Какие органы государства имеют право издавать свои акты в названных формах рб

Обновлено: 03.10.2022

В соответствии с Конституцией в Республике Беларусь установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Систему актов законодательства составляют нормативные правовые акты:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • решения республиканского референдума; решения Всебелорусского народного собрания; законы, указы Президента Республики Беларусь, ранее изданные им декреты;
  • законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь;
  • постановления Правительства;
  • постановления палат Парламента, нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;
  • решения местных референдумов, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;
  • нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц);
  • технические нормативные правовые акты.

Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Республики Беларусь и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Парламент принимает законы - нормативные правовые акты, закрепляющие принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений.

Закон может приниматься в виде кодекса, который является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечивающим наиболее полное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение, Президент может издавать указы программного характера - директивы.

Законы, указы Президента Республики Беларусь, ранее изданные им декреты являются законодательными актами.

Правительство, министерства и иные республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы принимают в пределах компетенции нормативные правовые акты на основе и (или) во исполнение Конституции Республики Беларусь, иного законодательного акта или в целях реализации международных договоров и иных международно-правовых актов.

Система законодательства Республики Беларусь выстраивается в соответствии с Единым правовым классификатором Республики Беларусь.

Этот Классификатор предназначен для упорядочения принимаемых в стране актов, их отнесения к определенным отраслям и сферам правового регулирования. Так, например, Закон от 1 июня 2022 г. №175-З "О государственной службе" в соответствии с Классификатором относится к рубрике 01.19.01.01, что означает раздел "Конституционное законодательство", подраздел "Основы государственного управления", параграф "Государственная служба" и пункт "Общие положения законодательства о государственной службе". На основании Классификатора осуществляется систематизация и кодификация законодательства.


Все акты, составляющие законодательство Республики Беларусь, подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.


Ежегодно массив белорусского законодательства пополняется более чем на 10 500 правовых актов. Всего по состоянию на 1 января 2020 года в Реестр включено 222 899 правовых актов.


Каждому виду правовых актов соответствует свой раздел Реестра. Например, декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь включаются в раздел 1, а решения местных органов власти - в раздел 9.


Ведение Единого правового классификатора Республики Беларусь и Национального реестра правовых актов Республики Беларусь осуществляется Национальным центром правовой информации Республики Беларусь. Названные ресурсы формируются с 1999 г.

Нормотворческая деятельность - это государственно-властная деятельность по планированию, реализации нормотворческой инициативы, подготовке, проведению экспертиз, принятию (изданию), официальному опубликованию, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия нормативных правовых актов.

Нормотворческая деятельность включает ряд последовательных стадий, совокупность которых называется нормотворческим процессом. Одним из видов нормотворческого процесса является законотворческий процесс.

Законодательный процесс в Республике Беларусь начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания.

Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Республики Беларусь обладают:

  • Президент,
  • Всебелорусское народное собрание,
  • депутаты Палаты представителей,
  • Совет Республики,
  • Правительство,
  • граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, сначала рассматривается в Палате представителей, затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Перед подписанием закона он может быть направлен в Конституционный Суд для проведения предварительного контроля на предмет конституционности принятого закона.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Президент Республики Беларусь:

  • подписывает законы;
  • имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
  • имеет право отменять акты Правительства;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
  • имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Президент осуществляет государственную координацию нормотворческой деятельности лично и через уполномоченные им государственные органы в пределах предоставленных им полномочий.

  • Президент утверждает ежегодные планы подготовки проектов законодательных актов.
  • Методическое руководство нормотворческой деятельностью, в том числе деятельностью по применению требований нормотворческой техники, осуществляется Национальным центром законодательства и правовых исследований.
  • Скоординированность нормотворческой деятельности в Правительстве (в системе республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству) обеспечивает Министерство юстиции.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. При этом акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, вступают в силу только после их официального опубликования.

Официальным опубликованием правовых актов является доведение этих правовых актов до всеобщего сведения путем размещения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

от 12 августа 1996 года N 42-з

О нормативных правовых актах Республики Башкортостан

(с изменениями на 4 февраля 2022 года)

Принят
Законодательной Палатой Государственного
Собрания Республики Башкортостан
11 июля 1996 года.

Одобрен
Палатой Представителей Государственного
Собрания Республики Башкортостан
30 июля 1996 года.

Необходимыми условиями создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности правового регулирования, обеспечения правопорядка, охраны прав и свобод личности являются высокое качество нормативных правовых актов, четкий порядок их подготовки, издания, толкования и действия.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан определяет понятие и виды нормативных правовых актов Республики Башкортостан и их соотношение между собой, порядок их подготовки, опубликования, действия, разъяснения и систематизации, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.

Статья 2. Нормативный правовой акт Республики Башкортостан - это изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Под нормами права (правовыми нормами) в настоящем Законе понимаются официально установленные органами государственной власти Республики Башкортостан общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами на всей территории Республики Башкортостан.

Проект нормативного правового акта Республики Башкортостан - это документ, содержащий предварительный текст нормативного правового акта Республики Башкортостан, внесенный в установленном порядке на рассмотрение уполномоченного на то органа государственной власти Республики Башкортостан.

Статья 2.1. Нормативными правовыми актами Республики Башкортостан являются:

законы Республики Башкортостан;

постановления Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, носящие нормативный характер;

указы Главы Республики Башкортостан, носящие нормативный характер;

постановления Правительства Республики Башкортостан, носящие нормативный характер;

правовые акты исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, носящие нормативный характер.

Статья 3. Органы законодательной и исполнительной власти Республики Башкортостан (далее - нормотворческие органы) в целях осуществления возложенных на них функций издают нормативные правовые акты в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными законами, законами Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан - также указами Президента Российской Федерации, указами Главы Республики Башкортостан, постановлениями Правительства Российской Федерации, а министерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан - также указами Президента Российской Федерации, указами Главы Республики Башкортостан, постановлениями Правительства Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Статья 5. Порядок рассмотрения и принятия законов Республики Башкортостан определяется Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан, а также Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан.

Порядок принятия нормативных правовых актов Главы Республики Башкортостан определяется Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан, а также указами Главы Республики Башкортостан, регулирующими данный порядок.

Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан определяется Конституцией Республики Башкортостан, Федеральным законом, настоящим Законом, иными законами Республики Башкортостан, указами Главы Республики Башкортостан, регулирующими данный порядок, а также Регламентом Правительства Республики Башкортостан.

Порядок рассмотрения и принятия нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан определяется законами Республики Башкортостан, указами Главы Республики Башкортостан, постановлениями Правительства Республики Башкортостан, а также положениями об этих органах.

Статья 5.1. Общие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам Республики Башкортостан:

принятие акта уполномоченным на то органом государственной власти Республики Башкортостан в пределах его компетенции;

принятие акта в порядке и форме, установленных законом;

соответствие содержания акта потребностям социально-экономического и политического развития общества;

обеспеченность реализации предписаний акта (финансово-экономическая, организационная).

Статья 5.2. В случае принятия органами государственной власти Республики Башкортостан нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, органы государственной власти Республики Башкортостан несут ответственность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом.

Глава II ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Статья 6. Конституция Республики Башкортостан - Основной Закон государства, закрепляющий основополагающие принципы правового регулирования и являющийся правовой основой текущего законодательства и непосредственным источником права Республики Башкортостан.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан. Внесение изменений в Конституцию Республики Башкортостан осуществляется в особом порядке, предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан".

Статья 7. Закон Республики Башкортостан - нормативный правовой акт, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни, принимаемый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в соответствии с установленной процедурой или путем референдума.

Законы Республики Башкортостан имеют прямое действие и обязательны для применения на всей территории республики, если иное не установлено законом.

Статья 9. Законы Республики Башкортостан могут приниматься в форме кодексов. Кодекс Республики Башкортостан - закон Республики Башкортостан, обеспечивающий единообразное регулирование и содержащий в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Кодексам должны соответствовать все другие нормативные правовые акты, издаваемые в Республике Башкортостан в сфере общественных отношений, регулируемых кодексом.

Статья 10. Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.

О нормативных правовых актах в Российской Федерации

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.

Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество

1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.

Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.

2. Правотворчество - официальная деятельность государственных органов по разработке и принятию нормативных правовых актов.

Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.

Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации

1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Статья 4. Субъекты правотворчества

1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:

граждане Российской Федерации;

органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;

органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.

Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Глава 2. Система нормативных правовых актов

Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации.

Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.

Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.

Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов

1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.

Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.

Законы в Российской Федерации - федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации - принимаются гражданами Российской Федерации соответственно на референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации и законодательными (представительными) органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.

Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.

Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.

Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.

В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).

В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).

В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.

В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.

В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.

Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.

3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.

Общие нормативные правовые акты распространяют свое действие на всех лиц, а специальные нормативные правовые акты - на определенную категорию лиц.

Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации

1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.

В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.

В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.

В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.

Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.

4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.

5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.

6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

1. Официальная правовая информация

Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1.1. Нормативная правовая информация

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).

Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:

  • 1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой. Она не исчерпывается однократным применением);
  • 2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, органов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий, пол, жительство на определенной территории и т.д.)).

Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.

Норма права касается:

  • а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
  • б) круга должностных лиц;
  • в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным общим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо отрасли хозяйства и т.д.);
  • г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, организации независимо от их персонального состава (определение общих полномочий);
  • д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую должность.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

  • - законов РФ о поправках к Конституции РФ;
  • - федеральных конституционных законов;
  • - федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.

Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация

К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:

  • - ненормативные акты общего характера;
  • - акты официального разъяснения;
  • - правоприменительные акты.

Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

Акты официального разъяснения действующих норм - это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие - к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Правоприменительные акты - это индивидуально - правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов

Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только "в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается".

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.

Минюст РФ в "Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 - 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально - правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально - правового характера,
имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, - граждан, организаций.

Правовую информацию индивидуально - правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на:

  • - договоры (сделки);
  • - жалобы, заявления, порождающие юридические последствия.

Общие черты этих актов:

  • - носят индивидуально - правовой характер;
  • - направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия - устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:

  • - материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;
  • - материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.);
  • - материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.);
  • - образцы деловых бумаг;
  • - комментарии законодательства;
  • - научные, научно - популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Множество вопросов у пользователей вызывает ситуация с нормативными правовыми актами (далее – НПА) в форме приказов, принимаемых (издаваемых) различными нормотворческими органами. Какие именно органы имеют право их принимать? Почему отсутствует определение приказа как НПА? Каковы правовой статус таких НПА и их место в иерархии НПА?

На некоторые вопросы постараемся ответить в этой статье.

НПА в форме приказа: кто вправе принимать?

C 01.02.2019 в нашей стране действует новый Закон «О нормативных правовых актах» (далее – Закон № 130-З), который изменил подходы к определению юридической силы некоторых видов НПА. В частности, в нем отсутствует определение приказа как самостоятельного вида НПА. Отсюда можно сделать вывод, что издание НПА в форме приказа, скорее, исключение из правила, чем правило. С учетом отсутствия определения приказа как одного из видов НПА существует точка зрения, что НПА в форме приказа вообще не издают. А если и издают, то в исключительных случаях.

Справочно
В прежнем законе, действовавшем до 01.02.2019, под приказом республиканского органа государственного управления понимался НПА функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере .

С 01.02.2019 вышеназванные нормотворческие органы должны принимать свои НПА только в форме постановлений . Никаких исключений из этого правила Закон № 130-З не содержит.

Тем не менее такой вид НПА, как приказ, не является редкостью для белорусского законодательства. Несмотря на отсутствие определения НПА в форме приказа, в Законе № 130-З некоторым нормотворческим органам по-прежнему делегировано право принятия НПА в форме приказов.

Так, Генеральный прокурор издает НПА в форме приказов . Эта норма детализирована в Законе № 220-З. В частности, приказами Генпрокурора могут утверждаться положения и инструкции .

Нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту, издают свои НПА в виде приказов в том случае, когда у них отсутствуют коллегии (коллегиальные органы) . В качестве таких органов можно назвать нормотворческие органы, которые публикуют НПА в форме приказов в разд. 7 на сайте www.pravo.by.

Кроме того, Законом № 130-З установлено, что НПА иных нормотворческих органов (должностных лиц), которые не предусмотрены Законом № 130-З, принимаются (издаются) в пределах и порядке, предусмотренных соответствующими законодательными актами, с учетом положений Закона № 130-З .

Таким образом, условно можно выделить три группы нормотворческих органов, которые вправе издавать НПА в форме приказов. Среди них можно назвать:

1) Генерального прокурора;

2) нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту, например Администрация Президента, Управление делами Президента, Белстат и др.;

3) иные нормотворческие органы (должностные лица), которые не предусмотрены Законом № 130-З. В числе таких органов можно назвать Бюро по транспортному страхованию, БРУСП «Белгосстрах».

И если с полномочиями первой группы (Генеральный прокурор) более или менее все понятно и сложностей не возникает, то появляются вопросы относительно второй и третьей групп, поскольку конкретный перечень таких органов в Законе № 130-З отсутствует.

Для того чтобы более полно охарактеризовать круг нормотворческих органов, имеющих право издавать НПА в форме приказов, рассмотрим критерии, которым они должны соответствовать.

Относительно второй группы (нормотворческие органы, подчиненные (подотчетные) Президенту) Закон № 130-З определяет два критерия, которым должен соответствовать нормотворческий орган, имеющий право издать НПА в форме приказа:

1. Подчиненность (подотчетность) Президенту Республики Беларусь.

2. Отсутствие коллегий (коллегиальных органов).

Из нормы, предоставляющей право издания НПА в форме приказов, следует, что для их принятия (издания) нормотворческий орган должен соответствовать двум критериям одновременно. При этом каждый из вышеназванных критериев имеет два варианта. Иными словами, должно быть одновременное сочетание одного критерия из первой группы и одного критерия из второй группы.

Относительно первого из критериев следует пояснить, что нормотворческий орган может быть либо подчинен, либо подотчетен Президенту. Относительно второго – в нормотворческом органе должна отсутствовать коллегия (коллегиальный орган управления).

Все возможные варианты сочетаний этих критериев можно представить в виде четырех пар:

подчиненность Президенту + отсутствие коллегии;

подчиненность Президенту + отсутствие коллегиальных органов;

подотчетность Президенту + отсутствие коллегии;

подотчетность Президенту + отсутствие коллегиальных органов.

Рассмотрим на примерах, как работают сочетания этих критериев.

Ситуация 1. Белстат подчиняется непосредственно Президенту, является республиканским органом государственного управления в области государственной статистики, проводит государственную политику в области государственной статистики, осуществляет регулирование и управление, а также координацию деятельности других государственных органов, иных организаций в этой области . При этом в его составе имеется коллегия .
Ситуация 2. Нацбанк подотчетен Президенту . При этом органом управления Нацбанка является Правление Нацбанка – коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Нацбанка и осуществляющий руководство и управление им .
Ситуация 3. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (далее – ВАК) является подчиненным Президенту республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных, в том числе научно-педагогических, работников высшей квалификации . В составе ВАК имеется коллегия .

Соответственно можно сделать общий вывод для трех вышеперечисленных ситуаций: ни Белстат, ни Нацбанк, ни ВАК с 01.02.2019 не вправе принимать НПА в форме приказов.

Однако это не означает, что они не вправе издавать приказы как таковые, например, в качестве ненормативных правовых актов. Такое право напрямую закреплено за некоторыми из них в НПА. Например, Председатель ВАК издает приказы по вопросам подготовки и аттестации научных работников , другие приказы (по основной деятельности, по кадрам и т.д.) .

Иными словами, приказы, издаваемые нормотворческими органами в рамках предоставленной компетенции, являются распорядительными документами , а не НПА.

Можно предположить, что среди госорганов, подчиненных (подотчетных) Президенту, которые вправе принимать НПА в форме приказов, таковым является Оперативно-аналитический центр (далее – ОАЦ).

Во-вторых, приказы ОАЦ регистрируются в НРПА. Это обстоятельство также указывает на их обязательность к применению, ибо по общему правилу только НПА подлежат включению в НРПА . Иными словами, приказы ОАЦ содержат правила поведения, обязательные к применению для неопределенного круга лиц, т.е. приказы ОАЦ являются НПА.

Вопросы принятия (издания) НПА в форме приказов иными нормотворческими органами рассмотрим далее.

Каков правовой статус приказов, издаваемых Белорусским бюро по транспортному страхованию

Закон № 130-З не содержит прямых правовых норм, регулирующих правоотношения для указанной ситуации. Для того чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь следует обратиться к уставным документам указанной организации.

Так, Белорусское бюро по транспортному страхованию (далее – Бюро) создано в соответствии с Указом от 19.02.1999 № 100 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях организации проведения в Республике Беларусь обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств .

По своей организационно-правовой форме Бюро является республиканской ассоциацией, объединяющей страховые организации, которые проводят обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств .

Органом управления Бюро является дирекция, возглавляемая генеральным директором, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством. С генеральным директором контракт заключает Минфин . Таким образом, в своем составе Бюро имеет как коллегиальный, так и единоличный органы управления.

Исходя из анализа вышеперечисленных норм следует, что республиканская ассоциация не является нормотворческим органом, подчиненным (подотчетным) Президенту. В ней также имеется коллегиальный орган управления – дирекция. На основании буквального прочтения нормы Закона № 130-З можно сделать вывод, что Бюро не вправе принимать НПА в форме приказов, поскольку оно не относится к тем категориям органов, которым предоставлено такое право в соответствии с Законом № 130-З.

Единственным обоснованием этому может быть только то, что, принимая (издавая) НПА в форме приказов, Бюро действует не на основании Закона № 130-З, а в соответствии с Указом № 701, которым утвержден Устав Бюро .

Бюро обладает полномочиями по разработке и утверждению документов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в том числе по согласованию с нижеперечисленными госорганами:

Наименование госоргана Наименование документов, разрабатываемых и утверждаемых Бюро
Минфин Формы бланков страхового свидетельства, страхового полиса и страхового сертификата, правил проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Минфин и МВД Формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии и порядка его заполнения
Минтранс Правила определения размера вреда, причиненного транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Минздрав и Минтруда Правила определения размера вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Формы справки об осмотре транспортного средства для заключения договора комплексного внутреннего страхования
МВД Формы справки, выдаваемой по результатам разбирательства по дорожно-транспортному происшествию
Госкомимущество Правила определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Однако указаний, что нормативные документы, принимаемые (издаваемые) Бюро, должны быть оформлены в форме приказов, в Уставе Бюро нет. Термин «приказ» в Уставе не упоминается вовсе. Фактически негосударственной некоммерческой организации предоставлено право устанавливать общегосударственные обязательные правила поведения. Это не в полной мере согласуется с определением нормотворческого органа, данном в Законе № 130-З.

Справочно
Под нормотворческим органом (должностным лицом) понимается государственный орган (организация) (должностное лицо), уполномоченные Законом № 130-З и иными законодательными актами на принятие (издание) НПА .

Подобные ситуации призвана урегулировать ст. 20 Закона № 130-З. Она предусматривает, что НПА нормотворческих органов (должностных лиц), которые прямо не перечислены в Законе № 130-З, должны приниматься (издаваться) по правилам, предусмотренным соответствующими законодательными актами, и с учетом отдельных положений Закона № 130-З .

Иными словами, при подготовке НПА в форме приказа в Бюро должны руководствоваться теми же правилами, которые установлены для нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту, в которых есть коллегиальный орган управления. Следовательно, можно сделать вывод, что НПА, принимаемые Бюро, должны быть оформлены в форме постановлений, а не приказов.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: