отказ, кот означает, что гос-во отказывается от права, претензии, компетенции, кот перестают с этого

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: