Одна из отличительных особенностей государства распределение потенциала насилия среди граждан

Обновлено: 25.11.2022

В отличие от контрактного государства эксплуататорское использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее — дохода группы, контролирующей государственный аппарат. Главной целью эксплуататорского государства при спецификации и защите прав собственности становится достижение такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом 34 . Например, короли передавали средневековым корпорациям множество исключительных прав, тормозивших развитие ремесел и технический прогресс. Взамен короли получали от корпораций поддержку и источник устойчивых поступлений 35 . Кроме того, государство не ограничивается теми рамками, которые ему отведены социальным контрактом, государственный аппарат находится в состоянии постоянной экспансии все в новые сферы взаимодействия людей. Экспансия объясняется стремлением эксплуататорского государства увеличить свои доходы и объем ресурсов, проходящих через государственный бюджет 36 .

Следует отметить, что, даже несмотря на оппортунистическое поведение, деятельность эксплуататорского государства не способна полностью истребить стимулы к производительной деятельности его граждан. Впрочем, ущерб от деятельности эксплуататорского государства удается сократить только при одном условии: поборы и перераспределения прав собственности носят систематический и предсказуемый характер. Предсказуемость поборов в интересах и государства — оно получает стабильные доходы в долгосрочной перспективе, и его граждан — они имеют возможность планировать свою деятельность, учитывая высокий, но заранее известный уровень отчислений государству. В этом смысле у эксплуататорского государства много общего с мафией — оба походят на «оседлого» бандита, который хотя и осуществляет поборы с проживающих на контролируемой им территории, но в то же время «знает меру» и к тому же защищает от «гастролеров», действующих по принципу «украсть — и убежать» 37 .

Еще одна отличительная черта эксплуататорского государства заключается в важной роли, которую играет распределение потенциала насилия среди граждан. Ведь именно индивид или группа, обладающие наибольшим потенциалом насилия, контролируют государственный аппарат и присваивают монополию на применение насилия. Поэтому военная технология становится одним из факторов, объясняющих функционирование эксплуататорского государства. Например, возникновение античных демократий не в последнюю очередь объяснялось превращением в основную ударную силу фаланг 38 , состоявших из множества примерно одинаково вооруженных воинов, которые вытесняли с поля боя отдельных хорошо вооруженных воинов.

Заметим, что обусловленность деятельности эксплуататорского государства распределением потенциала насилия и господствующей военной технологией предполагает его внутреннюю нестабильность. Действительно, изменение военной технологии приводит к перераспределению потенциала насилия среди различных групп населения и, следовательно, к смене группы, контролирующей государственный аппарат. Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной. Отсюда гипотеза о колебательном характере динамики государственного устройства и, следовательно, динамики структуры прав собственности. «Вслед за системой, ориентированной на извлечение ренты, неизбежно приходит система, максимизирующая эффективность, и наоборот» 39 .

Верны ли утверждения? А) Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, где в роли гаранта выступает любой участник группы, называются неформальными В) Правила, существующие в памяти участников, где роль гаранта выполняет государство, называют неформальными правилами

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Теорема _____ гласит: «Если трансакционные издержки равны нулю, то окончательное размещение ресурсов Парето – оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности»

Институциональная экономика

Отказ от исполнения контрактов со стороны правительства в новой институциональной теории является одним из показателей качества институциональной _____

Институциональная экономика

Если экономика страны имеет яркую рентоориентированную направленность, то инвесторы будут вкладывать деньги с целью

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Свойство _____ в потреблении предполагает, что использование нормы одним человеком не уменьшает ее доступности для остальных

Институциональная экономика

Верны ли утверждения? А) В роли измерителя экономического роста используется показатель реального ВВП на душу населения В) Экономический рост измеряют долей национального дохода на душу населения

Институциональная экономика

Верны ли утверждения? А) Согласно принципу «методологического индивидуализма», индивиды – первичны, а институты – вторичны В) Принцип «методологического индивидуализма» на первый план выдвигает институты

Институциональная экономика

В качестве примера «контрактного» государства («контракт среди равных») в институциональной экономике приводят пример _____

Институциональная экономика

К _____ правилам относятся квоты на импорт или экспорт продукции, запреты на использование некоторых видов контрактов

Институциональная экономика

Верны ли утверждения? А) Когда право принимать решения принадлежит лишь одной стороне, то речь идет о трансакции сделки В) В трансакции управления ключевым моментом является отношение управления и подчинения

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Ситуацию, в которой человек воспринимает себя участником процесса управления государством и субъектом, которого принуждают соблюдать нормы поведения, в институциональной теории называют _____

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Множество симметричных избирательных обменов, пропорции в которых регулируются механизмом цен, называется _____

Институциональная экономика

Верны ли утверждения? А) Демократизация в условиях неразвитости институтов может привести к замедлению экономического роста В) В рентоориентированной экономике демократизация общества отличается наибольшей устойчивостью

Институциональная экономика

Для эксплуататорского государства характерна приоритетность расходов на содержание _____ министерств)

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Верны ли утверждения? А) Фиктивная экономика – это экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и мошенничества, связанных с получением и передачей денег В) Фиктивная экономика – это экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона и посягательством на право собственности

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Ценность ресурсов (денег, времени и др.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля за выполнением взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности, свобод, принятых в обществе, - это _____

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Институциональная экономика

Одноразовое присвоение квазиренты правителем, благодаря и спользованию своего высокого статуса, сопровождающееся подрывом доверия и развитием ситуации «войны против всех», происходит в ходе _____ собственности

Институциональная экономика

Семья получает максимум полезности, если все усилия направляет на свою производственную деятельность (10), может иметь свой вооруженный отряд по защите собственности и представлять угрозу другим собственникам. Семьи могут объединить свои усилия по защите своей собственности, но тогда они меньше произведут продукции (4,4). Равновесие по Нэшу будет равно _____

Существует две идеальные модели государства: контрактная и эксплуататорская.

Основные идеи контрактного государства рассмотрены на примере исследования Дж. Умбеком истории «золотой лихорадки» в Калифорнии. Золото было обнаружено 24 января 1848 г. Это произошло, когда Калифорния принадлежала Мексике и еще не была завоевана Соединенными Штатами Америки. После присоединения Калифорнии к США военный губернатор отменил все мексиканские законы, однако новых не ввел. В результате почти на два десятилетия на всей золотоносной территории воцарилось и формальное, и фактическое безвластие: достаточно сказать, что численность американской оккупационной армии в Калифорнии в этот период за счет дезертирства – солдаты уходили в золотоискатели – сократилась до шестисот человек. Выражение «нравы Дикого Запада» наилучшим образом отражает условия ведения хозяйственной деятельности в этом регионе.

В 1866 г. в Калифорнии обосновалось около двухсот тысяч золотоискателей. Они самоорганизовались в пятьсот дистриктов, имевших свои системы прав собственности. Каждый из дистриктов представлял собой некоторую организацию, обладавшую особой функцией – защищать права собственности участников на золотоносные участки.

Человек добровольно вступает в ту или иную организацию, потому что внутри организации какая-то из его потребностей удовлетворяется лучше, чем вне нее. Следовательно, становясь участником дистрикта, старатель должен был быть уверенным в том, что «внутри» этой организации его нужда в защите прав на золотодобычу и спокойное хозяйствование будет удовлетворяться не хуже, чем если бы он защищал себя самостоятельно.

Исследования Дж. Умбека установили, что потенциал насилия распределялся между золотоискателями достаточно равномерно – все имели одинаковое оружие, никто не нанимал охранников-профессионалов. Тем самым для старателей имело смысл создать организацию, заключить между собой договор, в соответствии с которым каждый получил бы не меньше прав собственности на участок земли, чем если бы он применял насилие для его защиты самостоятельно.

Каждый дистрикт представлял собой своеобразное «мини-государство», со своими «вооруженными силами», обеспечивающими защиту от внешних угроз, и «правоохранительными органами», дающими защиту каждому участнику от посягательств соседей. Дистрикт выполнял и еще одну важную функцию – он мог и реально перераспределял права собственности на участки, обеспечивая Парето-оптимальное распределение ресурсов. В рамках дистриктов в применении насилия возникала специализация и экономия на масштабах его производства. Именно эта экономия и побуждала золотоискателей объединяться для защиты исключительных прав. В результате после 1866 г. американскому государству оставалось лишь легализовать уже сложившиеся структуры и включить в состав государственных органов власти.

Контрактное государство – это такое государство, которое использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах, а граждане рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность: "порядок в обмен на налоги". Целью контрактного государства является достижение такого распределения прав собственности, которое максимизирует совокупный доход общества на основе передачи правомочий в руки тех экономических субъектов, которые смогут распорядиться ими оптимальным образом.

Условия существования контрактного государства:

а) наличие четких конституционных рамок деятельности государства;

б) существование механизмов участия граждан в деятельности государства;

в) существование ex ante института рынка как главного альтернативного механизма распределения прав собственности;

г) наличие альтернативных механизмов спецификации и защиты прав собственности, включая «голосование ногами» (Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003).

В отличие от контрактного государства эксплуататорскоеиспользует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее – дохода группы, контролирующей государственный аппарат. Главной целью эксплуататорского государства при спецификации и защите прав собственности становится достижение такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом. Например, короли передавали средневековым корпорациям множество исключительных прав, тормозивших развитие ремесел и технический прогресс. Взамен короли получали от корпораций поддержку и источник устойчивых поступлений. Кроме того, государство не ограничивается теми рамками, которые ему отведены социальным контрактом, государственный аппарат находится в состоянии постоянной экспансии все в новые сферы взаимодействия людей. Экспансия объясняется стремлением эксплуататорского государства увеличить свои доходы и объем ресурсов, проходящих через государственный бюджет.

Следует отметить, что, даже несмотря на оппортунистическое поведение, деятельность эксплуататорского государства не способна полностью истребить стимулы к производительной деятельности его граждан. Впрочем, ущерб от деятельности эксплуататорского государства удается сократить только при одном условии: поборы и перераспределения прав собственности носят систематический и предсказуемый характер. Предсказуемость поборов в интересах и государства – оно получает стабильные доходы в долгосрочной перспективе, и его граждан – они имеют возможность планировать свою деятельность, учитывая высокий, но заранее известный уровень отчислений государству. В этом смысле у эксплуататорского государства много общего с мафией – оба походят на «оседлого» бандита, который хотя и осуществляет поборы с проживающих на контролируемой им территории, но в то же время «знает меру» и к тому же защищает от «гастролеров», действующих по принципу «украсть – и убежать».

Бандит-гастролер стремится максимизировать краткосрочный доход (относительно данной территории и множества ограбленных), поэтому он будет инвестировать средства прежде всего в технологию перераспределения, а не в создание институтов, обеспечивающих сохранение стимулов к производительной деятельности, так как институты — блага длительного пользования, обладающие к тому же территориальной специфичностью. Структура расходов, которая характерна для стационарного бандита, существенно отличается от структуры расходов бандита-гастролера. Первый вынужден для обеспечения доходов в будущем часть налогов расходовать на поддержание порядка, в том числе и на создание системы формальных правил.

Еще одна отличительная черта эксплуататорского государства заключается в важной роли, которую играет распределение потенциала насилия среди граждан. Ведь именно индивид или группа, обладающие наибольшим потенциалом насилия, контролируют государственный аппарат и присваивают монополию на применение насилия. Поэтому военная технология становится одним из факторов, объясняющих функционирование эксплуататорского государства. Обусловленность деятельности эксплуататорского государства распределением потенциала насилия и господствующей военной технологией предполагает его внутреннюю нестабильность. Действительно, изменение военной технологии приводит к перераспределению потенциала насилия среди различных групп населения и, следовательно, к смене группы, контролирующей государственный аппарат. Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной. Отсюда гипотезы о колебательном характере динамики государственного устройства.

Заметим, что обусловленность деятельности эксплуататорского государства распределением потенциала насилия и господствующей военной технологией предполагает его внутреннюю нестабильность. Действительно, изменение военной технологии приводит к перераспределению потенциала насилия среди различных групп населения и, следовательно, к смене группы, контролирующей государственный аппарат. Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной. Отсюда гипотеза о колебательном характере динамики государственного устройства и, следовательно, динамики структуры прав собственности. «Вслед за системой, ориентированной на извлечение ренты, неизбежно приходит система, максимизирующая эффективность, и наоборот».

Типы государств по форме государственного устройства

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного устройства", под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положения и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления – монархией (абсолютной, конституционной) и республикой (президентской, парламентской).

Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том: из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур государства.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении - центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. Федеративная форма государственного устройства это союз государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление,

Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-административном отношении. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции, в пределах установленной компетенции, издание законодательных актов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федерации характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. "При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят".

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Можно предположить, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и преемственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняемым ими функциям. Так, можно выделить военное или полицейское государство, характеризуемое гипертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия – армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны, порядка и безопасности. Основное назначение правового государства усматривается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества.

Социальное государство сосредоточивается на проведении активной социальной политики, содействующей смягчению и предупреждению социальных конфликтов. Таким образом, государство занимает в политической системе центральное место. Государство, обладая специальным профессиональным аппаратом, выполняет основные функции по управлению делами общества, поддержанию общественного порядка.

Государство –специфическая организация, реализующая властные полномочия на определенной территории.

Власть это способность налагать издержки (Й.Барцель).

Источники власти: силовой ресурс, авторитет, обычаи и традиции, обладание ресурсами и др.

Потенциал насилия –относительный масштаб находящихся в распоряжении индивида средств силового принуждения..

Любое сообщество индивидов, с одной стороны. испытывает потребность в применении силового ресурса для обеспечения правил, а с другой сталкивается с объективной проблемой контроля насилия.

Необходимое условие жизнеспособности безгосударственного (анархического) общества – относительно равномерное распределение потенциала насилия в обществе.

Выделяются три условия динамической устойчивости анархической системы:

1.Отдача от защиты своей собственности должна быть выше, чем от захвата чужой.

2.Уровень доходов конкурентов должен быть не меньше минимального значения.

3.Состав участников отношений должен быть сравнительно постоянным.

Бандит –гастролер –система, в которой определенные индивиды или группы обладают сравнительными преимуществами в осуществлении насилия перед всеми остальными индивидами или группами, но не обладают такими преимуществами перед друг другом (нет стимулов осуществлению инвестиций в производство общественных благ).

Оседлый бандит –система, структура стимулов которого построена на способности контролирования определенной территории в течении длительного периода времени (обеспечивается физическая возможность производства благ и сохраняются стимулы к производству этих благ.)

Государство – это организация со сравнительными преимуществами в осуществлении насилия в течение длительного периода времени, распространяющимся на географически район, границы которого устанавливаются ее способностью облагать налогом подданных.

Общественный договор (социальный контракт) – это обмен ожиданиями по поводу содержания и применения конституционных правил.

Взаимные обязательства - явные и неявные -между государством и жителями подконтрольной территории формируют общественный договор. Так, население платит налоги, предъявляя спрос на общественные блага, а государство предоставляет общественные блага, поскольку такое поведение рационально с точки зрения соотношения выгод и издержек исполнения.

Существуют горизонтальный социальный контракт(подход Локка) и вертикальный социальный контракт(подход Гоббса).

Сравнительная характеристика горизонтальных и вертикальных контрактов

Параметры контракта Вертикальный контракт Горизонтальный контракт
Тип трансакций Действует преимущественно в рамках трансакции управления Реализуется в рамках трансакции рационирования
Экономический характер налога Выбор оптимальной ставки налогообложения не зависит от объема предоставляемых общественных благ Объем предоставляемых общественных благ соответствует объемам налоговых поступлений
Механизм заключения Заключается неолитическим (символическим) способом. Процесс обмена сигналами между участниками социального контракта чаще всего является односторонним (от власти к обществу) Заключается политическим способом посредством альтернативных конкурентных выборов
Специфика агентских соглашений Принципалом чиновников являются политики, а не избиратели Принципалом выступает избиратель, а избранные политики и чиновники выступают в роли агентов
Отношения власть-собственность Сращивание собственности и власти, использование монопольных преимуществ от аффилирования власти и собственности Независимые отношения бизнеса и власти и наличие контроля общества за разделением бизнеса и власти

Предмет общественного договора по Бьюненнену:

-действия и возможности государства как агента, обеспечивающего реализацию прав человека о собственности(договор о государстве «зашишающем»)

-набор правил, в соответствии с которыми должна действовать коллективная организация при принятии и реализации решений, касающихся обеспечения общественными благами (договор о государстве «производящем»)

Конституционный социальный контракт – эксплицитный договор о структуре прав собственности и свобод, заключенный политическим путем

Постконституционный социальный контракт - имплицитный договор о производстве общественных благ в рамка политического цикла (как политического режима)

Синтетическая теория государства по Д.Норту включает следующие положения:

1.Правитель предоставляет защиту и справедливость в обмен на часть дохода подданых.

2.При разработке правил игры правитель, использующий в этих целях социальных агентов, сталкивается с проблемой принципиал-агент и рента правителя рассеивается его агентами-чиновниками, что ведет к росту коррупции и бюрократии.

3.Правитель, максимизирующий собственный доход, действуя в рамках ограничения собственной монопольной власти, не обязательно выбирает такие системы прав собственности и налогообложения, при которых экономика может реализовать свои производственные возможности.

4.Отсутствие обеспечения подотчетности правителя и слабости механизма коллективных действий в обществе может привести к диктатуре.

Неформальная экономика –совокупность хозяйственных действий экономических агентов, сознательно скрываемых от государства.

Неформальная экономика возникает лишь на фоне государства – как хозяйственная практика, противоречащая или игнорирующая установленные государством «правила игры».

Если выгоды от нарушения правила превышают возможные издержки от наступления санкций, правило может быть нарушено.

Чем сильнее регулирующие «амбиции» государства превышают его реальные возможности по принуждению к исполнению правил, тем шире поле для возникновения неформального сектора.

Существуют три основных альтернативы формальным государственным институтам:

-коррумпированные представители власти

Качество института является основным правилом, влияющим на размеры неформальной экономики.

Неформальная экономика в стране тем больше, чем выше уровень коррупции, больше нагрузка государственного регулирования на бизнес, выше общая налоговая нагрузка.

В отличие от контрактного государства эксплуататорское использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода (налоговых поступлений), точнее — дохода группы, контролирующей государственный аппарат. Главной целью эксплуататорского государства при спецификации и защите прав собственности становится достижение такой «структуры собственности, которая максимизирует ренту правителя», даже если это достигается в ущерб благосостоянию общества в целом 34 . Например, короли передавали средневековым корпорациям множество исключительных прав, тормозивших развитие ремесел и технический прогресс. Взамен короли получали от корпораций поддержку и источник устойчивых поступлений 35 . Кроме того, государство не ограничивается теми рамками, которые ему отведены социальным контрактом, государственный аппарат находится в состоянии постоянной экспансии все в новые сферы взаимодействия людей. Экспансия объясняется стремлением эксплуататорского государства увеличить свои доходы и объем ресурсов, проходящих через государственный бюджет 36 .

Следует отметить, что, даже несмотря на оппортунистическое поведение, деятельность эксплуататорского государства не способна полностью истребить стимулы к производительной деятельности его граждан. Впрочем, ущерб от деятельности эксплуататорского государства удается сократить только при одном условии: поборы и перераспределения прав собственности носят систематический и предсказуемый характер. Предсказуемость поборов в интересах и государства — оно получает стабильные доходы в долгосрочной перспективе, и его граждан — они имеют возможность планировать свою деятельность, учитывая высокий, но заранее известный уровень отчислений государству. В этом смысле у эксплуататорского государства много общего с мафией — оба походят на «оседлого» бандита, который хотя и осуществляет поборы с проживающих на контролируемой им территории, но в то же время «знает меру» и к тому же защищает от «гастролеров», действующих по принципу «украсть — и убежать» 37 .

Еще одна отличительная черта эксплуататорского государства заключается в важной роли, которую играет распределение потенциала насилия среди граждан. Ведь именно индивид или группа, обладающие наибольшим потенциалом насилия, контролируют государственный аппарат и присваивают монополию на применение насилия. Поэтому военная технология становится одним из факторов, объясняющих функционирование эксплуататорского государства. Например, возникновение античных демократий не в последнюю очередь объяснялось превращением в основную ударную силу фаланг 38 , состоявших из множества примерно одинаково вооруженных воинов, которые вытесняли с поля боя отдельных хорошо вооруженных воинов.

Заметим, что обусловленность деятельности эксплуататорского государства распределением потенциала насилия и господствующей военной технологией предполагает его внутреннюю нестабильность. Действительно, изменение военной технологии приводит к перераспределению потенциала насилия среди различных групп населения и, следовательно, к смене группы, контролирующей государственный аппарат. Вполне возможен и переход от эксплуататорской модели государства к контрактной. Отсюда гипотеза о колебательном характере динамики государственного устройства и, следовательно, динамики структуры прав собственности. «Вслед за системой, ориентированной на извлечение ренты, неизбежно приходит система, максимизирующая эффективность, и наоборот» 39 .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: