Локальные акты суда это

Обновлено: 03.12.2022

В каждой организации – в одной меньше, в другой больше – существуют свои локальные нормативные акты. Это различные положения, инструкции, правила и т. п. При этом есть общеустановленные локальные акты, обязательные для всех организаций без исключения, а есть принятые на усмотрение работодателя. Так или иначе, любой локальный акт обязателен и для работников, и для работодателя – если только не противоречит законодательству. Что относится к локальным нормативным актам? В каком порядке они утверждаются? С кем согласовываются? На кого распространяются? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Что такое локальный акт?

Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые и другие непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).

При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.

Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.

Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.

Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1, от 31.10.2007 № 4414‑6).

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

А в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.

В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.

Классификация локальных актов

Локальные нормативные акты, несмотря на общие требования, которые к ним установлены, могут различаться по некоторым признакам.

К основным общим требованиям можно отнести следующие:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников (в случаях, установленных Трудовым кодексом);
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ);
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).

И наконец, по способу принятия локальные акты можно разделить на:

  • принимаемые работодателем единолично;
  • принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ (при наличии такого).

Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФпорядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), о системе оплаты труда в организации (ст. 135 ТК РФ), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), документы, устанавливающие формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ), нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Кроме этого, принятие иных локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть установлено коллективным договором, соглашениями.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Разработка локальных актов осуществляется созданной на основании приказа работодателя рабочей группой или назначенным работником-исполнителем. В зависимости от назначения локального акта такое задание может поручаться кадровому работнику (например, разработка проекта правил внутреннего трудового распорядка), главному бухгалтеру (создание положения о системе оплаты труда), руководителям структурных подразделений (разработка должностных инструкций) и т. д.

При этом, как правило, каждый разработанный локальный нормативный акт проходит процедуру согласования со специалистами других служб – бухгалтерии, отдела кадров, юридического отдела и т. д.

Свое несогласие или замечания по проекту документа визирующие работники могут излагать на отдельном листе согласования. После окончательного согласования локальный акт передается на утверждение руководителю.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения работодатель согласно ст. 372 ТК РФ направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников (представительный орган работников). Данный орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта акта направляет работодателю мотивированное мнение по нему в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим ТК РФ.

Обратите внимание

При получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации ГИТ обязана в течение одного месяца провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Если согласие достигнуто, акт утверждается руководителем организации или иным уполномоченный лицом.

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

После утверждения локальный нормативный акт следует зарегистрировать в соответствующем журнале.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. С лицами, принимаемыми на работу, сделать это нужно до подписания трудового договора.

Каким способом ознакомить работника с локальными актами, определяет работодатель. Это может быть лист ознакомления, оформленный как приложение к локальному акту или к трудовому договору, а может быть отдельная учетная форма.

Оформление локального нормативного акта

При составлении локального нормативного акта нужно уделять внимание не только его содержанию, которое основывается на нормативных правовых актах, но и форме. При оформлении можно воспользоваться положениями ГОСТ Р 6.30‑2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65‑ст).

Согласно данному ГОСТу для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Что касается структуры локального акта, он, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30‑2003«Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (таких как положение, должностная инструкция), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Приведем пример структуры некоторых документов.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения. В этом случае делается отметка о наличии приложения. Сделать такую отметку можно в конце документа, например: «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.». На самом приложении в правом верхнем углу делается отметка, указывающая на связь с основным документом, например: «Приложение № 1 к Положению о структурном подразделении от 13.01.2014».

Локальный акт подписывается работником, его разработавшим. Реквизит «Подпись» включает наименование должности, личную подпись и расшифровку подписи. Кроме этого, если документ проходил согласование с другими должностными лицами, оформляется виза согласования, включающая подпись и должность визирующего, расшифровку подписи и дату подписания.

На подлиннике документа визы проставляют в нижней части оборотной стороны последнего листа. Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования.

Документ прошивается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации.

Если локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников, факт учета этого мнения оформляется с помощью специального грифа, который проставляется в левом верхнем углу и выглядит следующим образом.

При оформлении локальных нормативных актов обязателен реквизит «Гриф утверждения», который ставится в правом верхнем углу. Утверждаться акт может приказом работодателя и отметка будет такая:

приказом ООО «Юпитер»

Акт может утверждаться посредством проставления на документе грифа утверждения с личной подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. См. образец:

Директор ООО «Юпитер»

Марсов, А. В. Марсов

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Изменение, отмена и хранение локальных актов

В случае изменения законодательства, акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения работодатель должен внести изменения в соответствующие локальные нормативные акты. Возможно внесение изменений и по желанию работодателя, но важно, чтобы такие изменения не ухудшали положение работников по сравнению с нормами, установленными трудовым законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Изменения вносятся в том же порядке, в котором локальный нормативный акт разрабатывался и утверждался. При этом в случае, когда изменения касаются определенных сторонами условий трудового договора, необходимо согласие работника (ст. 72 ТК РФ). Изменять условия трудового договора в одностороннем порядке работодатель может только из‑за организационных или технологических изменений условий труда, предупредив об этом работника за два месяца (ст. 74 ТК РФ).

В любом случае изменение локального акта осуществляется на основании приказа работодателя с указанием причин, повлекших изменения.

В статье 12 ТК РФ перечислены случаи, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие:

  • истечение срока действия. Такая ситуация возможна, если при разработке локального нормативного акта был определен период его действия. При наступлении указанного срока локальный нормативный акт автоматически утрачивает силу;
  • отмена (признание утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом. Такая ситуация возникает, например, при изменениях в законодательстве. В данном случае в новом документе необходимо указать, что локальный нормативный акт, ранее регулировавший правоотношения, прекращает действие полностью или в части отдельных положений;
  • вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Обратите внимание

В соответствии со ст. 190 ТК РФ правила внутреннего трудового распорядка организации обычно являются приложением к коллективному договору, который заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором (ст. 43 ТК РФ). Поэтому если в организации существует коллективный договор, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не может превышать трех лет со дня его подписания либо со дня, установленного коллективным договором. Если коллективный договор в организации отсутствует, срок действия правил внутреннего трудового распорядка не ограничен.

Оригиналы действующих локальных нормативных актов обычно хранятся в одном месте – в канцелярии, отделе кадров или другом подразделении. А подразделениям, которые руководствуются положениями того или иного локального акта, необходимо иметь его копию. В любом случае у работника всегда должна быть возможность при необходимости ознакомиться с локальным актом, связанным с его трудовой деятельностью.

Работодатель также обязан хранить недействующие локальные нормативные акты организации. Сроки хранения установлены Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558. В соответствии с этим перечнем практически все локальные нормативные акты хранятся в организации, в которой они были разработаны и утверждены, постоянно.

В заключение обратим внимание на следующее: несмотря на довольно разнообразное количество образцов локальных нормативных актов, не стоит торопиться применять их для своей организации. Лучше подойти к процессу разработки таких документов творчески, применяя при этом не только нормы трудового законодательства, но и действующие в организации коллективные договоры, соглашения и другие нормативные акты.

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание локального акта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оспаривание локального акта

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 61 "Производство по пересмотру определений арбитражного суда, вынесенных по итогам рассмотрения разногласий в деле о банкротстве" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" "Производство по кассационной жалобе на постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 в части признания недействительным решения собрания кредиторов от 28.06.2019 по второму вопросу повестки дня (одобрение заключения конкурсным управляющим ООО "Суздальская пивоварня" мирового соглашения в рамках дела N А11-12321/2018) подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возникший в этой части спор не касается оспаривания локального внутреннего акта. Судебный акт, принятый по результатам рассмотрения заявления Управления о признании недействительным решения собрания кредиторов от 28.06.2019 по второму вопросу повестки дня подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 61 Закона о банкротстве. Пересмотр постановления суда апелляционной инстанции в указанной части в порядке кассационного производства не предусмотрен."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" Трудового кодекса РФ
(В.Н. Трофимов) По мнению суда, сославшегося на ст. 8 ТК РФ, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе при их нарушении положениями локального нормативного акта, возможно только в рамках индивидуального трудового спора. При этом при рассмотрении индивидуального трудового спора условия локального нормативного акта, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие работнику оспорить в суде локальный нормативный акт в порядке, установленном для разрешения индивидуальных трудовых споров.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оспаривание локального акта

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Локальные акты - какие и почему суды не признают?
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2020, N 4) Также весьма показательно в данном деле и то обстоятельство, что оспаривание локального акта относится к коллективным трудовым спорам и выходит за рамки полномочий работника при разрешении его индивидуального трудового спора - при всем том, что этот акт безусловно затрагивает его права и для оспаривания этого акта в полном объеме необходимы коллективные полномочия, которыми истец не обладает. При этом суд особо подчеркнул, что в то же время это не означает, что законность этого приказа не может быть предметом судебной проверки, поскольку установление при разрешении индивидуального трудового спора несоответствия этого акта требованиям законодательства в силу действия части 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ влечет за собой неприменение их норм. И действительно, ведь для подобного рода дел законодатель предусмотрел иной способ защиты прав работника.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обжалование локальных нормативных актов в судебном порядке
(Ермаков Э.Ю.)
("Судья", 2020, N 12) Основные вопросы, касающиеся судебной проверки законности нормативных актов, рассматриваются в главе 21 КАС РФ. В ней, а также в статьях 19 - 21 КАС РФ перечисляются возможные виды нормативных правовых актов, подлежащих обжалованию. Однако локальные нормативные акты в данном перечне отсутствуют, а в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50) прямо указывается, что дела об оспаривании локальных нормативных актов не подлежат рассмотрению судами в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Нормативные акты: Оспаривание локального акта

"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) Суд квалифицировал это заявление как требование о признании недействительным (противоречащим закону) локального внутреннего акта - плана внешнего управления - и рассмотрел его по существу (пункт 6 статьи 107 Закона о банкротстве).

Подборка наиболее важных документов по запросу Какие документы являются локально-нормативными актами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Какие документы являются локально-нормативными актами

Судебная практика: Какие документы являются локально-нормативными актами

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 8 "Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права" Трудового кодекса РФ "При этом суды отметили, что размер суточных в отсутствие локального нормативного акта организации (документа, распространяющего свое действие на всех работников организации и рассчитанного на неоднократное применение) не может в данном случае превышать 100 рублей за каждый день нахождения работника в служебной командировке (по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729). Представленные истцом копии приказов о направлении Ковалевой Н.П. в командировку (индивидуальные акты) по смыслу статей 8, 168 Трудового кодекса Российской Федерации не являются локальными нормативными актами организации, устанавливающими размер суточных."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Суд пришел к выводу, что выплачиваемые обществом своим сотрудникам суммы компенсации затрат (суточные) в связи с разъездным характером работы не облагаются НДФЛ. Суд установил, что деятельность общества связана с оказанием услуг тяжелой машинной техники вне места нахождения, в штате состоят водители-экспедиторы, операторы - машинисты-водители кранов, специалисты по проведению сварочных работ, специалисты по применению такелажной оснастки и т.д., которым в соответствии с трудовыми договорами установлен разъездной характер работы и которые фактически находились в служебных поездках и получали компенсацию за разъездной характер работы. Суд указал, что выплаты производились только работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, на основании локального нормативного акта при наличии документов, подтверждающих факт и длительность поездок, размер суточных был закреплен в твердой сумме в локальном нормативном акте. Суд также указал, что произведенные выплаты нельзя квалифицировать как заработную плату, поскольку их размер не зависел от квалификации сотрудников, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, достижения определенного трудового результата или иных трудовых достижений, которые могли бы учитываться при расчете вознаграждения именно за труд или премий и соответствовали бы понятию "заработная плата" (ст. 129 ТК РФ), выплаты были обусловлены исключительно фактом нахождения сотрудника в служебных поездках вне места постоянного жительства и неизбежным несением им в связи с этим расходов. Превышение размера компенсации уровня заработной платы отдельных работников не изменяет характер выплат как компенсации расходов, понесенных этими работниками в служебной поездке.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Какие документы являются локально-нормативными актами

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Представление уведомления об обработке персональных данных В уведомлении следует перечислить конкретные меры, которые будут приниматься оператором в соответствии со ст. 19 Закона. Необходимо отметить, что на практике уполномоченный орган особое внимание обращает на наличие в уведомлении конкретного перечня организационных и технических мер. К организационным мерам, в частности, можно отнести принятие организацией локальных нормативных актов (внутренних документов - приказов, положений, регламентов). К техническим мерам, например, относятся:

Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что представителем работодателя является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников.

Нормативные акты: Какие документы являются локально-нормативными актами

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 25.02.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ
(ред. от 06.03.2022)
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) 3) осуществлять иные права в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку, договорами оказания услуг по спортивной подготовке.

34. Подготовка локальных актов арбитражных судов

34.1. Подготовка локальных актов арбитражных судов производится в соответствии с регламентом подготовки локальных актов соответствующего арбитражного суда, утвержденным приказом арбитражного суда.

34.2. Локальными актами в арбитражном суде являются приказы и распоряжения арбитражного суда.

34.3. Приказ - локальный акт, издаваемый в целях решения задач, стоящих перед арбитражным судом, по вопросам организационного, кадрового, финансового, материально-технического, информатизационного обеспечения деятельности суда.

Приказами утверждаются положения, инструкции, порядки, правила, планы работы арбитражного суда и др.

Распоряжение - локальный акт, издаваемый на основании и во исполнение приказов арбитражного суда по оперативным и текущим вопросам.

Приказы и распоряжения арбитражного суда подписывает председатель суда, в его отсутствие - исполняющий обязанности председателя суда.

По поручению председателя суда распоряжения арбитражного суда могут подписывать его заместители.

34.4. "Положение" принимается, если в нем устанавливаются связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции подразделения арбитражного суда (например, "Положение о пропускном режиме в помещение арбитражного суда", "Положение о порядке пользования факсимильной связью в арбитражном суде").

В "Правилах" устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения (например, "Правила передачи информации по каналам ведомственной электронной почты арбитражного суда").

В "Инструкции" излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и иных нормативных актов (например, "Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации", "Должностная инструкция начальника отдела материально-технического обеспечения").

Проекты положений, правил, инструкций, планов работы арбитражного суда готовятся в порядке, предусмотренном регламентом подготовки локальных актов арбитражных судов.

Если текст проекта утверждается распорядительным документом руководителя структурного подразделения, то проект печатается на стандартном листе формата A4 без реквизитов арбитражного суда. Текст излагается от третьего лица единственного или множественного числа.

В разделе "Общие положения" излагаются основания разработки и назначение названных выше документов, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил. Основной текст положения, правил, инструкции может делиться на разделы, главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия.

34.5. Руководители структурных подразделений арбитражного суда вправе издавать распоряжения по вопросам ведения подразделения, обязательные для исполнения только работниками этого подразделения.

34.6. Подготовка проекта локального акта осуществляется структурным подразделением арбитражного суда по поручению председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда либо в инициативном порядке в связи с необходимостью решения возложенных на подразделение задач.

Подготовка проекта локального акта может быть поручена нескольким структурным подразделениям. При этом организация работы по его подготовке возлагается на структурное подразделение, начальник которого указан в поручении первым либо назначен ответственным исполнителем.

34.7. Предложение структурного подразделения о подготовке проекта локального акта с обоснованием необходимости его издания вносится на рассмотрение руководителю аппарата - администратору арбитражного суда и заместителю председателя арбитражного суда, организующему деятельность данного структурного подразделения в соответствии с распределением обязанностей, председателю арбитражного суда.

34.8. Секретариат председателя арбитражного суда на основании резолюции руководства арбитражного суда вносит в систему автоматизации делопроизводства информацию о поручении по подготовке проекта локального акта, об ответственном исполнителе (исполнителях), сроке подготовки локального акта, ставит поручение на контроль и передает на исполнение ответственному исполнителю.

34.9. Проект локального акта подлежит обязательному предварительному направлению ответственным исполнителем в структурные подразделения, указанные в поручении, для рассмотрения, внесения замечаний и предложений.

34.10. Проекты локальных актов арбитражного суда оформляются на бланках арбитражного суда установленной формы (приложение N 41), на одной стороне листа формата A4 (210 x 297 мм) через 1 - 1,5 межстрочных интервала, шрифтом Times New Roman, размером 14.

Бланки локальных актов арбитражного суда должны иметь поля не менее: левое - 30 мм, правое, верхнее и нижнее - 20 мм.

При оформлении проекта локального акта на нескольких листах первый лист не нумеруется. Последующие листы нумеруются арабскими цифрами начиная с цифры 2. Номер проставляется посередине верхнего поля листа.

34.11. Согласно ГОСТ Р 6.30-2003 локальный акт арбитражного суда должен иметь следующие реквизиты: титульную часть, заголовок, текст (преамбулу и распорядительную часть), подпись (подписи).

34.12. Титульная часть включает в себя:

изображение Государственного герба Российской Федерации (по центру в одноцветном варианте без геральдического щита);

наименование арбитражного суда;

наименование вида документа (приказ или распоряжение);

дату (по левой стороне листа) и номер (по правой стороне листа), проставленные при подписании документа и регистрации, например:

26 октября 2013 года;

место издания, например: Санкт-Петербург.

34.13. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста локального акта. Он может начинаться словами "Об организации. ", "О проведении. ", "Об утверждении. ", "О создании. " и т.д. Точка в конце заголовка не ставится.

Заголовок, состоящий из двух строк и более, печатается через один межстрочный интервал, выделяется полужирным шрифтом и размещается по центру текста.

34.14. Расстояние между заголовком и текстом составляет два интервала.

Абзац начинается с красной строки. Абзацный отступ - 10,25 мм от левой границы текстового поля.

34.15. В преамбуле кратко излагаются цели и задачи предписываемых действий, факты и события, послужившие основанием издания локального акта. Преамбула может начинаться словами: "В целях. ", "В соответствии. ", "Во исполнение. " и т.д. Преамбула может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в обосновании.

34.16. Распорядительная часть локального акта должна начинаться словом "приказываю" или "поручаю", напечатанным строчными буквами в разрядку в продолжение преамбулы.

В распорядительной части локального акта излагаются требования, распоряжения, предписания с перечислением структурных подразделений и должностных лиц, которым они адресуются; устанавливается срок выполнения требований, введения их в действие; перечисляются локальные акты, которые признаются утратившими силу, либо акты, в которые необходимо внести изменения.

Распорядительная часть локального акта оформляется в виде пунктов. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами с точкой.

Разделы и пункты располагаются в логической последовательности.

В последнем пункте могут указываться подразделения или должностные лица, на которых возлагается контроль за исполнением локального акта.

34.17. Подпись локального акта состоит из наименования должности лица, подписывающего документ, его личной подписи, инициалов и фамилии.

Расстояние между текстом и подписью составляет 2 межстрочных интервала. Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы. Например:

Арбитражного суда города Санкт-Петербурга

и Ленинградской области С.В. Изотова

34.18. Требования локального акта излагаются четким и простым языком, короткими, легко воспринимаемыми фразами, с соблюдением всех грамматических правил. Формулировки не должны допускать различных толкований.

Употребляемые термины должны соответствовать терминологии, принятой в законодательстве Российской Федерации.

Если в тексте делается ссылка на локальный акт ВАС РФ, указываются год издания и номер акта.

34.19. Сроки исполнения (введения в действие) локального акта должны быть реальными. Если срок введения в действие не указан, то локальный акт вступает в силу с момента его подписания.

34.20. Утверждаемые локальным актом положения, инструкции, правила, планы и др. оформляются в виде приложения к нему. При наличии нескольких приложений они нумеруются. На первой странице приложения в правом верхнем углу пишется:

от 5 февраля 2012 года N 32

Слово "УТВЕРЖДЕНО" согласуется в роде и числе с первым словом заголовка утверждаемого документа.

Издание вместе с локальным актом приложений, не оговоренных в тексте акта, не допускается.

34.21. Гриф ограничения доступа к информации, номер экземпляра указываются на первой странице локального акта в правом верхнем углу. Номер экземпляра проставляется ниже грифа через 1,5 межстрочных интервала.

34.22. При утверждении локальным актом комиссии (рабочей группы) вначале указываются фамилия, инициалы и должность председателя комиссии (руководителя рабочей группы), затем эти же данные заместителя председателя комиссии (руководителя рабочей группы), секретаря комиссии (рабочей группы) и в алфавитном порядке указываются данные членов комиссии (рабочей группы) независимо от занимаемой должности.

34.23. Проект локального акта подлежит согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами судебной власти, органами судейского сообщества Российской Федерации, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласование проекта локального акта оформляется проставлением визы или с использованием грифа согласования, который включает в себя слово "Согласовано", наименование органа государственной власти или организации, должность, инициалы, фамилию, личную подпись визирующего лица, дату согласовании и проставляется в нижнем левом углу лицевой стороны последнего листа первого экземпляра проекта локального акта.

34.24. Проект локального акта арбитражного суда визируется:

руководителями структурных подразделений, в компетенции которых находятся поставленные вопросы;

председателями судебных составов (при необходимости);

руководителем аппарата - администратором арбитражного суда;

заместителем председателя арбитражного суда в соответствии с распределением обязанностей.

При наличии в арбитражном суде работника-корректора проект локального акта предварительно передается ему для проведения лингвистической экспертизы.

34.25. Согласование проектов локальных актов оформляется проставлением визы на оборотной стороне последнего листа локального акта в левом углу. Гриф согласования включает слово "СОГЛАСОВАНО", дату согласования, подпись должностного лица, инициалы и фамилию.

СОГЛАСОВАНО 6 октября 2011 года

_______________________________ Н.И. Петрова

Визирование проектов приказов по личному составу арбитражного суда осуществляется по форме в соответствии с постановлением Госкомстата Российской Федерации.

34.26. Замечания по проекту локального акта оформляются должностным лицом в виде отдельного документа, в котором указываются спорные пункты данного проекта, и предлагается (по возможности) их новая редакция. Замечания прилагаются к проекту локального акта. При этом должностное лицо визирует проект локального акта и указывает в нем "с замечаниями".

При внесении в проект локального акта существенных изменений он подлежит доработке структурным подразделением, подготовившим проект, и повторному согласованию.

34.27. Согласованный проект локального акта представляется на подпись председателю арбитражного суда, в его отсутствие - исполняющему обязанности председателя суда.

Одновременно с проектом локального акта представляются поручение председателя арбитражного суда, его заместителей, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, служебная записка структурного подразделения с кратким обоснованием необходимости издания локального акта, справочные и аналитические материалы и др.

С проектом локального акта также представляются замечания должностного лица, не согласного с его редакцией.

34.28. Отклоненный председателем арбитражного суда локальный акт возвращается в структурное подразделение, подготовившее его проект, на доработку.

34.29. Подписанный локальный акт арбитражного суда не позднее следующего дня после подписания регистрируется работником секретариата председателя арбитражного суда в системе автоматизации делопроизводства или передается для регистрации в группу регистрации подразделения делопроизводства арбитражного суда.

34.30. Локальным актам арбитражного суда при регистрации присваивается очередной номер в порядке подписания локального акта в пределах каждого календарного года, начиная с цифры 1.

Приказы и распоряжения по личному составу арбитражного суда нумеруются отдельно.

34.31. Внесение исправлений в подписанные локальные акты не допускается.

34.32. Локальные акты арбитражного суда, в которые неоднократно вносились изменения и (или) дополнения, издаются в новой редакции.

34.33. Подписанные локальные акты формируются секретариатом председателя арбитражного суда в дело согласно номенклатуре. Например: "Приказы и распоряжения Арбитражного суда Тюменской области. Подлинники".

Подписанные приказы и распоряжения по личному составу арбитражного суда формируются в дело кадровой службой арбитражного суда.

По завершении календарного года локальные акты, сформированные в дело по номенклатуре арбитражного суда, передаются на архивное хранение по сдаточной описи.

34.34. Секретариат председателя арбитражного суда не позднее следующего дня после подписания локального акта размещает его на соответствующем узле единого корпоративного портала арбитражных судов. Суд вправе организовать процесс автоматической выгрузки локальных актов из САД на единый корпоративный портал арбитражных судов.

34.35. Контроль за исполнением локальных актов арбитражного суда возлагается на указанных в них должностных лиц либо осуществляется в общем порядке секретариатом председателя арбитражного суда, кадровой службой, работниками, ответственными за ведение делопроизводства заместителей председателя арбитражного суда, руководителя аппарата - администратора арбитражного суда, в структурных подразделениях арбитражного суда.

Определения локального нормативного акта в ТК РФ нет. По сути это письменные документы организации, которые определяют общие принципы ее работы и обязательны для исполнения всеми ее работниками, чьей деятельности они касаются. Сразу оговорюсь: приказы о приеме на работу, об увольнении, о выплате премий, о материальной помощи, то есть документы, рассчитанные на однократное применение или касающиеся только одного работника, - это индивидуальные правовые акты, которые локальными нормативными актами, или попросту ЛНА, не являются.

В Трудовом кодексе РФ у нас прямо назван лишь один локальный нормативный акт. Это правила внутреннего трудового распорядка. Об этом документе мы поговорим отдельно. Все остальные документы, которые относятся к локальным нормативным актам работодателя, поименованы в ТК РФ просто как локальные нормативные акты. Поэтому для них работодатель волен полностью на свое усмотрение выбирать и название, и структуру. Он может разработать любые ЛНА, которые ему нужны: положения, инструкции, касающиеся всех работников, правила. Право на это предоставлено статьей 22 Трудового кодекса.

Нужен кодекс деловой этики? Принимайте. Необходимо положение о кадровой политике и управлении персоналом? Составляйте. Требуются положения о структурных подразделениях, должностные инструкции? Делайте.

К слову, очень многое работодателю может дать положение о структурном подразделении - отделе, департаменте и тому подобное. Оно позволяет конкретизировать цели и задачи подразделения, его функционал, организационную структуру, порядок взаимодействия с другими подразделениями, сроки представления отчетности руководству, формы такой отчетности. Ознакомление работников с таким положением даст возможность структурировать работу. Есть такой известный термин - построение бизнес-процессов в компании. Все бизнес-процессы должны опираться на четкое понимание того, как работает организация, а закрепляются бизнес-процессы как раз в локальных актах. Как правило, в положениях о структурных подразделениях это и делается.

Основное назначение локального нормативного акта состоит в конкретизации нормативно-правовых актов более высокого уровня, в частности ТК РФ, с учетом особенностей организации и условий труда в ней. Иными словами, целью локальных нормативных актов является создание фундамента для взаимоотношений работника и конкретного работодателя. В них фиксируется то, на что обе стороны трудового договора смогут потом ссылаться. Именно на локальных актах должны основываться любые требования к работникам, претензии к ним или, наоборот, их поощрение.

Так что если какой-то документ вам нужен, разрабатывайте. Трудовой кодекс РФ это позволяет и не предусматривает каких-либо специальных ограничений на этот счет. Ограничение лишь одно, общее для всех локально-нормативных актов. В них не должно быть положений, которые нарушают требования законодательства, коллективных договоров и соглашений, в частности ущемляют права работников. Все остальное остается на усмотрение работодателя.

Полный текст семинара читайте в журнале "Главная книга. Конференц-зал" 2015, № 02

В. В. Митрофанова, генеральный директор группы компаний IPK Group, эксперт по трудовому законодательству, ведущий бизнес-тренер, к.э.н.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: