Лица занимающие государственную должность предоставляют в налоговый орган по месту жительства декларацию

Обновлено: 15.08.2022

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, указанные в статье 214.2 настоящего Кодекса, доходы, сведения о которых представлены в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, если в отношении такого недвижимого имущества налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и если сумма всех таких доходов от продажи такого имущества в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета.

Налогоплательщики также вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце третьем подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и (или) сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи имущества, указанного в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, если в отношении такого недвижимого имущества (имущества) налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем третьим и (или) четвертым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и если сумма всех таких доходов от продажи такого недвижимого имущества (имущества) в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета.

При определении доходов от продажи недвижимого имущества в целях настоящего пункта учитываются особенности, установленные пунктом 2 статьи 214.10 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

Комментарий к ст. 229 НК РФ

Всех, кто сдает декларации по налогу на доходы физических лиц, можно разделить на две группы:

- те, кого сдавать декларацию обязывает Налоговый кодекс РФ;

- те, кто сдает декларацию по собственной инициативе, чтобы вернуть часть потраченных денег, реализовав свое право на налоговые вычеты.

На практике часто возникает вопрос: должен ли человек сдавать декларацию, если он в течение прошедшего года получал доходы не только по основному месту работы, но и по совместительству?

Кто обязан подать декларацию по закону

Декларацию по налогу на доходы физических лиц должны сдавать:

- индивидуальные частные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц (предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, декларацию по налогу на доходы физических лиц сдавать не должны);

- частные нотариусы, адвокаты, детективы и другие лица, получавшие в течение отчетного года доходы от частной практики.

Кроме того, человек обязан сдать декларацию, если он в отчетном году:

- продавал свое имущество;

- работал по договору найма или иному гражданско-правовому договору, заключенному с человеком, который не является индивидуальным предпринимателем;

- получал доходы за границей и из-за границы;

- получал выигрыши в лотерею, на тотализаторе и в других основанных на риске играх (в том числе и в игровых автоматах);

- получал другие доходы, при выплате которых налог не был удержан.

Кто может подать декларацию, чтобы вернуть деньги,

реализовав свое право на налоговые вычеты

По собственной инициативе декларацию может сдать любой человек, который хочет вернуть часть потраченных за прошедший год денег, реализовав свое право на налоговые вычеты. Так, человек может сам подать декларацию в следующих случаях:

- если в течение года он платил за свое обучение или обучение своих детей, оплачивал медицинские услуги или покупал медикаменты либо тратил деньги на благотворительность (в этом случае человек может получить социальный налоговый вычет);

- если у него были расходы на новое строительство либо он купил жилой дом или квартиру (в этом случае человек может получить имущественный налоговый вычет, если соответствующий вычет ему в установленном порядке не предоставил работодатель);

- если в течение года человек получал вознаграждения по авторским договорам или договорам гражданско-правового характера (в этом случае можно получить профессиональный налоговый вычет, если такой вычет не был предоставлен при выплате дохода);

- если в течение прошедшего года стандартные налоговые вычеты по месту работы человеку не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством.

Кроме того, любой человек может подать декларацию и в том случае, если, по его мнению, работодатель по каким-либо причинам неправильно удержал налог с его доходов. Налоговая инспекция обязана принять эту декларацию, и если окажется, что налог был удержан в большем размере, чем полагалось, излишне удержанные деньги налогоплательщику обязаны вернуть.

Декларацию о доходах нужно сдать в налоговую инспекцию по месту постоянного жительства не позднее 30 апреля по окончании налогового периода (например, декларацию за 2006 год - не позднее 30 апреля 2007 года). Вместе с декларацией нужно представить:

- документы, подтверждающие полученные доходы (справки от всех работодателей по форме 2-НДФЛ или другие подтверждающие документы);

- если налогоплательщик претендует на налоговые вычеты - заявления на получение этих вычетов и копии документов, подтверждающие расходы.

Предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, сдают документы, подтверждающие их доходы и расходы, в особом порядке (подробнее об этом читайте в разделе "Декларирование доходов, полученных от предпринимательской деятельности").

Декларацию нужно заполнить на специальных бланках. Комплект этих бланков называется "Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)". Бланки можно бесплатно получить в своей налоговой инспекции, купить в книжном магазине или распечатать с компьютера. Форма декларации утверждена Приказом Минфина России от 23 декабря 2005 г. N 153н.

Заполненную декларацию можно сдать в инспекцию:

- через уполномоченного представителя;

- в электронном виде.

Судебная практика по статье 229 НК РФ

Суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и установив, что предприниматель документально не подтвердил затраты, связанные с приобретением и реализацией имущества, руководствуясь положениями статей 112, 143, 146, 153, 210, 221, 229, 252, 346.26 Налогового кодекса, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для доначисления предпринимателю спорных сумм налогов, пени и налоговых санкций, с чем согласился суд округа.

Рассматривая спор по существу, судебные инстанции, оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 52, 228, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об обоснованности заявленных требований ввиду доказанности налоговым органом факта наличия у предпринимателя непогашенной в добровольном порядке недоимки по налогу в спорной сумме.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 23, 41, 105.3, 210, 211, 216, 229 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 807 Гражданского Кодекса Российской Федерации, правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".

Исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, руководствуясь положениями статей 75, 101, 119, 122, 209, 210, 229, 346.11 - 346.14, 346.25 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", суды пришли к выводу о доказанности налоговым органом применения заявителем схемы "дробления" бизнеса между ним и взаимозависимым лицом (ООО "Сервис"), что позволило им искажать сведения о фактически полученных доходах, а также послужило основанием для создания заявителю возможности выводить денежные средства, полученные от предпринимательской деятельности обоих хозяйствующих субъектов на расчетный счет физического лица (Писарева М.В.), не облагая их налогом.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 41, 209, 210, 221, 223, 227, 229, 252, 346.43 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", судебные инстанции пришли к выводу о законности решения инспекции в оспоренной части с учетом доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о создании предпринимателем формального документооборота в отсутствие реального осуществления хозяйственных операций с целью получения необоснованной налоговой выгоды в результате согласованных действий участников сделки.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 76, 138 - 140, 229, 346.12, 346.13, 346.25 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о том, что оспоренные решения инспекции и управления соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы налогоплательщика.

26 июня 2014 года ИФНС России N 10 были получены сведения от ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" о направлении в адрес Кривовой Е.В. справки 2-НДФЛ за 2013 год и уведомления с разъяснением статьи 228 и статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 этого кодекса (пункт 1). В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации (пункт 4).

НК РФ Статья 229. Налоговая декларация

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 229 НК РФ

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 28.11.2015 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 4 ст. 229 (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ) применяется к доходам, полученным налогоплательщиками в налоговых периодах начиная с 01.01.2021.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, указанные в статье 214.2 настоящего Кодекса, доходы, сведения о которых представлены в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, если в отношении такого недвижимого имущества налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и если сумма всех таких доходов от продажи такого имущества в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Налогоплательщики также вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце третьем подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и (или) сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи имущества, указанного в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, если в отношении такого недвижимого имущества (имущества) налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем третьим и (или) четвертым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и если сумма всех таких доходов от продажи такого недвижимого имущества (имущества) в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

При определении доходов от продажи недвижимого имущества в целях настоящего пункта учитываются особенности, установленные пунктом 2 статьи 214.10 настоящего Кодекса.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

2. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства.

3. В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

4. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы (в том числе фиксированную прибыль), налоговые вычеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники выплаты таких доходов, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или зачету (возврату) по итогам налогового периода.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 настоящего Кодекса), а также доходы, указанные в статье 214.2 настоящего Кодекса, доходы, сведения о которых представлены в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, если в отношении такого недвижимого имущества налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и если сумма всех таких доходов от продажи такого имущества в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета.

Налогоплательщики также вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце третьем подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и (или) сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи имущества, указанного в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, если в отношении такого недвижимого имущества (имущества) налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем третьим и (или) четвертым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, и если сумма всех таких доходов от продажи такого недвижимого имущества (имущества) в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета.

При определении доходов от продажи недвижимого имущества в целях настоящего пункта учитываются особенности, установленные пунктом 2 статьи 214.10 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации.

Комментарий к ст. 229 НК РФ

В статье 229 НК РФ идет речь о налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, о сроках ее представления.

Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) в абзаце 1 пункта 3 статьи 229 НК РФ слова "и (или) прекращения выплат, указанных в статье 228 настоящего Кодекса" и слова "или таких выплат" были исключены.

Данные изменения согласно части 1 статьи 10 Закона N 229-ФЗ вступили в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Закон N 229-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 2 августа 2010 г.

Ранее до 2 сентября 2010 г. было предусмотрено досрочное представление декларации по налогу на доходы физических лиц.

Декларации по налогу на доходы физических лиц подавались досрочно в двух случаях, а именно: при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой и при прекращении поступления выплат, указанных в статье 228 НК РФ.

Однако в связи с вступлением в силу изменений в пункт 3 статьи 229 НК РФ при прекращении выплат, указанных в статье 228 НК РФ налогоплательщик вправе представлять налоговую декларацию о фактически полученных доходах по общим правилам, то есть не позднее 30 апреля следующего года.

Обращаем внимание, что налогоплательщики НДФЛ могут заполнить и представить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в интерактивном сервисе "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на официальном сайте ФНС России.

В письме Минфина России от 04.02.2014 N 03-02-08/4326 обращается внимание, что нормами НК РФ в достаточной степени урегулированы вопросы, связанные с декларированием доходов, полученных физическими лицами, и меры ответственности за непредставление налоговой декларации. Физические лица, получившие доходы, из которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, обязаны самостоятельно произвести исчисление и уплату этого налога. Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Анализируя статью 229 НК РФ, Минфин России разъяснил, что налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи квартиры, принадлежавшей налогоплательщику более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию (см. письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-04-05/5-264).

В письме от 07.04.2011 N 03-04-05/6-235 контролирующий орган пояснил, что физическое лицо, не признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, получившее доходы от продажи недвижимого имущества на территории Российской Федерации, обязано представить налоговую декларацию и уплатить налог на доходы физических лиц в отношении указанных доходов.

В письме от 05.04.2011 N 03-04-05/6-221 официальный орган заметил, что физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Как указало финансовое ведомство, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды клиенты кредитной организации, не являющиеся ее сотрудниками, исполняют самостоятельно в порядке, предусмотренном статьями 228 и 229 НК РФ, независимо от размера полученного дохода в виде материальной выгоды (см. письмо от 18.03.2011 N 03-04-06/6-44).

В письме от 01.02.2011 N 03-04-05/6-46 Минфин России пояснил, что НК РФ не содержит требования о представлении документов, подтверждающих размер полученных доходов, при подаче налоговой декларации. Такие документы могут быть затребованы в ходе налоговой проверки, проводимой налоговым органом.

В письме от 13.01.2011 N 20-14/4/001321 налоговое ведомство разъяснило, что физические лица, получившие в налоговом периоде доходы от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 НК РФ, когда доходы не облагаются налогом, обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог на доходы физических лиц, подлежащий уплате (доплате) по итогам налогового периода, а также представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В письме Минфина России от 08.04.2014 N 03-04-РЗ/15818 рассмотрен вопрос о налогообложении НДФЛ доходов от продажи земельного участка, находившегося в собственности более трех лет. Применительно к рассматриваемому вопросу налоговый орган указал, что на основании статьи 229 НК РФ налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи земельного участка, находившегося в собственности более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

В письме Минфина России от 26.08.2013 N 03-04-05/34878 также указывается, что налогоплательщик вправе не подавать налоговую декларацию по доходам от продажи автомобиля, находившегося в собственность налогоплательщика более трех лет, если нет иных доходов, подлежащих декларированию.

Как заметил налоговый орган, пунктом 4 статьи 229 НК РФ установлено, что в налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено данным пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Таким образом, право на использование данного имущественного налогового вычета возникает только у тех физических лиц, которые получают доходы, облагаемые по ставке 13 процентов, поскольку предоставление указанного налогового вычета предусматривает возврат налога, уплаченного налогоплательщиком в течение налогового периода (см. письмо от 31.12.2010 N 20-14/4/138347@).

В письме от 31.12.2010 N 20-14/4/138478@ УФНС РФ по г. Москве пояснило, что в связи с получением дохода от продажи квартиры, находящейся в собственности менее трех лет, у ее владельца возникает обязанность в установленном порядке по представлению в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и уплате налога в сумме, исчисленной в соответствии с такой декларацией.

В письме Минфина России от 05.08.2013 N 03-04-06/31388 разъясняется, что при выплате организацией налогоплательщику дохода, полученного в результате операций по покупке и продаже иностранной валюты на валютном рынке, такая организация не признается налоговым агентом. При этом исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода. Вместе с тем если операции с иностранной валютой в соответствии с существующими нормативными правовыми актами могут быть отнесены к операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, к ним следует применять соответствующие правила определения налоговой базы при совершении операций с финансовыми инструментами срочных сделок, предусмотренные в статье 214.1 НК РФ, и в этом случае организация будет признаваться налоговым агентом.

Обращаем внимание, что обязанности представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией документы (их копии), подтверждающие полученные налогоплательщиком доходы, положениями НК РФ не предусмотрено.

На практике возникает ситуация, когда налогоплательщики пытаются переложить свою обязанность по подаче налоговой декларации по НДФЛ на иных лиц, например, конкурсного управляющего, в связи с чем впоследствии возникают судебные споры с участием налоговых органов.

В связи с этим обращаем внимание, что обязанность по подаче налоговой декларации является личной обязанностью налогоплательщика НДФЛ, которая не может быть возложена на конкурсного управляющего, вследствие чего в данной части жалоба удовлетворению не подлежит. Данной позиции придерживаются арбитражные суды.

Так, в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 N А33-17848/2010к36 разъясняется, что конкурсному управляющему достоверно не может быть известно обо всех сведениях, подлежащих отражению в налоговой декларации в соответствии с частью 4 статьи 229 НК РФ, тогда как должник, напротив, владеет всеми сведениями, необходимыми для представления достоверных сведений в налоговой декларации. В рамках дела о банкротстве индивидуального предпринимателя должник является лицом, участвующим в деле, вправе принимать участие в собраниях кредиторов, получать иные сведения от конкурсного управляющего, необходимые в том числе для оформления и подачи налоговой декларации.

В связи с этим суд пришел к выводу, что обязанность по подаче налоговой декларации является личной обязанностью налогоплательщика, которая не может быть возложена на конкурсного управляющего. На этом основании суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя и оставил решение первой инстанции без изменения.

Обращаем внимание, что на практике часто возникает ситуация, когда налогоплательщики НДФЛ указывают в налоговых декларациях различные коды категорий налогоплательщиков, что вызывает определенные затруднения и порождает недопонимания со стороны налоговых органов.

В отношении такой ситуации необходимо отметить, что указание в поданных налоговых декларациях различных кодов категории налогоплательщика не свидетельствует о подаче двух различных налоговых деклараций по НДФЛ, что соответствует сложившейся судебной практике арбитражных судов.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 N 17АП-3167/2014-АК разъясняется, что указание в поданных налоговых декларациях различных кодов категории налогоплательщика 760 (физическое лицо, за исключением индивидуального предпринимателя, нотариуса и другого лица, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, и главы крестьянского (фермерского) хозяйства) и 720 (индивидуальный предприниматель) не свидетельствует о подаче двух различных деклараций, поскольку положениями статьи 229 НК РФ предусмотрена подача одной декларации по форме 3-НДФЛ для всех категорий налогоплательщиков с заполнением различных листов указанной декларации.

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

4.1. Налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

1) в ходе проведения мероприятий налогового контроля установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;

2) физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано на основании вступившего в силу постановления о дисквалификации по делу об административном правонарушении и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

3) в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;

4) в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);

5) в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) - организации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);

6) обстоятельства, предусмотренные пунктом 5.3 статьи 174 либо пунктом 7 статьи 431 настоящего Кодекса.

4.2. При установлении хотя бы одного из обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 4 и 6 пункта 4.1 настоящей статьи, налоговый орган в срок не позднее пяти дней со дня установления такого обстоятельства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обязан уведомить налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) о признании соответствующей налоговой декларации (расчета) непредставленной.

Форма и формат уведомления о признании налоговой декларации (расчета) непредставленной утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), либо подтверждающий указанные полномочия документ в электронной форме, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя.

Формат документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), в электронной форме и порядок его направления по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: