Лоцманское обслуживание судов это

Обновлено: 28.09.2022

Лоцманская проводка подразделяется на обязательную и необя­зательную (факультативную).

В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном порта в установленном порядке.

Во время проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану порта о любых переменах на фарватере, которые могут создать угрозу безопасности движения судна, любых происшествиях с проводимыми судами и в обслуживаемом им районе и невыполнения капитаном проводимого судна правил судоходства и правил по предотвращению загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.

В период проводки в интересах безопасности плавания капитан следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований. Он может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает его при этом от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате этого.

Если во время проводки судна капитан вынужден временно оставить мостик, он должен уведомить об этом лоцмана, указав при этом лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие. В необходимых случаях и в целях безопасности судна лоцман может приостановить проводку до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить безопасное плавание. Лоцман не вправе без согласия капитана покинуть судно раньше, чем поставит его на якорь, ошвартует в безопасном месте, выведет в море или будет сменен другим лоцманом.

Договор об оказании лоцманских услуг заключается между лоцманской организацией и судовладельцем, и капитан судна (ст. 102 КТМ) остается ответственным за управление судном.

По общему правилу присутствие на судне лоцмана не снимает с капитана ответственности за управление судном даже в районах обязательной лоцманской проводки.

Однако организация, работником которой является лоцман, проводящей судно, также несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащей проводки судна. Для привлечения лоцманской организации к ответственности необходимо, чтобы владелец судна доказал, что проводка была исполнена ненадлежащим образом по вине лоцмана, а капитан судна при данных обстоятельствах не мог предотвратить причинение вреда.

Статья 41. Лоцманская проводка судов

1. В целях обеспечения безопасности плавания судов по внутренним водным путям и предотвращения транспортных происшествий с судами создаются государственные лоцманские службы и негосударственные организации по лоцманской проводке судов. Государственные лоцманские службы создаются в составе администраций бассейнов внутренних водных путей.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 05.04.2011 N 47-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги государственных лоцманских служб и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов оказываются на возмездной основе.

2. Лоцманская проводка судов осуществляется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна указанное лоцманское удостоверение. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.

Порядок выдачи лоцманских удостоверений устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в положении о лоцманах на внутренних водных путях. Лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о лоцманах на внутренних водных путях, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса лоцмана лица, не прошедшие медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

Лоцман обязан ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лоцманом может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

3. Перечень участков внутренних водных путей, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

4. В случае, если это необходимо в целях обеспечения безопасности судоходства, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих обеспечить безопасность судоходства.

5. Присутствие на судне лоцмана не снимает ответственность с капитана судна за управление судном. При наличии достаточных оснований сомневаться в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях обеспечения безопасности судоходства отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить данного лоцмана.

6. За вред, причиненный судовладельцу по вине лоцмана, несет ответственность государственная лоцманская служба или негосударственная организация по лоцманской проводке судов, с которыми лоцман находится в трудовых отношениях в момент причинения вреда судовладельцу.

Государственная лоцманская служба и негосударственная организация по лоцманской проводке судов обязаны в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, застраховать свою гражданскую ответственность на случай возмещения вреда, который может быть причинен судовладельцу по вине лоцмана.

7. Суда, плавающие под флагами иностранных государств, за исключением судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, в течение всего пути следования по внутренним водным путям подлежат обязательной лоцманской проводке, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Порядок лоцманской проводки судов, предусмотренных пунктом 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса, порядок установления районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки таких судов и категорий судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются правилами, предусмотренными абзацем первым пункта 2 статьи 23.1 настоящего Кодекса.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 203-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщить в администрацию бассейна внутренних водных путей о:

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

любых изменениях судового хода, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами на обслуживаемом им участке внутренних водных путей;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2020 года N 463

В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2015, N 29, ст.4356), пунктом 1 и подпунктом 5.2.11(13) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2013, N 5, ст.388; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

23 декабря 2020 года,

регистрационный N 61748

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 года N 463

Положение о лоцманах на внутренних водных путях

1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к лоцману, осуществляющему лоцманскую проводку судов на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - лоцман), права и обязанности лоцмана при осуществлении лоцманской проводки судна (далее - лоцманская проводка), а также порядок выдачи лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей (далее - лоцманское удостоверение).

2. Лоцман должен:

1) являться гражданином Российской Федерации;

2) иметь лоцманское удостоверение;

3) ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

4) уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профессиональным стандартом "Лоцман", изданным в соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (далее - профессиональный стандарт "Лоцман");

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2018, N 50, ст.7755.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2018, N 1, ст.34.

правила плавания судов по внутренним водным путям (далее - ВВП);

правила движения и стоянки судов в соответствующем бассейне ВВП;

правила пропуска судов через шлюзы ВВП;

правила диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на ВВП;

правила радиосвязи подвижной службы и подвижной спутниковой службы на ВВП;

6) знать утверждаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации правила плавания по ВВП спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств;

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2012, N 18, ст.2128.

7) соблюдать режим труда и отдыха.

Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

8) иметь среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование;

9) иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана или капитана-механика на судах с мощностью главных двигателей более 330 кВт.

3. Лоцман при осуществлении лоцманской проводки имеет право:

1) по предъявлении лоцманского удостоверения, прибывать в порт и/или на причалы, в том числе на судне или иных транспортных средствах, с целью посадки на судно для осуществления лоцманской проводки, а также покидать порт и/или причалы после завершения лоцманской проводки;

2) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи судна;

3) пользоваться судовыми средствами, позволяющими контролировать местоположение судна;

4) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции, с данными, указанными в судовых документах;

5) получать от капитана судна сведения о:

позывном сигнале судна;

осадке судна носом и кормой;

длине, ширине и высоте наивысшей точки судовых конструкций над поверхностью воды, грузоподъемности судна, его технико-эксплуатационных и маневренных характеристиках, наличии и готовности к использованию судовых средств движения, управления, навигации, сигнализации и связи;

скорости судна при разных режимах работы судовой пропульсивной установки;

наличии на судне подруливающих устройств и их мощности;

конструктивных, эксплуатационных особенностях и состоянии навигационных приборов, пропульсивной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением судна;

загрузке, остойчивости и непотопляемости судна;

дате и времени подхода судна к месту посадки лоцмана;

порте (месте) назначения судна;

причале, к которому должно ошвартоваться судно (при заходе судна в порт);

любых неисправностях судовых механизмов и навигационного оборудования (при наличии).

4. Перед началом лоцманской проводки лоцман обязан:

1) предъявить капитану судна лоцманское удостоверение;

2) получить у капитана судна информацию о неисправности судовых механизмов, навигационного оборудования (при наличии);

3) проинформировать капитана судна о:

навигационно-гидрографических и гидрометеорологических условиях предстоящего плавания;

осуществлении диспетчерского регулирования движения судов и управления движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания;

4) согласовать с капитаном судна:

условия лоцманской проводки, включая действия на случай чрезвычайных ситуаций;

порядок прохождения информации и распоряжений по управлению судном, а также контроля за исполнением таких распоряжений;

порядок постановки судна на бочки, якорную стоянку, съемки с них, швартовки к причалу или выносному перегрузочному устройству и отхода от них, включая количество принимаемых или подаваемых швартовых концов.

5. Во время лоцманской проводки лоцман обязан:

1) вести наблюдение за изменениями навигационных и гидрометеорологических условий плавания;

2) контролировать местоположение судна;

3) пользоваться информацией, получаемой от имеющихся в районе лоцманской проводки систем обеспечения безопасности судоходства, обеспечивать выполнение указаний диспетчера ВВП при их поступлении;

4) немедленно сообщить в администрацию бассейна ВВП о:

изменениях судового хода и судоходной обстановки, которые могут создать угрозу безопасности судоходства;

происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет;

невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого лоцман осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами ВВП.

Пункт 8 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001; 2015, N 29, ст.4356).

6. Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.

7. Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно из района лоцманской проводки или будет сменен другим лоцманом.

8. Лоцман не вправе осуществлять лоцманскую проводку в случае:

нарушения лоцманом установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха;

несоответствия состояния здоровья лоцмана предъявляемым к нему медицинским требованиям;

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 6 ноября 2020 года N 462

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207; 2011, N 23, ст.3253) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342; 2019, N 1, ст.10),

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

в Министерстве юстиции

23 декабря 2020 года,

регистрационный N 61744

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 6 ноября 2020 года N 462

Положение о морских лоцманах

1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к морским лоцманам (далее - лоцман), осуществляющим лоцманскую проводку судов, указанных в пункте 1 статьи 3 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), в акваториях морских портов и на подходах к ним (далее - лоцманская проводка), права и обязанности лоцмана при осуществлении лоцманской проводки, а также порядок выдачи лоцманского удостоверения.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст.2207.

2. Лоцман должен:

1) являться гражданином Российской Федерации;

2) иметь выданное капитаном морского порта лоцманское удостоверение о праве лоцманской проводки судов (далее - лоцманское удостоверение);

3) ежегодно проходить медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

4) уметь выполнять трудовые действия и обладать необходимыми знаниями и умениями, предусмотренными профессиональным стандартом "Лоцман", изданным в соответствии с Правилами разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (далее - Профессиональный стандарт "Лоцман");

Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст.293; 2018, N 50, ст.7755.

Собрание законодательства Российской Федерации 2007, N 46, ст.5557; 2017, N 30, ст.4457.

6) знать обязательные постановления в морском порту, действующие в районе лоцманской проводки;

8) соблюдать режим труда и отдыха;

Статья 329 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 ст.3; 2006, N 27, ст.2878).

9) иметь стаж работы не менее трех лет в должности капитана и (или) старшего помощника капитана на морских судах валовой вместимостью 500 и более.

3. Лоцман при осуществлении лоцманской проводки имеет право:

1) по предъявлении лоцманского удостоверения, прибывать в морской порт и на его терминалы, в том числе на судне или иных транспортных средствах, с целью посадки на судно для осуществления лоцманской проводки, а также покидать морской порт и его терминалы после завершения лоцманской проводки;

2) пользоваться судовой радиостанцией и другими средствами связи судна;

3) пользоваться судовыми средствами, позволяющими контролировать местоположение судна;

4) сверять данные, записанные в лоцманской квитанции, с данными, указанными в судовых документах;

5) получать от капитана судна сведения о:

позывном сигнале судна;

осадке судна носом и кормой;

основных размерениях судна (наибольшая длина, наибольшая ширина, высота наивысшей точки судовых конструкций над поверхностью воды);

скорости судна при разных режимах работы судовой пропульсивной установки;

наличии на судне подруливающих устройств и их мощности;

конструктивных, эксплуатационных особенностях и текущем состоянии навигационных приборов, пропульсивной установки, рулевого, подруливающего, якорного и других устройств, обеспечивающих управление движением судна;

Одним из неотъемлемых элементов системы обеспечения безопасности мореплавания является лоцманская проводка. В соответствии со ст. 86 КТМ РФ лоцманская проводка судов осуществляется в целях обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами, а также защиты морской среды.
Лоцманская проводка судов в РФ осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах. Морской лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства и иными правовыми актами РФ.
Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством РФ. На лоцмана возлагается выполнение обязанностей публично — правового характера. Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
Министерство транспорта РФ осуществляет контроль за деятельностью государственных лоцманских служб в морских портах, а также контроль в отношении негосударственных организаций лоцманов. В порядке осуществления такого контроля Министерство, в частности, вправе решать:
будут ли и в каком объеме морские лоцманы таких организаций осуществлять обязательную проводку судов, если такая проводка установлена в соответствующем районе или в отношении определенных судов;

удовлетворяют ли такие организации в отношении оснащённости, численности и обученное™ их работников целям лоцманского обслуживания.
Министерство транспорта РФ утверждает Положение о морских лоцманах России, устанавливает районы обязательной и необязательной лоцманской проводки и доводит об этом до всеобщего сведения в обязательных постановлениях морских портов, лоциях и «Извещениях мореплавателям».
В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет право осуществлять плавание без лоцмана, если только судно не относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки.
Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются капитанами морских портов.
В районах, где лоцманская проводка не является обязательной, капитан судна может взять лоцмана, если он найдет это необходимым.
Лоцманские службы в РФ независимо от их правового статуса являются неотъемлемой частью государственной системы обеспечения безопасности мореплавания.
Все лоцманские организации лицензируются и их работа контролируется органами государственного надзора капитанами портов. Официальным языком при лоцманской проводке является русский или английский.
Морские лоцманы могут входить (объединяться) в лоцманские службы портов и гидротехнических баз, а также в самостоятельные лоцманские организации.
Деятельность ледовых лоцманов на трассе Северного морского пути и лоцманов открытого моря регламентируется соответствующими положениями о них.
Лоцманские организации осуществляют свою деятельность на основании КТМ РФ, Положения о морских лоцманах России, собственного Устава лоцманской организации, согласованного с органом государственного надзора и утвержденного в установленном порядке, других законодательных и подзаконных актов по безопасности мореплавания.
По вопросам обеспечения безопасности мореплавания лоцманские службы непосредственно подчиняются капитану порта.
Любая лоцманская служба (организация) должна иметь сертификат на право осуществления своей деятельности, выданный органом, осуществляющим надзор за торговым мореплаванием.

Сертификат на право деятельности лоцманской службы может быть изъят органом, его выдавшим, в случаях грубых нарушений требований нормативных актов по безопасности мореплавания или до представления капитана порта.
Не допускается работа двух или более лоцманских служб на одном участке лоцманской проводки.
Лоцманские службы содержатся за счет лоцманских сборов, используемых на развитие и обеспечение их деятельности. Лоцманские службы осуществляют свою деятельность на основе полной финансово-экономической самостоятельности.
Тарифы на лоцманскую проводку разрабатываются и устанавливаются лоцманскими организациями и согласовываются с Министерством транспорта РФ.
Устанавливаются следующие квалификационные лоцманские категории: а) морской лоцман 2 класса; б) морской лоцман 1 класса.
Морскими лоцманами могут быть граждане РФ, имеющие высшее или среднее судоводительское образование и звание не ниже капитана малого плавания и имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы лоцманом.
Присвоение квалификации категории «морской лоцман 2 класса» кандидату в лоцманы производится в следующем порядке:
а) рассмотрение документов кандидата в лоцманы в лоцманской службе (организации) совместно с капитаном порта и собеседование с кандидатом;
б) стажировка в лоцманской службе (организации) под началом опытного лоцмана в течение не менее 6 месяцев, но не более одного года, с получением отзыва о готовности кандидата;
в) сдача экзамена в квалификационной комиссии под председательством капитана порта и состоящей не менее чем из пяти человек: трех опытных лоцманов, опытного судоводителя и капитана порта.
Лоцманские сертификаты выдаются лоцманам, сдавшим экзамен, капитаном морского порта.
Лоцманский сертификат является бессрочным и требует подтверждения не реже одного раза в пять лет путем прохождения курсов повышения квалификации и тренажеров, либо при повышении категорий.

Факт выдачи лоцманского сертификата не предполагает какой-либо ответственности органа, выдавшего сертификат, за любой ущерб, причиненный любым действием (бездействием лоцмана).
Присвоение квалификационной категории морского лоцмана 1 класса лоцманам 2 класса осуществляется по представлению руководителя лоцманской службы при условии безупречной, безаварийной работы их в должности лоцмана сроком не менее пяти лет и успешной сдачи экзамена в квалификационной комиссии под председательством капитана порта. Все лоцманы, осуществляющие проводку в районах действия систем управления движения судов (СУД С), должны пройти стажировку в течение не менее семи дней на СУДС в качестве лоцмана-оператора.
Никто не может выполнять функции морского лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки, не имея соответствующего сертификата, выданного уполномоченным государством должностным лицом (капитаном морского торгового порта).
Любой аттестованный лоцман, проявивший халатность или неспособность к выполнению своих обязанностей, отказывающийся проводить судно, кроме как по объективным причинам (реальной опасности или запрета в правилах и т.п.) подлежит временному отстранению от проводок без изъятия сертификата либо увольнению со службы.
В случае увольнения по вышеуказанным причинам сертификат лоцмана теряет юридическую силу и подлежит сдаче органу, его выдавшему.
Количество лоцманов в районе лоцманской проводки определяется руководством лоцманской службы по согласованию с органом государственного надзора с учетом количества работ, подлежащих выполнению в данном районе, и необходимостью затраты объема рабочего времени на переподготовку, стажировку и обучение лоцманов. Количество стажеров не должно превышать 10% от числа действующих лоцманов. Режим рабочего времени лоцманов устанавливается руководством службы в соответствии с действующим законодательством.
В районах обязательной лоцманской проводки судно не имеет права осуществлять плавание без морского лоцмана.

В районах необязательной лоцманской проводки капитан судна имеет право, если найдет это необходимым, взять на судно лоцмана с отнесением расходов за счет судовладельца.
Время проводки (круглосуточно, в светлое время суток, с полной водой и т.п.) определяется капитанами морских портов и объявляется в обязательных постановлениях по морским портам или в местных правилах.
Капитан морского порта вправе запретить проводку судов, когда безопасной проводке препятствуют гидрометеорологические обстоятельства (плохая видимость, шторм, ледовые условия и т.д.), а также при наличии других обстоятельств.
Порядок лоцманской проводки судов в морских торговых и рыбных портах, имеющих смежные акватории, устанавливается капитаном морского торгового порта по согласованию с капитаном морского рыбного порта.
Ответственность за аварийные случаи, происшедшие по вине морских лоцманов при исполнении ими служебных обязанностей, несет лоцманская организация, которой подчинен лоцман. Эта ответственность ограничивается десятикратной стоимостью лоцманского сбора, причитающегося за данную проводку судна.
Ни морской порт, ни независимые организации лоцманов не несут ответственности за вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения лоцманской проводки перед третьей стороной.
Если капитаном судна заявка на лоцмана подана в сроки, указанные в обязательном постановлении по порту, лоции или местных правилах, лоцман должен прибыть на судно к указанному в заявке времени. В случае невозможности прибытия лоцмана к указанному сроку, агент судна, дежурный диспетчер порта или инспекции государственного надзора (ИГН) обязаны сообщить капитану судна о времени и месте прибытия лоцмана.
Вместе с лоцманом на судно может быть направлен лоцманский стажер.
Если судно, следующее в порт, не прибыло к месту приема лоцмана в указанное в заявке капитаном время, лоцман, направленный на это судно, может быть использован по другому назначению. Опоздавшее судно в таких случаях обеспечивается лоцманской проводкой в порядке очереди.

Капитан судна обязан обеспечить быстрый и безопасный прием лоцмана и стажера на борт судна и не допустить при этом повреждений лоцманского бота. Во время приема и высадки лоцмана и стажера капитан судна должен держать связь с лоцманским ботом (судном) и согласовывать с ним свои действия. С момента прибытия лоцмана и до ухода его на судне должен быть поднят флажный сигнал по Международному своду сигналов « Н « (Hotel) — «У меня на борту есть лоцман».
Если во время проводки с лоцманом или стажером произойдет несчастный случай, судовладелец обязан возместить причиненный ущерб в порядке и размере, установленных законом государства, под флагом которого плавает судно, нормами международного права или законодательством России (по выбору истца (потерпевшего) или его правопреемников).
В случае непогоды, когда невозможно высадить лоцмана с лоцманского бота на идущее с моря судно, по согласованию с капитаном последнего лоцман может осуществить проводку методом лидирования до места, где можно будет безопасно принять лоцмана на борт судна. Метод лидирования по согласованию с капитаном судна может быть применен и при выводе судна из порта. Между судном и лоцманским ботом при этом должна быть обеспечена надежная связь. Метод лидирования должен быть также согласован со службой движения судов.
Прибывший на судно лоцман обязан предъявить лоцманский сертификат и вручить капитану лоцманскую квитанцию. Капитан судна должен заполнить квитанцию, удостоверив все данные, внесенные в нее, своей подписью и судовой печатью. При необходимости капитан судна дополнительно может указать в квитанции свои замечания относительно обстоятельств, касающихся проводки судна лоцманом.
В период нахождения на борту судна лоцмана и стажера капитан обязан безвозмездно предоставлять им отдельное помещение и питание наравне с лицами командного состава.
Капитан судна обязан по требованию лоцмана предоставлять ему в бесплатное пользование судовую радиостанцию для связи по вопросам его служебной деятельности.
При возникновении обстоятельств, отражающихся на безопасности лоцманской проводки (ухудшение видимости, туман, уменьшение глубин на фарватере и т.п.), капитан судна обязан по требованию лоцмана использовать средства судового электрорадионавигационного оборудования (эхолот, радиолокатор, радиопеленгатор и др.), а при наличии в районе лоцманской проводки СУДС воспользоваться ее услугами.

Присутствие лоцмана на судне не снимает с капитана ответственности за управление судном. Лоцман является только советчиком капитана. Последний использует практические знания лоцмана и его опыт плавания в данном районе. Все приказания рулевому и в машину капитан отдает лично. Если же в целях ускорения выполнения маневра капитан разрешает лоцману самому отдавать приказания, то и в этом случае они будут считаться как выполненные по приказанию капитана, за которые последний несет ответственность.
В случае ухода капитана с мостика он обязан указать лоцману лицо, ответственное за управление судном в его отсутствие.
Если капитан, приняв на судно лоцмана, не будет следовать его рекомендациям, последний имеет право в присутствии третьего лица отказаться от продолжения проводки судна. Лоцман обязан потребовать, чтобы об этом было записано в судовом журнале и в лоцманской квитанции. Кроме того, лоцман должен, по возможности немедленно, сообщить о происшедшем в портнадзор. Однако и после отказа от проводки лоцман обязан оставаться на мостике и, если капитану потребуются сведения, необходимые для безопасного плавания, он обязан сообщать их. Если же капитан потребует, чтобы лоцман возобновил проводку, то он не вправе отказаться и обязан продолжить проводку.
В случае сомнения в правильности рекомендаций лоцмана капитан вправе отказаться от его услуг. При этом в районе необязательной лоцманской проводки он может, а в районе обязательной проводки обязан вызвать другого лоцмана. В последнем случае, по возможности, капитан должен остановить движение своего судна.
Лоцман не вправе без согласия капитана оставить судно прежде, чем оно не будет в безопасном месте поставлено на якорь, ошвартовано, выведено в море или пока лоцман не будет сменен другим лоцманом.
Штатное место оставления судна лоцманом в море может быть изменено по условиям погоды или другим причинам, о чем капитан должен быть своевременно поставлен в известность.

С судов, пользующихся услугами морских лоцманов, в том числе и при методе лидирования, взимается лоцманский сбор в установленном порядке. Это относится и к случаям, когда один лоцман осуществляет проводку нескольких судов, следующих друг за другом. Основанием для взыскания с судна лоцманского сбора служит лоцманская квитанция, подписанная капитаном судна, или радиотелеграфное подтверждение.
За неправильное объявление наибольших длины, ширины, высоты судна (для расчета модуля) и наибольших осадки и высоты надводного борта капитан судна обязан уплатить штраф в размере двукратной ставки причитающегося лоцманского сбора, независимо от установленной законом ответственности за последствия, которые могут произойти из-за указания неверных сведений.
В случае, если лоцман и лоцманский стажер увезены проводимым судном за пределы обслуживаемого района, капитан обязан возместить лоцману и стажеру стоимость обратного проезда (стоимость билета на том или ином виде транспорта, суточные за время возвращения и при необходимости стоимость проживания в гостинице) и, кроме того, уплатить за каждые сутки пребывания их за пределами района лоцманской проводки лоцманское вознаграждение, считая со дня оставления района по день возвращения лоцмана и стажера к месту постоянной работы.
Капитан судна обязан уплатить лоцманской организации особое вознаграждение в установленном размере в случае, когда лоцман задерживается на судне свыше одного часа вследствие необходимости догрузки или разгрузки судна, неисправности судовых механизмов, ожидания полной воды, нахождения судна в карантине и других обстоятельств, если они не вызваны действием непреодолимой силы.
В целом положения российского законодательства, регламентирующие лоцманское дело, соответствуют нормам международного права.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: