Кто созывает заседание палаты конституционного суда

Обновлено: 06.10.2022

  • Раздел первый. Организация Конституционного Суда РФ и статус судей (ст.ст. 1 - 28)
    • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
      • Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации - высший судебный орган конституционного контроля
      • Статья 2. Законодательство о Конституционном Суде Российской Федерации
      • Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 6. Обязательность решений Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 11. Занятия и действия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса
      • Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 16. Равенство прав судей Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства
      • Статья 21. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 22 (утратила силу)
      • Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 24. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 25. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 26. Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
      • Статья 27 (утратила силу)
      • Статья 28. Регламент Конституционного Суда Российской Федерации
      • Глава IV. Принципы конституционного судопроизводства (ст.ст. 29 - 35)
        • Статья 29. Независимость
        • Статья 30. Коллегиальность
        • Статья 31. Гласность
        • Статья 32. Устность разбирательства
        • Статья 33. Язык конституционного судопроизводства
        • Статья 34. Непрерывность судебного заседания
        • Статья 35. Состязательность и равноправие сторон
        • Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации
        • Статья 37. Общие требования к обращению
        • Статья 38. Документы, прилагаемые к обращению
        • Статья 39. Государственная пошлина
        • Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению
        • Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
        • Статья 44. Отзыв обращения
        • Статья 45. Созыв заседаний
        • Статья 46 (утратила силу)
        • Статья 47. Назначение дел к слушанию
        • Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания
        • Статья 48. Соединение дел
        • Статья 49. Подготовка дела к слушанию
        • Статья 50. Требования Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 51. Рассылка материалов к заседанию с проведением слушания. Оповещение о заседании с проведением слушания
        • Статья 52. Участники процесса
        • Статья 53. Стороны и их представители
        • Статья 54. Открытые заседания
        • Статья 55. Закрытое заседание
        • Статья 56. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела
        • Статья 57. Распорядок заседания
        • Статья 58. Председательствующий в заседании
        • Статья 59. Протоколирование
        • Статья 60. Порядок исследования вопросов
        • Статья 61. Отложение заседания
        • Статья 62. Объяснения сторон
        • Статья 63. Заключение эксперта
        • Статья 64. Показания свидетелей
        • Статья 65. Исследование документов
        • Статья 66. Заключительные выступления сторон
        • Статья 67. Возобновление рассмотрения вопроса
        • Статья 68. Прекращение производства по делу
        • Статья 69. Окончание слушания дела
        • Статья 70. Совещание судей по принятию итогового решения
        • Статья 71. Виды решений
        • Статья 72. Принятие решения
        • Статья 73 (утратила силу)
        • Статья 74. Требования, предъявляемые к решениям
        • Статья 75. Изложение решения
        • Статья 76. Особое мнение судьи
        • Статья 77. Провозглашение решения
        • Статья 78. Опубликование решения
        • Статья 79. Юридическая сила решения
        • Статья 80. Обязанность государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации
        • Статья 81. Последствия неисполнения решения
        • Статья 82. Исправление неточностей в решении
        • Статья 83. Разъяснение решения
        • Глава IX. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст.ст. 84 - 87)
          • Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 85. Допустимость запроса
          • Статья 86. Пределы проверки
          • Статья 87. Итоговое решение по делу
          • Статья 88. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 89. Допустимость запроса
          • Статья 90. Пределы проверки
          • Статья 91. Итоговое решение по делу
          • Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 93. Допустимость ходатайства
          • Статья 94. Пределы проверки
          • Статья 95. Итоговое решение по делу
          • Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 97. Допустимость жалобы
          • Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
          • Статья 99. Пределы проверки
          • Статья 100. Итоговое решение по делу
          • Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 102. Допустимость запроса
          • Статья 103. Последствия внесения запроса
          • Статья 104. Пределы проверки и варианты итоговых решений
          • Статья 104.1. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 104.2. Допустимость запроса
          • Статья 104.3. Пределы проверки
          • Статья 104.4. Итоговое решение по делу
          • Статья 104.5. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 104.6. Допустимость запроса
          • Статья 104.7. Пределы проверки
          • Статья 104.8. Итоговое решение по делу
          • Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации
          • Статья 107. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 108. Допустимость запроса
          • Статья 109. Порядок направления запроса и дачи заключения
          • Статья 110. Заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
          • Статья 110.1. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 110.2. Допустимость запроса
          • Статья 110.3. Срок вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 110.4. Пределы проверки
          • Статья 110.5. Итоговое решение по делу
          • Статья 110.6. Направление запроса в Конституционный Суд Российской Федерации
          • Статья 110.7. Допустимость запроса
          • Статья 110.8. Последствия внесения запроса
          • Статья 110.9. Срок вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 110.10. Пределы проверки
          • Статья 110.11. Итоговое решение по делу
          • Статья 110.12. Юридическое значение постановления Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 111. Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 112 (утратила силу)
          • Статья 112.1. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
          • Статья 113. Печать Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 114. Символы судебной власти Конституционного Суда Российской Федерации
          • Статья 115. Местопребывание Конституционного Суда Российской Федерации

          Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
          "О Конституционном Суде Российской Федерации"

          С изменениями и дополнениями от:

          8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г., 3 ноября, 28 декабря 2010 г., 25 декабря 2012 г., 5 апреля 2013 г., 12 марта, 4 июня 2014 г., 8 июня, 14 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 29 июля 2018 г., 9 ноября 2020 г., 1 июля 2021 г.

          Принят Государственной Думой 24 июня 1994 года

          Одобрен Советом Федерации 12 июля 1994 года

          ГАРАНТ:

          См. также Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

          (с изменениями на 24 марта 2022 года)

          Документ с изменениями, внесенными:

          Принят
          Конституционным Судом
          Российской Федерации
          в пленарном заседании
          1 марта 1995 года N 2-1/6

          Настоящий Регламент на основе Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с последующими изменениями) регулирует вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда Российской Федерации (далее - Конституционный Суд).

          Глава 1. Общие вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда

          § 1. Заседания Конституционного Суда

          1. Конституционный Суд проводит заседания:

          2) по вопросам принятия обращений к рассмотрению (параграф 28 настоящего Регламента);

          3) по слушанию дела;

          4) по принятию итогового решения по делу (закрытое совещание судей Конституционного Суда) (параграф 58 настоящего Регламента);

          5) по разрешению дела без проведения слушания;

          6) в иных случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, в том числе для принятия решений по вопросам внутренней деятельности Конституционного Суда.

          2. Заседания Конституционного Суда созываются Председателем Конституционного Суда в соответствии с графиком проведения заседаний Конституционного Суда, а также по инициативе Председателя Конституционного Суда, по требованию заместителя Председателя Конституционного Суда, или не менее трех судей Конституционного Суда (далее - судей), или комиссии, созданной Конституционным Судом.

          4. В заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего параграфа, могут рассматриваться иные вопросы, помимо вопросов соответствия обращений требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" и принятия обращений к рассмотрению, в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом подлежащие рассмотрению в заседании Конституционного Суда.

          5. На заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего параграфа, могут присутствовать сотрудники аппарата Конституционного Суда, если Председателем Конституционного Суда (председательствующим в заседании Конституционного Суда) или Конституционным Судом не будет решено иное.

          Вопрос о присутствии сотрудников аппарата Конституционного Суда на заседаниях Конституционного Суда, указанных в подпунктах 4-6 пункта 1 настоящего параграфа, решается Конституционным Судом.

          Иные, помимо сотрудников аппарата Конституционного Суда, лица могут присутствовать на заседаниях Конституционного Суда только с разрешения Конституционного Суда. Данное правило не распространяется на заседания по слушанию дела.

          6. Порядок ведения протокола и стенограммы заседания Конституционного Суда по отдельным видам заседаний определяется настоящим Регламентом. В части, не урегулированной настоящим Регламентом, применяются следующие правила:

          1) на заседаниях Конституционного Суда ведется протокол и стенограмма (кроме случаев, когда Конституционным Судом принято решение об отсутствии необходимости ведения стенограммы);

          2) если Конституционным Судом принято решение о проведении заседания без участия сотрудников Секретариата Конституционного Суда, обеспечивающих протоколирование и стенографирование, то протокол заседания ведет один из судей по поручению Конституционного Суда, а стенографирование не осуществляется;

          3) протокол заседания Конституционного Суда должен содержать: дату заседания и время его начала и окончания; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Конституционному Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые Председателем Конституционного Суда (председательствующим в заседании Конституционного Суда) результаты голосования;

          4) с протоколом и стенограммой (если таковая велась) заседания Конституционного Суда вправе знакомиться только судьи, если Конституционным Судом не принято решение о возможности ознакомления с ними сотрудников аппарата Конституционного Суда для целей подготовки проектов документов. Сотрудники Секретариата Конституционного Суда вправе знакомиться с протоколом и стенограммой заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 настоящего параграфа, если Конституционным Судом не будет решено иное. Стороны в соответствии с частью четвертой статьи 59 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конституционного Суда по слушанию дела;

          5) судья вправе принести на протокол и стенограмму свои замечания, которые рассматриваются Конституционным Судом.

          § 2. Рабочие совещания судей

          1. Для рассмотрения вопросов, которые не требуют согласно Федеральному конституционному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации" или настоящему Регламенту проведения заседания Конституционного Суда, могут проводиться рабочие совещания судей.

          2. Рабочие совещания судей созываются Председателем Конституционного Суда либо по его поручению - заместителем Председателя Конституционного Суда. Рабочее совещание судей может быть созвано по требованию любого из судей.

          3. На рабочие совещания судей могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда и иные лица.

          4. Рабочее совещание судей правомочно принимать решения при наличии большинства от числа действующих судей. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей.

          6. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол и (или) стенограмма.

          7. Решения рабочих совещаний судей имеют обязательный характер для судей и сотрудников аппарата Конституционного Суда.

          § 3. Комиссии и рабочие группы, создаваемые в Конституционном Суде

          1. Для предварительного изучения и подготовки проектов решений по вопросам изменения настоящего Регламента, обобщения практики Конституционного Суда, кадровым, бюджетным и другим вопросам Конституционный Суд может создавать как временные, так и постоянные комиссии из числа судей. В состав комиссий могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда, если иное не установлено настоящим Регламентом.

          2. Комиссия, образованная на основании пункта 2 параграфа 19 и пункта 3 параграфа 21 настоящего Регламента, формируется из трех судей, определяемых по жребию (за исключением судьи, в отношении которого данная комиссия будет осуществлять проверку).

          3. Конституционный Суд или Председатель Конституционного Суда для решения вопросов индивидуального характера может создавать рабочие группы. В состав рабочей группы могут включаться сотрудники аппарата Конституционного Суда.

          § 4. График проведения заседаний Конституционного Суда. Отпуск судей

          1. Конституционный Суд в заседании определяет даты проведения заседаний Конституционного Суда, указанных в подпунктах 1-5 пункта 1 § 1 настоящего Регламента. Дата проведения закрытого совещания судей (по принятию итогового решения) может определяться на предыдущем закрытом совещании судей.

          2. Ежегодный отпуск предоставляется всем судьям одновременно на срок, установленный законом. Время начала и окончания ежегодных отпусков судей определяется в заседании Конституционного Суда.

          § 5. Решения Конституционного Суда

          2. При принятии решения Конституционного Суда, если форма такого решения не установлена Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и настоящим Регламентом, Конституционный Суд определяет, подлежит ли оно оформлению в виде отдельного документа либо заносится в протокол заседания Конституционного Суда.

          4. Оформленное в виде отдельного документа решение Конституционного Суда подписывается Председателем Конституционного Суда или лицом, исполняющим обязанности Председателя Конституционного Суда.

          5. Особенности процедуры принятия и оформления решений Конституционного Суда, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, установлены главой 7 настоящего Регламента.

          § 6. Законодательная инициатива Конституционного Суда

          Решение о выступлении с законодательной инициативой по вопросу, относящемуся к ведению Конституционного Суда, принимается Конституционным Судом в порядке, установленном для принятия итоговых решений Конституционного Суда.

          § 7. Послание Конституционного Суда

          § 8. Полномочия Председателя Конституционного Суда по вопросам организации деятельности Конституционного Суда

          1. Наряду с полномочиями, перечисленными в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации", Председатель Конституционного Суда:

          1) представляет на рассмотрение Конституционного Суда даты проведения заседаний Конституционного Суда, время начала и окончания ежегодных отпусков судей;

          2) созывает плановые, а в случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, - внеплановые заседания Конституционного Суда, а также закрытые совещания судей (по выработке итогового решения) или рабочие совещания судей, председательствует на них;

          3) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;

          4) осуществляет полномочия представителя нанимателя по отношению к государственным гражданским служащим аппарата Конституционного Суда;

          5) направляет судей в служебные командировки;

          6) утверждает штатное расписание аппарата Конституционного Суда, а также представляет на рассмотрение Конституционного Суда численность и структуру аппарата Конституционного Суда, положение о Секретариате Конституционного Суда;

          7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Регламентом и иными решениями, принятыми Конституционным Судом.

          2. Председатель Конституционного Суда регулярно информирует судей о своей деятельности.

          § 9. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда

          1. В случаях, когда Председатель Конституционного Суда не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда.

          3. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя Конституционного Суда заместителем Председателя Конституционного Суда временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье.

          Глава 2. Вопросы, касающиеся гарантий неприкосновенности судей, приостановления и прекращения полномочий судей, неприкосновенности судей, награждения судей государственными наградами и иными знаками отличия

          § 10. Приостановление полномочий судьи по состоянию здоровья

          1. В случае временной нетрудоспособности судьи, препятствующей его участию в заседаниях Конституционного Суда, Конституционный Суд может принять решение о приостановлении полномочий этого судьи на период его временной нетрудоспособности. Такое решение не может быть принято, если отсутствие судьи не препятствует проведению заседания Конституционного Суда.

          2. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Конституционного Суда в случае прекращения временной нетрудоспособности, подтвержденного медицинскими документами, либо в случае, если временная нетрудоспособность перестала препятствовать судье участвовать в заседаниях Конституционного Суда.

          Конституционный суд РФ

          23 июля 2014 года исполняется 20 лет с вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1‑ФКЗ О Конституционном Суде Российской Федерации.

          23 июля 1994 года вступил в силу Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации".

          Согласно действующей редакции закона Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

          Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

          В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

          1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

          — федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

          — конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

          — договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

          — не вступивших в силу международных договоров РФ.

          2. Разрешает споры о компетенции:

          — между федеральными органами государственной власти;

          — между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

          — между высшими государственными органами субъектов РФ.

          3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

          4. Дает толкование Конституции РФ.

          5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

          Проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации.

          6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

          7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

          Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

          Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

          КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента РФ.

          Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей.

          Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.

          Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

          Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации — 70 лет.

          Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 (большая) и девять (малая) судей КС РФ.

          Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.
          КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.|

          В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат — судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

          Председатель и заместители председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

          Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

          Председатель Конституционного суда РФ — Валерий Зорькин.

          22 февраля 2012 года Зорькин был избран председателем КС РФ в пятый раз.

          Резиденция Конституционного суда расположена в Санкт-Петербурге, в здании Сената и Синода.

          Здание Конституционного суда РФ

          Согласно действующей редакции федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

          Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

          В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

          1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

          - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

          - конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

          - договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

          - не вступивших в силу международных договоров РФ.

          2. Разрешает споры о компетенции:

          - между федеральными органами государственной власти;

          - между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

          - между высшими государственными органами субъектов РФ.

          3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

          4. Дает толкование Конституции РФ.

          5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

          6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

          7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации и законодательством.

          Конституционный Суд решает исключительно вопросы права.

          КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

          Председатель КС назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда.

          КС рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат.

          Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и девять судей КС РФ. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом КС РФ.

          В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

          Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.

          Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

          Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации.

          История Конституционного Суда

          Идею создания специализированного органа, ответственного за соблюдение Основного закона страны, приписывают Михаилу Горбачеву. Именно он предложил создать Комитет конституционного надзора СССР.

          Законодательно эта идея была воплощена 1 декабря 1988 года, когда в статью 125 Конституции СССР были внесены изменения и дополнения. Устанавливалось, что Комитет конституционного надзора (ККН СССР) будет состоять из 23 высококвалифицированных специалистов - юристов и политологов; что в его состав будут входить представители от каждой из 15 союзных республик; и что избираться ККН СССР будет Съездом народных депутатов СССР.

          21-23 декабря 1989 года II Съезд народных депутатов СССР принял закон "О конституционном надзоре в СССР" и избрал председателя ККН и его заместителя, соответственно Сергея Алексеева и Бориса Лазарева.

          Остальных 25 членов комитета (по сравнению с первоначальными планами численность ККН была увеличена) съезд поручил избрать Верховному Совету.

          Комитет Конституционного надзора СССР должен был проверять конституционность не только законов СССР, но и законопроектов, а также акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР и еще ряд других нормативных актов.

          В декабре 1991 года Комитет конституционного надзора СССР по собственной инициативе прекратил свое существование.

          За время своего существования - с мая 1990 года по декабрь 1991 года - ККН СССР принял 23 решения. Среди наиболее известных решений - признания неконституционности разрешительного порядка прописки и порядка применения неопубликованных нормативных актов.

          15 декабря 1990 года в Конституции РСФСР впервые появилось упоминание о Конституционном Суде. В поправке, которая была одобрена II Съездом народных депутатов РСФСР, говорилось о том, что Конституционный Суд РСФСР должен избираться Съездом РСФСР, и что порядок его деятельности должен быть установлен отдельным законом.

          Закон о Конституционном Суде РФ был утвержден V Съездом народных депутатов РСФСР 12 июля 1991 года.

          30 октября 1991 года состоялось первое рабочее совещание Конституционного Суда РСФСР, а 14 января 1992 года - первое заседание.

          На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

          Конституционный Суд признал этот Указ не соответствующим Конституции. Суд указал на то, что Президент, подписав этот Указ, превысил свои полномочия. Также в постановлении Конституционного Суда говорилось о том, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров. Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

          Одним из самых долгих дел за всю историю Конституционного Суда, слушания которого длились почти полгода, и самым громким и массовым стало дело о проверке конституционности указов Президента РФ, которыми он в августе 1991 года приостановил, а затем и прекратил деятельность Коммунистической партии и фактически объявил ее вне закона. В рамках этого же дела Конституционный Суд проверял конституционность самих партий - КПСС и КП РСФСР.

          Конституционный Суд принял миротворческое решение. Он признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, однако вывел из-под удара рядовых членов партии. Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями.

          22 сентября 1993 года Конституционный суд принял решение, повлекшее за собой драматические последствия: Суд признал противоречащим Конституции Указ Президента Бориса Ельцина № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов.

          После событий 3-4 октября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда.

          12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда.

          24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде - федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 12 июля за предложенную редакцию проголосовал Совет Федерации. 21 июля закон был подписан Президентом РФ, а 23 июля - опубликован.

          В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.

          2000-е годы стали временем непрерывного совершенствования законодательной основы и практических механизмов работы КС. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. В марте 2005 года в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" были внесены поправки, которые установили, что полномочия судьи КС перестали быть ограничены определенным сроком.

          5 февраля 2007 года вступили в силу изменения, согласно которым местом постоянного пребывания Конституционного Суда стал Санкт-Петербург.

          С 21 мая 2008 года конституционное судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре Санкт-Петербурга.

          В июне 2009 года был изменен порядок назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей. Отныне и Председатель, и два его заместителя назначаются на свои должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.

          Последние на сегодняшний день изменения Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" были приняты в ноябре 2010 года. В основном они затронули вопросы совершенствования процедуры конституционного судопроизводства.

          Председатели КС РФ:

          Валерий Зорькин - с 1 ноября 1991 года по 6 октября 1993 года, c 21 февраля 2003 года по настоящее время;

          Владимир Туманов - с 13 февраля 1995 года по 20 февраля 1997 года;

          Марат Баглай - с 20 февраля 1997 года по 21 февраля 2003 года.

          Кряжкова Ольга

          Поправки в Федеральный конституционный закон (далее – ФКЗ о КС), подписанные Президентом РФ (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ, далее – Закон № 5-ФКЗ), представляют собой 17-й по счету случай изменения этого Закона и, на первый взгляд, выглядят самой крупной реформой за все время его существования. Из 117 статей, содержавшихся в прежней редакции ФКЗ о КС, в той или иной степени изменились 83, что составляет 70% от объема документа. Единственная оставшаяся в неприкосновенности часть – это гл. XI, регулирующая процедуру рассмотрения в КС дел по спорам о компетенции. Плюс к этому предлагаются три новые главы об особенностях производства по отдельным категориям дел и одна статья об официальном интернет-сайте Суда.

          Как указывалось в пояснительной записке, соответствующий законопроект был подготовлен в связи с «существенными изменениями» в ст. 125 Конституции РФ после реформы 2020 г.

          Напомню, что новой редакцией Конституции:

          • уменьшено общее число судей КС (до 11);
          • изменен порядок прекращения полномочий судей (теперь – Советом Федерации по представлению главы государства);
          • скорректирована структура руководства Суда (один заместитель председателя вместо двух);
          • трансформирована компетенция этого органа, что, с одной стороны, затруднило подачу жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан, а с другой – вменило Суду разрешение новых вопросов (например, проверку законопроектов по запросу президента).

          Адвокаты, юристы и ученые анализируют предлагаемые изменения в Основной Закон, касающиеся перераспределения полномочий органов власти, усиления роли парламента и иных вопросов

          Некоторые поправки в ФКЗ о КС напрямую с конституционным регулированием не связаны и направлены, как указали разработчики, на «совершенствование организационных основ деятельности» Суда.

          На самом деле глубина изменений не слишком большая. Принципиальные новеллы затрагивают устройство Конституционного Суда, правовое положение судьи и отдельные вопросы конституционного судопроизводства. А компетенция КС лишь конкретизируется.

          Рассмотрим подробнее, как изменится Суд после вступления поправок в силу, ни в коем случае не претендуя на то, что этот анализ будет исчерпывающе полным.

          Устройство КС

          Сокращенное до 11 общее число судей КС будет не нормативным, а максимально возможным. Рабочий состав – т.е. численность судей, при наличии которой Суд в целом правомочен функционировать, – снижается до 8 (ч. 2 ст. 4 ФКЗ о КС). Президент РФ должен будет инициировать заполнение вакантной должности, только если судей станет меньше 8 (ч. 4 ст. 9). Уменьшается и кворум в заседании. Суд сможет принимать решения, если в нем участвуют 6 судей (ч. 2 ст. 30). Эти положения вступят в силу с момента, когда в Конституционном Суде останется 11 судей (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). На данный момент их 12.

          После официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

          Из Закона исключено положение о том, что председатель КС и его заместитель назначаются «из числа судей Конституционного Суда» (ч. 1 ст. 23 ФКЗ о КС). Это открывает возможность наделения нового лица руководящими полномочиями одним действием – одновременно с назначением его судьей. Кстати, депутаты Госдумы и члены Совета Федерации впредь не смогут выдвигать предложения о кандидатуре судьи – это правомочны делать комитеты палат парламента (ч. 1 ст. 9 ФКЗ о КС).

          Тем временем роль председателя Суда в конституционном судопроизводстве продолжает усиливаться: при подготовке дела к слушанию судья-докладчик сможет требовать проведения проверок, исследований, представления письменного профессионального мнения не самостоятельно, а только по согласованию с ним (ч. 2 ст. 49 ФКЗ о КС).

          Секретариат, в свою очередь, получит новую возможность по уведомлению гражданина о недопустимости его обращения в связи с явной неисчерпанностью всех других внутригосударственных средств судебной защиты (п. 5 ч. 2 ст. 40). Если заявитель не будет с этим спорить, судьи окажутся «избавлены» от изучения значительного пласта обращений.

          Снижению нагрузки на судей будет способствовать и то, что определения КС не будут подлежать разъяснению (ч. 1 ст. 83).

          Наконец, у Суда больше не будет официального издания – «Вестника Конституционного Суда Российской Федерации», наличие которого, однако, является важным фактором самостоятельности этого органа государственной власти.

          Правовое положение судьи

          Хотя декларации о несменяемости и независимости судей КС в ФКЗ о КС остаются, судьи утрачивают одну из гарантий их статуса, а именно – право на публичное особое мнение (ч. 4 ст. 76). Для них также вводятся запреты критиковать «в какой бы то ни было форме» решения Суда (ч. 4 ст. 11) и обнародовать свое несогласие с решением (ч. 3 ст. 43, ч. 5 ст. 70).

          Указанные поправки в первоначальном тексте законопроекта отсутствовали – их внесли два парламентария после его принятия в первом чтении. Именно эти новшества вызвали острую реакцию юристов, продиктованную неприятием тенденций отступления от принципа открытости Суда и лишения судей свободы слова.

          Подчеркну, что даже однократное нарушение названного запрета сможет расцениваться как совершение действий, не совместимых с должностью судьи, и стать поводом для принудительного прекращения судейских полномочий Конституционным Судом либо Советом Федерации по представлению президента (п. 7 ч. 1, ч. 3, 5 и 6 ст. 18 ФКЗ о КС).

          Судью также возможно будет отстранить от участия в рассмотрении дела по новому, широко сформулированному основанию: если «имеются обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в объективности и беспристрастности судьи» (п. 3 ч. 1 ст. 56).

          Процедуры конституционного судопроизводства

          В обновленных правилах процедуры в КС первостепенного внимания заслуживают, на мой взгляд, три момента, которые в совокупности могут привести к увеличению длительности разбирательства и усилению его непрозрачности.

          Первый – отмена процессуальных сроков для Суда: в частности, трех месяцев на решение вопроса о принятии обращения к рассмотрению после регистрации (ч. 1 ст. 42 ФКЗ о КС) и месяца для назначения дела к слушанию (ст. 47).

          Второй момент – практически беспредельное право Суда назначить разбирательство по делу в письменном режиме: решение о производстве без слушания будет принято, «если с учетом характера поставленного вопроса и обстоятельств дела отсутствует явная необходимость в устном представлении позиции заявителя и другой стороны при ее наличии» (ч. 1 ст. 47.1). При этом стороны и иные участники процесса не смогут знакомиться с протоколом и стенограммой заседания при рассмотрении дела без слушания (ч. 4 ст. 59).

          Третий – правомерность оглашения решения КС не в полном объеме, без мотивировки (ч. 1 ст. 77).

          Конкретизация компетенции КС

          Конституционные поправки 2020 г. дополнили компетенцию Конституционного Суда новыми аспектами:

          • предварительным нормоконтролем законопроектов, федеральных конституционных и федеральных законов, законов субъектов Федерации;
          • вопросами об исполнимости решений международных (межгосударственных) судов, иностранных или международных третейских судов (арбитражей), если эти решения противоречат «основам публичного правопорядка Российской Федерации»;
          • участием Суда в процедурах снятия неприкосновенности с бывшего президента.

          Все это отражено в новой редакции ФКЗ о КС в виде обновленного перечня полномочий КС (ст. 3) и раскрывается подробнее в третьем разделе с точки зрения используемых процедур (гл. XIII.2 и XVII). Например, проясняется критерий проверки в делах о блокировании исполнения решений межгосударственных и иностранных судов и арбитражей: таковым выступает их соответствие основам конституционного строя РФ (ст. 104.7).

          Будущее покажет, насколько часто в практике Суда будут возникать новые аспекты компетенции. Поскольку чаще всего КС рассматривает жалобы граждан и организаций, более насущным представляется уточнение о том, что понимать под «исчерпанием всех других внутригосударственных средств судебной защиты», при условии чего Конституционный Суд теперь сможет принять жалобу к рассмотрению. По общему правилу исчерпание – это обращение в максимально высокую кассационную инстанцию (п. 3 ст. 97 ФКЗ о КС), а в течение 6 месяцев со дня вступления в силу поправок – в любую кассацию (ч. 4 ст. 2 Закона № 5-ФКЗ). Таким образом, требования к жалобам ужесточатся немедленно, и никакого реального переходного периода для адаптации граждан к новым правилам доступа к Суду не предполагается.

          В заключение отмечу, что какими бы разнонаправленными ни были поправки в ФКЗ о КС, в результате проведенного анализа вырисовывается следующий образ обновленного Суда: малочисленный, при необходимости подвергаемый быстрым кадровым заменам, подконтрольный председателю в плане судопроизводства, демонстрирующий только единодушие, закрытый от внешнего наблюдателя и труднодоступный для граждан.

          Насколько действительность совпадет с первыми впечатлениями от законодательной модели высшего судебного органа конституционного контроля образца 2020 г., покажет только практика.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: