Какие бывают сбросы с судов

Обновлено: 28.09.2022

Принято Резолюцией MEPC.201(62)

15 июля 2011 года

ПРИЛОЖЕНИЕ V (пересмотренное)

ПРАВИЛА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ МУСОРОМ С СУДОВ

Правило 1

Для целей настоящего Приложения:

1 Туши животных означают тела любых животных, которые перевозятся на судне в качестве груза и которые умерли или подверглись эвтаназии во время рейса.

2 Остатки груза означают остатки любого груза, не охваченные другими Приложениями к настоящей Конвенции и остающиеся на палубе или в трюмах после погрузки или выгрузки, включая излишки или россыпи при погрузке и выгрузке, независимо от того, находится ли груз в сыром или сухом состоянии, или оказавшиеся в промывочной воде, но исключая пыль от груза, остающуюся на палубе после ее смывки, или пыль на внешних поверхностях судна.

3 Кулинарный жир означает любой тип пищевого масла или животного жира, используемый или предназначенный для использования с целью подготовки или приготовления пищи, но не включает сами продукты питания, которые готовятся с использованием этих масел и жиров.

4 Бытовые отходы означают все виды отходов, не охваченные другими Приложениями, которые образуются в жилых помещениях судна. Бытовые отходы не включают бытовые сточные воды.

5 В пути означает, что судно следует в море по курсу или курсам, включая отклонение от кратчайшего прямого маршрута, которые, насколько это практически осуществимо для целей навигации, приведут к распределению любого сброса в пределах настолько большого района моря, насколько это разумно и практически осуществимо.

6 Орудия лова означают любое физическое устройство или его часть, или сочетание предметов, которые могут быть помещены на или в воду, или на морское дно с намеченной целью вылова или осуществления контроля для последующего вылова или добычи морских или пресноводных организмов.

7 Стационарные или плавучие платформы означают стационарные или плавучие сооружения, расположенные в море, которые заняты разведкой, разработкой или связанной с ними переработкой в море минеральных ресурсов морского дна.

8 Пищевые отходы означают любые испорченные или неиспорченные пищевые продукты, такие, как фрукты, овощи, молочные продукты, птица, мясные продукты и пищевые остатки, образующиеся на судне.

9 Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях к настоящей Конвенции. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для помещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

10 Зола из инсинераторов означает золу и шлак из судовых инсинераторов, используемых для сжигания мусора.

11 Ближайший берег. Выражение "от ближайшего берега" означает от исходной линии, от которой, согласно международному праву, отсчитываются территориальные воды соответствующей территории, за исключением того, что для целей настоящего Приложения выражение "от ближайшего берега" у северо-восточного побережья Австралии следует понимать как от линии, проведенной от точки на побережье Австралии

с координатами 11°00' юж. широты и 142°08' вост. долготы,

к точке 10°35' юж. широты и 141°55' вост. долготы,

затем к точке 10°00' юж. широты и 142°00' вост. долготы,

затем к точке 09°10' юж. широты и 143°52' вост. долготы,

затем к точке 09°00' юж. широты и 144°30' вост. долготы,

затем к точке 10°41' юж. широты и 145°00' вост. долготы,

затем к точке 13°00' юж. широты и 145°00' вост. долготы,

затем к точке 15°00' юж. широты и 146°00' вост. долготы,

затем к точке 17°30' юж. широты и 147°00' вост. долготы,

затем к точке 21°00' юж. широты и 152°55' вост. долготы,

затем к точке 24°30' юж. широты и 154°00' вост. долготы,

затем к точке на побережье Австралии

с координатами 24°42' юж. широты и 153°15' вост. долготы.

12 Эксплуатационные отходы означают все твердые отходы (включая шлам), не охваченные другими Приложениями, которые собираются на борту во время обычного технического обслуживания или эксплуатации судна или используются для размещения и обработки груза. Эксплуатационные отходы также включают моющие средства и присадки, содержащиеся в грузовом трюме и промывочной воде. Эксплуатационные отходы не включают бытовые сточные воды, льяльные воды или другие подобные сбросы, существенно важные для эксплуатации судна, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

13 Пластмасса означает твердый материал, который содержит в качестве основного ингредиента один высокомолекулярный полимер или более и который образуется (формируется) во время либо производства полимера, либо изготовления с целью получения конечного продукта с помощью нагревания и/или давления. Пластмасса обладает свойствами материала от твердого и хрупкого до мягкого и эластичного. Для целей настоящего Приложения "все виды пластмасс" означают весь мусор, состоящий из пластмассы в любой форме или включающий ее, в том числе синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу из инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы.

14 Особый район означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря мусором.

Для целей настоящего Приложения особыми районами являются район Средиземного моря, район Балтийского моря, район Черного моря, район Красного моря, район Заливов, район Северного моря, район Антарктики и Большой Карибский район, определение которым дается ниже:

.1 район Средиземного моря означает собственно Средиземное море с находящимися в нем заливами и морями, ограниченное со стороны Черного моря параллелью 41° северной широты, а на западе - меридианом 5°36' западной долготы, пересекающим Гибралтарский пролив;

.2 район Балтийского моря означает собственно Балтийское море с Ботническим и Финским заливами и с проходом в Балтийское море, ограниченное параллелью 57°44,8' северной широты у мыса Скаген в проливе Скагеррак;

.3 район Черного моря означает собственно Черное море, ограниченное со стороны Средиземного моря параллелью 41° северной широты;

.4 район Красного моря означает собственно Красное море с Суэцким и Акабским заливами, ограниченное с юга прямой линией, проходящей между Рас-си-Ан (12°28,5' северной широты, 43°19,6' восточной долготы) и Хусн-Мурад (12°40,4' северной широты, 43°30,2' восточной долготы);

.5 район Заливов означает морской район, расположенный к северо-западу от прямой линии, проходящей между Рас-эль-Хадд (22°30' северной широты, 59°48' восточной долготы) и Рас-эль-Фасте (25°04' северной широты, 61°25' восточной долготы);

.6 район Северного моря означает собственно Северное море с находящимися в нем морями, ограниченное:

.1 со стороны Северного моря к югу - параллелью 62° северной широты, а на востоке - меридианом 4° западной долготы;

.2 проливом Скагеррак, южная граница которого определена параллелью 57°44,8' северной широты к востоку от мыса Скаген; и

.3 Английским каналом и подходами к нему к востоку от меридиана 5° западной долготы и к северу от параллели 48°30' северной широты;

.7 район Антарктики означает морской район, расположенный к югу от параллели 60° южной широты;

.8 Большой Карибский район означает собственно Мексиканский залив и Карибское море с находящимися в них заливами и морями, а также часть Атлантического океана в рамках границы, образованной параллелью 30° северной широты от Флориды в восточном направлении до меридиана 77°30 западной долготы, оттуда прямой линией до пересечения параллели 20° северной широты и меридиана 59° западной долготы, оттуда прямой линией до пересечения параллели 7°20' северной широты и меридиана 50° западной долготы, оттуда прямой линией, проведенной в юго-западном направлении до восточной границы Французской Гвианы.

Правило 2

Если специально не предусмотрено иное, положения настоящего Приложения применяются ко всем судам.

Правило 3

Общее запрещение сброса мусора в море

1 За исключением специально предусмотренного в правилах 4, 5, 6 и 7 настоящего Приложения, сброс в море любого мусора запрещается.

2 За исключением предусмотренного в правиле 7 настоящего Приложения, запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу из инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы, но не ограничиваясь ими.

3 За исключением предусмотренного в правиле 7 настоящего Приложения, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Правило 4

Сброс мусора за пределами особых районов

1 Сброс перечисленных ниже видов мусора в море за пределами особых районов разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но в любом случае на расстоянии не менее:

.1 3 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм;

.2 12 морских миль от ближайшего берега - пищевых отходов, которые не были переработаны в соответствии с подпунктом .1, выше;

.3 12 морских миль от ближайшего берега - остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки. Эти остатки груза не должны содержать никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией;

.4 сброс туш животных должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

2 Моющие средства или присадки, содержащиеся в воде для мойки грузовых трюмов, палуб и внешних поверхностей, могут сбрасываться в море, но эти вещества не должны причинять вред морской среде, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

3 Если мусор смешан с другими веществами, сброс которых запрещен или сброс которых подпадает под другие требования, или загрязнен ими, то применяются более строгие требования.

Правило 5

Особые требования к сбросу мусора со стационарных или плавучих платформ

1 С учетом исключений, предусмотренных положениями пункта 2 настоящего правила, запрещается сброс в море любого мусора со стационарных или плавучих платформ, а также со всех других судов, ошвартованных у таких платформ или находящихся в пределах 500 м от них.

2 Пищевые отходы могут сбрасываться в море со стационарных или плавучих платформ, расположенных на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега, и со всех других судов, ошвартованных у таких платформ или находящихся в пределах 500 м от них, но только тогда, когда отходы пропущены через измельчитель или мельничное устройство. Такие измельченные или размолотые пищевые отходы должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

Правило 6

Сброс мусора в пределах особых районов

1 Сброс перечисленных ниже видов мусора в море в пределах особых районов разрешается только тогда, когда судно находится и пути, и следующим образом:

.1 Сброс в море пищевых отходов должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это выполнимо, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника. Пищевые отходы должны быть измельчены или размолоты и должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм. Пищевые отходы не должны быть загрязнены любым другим видом мусора. Сброс интродуцированных продуктов из птицы, включая домашнюю птицу и ее части, не разрешается в районе Антарктики, если они не обработаны для приведения их в стерильное состояние.

.2 Сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

.1 остатки груза, моющие средства или присадки, содержащиеся в трюмной промывочной воде, не должны включать никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией;

.2 как порт отхода, так и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и судно не совершает перехода за пределами особого района между этими портами;

.3 в этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией; и

.4 если условия, указанные в подпунктах 2.1, 2.2 и 2.3 настоящего пункта, соблюдены, сброс промывочной воды, содержащей остатки, из грузового трюма должен производиться настолько далеко от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника, насколько это выполнимо, и не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

2 Моющие средства и присадки, содержащиеся в воде для мойки палуб и внешних поверхностей, могут сбрасываться в море, но только в тех случаях, если эти вещества не причиняют вред морской среде, принимая во внимание руководство, разработанное Организацией.

3 К району Антарктики применяются следующие нормы (в дополнение к нормам, указанным в пункте 1 настоящего правила):

.1 Каждая Сторона, из портов которой суда уходят в рейс в район Антарктики или в порты которой суда прибывают из района Антарктики, обязуется обеспечить, чтобы, как только это будет практически возможно, были предусмотрены достаточные сооружения для приема всего мусора со всех судов, не вызывающие чрезмерного простоя и соответствующие потребностям пользующихся ими судов.

.2 Каждая Сторона обеспечивает, чтобы все суда, имеющие право плавать под ее флагом, перед входом в район Антарктики имели на борту достаточные емкости для хранения всего мусора при плавании в этом районе и имели договоренности о сбросе такого мусора в приемное сооружение после выхода из этого района.

4 Если мусор смешан с другими веществами, сброс которых запрещен или сброс которых подпадает под другие требования, или загрязнен ими, то применяются более строгие требования.

Судам запрещено сбрасывать сточные воды ближе четырех миль от берега, если на судне нет работающего очистного устройства одобренного типа. На расстоянии от 4 до 12 миль от берега стоки должны быть измельчены и обеззаражены перед сбросом. Суда должны соответствовать некоторым требованиям к оборудованию.

Кроме того, суда подвергаются освидетельствованиям, а для судов, совершающих международные рейсы,—требуется международное свидетельство предписанной формы.

Порты должны обеспечить необходимое приемное оборудование для сточных вод судов (с учетом количества и типов судов, посещающих каждый конкретный порт).

Глава 1 - ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сточные воды означают:

  • стоки и прочие отходы из всех типов туалетов и писсуаров;
  • стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов и т.п.) через расположенные в таких помещениях раковины, ванны и шпигаты;
  • стоки из помещений, в которых содержатся живые животные; или
  • прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными выше стоками.

Сборный танк означает танк, используемый для сбора и хранения сточных вод.

Особый район означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства, по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря сточными водами.

Особыми районами являются:

  • район Балтийского моря
  • любой другой морской район, назначенный Организацией в соответствии с критериями и процедурами назначения особых районов в отношении предотвращения загрязнения сточными водами с судов.

Международный рейс означает рейс, выполняемый из страны, к которой применяется настоящая Конвенция, в порт, находящийся за пределами такой страны, и наоборот.

Лицо означает члена экипажа и пассажира.

Пассажир — всякое лицо, за исключением:

  • капитана и членов экипажа или иных лиц, работающих либо выполняющих на судне какие-либо обязанности, связанные с деятельностью этого судна; и
  • ребенка не старше одного года.

Пассажирское судно означает судно, перевозящее более двенадцати пассажиров.

Ежегодная дата означает число и месяц каждого года, которые соответствуют дате истечения срока действия Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами.

Проверка означает систематический, независимый и документально оформленный процесс получения подтверждающих данных и их объективной оценки с целью определения того, в какой степени выполнены критерии проверки.

Система проверки означает Систему проверки государств-членов ИМО, установленную Организацией с учетом руководства, разработанного Организацией.

Кодекс по осуществлению означает Кодекс по осуществлению документов ИМО (Кодекс ОДИ), принятый Организацией резолюцией А.1070(28).

Стандарт проверки означает Кодекс по осуществлению.

Положения настоящего Приложения применяются к следующим судам, занятым в международных рейсах:

  • к новым судам валовой вместимостью 400 рег.т и более; и
  • к новым судам валовой вместимостью менее 400 рег.т, которым разрешается нести на борту более 15 человек; и
  • к существующим судам валовой вместимостью 400 рег.т и более через пять лет после вступления в силу настоящего Приложения; и
  • к существующим судам валовой вместимостью менее 400 рег.т, которым разрешается нести на борту более 15 человек, через 5 лет после вступления в силу настоящего Приложения;

Глава 2 — Освидетельствования и выдача свидетельств

Каждое судно, от которого в соответствии с правилом 2 (Применение) требуется выполнение положений настоящего Приложения, подлежит установленным ниже освидетельствованиям:

  • Первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей Свидетельства, которое включает полное освидетельствование его конструкции, оборудования, систем, устройств, приспособлений и материалов. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям.
  • Освидетельствованию для возобновления свидетельства через интервалы, установленные Администрацией, но не превышающие пяти лет, за исключением случаев, в которых применяется правило 8.2, 8.5, 8.6 или 8.7 настоящего Приложения. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства, приспособления и материалы полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям.
  • Дополнительное освидетельствование , общее или частичное, в зависимости от обстоятельств, проводится после ремонта или во всех иных случаях после проведения любого значительного ремонта или восстановительных работ. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимые ремонт или восстановительные работы были проведены качественно, что материалы и качество такого ремонта или восстановительных работ во всех отношениях удовлетворительны и что судно во всех отношениях отвечает требованиям.

Освидетельствования судна осуществляются должностными лицами Администрации. Однако Администрация может поручить проведение освидетельствовании назначенным для этой цели инспекторам или признанным ею организациям.

Администрация, назначающая инспекторов или признающая организации для проведения освидетельствовании уполномочивает назначенного инспектора или признанную организацию, как минимум:

  • требовать ремонта судна; и
  • проводить освидетельствования по просьбе компетентных властей государства порта.

Если назначенный инспектор или признанная организация устанавливает, что состояние судна или его оборудования существенно не соответствует данным Свидетельства или что их состояние таково, что судно не подготовлено к выходу в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде, то такой инспектор или такая организация немедленно обеспечивает принятие мер по устранению недостатков и должным образом уведомляет об этом Администрацию. Если меры по устранению недостатков не выполняются, то Свидетельство изымается и Администрация немедленно уведомляется об этом. Если же судно находится в порту другой Стороны, то об этом немедленно уведомляются также компетентные власти государства порта. Если должностное лицо Администрации, назначенный инспектор или признанная организация уведомили компетентные власти государства порта, то правительство соответствующего государства порта оказывает такому должностному лицу, инспектору или организации любую необходимую помощь в выполнении их обязанностей в соответствии с настоящим правилом. В необходимых случаях правительство государства порта принимает меры, обеспечивающие, чтобы судно не уходило до тех пор, пока оно не сможет выйти в море или покинуть порт для следования на ближайшую подходящую судоремонтную верфь, не представляя чрезмерной угрозы морской среде.

В каждом случае соответствующая Администрация полностью гарантирует полноту и тщательность освидетельствования и обеспечивает принятие необходимых мер для выполнения этого обязательства.

Состояние судна и его оборудования должно поддерживаться в соответствии с положениями настоящей Конвенции для обеспечения того, чтобы судно оставалось во всех отношениях подготовленным к выходу в море, не представляя чрезмерной угрозы морской среде.

Выдача или подтверждение Свидетельства

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами выдается каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других Сторон Конвенции, после первоначального освидетельствования или освидетельствования для возобновления свидетельства.

Такое свидетельство выдается или подтверждается Администрацией либо лицом или организацией, должным образом ею уполномоченными. В каждом случае Администрация несет полную ответственность за свидетельство.

Выдача или подтверждение Свидетельства другим правительством

Правительство Стороны Конвенции может по просьбе Администрации принять к освидетельствованию судно и, убедившись, что на судне выполнены все положения настоящего Приложения, выдает или поручает выдать судну Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами и, где это уместно, подтверждает или поручает подтверждение судну этого свидетельства в соответствии с настоящим Приложением.

Копия свидетельства и копия акта об освидетельствовании передаются в возможно короткий срок Администрации, по просьбе которой осуществляется освидетельствование.

Выданное таким образом свидетельство содержит запись о том, что оно выдано по просьбе Администрации, и имеет такую же силу и получает такое же признание, как и свидетельство, выданное в соответствии с правилом настоящего Приложения.

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами не выдается судну, которому дано право плавания под флагом государства, не являющегося Стороной Конвенции.

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами составляется по форме, соответствующей образцу, приведенному в дополнении к настоящему Приложению и должно быть, по крайней мере, на английском, испанском или французском языке. Если используется официальный язык страны выдающей свидетельство, то он должен иметь преимущество с случае споров или несоответствий.

Срок действия и действительность Свидетельства

Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами выдается на срок, установленный Администрацией, но не превышающий пяти лет.

Глава 3 — Оборудование и контроль сброса

Системы для обработки сточных вод

Каждое судно, от которого в соответствии с правилом 2 (Применение) требуется выполнение положений настоящего Приложения, оборудуется одной из следующих систем канализации:

  • установкой для обработки сточных вод типа, одобренного Администрацией в соответствии со стандартами и методами испытаний, разработанными Организацией, или
  • системой измельчения и обеззараживания сточных вод, одобренной Администрацией. Такая система оборудуется средствами, удовлетворяющими требованиям Администрации, для временного хранения сточных вод, когда судно находится на расстоянии менее 3 морских миль от ближайшего берега, или
  • сборным танком вместимостью, удовлетворяющей требованиям Администрации, для сохранения всех сточных вод, обращая внимание на эксплуатацию судна, количество людей на борту и другие соответствующие факторы. Сборный танк должен иметь конструкцию, удовлетворяющую требованиям Администрации, и должен иметь средство визуальной индикации объема его содержимого.

Стандартное сливное соединение

Для обеспечения возможности присоединения труб приемных сооружений к судовому сливному трубопроводу оба трубопровода оснащаются стандартным сливным соединением в соответствии со следующей таблицей:


Для судов, имеющих теоретическую высоту борта 5 м и менее, внутренний диаметр сливного соединения может быть равным 38 мм.

Для судов, выполняющих рейсы специального назначения, например для пассажирских паромов, в качестве альтернативы сливной трубопровод судна может быть снабжен сливным соединением, которое может быть принято Администрацией, таким, как быстросоединяемое соединение.

Сброс сточных вод

Сброс сточных вод в море запрещается, за исключением случаев, когда выполняются сразу все следующие условия:

1) судно постепенно сбрасывает сточные воды, измельченные и обеззараженные в судовой установке:

  • методы и устройства сброса одобрены;
  • судно имеет действующее Международное Свидетельство;
  • судно находится на расстоянии более 4 морских миль от ближайшего берега и скорость не менее 4 узлов;

2) судно постепенно сбрасывает не измельченные и не обеззараженные сточные воды:

  • судно должно быть на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега;
  • судно имеет скорость не менее 4 узлов.

3) судно сбрасывает обработанные сточные воды, используя установку для обработки сточных вод:

  • методы и устройства сброса одобрены;
  • судно имеет действующее Международное Свидетельство;
  • сброс не должен приводить к появлению видимых плавающих твердых частиц и вызывать изменение цвета окружающей воды.

Если сточные воды смешаны с другими загрязненными водами, сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.

В территориальных и внутренних водах любых государств сброс сточных вод с судов может производиться в соответствии с национальными правилами этих государств, если ими установлены менее строгие требования, чем требования МАРПОЛ-73/78.

Глава 4 — Приемные сооружения

Правительство каждой Стороны Конвенции, которая требует, чтобы суда, эксплуатирующиеся в водах, находящихся под ее юрисдикцией, и посещающие суда, когда они находятся в ее водах, выполняли требования правила 11.1 (Сброс сточных вод ), обязуется предусмотреть в портах и на терминалах сооружения для приема сточных вод, достаточные для удовлетворения потребностей пользующихся ими судов, не приводя к простою этих судов.

Приемные сооружения для пассажирских судов в особых районах

Каждая Сторона, береговая линия которой прилегает к особому району, обязуется обеспечить, чтобы:

  • в портах и на терминалах, которые находятся в особом районе и которые используются пассажирскими судами, были предусмотрены сооружения для приема сточных вод;
  • сооружения были достаточными для удовлетворения потребностей этих пассажирских судов; и
  • сооружения эксплуатировались таким образом, чтобы не приводить к чрезмерному простою этих пассажирских судов.

Глава 5 — Контроль государства порта

Контроль государства порта за выполнением эксплуатационных требований

Судно во время прибывания в порту или у удаленного от берега терминала другой Стороны подлежит инспектированию должностными лицами, надлежащим образом уполномоченными этой Стороной, которое касается выполнения эксплуатационных требований. Если имеются явные основания полагать, что капитан или экипаж не знают важнейших судовых процедур, относящихся к предотвращению загрязнения сточными водами.

При обстоятельствах приведенных выше настоящего правила, Сторона принимает меры, обеспечивающие, чтобы судно не отошло до тех пор, пока положение дел не будет исправлено в соответствии с требованиями настоящего Приложения.

Глава 6 — Проверка соблюдения положений настоящего приложения

Проверка соблюдения положений

Каждая Сторона подвергается периодическим проверкам со стороны Организации в соответствии со стандартом проверки с целью подтверждения соблюдения и осуществления положений настоящего Приложения.

Генеральный секретарь Организации несет ответственность за обеспечение реализации Системы проверки на основе руководства, разработанного Организацией.

Каждая Сторона несет ответственность за содействие проведению проверки и осуществление программы мер, принятой по ее результатам, на основе руководства, разработанного Организацией.

Проверка всех Сторон:

  • основывается на общем графике, подготовленном Генеральным секретарем Организации с учетом руководства, разработанного Организацией; и
  • проводится с регулярными интервалами с учетом руководства, разработанного Организацией.

Глава 7 — Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах

Применение и требования

1.Настоящая глава применяется ко всем эксплуатирующимся в полярных водах судам, имеющим свидетельства в соответствии с настоящим Приложением.

2. Если специально не предусмотрено иное, любое судно, подпадающее под действие пункта 1 настоящего правила, должно соблюдать относящиеся к окружающей среде положения введения и положения главы 4 части II-А Полярного кодекса в дополнение к любым другим применимым требованиям настоящего Приложения».

Литература

MARPOL / МАРПОЛ 73/78 - ЦНИИМФ [2017]
Безопасность морского судоходства - В.Ляшенко [2007]
МАРПОЛ: Практическое пособие - B. Г. Торский, А. И. Сагайдак [1999]

.В процессе эксплуатации судов образуются бытовые и производственные отходы, сброс которых в водоем приносит значительный ущерб природе. При этом все образующиеся на судне загрязнения можно разделить на две основные группы:

1) остатки перевозимых грузов, образующихся вследствие неполной их выгрузки, обмыва палубы и трюмов, танков и т. п.;

2) загрязнения, образующиеся в результате жизнедеятельности экипажа и пассажиров (сточные воды и бытовой мусор), а также в результате эксплуатации судовых механизмов (нефтесодержащие льяльные, или подсланевые воды, производственный мусор). Кроме того, до сих пор, к сожалению, весьма часты случаи аварийных разливов нефтепродуктов при бункеровке судов и в результате различных аварийных ситуаций.

В связи с тем что для судов характерны загрязнения второй группы (они присущи любому классу судов), а также аварийные разливы нефтепродуктов, в данной книге рассмотрены пути решения проблем по предотвращению загрязнения водоемов этими видами судовых загрязнений.

Существует классификация мусора по степени его взаимодействия с водной средой:

плавающий — приводит к загрязнению поверхности воды и береговой полосы (пляжи, места отдыха и т. п.);

тонущий — загрязняет дно водоема, особый вред наносит местам нерестилищ и нагула рыб;

растворяющийся — поглощает для своего окисления кислород из воды водоема, изменяет ее окраску, вкус и т. п.

Международная конвенция МАРПОЛ 73/78

В 1973 г. Международной морской организацией (ИМО), являющейся органом ООН, была принята Международная конвенция МАРПОЛ 73, в которой определены технические требования по предотвращению загрязнения моря с судов.

Положения МАРПОЛ 73 и Протокола 1978 г. представляют собой единый документ, кратко называемый Конвенция МАРПОЛ 73/78 [52], которая включает пять приложений (по видам всех судовых загрязнений):

приложение I. «Правила предотвращения загрязнения нефтью»;

приложение II. «Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом»;

приложение III. «Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или автодорожных и железнодорожных цистернах»;

приложение IV. «Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов»;

приложение V. «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов».

Указанные пять приложений Конвенции по существующим в ИМО правилам объединяются в три группы и принимаются (ратифицируются) государствами одновременно: 1-я группа — приложения I и II; 2-я группа — приложения III и V; 3-я группа — приложение IV.

Приложения I и II вступили в силу 2 октября 1983 г.; приложение V — в декабре 1988 г., остальные вступят в силу в ближайшие год-два. В качестве наиболее важных, присущих всем типам судов, здесь рассмотрены требования приложений I, IV и V (нефть, сточные воды, мусор).

Нефтесодержащие воды.

Каждое судно, совершающее международные рейсы, должно быть оборудовано в соответствии с требованиями приложения I Конвенции МАРПОЛ 73/78, что подтверждается выдачей Регистром СССР этим судам Международных свидетельств о предотвращении загрязнения нефтью. Конвенцией предусмотрены следующие технические средства для предотвращения загрязнения водной среды льяльными (подсланевыми) водами с судов:

— нефтеводяное фильтрующее оборудование с очистной способностью подсланевых вод до уровня нефтесодержания в сбросе не более 15 млн -1 ;

— автоматическое устройство для закрытия сливных клапанов, когда содержание нефти в очищенной воде, сбрасываемой за борт, превышает 15 млн -1 ';

— нефтеводяное сепарационное оборудование с очистной способностью до 100 млн -1 .

Сточные воды.

Требования приложения IV Конвенции МАРПОЛ 73/78 распространяются на суда, совершающие международные рейсы, в том случае, если валовая вместимость данных судов более 200 per. т, а также на суда меньшей вместимостью, если на них разрешена перевозка более 10 человек.

В соответствии с положениями Конвенции в прибрежной зоне шириной 12 морских миль запрещен сброс сточных вод, если они предварительно не очищены и не обеззаражены в специальной судовой установке (установке ООСВ) до некоторых параметров.

Под термином «сточные воды» Конвенцией понимается следующее:

— стоки из всех видов туалетов, писсуаров, унитазов, а также шпигатов, находящихся в туалетах;

— стоки из раковин, ванн, душевых и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях;

— стоки из помещений, где содержатся животные;

— прочие стоки, если они перемешаны с перечисленными выше.

За пределами 12-мильной зоны сброс СВ разрешен без предварительной обработки в любом бассейне (понятия «особый район» для СВ не существует), но при этом указано, что судно должно двигаться со скоростью не менее 4 уз.

В связи с указанным каждое судно, попадающее под действие приложения IV Конвенции, должно быть оборудовано устройствами для возможного предотвращения сброса необработанных СВ. Такими устройствами являются судовые сборные цистерны, а также установки ООСВ.

Приложение V Конвенции включает правила предотвращения загрязнения водоемов мусором с судов. При этом под термином «мусор» понимаются все виды пищевых, бытовых или эксплуатационных отходов (за исключением свежей рыбы и ее остатков), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна, за исключением веществ, перечень которых приведен в других приложениях Конвенции.

Конвенцией предусмотрены следующие ограничения по сбросу мусора с судов:

— запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, сети, пластмассовые мешки для мусора;

— плавучий обивочный и упаковочный материал можно сбрасывать за пределами 25 миль от берега;

— за пределами 12-мильной зоны можно сбрасывать мусор, пропущенный через измельчитель, если куски размолотого мусора не более 25 мм;

— в особых районах запрещается сбрасывать любые виды мусора, кроме пищевых отходов, которые можно сбрасывать за пределами 12-мильной зоны.

Если мусор смешан с другими отходами, сброс которых попадает под другие требования, то к нему предъявляются более строгие требования.

В соответствии с требованиями Конвенции каждое судно, совершающее международные рейсы, должно иметь как минимум одно из следующих устройств: емкости для сбора мусора; устройства для измельчения или прессования мусора; инсинератор (печь для сжигания мусора). Кроме того, в Конвенции указано, что все заинтересованные государства обязаны обеспечить свои порты и терминалы устройствами для приема мусора.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Согласно Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78) существуют определённые правила сброса жидкого балласта за борт и разделение балласта на следующие виды:

· Изолированный балласт — это забортная вода, принятая в изолированные балластные танки, имеющие автономную систему выкачки и отдельные, только для этой цели насосы. Изолированный балласт сбрасывается за борт без ограничения.

· Чистый балласт — это забортная вода, принятая в изолированные балластные танки или тщательно вымытые грузовые танки, выкачиваемая за борт через общую балластную систему общими балластными насосами, вне особых районов, на ходу, за 12 мильной зоной, при сбросе на спокойной воде не вызывает появление следов нефти на поверхности воды.

· Нефтезагрязнённый балласт — это забортная вода, принятая в грузовые танки, и выкачиваемая за борт через общую балластную систему общими балластными насосами, вне особых районов, за 50-тимильной зоной через отстойный танк, под контролем САЗРИУС.

· Нефтесодержащий балласт — это балласт, который сильно загрязнён нефтесодержащими остатками настолько, что система САЗРИУС не может обеспечить его откатку за борт согласно норм.

Существуют определённые международные правила и требования для производства замены балласта в море, в порту.

Любые операции с балластом (откатка или приём балласта) должны записываться в специальный «Журнал балластных операций».

На титульном листе такого журнала должно быть указано название судна, порт приписки и номер ИМО. Далее приводится таблица, в которой содержатся следующие сведения: расположение танка, дата, начальное количество балласта, конечное количество балласта, местонахождение судна (координаты или название порта), какие насосы использовались (если танки наполнялись самотеком – необходимо это отметить), продолжительность операции, соленость воды, подпись и должность ответственного за эти операции офицера.

Отдельно в данном журнале записываются дополнительные сведения, имеющие отношение к балластным операциям на борту судна. Этот раздел содержит всего три графы: дата, вид операции и комментарии. Сюда необходимо вносить всю информацию, которая может представлять интерес для карантинных властей, например удаление осадков из танков в сухом доке или зачистка танков в море. Каждая запись скрепляется подписью ответственного офицера с указанием его должности.

Международная конвенция

О контроле судовых балластных вод и осадков

И управлении ими 2004 года

Конвенция была одобрена Дипломатической конференцией в феврале 2004 года. Она содержит нормы и правила обращения с балластными водами и осадками с целью предотвращения переноса с ними нежелательных водных организмов и патогенов.

Международная конвенция по балластным водам - важнейшая международная мера по охране окружающей среды, которая направлена на прекращение распространения потенциально инвазивных водных видов в балластной воде судов, вступает в силу 8 сентября 2017 года, говорится в пресс-релизе Международной морской организации (IMO).(Инвазивные водные видыозначают виды, которые могут представлять угрозу для жизни людей, животных и растений, экономической и культурной деятельности, а также водной среды).

Конвенция (Ballast Water Management Convention – BWM-2004) предписывает, что в период с 2009 г. по 2019 г. все суда, имеющие балластные танки и совершающие международные рейсы, должны быть снабжены специальными системами для обработки судовых балластных вод (механическими, химическими, биологическими и др.), обеспечивающими требуемую минимальную концентрацию жизнеспособных организмов и удаление осадков.

Согласно Конвенции суда, построенные до 2009 года:

1) с объемом балластных вод от 1500 до 5000 куб. м осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту, описанному в правиле D-1 или в правиле D-2, либо превышает его, до 2004 года, после чего оно отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его;

2) с объемом балластных вод менее 1500 и более 5000 куб. м осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту в правилах D-1 или D-2 до 2006 года, после чего оно отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его.

Суда, построенные в 2009 году или позднее этой даты, с объемом балластных вод менее 5000 куб. м осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его.

Суда, построенные в 2012 году или позднее этой даты, с объемом балластных вод 5000 куб. м и более осуществляют управление балластными водами, которое отвечает стандарту, описанному в правиле D-2, или превышает его.

Вступление в силу Конвенции об управлении балластными водами не только сведёт к минимуму риск вторжения чужеродных видов через балластные воды, но и обеспечит международную площадку для международного судоходства, обеспечивая четкие и надежные стандарты управления судовыми балластными водами», добавил руководитель IMO.

Расширение объема морских перевозок судами за последние несколько десятилетий увеличило вероятность попадания инвазивных видов через балластную воду. Уже зафиксированы случаи разрушительных последствий для местной экосистемы, экономики и инфраструктуры от попавших инвазивных видов.

Балластная конвенция требует, чтобы все суда участвующие в международной торговле заменяли водяной балласт или очищали эти воды и осадки в соответствии с планом управления балластными водными ресурсами. Все суда должны иметь журнал балластных вод и международно признанный сертификат на установку управления водяным балластом, одобрение типового образца соответствующими организациями.

Первоначально будут действовать два стандарта, соответствующих двум вариантам.

Стандарт D-1: требует от судов замену балластной воды в открытом море, вдали от прибрежных вод. В идеале это означает расстояние не менее 200 морских миль от берега и в воде глубиной не менее 200 метров. Таким образом, это уменьшает шансы для микроорганизмов на выживание, и поэтому меньше возможностей к попаданию потенциально опасных видов при сбросе балластной воды.

Стандарт D-2: это показатель эффективности, который определяет максимальное количество жизнеспособных организмов, которое может находится в сливаемой воде, включая определенные индикаторные микробы, вредные для здоровья человека.

Строящиеся суда должны будут соответствовать стандарту D-2, в то время как уже эксплуатируемые суда должны соответствовать стандарту D-1. Вовлеченными организациями был согласован график внедрения стандарта D-2, основанный на дате проведения повторного освидетельствования на подтверждение Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPPC), который должен проводиться не реже одного раза в пять лет.

В конечном итоге, в будущем все суда должны будут соответствовать стандарту D-2. Для большинства судов это означает установку специального бортового оборудования.

IMO занимается проблемой инвазивных видов в судовых балластных водах судов с 1980-х годов, когда государства-члены организации, испытывающие особые проблемы, обратились в Комитет IMO по защите морской среды (МЕРС). Рекомендации для решения этой проблемы были приняты в 1991 году, и затем IMO работала над разработкой Конвенции BWMC, которая в целом была принята в 2004 году. Требовалось договоренность о единообразной реализации Конвенции и решения проблем различных заинтересованных сторон: о наличии соответствующих систем управления балластной водой, испытания и утверждение типового образца установки.

Системы управления судовыми балластными водами должны быть одобрены национальными органами власти в соответствии с регламентом, разработанным IMO. Системы очистки должны пройти испытания на береговых объектах и на борту судов, для подтверждения соответствия стандарту эффективности. Например, они могут включать технологии с использованием фильтрации, УФ излучения или электрохлорирования. Системы УБВ, которые используют активные вещества для очистки балластной воды, должны пройти строгую процедуру утверждения и быть проверены IMO. Существует двухуровневый процесс, чтобы гарантировать, что такая система не создает необоснованного риска для безопасности судна, здоровья человека и водной среды.

На настоящее время более 60 систем очистки балластных вод уже получили официальное утверждение типового образца.

Начиная с 2000 года, в рамках программы развития ООН - Глобальный экологический фонд (ГЭФ), проект партнерства GloBallast оказывается помощь развивающимся странам для снижения рисков вторжения водных инвазивных организмов путем создания необходимого потенциала для реализации Конвенции. Более 70 стран выиграли от этого проекта, получившего несколько международных наград за свою работу. Программа GloBallast также реализовывалась при партнерстве с частным сектором через Global Industry Alliance (GIA) и Фонд GIA, созданный с партнерами из крупных морских компаний.

Международная морская организация (ИМО), головной офис которой находится в Лондоне, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН). Главной задачей ИМО является обеспечение безопасности и надежности судоходства, а также предотвращение загрязнения морской среды судами.

К морским инвазивным биорганизмам, в частности, относится североамериканский гребневик (Mnemiopsis leidyi) попавший вместе с судовыми балластными водами из восточного побережья Америки в Черное, Азовское и Каспийское моря. Это вид может истощать зоопланктон; нарушать пищевую цепочку и функции экосистемы. Этот вид значительно повлиял на катастрофическое падение промысла в Азовском, Черном и Каспийском морях в 1990-х и 2000-х годах с большими экономическими и социальными последствиями.

Дрейссена речная, или мидия-зебра попала из Черного моря в западную и северную Европу, включая Ирландию и Балтийское море, и восточную часть Северной Америки. Двустворчатый моллюск перемещаясь в личиночной форме в балластной воде, при сбросе воды демонстрирует быстрый репродуктивный рост без естественных хищников в Северной Америке. Мидия умножается и загрязняет все доступные твердые поверхности в массовых количествах. Вытесняя местную водную жизнь, этот вид изменяет среду обитания, экосистему и пищевую цепь и вызывает серьезные проблемы с загрязнением гидротехнической инфраструктуры и судов. Отмечены высокие экономические издержки, связанные с очисткой водозаборных трубопроводных систем, шлюзов и оросительных канав.

Амурская морская звезда попала в балластной воде из северной части Тихого океана в южную Австралию. Морской организм воспроизводится в большом количестве, быстро достигая критического порога в оккупированных средах. Этот инвазивный вид привел к значительным экономическим потерям, поскольку питается моллюсками, в том числе коммерчески ценными видами гребешка, устрицы и моллюсков.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

· судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией государства флага судна (территориальное море и внутренние морские воды), если государство флага судна не решит, что сброс балластных вод с таких судов, либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб;

· судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией другого государства, если это государство разрешает такое исключение;

· судам, которые эксплуатируются только в водах, находящихся под юрисдикцией одного государства и в открытом море (без захода в иностранные территориальное море или внутренние морские воды), если такое государство не решит, что сброс балластных вод с таких судов либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб;

· военным кораблям, военно-вспомогательным судам или другим судам, принадлежащим государству или эксплуатируемым им и используемым только для правительственной некоммерческой службы;

· судам, перевозящим в закрытых танках постоянные балластные воды, которые не подлежат сбросу;

· судам-земснарядам в отношении воды в их трюмах;

· плавучим установкам для хранения и плавучим установкам для производства, хранения и выгрузки.

Иначе говоря, Конвенция в том числе не применяется к судам, работающим в водах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и в открытом море (за исключением специально оговоренных РФ прибрежных морских районов, сброс балластных вод в которых может нанести существенный вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу или биологическим ресурсам). При введении таких районов, РФ обязана заранее уведомить судовладельцев и другие заинтересованные стороны не менее, чем за 6 месяцев.

К дате вступления Конвенции в силу Россия не принимала решения о том, что сброс балластных вод с судов, эксплуатируемых исключительно в водах под юрисдикцией России или в водах под юрисдикцией РФ и в открытом море, либо ухудшит окружающую среду, здоровье человека, имущество или ресурсы – свои или прилегающих других государств, либо причинит им ущерб, и следовательно для таких судов не возникает обязанности выполнять требования Конвенции, если только Обязательными постановлениями по конкретному морскому порту не установлены процедуры управления балластными водами при заходе в такой морской порт. Для указанных судов нет необходимости получать какое-либо изъятие или освобождение от требований Конвенции.

По результатам освидетельствования на соответствие Конвенции на судно выдается Международное свидетельство об управлении балластными водами.

Одним из требований Конвенции является наличие на судне системы управления балластными водами, обеспечивающей обработку таких вод, с тем, чтобы количество вредных организмов в сбрасываемой за борт воде не превышало определенных концентраций (Стандарт D-2).

Суда, построенные 8 сентября 2017 года и после этой даты, должны соответствовать Стандарту D-2 с даты поставки.

Для существующих судов система управления балластными водами стандарта D-2 должна быть установлена на судне до даты ближайшего освидетельствования для возобновления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью (IOPP), которая наступит после 8 сентября 2017 года.

Суда, к которым не применяется возобновляющее освидетельствование IOPP, должны соответствовать стандарту D-2 с 8 сентября 2017 года.

Международная морская организация в 2017 года на КЗМС-71 рассматривала вопрос сроков и порядка применения стандарта D-2 (необходимость наличия на борту системы управления балластными водами) и одобрила резолюцию, предполагающую следующий график применения стандарта D-2:

· суда, построенные 8 сентября 2017 года или после этой даты, должны соответствовать требованиям D-2 к моменту поставки судна;

· для судов, построенных до 8 сентября 2017 года, применение стандарта D-2 определяется в зависимости от сроков проведения возобновляющего освидетельствования по IOPP, а именно:

– если возобновляющее освидетельствование по IOPP проведено в период с 8 сентября 2014 до 8 сентября 2017 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 при первом возобновляющем по IOPP после вступления Конвенции в силу (8 сентября 2017 года);

– если возобновляющее освидетельствование по IOPP проведено в период с 8 сентября 2017 до 8 сентября 2019 года, то судно должно соответствовать стандарту D-2 при втором возобновляющем освидетельствовании по IOPP после вступления в силу Конвенции.

Для судов, не подпадающих под требования Приложения 1 к Конвенции МАРПОЛ, срок соответствия стандарту D-2 определяется Администрацией, но он должен быть не позднее 8 сентября 2024 года.

В связи с тем, что Конвенция на момент проведения КЗМС71 еще не вступила в силу, приведенная схема будет окончательно принята на КЗМС-72 в апреле 2018 года после вступления в силу Конвенции.

В РФ подтверждена возможность раннего срока предъявления судна к возобновляющему освидетельствованию по IOPP и, как следствие, что позволяет судовладельцам получить при выполнении указанных выше условий максимальную отсрочку по применению стандарта D-2.

Лекция№11 Предотвращение загрязнения водной среды

11.1. Состав и свойства судовых сточных вод

Сточные воды (СВ), образующиеся на судах, условно делятся на хозяйственно-фекальные и хозяйственно-бытовые.

К судовым хозяйственно-фекальным сточным водам относятся:

-стоки и прочие отводы из всех видов туалетов, писсуаров, уни­тазов, а также шпигатов, находящихся в общих уборных;

- стоки из раковин, ванн, душевых и шпигатов, находящихся в медицинских помещениях;

- стоки из помещений, в которых содержатся животные;

- прочие стоки, если они смешаны со стоками, перечисленными выше.

К хозяйственно-бытовым сточным водам относятся: стоки от умывальников, душей, ванн, шпигатов жилых и санитарно-гигиениче­ских помещений, от моек и оборудования камбуза и других помещений пищеблока. Если хозяйственно-бытовые и СВ не смешанных с хозяйственно-фекальными водами, то их сбор и обработка требования­ми конвенции МАРПОЛ-73/78 не предусматриваются.

По своему составу хозяйственно-фекальные СВ состоят из 58 % органиче­ских и 42 % минеральных веществ (из них 20 % представляют собой не­растворимые вещества в виде взвешенных частиц), в которых содержатся пять следующих основных загрязняющих компонентов:

- большое количество бактерий, паразитов, а возможно и виру­сов, заражающих морских животных и людей;

- растворенные органические и взвешенные компоненты, имею­щие средневысокую биохимическую потребность в кислороде;

- твердые частицы (органические и неорганические), осаждаю­щиеся на дно и при своем биохимическом распаде поглощаю­щие кислород;

- плавающие частицы (органические и неорганические), удер­живающиеся на поверхности воды и представляющие серьезную проблему с точки зрения удобств использования морских бассейнов для отдыха;

- большие концентрации питательных веществ (главным обра­зом фосфорных и азотных соединений).

В случаях чрезмерного или постоянного загрязнении водной среды СВ количество растворенного в ней кислорода уменьшается, что в свою очередь приводит к наруше­нию процесса естественного самоочищения и, как следствие, к измене­нию всего экологического характера акватории. Низкая концентрация растворенного кислорода и высокая концентрация органических веществ создают неблагоприятные условия для существования рыбы, которая или гибнет, или уходит из загрязненного района.

До настоящего времени не установлено критерия, который признавал­ся бы всеми государствами как универсальный, удовлетворяющий оцен­ке загрязненности сбрасываемых с судов СВ с точки зрения их вредного воздействия на морскую среду. В этих условиях в различных странах безопасная степень загрязненности лимитируется различными значениями основных показателей, колеблющихся в широких пределах.

Для определения степени загрязнения СВ обычно используют ранее, следующие основные показатели:

БПК5 — биохимическое потребление кислорода в тече­ние 5 суток. Это количество кислорода (мг/л), которое требу­ется для аэробного биохимического разложения органических веществ, содержащихся в воде в течение 5 суток при темпе­ратуре 20 °С без доступа воздуха и света. Биохимическая по­требность в кислороде не учитывает стойкие органические ве­щества, не затрагиваемые биохимическим процессом, и часть веществ, идущих на прирост бактерий;

ХПК— химическое потребление кислорода. Это коли­чество кислорода (мг/л), которое требуется для полного хими­ческого окисления содержащихся в воде органических и мине­ральных веществ под действием окислителей;

ТВВ— твердые взвешенные вещества. Это количество пла­вающих на поверхности или находящихся во взвешенном состоянии твердых веществ (мг/л);

Коли индекс — это количество бактерий группы кишечной палоч­ки («коли») в единице объема на 1 литр воды или 1 кг субстрата (количественный показатель загрязнения воды — не более 3 в 1 литре). Наличие этих бактерий является указателем на возмож­ность наличия болезнетворных (патогенных) микроорганизмов.

Практика показывает, что болезнетворные бактерии при низкой температуре морской воды сохраняются гораздо дольше, чем в теплых водах. Но в любом случае эти бактерии и вирусы выживают в водной среде длительное время, достаточное для непосредственной передачи инфекции человеку, попадания в организм морских животных и нанесения ущерба их жизнедеятельности.

11.2. Порядок сброса сточных вод с судов

Сброс с судов СВ в открытом море и особых районах моря регла­ментируется правилами Приложения IV к конвенции МАРПОЛ-73/78 и конвенции ХЕЛКОМ -92 (табл. 11.1), а во внутренних и территориаль­ных водах Российской Федерации — Законом РФ об охране ОС.

Условия сброса сточных вод согласно Приложению IV МК МАРПОЛ-73/78

Район моря Условия сброса
В пределах 4 миль от берега Сброс запрещен, за исключением сброса после обра­ботки сточных вод установками, удовлетворяющими требования Правила 3 конвенции
Между 4 и 12 милями от берега Сброс запрещен, за исключением сброса после обра­ботки сточных вод установками, удовлетворяющими требования Правила 3 конвенции и когда измельчен­ные и обеззараженные СВ сбрасываются на ходу судна при скорости не менее 4 узлов
Более 12 миль от берега Сброс запрещен, за исключением сброса после обра­ботки сточных вод установками, удовлетворяющими требования Правила 3 конвенции и когда неизмельченные и недизенфицированые СВ сбрасываются на ходу судна при скорости не менее 4 узлов

Во внутренних и территориальных водах РФ разрешается сброс с судов СВ:

- очищенных и обеззараженных СВ в пределах I и II поясов са­нитарных зон после обработки их в установке, одобренной КО, показатели очистки и обеззараживания которой соответствуют нормам по коли индексу — не более 2500, по БПК5 — не более 50 мг/л, ТВВ — не более 100 мг/л сверх содержания взвешенных веществ в промывочной воде;

- сброс производится при движении судна со скоростью не менее 4 узлов и не приводит к появлению видимых плавающих твердых частиц, а также не вызывает изменения цвета окружающей воды.

При нахождении судна в районах моря, где сброс запрещен, СВ должны собираться в сборные танки. Сдачу СВ на суда-сборщики или в портовые приемные сооружения следует осуществлять судовыми насосами, по возможности исключив использование эжекторов.

11.3. Методы и технические средства обработки сточных вод

Очистки СВ осуществляется с применением следующих способов:

Механический — отстаивание, процеживание, фильтрование, центрифугирование;

Физико-химический — коагулирование, флотация, сорбция, дезо­дорация, электрохимические и др.;

Химический — нейтрализация, аэрация, хлорирование, озониро­вание;

Биологический — биологическое разложение, биологическое окисление;

Термический — сжигание.

Перечисленные способы обработки сточных вод реализуются с применением различных типов судовых систем и установок.

В общем случае любая судовая установка для обработки СВ должна удовлетво­рять следующим основным требованиям:

- обеспечивать обработку стоков с постоянным качеством очи­щенной воды независимо от интенсивности поступления СВ и концентрации загрязнения, в том числе крупнофракционного;

- на качество очистки не должна влиять температура СВ (темпе­ратура внешней среды — до 50 °С; температура сточных вод — до 80 °С);

- возможность отключения системы на длительный период ивключаться в работу за минимально возможное время; иметь систему автоматизации;

- надежно работать в условиях качки (крен или дифферент судна до 30°, бортовая и килевая качки до 30°) и при наличии вибрации;

- иметь минимально возможные массу и габариты.

Втиповых судовых системах СВ подвергаются предварительной обработке, споследующим извлечением из них нерастворимых примесей. Осветленная сточная жидкость обеззараживается и сбрасывается за борт или поступает всанузлы. Извлеченные примеси либо сжигаются в инсинераторах, либо по­ступают в накопительные емкости для последующей сдачи в портовые при­емные сооружения, либо сбрасываются в разрешенных морских районах.

Наибольшее практическое применение получили установки очистки СВ с биологическим, физико-химическими электрохимическим принципом действия. Сущность каждого из них сводится к следующему.

Биологический метод очистки СВ основан на создании и поддержании оптимальных условий существования бактерий, перерабатывающих содержащиеся в СВ вредные вещества в продукты, безвредные для окружающей среды — двуокись углерода и воду с неорганическими примесями. Для этой цели при очистке СВ используют аэробные бактерии, потребляющие кислород из аэрированной воды.

Непосредственный процесс очистки СВ заключается в измельчение отходов, аэрирование жидкости, ее отстаивание от активного ила и химическое обеззараживание (хлорирование), после чего обработанные воды сбрасываются за борт, а отстой (шлам), содержащий бактерии, собирается и возвращается в аэрационную цистерну для последующей обработки.

Преимуществом таких установок является простота их конструкции и обслуживания, малый расход химических реагентов.

Вместе таким установкам присущи следующие недостатки:

- чувствительность к солености стоков;

- потребность в сравнительно длительном времени на ввод уста­новки в действие после значительных перерывов в работе;

- чувствительность к наличию в СВ поверхностно-активных веществ.

Установки на биологическом принципе применяются на пассажирских судах, для которых важно полностью исключить необходи­мость сдачи СВ на приемные портовые сооружения, что связано со значи­тельными затратами времени и средств.

В установках с физико-химическим принципом действия используется химическая обработка, коагуляция (разделение раствора на две фазы), осаждение коагулированного загрязнения, флотация (всплытие измельченных частиц на поверхность вме­сте с пузырьками воздуха), фильтрование, окисление загрязнения.

Преимущества таких установок — скорость процессов обработки сто­ков в них в 10…20 раз выше, небольшие габариты и масса, малая зависимость от солености и температуры стоков, воз­можность автоматизации процесса обработки.

В отличие от установок биологической очистки установки с физико-химическим принципом обработки имеют более достаточно сложные технологические схемы и конструкции. Кроме того, эти установки обеспечивают более низкое качество очистки.

Электрохимический метод обработки СВ отличается от физико-химического тем, что процесс коагуляции совершается в электрическом поле.

Модуль грубой очистки предназначен для отделения крупнодисперсионных примесей и сбора шлама. Шлам после обработки в измельчителе перекачивается насосом в емкость для сбора шлама. Чем мельче частицы отходов, тем больше их суммарная поверхность и тем интенсивнее происходит биологический процесс.

Модуль тонкой очистки предназначен для электрохимической обработки и обеззараживания СВ. Блок состоит из четырех следующих отсеков: в первом отсеке расположен блок электродов коагулятора, в остальных — блоки электродов флотаторов. СВ, проходя через межэлектродное пространство коагулятора, насыщаются ионами алюминия, образующимися при растворении электродов. Ионы алюминия коагулируют загрязняющие вещества, находящиеся в коллоидном состоянии. Во втором — четвертом отсеках блока загрязняющие вещества поднимаются на поверхность обрабатываемой жидкости с пузырьками газа, образующи­мися при электролизе воды. Пена, образующаяся в процессе флотации, удаляется с поверхности в шламовую цистерну.

К числу основных особенностей установок на электрохимическом принципе действия относятся:

- отсутствует ограничение по исходной концентрации загрязнения;

- стабильность степени очистки при длительной работе установки;

- для очистки 1 м³ СВ требуется 1,2 кВт электроэнергии;

- возможно изменение производительности за счет изменения числа модулей;

- автоматизация технологического процесса.

ДОПОЛНЕНИЕ К ЛЕКЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

К КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ-73/78

«Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов»

Согласно Правилу 2 положения настоящего Приложения применяются:

— к новым судам валовой вместимостью 200 и более;

— к новым судам валовой вместимостью менее 200, которым разрешается перевозить более 10 человек;

— к новым судам, для которых валовая вместимость не замеряется и которым разрешается перевозить более 10 человек;

— к существующим судам валовой вместимостью 200 и более через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения;

— к существующим судам валовой вместимостью менее 200, которым разрешается перевозить более 10 человек, через 10 лет после вступления в силу настоящего Приложения;

— к существующим судам, для которых валовая вместимость не замеряется и которым разрешается перевозить более 10 человек, через 10 лет после вступления в силу настоящего



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: